Человек может развиваться только в социуме. Может ли человек существовать вне общества? Этапы формирования личности

Мы представляем собой биологический вид, но как личность можем состояться только в результате культурной эволюции. Влияние общества на человека является процессом, когда каждый отдельно взятый представитель оказывает определенное воздействие на общее развитие.

Этапы формирования личности

Процесс становления индивида как личности начинается с момента рождения, когда фактором наследственности закладывается база формирования. Другие факторы влияния общества на развитие человека:

  • природная среда, климатические особенности района проживания;
  • совокупность социальных норм и культурных ценностей, принятых в группе;
  • усвоение человеком норм, обеспечивающих влияние на процесс социализации;
  • субъективный опыт, который накапливается при выходе из разных ситуаций.

Природный фактор является важнейшим условием гармоничного развития социума. Влияние общества на развитие личности заключается не только в прикладном значении, но и имеет художественное, научное, нравственное значение.

Влияние общества на формирование личности начинается буквально с момента рождения. Процесс социализации можно разделить на несколько возрастных категорий:

  • ранний до 3 лет;
  • с 3 до 11 лет;
  • подростковый, с 12 до 15 лет;
  • юношеский возраст (до 18 лет).

Наиболее важным в обеспечении влияния общества на личность является институт семьи, а также детские коллективы. К 18 годам уже практически сформированная молодая личность имеет свои мнения.

Влияние групп общества на психологию и поведение человека может быть как положительным, так и в негативном плане. Понятие личности проявляется в совокупности социальных качеств, приобретенных в жизни.

Влияние группы общества направляется на устранение отрицательных качеств индивида, а наличие обратной связи позволяет оценить правильность выбранного вектора развития.

В группе присутствуют люди с разным уровнем знаний, навыков и умений. Общаясь с людьми более высокого уровня развития, можно быстрее достигать поставленной цели, стать успешным.

Воздействие общества на индивидуума через группы заключается в требовании выполнять нормы. Здесь обрабатываются коммуникативные навыки, а положительные эмоции от общения повышают самооценку, придают уверенность.

Если групповые интересы становятся выше интересов отдельных ее членов и действуют в ущерб обществу, то отмечается негативное влияние группы. Когда мнение большинства навязывалось, одаренные личности находятся под психологическим давлением.

В результате такие люди или становились конформистами, или поддавались общественному остракизму, вплоть до изгнания. Иногда группа может инициировать развитие характера в негативном направлении, приобретение вредных привычек.

Проиллюстрировать такое влияние общества можно известной поговоркой «с кем поведешься, от того и наберешься».

Влияние личности на социум

Социум в современном понимании представляет собой сложную макросистему, стремящуюся к единому стандарту ценностей с учетом наследия разных культур и традиций. Отмечается не только влияние общества на личность, но и обратный процесс. Влияние человека на общество определяется степенью развития умственных способностей, навыком эффективно взаимодействовать с группами.

По отношению к окружающей среде особа может выступать в разных ролях: потребитель, созидатель или разрушитель. Самым низким уровнем ответственности является потребительский, когда индивидуум ограничивает свои интересы меркантильными и мелочными потребностями.

Более высокий уровень ответственности предусматривает усиление влияния позиции человека на окружающих. Степень воздействия личности на социум определяется способностью к действиям. Сильный и целеустремленный индивид может повлиять на изменения в мире, сплотив вокруг себя группу единомышленников.

При выполнении в социуме определенной функции деятельность человека на пользу окружения им поощряется. Сила положительного примера является одним из главных инструментов влияния личности на общество.

Во многих художественных произведениях поднимались острые социальные вопросы, и писатели оказывали существенное воздействие на ход истории. Рассказы Тургенева «Записки охотника», где с симпатией и любовью описаны образы крестьян, показали безнравственность крепостного права, и в России общественность поднялась на борьбу за его отмену.

Аргументы, приведенные Шолоховым в рассказе «Судьба человека », привели к принятию закона о реабилитации военнопленных, которых до этого судили как предателей родины.

Социум и человек не могут существовать и развиваться без зависимости друг от друга . А.М. Горький в произведении «Старуха Изергиль» показал, что человек не может счастливым, если ставит себя выше общества. Принося свою жизнь в жертву, как Данко, он останется в истории примером мужества.

Многогранный процесс превращения в личность возможен только при постоянной работе над собой и в результате влияния разнообразных групп.

«Человек немыслим без общества» (Л.Н.Толстой)

Каждый человек имеет три составляющие: биологическую, социальную и психологическую. Для нормального существования, человек должен удовлетворять потребности все трех частей своего тела и духа. Биологические потребности необходимы для поддержания жизнедеятельности, а социальные и психологические – для сознания, а также, подсознания. Не удовлетворяя любую из этих составляющих, человек просто угнетает и, в итоге, убивает ее. После этого, по сути, он перестает быть человеком.

Для поддержания существования социальной составляющей, любой человек должен достаточное количество времени находиться в обществе и плотно контактировать с ним. В принципе, человек абсолютно не способен нормально существовать вне общества долгое время. Он должен иметь возможность пользоваться благами, произведенными другими людьми, общаться с ними.

В литературе и легендах есть примеры долговременного существования человека в отрыве от общества. Робинзон Крузо несколько лет прожил на необитаемом острове, что его совсем не радовало. И он всегда не оставлял своих попыток вновь вернуться к людям. Лишь при появлении Пятницы Робинзон частично получил удовлетворение своей потребности в общении.

Существует еще один пример нахождения человека вдали от общества, но он носит характер легенды и принимается людьми с недоверием. На мой взгляд, этот рассказ в большей степени носит характер поучительной истории. Однажды человек из древнего племени решил, что может обходиться без других людей, рассорился со всем племенем и ушел жить в горы. Бог это услышал и решил наказать его, даровав ему вечную жизнь и не давая ему умереть. Спустя десятилетие о мужчине все забыли. Прошло несколько веков, и этот человек решил вновь вернуться к людям. Он устал жить и хотел, чтобы его убили, так как сам он умереть не мог. Этот индивид пришел в ближайший город и попытался заговорить с первым встречным, но встречный человек совершенно не понял его и быстро убежал. Также поступили второй, третий и последующие люди. Мужчина воззвал к Богу: «О Всевышний! Что же со мной, почему все прохожие чураются меня и не понимают меня?» Ответом ему было зеркало, где он увидел себя. Это был не человек — он потерял человеческий облик и за столетия превратился в ужасающее существо, мычащее и страшное, как будто был без души. Ведь за столетия одиночества он потерял свою душу. В тот же миг его пронзило насмерть молнией.

С самого своего рождения человек контактирует с обществом. В современном мире каждый человек имеет узкий профиль специализации, и все мы зависим друг от друга в общении. Также это может быть зависимость от товаров и услуг. Так было всегда: одни люди зависят от других, и этого никак невозможно и не нужно избегать. Даже обезьяна стала человеком только благодаря труду и общению. И хотя это только теория, человек остается таким какой он есть, т.е. человеком, только благодаря окружающему его обществу и саморазвитию. Он неотделим от общества так же, как и общество от природы.

Нет похожих статей

ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА

Д/з Канке стр. 123- 127 п 6.2., лекция, теории – сообщения и кратко о теориях в тетради

Проблема понятия «Общество».

Исторический обзор философского понимания общества.

Основные концепции взаимоотношения «человек-общество», «природа – общество».

Основные сферы жизни общества. Структура общества.

Основные элементы социальной структуры общества (классовый и стратификационный подходы). Социальная мобильность.

Общественное сознание.

Теории развития общества.

  1. Проблема понятия «Общество».

Существует ли общество без человека? Может ли человечество существовать вне общества?

Понятие «общество» имеет много значений. Оно употребляется по отношению ко всему человечеству («мировое сообщество», «макросоциум»). Так называют выделенную по какому-то признаку устойчивую - иногда формальную - группу людей («общество защиты природы», «философское общество», «высшее общество»). Иногда так называют временные небольшие группы (например, считается полезным провести время в «обществе интересных людей»), Наконец, общество - это особая форма бытия; выделившаяся из природы ее составная часть («социальное бытие», «мир») и т.д.

Часто под обществом понимают относительно самостоятельное социальное образование, имеющее устойчивую внутреннюю структуру, специфические отличительные признаки - культуру, язык, традиции, совокупность норм и т.д. Это образование обладает суверенитетом, территорией, международным статусом, институтом государственной власти и некоторыми другими признаками. То есть речь идет об обществе, которое является субъектом международной жизни, как правило, и в юридическом смысле, и фактически. Это суверенное социальное образование, которое также называют «государством», «страной», «державой».

Общество - система деятельности и жизни людей, объединен­ных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.

Общество - объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, за­конами, направленностью развития.

Общество - это совокупность людей в рамках ими же производимой системы социальных действий и их смыслов, ценностей.

Общество (социум) - обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, объединенных взаимными интересами, нормами поведения и взаимодействия. Эта форма жизнедеятельности характеризуется особой системой отношений и институтов, целенаправленной и разумно организованной совместной деятельностью людей.


В социальном реализме общество определяется - в широком смысле - как выделившееся из природы системное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, общностей и групп, отдельных индивидов; в узком смысле под О. нередко понимается исторически конкретный тип социальной системы (например, индустриальное О.) или отдельный социальный организм (например, японское О.).

Теоретический анализ О. предполагает рассмотрение его в качестве целостного организма, части которого не только влияют друг на друга, но и находятся в соподчинении. Поисками оснований исторического процесса занимались все философские системы с древнейших времен, продуцируя определенное видение и те или иные методологические установки для частных социальных наук. В истории социальной философии могут быть выделены следующие парадигмы интерпретации О.: 1) взгляды мыслителей органической школы в социологии, возникшей в конце 19 - начале 20 вв. Ее представители (П.Ф. Лилиенфельд, А. Шеффле, Р. Вормс, А. Эспинас) отождествляли О. с организмом и пытались объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. Сравнение О. с организмом проводилось многими мыслителями (Платон, Гоббс, Спенсер), однако они не считали их тождественными. Представители же органической школы обнаруживали прямой изоморфизм между О. и организмом, в котором роль кровообращения выполняет торговля, функции головного мозга - правительство и т.п. В 20 в. концепция органической школы утратила популярность; 2) концепция О. как продукта произвольного соглашения индивидов (см. Общественного договора теория); 3) антропологический принцип рассмотрения О. и человека как части природы (Спиноза, Дидро, Гольбах и др.). Достойным существования признавалось лишь О., соответствующее подлинной, высокой, неизменной природе человека. В современных условиях наиболее полное обоснование философской антропологии дано Шелером, где категория "человек" конституируется в качестве антитезы "О." и "природе"; 4) теория социального действия, возникшая в 1920-е (М. Вебер, Знанецкий и др.), фундируется идеей, согласно которой в основе социальных отношений лежит установление "смысла" (понимание) намерений и целей действий друг друга. Главное во взаимодействии между людьми - осознание ими общих целей и задач и то, чтобы действие актора было адекватно понято другими участниками социального отношения; 5) функционалистский подход к О. (Парсонс, Мертон и др. - См. Структурно-функциональный анализ) . О. рассматривается в философской традиции в контексте его взаимодействия как с природой (см. Философия техники, Ноосфера, Экология), так и с индивидом как личностью (см. Социализация, Деятельность). При характеристике О. необходимо учитывать не только процессы функционирования, но и развития социальных систем, ибо эволюция О. может быть рассмотрена как негаэнтропийный процесс (движение к упорядочиванию, к организации системы), ведущий к повышению уровня организации. Функционирование и развитие социальной системы обязательно предполагает сменяемость поколений людей и, следовательно, социальное наследование.

Наука об обществе называется социологией (от латинского слова социетас - общество). Нас конкретно интересует не социология, а ее философские основания.

Вне общества? Это довольно важная тема, которая позволит более широко взглянуть на проблемы личности и общества.

Проблематика

Начнем рассмотрение этой темы с того, что каждый отдельный человек - это в любом случае Не важно, признает он это или нет, хочет или нет. Разница между людьми кроется в том, насколько активно они участвуют в общественной жизни. Кто-то активно принимает участие в этой сфере и ощущает себя важным участником процесса. Кто-то же, наоборот, сторонится всего, желая оставаться в тени и не выходить из своего кокона. Этот вопрос довольно актуален в современном мире, и стоит он определенно остро.

Надо отметить, что люди в обществе в наши дни делятся на две группы, стоящие на разных полюсах:

  • Первая группа - это те, кто вечно жаждет внимания и признания.
  • Вторая группа - это те, кто желает как можно чаще оставаться в тени. Они любят спокойную и закрытую жизнь. Чаще всего это Однако иногда это могут быть активные, веселые и радостные люди. Но такими они бывают только в своем избранном кругу доверенных людей. В новом коллективе или просто в компании 2-3 новых людей такие личности молчат и уходят в себя.

Нельзя сказать, что из названного плохо, а что хорошо. Наверняка известно только то, что крайности - всегда плохо. Не стоит быть совершенно закрытым человеком или же слишком открытым. У человека всегда должно быть какое-то личное пространство, в которое нет доступа никому.

Система

Надо понимать, что человек немыслим вне общества. Несмотря на это чисто физически он может выжить и один. Однако в таком случае он утратит человечность и определенный уровень развития. Такие случаи в истории человечества неоднократны. О них мы подробнее будет говорить ниже.

Все люди являются частью общества, поэтому они должны уметь находить общий язык между собой и договариваться. Однако слишком сильная подверженность влиянию этой системы приводит в итоге к потере черт своей индивидуальности. Очень часто человек немыслим вне общества, так как сам себе устанавливает определенные ограничивающие рамки. В таком случае он либо выпадает из системы, либо становится от неё зависимым.

Может ли существовать человек вне общества? Да, но с трудом. Выпадая из системы общественных отношений, человек попросту теряет в жизни ориентиры. Он считает себя отбросом и часто ищет смерти. Совсем другое дело, когда личности неприятна устоявшаяся система отношений, и она хочет вырваться из неё. В таком случае человек чувствует освобождение, после того как разрывает все связи. Со временем он формирует вокруг определенный круг, который разделяет его интересы.

Сквозь века

При этом надо понимать, что в истории всегда жестким наказанием было отлучение человека от общества. Также мы понимаем, что если человек может без других людей, то общество без отдельных людей не может. Люди часто говорят, что они любят оставаться наедине с собой. Им лучше с книгой, техникой, природой. Но такие люди не всегда понимают всю важность и глубину своих слов.

Дело в том, что вообще без общества человек нормально себя чувствует только в том случае, если уходит из него осознанно и чувствует в себе силы, чтобы создать новое окружение. Если же отлучение происходит насильно или в результате какой-то вины, тогда очень сложно пережить такую ситуацию. Не все способны это выдержать, поэтому начинается депрессия или навязчивое желание самоубийства.

Конфликт

Конфликт между обществом и человеком возникает тогда, когда личность не желает подчиняться или принимать некие нормы. Человек - социальное существо, поэтому при равных условиях он нуждается в других людях. Общаясь, мы получаем новый опыт, решаем свои внутренние проблемы, путем их проекции на других. И главная важность всех окружающих нас людей в том, что они решают наши проблемы, а мы - их. Только в процессе взаимодействия можно всё это понять и прочувствовать. Анализ и психоанализ возможен только на основании какого-то опыта. Сам же по себе он ничего не несет.

Конфликт в обществе происходят очень часто. Однако он носит определенный характер, который не позволяет выйти за установленные рамки. Человек может решить эту проблему разными способами. По сути, никто не может нам запретить уехать в другую страну, изменить свое решение, преобразовать общество вокруг себя.

В литературе

Развитие человека вне общества мы можем наблюдать во многих примерах в литературе. Именно там можно проследить внутренние изменения в личности, его трудности и успехи. Пример человека вне общества можно взять в произведении М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Отметим, что Григорий Печорин вступает в конфликт. Он чувствует, что общество осознанно живет по наигранным и фальшивым правилам. Сначала он не хочет вообще сближаться с кем-то, не верит в дружбу и любовь, считая это всё фарсом и удовлетворением собственных прихотей. Но при этом Печорин, сам того не замечая, начинает сближаться с доктором Вернером и даже влюбляется в Мэри.

Он специально отталкивает тех, кто тянется к нему, и кому он отвечает взаимностью. Его оправданием является жажда свободы. Этот жалкий человек даже не понимает, что ему люди нужны гораздо больше, чем он им. В итоге он умирает, так и не поняв смысла своего существования. Беда Печорина в том, что он слишком увлекся правилами общества и закрыл свое сердце. А слушать надо было именно его. Оно бы нашло верную дорогу.

Люди, выросшие вне общества

Чаще всего это дети, которые выросли в диких условиях. С ранних лет они находились в изоляции и не получали человеческого тепла и заботы. Они могут воспитываться животными или просто изолированно существовать. Такие люди очень ценны для исследователей. Доказано, что если дети до их одичания имели некий социальный опыт, то их реабилитация будет проходить гораздо проще. Но те, кто от 3 до 6 лет жили в обществе животных, практически не смогут научиться человеческому языку, прямо ходить и общаться.

Даже живя последующие годы среди людей, маугли не могут привыкнуть ко всему окружающему их миру. Более того, часты случаи, когда такие люди сбегают в свои изначальные условия обитания. Учёные говорят, что это только лишний раз подтверждает тот факт, что для человека невероятно важны именно первые годы его жизни.

Итак, может ли человек существовать вне общества? Сложный вопрос, ответ на который в каждом случае разный. Мы отметим, что все зависит от конкретных условий и обстоятельств, а также от того, как человек относится к своей изоляции. Так может ли человек существовать вне общества?..