Режиссер Сокуров Александр Николаевич: биография, личная жизнь, фильмография. Операторские работы Александра Сокурова

Сокуров Александр Николаевич начинает свой жизненный путь с 14 июня 1951 года. Отец Александра был военнослужащим, и поэтому семья постоянно переезжала из одного места в другое, ведь командировок в то время было довольно много.

Родился будущий режиссер в Иркутской области, небольшой деревеньке Подорвиха, а в школу пошел в Польше. Окончил же учебное заведение юноша в Туркмении. Жизнь постоянно бросала его вместе с семьей в разные уголки планеты, благодаря чему он вырос очень общительным и разносторонне развитым юношей.

По окончании школы Сокуров поступил в Горьковский университет на историка. Однако, уже во время первых курсов его неумолимо тянуло ко всему, что было связано с телевидением. Постепенно он стал самостоятельно развиваться и продвигаться в данной сфере, начал работать над телевизионными небольшими фильмами и программами, которые транслировались по местному каналу. В то же время, он не бросал учебу, и в 1974 году парень получил диплом историка.

Спустя всего год, Александр Николаевич поступил на режиссерский факультет во ВГИК в мастерскую талантливого Згуриди А.М., который специализировался на обучении студентов документальной режиссуре и съемкам научно-популярных картин. Александру было легко и интересно учиться, он схватывал все «на лету» и все больше и больше развивал свой творческий потенциал. Однако, у него были очень сложные отношения с руководителями Госкино и администрацией института. Многие считали его антисоветским человеком, чьи труды старались не признавать и не замечать. Именно поэтому, Александр решил досрочно сдать экзамены и «пойти в свободное плавание». Так, в 1979 году он получил диплом режиссера.

Первые самостоятельные творческие шаги Сокурова были обречены на провал - политическая верхушка не принимала и не понимала смысл его картин. Ему грозила даже физическая расправа за свое мнение, и многие недоумевали, почему молодой режиссер не может уехать из страны, ведь у него для этого была масса возможностей. Но так, пожалуй, мог подумать лишь человек, который не знает, кто по национальности Александр Сокуров. Это настоящий русский мужчина, который не может предать свою родину, который уверен, что национальность - это не только принадлежность к народности, нации и языку, это еще и вера отцов, это нечто святое, что нельзя предавать.

К счастью, постепенно в творческой жизни Александра наступала светлая полоса. Знакомство и дружба с режиссерами-единомышленниками приносили свои плоды. Он получил многие престижные награды и премии, самая важная, пожалуй, из всех - государственная премия России. В 2004-м он также был удостоен звания Народного артиста РФ.

Александр - довольно скрытный человек, когда дело касается его личной жизни. Он сам признается, что его творчество занимало и продолжает занимать большую часть его времени, и поэтому на личную жизнь уже не остается ни одной свободной минутки. К сожалению, актер не обзавелся ни женой, ни детьми.

Родился 14 июня 1951 года в деревне Подорвиха Иркутской области (в 1956 году затоплена при пуске Иркутской ГЭС) в семье военнослужащего, участника Великой Отечественной войны. В связи с тем, что отец Сокурова часто командировался к различным местам службы, семья вынуждена была переезжать вместе с ним. А. Сокуров начал учиться в школе в Польской Народной Республике, а закончил в Туркмении. В 1968 году поступил на исторический факультет Горьковского государственного университета. Во время учёбы работал в редакции художественного вещания Горьковского телевидения, где уже в возрасте 19 лет выпустил свои первые телевизионные программы: несколько телевизионных фильмов, телевизионных программ прямого эфира, в том числе и спортивные передачи. В 1974 году Сокуров защитил диплом историка и завершил обучение в университете.

В 1975 году поступил на режиссёрский факультет Всероссийского государственного института кинематографии (мастерская режиссуры научно-популярного фильма под руководством А. М. Згуриди). За отличную учёбу получал именную стипендию С. Эйзенштейна. В период обучения Сокуров знакомится с Юрием Арабовым, сценаристом, главным его союзником и соратником в творчестве. В 1979 году, сдав экзамены экстерном, режиссёр на год раньше срока был вынужден закончить обучение из-за нарастающего конфликта с администрацией института и руководителями Госкино: его обвинили в формализме и в антисоветских настроениях, из-за чего его студенческие работы категорически отвергались. В итоге первая художественная картина «Одинокий голос человека» по повести Андрея Платонова (позже получившая несколько престижных фестивальных наград) не была засчитана руководством института в качестве дипломной работы. Картина подлежала уничтожению, но спасло её банальное воровство - Сокуров и Арабов взломали архив, выкрали бобину, подложив на её место другую - менее значимую.. Именно это время для Сокурова ознаменовано моральной и профессиональной поддержкой режиссёра Андрея Тарковского, высоко оценившего первый фильм молодого режиссёра:

Сокуров хотел работать на «Мосфильме», однако условия работы там его не устраивали. По рекомендации А. Тарковского в 1980 году Сокуров был зачислен на киностудию «Ленфильм», где снял свои первые игровые картины. Одновременно сотрудничал с Ленинградской студией документальных фильмов, где в разное время выпустил все свои документальные работы.

Первые фильмы, снятые режиссёром в Ленинграде, вызвали негативную реакцию как Госкино, так и партийных органов. Сокуров многократно заявлял, что ему предназначено место в лагере под Сыктывкаром. В течение долгого времени, вплоть до конца 1980-х годов, ни один из его фильмов не был допущен к прокату. В тяжёлые времена, когда Сокурову угрожала физическая гибель, Тарковский дважды организовывал ему выезд за рубеж, однако режиссёра, по его словам, удержали русский язык и духовные сокровища Эрмитажа, с которым ему более всего не хотелось расставаться.

В конце 1980-х годов снятые Сокуровым ранее фильмы не только вышли в прокат, но и с большим успехом представляли русское кино на международных кинофестивалях. В 1980-1990 годы режиссёр интенсивно работает, снимая часто по несколько картин в год. Одновременно он принимает участие в работе благотворительных программ для молодежи на радио, занимается с группой молодых начинающих режиссёров при киностудии «Ленфильм». В 1998-1999 годах ведёт на Петербургском телевидении цикл передач «Остров Сокурова», в которых обсуждаются вопросы места кинематографа в современной культуре. С середины 1990-х годов Сокуров со своими коллегами начал освоение технологии видео, которое продолжается до сих пор. Группой Сокурова снято несколько документальных видеофильмов, в том числе по заказу японских телевизионных каналов, благодаря энтузиазму и участию японских друзей.

Режиссёр становился участником и лауреатом многих международных фестивалей, в разных странах мира почти ежегодно проходят ретроспективы его фильмов. Он неоднократно получал награды международных кинофестивалей, премии ФИПРЕССИ, премии имени Тарковского, является лауреатом Государственной Премии России (1997) и лауреатом Премии Ватикана - «Премия Третье тысячелетие» (1998). Сокуров 43 раза номинировался на призы самых престижных киноконкурсов, из которых 26 раз одерживал победу.

В 1995 году по решению Европейской Киноакадемии имя Александра Сокурова включено в число ста лучших режиссёров мирового кино.

В 2010 году открыта мастерская Сокурова в КБГУ (Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х. М. Бербекова), в г. Нальчик. Набрано 15 студентов. Режиссёр живёт в Санкт-Петербурге, где, кроме реализации творческих начинаний, возглавляет общественную группу активистов-градозащитников - так называемую «Группу Сокурова», ведущую диалог с городской властью на тему защиты от разрушения старого Петербурга.

10 сентября 2011 года на церемонии закрытия 68-го Венецианского кинофестиваля Александр Сокуров получил «Золотого льва» и премию Экуменического жюри за картину «Фауст», завершающую цикл, названный им тетралогией о власти. На вручении главного приза председатель жюри Даррен Аронофски отметил, что «решение было единодушным: это тот фильм, который меняет жизнь каждого, кто его увидит».

В декабре 2011 года генеральный консул Японии в Санкт-Петербурге от имени японской императорской семьи вручил Сокурову почётный Орден Восходящего солнца с золотыми лучами. На церемонии режиссёр признался в особом отношении к Японии и высказался за возврат Россией «земель, принадлежавших японскому народу».

Награды

  • 1987 - Бронзовый Леопард Кинофестиваля в Локарно за фильм «Одинокий голос человека»;
  • 1987 - Московский кинофестиваль - приз внеконкурсной программы;
  • 1987 - номинация на Золотого Медведя Берлинского кинофестиваля за фильм «Скорбное бесчувствие»;
  • 1988 - номинация на премию «Ника» за фильм «Одинокий голос человека»;
  • 1988 - номинация на первом вручении European Film Awards за фильм «Дни затмения»;
  • 1989 - приз Берлинского кинофестиваля в рамках форума нового кинематографа за фильм «Дни затмения»;
  • 1991 - Роттердамский кинофестиваль: приз FIPRESCI за фильм «Круг второй» и KNF Award за фильмы «Элегия» и «Простая элегия»;
  • 1995 - решением Европейской киноакадемии Александр Сокуров признан одним из ста лучших режиссёров мирового кино;
  • 1997 - Государственная премия России;
  • 1997 - премии Московского кинофестиваля имени А. Тарковского, кинокритиков России и специальный приз жюри за фильм «Мать и сын»;
  • 1997 - Заслуженный деятель искусств России;
  • 1998 - Лауреат Премии Ватикана - «Премия „Третье тысячелетие“». Вручена Иоанном Павлом II;
  • 1999 - МКФ в Каннах: приз за лучший сценарий к фильму «Молох»;
  • 1999 - номинация на Золотую пальмовую ветвь МКФ в Каннах за фильм «Молох»;
  • 1999 - номинация на European Film Awards за фильм «Молох»;
  • 2001 - Государственная премия России (За фильмы «Молох» и «Телец»);
  • 2001 - премии Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучшую операторскую работу и лучшую режиссуру фильма «Телец»;
  • 2001 - номинация на Золотую пальмовую ветвь МКФ в Каннах за фильм «Телец»;
  • 2001 - номинация на European Film Awards за фильм «Элегия дороги»;
  • 2002 - Приз за изобразительное решение за фильм Русский ковчег на МКФ в Торонто;
  • 2002 - премия «Ника» за лучший фильм, лучшую операторскую работу и режиссуру фильма «Телец»;
  • 2002 - Специальный приз МКФ в Сан-Паулу за общий вклад в кинематограф;
  • 2002 - Кинофестиваль в Торонто: приз за фильм «Русский ковчег»;
  • 2002 - номинация на Золотую пальмовую ветвь МКФ в Каннах за фильм «Русский ковчег»;
  • 2002 - номинация на European Film Awards за фильм «Русский ковчег»;
  • 2003 - Приз FIPRESCI на МКФ в Каннах за фильм «Отец и сын»;
  • 2003 - «Премия Свободы», учреждённая польским режиссёром Анджеем Вайдой и компанией «Филип Моррис»;
  • 2004 - Народный артист России;
  • 2004 - премия «Ника» за фильм «Русский ковчег»;
  • 2004 - Себряный Кондор, приз Аргентинской ассоциации кинокритиков за фильм «Русский ковчег»;
  • 2005 - номинация на Золотого Медведя Берлинского кинофестиваля за фильм «Солнце»;
  • 2005 - Ереванский кинофестиваль, лучший фильм конкурса - «Солнце»;
  • 2006 - Почётный Леопард Кинофестиваля в Локарно за особый вклад в кинематограф;
  • 2007 - номинация на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля за фильм «Александра»;
  • 2007 - Премия имени Робера Брессона «За духовные искания в кино» на МКФ в Венеции;
  • 2007 - Обладатель премии имени Тарковского;
  • 2010 - Всероссийская премия «Хранители наследия» (г. Псков). Номинация: «Подвиг»;
  • 2010 - Мексиканская премия цифрового кино «Эль Почoте»;
  • 2010 - «Небесная линия» (премия за общественную деятельность в сфере градозащиты Петербурга);
  • 2011 - «Золотой лев» (главный приз) 68-го Венецианского кинофестиваля за фильм «Фауст».
  • 2011 - Орден Восходящего солнца (Япония)

Фильмография

Художественные фильмы

  • 1978-1987 - Одинокий голос человека
  • 1980 - Разжалованный
  • 1986 - Ампир
  • 1983-1987 - Скорбное бесчувствие
  • 1988 - Дни затмения
  • 1989 - Спаси и сохрани
  • 1990 - Круг второй
  • 1992 - Камень
  • 1993 - Тихие страницы
  • 1997 - Мать и сын
  • 1999 - Молох
  • 2000 - Телец
  • 2002 - Русский ковчег
  • 2003 - Отец и сын
  • 2004 - Солнце
  • 2007 - Александра
  • 2011 - Фауст

Документальные фильмы

  • 1974 - Самые земные заботы
  • 1975 - Лето Марии Войновой
  • 1978 - Последний день ненастного лета
  • 1978-1988 - Мария
  • 1979 - Соната для Гитлера
  • 1981 - Альтовая соната. Дмитрий Шостакович
  • 1982 - И ничего больше
  • 1984 - Жертва вечерняя
  • 1985 - Терпение труд
  • 1986 - Элегия
  • 1986 - Московская элегия
  • 1990 - Петербургская элегия
  • 1990 - Советская элегия
  • 1990 - К событиям в Закавказье
  • 1991 - Простая элегия
  • 1991 - Ленинградская ретроспектива (1957-1990)
  • 1991 - Пример интонации
  • 1992 - Элегия из России
  • 1995 - Солдатский сон
  • 1995 - Духовные голоса
  • 1996 - Восточная элегия
  • 1996 - Робер. Счастливая жизнь
  • 1997 - Смиренная жизнь
  • 1997 - Петербургский дневник. Открытие памятника Достоевскому
  • 1998 - Петербургский дневник. Квартира Козинцева
  • 1998 - Повинность
  • 1998 - Узел. Беседы с Солженицыным
  • 1999 - dolce… (нежно)
  • 2001 - Элегия дороги
  • 2004 - Петербургский дневник. Моцарт. Реквием
  • 2006 - Элегия жизни: Ростропович, Вишневская
  • 2009 - Интонации
  • 2009 - Читаем блокадную книгу

Немногие сегодня знают о режиссерах советских времен, но имя Александра Сокурова известно и по сей день. Его поклонники находятся не только на территории России, но и за рубежом. Благодаря своему таланту он навсегда оставил след в истории кинематографа.

Краткие сведения

Александр Николаевич Сокуров является советским и российским режиссером, народным артистом и сценаристом. Он также является заслуженным деятелем искусств. Его режиссёрская работа насчитывает около 40 фильмов с 1974 по 2015 год. Его дебютная кинолента была выпущена в 70-х под названием «Автомобиль набирает надежность» в жанре документального кино. За всю жизнь он получил множество кинонаград, его талант был признан не только в России, но и в Америке, а также в европейских странах.

Детство

Александр появился на свет 14 июня 1951 года в Иркутской области. Его отец, Николай Александрович Сокуров, являлся участником Великой Отечественной войны. Из-за частых командировок отца семья Сокуровых часто переезжала с места на место. Мать его, Мария Андриановна Сокурова, работала секретарем-машинисткой. Как вспоминает сам Александр Николаевич, его первое знакомство с режиссурой произошло еще в раннем детстве, когда он часто слушал литературные радиопередачи.

Национальность Александра Сокурова до сих пор остается неизвестной, существует множество догадок. Одни утверждают, что он осетин, другие же говорят о том, что он принадлежит к древнему кабардинскому роду, а третьи и вовсе относят его к черкесам.

Его школьное образование началось в Польской Народной Республике, а окончено оно было в Туркмении в городе Красноводске. Именно там молодой Александр провел большую часть своей жизни.

Юность

В 1968 году Сокуров Александр Николаевич поступает в Горьковский государственный университет на исторический факультет. Помимо учебы Александр начинает увлекаться телевидением и устраивается в редакцию художественного вещания. Позже он становится ассистентом режиссера. Именно в это время будущий кинорежиссер начал выпускать собственные программы, за которыми последовали телевизионные фильмы, спортивные передачи, а также программы прямого эфира. В ту пору студент опробовал на себе практически все профессии, связанные с телевидением, он также освоил множество жанров.

И по сей день Александр Николаевич Сокуров чтит, уважает и считает своим единственным учителем Юрия Беспалова, который являлся режиссером Горьковской редакции художественного вещания.

В 1974 году Сокуров заканчивает студенческую жизнь. В редакции возникают проблемы с цензурой. Его фильмы не принимаются начальством, и поэтому начинают возникать некоторые разногласия. Спустя какое-то время Сокуров решает покинуть редакцию и поступить во ВГИК.

В 1975 году он снова возвращается в качестве студента, но уже режиссерского факультета. За успехи в учебе молодой Сокуров получает стипендию. В это время он знакомится со своим другом, будущим сценаристом и союзником в киноиндустрии Юрием Арабовым, а также с будущим оператором Сергеем Юриздицким. Он был очень популярен среди своих сокурсников и педагогов. Все видели в нем настоящий талант и восхищались его работами.

Но в 1979 году Сокуров вынужден сдать экзамены на год раньше из-за возникших проблем с администрацией института. Его обвиняли в формализме и антисоветском настроении. Свой диплом он защищал документальной кинокартиной «Одинокий голос человека». Но данный фильм не был принят как дипломная работа, хотя позже он получит немало фестивальных наград. Вскоре Сокуров снимает фильм совместно с вдовой Платонова, чьи произведения считались запретными в Советском Союзе.

Карьера

Режиссер Александр Сокуров имел желание работать в киностудии «Мосфильм», но условия сотрудничества не пришлись ему по душе. По рекомендации знакомого он начинает свою режиссерскую работу на киностудии «Ленфильм», где и начал выпускать свои работы. В этот период он также сотрудничал с Ленинградской студией, их главным направлением были документальные фильмы.

У Александра Николаевича есть множество поклонников, но кроме них у него также имеются и неприятели, которые не согласны с его мнением о жизни и политике. Первые работы, которые содержит фильмография Сокурова, получили негативные отзывы со стороны Госкино. По этим причинам его фильмы находились в «заточении» и не могли выпускаться в прокат.

Свобода

Примерно в конце 80-х годов его кинокартины все-таки были выпущены и удостоены положительных отзывов на международных фестивалях, где представлялось русское кино. В течение десяти лет Сокуров упорно занимался режиссерской деятельностью и старался выпускать больше фильмов. В то же время он жертвовал деньги начинающим режиссерам, а также лично занимался с ними при киностудии «Ленфильм». Благодаря японским друзьям Сокуров вместе со своей группой снимает несколько документальных картин по заказу японских каналов.

В 1995 году его имя включают в список 100 лучших режиссеров мира. Сокуров стал настоящей знаменитостью, чьи кинокартины не теряют своей ценности и популярности. В различных странах до сих пор проходят ретроспективы его работ. За всю его карьеру он получил огромное количество наград, в том числе и премии ФИПРЕССИ. Сокуров, фильмография которого так полюбилась многим, также является обладателем премии Ватикана. На самых престижных конкурсах он был номинирован около 40 раз, 26 номинаций были победными.

Личная жизнь Александра Сокурова

А. Сокуров всю жизнь посвятил кино. Времени, а возможно, и желания на создание семьи у него не было. Многие журналисты не раз замечали его с женами знаменитых людей, но данные сведения всегда опровергались. Настоящая легенда в киноиндустрии до сих пор находится в статусе холостяка.

Все его планы на будущее сосредоточены лишь на том, чтобы совершенствоваться и радовать нас своими неповторимыми кинолентами. В нем наблюдается то самое усердие, когда человек целиком и полностью отдается своему делу. Он прилагает уйму сил к созданию тех картин, которые помогают ему показать свои истинные мысли. Несмотря на все удары жизни, он остается верен своим взглядам. Он, как никто другой, может перенести зрителя в прошлое, помочь ощутить счастье в настоящем и дать задуматься о будущем.

Все, что касается семейного очага, всегда находилось на втором месте после работы. Как остальные, режиссер Александр Сокуров также мечтает о той, которая сможет разделить с ним остаток его дней и внести свет и радость в его жизнь. Может быть, когда-нибудь он все же встретит свою единственную и неповторимую и сможет разделить с ней все тяготы и прелести жизни. Остается лишь верить в это и желать долгой жизни такому великолепному режиссеру, чтобы он долго радовал нас своими работами.

Последняя работа «Франкофония»

"Франкофония" Александра Сокурова является документально-игровым фильмом, снятым в 2015 году в таких странах, как Франция, Нидерланды и Германия.

Кинолента переносит нас из настоящего в 40-е. Нам будет рассказана история о жизни людей из разных времен. Дрейк, который живет в настоящем времени, терпит кораблекрушение и борется за свою жизнь в ужасном шторме. Тем временем в 1940 году нас знакомят с немецким генералом Метернихом и директором парижского музея Жаком Жожаром. По приказу начальства немецкий генерал должен перевести коллекцию Лувра из временного хранилища. Директор музея не проявляет никакого желания содействовать немцу, но вскоре последний добивается понимания с его стороны. На протяжении всего фильма мы станем свидетелями жесткости со стороны гитлеровских захватчиков. В качестве рассказчика выступит сам Сокуров, который в течение всего фильма будет обращаться с вопросами непосредственно к зрителям.

Фильм был хорошо встречен и представлен на международном фестивале кино в Торонто и Лондоне. Он также был номинирован на премию «Золотой лев» и удостоен награды за лучший евро-средиземноморский фильм.

А. Сокуров: фильмография

Ниже будут представлены одни из самых лучших работ режиссера Сокурова:

  1. «Автомобиль набирает надежность».
  2. «Одинокий голос человека».
  3. «Дни затмения».
  4. «Мать и сын».
  5. «Молох».
  6. «Телец».
  7. «Отец и сын».
  8. «Русский ковчег».
  9. «Солнце».
  10. «Элегия жизни».
  11. «Александра».
  12. «Фауст».
  13. «Франкофония».

Вашему вниманию была представлена биография и фильмография Сокурова А.Н. Если вы еще не имели возможности познакомиться с его творчеством, обязательно это сделайте. Вы не будете разочарованы!

Сокуров - самая загадочная и монументальная фигура современного русского кино. Личная жизнь этого трудоголика - его фильмы. Там, где у других громкие разводы с женами, у него - тихое и вдумчивое штудирование биографий великих диктаторов. Картины режиссера порой тяжело смотреть, их трудно любить, но даже непримиримые оппоненты признают возрожденческий масштаб его личности. Хитрая особенность кино Александра Николаевича в том, что фигура зрителя является для него нежелательной: это не шоу для публики, а напряженный диалог автора с материалом. Сам режиссер как-то сказал по поводу своего «Камня»: «Надеюсь, что этот фильм пролетит мимо зрителя». После такой установки все вопросы о затянутости действия или неразборчивости реплик снимаются сами собой. Трудности восприятия остаются трудностями, но Сокуров действительно наше все. Не в том смысле, что «других режиссеров у нас для вас нет», просто именно его работы при всей их самобытности, местами доходящей до аутизма, сочетают актуальнейшие мировые кинотренды. И даже былая ненависть режиссера к «цифре» не мешает ему успешно пользоваться новыми технологиями. Культура в самом широком смысле слова, причем не современная, массовая, а классическая, академическая, с которой Сокуров знаком досконально, находит отражение в его перенасыщенных аллюзиями фильмах, где присутствуют комизм и смертная тоска, гомоэротизм и бесполость, любовь земная и любовь небесная, пролетариат и буржуазия, тьма и свет, Россия и Европа. Адекватно воспринять все это богатство смыслов мешает пелена тумана, которую автор непременно вешает между зрителем и тем, на что направлен взгляд его камеры. Но мы преодолеем трепет и попробуем вглядеться в эту молочную бездну.

МЕЛАНХОЛИЯ
Дипломная работа приговорена к смыву. - Дружба с Тарковским. - Начальство «Ленфильма» строит козни. - Сокуров отказывается эмигрировать из-за Эрмитажа Родители Саши Сокурова хотели, чтобы он стал врачом, однако пойти по медицинской части мальчику, родившемуся в деревне Подорвиха Иркутской области в семье военного, помешала интересная особенность его воображения: как позднее признавался сам режиссер, он уверенно «считал мертвых живыми». Когда он начнет снимать кино, маятник качнется в другую сторону: живые в его фильмах станут если не мертвыми, то отмеченными пепельной печатью неизбежного. Смерть приходит на экран уже в дебютном фильме «Одинокий голос человека». Снятый по мотивам рассказов Андрея Платонова, «Голос» рисует лишенную всякого быта жизнь, которая постоянно норовит брякнуться замертво. Поводом оцепенеть навеки оказывается все что угодно: тоска по уже умер- шим, богатство внутреннего мира, любовь и любопытство. «В смерти пожить хочу, истосковался», - жаловался товарищу один из персонажей картины и, скинув гимнастерку, бросался со связанными ногами в омут. Этот выдающийся в своем безумии эксперимент срифмован с бегством главного героя, красноармейца Никиты Фирсова, из родного города. Дома все считают, что он не уехал, а утопился в реке Потудань, и, в общем, к этой мысли склоняемся и мы.

Телец стал вторым фильмом в тетралогии о власти

Очевидно, что в 1978 году, в самый разгар брежневского разложения, это депрессивное кино было однозначно расценено как клевета на советскую действительность. Руководство ВГИКа не зачло «Голос» в качестве дипломной работы студента Сокурова и приговорило фильм к смыву. Спасти пленку удалось только чудом и хитростью самого режиссера и его оператора Сергея Юриздицкого: они проникли на склад и подменили бобины. Картина так и пролежала в чулане Юриздицкого до 1987 года, когда состоялась мировая премьера реконструированного фильма на фестивале в Локарно, где ему дали приз - «Бронзового леопарда». До этого никакие отчаянные письма наверх не могли поколебать твердую уверенность начальства в том, что Сокуров - опасный антисоветчик, а кино его - никуда не годное. Отношения режиссера с советской властью так и не сложились, из-за конфликта с ректором Виталием Жданом отличник Сокуров был вынужден уйти из ВГИКа и защищаться экстерном. Дальше версии разнятся. Официально считается, что защищался он документалкой «Лето Марины Войновой», снятой еще в ранней юности, когда учившийся в Горьком на историческом факультете университета Сокуров одновременно делал документальное кино для местного телевидения, - телекарьера предсказуемо закончилась конфликтом с руководством. Юриздицкий же вспоминает, что к защите был представлен другой фильм - «Автомобиль набирает надежность», о заводе ГАЗ. После никто этой картины никогда не видел, и в фильмографии Сокурова она не упоминается, а жаль. Говорят, Александр Николаевич использовал в ней - за несколько лет до появления MTV - новаторский клиповый монтаж, так не вяжущийся с его нынешним стилем. Была, впрочем, в этой истории и хорошая сторона: «Одинокий голос» очень понравился Андрею Тарковскому, и тот взял молодого режиссера под свою опеку. Их дружба продолжалась и тогда, когда Тарковский оказался в эмиграции, а после смерти Андрея Арсеньевича Сокуров снимет о нем фильм «Московская элегия». В 1980-м Сокуров по протекции старшего товарища устраивается на «Ленфильм» - ВГИК мог предложить ему распределение только в Казань или на Дальний Восток. Он очень старается замаскироваться: до конца 1980-х волнующая режиссера тема умирания скромно присутствует в его кино где-то на втором плане, проявляясь, скорее, в репликах и эпизодах, как, например, получасовые похороны мадам Бовари в «Спаси и сохрани». Это не осознанная осторожность, а скорее бессознательный инстинкт выживания. Сам Сокуров говорит, что никогда не прогибался под цензуру, а просто игнорировал ее. Так или иначе, работает он в это время на пределе психических сил: любое начинание сталкивается с чудовищными финансовыми сложностями и бюрократическими проволочками, картины не выходят на экраны, ленфильмовское начальство строит козни и арестовывает материалы, недоброжелатели пишут доносы, копятся долги. Сокуров чувствует себя на грани смерти или по меньшей мере ареста, пакует вещи, предвидит самое страшное. Тарковский пытается вывезти друга за границу, но тот не решается: в Ленинграде его удерживает привязанность к русскому языку и сокровищам Эрмитажа.

ВОПРОС ЖИЗНИ И СМЕРТИ
Чехов возвращается с того света. - Ленин требует у партии яду. - Сокуров находит красоту и гармонию в Японии, где его награждают орденом Восходящего солнца.

После одновременно нахлынувших свободы и ужасов 1990-х в середине десятилетия режиссер так определит свою творческую задачу: «Примирить человека с неизбежностью его ухода туда. И подготовить его к тому, чтобы он пересек этот рубеж по возможности в возвышенном состоянии души и мысли. Все мои фильмы об этом. И у меня нет другой песни». На границу жизни и смерти Сокуров вышел еще в короткометражке «Ампир» - странном триллере, сюжет которого сводится к тому, что балерина Алла Осипенко, играющая, кажется, саму себя, лежит в похожем на гроб алькове, ожидая неизвестного убийцу, и в финале он приходит - горбатый, уродливый, плохо различимый в полумраке будуара. Но окончательное погружение в воды Стикса происходит в «Круге втором», жутковатом фильме, целиком построенном на подготовке к простым советским похоронам. Следующий шаг в замогилье - «Камень», в котором Антон Павлович Чехов заявляется с того света прямиком в свой ялтинский Дом-музей. Весь фильм - хроника этого необъяснимого, странного визита: Чехов-призрак одинок и неприкаян, он слоняется по пустому неосвещенному дому, ест принесенные сторожем бутерброды с колбасой, нюхает чистую бумагу, пьет прокисшее вино, чудом уцелевшее в буфете, а потом, преисполнившись тоски, бежит куда-то в горы, в снег, отваливать чей-то могильный камень. Впрочем, что тут происходит точно - не разобрать: в фильме темно, как в гробу, фигуры плохо освещены, диалоги часто сбиваются на бормотание, место героев занимает стихия - могильный холод, который, кажется, проникает во все клетки зрителя.

Даже визит Сталина в Горки снят так, что кадр хочется поместить в раму

Этот холод остается главным героем и в «Тельце», хронике последних дней Ленина. Разбитый инсультом Ильич корчится и ежится на пороге небытия и, собрав последние силы, требует у партии яду, чтобы броситься в омут, подобно платоновскому герою. Однако попытка примирить зрителя с неизбежным явно не удается: сознание отказывается вместить истину об убогой бессмысленности смерти. Гораздо успешнее и человечнее оказывается тактика романтизации ухода. Видеть в смерти хорошее Сокуров начинает в середине 1990-х, как раз тогда загробный мир становится у него жилым. Именно ему, туманному «морю-океану, где, возможно, и обитают души умерших» (цитата из рабочих заметок к элегии dolce…), посвящена шестичасовая хроника «Повинность». Ее герои, моряки, несущие службу на северном краю земли, фактически заброшены в царство теней. Их тяжелый, похожий на затерянный остров военный корабль - это «Летучий голландец», хранящий, как надеется режиссер, чистоту мужского братства. Светлая полоса в творчестве Сокурова объясняется просто: именно в это время он начинает тесно сотрудничать с японскими продюсерами и часто посещает Страну восходящего солнца. Красоты дальневосточной природы, деликатность Мнение и сдержанность людей и, конечно, человеческие условия работы творят чудеса. Сокуров чувствует себя нужным, он как никогда близок к своей юношеской мечте: стать как Фассбиндер и снимать по четыре фильма в год. И за эту пятилетку он действительно выдает двенадцать игровых и документальных картин. Налегке, с одним оператором и видеокамерой, он путешествует по японской провинции, снимая элегии для местного телевидения. «Счастье быть среди таких людей, какие окружают меня в Японии», - пишет режиссер в дневнике. Впрочем, как настоящий перфекционист, он все же недоволен тем, «как складывается художественный результат». Кульминацией японской истории становится игровой фильм «Солнце» (2005) - Сокурову удается убедить продюсеров и актеров в возможности сделать картину об императоре Хирохито, после бомбардировки Хиросимы отказавшемся от статуса живого бога. На фигуре императора всегда лежало табу: на нем нельзя зарабатывать деньги, его не играют в кино (считается, что это может навлечь беду на актера), его частной жизнью вообще не принято интересоваться. В Европе картина проходит без особых наград и шума. Но японцы страшно довольны, хотя так и не решаются пустить фильм в прокат, - «Солнце» выходит спустя два года сразу на DVD. А в ноябре 2011 года режиссер был награжден орденом Восходящего солнца четвертой степени. «Золотые лучи с розеткой» он получил с формулировкой «за создание фильмов, внесших огромный вклад в углубление взаимопонимания между Японией и Россией».

ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ
Кино - наглый бастард культуры. - Сокуров, раздраженный тоталитарной силой кинематографа, экспериментирует с изображением.

Человек - вовсе не единственный, кто страдал душой и телом в фильмах Александра Николаевича. Метод Сокурова гораздо глубже и последовательней: поруганию и уничтожению подвергается экранная действительность - картинка, изображение. Дело в том, что режиссер не любит кинематограф, даже ненавидит его: «Кинематограф - неприятное увлечение. Большая психофизическая ловушка. Это опасное зрелище, которое на физиологическом уровне воспитывает лень. Последствия ядерного взрыва можно преодолеть, а последствия внутреннего распада под влиянием русского кино - нет». Как человека научного склада ума, имеющего два высших образования, его глубоко раздражает неясная и сомнительная природа фильма. Эта неопределенность происхождения - то ли от театра, то ли от литературы, а может, и вовсе от фотографии - основополагающая проблема всей кинотеории, вот уже больше века рассуждающей о том, что такое кино - самостоятельное искусство или бастард великой культуры XIX века. Сокуров считает его незаконнорожденным ребенком, причем ребенком наглым, требовательным. Больше всего режиссера раздражает тоталитарная сила кинематографа, которая заставляет людей два часа подряд пялиться на экран. Другая фундаментальная претензия - расплывчатость границ кино, царящие в нем разнобой и разноголосица, невозможность создания общей теории фильма, которая помогла бы отделить настоящих художников от мастеровых.

Роль Геббельса в фильме "Молох" исполнила Ирина Соколова

Отчаянное желание отомстить кино за его неподатливость и своенравность заставляет режиссера обращаться с картинкой безапелляционно, подобно художникам авангарда, которых точно так же трясло и тошнило, но от салонной фигуративной живописи. Сокуров мнет кадр, вытягивает, сжимает его, многократно пропускает через фильтры, то добиваясь волшебной, почти психоделической тонкости оттенков, то втаптывая изображение в грязь, затемняя до неразборчивости, а то и попросту удаляя его. Такими «иконоборческими» издевательствами над кадром богаты «Тихие страницы», собирательная экранизация русской литературы XIX века с упором на Достоевского. С публикой говорит уже не свет, но звук - тщательно сконструированный, обтекающий и повсеместный. Настоящая смерть в сокуровском кинематографе - это смерть самого кино, которое сперва избавляется от иллюзии объемного изображения (с картиной это сделали кубисты), потом - от искренности (то, чего добивался от художников Малевич), а в довершение - от изобразительности (аналогом «Черного квадрата» можно считать минутный кадр абсолютной темноты из тех же «Тихих страниц»). Но после смерти наступает воскрешение - надежду на это внушают зрителю и пронизанные солнцем «Отец и сын» или «Александра», и перспектива Эрмитажа в «Русском ковчеге».

ВОЛШЕБНАЯ ГОРА

Сокуров изучает матросский быт. - Увлечение академическими приемами Лени Рифеншталь и горными пейзажами Каспара Давида Фридриха.

Тема гомоэротизма, к ярости самого Сокурова, неизбежно возникает в любом разговоре о его картинах сразу после обсуждения Танатоса. На «это» действительно невозможно закрыть глаза, фильм «Отец и сын», например, начинается со звуков страстного, учащенного дыхания мужчин, следующее, что мы видим, когда рассеивается вступительная темнота, - два сплетенных торса, бьющихся в конвульсиях то ли сексуального, то ли эпилептического характера. Что это - борьба, любовная прелюдия или сеанс мануальной терапии, сразу и не разобрать. Подобные сцены повторяются в картине неоднократно, герои вторгаются в личное пространство друг друга гораздо глубже, чем это принято даже в довольно непосредственной русской бытовой культуре. Примерно такое же любование мужским телом происходит и в «Александре», где будто бы сам режиссер в обличье старушки с неслучайным именем Александра Николаевна инспектирует войска, принюхиваясь к мужскому поту и восторгаясь его благоуханием. Про шестичасовую оду матросам «Повиннность» и более чем пятичасовой гимн пограничникам «Духовные голоса» говорить после этого незачем. Впрочем, спартанская эстетика не имеет к личным пристрастиям Сокурова никакого отношения, об этом свидетельствуют, скажем, дневники со съемок «Повинности». Изучающий быт моряков режиссер все время раздражен - матросской глупостью, ленью и муштрой: «Боже мой, как все это бестолково, как мне всех нас жалко». Флот не оправдывает надежд даже на элементарный порядок, и если судить по записям, результат съемок должен был бы оказаться вторым «Броненосцем “Потемкиным”». Северный флот неукомплектован, корабли ржавеют, матросы пообносились, в мясе - черви. Пристальное внимание Сокуров обращает на прозу матросского быта: тщательно конспектирует состав пайка, список обмундирования, сроки службы оборудования. Видно, что вся созданная им в кадре романтика, эта отчаянная попытка облагородить бессмысленность солдатской повинности, и любование маскулинностью - дань традиции в искусстве. И ее характер интригует куда сильнее, чем банальный гей-арт. Речь идет об эстетике немецкого национал-социализма. Известно, что, снимая «Отца и сына», Сокуров с оператором Александром Буровым прямо ориентировались на «Олимпию» Лени Рифеншталь. На ее фильмы в каком-то смысле равняются и художник-неоакадемист Георгий Гурьянов, и евразиец Алексей Беляев-Гинтовт, и группа Rammstein. Но духовное родство Сокурова и Рифеншталь гораздо глубже и деликатней. До того как стать любимым режиссером фюрера и главным постановщиком массовых действ в Третьем рейхе, Рифеншталь была кинозвездой. Снималась она в «горных фильмах» - картинах чисто немецкого жанра. Феномен «горного фильма» возник на волне увлечения бюргеров народной культурой, Вагнером и турпоходами в Альпы. Альпийская вылазка считалась благотворной для закалки тевтонского духа, которому так маетно в городах, где господствует вульгарная рациональность цивилизации. Горы манили романтических юношей и девушек, предлагая им вместо мягкотелого эгоизма братство у костра и величественные виды туманных вершин. Вершины были опасны, но, как поется в песне, «так лучше, чем от водки и от простуд».

Галина Вишневская превратила фильм "Александра" в свой бенефис

Не нужно быть искусствоведом, чтобы увидеть в фильмах Сокурова все ту же очарованность горными хребтами. Разумеется, сама тема фильма объясняет их появление в «Молохе», действие которого разворачивается в альпийской резиденции фюрера. Но как быть с «Камнем», «Матерью и сыном», наполовину составленными из скальных пейзажей нереальной красоты, или с «Восточной элегией», где японский городок превращается в подобие замка Вевельсбург? Причина - в любви Александра Николаевича к живописи мрачного немецкого романтика Каспара Давида Фридриха, чьи полотна по самую раму заполнены туманом, Zauberbergen и байроническими фигурами, излучающими скорбное одиночество. И тут Сокуров не одинок в своем готическом увлечении: Фридриха любил Тарковский, его одновременно превозносили и нацисты, и их заклятые враги, французские сюрреалисты. Последних объединяло еще и общее недоверие к буржуазной цивилизации, к рацио, - Александр Николаевич тоже вопиет о крахе западного мира буквально в каждом интервью. Его беспокоит и оторванность современной мысли от натуры, от сердца, самоубийственная суета цивилизации, одержимой «критическим духом». Другой точкой соприкосновения режиссера и искусства Третьего рейха оказывается французский художник XVIII века Юбер Робер, герой сокуровского документального фильма «Робер. Счастливая жизнь». Он прославился романтическими пейзажами, на которых были изображены роскошные руины, как реальные, античные, так и воображаемые, - одной из самых известных его работ является вид полуразрушенной галереи Лувра. Для нацистского искусства, питавшегося римской культурой, идея руин была примерно тем же, чем коммунизм - для советского. Соцреалист портретировал наступившую утопию, а нацистский художник - пространство будущего тысячелетнего рейха, который должен был состариться так же красиво, как Колизей. Это учитывалось идеологами нацарта, главный архитектор рейха Альберт Шпеер даже создал «теорию руин», согласно которой зодчий должен был проектировать не только стадии постройки здания, но и стадии его естественного разрушения. На Западе все эти параллели могли бы послужить поводом для серьезных обвинений, вроде тех, с которыми набросилась на Рифеншталь Сьюзен Зонтаг. После выхода альбома ее невинных нубийских фотографий американский культуролог разразилась статьей «Очаровательный фашизм», где обвиняла Лени в верности гитлеровской эстетике. Но наши люди и добрее, и мудрее. Очевидно, что любовь к академической культуре и полное равнодушие к культуре современной сыграли с Сокуровым злую шутку: он черпает вдохновение из такого древнего источника, о котором зрители уже забыли, и в одиночку проделывает тот путь, который массовая культура прошла за последние сто лет. Отсюда курьезы: фильмы Сокурова кажутся тоталитарными или, скажем, гейскими только потому, что тоталитарное искусство и гей-субкультура тоже когда-то играли с образами, которые волнуют режиссера сегодня. Так что же теперь, не слушать Вагнера и не пить пиво?

ПЕТЕРБУРГ
Сокуров критикует градостроительную политику мэрии. - Работа в психологической службе доверия. - Прокатный хит в США «Русский ковчег» снят одним кадром, без монтажных склеек.

Сокуров переехал в обожаемый им город в двадцать девять лет. Имперская столица произвела сокрушительное впечатление на режиссера, выросшего в глухой провинции. Город буквально навалился на него всей массой своей монументальной архитектуры и истории - Сокуров до сих пор отмечает, что жить здесь ему тяжеловато. Однако именно Петербург - серый кардинал в его фильмах. Вряд ли этому режиссеру нашлось бы место в тесной, до неприличия витальной Москве, где за домами не видно неба, а в музеях вместо мрамора - гипсовые копии. Низкие северные облака, туман с Невы, похожие на склепы дворы-колодцы - все это идеально соответствует эстетике Сокурова. И конечно, ветхие дома: градозащитная деятельность Александра Николаевича, с нечеловеческой энергией защищавшего приговоренный к сносу квартал у площади Восстания, - попытка сохранить «развалины», как говорят его оппоненты, ведь руины напоминают человеку о высоком и о бренности жизни. Режиссер безапелляционен: «Враг пришел! Враг! Я настаиваю на этом, говорю и всегда говорил. В наших городах идет гражданская война. Не выросло еще поколение архитекторов, которое имеет моральное и профессиональное право прикасаться к Петербургу». Интересно, что постоянный сценарист Сокурова Юрий Арабов - москвич, так что в их совместных работах происходит борьба между петербургской солидностью и московской иронией на грани ерничества. Арабов любит фарсы, Сокуров серьезен настолько, что даже на вопрос: «Почему бы вам не снять комедию?» - отвечает не шуткой, но пространной лекцией о сложности русского характера. При этом в быту Александр Николаевич прост и человечен, любит домашнюю еду, хотя сам и не готовит, а одиночество его скрашивает огромный серый попугай, который умеет говорить: «Саша, иди спать!» Переживший много тягот и несправедливостей, он удивительно неравнодушен к нуждающимся, к нему вечно идут с просьбами замолвить словечко, вступиться, помочь. И Сокуров вступался, помогал, звонил лично Валентине Матвиенко и ссорился с ней по телефону. А в конце 1990-х и вовсе работал, по сути, радиоисповедником: вместе с психологами вел на радио «Балтика» ночной эфир - службу доверия.

За фильм "Солнце" режиссер получил в Японии орден Восходящего солнца

Петербургский болотистый привкус чувствуется почти во всех фильмах Сокурова, но в двух - особенно. Первый - «Тихие страницы», второй - «Русский ковчег», где оживают персонажи отечественной истории начиная с Петра I. Между этими лентами промежуток почти в десять лет, и можно наблюдать, как за годы город и его институты изменили взгляд режиссера. В 1993 году он скорее сумрачный гений, борющийся за финансирование своих проектов, в 2002-м - лауреат Госпремии из списка ста лучших режиссеров мира, который еще через два года станет народным артистом. Обшарпанные «Тихие страницы» - это Сокуров «Одинокого голоса человека»: одноцветное изображение, полутьма, лужи, подвалы, замершие кадры. Фирменный дымок, которым режиссер любуется в каждом фильме, тут больше похож на клубы мертвого индустриального пара, вырвавшегося из стального котла. Солнца нет, красоты тоже, «и с сестрицей вашей будет то же самое», как говорит здесь Раскольников Соне Мармеладовой. «Русский ковчег» - это торжество света, воздуха, движения: фильм снят одним энергичным проходом камеры по залам Зимнего дворца и обходится вообще без монтажных стыков. Все хорошо здесь и с коммерческой интуицией -Russian Ark становится прокатным хитом в США. Прославление отечества происходит тут непрерывно: невидимый рассказчик, путешествующий по ночному Эрмитажу вместе с призраком маркиза де Кюстина, спокойным голосом парирует нападки французского дипломата на русскую культуру. В финале Зимний буквально вплывает в невские воды. Метафора очевидна и парадоксальна: ковчег русской культуры укомплектован исключительно заграничным искусством! Впрочем, Сокуров и сам человек-парадокс, в работе и жизни которого соединяются витальность и смерть, радикальный эксперимент, верность традициям и слова «Эрмитаж - это единственное место в стране, где я чувствую себя гражданином России».

«ФАУСТ»
Дьявола нет, но есть ад на земле. - Заключительную часть тетралогии о власти награждают «Золотым львом» Венецианского кинофестиваля.

Гете писал «Фауста» сорок лет, считайте, всю жизнь. Сокуров, фильмография которого отчаянно требовала условно последнего, итогового фильма (нельзя бесконечно снимать про смерть, так и не высказав всего, что думаешь о жизни), тоже шел к своему «Фаусту» десятилетиями. История отрекшегося от рая доктора вообще словно предназначена для режиссера, ведь в ней есть все его любимые мотивы. Во-первых, цирк и трагедия. Рожденный на потешных сценах бродячих театров, «Фауст» поначалу был назидательной черной комедией с петрушками, дурацкими клубами серного дыма и античной предопределенностью. Продал душу - полезай в пекло! Черт бесконечно издевался над Фаустом: высовывал свое свиное рыло из-за колонн во время приема у португальского короля, переодевался девицей, врал и двурушничал, извлекал из могилы полуистлевшие кости Елены Троянской и укладывал их в Фаустову постель. Вся эта глумливая бесовщина присутствовала и в сценарии Арабова, мистика и эзотерика, который определенно верит в то, что Люцифер существует. Сокуров, наоборот, по его собственным словам, не верит в дьявола, для него мера всего самого низкого и ужасного на земле - сам человек. В его «Фаусте» не дьявол соблазняет человека, а сам Фауст бегает за Мефистофелем, который в фильме носит имя Ростовщика. Герой этот женат, и жену его играет любимая актриса Фассбиндера Ханна Шигула. Ростовщик не торопится выдать адский кредит - он занят, к нему и так стоит очередь желающих торгануть душой. Сокурову это вовсе не смешно, и потому заложенные в сценарии элементы фарса преломляются его камерой в жуткую гримасу ада, в дурную чертовщину с копытами и стоячими воротниками, от которой становится дурно и зрителю. Второй тревожный мотив - власть и человек. «Фауст» закрывает тетралогию о власти, посвященную реальным вождям XX века: Гитлеру, Ленину, Хирохито. Безграничная возможность повелевать временем дается Фаусту в поэмах Марлоу и Гете, и нет ничего печальней и тяжелее этой вседозволенности. Но в версии Сокурова власть выглядит ультрасовременно. Это не жестокая воля архаичного диктатора, сшибающая головы холопам. Это ежедневная безличная, распыленная по миллионам серых служащих власть европейского государства-Левиафана. Власть, которая хочет быть невидимой и аккуратной. Ей, как и администрации концлагеря, неприятна варварская жестокость, она хочет, чтобы все было чисто и без визга, «цивилизованно». Ровно того же - невидимости и незаметности - хочет и дьявол из средневековых трактатов, и это сходство манер кажется неслучайным. «У ада нет ни места, ни пределов, где мы - там ад», - говорит Мефи- стофель Фаусту, и это «мы», по мнению Сокурова, относится не к бесам, а к нам, человечеству. Человечество устыдилось и начало исправляться: венецианское жюри дало «Фаусту» главный приз (до этого картины Сокурова не получали ничего значимого на ведущих европейских фестивалях), премьер Путин удостоил мастера аудиенции, на которой пообещал вступиться за выставленный на продажу «Ленфильм». И все эти маленькие чудеса - еще одно подтверждение того, что фильмы Сокурова не так уж суровы и беспощадны к публике.

МИФОЛОГИЯ

4 вечных мотива в фильмах Сокурова

Журавль, голенастый символ жизни и долголетия, степенно переступает с ноги на ногу во многих картинах Сокурова. В «Камне» он подвизается при Доме-музее Чехова, в «Скорбном бесчувствии» путается под ногами обезумевших обитателей английского особняка, важно разгуливает по императорскому саду в «Солнце»: в Японии журавль считается священной птицей. В какой-то момент он появляется даже в «Фаусте» (на фото), правда уже как аист.

Мухи перекочевали в фильмы Сокурова из прозы Платонова, став фактически героями второго плана. Назойливое гудение крылатых насекомых идет фоном почти во всех ранних работах, но особенно много их в «Спаси и сохрани»: стайки мух как бы подчеркивают всю непристойность безудержного адюльтера Эммы Бовари.

Дом - то мрачный и нелепый, похожий на тюрьму, то убогий, обшарпанный многими поколениями жильцов, то уютный, прохладный, украшенный белоснежными занавесками - появляется в каждом фильме Сокурова на правах полноценного персонажа. В психологических тестах дом обычно трактуется как внутренний мир человека, так что, как говорится, имеющий глаза да увидит.

Гробов у Сокурова немало: украшенный рюшечками гробальков в «Ампире», строгий гроб-кровать в «Матери и сыне», а в «Круге втором» это вообще главный герой. Самый странный вынос гроба происходит в
«Спаси и сохрани»: Эмму хоронят аж в трех гробах, и в какой-то момент они вырастают до размеров трамвайного вагона.

ГЕОГРАФИЯ

7 экзотических мест в фильмах Сокурова

По леднику в Исландии доктор Фауст уходит в финале одноименного фильма. Спустя несколько дней после съемок это место было уничтожено извержением вулкана Эйяфьятлайокудль.

На базе российских войск в чеченском поселке Ханкала , а не в относительно безопасном Дагестане был полностью снят фильм «Александра» с Галиной Вишневской в главной роли.

На фоне величественных пиков Баварских Альп проходит пикник Гитлера в «Молохе». Впрочем, интерьеры Кельштайнхауза - чайного домика, подаренного фюреру на пятидесятилетие, - снимали в павильонах «Ленфильма».

Северное море и Мурманск - место действия «Повинности», документального мини-сериала о моряках, где воинская служба приоб- ретает онтологические масштабы.

Португальская столица Лиссабон изображает открыточный приморский городок в «Отце и сыне» - пронзительном фильме о взаимной любви отца и сына, выросшего без матери.

На таджикско-афганской границе , где стоит российская пограничная застава, служат суровые герои пятичасовой документальной эпопеи «Духовные голоса».

На небольшом японском острове Амами-Осима живут благостные старики из dolce… - документальной японской элегии, посвященной писателю Тосио Симао.

ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ

5 актеров-непрофессионалов в фильмах Сокурова

Алексей Ананишнов. Математик, сейчас работает директором подразделения «Бытовой клей» компании Henkel в Петербурге. Сыграл атлетического педиатра Малянова в «Днях затмения» и сына в «Матери и сыне».

Галина Вишневская. Наверное, самая известная российская оперная певица вынесла на своих плечах фильм «Александра», фактически превратив его в свой бенефис, и какой!

Гудрун Гейер. Основатель и директор мюнхенского фестиваля документального кино Dok.Fest, на котором неоднократно показывали фильмы Сокурова, до смерти убедительно исполнила умирающую старушку в «Матери и сыне».

Сесиль Зервудаки. Этнолингвист из Университета Гренобля сыграла нимфоманку Эмму в «Спаси и сохрани».

Алла Осипенко. Прима-балерина, народная артистка СССР изобразила женщину-полутруп в «Ампире» и экзальтированную Ариадну в «Скорбном бесчувствии».

Текст: Василий Корецкий

Александр Николаевич Сокуров. Родился 14 июня 1951 года в дер. Подорвиха Иркутской области. Советский и российский кинорежиссёр, сценарист, оператор, продюсер, педагог. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1997). Народный артист РФ (2004).

Александр Сокуров родился 14 июня 1951 года в деревне Подорвиха Иркутской области (в 1956 году его деревня была затоплена при пуске Иркутской ГЭС).

Отец - Николай Сокуров, военный, участник Великой Отечественной войны.

Имеет старшую сестру Надежду (мужду ними разница четыре года).

Семья часто переезжала с места на место. Начинал учиться в Польше, заканчивал школу в Туркмении.

В 1968 году поступил на исторический факультет Горьковского государственного университета. Во время учёбы работал в редакции художественного вещания Горьковского телевидения, где уже в возрасте 19 лет выпустил свои первые телевизионные программы - несколько телевизионных фильмов, телевизионных программ прямого эфира, в том числе и спортивные передачи. В 1974 году Сокуров защитил диплом историка и завершил обучение в университете.

В 1975 году поступил на режиссёрский факультет Всероссийского государственного института кинематографии, в мастерскую режиссуры научно-популярного фильма под руководством А. М. Згуриди. За отличную учёбу получал именную стипендию С. Эйзенштейна.

В период обучения Сокуров знакомится с Юрием Арабовым, сценаристом, главным его союзником и соратником в творчестве.

В 1979 году, сдав экзамены экстерном, режиссёр на год раньше срока был вынужден закончить обучение из-за нарастающего конфликта с администрацией института и руководителями Госкино: его обвинили в формализме и в антисоветских настроениях, из-за чего его студенческие работы категорически отвергались. В итоге первая художественная картина «Одинокий голос человека» по произведениям Андрея Платонова (позже получившая несколько престижных фестивальных наград) не была засчитана руководством института в качестве дипломной работы. Картина подлежала уничтожению, но Сокуров и Арабов взломали архив, выкрали позитивную копию и исходные материалы картины, подложив на их место другие киноматериалы. В то сложное время он получил моральную и профессиональную поддержку режиссёра .

Александр Сокуров хотел работать на «Мосфильме», однако условия работы там его не устраивали. По рекомендации Андрея Тарковского в 1980 году Сокуров был зачислен на киностудию «Ленфильм», где снял свои первые игровые картины. Одновременно сотрудничал с Ленинградской студией документальных фильмов, где в разное время выпустил все свои документальные работы.

Первые фильмы, снятые режиссёром в Ленинграде, вызвали негативную реакцию как Госкино, так и партийных органов. Сокуров многократно заявлял, что ему предназначено место в лагере под Сыктывкаром. В течение долгого времени, вплоть до конца 1980-х годов, ни один из его фильмов не был допущен к прокату. Тарковский дважды организовывал Сокурову выезд за рубеж, однако режиссёра, по его словам, удержали русский язык и духовные сокровища Эрмитажа, с которым ему более всего не хотелось расставаться.

В конце 1980-х годов снятые Сокуровым ранее фильмы не только вышли в прокат, но и с большим успехом представляли русское кино на международных кинофестивалях.

Первую широкую известность ему принес фильм «Дни затмения» , который в 1989 году получил приз Берлинского кинофестиваля в рамках форума нового кинематографа.

«Дни затмения» снят по сценарию Юрия Арабова при участии Петра Кадочникова, Аркадия и Бориса Стругацких, по мотивам произведения последних - «За миллиард лет до конца света». В 2000 году фильм «Дни затмения» был включён в список ста лучших фильмов за всю историю отечественного кинематографа по версии гильдии кинокритиков России.

В 1980-1990 годы режиссёр интенсивно работал, снимая часто по несколько картин в год. Одновременно он принимал участие в работе благотворительных программ для молодежи на радио, занимался с группой молодых начинающих режиссёров при киностудии «Ленфильм».

В 1998-1999 годах вёл на Петербургском телевидении цикл передач «Остров Сокурова», в которых обсуждалось место кинематографа в современной культуре.

С середины 1990-х годов Сокуров со своими коллегами начал освоение технологии видео, которое продолжается до сих пор. Группой Сокурова снято несколько документальных видеофильмов, в том числе по заказу японских телевизионных каналов, благодаря энтузиазму и участию японских друзей.

В 1995 году по решению Европейской Киноакадемии имя Александра Сокурова включено в число ста лучших режиссёров мирового кино.

В 1999 году представил фильм «Молох» (нем. Moloch) на немецком языке (первый в тетралогии «Молох» - «Телец» - «Солнце» - «Фауст»). Действие фильма разворачивается в течение суток в призрачном и неприступном доме, построенном в Альпах для человека власти. Власть, претендующая на покорение всего мира, произвела разрушительную работу прежде всего над теми, кто её олицетворял: Адольф Гитлер и Ева Браун - несоединимые партнеры любовной драмы.

В 2001-м вышел фильм «Телец» по сценарию Юрия Арабова. Действие картины происходит на протяжении одного летнего дня 1923 года в Горках, где тяжело больной Ленин проводит последние месяцы своей жизни в окружении бестолковой прислуги и многочисленной охраны, главная задача которой - надёжная изоляция его от внешнего мира. Телефонная связь с Москвой хронически нарушена, никакая корреспонденция до Ленина не доходит. Без чьей-либо помощи он не может ходить, одеваться и раздеваться, принимать ванну. Ему часто отказывает память. Физические страдания вождя усугубляются сознанием того, что фактически он отстранён от власти и от политики, без которой в его жизни не остаётся ничего, кроме неизлечимой, прогрессирующей болезни.

В 2005 году режиссер представил фильм «Солнце» . В фильме отображён император Сёва (Хирохито) в последние дни Второй мировой войны. Он показан как человек, который на самом деле духовно и нравственно является высоким примером своим подданным и в, казалось бы, безвыходной ситуации находит в себе силы принять правильное решение, которое восстановило доброе имя, честь и процветание своего народа. Вместе с этим показана трагедия маленького романтического человека, находящегося при власти, и, как следствие, трагедия всего народа Японии.

10 сентября 2011 года на церемонии закрытия 68-го Венецианского кинофестиваля Александр Сокуров получил «Золотого льва» и премию Экуменического жюри за картину «Фауст» , завершающую цикл, названный им тетралогией о власти. На вручении главного приза председатель жюри Даррен Аронофски отметил, что «решение было единодушным: это тот фильм, который меняет жизнь каждого, кто его увидит».

Фильм «Фауст» снят по мотивам первой части трагедии Иоганна Вольфганга фон Гёте «Фауст». Повествование в основном строится на любовной линии Фауст - Маргарита. В основе сюжета вся классическая немецкая легенда о Фаусте, окантованная некоторыми сюжетными линиями одноимённого произведения Гёте.

Режиссёр становился участником и лауреатом многих международных фестивалей, в разных странах мира почти ежегодно проходят ретроспективы его фильмов. Он неоднократно получал награды международных кинофестивалей, премии ФИПРЕССИ, премии имени Тарковского, является лауреатом Государственной премии РФ (1997, 2014) и лауреатом Премии Ватикана - «Премия Третье тысячелетие» (1998).

В 2010 году открыта мастерская Сокурова на кафедре кино и телевидения КБГУ (Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х. М. Бербекова), в Нальчике.

В 2017 году дебютный фильм выпускника курса Сокурова Кантемира Балагова «Теснота» был показан в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля и получил приз ФИПРЕССИ.

В 2017 году Сокуров был объявлен почётным гостем на 30-й церемонии вручения премии Европейской киноакадемии в Берлине.

Общественно-политическая позиция Александра Сокурова:

В апреле 2000 года подписал письмо в поддержку политики президента России в Чечне.

В декабре 2011 года генеральный консул Японии в Санкт-Петербурге от имени японской императорской семьи вручил Сокурову почётный орден Восходящего солнца с золотыми лучами. На церемонии режиссёр признался в особом отношении к Японии и высказался за возврат Россией «земель, принадлежавших японскому народу».

В марте 2014 года Сокуров выступил с заявлением, в котором указал, что использование военной силы против украинцев будет иметь необратимые последствия для самой России. Также он призвал россиян уважать желание украинцев жить отдельным государством: "Мы не один народ с украинцами, мы разные. У нас внутренне разные культуры. Не зря украинцы всегда хотели жить отдельным государством. Да, мы близки, у нас есть много похожего, но это не означает, что мы один народ. Это совсем не так. Мы разные и нам эту разность нужно уважать и ценить".

На парламентских выборах 2016 года возглавлял петербургский список партии ЯБЛОКО (при этом оставаясь беспартийным).

В феврале 2017 года Александр Сокуров заявил, что российские политические комментаторы, а также сотрудники российского телевидения и радиовещания предстанут перед Гаагским трибуналом, поскольку они «являются провокаторами, которые во время пожара разбрасываются спичками».

Выступал за освобождение осуждённого по обвинению в терроризме Олега Сенцова.

3 декабря 2018 года вошёл в состав Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

Рост Александра Сокурова: 175 сантиметров.

Личная жизнь Александра Сокурова:

Не женат. Детей нет.

После выхода в 2003 году его фильма «Отец и сын», рассказывающего о гомофобной любви (классифицируемого в Европе по категории «гей-кино»), о Сокурове ходят слухи, что он относится к лицам с нетрадиционной ориентацией.

Режиссёр живёт в Санкт-Петербурге, где, кроме реализации творческих начинаний, возглавляет общественную группу активистов-градозащитников - так называемую «Группу Сокурова», ведущую диалог с городской властью на тему защиты от разрушения старого Петербурга.

Фильмография Александра Сокурова:

1979 - ВГИК: Педагоги и студенты говорят о профессии (документальный) (нет в титрах)
1980 - Ты должен жить - Николай Дорофеев, офицер

2003 - Острова. Александр Сокуров (документальный)
2003 - Кира (документальный)
2004 - Сокуров (документальный)
2009 - Истории и легенды Ленфильма. Как снимали фильм «Телец» (документальный)
2016 - Дмитрий Шостакович. Я оставляю сердце вам в залог (документальный)

Озвучивание Александра Сокурова:

1997 - Петербургский дневник. Открытие памятника Достоевскому (документальный) - текст от автора
- Закадровый текст

Режиссерские работы Александра Сокурова:

1974 - Автомобиль набирает надёжность (документальный)
1975 - Позывные Р1НН (документальный)
1975 - Лето Марии Войновой (документальный)
1978-1987 - Одинокий голос человека
1980 - Разжалованный (короткометражный)
1981, 1987 - Дмитрий Шостакович (документальный)
1983-1986 - Скорбное бесчувствие

1985-1991 - Терпение труд (документальный)





1988 - Дни затмения
1989 - Спаси и сохрани (Madame Bovary / Sauve et protège)
1989 - Соната для Гитлера (документальный)
1989 - Советская элегия (документальный)
1990 - Простая элегия (документальный)

1990 - Круг второй
1992 - Камень
1993 - Тихие страницы



1997 - Мать и сын
1998 - Повинность (Из дневников командира корабля) (Confession) (документальный)
1998 - Беседы с Солженицыным (документальный)
1999 - Молох
2001 - Телец
2001 - Элегия дороги (документальный)

2003 - Отец и сын
2005 - Солнце (Sun, The / Sole, Il)
2006 - Элегия жизни. Ростропович. Вишневская (документальный)

2009 - Читаем "Блокадную книгу (документальный)
2011 - Фауст

Сценарии Александра Сокурова:

1980 - Разжалованный (короткометражный)
1981 - Ты взойди, солнце красное (документальный)
1984-1987 - Жертва вечерняя (документальный)
1986 - Элегия (документальный)
1986 - Ампир (короткометражный)
1987 - И ничего больше (документальный)
1988 - Московская элегия (документальный)
1988 - Мария (документальный)
1990 - Петербургская элегия (документальный)
1993 - Тихие страницы
1995 - Солдатский сон (короткометражный)
1996 - Восточная элегия (документальный)
1997 - Петербургский дневник. Открытие памятника Достоевскому (документальный)
1998 - Беседы с Солженицыным (документальный)
2003 - Русский ковчег (Russian Ark)
2007 - Александра (Aleksandra)
2015 - Франкофония (Francofonia / Le Louvre sous l"Occupation) (документальный)

Операторские работы Александра Сокурова:

1986 - Ампир (короткометражный)
2001 - Телец
2005 - Солнце (Sun, The / Sole, Il)

Продюсерские работы Александра Сокурова:

2017 - Теснота

Награды и звания Александра Сокурова:

1987 - Бронзовый Леопард кинофестиваля в Локарно за фильм «Одинокий голос человека»;
1987 - Московский кинофестиваль - приз внеконкурсной программы;
1987 - номинация на Золотого Медведя Берлинского кинофестиваля за фильм «Скорбное бесчувствие»;
1988 - номинация на премию «Ника» за фильм «Одинокий голос человека»;
1988 - номинация на первом вручении European Film Awards за фильм «Дни затмения»;
1989 - приз Берлинского кинофестиваля в рамках форума нового кинематографа за фильм «Дни затмения»;
1991 - Роттердамский кинофестиваль: приз ФИПРЕССИ за фильм «Круг второй» и KNF Award за фильмы «Элегия» и «Простая элегия»;
1995 - решением Европейской киноакадемии Александр Сокуров признан одним из ста лучших режиссёров мирового кино;
1996 - Государственная премия России за фильмы «Элегия из России… Этюды для сна», «Духовные голоса»;
1997 - премии Московского кинофестиваля имени А. Тарковского, кинокритиков России и специальный приз жюри за фильм «Мать и сын»;
1997 - Заслуженный деятель искусств России;
1998 - лауреат премии Ватикана - «Премия "Третье тысячелетие"». Вручена Иоанном Павлом II;
1999 - МКФ в Каннах: Приз за лучший сценарий к фильму «Молох»;
1999 - номинация на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля за фильм «Молох»;
1999 - номинация на European Film Awards за фильм «Молох»;
2001 - Государственная премия России (за фильмы «Молох» и «Телец»);
2001 - премии Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучший фильм, лучшую операторскую работу и лучшую режиссуру - «Телец»;
2001 - номинация на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля за фильм «Телец»;
2001 - приз за изобразительное решение за фильм «Русский ковчег» на МКФ в Торонто;
2002 - премия «Ника» за лучший фильм, лучшую операторскую работу и режиссуру фильма «Телец»;
2002 - Специальный приз МКФ в Сан-Паулу за общий вклад в кинематограф;
2002 - номинация на Золотую пальмовую ветвь МКФ Каннского кинофестиваля за фильм «Русский ковчег»;
2002 - номинация на European Film Awards за фильм «Русский ковчег»;
2003 - приз FIPRESCI на Каннском кинофестивале за фильм «Отец и сын»;
2003 - «Премия Свободы», учреждённая польским режиссёром Анджеем Вайдой и компанией «Филип Моррис»;
2004 - Народный артист России;
2004 - премия «Ника» за фильм «Русский ковчег»;
2004 - Себряный Кондор, приз Аргентинской ассоциации кинокритиков за фильм «Русский ковчег»;
2005 - номинация на Золотого Медведя Берлинского кинофестиваля за фильм «Солнце»;
2005 - Ереванский кинофестиваль, лучший фильм конкурса - «Солнце»;
2005 - премии Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучший фильм и лучшую режиссуру - «Солнце»;
2006 - Почётный Леопард Кинофестиваля в Локарно за особый вклад в кинематограф;
2007 - номинация на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля за фильм «Александра»;
2007 - премия имени Робера Брессона «За духовные искания в кино» на МКФ в Венеции;
2007 - обладатель премии имени Тарковского (27 сентября 2007 года);
2010 - Всероссийская премия «Хранители наследия» (г. Псков). Номинация: «Подвиг»;
2010 - мексиканская премия цифрового кино «Эль Почоте»;
2010 - «Небесная линия» (премия за общественную деятельность в сфере градозащиты Петербурга);
2011 - «Золотой лев» (главный приз) 68-го Венецианского кинофестиваля за фильм «Фауст»;
2011 - орден Восходящего солнца 4 класса (Япония);
2012 - награда за вклад в мировое киноискусство на фестивале «Зеркало» имени Андрея Тарковского;
2012 - премия Армянской церкви «Да будет свет», врученная на IX международном кинофестивале «Золотой абрикос»;
2013 - «Ника» за лучший игровой фильм и лучшую режиссуру за кинофильм «Фауст»;
2013 - премии Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучший фильм и лучшую режиссуру - «Фауст»;
2014 - почётный приз за «За художественный язык, оказавший влияние на мировой кинематограф, и бескомпромиссную гражданскую позицию» на фестивале «Кинотавр»;
2014 - офицерский крест ордена Искусств и литературы (Франция);
2014 - Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства «за вклад в развитие отечественного и мирового кинематографа»;
2015 - Приз Федерации кинокритиков Европы и Средиземноморья Fedeora «Лучший европейский фильм» конкурсной программы 72-го международного Венецианского кинофестиваля за фильм «Франкофония»;
2017 - Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство»;
2017 - Премия Европейской киноакадемии «За жизненные достижения»