Какие организации попадают под обязательный аудит. Обязательный аудит и основания для его проведения

Аудит - это проводимая для выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта независимая проверка этой отчетности (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ). Аудит может проводиться как в добровольном, так и в обязательном порядке. В первом случае мы говорим об инициативном аудите, во втором - об обязательном. Обязанность проведения аудита накладывается на организацию законом. О критериях проведения обязательного аудита в 2017 году расскажем в нашей консультации.

Когда проведение аудита — обязанность

Критерии обязательного аудита в 2017 году содержатся в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» .

Основные критерии обязательного аудита - критерии юридические и стоимостные. В первом случае обязательность аудита возникает в случае принадлежности организации к определенной организационно-правовой форме (к примеру, компания является акционерным обществом) или в случае ведения определенных видов деятельности, а во втором - в случае превышения выручки или величины активов определенных ограничений.

Приведем в таблице для обязательного аудита критерии 2017 года для ООО и организаций иных форм. При наличии хотя бы одного из перечисленных условий проведение аудита является обязательным.

Обязательный аудит за 2017 год: критерии
Критерий Условие
Организационно-правовая форма или вид деятельности — акционерное общество;
— кредитная организация;
— бюро кредитных историй;
— профессиональный участник РЦБ;
— страховая организация;
— клиринговая организация;
— общество взаимного страхования;
— организатор торговли;
— негосударственный пенсионный или иной фонд;
— акционерный инвестиционный фонд;
— управляющая компания акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов)
Обращение ценных бумаг допущены к организованным торгам
Выручка от продажи продукции (выполнения работы, оказания услуг) за 2016 год* превышает 400 миллионов рублей
Сумма активов организации на 31.12.2016 по данным бухгалтерского баланса* превышает 60 миллионов рублей
Представление (раскрытие) организацией годовой сводной (консолидированной) отчетности** представляет или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность

* За исключением органов госвласти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов.

** За исключением органа госвласти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения.

Прочие критерии обязательного аудита

Представим некоторые иные случаи обязательного проведения аудита, не поименованные выше и предусмотренные отдельными Федеральными законами.

1. Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют подпункту 3 пункта 1 настоящей статьи. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;
5) обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.
2. Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.
3. Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, может производиться только аудиторскими организациями, в уставном (складочном) капитале которых отсутствует доля, принадлежащая иностранным физическим и (или) юридическим лицам, и которые имеют допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, полученный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 7

Аудиторская проверка может быть обязательной и добровольной.
Обязательный аудит - это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
Аудит обязателен только для тех организаций или индивидуальных предпринимателей, для которых это предусмотрено комментируемым Законом.
Обязательному аудиту подлежат экономические субъекты в зависимости от суммы баланса, объема реализации или суммы услуг.
Комментируемый Закон предусматривает обязательный аудит в случаях, если:
1) организация имеет организационно - правовую форму открытого акционерного общества;
2) организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные исчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;
4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют подпункту 3 пункта 1 настоящей статьи. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены.
Кроме того, еще Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. N 1355 (ред. от 25.04.95) были утверждены "Основные критерии (система показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке".
Согласно этому документу бухгалтерская (финансовая) отчетность экономических субъектов подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке по следующим критериям (системе показателей) деятельности:
- Организационно - правовая форма экономического субъекта.
Подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке экономические субъекты, имеющие организационно - правовую форму открытого акционерного общества, независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала.
- Вид деятельности экономического субъекта.
По виду деятельности обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат:
- банки и другие кредитные учреждения;
- страховые организации и общества взаимного страхования;
- товарные и фондовые биржи;
- инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании);
- внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами;
- благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц;
- другие экономические субъекты, обязательная ежегодная аудиторская проверка которых по виду их деятельности предусмотрена федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
- Источники формирования уставного капитала (уставного фонда) экономического субъекта.
Экономические субъекты подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке, если в их уставном капитале (уставном фонде) имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам.
- Финансовые показатели деятельности экономического субъекта.
Экономические субъекты (за исключением находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности) подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности:
- объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающего в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;
- суммы активов баланса, превышающей на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда.
Для определения указанных финансовых показателей установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда принимается в среднегодовом исчислении за отчетный год.
В целях усиления контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и в соответствии с Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 года N 1024, Правительство Российской Федерации установило, что проведение ежегодных аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, начиная с отчета за 1999 год, является обязательным в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения (далее именуются "предприятия"), при наличии одного из следующих финансовых показателей их деятельности:
- объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающий в 500 тысяч раз установленный законом минимальный размер оплаты труда;
- сумма активов баланса, превышающая на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законом минимальный размер оплаты труда.
Обязательные аудиторские проверки осуществляются уполномоченными аудиторскими организациями, отобранными на конкурсной основе.
Предприятия осуществляют выбор аудиторской организации самостоятельно из числа уполномоченных аудиторских организаций и заключают с ней договор на проведение аудита. При этом необходимо учитывать также Примерное техническое задание на проведение аудиторской проверки федерального государственного унитарного предприятия (утверждено распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 26.05.2000 N 9-р).
Расходы предприятия на оплату аудиторских услуг включаются в установленном порядке в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия.
В договоре на проведение аудиторской проверки предприятия предусматривается обязательство аудиторской организации о представлении ею в Министерство государственного имущества Российской Федерации и в федеральный орган исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), по одному экземпляру отчета, в том числе аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия в составе вводной, аналитической и итоговой частей, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Постановлением Правительства РФ от 29 января 2000 года N 81 "Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий" рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовать проведение ежегодных аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации.
В целях усиления контроля за деятельностью государственных и муниципальных унитарных предприятий некоторые субъекты Российской Федерации принимают свои акты. Так, распоряжением Правительства Москвы от 3 ноября 2000 г. N 1096-РП "Об аудиторских проверках государственных и муниципальных унитарных предприятий" установлено, что проведение ежегодных аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, начиная с отчета за 2000 год, является обязательным для всех городских государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Аудиторская проверка осуществляется не позднее первого квартала года, следующего за отчетным.
Этим распоряжением установлено, что обязательные аудиторские проверки (п. 1) проводятся уполномоченными аудиторскими организациями, отобранными на конкурсной основе.
Также утверждено Положение о конкурсном отборе уполномоченных аудиторских организаций для аудита государственных и муниципальных унитарных предприятий (далее - Положение).
Вышеназванное Положение регламентирует проведение конкурса по отбору уполномоченных аудиторских организаций на проведение аудиторских проверок государственных и муниципальных унитарных предприятий, подведомственных органам исполнительной власти Москвы.
В целях повышения эффективности аудиторских проверок на основе специализации деятельности аудиторских фирм создаются конкурсные комиссии при отраслевых комплексах Правительства Москвы (далее - Комплексы городского управления).
Конкурс по отбору аудиторских организаций проводится ежегодно.
По результатам конкурса при соответствующем Комплексе городского управления на определенный год определяется перечень прошедших отбор уполномоченных аудиторских организаций, из числа которых государственные и муниципальные унитарные предприятия г. Москвы выбирают аудиторскую организацию для проведения аудиторских проверок на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29.01.2000 N 81 "Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий".
Сообщение о предстоящем конкурсном отборе уполномоченных аудиторских организаций передается конкурсной комиссией соответствующего Комплекса городского управления через средства массовой информации.
Сообщение о конкурсном отборе публикуется не менее чем за 30 дней до его проведения и должно содержать:
- наименование и адрес организатора конкурса, а также сведения о цели конкурсного отбора;
- требования, предъявляемые к аудиторским организациям - участникам конкурса;
- информацию о требованиях, предъявляемых к отчетам уполномоченных аудиторских организаций;
- дату начала и окончания приема заявок с прилагаемыми к ним документами;
- адрес места приема заявок и документов;
- перечень документов, представляемых претендентами для участия в конкурсном отборе, и требования к их оформлению;
- дату и место проведения конкурсного отбора с указанием времени начала работы конкурсной комиссии и подведения итогов конкурсного отбора;
- номера телефонов и местонахождение комиссии;
- адрес, по которому претенденты могут ознакомиться с иными сведениями, и порядок ознакомления с этими сведениями;
- способ уведомления участников конкурсного отбора об его итогах;
- иную необходимую информацию.
Для проведения конкурса по отбору уполномоченных аудиторских организаций соответствующий Комплекс городского управления совместно с Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы и Комиссией по координации аудиторской деятельности при мэре Москвы формирует конкурсную комиссию (далее - комиссия) в количестве 6 человек с правом решающего голоса и утверждает ее персональный состав.
Решения комиссии о включении прошедших конкурсный отбор аудиторских организаций в перечень уполномоченных аудиторских организаций соответствующего Комплекса городского управления принимаются на ее заседании большинством голосов путем открытого голосования членов комиссии, участвующих в заседании. При голосовании каждый член комиссии имеет один голос. Комиссия правомочна решать вопросы, отнесенные к ее компетенции, если на заседании присутствует не менее половины от числа ее членов с правом решающего голоса. При равенстве голосов голос председательствующего на заседании является решающим. Решения комиссии оформляются протоколом, который подписывается всеми принявшими участие в заседании членами комиссии с правом решающего голоса.
В конкурсном отборе могут принимать участие только аудиторские организации, включенные в Реестр аудиторских фирм, положительно зарекомендовавших себя на рынке аудиторских услуг г. Москвы, который ведется Комиссией по координации аудиторской деятельности при мэре Москвы.
Для участия в конкурсном отборе аудиторские организации, претендующие на включение в перечень уполномоченных аудиторских организаций, подают в комиссию следующие документы:
- заявку аудиторской организации на участие в конкурсном отборе по прилагаемой форме (к заявке прилагается опись представленных документов в двух экземплярах);
- нотариально заверенные копии учредительных документов (включая копию свидетельства о государственной регистрации) аудиторской организации;
- заверенные заявителем копии лицензий аудиторской организации на осуществление аудиторской деятельности, выданных в установленном порядке Министерством финансов Российской Федерации, срок действия которых не истек, а также ксерокопии лицензий аудиторской организации на осуществление аудиторской деятельности, выдававшихся ранее аудиторской организации;
- заверенные заявителем копии квалификационных аттестатов аудиторов - штатных специалистов аудиторской организации на право осуществления аудиторской деятельности, выданных в установленном порядке Министерством финансов Российской Федерации, срок действия которых не истек;
- ксерокопии трудовых книжек штатных аттестованных аудиторов аудиторской организации;
- последний годовой бухгалтерский баланс аудиторской организации и баланс за квартал, предшествующий дате подачи заявки, заверенные в налоговой инспекции, с приложением заверенных в налоговой инспекции балансов дочерних и зависимых аудиторских организаций;
- сведения о региональной сети аудиторской организации (о филиалах, дочерних и зависимых обществах);
- нотариально заверенную копию лицензии органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны (представляется аудиторскими организациями, имеющими такую лицензию);
- сведения о расценках на оказываемые организацией аудиторские услуги.
Все вышеперечисленные документы подаются в комиссию в одном экземпляре на русском языке в срок, указанный в сообщении о проведении конкурсного отбора.
Аудиторская организация, претендующая на включение в перечень уполномоченных аудиторских организаций, должна отвечать следующим критериям:
- наличие лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, выданной в установленном порядке;
- наличие в штате аудиторской организации не менее 2 (двух) специалистов, имеющих квалификационные аттестаты аудиторов на право осуществления аудиторской деятельности в области общего аудита, срок действия которых не истек;
- опыт работы аудиторской организации - претендента на рынке аудиторских услуг не менее 3 (трех) лет;
- наличие внутрифирменных стандартов, соответствующих требованиям правил (стандартов), одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации;
- наличие соответствующего уровня технического (телефоны, факсы, ксероксы, компьютеры и др.) и информационного обеспечения (доступ к информационно - правовым системам по федеральному и городскому законодательству);
- отсутствие в уставном капитале (уставном фонде) аудиторской организации доли, принадлежащей иностранным инвесторам.
Комиссией может быть отказано аудиторской организации во включении ее в перечень уполномоченных аудиторских организаций в следующих случаях:
- несоответствие аудиторской организации критериям, предусмотренным этим Положением;
- несоответствие информации, представленной аудиторской организацией - претендентом, фактическому положению дел;
- наличие фактов нарушения аудиторской организацией лицензионных требований и условий, выявленных лицензирующим органом при осуществлении надзора за деятельностью аудиторской организации;
- наличие фактов аннулирования либо приостановления действия ранее выданных в установленном порядке аудиторской организации лицензий на осуществление аудиторской деятельности;
- несоблюдение аудиторской организацией, ранее проводившей аудиторские проверки государственных и муниципальных унитарных предприятий, требований технических заданий на проведение аудиторских проверок, а также требований, предъявляемых к отчетам уполномоченных аудиторских организаций, представляемым ими в орган исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий в соответствующем Комплексе городского управления.
Уведомление о признании участника конкурса уполномоченной аудиторской организацией и выписка из протокола об итогах конкурса выдаются аудиторской организации или ее полномочному представителю под расписку либо высылаются по почте (заказным письмом) не позднее 3 (трех) дней с даты утверждения протокола организатором конкурса по адресу, указанному в заявке аудиторской организации на участие в конкурсе.
Уполномоченная аудиторская организация при заключении договора на проведение аудиторской проверки государственного или муниципального унитарного предприятия должна иметь лицензию на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита (срок действия которой не истек), выданную в установленном порядке Министерством финансов Российской Федерации.
В установленных случаях уполномоченная аудиторская организация обязана иметь лицензии на осуществление иных видов аудиторской деятельности (кроме общего аудита).
Перечень уполномоченных аудиторских организаций публикуется конкурсными комиссиями соответствующих Комплексов городского управления в средствах массовой информации, в которых было опубликовано сообщение о предстоящем конкурсном отборе, не позднее чем через 20 дней со дня объявления победителей конкурса.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия, подведомственные префектам административных округов и другим структурным подразделениям городской администрации, проверяются уполномоченными аудиторскими фирмами соответствующего Комплекса городского управления с учетом их отраслевой принадлежности.
Нужно обратить внимание на то, что предприятия самостоятельно осуществляют выбор аудиторской организации из числа прошедших конкурс аудиторских организаций и заключают с ней договор на проведение аудита.
Этим же документом установлено, что в договоре на проведение аудиторской проверки предприятия предусматривается обязательство аудиторской организации о представлении ею в орган исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), по одному экземпляру отчета, в том числе аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия в составе вводной, аналитической и итоговой частей, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. Комментируемый Закон исключает возможность проведения обязательного аудита индивидуальными аудиторами. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.
Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, может производиться только аудиторскими организациями, в уставном (складочном) капитале которых отсутствует доля, принадлежащая иностранным физическим и (или) юридическим лицам, и которые имеют допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, полученный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

(см. текст в предыдущей редакции)

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

6. Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

Какие критерии проведения обязательного аудита закреплены законом? В каких «иных случаях», предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ), компания обязана провести аудит?

Исчерпывающий перечень оснований для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности компаний приведен в ст.5 Закона №307-ФЗ.

Как узнать подпадает ли компания под обязательный аудит или нет? Статьей 5 Закона №307-ФЗ выделены следующие основания для проведения обязательного аудита.

Организационно-правовая форма компании

Напомним, что Федеральным законом от 01.12.2014 г. №403-ФЗ (вступил в силу со 02.12.2014 г.) расширен тип организаций, в отношении которых установлена обязательная аудиторская проверка (пп.1 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ, п.5 ст.67.1 ГК РФ).

Обязательному аудиту подлежат все без исключения АО (независимо от типа – ЗАО, ОАО, ПАО и АО).

Действующим законодательством РФ предусмотрен особый порядок проведения обязательного аудита в АО, в уставном капитале которого есть определенная доля участия государства (п.4 ст.5 Закона №307-ФЗ).

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 %, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, ГУП или МУП заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон №44-ФЗ).

С 1 января 2016 года предусмотрено осуществление обществами планирования закупок, в том числе планирование приобретения аудиторских услуг. А согласно ст.16 Закона №44-ФЗ расходы по проведению обязательного аудита должны включаться в план закупок, формируемый обществом - организатором конкурса на период действия бюджета, т.е. на период не менее 3 лет. Проведение открытого конкурса по выбору внешнего аудитора осуществляется не реже чем один раз в пять лет.

Осуществление определенных видов деятельности

Обязательному аудиту подлежат кредитные, страховые, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, фонды (НПФ (за исключением государственных внебюджетных фондов), ПИФ, АИФ).

Соответствие установленным показателям финансово-экономической деятельности

Условия обязательного аудита:

  • с объемом выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за предшествовавший отчетному год более 400 млн рублей (исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, ГУПы и МУПы, сельскохозяйственные кооперативы и их союзы) либо
  • с суммой активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года более 60 млн рублей.

Напомним, что в настоящее время компании - «упрощенцы» обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. И если объем выручки «упрощенца» превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года превышает 60 млн руб., то такие компании обязаны проводить аудит (письмо Минфина РФ от 30.01.2013 г. №07-02-05/1677).

Осуществление компаниями определенных действий

Обязательному аудиту подлежат компании:

  • ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • представляющих и (или) публикующих сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Исключения составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения.

Иные случаи, установленные федеральными законами

В ряде случаев обязанность проведения аудита закреплена положениями федерального закона.

Например, для организаторов азартных игр обязанность проводить аудит установлена п.12 ст.6 Закона от 29.12.2006 г. №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», для политических партий – Федеральным законом от 11.07.2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях», для российского научного фонда - Федеральным закон от 02.11.2013 г. №291-ФЗ «О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Бухгалтерская (финансовая) отчетность ГУПов и МУПов подлежит обязательному аудиту в случаях, определенных собственником такого имущества. Так, согласно п.1 ст.26 Федерального закона от 14.11.2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее по тексту – Закон №161-ФЗ) бухгалтерская (финансовая) отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной независимым аудитором. При этом собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг (пп.16 п.1 ст.20 Закона №161-ФЗ).

Практически это означает, что независимо от показателей финансово-экономической деятельности (по объему выручки и сумме активов), бухгалтерская отчетность МУПов и ГУПов подлежит обязательному аудиту в случаях, определенных собственником имущества.

В случае если компании попадают под обязательный аудит, он должен проводиться ежегодно (п.2 ст.5 Закона 307-ФЗ).


Нынешний год ознаменовался новыми штрафами. Одни уже действуют, другие еще только собираются “заступить на дежурство”. Приведем лишь тройку наиболее “засветившихся” в СМИ. Не успел 2019 год зашагать по стране, как в штрафную копилку инспекторов “звякнул” очередной “подарок” законодателей. Так с января работодателю вменяется в обязанность следить за тем, соблюдает ли приглашенный им иностранный работник порядок пребывания в стране, соответствует ли его трудовая деятельность цели въезда. Также обязанность приглашающей стороны - производить постановку на учет новоприбывшего, организовывать ему аренду жилого помещения с последующим подписанием договора. Более того, если раньше работодатель должен был лишь содействовать выезду такого работника из страны (после истечения его контракта), то сейчас это его прямая обязанность. Так, например, работодатель должен проинформировать своего иностранного работника о том, что его виза истекает, не позднее 10 дней до ее окончания. А в случае потери паспорта последним или отсутствия денег на обратный билет всячески способствовать решению проблемы, с тем, чтобы иностранец покинул территорию РФ в положенные сроки. Нарушение этой обязанности грозит солидным штрафом до 500 тыс. рублей для организации и до 50 тыс. для директора. С 6 августа этого года вступил в действие так называемый закон о “зарплатном рабстве”, который гласит, что воспрепятствование реализации права работника на смену зарплатного банка карается административным штрафом. Для организаций - до 50 тыс. рублей, для директоров - до 20 тыс. С ноября текущего года устанавливается ответственность работодателей за нарушения труда и отдыха водителей. Причем штрафы грозят не только руководству (до 50 тыс. рублей), но и самим водителям (до 2, 5 тыс.). Более того наказание не ограничивается деньгами. 90 дней - именно на такой срок могут приостановить деятельность организации-нарушителя. Также штраф налагается на организацию в случае, если у транспортного сред-ва, выпущенного на маршрут, отсутствует тахограф (устройство для регистрации скорости, режима труда и отдыха). Ранее штрафовали только водителей и должностное лицо. Смягчение штрафных санкций Впрочем, не все так сурово, как кажется на первый взгляд. Еще в 2017 году система штрафных санкций была смягчена. Итогом такого смягчения стали, например, следующие моменты: - после первого нарушения, как правило, вручается лишь предупредительное предписание; - штраф налагается только при повторном нарушении. Штрафы, о которых знают не все... Cмотрите об этом материал, подготовленный Управляющим партнером компании "РосКо - Консалтинг и аудит" Алена Талаш. Читайте: https://сайт Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Канал на YouTube - https://www.youtube.com/c/RosCoConsultingaudit/ Facebook - https://www.facebook.com/roscoaudit/ Twitter - https://twitter.com/RosCo_audit Instagram - https://www.instagram.com/rosco.

Трудовое право. За что штрафуют работодателей? 1 часть

За что штрафуют работодателей, какие курьезы были при проверках, как правильно общаться с инспектором, что может повлиять на решение об отмене или смягчении наказания. Об этом мы расскажем в нашем видео. Как говорится, был бы работодатель, а штрафы для него обязательно найдутся. И они находятся. Зачастую эта вина самого работодателя, который не всегда соблюдает положения трудового законодательства. Если составить условный рейтинг нарушений, то в “лидерах” окажутся: - заключение, изменение и прекращение труд. договора; - оплата труда (особенно при увольнении); - охрана труда; - режим труда и отдыха; - предоставление (или вернее непредоставление) предусмотренных законом гарантий и компенсаций; - труд. дисциплина и применение взысканий; - повышение квалификации; - нарушения при найме на работу иностранца или лица без гражд-ва; - нарушение закона о персональных данных. Мы привели здесь лишь самые “востребованные” по штрафам нарушения. Многие, особенно связанные с применением местных нормативных актов, остались за “бортом” этого видео. Большие штрафы грозят работодателю за непредоставление отпуска, зарплату ниже МРОТ, за нарушение сроков ее выплаты (до 50 тыс. рублей), за оформление гражданско-правового договора с физлицом вместо трудового (до 100 тыс. рублей). А в случаях связанных с нарушением требований охраны труда - до 150 тыс. рублей. Например, за необеспечения работников сред-вами индивид. защиты. Штраф за обработку персональных данных без согласия работника в письменной форме - до 75 тыс. рублей. Деньги придется платить и за серьезные нарушения, и за курьезы, вроде неправильной буквы в написании фамилии работника. Причем при повторном нарушении штраф увеличивается, в некоторых случаях до 2-х раз. По подсчетам специалистов, в среднем небольшая компания (до 100 человек) платит до 200 тыс. рублей штрафов в год. Львиная доля штрафов приходится именно за нарушение требований охраны труда. В частности, за непроведение медосмотров, допуске сотрудника к работе без обучения и т.д. Причем к таким нарушениям трудовые инспектора любят применять так называемую “тактику мультипликации”: штраф умножается на кол-во работников. За что штрафуют работодателей? 2 часть. ШТРАФЫ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ "Зима-Лето 2019" смотрите 14.10.2019 в 18.00 Cмотрите об этом материал, подготовленный Управляющим партнером компании "РосКо - Консалтинг и аудит" Алена Талаш. Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Канал на YouTube - https://www.youtube.com/c/RosCoConsultingaudit/ Facebook - https://www.facebook.com/roscoaudit/ Twitter - https://twitter.com/RosCo_audit Instagram - https://www.instagram.com/rosco.

Неналоговые льготы для малого бизнеса

В настоящее время одной из наиболее приоритетных задач государства является содействие малому и среднему бизнесу. Помимо налоговых льгот, у малого бизнеса есть ряд послаблений, который, по мнению, Правительства РФ, должен способствовать росту прибыли компаний. В данном видео рассмотрим такие вопросы: 1. Для субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрены... 2. С 1 июля 2016 г. налоговая служба ведет реестр сведений о субъектах малого и среднего предпринимательства (ст. 4.1 Закона №209-ФЗ). И основанием для формирования записей в реестр будут являться сведения, которые имеются в базе ФНС РФ:... 3. Преференции в части закупок у малого бизнеса. 4. Льготная аренда. 5. Льготы в отношении установления лимита кассы. 6. "Надзорные каникулы" и.... Cмотрите об этом материал, подготовленный Управляющим партнером компании "РосКо - Консалтинг и аудит" Алена Талаш. Читайте:https://сайт/press/nenalogovye_lgoty_dlya_malogo_biznesa/ Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Канал на YouTube - https://www.youtube.com/c/RosCoConsultingaudit/ Facebook - https://www.facebook.com/roscoaudit/ ВКонтакте - https://vk.com/roscoaudit Twitter - https://twitter.com/RosCo_audit Instagram - https://www.instagram.com/rosco.

Хозяйственная деятельность организации требует повышенного внимания к активам, ресурсам и денежному обороту. Для выявления ошибок применяется аудиторская проверка. Что в 2019 году являет собой обязательный аудит для ООО?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Для юридических лиц в России наиболее популярной организационно-правовой формой является общество с ограниченной ответственностью. Большая часть малого и среднего бизнеса регистрируется в качестве ООО.

При этом предполагается соблюдение определенных требований, одним из которых является проведение аудиторских проверок. Как в 2019 году проводится обязательный аудит для ООО?

Что нужно знать

Кроме того, таким образом можно убедиться в правильности составления отчетности и предотвратить возникновение неожиданных штрафов и возросших налогов.

Проведением аудита занимаются независимые аудиторские фирмы. Обязательным требованием к ним является наличие на осуществление аудиторской деятельности.

Услуги аудиторов предоставляются на платной основе. Но данные расходы более чем целесообразны, поскольку некоторые ошибки в отчетности могут привести к весьма серьезным потерям.

Какова его роль?

Проведение аудита предполагает не только проверку бухгалтерской деятельности. По итогам проверки можно провести анализ взаимодействия между различными отделами и службами и бухгалтерией.

На основе аудиторских выводов можно оценить эффективность работы предприятия в целом, определить основные риски и устранить значимые изъяны в производственной деятельности.

Положительное аудиторское заключение становится:

Гарантом надежности организации как коммерческого партнера и соблюдения законодательных норм Для контрагентов
Подтверждением факта достоверности прибыли и формировании ее в соответствии с нормами бухучета Для собственников
Доказательством эффективности деятельности, надежности системы внутреннего контроля, правильном формировании активов и пассивов Для исполнительного органа
Свидетельством соблюдения Трудового Кодекса Для сотрудников
Указанием на высокую степень надежности налогового и бухгалтерского учета, низкую вероятность выявления ошибок и доначислений налогов Для налогового органа

Аудиторское заключение о достоверности отчетности за определенный период выдается по итогам обязательного .

Также руководству представляется отчет о проверке с указанием на обнаруженные нарушения либо искажения учета и рекомендациями по их выправлению.

Организация, подлежащая обязательному аудиту, представляют аудиторское заключение в Росстат вместе с годовой бухгалтерской отчетностью.

Подача заключения осуществляется в десятидневный срок с момента завершения аудиторской проверки, но не позже тридцать первого декабря следующего за отчетным года.

Правовое регулирование

Для новой организации первым отчетным годом числится временной интервал:

Проверяемые объекты

Аудиторская проверка заключается в сборе аудиторских доказательств, их оценке и анализе. При этом перечень проверяемых объектов зависит от применяемого метода проверки.

Аудиторская проверка может быть:

Сплошная Тщательно изучаются все первичные бухгалтерские документы, регистры синтетического и аналитического учета, бухгалтерская отчетность
Выборочная Бухгалтерские документы проверяются выборочно посредством случайного отбора документов, с выбором документов по нумерации через равные интервалы либо комбинированно
Комбинированная Сочетает методики сплошной и выборочной проверок. Малочисленные операции проверяются сплошным методом, а операции с большим объемом – выборочно
Документальная Ограничена проверкой первичных и сводных бухгалтерских учетных документов и отчетности. Осуществляется без посещения аудируемого объекта и без проведения инвентаризации
Фактическая Происходит с посещением проверяемого объекта

Документальная и фактическая проверки могут проводиться сплошной, выборочной или комбинированной методикой.

Порядок проведения

Аудиторскую проверку можно разделить на три основных этапа:

Планирование и организация На данном этапе проведение аудита обсуждается с клиентом. Происходит знакомство с финансовой и хозяйственной деятельностью организации. Изучаются факторы, оказывающие воздействие на деятельность субъекта. Оценивается система внутреннего контроля. Составляется и согласовывается общий план и программа аудита. Готовится письмо о проведении аудиторской проверки. Заключается договор на проведение проверки
Сбор аудиторских доказательств Тестируются средства контроля. Проводятся проверки по существу
Завершение проверки Аудиторские доказательства обобщаются и анализируются. Результаты аудита сообщаются руководству аудируемого ООО. Составляется аудиторское заключение

Начисление штрафов

Если не проводить обязательный аудит, то ООО грозит штраф. Предусмотрено это и п.11 ст.15.23.1 .

Согласно данным нормативам могут быть оштрафованы на сумму от двадцати до тридцати тысяч рублей либо дисквалифицированы на срок до одного года.

Что касается юридических лиц, то за подобное нарушение им грозит штраф от пятисот до семисот тысяч рублей.

Если аудиторская проверка проведена, но заключение не предоставлено в Росстат или подано с опозданием, предусмотрении административный штраф, определенный .

Должностное лицо штрафуется на сумму от десяти до двадцати тысяч рублей, а организация – от двадцати до семидесяти тысяч рублей.

За повторное нарушение штрафы возрастают – тридцать-пятьдесят тысяч рублей и сто-сто пятьдесят тысяч рублей соответственно. Подавать аудиторское заключение в налоговую не нужно, поскольку оно не включено в состав бухгалтерской отчетности.

Но если аудируемая отчетность ООО публикуется, то согласно должно публиковаться и аудиторское заключение.

Делается ли при перерегистрации АО в ООО

Отмечает, что преобразование юридического лица считается реорганизацией.

В соответствии с законом о госрегистрации юрлиц реорганизация числится завершенной после официальной регистрации нового юрлица, при этом преобразованное юридическое лицо считается завершившим свою деятельность.

Таким образом, при перерегистрации АО в ООО получается, что одна организация прекратила свою деятельность, а другая стала вновь созданным юрлицом.

Подлежит ли обязательному аудиту ООО в данном случае? С 1.09.2014 в силу вступили поправки в гражданское законодательство. Большая часть их касается юрлиц.

Отсюда следует, что хотя при реорганизации и возникает ООО, которое в первый год своей деятельности не подлежит проверке, аудит необходим для АО.

Помимо того существует такое понятие как аудиторская проверка специального назначения. Таковая проводится при или организаций.

Ее целью является подтверждение правильности отчетности, стоимости активов и обязательств. В процессе специального аудита ревизуются соответствие законодательным нормам учредительных документов.