Использование синонимов в речи. Open Library - открытая библиотека учебной информации

Роль синонимов в речи. Роль синонимов в развитии речевой культуры людей довольно велика. С их помощью можно решать различные стилистические задачи, передавать тончайшие оттенки смысла, более точно выражать свои мысли. Употребление синонимов помогает избежать повторений, делает речь богаче и образнее. Синонимы широко употребляются в художественной литературе, являясь основой своеобразия и индивидуальности стиля писателя. В произведениях художественной литературы используются приемы противопоставления и параллельного употребления синонимов. Например, Принять его, позвать, просить, сказать, что дома, что очень рад (А. Грибоедов); И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (М. Лермонтов).

Слайд 11 из презентации «Значение синонимов и антонимов» к урокам русского языка на тему «Синонимы»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке русского языка, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Значение синонимов и антонимов.pptx» можно в zip-архиве размером 71 КБ.

Скачать презентацию

Синонимы

«Синонимы» - Трусливый заяц - боязливый, пугливый. Девочка печалится, мальчик огорчился, мама горюет. Воин, человек, солдат. Работяги – дятла стук Слышен далеко вокруг. Кто кружится, вертится – Тот заметелится. Плохо жить без забот, худо без доброго слова. Занятого человека и грусть – тоска не берёт. Синонимы. Небольшая кукла - маленькая.

«Синонимы по русскому языку» - Сгруппировать синонимы. Метель. Подобрать синонимы. Синонимический ряд. Лес стоит стеной весёлой, пёстрою. Вьюга, буран, метель. Многозначные слова. Синонимические ряды. Поздняя осень. Контекстуальные синонимы. Тёплая мгла. Маки. Слова одной и той же части речи. Четвёртый «лишний». Что обозначают синонимы.

«Слова-синонимы, антонимы, омонимы» - Восстановите пословицу. Королевство синонимов. Синонимы. Королевство антонимов. Шуточные вопросы. Отгадайте загадки. Отгадайте загадку. Королевство омонимов. Коляски, кибитки, кареты. Экспрессия. У прохожих на виду висело яблоко в саду. Синквейн. Длинные путешествия. Стилистическая фигура контраста.

«Синонимы к словам» - Вставлять палки в колёса - мешать. Подберите синонимы к слову соревнование. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь. Подберите синонимы к слову собрание (предметов). Объясните разницу между глаголами одевать и надевать. Вспомните слово, которое обозначает приспособление для спортивных занятий.

«Антонимы и синонимы» - Познакомиться с. Скоро. Учиться подбирать … Тема урока «Сравнение антонимов и синонимов». Быстро. Цель урока: Повторить … Словарная работа. Минутка чистописания. (Словарное слово). Бежит – стоит Дремлет - спит. Медленно, тихо. Смелый, отважный, храбрость, бесстрашный. Кричит-(шумит, зовёт, молчит) Смеётся – (хохочет, плачет, грустит, смех).

Знание синонимических богатств родного языка - необходимое условие речевой культуры человека. Синонимы – это (греч. synonymos - одноименный) слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим. Синонимы, как правило, принадлежат к одной и той же части речи и выступают как взаимозаменяемые элементы высказывания. Неприятный, противный, отвратительный, мерзостный, омерзительный.

Не являются синонимами слова, обозначающие родо-видовые отношения: цветок – ромашка. Не являются синонимами и слова, обозначающие смежные понятия: дом – квартира.

Синонимы могут различаться:

1) (например, жадный – скупой: общий компонент смысла – «одержимый страстью к деньгам», но жадный имеет ещё компонент «стремящийся захватить чужое», а скупой – «неохотно отдающий своё»); ср. также слова идти – брести, открыть – распахнуть;

2) стилем употребления : у стилистически нейтрального слова могут быть книжные, высокие или, наоборот, сниженные синонимы, например: спать – почивать – дрыхнуть, есть – вкушать – жрать, здравствуй – привет – здорово;

3) компонентами лексического значения и стилем употребления (например, разговор и болтовня: слово болтовня имеет оценочный компонент значения «пустой, несерьёзный», не содержащийся в слове разговор, при этом слово болтовня имеет сниженную по сравнению со словом разговор окраску); ср. также идти – тащиться – шествовать – переться;

4) сочетаемостью с разными словами: сочетаемость может не совпадать частично (открыть глаза, рот, книгу и т. д. – разинуть рот) или полностью (позиционные синонимы – слова с одинаковым понятийным содержанием, но с полным несовпадением лексической сочетаемости): совокупность животных в языке называется по-разному, в зависимости от того, о каких животных идёт речь: стадо коров; отара овец; стая птиц, волков; косяк рыб; свора собак; табун лошадей;

5) степенью современности : шея – выя, рыбак – рыбарь, вертолёт – геликоптер;

6) сферой употребления : повар – кок (проф.), петух – кочет (диал.), родители – предки, шнурки (жарг.). Некоторые исследователи не считают слова, различающиеся степенью современности и сферой употребления, синонимичными;

7) управлением : характерный для кого / чего – свойственный кому / чему.

Типы лексических синонимов

Учитывая смысловые и стилистические отличия синонимов, их разделяют на несколько групп.

1.Синонимы, различающиеся оттенками в значениях , называются семантическими (от гр. semantikos - обозначающий) (молодость - юность, красный - багровый - алый).

2. Синонимы, которые имеют одинаковое значение, но отличаются стилистической окраской , называются стилистическими. К ним относятся:

а) синонимы, принадлежащие к различным функциональным стилям речи [ср.: жить (межст.) - проживать (офиц.-дел.), новобрачные (офиц.) - молодые (разг.)];

б) синонимы, принадлежащие к одному и тому же функциональному стилю, но имеющие различные эмоциональные и экспрессивные оттенки [ср.: (разг.) толковый (с положительной окраской) - башковитый, головастый (с оттенком грубовато-фамильярным); сказанул - ляпнул - брякнул - отколол - отмочил - выдал]. Внутристилевая синонимика, особенно развитая в разговорной речи, значительно богаче и ярче, чем межстилевая.

3. Синонимы, которые отличаются и по смыслу, и своей стилистической окраской, называются семантико-стилистическими . Например: злиться-сердиться. Глагол сердиться имеет нейтральную стилистическую окраску, а злиться – разговорную. Кроме того, глагол злиться имеет дополнительный оттенок в значении «очень сердиться».

4. Абсолютные синонимы, которые не отличаются ни оттенками значения, ни стилистической окраской (правоведение -1юриспруденция, языкознание-лингвистика, бросать – кидать, тушить – гасить, в течение – в продолжение, бегемот – гиппопотам).

Стилистические функции синонимов

1. Важнейшая стилистическая функция синонимов – быть средством наиболее точного выражения мысли. Окружающие явления и предметы, их свойства, качества, действия, состояния познаются нами со всеми их особенностями, понятие называется словом, наиболее подходящим для выражения нужного значения.

Так возникают ряды синонимов, позволяющих с предельной точностью детализировать описание явлений действительности.

2. Синонимы могут выполнять в речи функцию уточнения . Употребление синонимов, дополняющих друг друга, позволяет более полно выразить мысль (Он бежал, вернее нёсся.).

3. Синонимы используются и в функции разъяснения (Эти случайные, или, как говорят, пекулярные, скорости измеряются в диске немногими десятками километров в секунду).

4. Синонимы могут быть использованы для сопоставления обозначаемых ими понятий ; в этом случае автор обращает внимание на различия в их семантике (Врача пригласить, а фельдшера позвать. – А.П. Чехов).

5. В особых случаях синонимы выполняют функцию противопоставления (Она не шла, а шествовала).

6. Важнейшая стилистическая функция синонимов –функция замещения , когда необходимо избежать повторения слов (Он совершил ошибку, но его промах не был замечен).

7. Синонимы используются для эвфемизации – намеренно неточное обозначение реалии (начальник задерживается (= опаздывает), он недалёк (= глуп).

Синонимы объединяются в синонимические ряды, например: врач – доктор – лекарь – эскулап. В составе синонимического ряда выделяется доминанта – слово, по сравнению с другими членами ряда обладающее самым общим значением, стилистически нейтральное, обладающее наиболее свободной сочетаемостью (в данном синонимическом ряду это слово врач). Синонимические ряды могут быть различны по количеству слов: от двух-трех до десятка и более. Слова могут иметь синонимичные им устойчивые сочетания – фразеологизмы: умереть – отдать богу душу. Фразеологизмы могут вступать в синонимические отношения не только со словами, но и между собой: отдать богу душу – отправиться на тот свет – сыграть в ящик – отбросить коньки.

Кроме языковых синонимов, о которых и говорилось выше, выделяются также контекстуальные синонимы – слова, которые вступают в синонимические отношения только в определённом контексте (например, сказать – прошепелявить – брякнуть – рявкнуть – заикнуться).

Синонимы фиксируются в специальных словарях – словарях синонимов .

Попырин Федор

Синонимы в тексте как средство развития речи. (Работа над словом, помогающая при подготовке к ЕГЭ)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Московская конференция проектно – исследовательских работ «Технопарк – 2015»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

направление «Я русский бы выучил…»

«Роль языка в современном меняющемся мире»

Работа по теме

«Синонимы в тексте как средство развития речи»

Выполнил:

Попырин Федор Евгеньевич,

ученик 10 класса, ГБОУ школа 1996,

89151063309,

эл.почта:[email protected]

Руководитель:

Бурдуковская Ирина Алексеевна,

учитель русского языка и литературы,

[email protected]

Москва, 2015 год

1.Титульный лист………………………………… 1 стр.

3. Цель и задачи…………………………………... 3 стр.

4. Введение………………………………………… 4 стр.

5. Основная часть………………………………… 4-10 стр.

6. Заключение…………………………………….. 11 стр.

7. Вывод…………………………………………… 11 стр.

8. Библиографический список………...……….. 12 стр.

ЦЕЛЬ: проследить роль частичного разбора – характеристики употребления синонимов в литературных образцах, применяя наблюдения, лингвистический эксперимент, словесное рисование.

ЗАДАЧИ:

1.Познакомиться с текстами небольшого объема как эффективными средствами развития речи.

2.Понять, как синонимы, употребленные в одном тексте, «служат… для характеристики разных оттенков явления, для передачи интенсивности действия, разнообразия его проявления».

3. Соотнести и проанализировать влияние разбора синонимов, их употребление в тексте на вдумчивое отношение к слову, на такие качества речи, как точность и благозвучие.

Сино́нимы - слова, принадлежащие к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.

Примеры синонимов в русском языке: кавалерия - конница, смелый - храбрый, идти - шагать. Служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать её однообразия.

Основное назначение лексического разбора слов – систематизация знаний по лексике. Если работать не просто с одним словом, а анализировать синонимы в тексте, то разбор становится эффективным средством развития речи. Разберемся почему?

Во–первых, синонимы, употребленные в одном текст, «служат…для характеристики разных оттенков явления, для передачи интенсивности действия, разнообразия его проявления».

Во–вторых, разбор синонимов учит употреблять слово вдумчиво, учитывая тончайшие оттенки его значения, эмоциональную окраску, а значит учит вниманию к качествам хорошей речи – точности и благозвучию.

Остановимся на этом подробнее.

Исследуя назначения синонимов, лингвисты отмечают функцию замещения, которая связана со стремлением говорящего избегать неоправданного повторения одних и тех же слов и потому неотделима от проблемы благозвучия речи. (Шмелев Д.Н. Лексика, М., 1997г.)

Понимание этого положения объясняет целесообразность употребления синонимов в небольших текстах. Например:

Вечер был тихий и прохладный. Полная луна плыла по ясному, безоблачному небу, и по мере того, как свет месяца становился ярчею наши тени делались короче и чернее. (В. Арсеньев).

Например, школьники, еще не изучающие курс астрономии, знают, что Луна – небесное тело, ближайший спутник Земли, светящийся по ночам, поэтому определение лексического значения синонимов – существительных посильно, а замена второго синонима (месяц) первым (луна) убеждает: стилистически немотивированное повторение слов снижает благозвучие речи (его надо избегать, в этом помогают синонимы).

Интересен разбор глаголов – синонимов в миниатюрах М.М.Пришвина «Как распускаются разные деревья», «Бал на реке».

Как распускаются разные деревья.

Листики липы выходят сморщенные и висят. А над ними розовыми рожками торчат заключавшие их створки почек.

Дуб сурово развертывается, утверждая свой лист, пусть маленький, но и в самом младенчестве своем какой – то дубовый.

Осинка начинается не в зеленой краске, а в коричневой, и в самом младенчестве своем монетками, и качается.

Клен распускается желтый, ладонки листа сжатые, смущенно и крупно висят подарками.

Сосны открывают будущее тесно сжатыми смолисто – желтыми пальчиками. Когда разожмутся и вытянутся вверх, то станут совершенно как свечи.

Бал на реке.

Желтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в десять. Когда белые распустятся, на реке начинается бал.

В заглавии первой миниатюры глагол открывает синонимический ряд распускаться, раскрываться, развертываться, - в значении» перестать быть свернутым, плотно сжатым (о листьях и цветках).

В первом тексте мы видим контекстуальные синонимы: проследим как автор избегает назойливого повторения слова – распускаются. Когда читаем текст, мысленно представляем листья у разных деревьев, обращаем внимание на описание распускающегося листа, на их форму, величину, окраску, сходство с другими предметами.

Разбор второй миниатюры раскрывает прием развития речи – словесное рисование, а смысл последнего предложения: «На реке начинается бал», помогает мысленно представить эту картину.

Вторая функция синонимов – «передавать тончайшие оттенки в характеристике предмета, понятия, явления…». Проведем простой лингвистический эксперимент, прочитав строфу стихотворения Г. Граубина «В утреннем лесу»

От сырости ежится цапля,

Нахохлились кряквы, тихи.

Дрожит изумрудная капля

В зеленой ладошке ольхи.

Понаблюдаем за прилагательными – синонимами, увидим как изменится смысл и звучание этих строк, если первый синоним заменить вторым:

Вместо слова изумрудный поставим синоним зеленый , то не будет прозрачной красоты в описании росинки (какая у поэта). Капля сольется с листом, и ее не будет видно. А слово изумрудная показывает, что капля прозрачная, переливающаяся в солнечных лучах. Слово зеленый будет повторяться, следовательно точность речи предопределяет ее благозвучие.

Для подтверждения этого вывода разберем синонимы в тексте:

Я любил, забравшись на клен и примостившись на развилке ветвей, читать какую – нибудь увлекательную книгу. Так, правда, было не очень удобно, но зато интереснее: легче было вообразить себя в лесных чащобах, непроходимых дебрях или тропических джунглях, о которых шла речь в книге. (Н.Носов)

Синонимы – существительные – чащоба, дебри, джунгли. Все они обозначают труднопроходимые лесные места, но степень трудности разная, отбор прилагательных – определений обусловлен существительными: чащоба просто лесные, дебри непроходимые (глухие леса, откуда трудно выбраться), джунгли тропические (заросли в болотистых местах).

Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни, смешанный с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Все блещет и нежится и радостно тянется к солнцу. (Куприн)

Проследим, какие слова помогают нам представить краски цветущей степи. Синонимы запах и аромат обозначают свойство предметов действовать на обоняние. Запах – более употребительное слово: запах может быть приятным, хорошим, неприятным, плохим. Аромат – только приятный, хороший запах. Писатель тонко различает это: от полыни исходит горький запах (ее «горькость» не каждому приятна), а от повилики - нежный аромат. Употребляя эти синонимы, автор более точно, более полно описывает степь и избегает повторения слов.

Закат угасал медленно. Край неба, полыхавший ярким пламенем. С каждой минутой суживался. Нежная просинь начала окутывать небосклон. Но на море все еще было светло. (П. Сажин «Севастопольская хроника).

Представьте себе, что снимаем по этому тексту фильм, надо составить кадроплан. Какие картины (кадры) нарисуем? Обратим внимание, что видимое над землей воздушное пространство сначала названо небом, а потом – небосклоном. Третьим словом данного синонимичного ряда будет слово небосвод и небосклон.

Реализация третьей и четвертой функций синонимов – «выражать исчерпывающую полноту в характеристике предмета, понятия, признака…» и « усиливать, акцентировать основное значение» путем постановки рядом двух – трех синонимов – тоже имеет отношение к проблеме благозвучия речи: отбирая «уточняющие» или «акцентирующие» синонимы, автор учитывает мелодику как отдельного предложения, так и целого текста.

Обратимся еще раз к лингвистическому эксперименту:

Берестяные поплавки желтыми, янтарными бусами висели на светлой груди озерца. (В.Астафьев).

Мы мысленно видим картину: прозрачное озерцо, а на его поверхности янтарные поплавки, сияющие как маленькие солнца, слегка покачивающиеся на чуть заметной голубой зыби.

Если опустим слово янтарный , картина изменится, она станет беднее, потому что слово желтый не дает нам полноты картины. Оно указывает только на цвет поплавков, а они мокрые, влажные и блестят на солнце, как янтарь. Янтарный – не просто желтый, а светящийся, полупрозрачный. Картина, нарисованная писателем, представляется яркой, живой. Если слово янтарный опустить, предложение будет звучать хуже. Значит, постановка двух и более синонимов обусловлена не только стремлением автора нарисовать полную картину, но и законами благозвучия.

Вспомним рассказ И.Бунина «Легкое дыхание», который заканчивается так: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе. В этом холодном весеннем ветре». Попробуем сократить строчку «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе». Смысл не изменился, но ощущение завершенности мысли пропало, фраза лишена мелодичности, создающей ощущение законченности.

1 . Отец наконец нашёл мне учителя. Он живёт на Малой Васильевской улице. Там у него на четвёртом этаже маленькая квартирка с маленькими комнатками, а комнатки – с маленькими окнами (это, должно быть, после наше большой квартиры на Марьино-Благовещенской мне всё у него кажется крошечным, миниатюрным).

2. Он (отец) отправился по свои делам, а я поплёлся со скрипкой домой.

Именно поплёлся. Не бежал, не помчался. Не полетел, как на крыльях! Я воображал, что буду радоваться, как только скрипка окажется в моих руках, но почему-то не радовался. Не ликовал.

Какое-то странное, сложное чувство владело мной.

3. Ветер революции только подул, а взбаламученное людское море уже не могло успокоиться. Оно бурлило, кипело. Его, как говорится, штормило. На городских площадях то и дело происходили митинги.

Второй и третий тексты дают возможность познакомиться с одним из стилистических приёмов – градацией : синонимы употреблены здесь в порядке нарастания интенсивности действия (бежать характеризует быстрое движение, а мчаться и лететь – чрезвычайно быстрое; радоваться – испытывать радость, а ликовать – испытывать большую радость).

В третьем отрывке в переносном значении употреблено слово море и связанные с ним глаголы бурлило, кипело, штормило – контекстуальные синонимы; тоже приём градации.

Чтение текстов с пропуском отмеченных синонимов лучше всего убеждает в том, как счастливо найдены они писателем: без них нет градации – нет гаммы, чувств и настроений; нет мелодики, повествования. Следовательно, в авторском тексте каждое слово на месте.

Теперь остановимся на второй причине, которая обусловливает важность лексического разбора для развития речи: синонимы - одно из частотных средств межфразовой связи, и нередко разбор их как бы перерастает в анализ всего текста, его семантики, композиции, образной структуры и т.п. Вот два примера.

Отрывок из повести А. Алексина «Позавчера и послезавтра»:

В одной стране, мне рассказывали, есть такая традиция… Главного врача больницы обязательно отправляют в длительную командировку. И если без него всё идёт как при нём, он возвращается на прежнее место. А если хоть что-нибудь ухудшается, его переводят в рядовые врачи. В ординаторы… Прекрасный обычай!

Говорить о синонимах традиция и обычай в данном тексте, не касаясь его семантики и композиции, просто невозможно: потому что в первом предложении сообщается о наличии традиции; в последующих рассказывается её суть, а в последнем – даётся оценка этой традиции, названной здесь уже обычаем.

Необходимость вникать во все детали текста ещё острее осознаётся при разборе контекстуально-авторских синонимов.

Вдумаемся в образную структуру великолепной миниатюры М.М. Пришвина:

Мне принесли белую водяную лилию. Я дождался, когда солнечный луч попал мне в окно, и поставил стакан с купавой против луча.

Тогда жёлтое внутри цветка вспыхнуло как солнце, а белые лепестки стали так ярко белые, что неровности бросили синие тени, и я понял весь цветок, как отображение солнца на небе.

Долго я смотрел на прекрасный цветок и затосковал по воде.

Основа образной структуры текста – цветок как солнце (третье предложение). Но об этом цветке говорится и во всех других предложениях: в двух первых он назван лилией и купавой , в последнем – прекрасным цветком . Синонимы здесь действительно как бы «прошивают» весь текст; без них смысловая и образно-стилистическая целостность его немыслима.

Отметим также, что почти каждый литературный образец после разбора употреблённых в нём синонимов пересказывается близко к тексту, то есть с сохранением его индивидуально-авторских языков особенностей. Пересказывались не только художественные тексты, но и научно-популярные, как, например, следующий:

… Слова церковнославянского языка переходили из книг в живую речь и становились синонимами русских. Глаза – очи, губы – уста, щёки – ланиты, лоб – чело … Значения их подчас совпадали полностью. Однако употреблялись они не при одинаковых обстоятельствах и не при одинаковых условиях.

Уста целовали и лобзали, они молили и смеялись, были открытыми и сомкнутыми, но лихорадка выступала только на губах. Перси красавец вздымались и трепетали, а ребёнку крестьянка давала грудь . Хмурилась чело государыни, объявлявший войну неверным туркам, а молодому рекруту забривали лоб . (С. Наровчатов. Необычайное литературоведение).

Само речевое оформление разбора синонимов – связано с лингвистикой.

Лексический разбор слов, и синонимов в частности, означает: значение слова всегда строго индивидуально, часто зависит от контекста, а он – всегда новый, индивидуально-авторский.

Выполняя лексический разбор, самостоятельно конструируем каждое предложение и весь текст, прибегая и к словесным рисованиям, и к эксперименту. Следовательно, проявляется творческая индивидуальность автора.

Слова-то, слова-то все какие!

Перед нами отрывок из повести В. Астафьева «Последний поклон»

«Мы проходили середину реки, самую стремнину. Называют её стержнем, селезнем, зерлом, стрелой, струной и ещё как-то – не вспомню: но слова-то, слова-то все какие – одно другого звучней!

Где же здесь лексические синонимы?

С первого взгляда может показаться, что в этом тексте их очень много! И стремнина, и стержень, и селезень, и зерло, и струна, и стрела! Все они обозначают одно и то же: место самого быстрого течения реки, принадлежат к одной и той же части речи, к имени существительному.

Но если мы ещё раз повнимательнее прочитаем отрывок и хорошенько подумаем, то, вероятно, усомнимся в своём предположении.

Разве предстанет перед мысленным взором стремительно бегущая река, над которой ежеминутно вспыхивают маленькие радуги, когда солнечные лучи преломляются, набрызгав воды, если услышите слово струна ? Нет! Скорее всего вы решите, что это – часть музыкального инструмента. И уж совсем вам станет смешно, когда кто-то скажет, указав на бурный потом воды: «Вот селезень». (Ведь мы с детства привыкли называть селезнем утку-самца.) А зерло? Говорит ли нам о чём-нибудь это слово? А получается так потому, что селезень, струна, зерло и стрела – диалектные слова, то есть они свойственны определённой области, причём их значение известно жителям лишь этой местности.

Осталось нам разобрать два слова : стремнина и стержень . Они как раз и являются действительными синонимами, так как обозначают одно и то же: место самого быстрого течения реки. Автор не случайно употребил именно в таком порядке: стремнина, стержень, селезень, зерло, струна, стрел. Стремнина и стержень – общеупотребительные слова и понятны всем. Поставив их перед диалектом рядом, автор даёт возможность читателю догадаться о значении последующих слов. Поэтому в нашем тексте действительные синонимы и слова диалектного ряда будут являться контекстуальными синонимами.

В. Астафьев приводит их в основном для того, чтобы выразить своё восхищение их звучанием: «…слова-то, слова-то все какие – одно другого звучней!»

Поистине они придают речи какой-то особый колорит, живописность. Чтобы почувствовать это, произнесите их нараспев.

Я разделяю этот восторг писателя.

Думаем, что всё сказанное позволяет рассматривать лексический разбор синонимов в тексте как эффективное средство развития связной речи учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проанализировав отрывки из произведений, видим, что все вышесказанное дает основание рассматривать лексический разбор синонимов в тексте как эффективное средство развития речи, избежать тавтологии.

Пояснение. Тавтология - в обычном языке: повторение того, что уже было сказано. Тавтология бессодержательна и пуста, она не несет никакой информации, и от нее стремятся избавиться как от ненужного балласта, загромождающего речь и затрудняющего общение.

ТАВТОЛОГИЯ [греческое - tautologéō - «говорю то же самое» ] - термин античной стилистики, обозначающий повторение однозначных или тех же слов).

ВЫВОД.

В ходе исследования я понял:

Лексический разбор синонимов в тексте - эффективное средство развития связной речи учащихся,

Работа над словом - это важная составляющая развития речи, нашей речи,

Вдумчивое отношение к слову важно, потому что помогает развивать такие качества речи, как точность и благозвучие,

Работа над словом помогает практически научиться владеть письменной и устной речью, что весьма важно при подготовке к экзамену по литературе (ЕГЭ),

Навыки свободного владения различными формами и методами речи легко применимы в любой жизненной ситуации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

  1. Пахнова Т.М.Лексический разбор. – В кн.: Виды разбора на уроках русского языка.Под. ред. Бабайцевой В.В., М., 1987
  2. Шмелев Д.Н. Лексика, М., 1997г.) Работа по теме «Синонимы в тексте как средство развития речи» Направление «Я русский бы выучил…» «Роль языка в современном меняющемся мире» Выполнил: Попырин Фёдор Евгеньевич, ученик 10 класса, ГБОУ школа 1996, 89151063309, Эл.почта: [email protected] Руководитель: Бурдуковская Ирина Алексеевна учитель русского языка и литературы, Эл.почта: [email protected]

    1.Титульный лист………………………………… 1 стр. 2. Оглавление……………………………………... 2 стр. 3. Цель и задачи…………………………………... 3 стр. 4. Введение………………………………………… 4 стр. 5. Основная часть……………………………… 4-10 стр. 6. Заключение…………………………………….. 11 стр. 7. Вывод…………………………………………… 11 стр. 8. Библиографический список………...……….. 12 стр.

    Цель: проследить роль частичного разбора – характеристики употребления синонимов в литературных образцах, применяя наблюдения, лингвистический эксперимент, словесное рисование. ЗАДАЧИ: 1.Познакомиться с текстами небольшого объема как эффективными средствами развития речи. 2.Понять, как синонимы, употребленные в одном тексте, «служат… для характеристики разных оттенков явления, для передачи интенсивности действия, разнообразия его проявления». 3. Соотнести и проанализировать влияние разбора синонимов, их употребление в тексте на вдумчивое отношение к слову, на такие качества речи, как точность и благозвучие.

    Употребление синонимов в небольших текстах: Вечер был тихий и прохладный. Полная луна плыла по ясному, безоблачному небу, и по мере того, как свет месяца становился ярчею наши тени делались короче и чернее. (В. Арсеньев).

    Употребление глаголов-синонимов в миниатюрах: Бал на реке. Желтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в десять. Когда белые распустятся, на реке начинается бал.

    Одна из функций синонимов – «передавать тончайшие оттенки в характеристике предмета, понятия, явления…». В утреннем лесу. От сырости ежится цапля, Нахохлились кряквы, тихи. Дрожит изумрудная капля В зеленой ладошке ольхи.

    Синонимы в роли межфразовых связей: Отрывок из повести А. Алексина «Позавчера и послезавтра»: - В одной стране, мне рассказывали, есть такая традиция… Главного врача больницы обязательно отправляют в длительную командировку. И если без него всё идёт как при нём, он возвращается на прежнее место. А если хоть что-нибудь ухудшается, его переводят в рядовые врачи. В ординаторы… Прекрасный обычай!

    Контекстуально-авторские синонимы: Мне принесли белую водяную лилию. Я дождался, когда солнечный луч попал мне в окно, и поставил стакан с купавой против луча. Тогда жёлтое внутри цветка вспыхнуло как солнце, а белые лепестки стали так ярко белые, что неровности бросили синие тени, и я понял весь цветок, как отображение солнца на небе. Долго я смотрел на прекрасный цветок и затосковал по воде.

    Употребление лексических синонимов: Мы проходили середину реки, самую стремнину. Называют её стержнем, селезнем, зерлом, стрелой, струной и ещё как-то – не вспомню: но слова-то, слова-то все какие – одно другого звучней!

    Проанализировав отрывки из произведений, видим, что все вышесказанное дает основание рассматривать лексический разбор синонимов в тексте как эффективное средство развития речи, избежать тавтологии.

    В ходе исследования я понял: - лексический разбор синонимов в тексте - эффективное средство развития связной речи учащихся, - работа над словом - это важная составляющая развития речи, нашей речи, - вдумчивое отношение к слову важно, потому что помогает развивать такие качества речи, как точность и благозвучие, - работа над словом помогает практически научиться владеть письменной и устной речью, что весьма важно при подготовке к экзамену по литературе (ЕГЭ), - навыки свободного владения различными формами и методами речи легко применимы в любой жизненной ситуации.

    1. Пахнова Т.М.Лексический разбор. – В кн.: Виды разбора на уроках русского языка.Под. ред. Бабайцевой В.В., М., 1987 2. Шмелев Д.Н. Лексика, М., 1997г.) 3. Википедия. Словарь синонимов. 4. Фрагменты текстов указанных авторов и произведений.

Роль синонимов в речи исключительно велика.

1.Синонимы разнообразят нашу речь. Чем больше в языке синонимов, тем богаче язык, чем чаще мы употребляем синонимы в своей речи, тем ярче, выразительнее она становится.

2.Синонимы точнее, четче передают мысли, позволяют выразить многообразие оттен­ков того или иного явления, качества и т.д.

Задание:

Найдите слова-синонимы в статье Евгения Беликова «Наконец-то создана машина, на которой нельзя ездить» (см. Приложение 11).

3. Синонимы помогают избежать повторения одного и того же слова, к примеру, Софья рассказала о всœемирном бое народа за право на жизнь, о давних битвах крестьян Германии ).

4. Иногда в художественной литературе и публицистике используется прием нанизывания синонимов, ᴛ.ᴇ. в тексте употребляются несколько синонимических слов, чтобы наиболее точно, всœесторонне, детально охарактеризовать описываемое явление. К примеру, всœе вокруг бежит, стремится, вздрагивает напряженно; всœе стонет, воет, скрежещет.

5. Синонимы могут противопоставляться в тексте. К примеру, не глаза, а гляделки. Οʜᴎ не смотрели, а высматривали.

6. В стихотворной речи синонимы могут использоваться в соответствии с требованиями ритма и рифмы. К примеру:

В желœезных ночах Ленинграда

Осадной поры тишина.

Но тишь разрывается боем… (Тих.)

7. Синонимия тесно связана с явлением многозначности. При этом в художественной литературе или публицистике следует на это обращать особое внимание. К примеру, слово тихий имеет несколько значений, и к каждому из них бывают подобраны свои синонимы. Так, в словосочетании тихий сон его синонимами являются – спокойный, безмятежный, но этими словами невозможно заменить слово тихий в сочетании его со словом человек. Синонимами к нему в словосочетании тихий человек является – незаметный, скромный; в словосочетании тихий голос слабый, елœе слышный; в словосочетании тихая езда прилагательному тихая синонимичны – медленная, спокойная и т.д.

Слово прибыль тоже имеет несколько синонимов, что составляет синонимический ряд: выгода, нажива, барыш. При этом не всœегда это слово можно заменить любым из указанных синонимов. Так, во фразе: Прохор Петрович меж тем производил полугодичный подсчет оборотам. Баланс показывал прибыль (Шишк.). Нельзя слово прибыль заменить, к примеру, словами барыш, нажива или выгода, так как будет искажен смысл всœей фразы; слово прибыль в данном контексте является стилистически наиболее уместным и точным.

8. В условиях контекста слова бывают взаимозаменяемы синонимами (к примеру, взор взгляд; пьедестал – постамент; штиль – безветрие, великан гигант, колосс, исполин, титан и т.д.). При этом слова, группирующиеся в общий синонимический ряд, не всœегда бывают взаимозаменяемы в условиях текста (см. пример со словами прибыль – выгода – нажива и пр.).

9. Наряду с общелитературными, принятыми, узуальными (лат. usus – обычай) синонимами в процессе употребления в ре­чи (особенно в языке художественной литературы и публицистике) в роли синони­мов выступают слова, которые в обычном употреблении не имеют ничего общего в своем значении. К примеру, в предложении: Вышла румяная девка и стукнула на стол самовар (М.Г.) слово стукнула синонимизируется со словом поставила, хотя в общели­тературном языке они синонимами не являются. Подобное упот­ребление принято называть окказиональным (лат. оccasionalis – случайный), обусловленным индивидуальным отбором слов только для данного контекста За такими словами устойчивого закрепления синонимических значений в системе языка не наблю­дается. Οʜᴎ не отражены в словарях.

Обилие синонимов в русском языке требует особенно внимательного отношения к слову. Не владея синонимическими богатствами родного языка, пишущий не может сделать свою речь выразительной, точной. Бедность словаря приводит к частому повторению слов, к тавтологии, к употреблению слов без учета оттенков их значения. С.И. Ожегов писал: «...Сплошь и рядом вместо конкретных и точных для определенного случая слов, подходящих именно для данного случая синонимов употребляются одни и те же излюбленные слова, создающие речевой стандарт» .

Быть точным в речи - такую возможность предоставляет пишущему (говорящему) богатство русских синонимов.

Следовательно, одна из существенных функций синонимов - служить средством наиболее точного обозначения предмета речи, будь то лицо, предмет, явление или отношение к кому-то или к чему-то. Произведения мастеров слова - писателей, поэтов, журналистов - дают множество примеров точного выбора слова. Хрестоматийный пример: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», - написал Пушкин. Воздвиг, а не создал, построил, возвел и т.д., ибо, судя уже по содержанию стихотворения и его стилистическому тону, более всего подходит именно высокое воздвиг, и не просто высокое, но и указывающее на величие и монументальность созданного.

Для автора и редактора важно не столько то, что объединяет синонимы, сколько то, что их разъединяет, что позволяет отличать друг от друга соотносительные речевые средства, потому что из многих близких по значению слов необходимо выбрать единственное, которое в данном контексте будет лучшим.

Причиной стилистических погрешностей слога очень часто становится неудачный выбор синонима. Так, пишут: Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует. Одно из значений слова пространство по смыслу как будто подходит («место, где что-то вмещается»), но в данном случае все же лучше употребить его синоним - место (Реклама занимает много места в нашей печати). Такой выбор синонима подсказывает лексическая сочетаемость этих слов (свободное пространство, безвоздушное пространство - много места, мало места). Иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены...и нам не нравится это) .

Рассмотрим примеры стилистической правки текстов, в которых неправильный выбор синонимов привел к неточности словоупотребления :

1. Екатерина была поставлена на престол.

1. Екатерина была возведена на престол.

2. Последователем этого философского учения был знаменитый мракобес Фома Аквинский.

2. Последователем этого философского учения был известный мракобес Фома Аквинский.

3. Имя драматурга знакомо во многих странах.

3. Имя драматурга известно во многих странах.

4. Теннис культивируется в нашем городе с 1949 года.

4. Теннис развивается в нашем городе с 1949 года.

Нередко в результате неточного выбора синонима нарушается лексическая сочетаемость, например: Старый моряк вышел на прогулку в своем нарядном кителе. О кителе лучше сказать парадный, тем более, если важно обратить внимание на нарядный вид моряка. Причиной лексических ошибок в рассмотренных предложениях являются не синонимы как таковые, а неумение использовать выразительные возможности языковой синонимии. Нередко приходится наблюдать и неправильное употребление синонимов в тексте.

Если говорящий затрудняется дать точное определение того или иного понятия, может возникнуть неоправданное нанизывание синонимов, которые выражают мысль приблизительно, порождая речевую избыточность: Во время сессии трудно приходится тем студентам, у которых много пропусков и прогулов, пробелов и недоработок; Нарушение правил пользования газом приводит к беде, к несчастью, к драматическим последствиям и трагическим случаям. Такое употребление синонимов свидетельствует о беспомощности в обращении со словом, о неумении точно выразить мысль; за многословными предложениями кроются вовсе не сложные истины: Во время сессии трудно приходится студентам, которые пропускали занятия и не освоили тех или иных разделов программы; Нарушение правил пользования газом приводит к несчастным случаям .

Синонимы могут играть роль усилительных или усилительно-уточняющих средств. Эта роль проявляется в тех случаях, когда автор использует подряд несколько синонимов, как бы ища среди них наиболее точный в каком-то отношении, или внушая читателю важность того, о чем он говорит, или рисуя многообразное или многократное проявление какого-либо признака, действия и т.д. Например: «Гейне пленил, очаровал, заворожил впечатлительное жадное сердце шестнадцатилетнего юноши» (Купр.); «Ей каждый день нужно было очаровывать, пленять, сводить с ума» (Чехов).

Синонимы могут служить средством, разнообразящим речь. Например: «Он желчно подчеркивает промахи Николая Николаевича и обрывает его на каждом шагу. Но в студенте такая бездна молодой, неисчерпаемой доброты, что он, по-видимому, совершенно не обижается. В своих ошибках он извиняется с трогательной готовностью» (Купр.); «По дороге то и дело встречались ручьи, поющие одну и ту же песню воды. Попадались и лужи» (Ю.Каз.). Никакого сколько-нибудь ощутимого смыслового различия между синонимами промах и ошибка, встречаться и попадаться нет. Эти разные по звучанию слова используются в приведенных отрывках, очевидно, просто во избежание повторения.

Синонимы могут быть использованы и как эвфемистическое средство, т.е. как средство намеренно неточного, завуалированного обозначения действия, предмета, лица и т.д. Так, суеверная боязнь прямого называния породила некогда такие эвфемистические обозначения, как хозяин (о медведе; кстати, слово медведь тоже давнишний эвфемизм, совершенно вытеснивший прямое название этого животного), серый (о волке), косой (о зайце) и др. Не желая огорчить, вообще вызвать отрицательную реакцию, мы говорим нередко «Вы пополнели» (а не более точно потолстели), «он недалек» (вместо глуп), «начальство задерживается» (вместо опаздывает).

Используются синонимы и как средство создания комического и сатирического эффекта. Такова, например, роль синонимов в отрывке из фельетона Б. Егорова «Кровавая Мэри»: «Саушкина пилили, пропесочивали, продергивали, протаскивали, протягивали, наждачили. Кроме того, с него снимали стружку» .