Как расшифровывается нлп в психологии. Определение нейролингвистического программирования

НЛП помогает быстрее и действенней достигатьсвоих целей. Иными словами, с его помощью можно добиваться желаемого, больше узнавать и, главное, стать таким, каким хочешь. Эффективные приемы общения в духе НЛП позволяют быстрее добиваться взаимопонимания с окружающими. При этом активизируются; те умственные способности ("нейро-"), о существовании которых вы даже не подозревали. Кроме того, НЛП помогает совершенно особым образом использовать язык («-лингвистическое») для достижения своих целей. Наконец, благодаря ему можно научиться управлять состоянием своего разума, своейпсихики, приводить свои убеждения и ценности соответствие с желаемыми результатами («программирование»).

Кратко рассмотрим основные предварительные предположения и техникиНЛП в последовательности их применения.

Итак, в начале кратко представим предварительные предположения в НЛП. Заметим, что Эриксоновский гипноз основан на использовании стереотипов самопроявлений человека. Существующие стереотипы рассматриваются как условие возникновения, затем наведения и использования транса. Тут важное значение, имеют такие понятия как пресуппозиция, карта реальности, каналы восприятия, сознание и подсознание.

Прессупозиция – это фундаментальное глубинное допущение, идея или утверждение, которое следует считать самими собой разумеющимся для того, чтобы коммуникация имела смысл.

Карта реальности – уникальные представления о мире каждого человека, построенные из индивидуальных восприятий и опыта.

Один из наиболее важных фильтров восприятия – так называемые каналы восприятия – зрение, слух и чувства. В НЛП выделяют следующие каналы восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический.

Типичная последовательность операций при использовании НЛП выглядит следующим образом: калибровка – присоединение – ведение -наведение транса - манипуляция сознанием - внушение - вывод из транса.

Рассмотрим подробнее каждый этап.

Калибровка – это слово, обозначающее в НЛП осознание того факта, что люди находятся в различных состояниях. Это умение, которое у всех нас есть и которое мы используем ежедневно, и это умение стоит того, чтобы его развивать и рафинировать.

Вы замечаете тонкие различия в проявлениях того, как другие люди переживают разные воспоминания и разные состояния. Например, если кто-то вспоминает пугающий опыт, его губы могут стать тоньше, кожа побледнеть, а дыхание стать более поверхностным; тогда как, вспоминая приятное событие, он может измениться по-другому: губы станут полнее, лицо порозовеет, и на нем расслабятся мускулы, дыхание станет более глубоким.

Необходимо научиться чувствовать собеседника, тогда будет гораздо проще наладить с ним контакт.

Присоединение это система методов, используемая для того, чтобы быстро налаживать раппорт, подстраиваясь определенными элементами своего поведения к элементам поведения собеседника и осуществлять дальнейшее ведение.

Подстройка - представляет собой заимствование деталей поведения другого человека с целью усиления раппорта

Раппорт - это состояние довеpия, гаpмонии и сотpyдничества во взаимоотношениях.

Существует несколько типов подстройки

Первый тип - подстройка к позе . Когда вы создаете раппорт, вам следует сначала принять ту же позу, что у партнера, т. е. необходимо отразить позу партнера. Второй тип – подстройка к дыхан ю - бывает прямая и непрямая. Прямая подстройка - вы просто начинаете ды­шать так же, как дышит ваш партнер, в том же темпе. Непрямая подстройка - вы согласуете с ритмом дыхания партнера какую-то другую часть своего поведения; например, вы можете качать рукой в такт дыханию партнера, или говорить в такт его дыханию, то есть на его выдохе. Прямая подстройка более эффективна при создании раппорта, поэтому с нее мы и начнем.

Третий тип – подстройка к движениям . Она более сложна, чем предыдущие виды подстройки, потому что и поза, и дыхание - это нечто относительно неизменное и постоянное, это можно рассмотреть приступить к копированию постепенно.Движение - относительно быстрый процесс, в этой связи потребуется, во-первых, наблюдательность, и во-вторых, необходимо заранее подумать о том, чтобы партнер не смог осознать ваши действия.

Ведение – это тип взаимодействия, при котором другой человек (или люди) меняют свое состояние вслед за изменением вашего состояния. Для того, чтобы можно было "вести", необходима хорошая подстройка.

Транс - это состояние с ограниченным фокусом внимания, когда внимание человека направлено преимущественно во внутрь, а не во внешний мир.

Существуют характерные внешние признаки, по которым можно определить, находится человек в состоянии транса или нет (например: расслабление мышц лица и тела, расширение зрачков, замедление мигательных движений, замедление дыхания, запаздывание моторных реакций и др.)

Утилизация признаков транса заключается в следующем. Если у собеседника были замечены признаки, характерные для погружения в транс, то необходимо сообщить ему о них, достигая при этом укрепления раппорта и транса. Техник наведения транса существует большое количество, кратко рассмотрим основные из них.

1. Семиэтапная модель Милтона Эриксона:

1) Ориентация собеседника на транс;

2) Фокусировка внимания собеседника, построение раппорта;

3) Разделение сознания и подсознания собеседника;

4) Укрепление и углубление транса собеседника;

5) Установка (к примеру на «ничегонеделание»);

6) Использование транса;

7) Возвращение из транса.

2. Ловушка для сознания - это сосредоточение сознательного внимания собеседника на чем-либо определенном, вовлечение его сознания в какую-то деятельность. Все, что вы будите делать или говорить в то время, когда сознание человека увлечено чем-то другим, сосредоточено на чем-то конкретном, не воспринимается им, не обрабатывается и не запоминается. Т. о. отвлекая сознание, открывается прекрасная возможность действовать на подсознание человека.

3. Метод Сократа или «да-да-да» . Использует инерционность человеческого мышления. Например, нужно получить положительный ответ на вопрос, на который собеседник может ответить отрицательно. Для этого сначала задается несколько вопросов, на которые собеседник точно ответит положительно.

4. Техника «5-4-3-2-1» - также основывается на положительных ответах

5. Полярная реакция – применяется к людям, которые «делают все наоборот», от противного.

6. Достижение предыдущего состояния транса.

7. Разрыв шаблонов - предполагает разрыв шаблонов поведения, вызывающих замешательство и трансовое состояние у собеседника, и его использование для внушения.

8. Забалтывание. Суть заключается в том, что для наведения транса на собеседника нужно говорить много, часто перескакивая с одного на другое, и в завершение сделать внушение.

9. Перекрывание реальностей. В рамках данной техники сначала рассказывается одна история, потом в нее вплетается вторая, во вторую -третья, в третью – четвертая и т.п. Таким образом одна за другой истории погружаются в следующую. В итоге ваш собеседник перестает понимать, к чему имеет отношение каждое следующее предположение, о какой именно реальности вы повествуете в данный момент. Сознательное внимание вашего собеседника перегружается подобным образом, как следствие, в каждую очередную историю можно вставить прямое внушение.

1. Речевые стратегии. Используя различные речевые стратегии, вы создаете впечатление у собеседника, что вы просто комментируете то, что происходит ан самом деле. Ему кажется, что вы просто советуетесь с ним по какому-либо вопросу. При этом у него не возникает подозрений, что вы склоняете его в нужную вам сторону, что вы манипулируете его сознанием. В рамках речевых стратегий используются различные техники.

Использование трюизмов – очевидных утверждений, высказываний, являющихся истиной, лежащей на поверхности, и в то же время находящихся в строгом соответствии с действительностью. Используя трюизмы, вы стимулируете людей к согласию с вами, вашими действиями, вызываете положительную реакцию у собеседника.

Пример трюизма: «Люди могут принимать решение под влиянием ощущений …Люди могут впадать в транс… Люди могут чувствовать спокойствие в состоянии транса…Люди могут чувствовать себя лучше после выхода из транса». При помощи трюизмов звать у собеседника нужную вам поведенческую реакцию.

Иллюзия выбора. При использовании данной техники перед человеком создается иллюзия возможности выбора. Для вызова той или иной реакции собеседника достаточно просто предоставить ему на выбор несколько возможных явлений, действий, переживаний, причем устраивающих вас в достаточной мере.

Использование противопоставлений. В данной технике используется связывание необходимого нам явления с тем, которое уже происходит при помощи оборота «чем…- тем…». В итоге создается наличие своеобразного противопоставления.

Например: «Чем дольше вы думаете, тем больше убеждаетесь, что проект выгодный».

2.Техника вставленных сообщений (ТВС). В рамках данной техники дял наведения и использования транса применяются различные истории (в том числе притчи, метафоры, цитаты) в тексте которых рассеивается текст внушения.

В первую очередь составляется текст необходимого внушения. Затем его «растворяют» в какой-то истории нейтрального содержания. И, рассказывая историю собеседнику, выделяют слова, составляющие текст внушения, некоторым способом. ТВС является самой лучшей ловушкой для сознания .

3. Якорная техника

Якорная техника основана на условном рефлексе. "Якорем" в эриксонианском гипнозе и НЛП называют стимул, запускающий механизм сформированного условного рефлекса. Якоря возникают естественным путем, но их можно устанавливать преднамеренно, например, звонить в колокольчик, чтобы привлечь внимание людей, или касаясь руки человека, отвечая на вопрос. В русскоязычную литературу по эриксонианскому гипнозу и НЛП термин "якорь" в его вышео­писанном значении ввела первая переводчица работ по НЛП Инесса М.Ребейко. "Якорь" называют положительным, если он спо­собствует развитию реакции или связан с положи­тельными эмоциями, и отрицательным, если он спо­собствует угашению определенной реакции или свя­зан с отрицательными эмоциями.

Якорение – это процесс, посредством которого любое событие (звук, слово, поднятие руки, интонация, прикосновение) внутреннее или внешнее может быть связано с некоторым состоянием человека и запускать его проявление.

Обычно пользуются следующими правилами якорения:

1. Максимум переживания.
2. Нестандартность стимула.
3. Точность воспроизведения.

Искусство примене­ния "якорей" при использовании транса и манипу­ляции сознанием основывается на удачно выбранном моменте для постановки "якоря", удачно выбранном типе "якоря" и удачном воспроизведении уже пос­тавленного "якоря".

4. Рефрейминг

Английское слово "рефрейминг" неоднозначно, его можно перевести и как "перемена рамы у кар­тины", и как "перемена картины в той же раме". В психологии и психотерапии термином "рефреймниг" обозначают изменение эмоционального отношения к какой-то проблеме, происшедшее вследствие перемены словесного оформления этой проблемы (содер­жание проблемы при этом не меняется, и сама проблема, в сущности, никуда не уходит). Для прямой иллюстрации понятия рефрейминга можно посмотреть какую-то картинку в раме одного цвета, а затем - ту же картинку в раме другого цвета, и стало бы понятно, что отношение к картине действитель­но зависит от той рамки, которой она окружена. Но поскольку рефрейминг относится к речевым техникам, я позволю себе другую иллюстрацию. Существуют техники рефрейминга, позволяющие работать с процессом мышления партнера независи­мо от конкретного содержания идей. Желающие узнать о более сложных видах рефрейминга могут прочитать книгу Р.Бэндлера и Дж. Гриндера "Рефрейминг - переформирование с помощью речевых стратегий". Интересный подход к применению рефрейминга в педагогике содержится в книге Линды Ллойд "Школьная магия".

Первый вариант рефрейминга - рефрейминг смысла . Вы можете им воспользоваться, когда кто-то предъявляет нам проблему, описывае­мую формулой: "когда происходит А, я чувствую Б". Ясно, что событие А имеет для этого человека отрицательный смысл и вызывает отрицательное от­ношение. Придется поискать положительный смысл у события А.

Второй вариант рефрейминга - рефрейминг контекста . Данная техника может использоваться в том случае, если проблема описывается формулой: "Я слишком А, он слишком Б". Например какое-то свойство А для человека имеет отрицательный смысл. Можно ему помочь изменить отношение к этой проблеме, но для этого нужно найти какой-то другой контекст, в котором свойство А становится положительным.

Чтобы использовать рефрейминг, нужно уметь видеть хорошее даже под тонной плохого, творчески подходить к решению той или иной задачи.

Список используемой литературы

1. Гарри Олдер, Берил Хэзер. НЛП. Вводный курс. Полное практическое руководство. Пер. с англ. - К.: "София", 2000. -224 с.

2. Горяинова О. В. Самоучитель по гипнозу. Современные эффективные методики. – Ростов н/Д:Феникс,2005.-320с.

3. В.И.Эльманович – Нейролингвистическое программирование (методическое пособие для начинающих), центр «Лад», часть 1 - СПб:1994г.

4. С. Горин. А вы пробовали гипноз? – СПб: Лань 1995.

5. В.И. Эльманович – Нейролингвистическое программирование (методическое пособие для начинающих), центр «Лад», часть II - СПб:1994г


Несомненно, нейролингвистическое программирование на сегодняшний день является одним из самых популярных и востребованных способов воздействия человека на свою собственную личность и окружающих людей. Ведь НЛП позволяет человеку научиться лучше понимать себя самого, и избавиться от каких-либо отрицательных черт, в то же время, культивируя положительные; способствует более глубокому пониманию тех, с кем приходится взаимодействовать; даёт возможность делать процесс коммуникации более приятным и эффективным, а также оказывать влияние на людей совершенно разных категорий. Причём, знания по НЛП успешно применяются не только в психологии, психотерапии и других смежных науках. Применение НЛП идеально подходит и для обычной повседневной жизни. И для того чтобы любой человек мог этому научиться сейчас существует много вариантов: видео- и аудиоматериалы, интернет-ресурсы, тренинги и вебинары, специальные обучающие программы, журналы, книги и т.д.

И, конечно же, базой для любых обучающих программ и материалов всегда служат теоретические основы, в которых содержится основной объём информации. Но любая теория не будет представлять никакой ценности, если её не комбинировать с практикой, т.к. только практика формирует необходимые для успешного применения знаний навыки. Именно практической стороне НЛП мы посвятили представленную статью. В ней мы рассмотрим некоторые из лучших и самых популярных приёмов и техник НЛП. Любым из этих методов вы сможете овладеть в достаточной мере при условии регулярной тренировки в повседневной жизни.

В данной статье коротко разбирается 13 техник, если вы хотите узать про ещё 72 техники и научиться применять такие техники в жизни, то советуем обратить внимание на наш курс "Лучшие техники коммуникации".

Смена субмодальностей

Субмодальностями являются те элементы, которые составляют целостную картину нашего восприятия окружающей реальности. При помощи них кодируется наше отношение ко всему. Техника смены субмодальностей позволяет изменять наше отношение к чему-либо, причём оказывать влияние можно не только на силу испытываемых нами переживаний, но и преобразовывать их оценку и последующие ощущения. Помимо этого, данная техника подходит ещё и для того, чтобы изменить оценку какой-либо уже давно произошедшей ситуации, формирования мотивации, изменения отношения к другому человеку и т.п.

Как правило, схема этой техники, всегда примерно одна: нужно взять ситуацию (человека), к которой требуется изменить отношение, и ситуацию (человека), эмоции в отношении которой испытываются, наоборот, положительные. Затем нужно найти несколько различий между этими ситуациями (людьми) и их субмодальностями, и заменить субмодальности первой ситуации на субмодальности второй. После этого производится проверка: если ситуация изменилась в нужную сторону, то замена прошла успешно, если нет, то нужно вернуться к предыдущему шагу и проработать его ещё раз.

Модель правильной постановки целей «SMARTEF»

Огромную роль в процессе достижения целей играет умение правильно формулировать и определять необходимый результат. Проще говоря, чтобы что-либо в жизни изменить, нужно иметь ясное представление о том, чего ты хочешь конкретно. Именно техника SMARTEF помогает определить и сформулировать результат должным образом. Соответствие цели критериям SMARTEF многократно увеличивает вероятность её реализации. Цель должна быть:

  • Конкретной (вы должны учитывать все детали);
  • Измеримой (вы должны чётко осознавать все показатели того момента, когда цель будет достигнута);
  • Привлекательной (цель должна соответствовать вашим убеждениям и ценностям, мотивировать вас);
  • Реалистичной (вы должны точно знать, что цель достижима и что вам потребуется для её достижения);
  • Ограниченная временем (вы должны чётко устанавливать временные рамки для достижения цели);
  • Экологичность (вы должны рассмотреть свою цель в глобальном значении, а также осознать вторичные выгоды от её достижения/не достижения);
  • Положительная формулировка в настоящем времени (при постановке цели вы должны брать во внимание особые параметры формулировки).

Техники SMARTEF мы уже касались в нашем уроке «Якорение, результативность и управление состояниями ». При желании вы можете вернуться к нему или же изучить метод более подробно .

Стратегия творчества Уолта Диснея

Эта техника берёт за основу многолетний опыт американского художника-мультипликатора и кинорежиссёра Уолта Диснея в сферах бизнеса и творчества. Сутью его стратегии является умение подходить к любому вопросу с трёх разных позиций: мечтателя, реалиста и критика. Сам же такой подход был назван автором «имадженирингом». Каждая из трёх составляющих вносит в поиск эффективного решения любого вопроса свою лепту.

Основная функция мечтателя проявляется на начальном этапе, когда новые цели и идеи только формируются, и ориентирована на перспективу. Мечтатель должен помочь человеку увидеть, как все составляющие его плана складываются в одно целое. Функция реалиста выражается в поиске подходящих для реализации намеченного плана инструментов, чтобы абстрактная идея могла оформиться в нечто конкретное. Реалист помогает человеку перейти от мыслительного процесса к действиям. Критик же, в свою очередь, нужен для того чтобы оценить появившуюся идею или намеченный план по достижению цели с критической стороны. Критик призван помочь человеку найти слабые точки в его замысле, попытаться определить потенциальные проблемы или моменты, которые могли быть упущены. Также критик обращает внимание человека на такие вещи как экологичность плана, его реалистичность, вторичные выгоды и т.п.

Подход к любым делам с применением стратегии творчества Уолта Диснея во много раз повышает результативность и личную продуктивность человека. А познакомиться с этой стратегией подробнее вы можете .

Работа с логическими уровнями

Согласно результатам исследований одного из первых разработчиков НЛП Роберта Дилтса, существует несколько уровней восприятия человеком реальности и того, как он её проживает. Все они параллельны друг другу и тесно взаимосвязаны. Для человека является очень полезным осознать происходящее на всех этих уровнях, т.к. это влияет на любые аспекты жизни: принятие решений, формирование отношений, ощущения и самочувствие и даже происходящие события. Важно также знать, что логические уровни подчинены определённой структуре. Во-первых, Высшие уровни не могут существовать без Низших, т.к. реализуется посредством них, а во-вторых, Низшие уровни зависят от Высших и подчиняются им.

Обычно человек формирует свои цели и осознаёт проблемы на Низших уровнях и поэтому работать с ними можно и начинать на этих уровнях. Но, беря во внимание вышеупомянутые закономерности, следует прорабатывать цели и проблемы именно на Высших уровнях, т.к. лучший способ найти решение любой проблемы – найти её истоки и работать с ними напрямую.

Работа с логическими уровнями является предельно эффективной техникой для взаимодействия со свои целями и индуцирования жизненных перемен. Абсолютно всё, чего желает человек, должно находиться в согласованности с его Высшими уровнями, т.е. соответствовать убеждениям, ценностями и мировоззрению. Проработка проблем на Высших уровнях способствует выявлению необходимых ресурсов и увеличению их энергетического потенциала.

Узнать больше информации о работе с логическими уровнями можно по этой ссылке , а .

«Взмах»

Представленная техника служит для того чтобы в течение короткого времени изменить деструктивный тип реагирования человека на что-либо и заменить его на более конструктивный. Но результатом этой техники становится не только изменение типа реагирования, а ещё и установление у человека положительного и продуктивного образа себя. «Взмах» можно применять во многих сферах жизни, начиная от устранения вредных привычек и заканчивая коррекцией проблемного поведения.

Структура техники «Взмах» такова: для начала определяется контекст, т.е. ситуация, реакцию на которую хотелось бы изменить. Затем нужно выявить пусковые факторы, т.е. те факторы, которые вызывают желание реагировать привычным способом. Этот момент является наиболее важным, т.к. зачастую может даже не осознаваться человеком. Определение пусковых факторов также происходит по определённой методике. После этого необходимо создать образ состояния, которого требуется достичь. Чаще всего это делается с применением третьей . Следующий этап – это и есть «взмах», который требуется совершить. Он означает очень быструю замену одной картинки на другую (нежелательного образа на желательный). После того, как «взмах» совершён, нужно осуществить проверку нового состояния и подстройку к будущему.

Техника «Взмах» требует более подробно изучения (это можно сделать ) и тренировки.

Генератор нового поведения

Эта техника, аналогично предыдущей, предназначена для того чтобы помочь человеку изменить автоматические реакции на проявления внешней реальности, тем самым избавив его от множества ненужных проблем. Благодаря ей у человека повышается уверенность в своих силах, изменяются реакции и происходят положительные перемены в жизни.

Успешное применение данной техники подразумевает прохождение нескольких этапов. Сначала нужно определить ситуацию, которую требуется проработать, и прожить её, представив в своём сознании в мельчайших подробностях. Далее нужно представить эту же ситуацию в виде фильма, снятого про вас, и прочувствовать эмоции, которые он вызывает. После этого требуется представить себя оператором кинозала, который ставит в проектор киноленту с фильмом про вас для себя же, сидящего в зале. Затем необходимо представить себя режиссёром и осознать возможность изменения сценария; придумать несколько новых вариантов и подобрать наиболее подходящий.

Новый этап подразумевает, что вы снова оператор в кинотеатре, ставящий новую киноленту для себя, сидящего в кинозале. Затем вы представляете себя сидящим в зале и смотрящим новый фильм со своим участием. В итоге вы должны представить себя героем нового фильма и прожить новую ситуацию, представив её во всех деталях в своём воображении и осознав свои эмоции. Важно чтобы новый результат вас устраивал. Если же он вас не удовлетворяет, то следует вернуться к предыдущим пунктам и заново их проработать.

Итогом должно стать появление нового шаблона реагирования, но уже такого, который будет приносить пользу. Нужно его закрепить, несколько раз проиграв ситуацию, используя новые реакции. Более подробно узнать о том, как всё это сделать, можно на этой странице .

Шестишаговый рефрейминг

Многим из нас знакома ситуация, когда определённые проблемы не решаются очень и очень долго, а причину этого понять мы никак не можем. Дело в том, что этому мешает наше собственное подсознание, которому по каким-то причинам кажется, что так, как есть сейчас – лучше всего. Для изменения настроя своего подсознания очень хорошо подходит техника шестишагового рефрейминга. За основу в ней берётся особое медитативное состояние, при нахождении в котором подсознание наиболее восприимчиво к поступающей информации, тогда как в обычном состоянии её доступ блокируют различные субличности ().

Схема шестишагового рефрейминга довольно проста.

Первый шаг. Нужно лечь на пол и расслабиться, поочерёдно напрягая и расслабляя все мышцы тела, после чего примерно пять минут просто лежать, акцентируя внимание на дыхании.

Второй шаг. Визуализация большого белого экрана.

Третий шаг. Как только экран представлен, нужно задать своему подсознанию вопрос о том, готово ли оно к сотрудничеству. Ответ должен отобразиться на экране.

Четвёртый шаг. Если ответ положительный, то можно задавать подсознанию любые вопросы, форма которых должна подразумевать простые ответы (да/нет).

Пятый шаг. В процессе взаимодействия с подсознанием нужно узнать у него, какие выгоды оно извлекает из сложившейся проблемной ситуации, и обратиться к творческой составляющей своей личности с просьбой найти более подходящий способ удовлетворения данной потребности.

Шестой шаг. Следует расслабиться, позволив подсознанию обработать информацию, не спеша посчитать от одного до десяти и встать. Рефрейминг окончен.

Изменение личной истории

Техника изменения личной истории применяется, как правило, в тех случаях, когда поведение, которое требуется изменить, связано с какими-то событиями, имевшими место в прошлом, и основывается на имеющихся между настоящим и прошлым связях. Её использование позволяет избавиться от ненужных и ограничивающих убеждений, стереотипов, привычек, установок, методов реагирования и т.д.

Суть метода заключается в следующем. Нужно определить проблемную ситуацию или нежелательное состояние и установить на него якорь. Установленный якорь нужно использовать для того чтобы провести человека (или себя) до того самого момента, когда проблемная ситуация или переживание появилось впервые, а при любом их обнаружении нужно учитывать контекст происходившего. После того как несколько (4-5) подобных ситуаций или переживаний будут найдены, нужно опустить якорь и вернуться к самой первой ситуации, определить ресурсы, которые требовались для её преодоления, и найти пусковые факторы. Далее необходимо найти доступ к найденному ресурсу и произвести его якорение, вернуться в раннюю ситуацию и изменить её восприятие, применяя уже имеющийся ресурс (для отлично подходят .

После всего проделанного нужно от новых переживаний и оценить полученный результат. Если он не удовлетворяет поставленным требованиям, то следует вернуться к прошлому этапу выявления ресурсов и проработать его ещё раз. Затем нужно закрепить результат и произвести экологическую проверку и синхронизацию с будущим.

Узнать о том, как всё это делается, более детально можно отсюда .

Быстрое лечение фобий

Техника быстрого лечения фобий используется в НЛП для того чтобы нейтрализовать якоря на какие-либо сильные переживания, т.е. избавить человека от фобий: ксенофобии, агорафобии, никтофобии, фотофобии, клаустрофобии и многих других. Результатом успешного применения этой техники является освобождение человека от страхов, высвобождение энергии и появление множества новых возможностей.

Процесс осуществления техники быстрого лечения фобий заключается в нескольких шагах:

  • Нужно получить доступ к положительному состоянию и произвести его якорение, создав мощный ресурсный якорь. Причём, лучше всего, если якорь будет кинестетическим.
  • Нужно провести диссоциативный анализ переживаний, представив себя ещё до пребывания в негативном состоянии (чёрно-белая картинка) и уже после пребывания в нём (цветная картинка).
  • Нужно посмотреть на себя со стороны, словно сидя позади самого себя в кинотеатре.
  • Нужно быстро просмотреть чёрно-белый фильм, состоящий из первой картинки, самого события и оканчивающийся цветной картинкой.
  • Затем нужно просмотреть весь чёрно-белый фильм, но начиная со второй цветной картинки и заканчивая первой, причём во время перехода к первой картинке нужно переходить и во вторую степень диссоциации (смотреть на себя, смотрящего фильм). После перехода к первой картинке фильм должен сразу заканчиваться.
  • Нужно подумать о том, что являлось источником фобии и отметить изменения в физическом состоянии.
  • Нужно спроецировать негативную ситуацию на будущее, представив взаимодействие с источником фобии и обдумав новые варианты реагирования. Важно чётко определить показатели ощущения безопасности или же указатели к осторожному поведению.

Ознакомиться с техникой быстрого лечения фобий более детально можно на этой странице .

Реимпринтинг

Название данной техники происходит от слова «импринт», означающего «запечатление», т.е. какой-либо опыт или совокупность опытов, в результате которых у человека сложились те или иные убеждения. Нередко ситуации импринта являются тупиковыми и вызывают у человека ощущения бессмысленности, безысходности, безвыходности и т.п. Смысл импринтинга заключается в поиске ресурсов, необходимых для изменения укоренившихся убеждений и обновления устоявшихся поведенческих моделей.

Применение техники реимпринтинга основывается, в первую очередь, на определении симптомов импринта, подразумевающем сосредоточение на самом первом появлении каких-либо переживаний, связанных с ним и возникших убеждениях. После этого требуется мысленно перенестись в тот момент, который предшествовал возникновению импринта, вернуться в настоящее состояние и взглянуть на импринт с предшествующей ему позиции. Следующим этапом является поиск позитивного намерения или вторичных выгод, которые скрываются за устоявшимися реакциями и симптомами импринта и некоторые другие не менее важные составляющие, которые требуют более детального и скрупулёзного изучения.

Особенности реимпринтинга и процедуры его осуществления можно узнать вот .

Переоценка прошлого

Техника переоценки прошлого способствует изменению оценки какого-либо события, имевшего место в прошлом человека. Она очень эффективна, т.к. с помощью неё можно повлиять на оценку произошедших неприятностей и связанные с ними убеждения, изменить отношения с конкретными людьми и даже трансформировать аспекты восприятия детства. Краткий алгоритм необходимых действий включает в себя следующее:

  • Нужно определить тот период времени, который требует изменения и проработки. Он может быть связан с человеком, местом, временем и т.п. условиями.
  • Нужно создать мощный ресурсный якорь. Лучше всего, если он будет кинестетическим.
  • Нужно представить рассматриваемый временной отрезок в форме прямой линии, расположенной на полу, определить самые значимые моменты этого периода, назвать их и обозначить на линии, соблюдая реальную последовательность.
  • Нужно разделить все отмеченные ситуации на положительные и отрицательные. Затем, проходя по линии, следует перепроживать положительные ситуации заново, а отрицательные представлять диссоциированно, т.е. наблюдая за собой со стороны.
  • При диссоциированном рассмотрении отрицательных ситуаций можно использовать созданный в начале ресурсный якорь. Иногда это позволяет посмотреть даже на негативные события под другим углом и разглядеть в них положительные моменты.
  • Нужно провести экологическую проверку нового восприятия прошлых событий и, если результат не удовлетворяет всем требованиям, вернуться назад и проработать предыдущие пункты заново.
  • Нужно провести синхронизацию с будущим, спроецировав достигнутый результат на ситуации, которые могут произойти.

Более детально техника переоценки прошлого рассмотрена .

Выбор на линии времени

Представленная техника отлично зарекомендовала себя в качестве надёжного инструмента для разрешения тех ситуаций, когда есть возможность выбора чего-либо, но человек не знает, как ему поступить лучше всего. К тому же, техника выбора на линии времени может использоваться для прогнозирования долгосрочных последствий каждого из возможных вариантов.

Первое, что нужно сделать для успешного применений этой техники, это само осознание того, что у вас есть выбор: нужно чётко определить для себя, какие существуют варианты действий. Далее нужно порассуждать на тему того, на какой вообще срок может оказать воздействие сделанный выбор, и мысленно провести на полу линию, отображающую этот срок. После нужно определить для себя крайний срок, к которому нужно совершить выбор; между этим сроком и настоящим днём нужно определить наиболее оптимальный срок для выбора. Затем следует мысленно переместиться в будущее и постараться отметить те события, которые может вызвать сделанный вами выбор; придайте этим событиям оценку, посмотрев на них со стороны. Также можно прибегнуть к интеграции - пройти намеченный маршрут как бы наблюдая со стороны на уже прошедших его людей. По окончании всего этого нужно вернуться в исходную точку и подумать о том, есть ли возможность как-то улучшить маршрут или создать новый, более эффективный. Оцените имеющиеся выборы: что вы вынесли из путешествия по линии времени? Количество положительных моментов и укажет вам на правильный выбор.

В подробностях и деталях техника выбора на линии времени рассмотрена .

Техника самогипноза

Техника самогипноза является очень эффективной в виду того, что позволяет человеку проработать любые свои проблемы на самых глубинных уровнях, т.к. происходит взаимодействие с подсознанием в наиболее подходящем для этого состоянии. Используя эту технику, человек может изменить не устраивающие его качества своей личности, повлиять на образ своего мышления или поведения, избавиться от вредных привычек, привить новые и эффективные установки, изменить оценку каких-либо событий и т.д.

Перед применением самогипноза, в первую очередь, следует принять удобную позу, способствующую расслаблению и в которой можно долго находиться. Затем нужно для самого себя проговорить точное время, на которое вы хотите ввести себя в гипнотическое состояние. Также нужно чётко и конкретно поставить цель своего погружения. Она должна быть сформулирована в положительном ключе и проговорена вслух в привычной для вас форме. Следующий этап – нужно определить состояние, в котором вы хотите находиться после пробуждения, и также проговорить его вслух. Всё это делается для настройки подсознания на продуктивную работу.

Сам же процесс входа в транс должен соответствовать вашей репрезентативной системе , т.е. должен быть рассчитан на визуальное, аудиальное или кинестетическое восприятие. Для входа в гипнотическое состояние нужно закрыть глаза и в течение некоторого времени акцентировать внимание на звуках, представляемых объектах или ощущениях.

Совершенно нетрудно заметить, что любая техника НЛП является уникальным инструментом для работы человека, как с самим собой и каким-то своими особенностями, так и с другими людьми и тем, что касается лично их. На что можно оказывать влияние при помощи техник НЛП мы уже могли увидеть не раз.

Естественно, мы рассмотрели далеко не все существующие техники и не во всех подробностях. При желании можно найти и другие техники и детально изучать каждую из них в течение не одного дня. Но главное не это. Главное то, что теперь у вас на вооружении есть знание о том, какие вообще бывают техники НЛП, как их применять и для чего это можно и нужно делать.

Изучайте, практикуйте и оттачивайте новые навыки, и через время вас поразит ваша способность поистине магическим образом воздействовать на себя и окружающих!

Все большую популярность приобретает такое направление в психологии, как нейролингвистическое программирование, направленное на работу с подсознанием. НЛП официально признано не во всех странах мира, но этот метод показывает отличный результат, позволяя людям кардинальным образом менять свою жизнь, достигая успеха в различных сферах. Необходимо разобраться, в чем состоит суть нейролингвистического программирования и какие техники можно применить на практике, чтобы привлечь удачу в свою жизнь.

История нейролингвистического программирования

В основе НЛП лежат научные наработки сразу двух ученых. В 70-х годах прошлого столетия американский психолог Ричард Бендлер и специалист по лингвистике Джон Гриндер решили вывести формулу успеха и узнать, что делает человека успешным и в чем отличие людей, которые смогли высоко подняться в жизни, от тех, кто считает себя неудачником. Выведена единая формула, которая нацелена на то, чтобы помочь изменить жизнь, достигнув успеха в карьере и личных отношениях, а также добившись финансовой независимости и реализовав творческий потенциал.

В основу нового учения, заключавшегося в работе с подсознанием, легли методы не только семейной психотерапии, но и гештальт-терапия. Еще одной составляющей НЛП стал гипноз – метод, который активно практиковал известный американский психиатр Милтон Эриксон. Результатом сотрудничества ученых стала общая книга «Структура магии», изданная огромным тиражом и принесшая своим авторам известность. Со временем НЛП стало настолько популярным, что приобрело последователей по всему миру.

Основные термины НЛП

Чтобы разобраться, как действует этот метод, необходимо изучить его терминологию. Аббревиатура НЛП состоит из трех слов:

  1. «Нейро» расшифровывается следующим образом: деятельность человека управляется нейронами головного мозга, которые запоминают и сохраняют в подсознании информацию о его поступках, принципах, страхах, обидах и переживаниях.
  2. «Лингвистическое» – терминология слова означает, что при помощи правильно подобранной языковой системы эту информацию можно не только найти в подсознании, но и направить в нужную сторону.
  3. «Программирование» – этот термин сравнивает функционирование мозга с работой компьютера. В файлах нашей памяти надежно хранится информация о моделях поведения и способах коммуникации с другими людьми. Активизируя внутренние резервы, человек может программировать более успешную модель для своего дальнейшего поведения.

Применение в психологии

Термины нейролингвистического программирования широко применяются в психологии. Акцент делается на таких понятиях, как окружение, поведение, ценности, способности, идентичность и миссия.

  1. Окружение – среда, в которой функционирует человек. Это люди, которые его окружают, знакомые, друзья, коллеги и члены семьи, его увлечения и интересы. Основной элемент, помогающий описать окружение, - вопросы: «Что? Кто? Где?».
  2. Поведение – нейролингвистическая психотерапия предлагает понимать под этим термином отношение к другим людям и умение общаться.
  3. Способности – это индивидуальные таланты и возможности личности, сформировавшиеся в процессе жизни. Проверочный вопрос: «Как?».
  4. Ценности – это внутренние мотивы человека, которыми он руководствуется в жизни. Принципы, ценности и моральные установки закладываются и формируются в детстве, под воздействием родителей либо же других авторитетных личностей. Во взрослой жизни эти понятия управляют поступками и влияют на принятие решения.
  5. Идентичность – ответ на вопрос, который задают себе многие люди: «Кто я и какое место занимаю в этом мире?». Попытка личности идентифицировать себя в жизни.
  6. Миссия – это высшее предназначение человека, зачем он родился на Земле.

Поскольку все люди индивидуальны, у каждого из нас существует собственный способ познавать мир и воспринимать информацию. Кто-то отдает предпочтение зрительным образам или звукам, есть и такие люди, которые воспринимают окружающую действительность при помощи кинестетики. Подобные способы восприятия в психотерапевтической деятельности называются модальностями.

Следует учесть, что между каналами восприятия информации и фразами, которыми личность выражает свое отношение к миру, существует непосредственная связь - предикаты. К примеру, фразы НЛП «Вижу», «Перспектива» и «Будущее» - это визуальные предикаты. Выражения «Слышу», «Звучит», «Оглушает» - аудиальные. Слова «Чувствую», «Тяжелые», «Заслуженный» - кинестетические.

Психология считает, что предикаты формируются у человека неосознанно и отражают глубинные подсознательные процессы. Это своеобразный ключ, который может многое рассказать о личности, ее жизненных принципах и восприятии мира. Теория НЛП советует обращать внимание и на поведение личности – позу, голос, дыхание, манеру держаться и мимику.

Суть учения

Основы нейролингвистического программирования заключаются в воздействии на подсознание человека. Мир воспринимается нами всегда субъективно. На этот процесс влияет множество различных факторов (воспитание, моральные принципы, разрушающие установки, жизненный опыт). Если же поменять способ восприятия, можно изменить и окружающую действительность.

Поступками людей руководят их моральные ценности и принципы. Апеллируя этими понятиями, человек не использует возможности, которые предоставляет ему жизнь. «Это не для меня!», «Я не смогу!», «Я неудачник!» - такие мысли разрушающе действуют не только на самооценку, но и полностью уничтожают любой шанс на успех. Суть НЛП заключается в том, чтобы побороть разрушающие шаблоны и негативные установки, хранящиеся в подсознании. Используя нейролингвистические приемы, люди не только добиваются успеха, но и раскрывают свои лучшие качества.

Методы психологии в НЛП помогают скопировать модель успешности у других людей и запрограммировать ее в своем сознании. Очень важна мотивация, подталкивающая человека к действию и руководящая его поступками. Если вы решили использовать НЛП, определите главный мотив – почему вы хотите достичь тех или иных изменений в своей жизни.

Секреты успеха НЛП кроются в огромной внутренней работе, которую предстоит провести, чтобы поменять свою жизнь. Методики нейролингвистического программирования позволяют найти более высокооплачиваемую работу, устроить личные отношения, побороть серьезную болезнь и добиться успеха. Благодаря этому личность начинает по-новому воспринимать себя и окружающих людей. Кроме того, НЛП приводит также к таким изменениям:

  • улучшает коммуникацию;
  • учит общаться с людьми;
  • помогает определить главные жизненные приоритеты;
  • лучше понимать свои поступки, установки и страхи;
  • не бояться решать возникающие проблемы;
  • находить взаимопонимание с окружающими;
  • изменить характер (стать целеустремленным и уверенным в себе);
  • избавиться от фобий и пагубных зависимостей.

Не следует забывать, что достигнуть подобных изменений получится лишь в том случае, если постоянно работать над собой, смело избавляясь от негативных моделей поведения, заменяя их положительными установками.

Сферы применения НЛП

Методики нейролингвистического программирования применяются в самых разных областях. Основы этого учения используются в медицинской сфере и психотерапии. Они будут полезны всем тем, кто изучает бизнес и управление, юриспруденцию, маркетинг и рекламу, актерское мастерство или ораторское искусство. Отдельное направление НПЛ – это СМИ, которые всесторонне влияют на подсознание и поведение людей.

Основы нейролингвистического программирования используются на тренингах личностного роста, курсах по похудению и занятиях по обучению пикаперов. Нередко методы применяются в воспитательном процессе. Это действенный способ, помогающий побороть детские фобии. НЛП помогает человеку разобраться в своих чувствах, эмоциях и переживаниях, а также понять причину пагубных зависимостей.

Правила и принципы НЛП

Принцип нейролингвистического программирования заключается в том, что жизнь человека подчинена системным процессам, на которые можно успешно повлиять, поменяв свое мировоззрение и поведение. Программирование НЛП подчиняется 5 правилам.

  1. Люди все время коммуницируют с окружающим миром, принимая и передавая информацию. Общение происходит не только путем переговоров, но и при помощи мимики, жестов и тембра голоса.
  2. У каждого человека существует собственная «карта мира», в соответствии с которой оцениваются окружающие люди и происходящие события. Что правильно, а что нет, как можно себя вести, а как неприлично, что такое настоящая дружба и какой должна быть любовь – каждый из нас понимает это по-своему.
  3. Любое наше действие имеет под собой положительные намерения. Даже если это вредная привычка. Например, глубинные симптомы курения – это стремление снять напряжение и сконцентрироваться.
  4. Чтобы коммуникация удалась, следует обращать особое внимание на реакции собеседника. Если вы сможете разделить его увлечения, вызвать реакцию заинтересованности, то такое общение никогда не будет скучным и обязательно даст положительный результат.
  5. НПЛ практика утверждает, что в конкретной ситуации человек принимает оптимальное для себя решение, выбирая наилучшую из возможностей, предоставленных ему жизнью.

Методы нейролингвистического программирования

Нейролингвистическое кодирование основывается на том, чтобы подстроиться под своего собеседника, тем самым вызвав его доверие и расположение. Сделать это можно, воспроизведя манеру держаться, мимику и жесты своего оппонента. Психологи выделяют несколько приемов подстройки.

  • полная – заключается в том, чтобы полностью скопировать и подстроиться под другого индивида;
  • частичная – выбираются несколько параметров (голос, жест и поза), которые воспроизводятся во время беседы;
  • перекрестная – самый лучший вариант для плодотворного общения, позволяющий подстроиться к целой группе людей, скопировав частично от разных собеседников все эти параметры.

НЛП рекомендует использовать и иные приемы воздействия на подсознание. Это может быть визуализация (представление и ощущение происходящих с вами перемен), которая особенно помогает в достижении поставленных целей. Правильно формулировать жизненные задачи и приоритеты научит техника SMART. Нейролингвистическая калибровка даст возможность понимать другого человека и разбираться в мотивах его поступков. Побороть разрушающие привычки и пагубные зависимости поможет прием «взмах».

Одной из наиболее используемых методик в НЛП является так называемый прием «якорь». Этот термин подразумевает наши бессознательные рефлексы и укоренившиеся шаблоны поведения. Используя в качестве якоря положительные эмоции, воспоминания и чувства, можно заменить разрушающие установки новыми, которые помогут достичь успеха и поменять образ жизни.

Польза и вред НЛП

Многие не считают НЛП наукой, к которой стоит относиться серьезно. Критика НЛП строится на том, что якобы такие методы психологического воздействия не безопасны для людей и не дают никакого практического результата. Несмотря на это, такое программирование официально признано во многих странах.

Основы нейролингвистического программирования можно изучать самостоятельно. Для такого обучения издано немало сборников и разработаны специальные онлайн-курсы. Существуют даже вебинары, в ходе которых психолог не только расскажет о методиках НЛП, но и поможет разобраться с волнующей вас проблемой.

Следует учесть, что некоторым НЛП категорически противопоказано, поскольку небезопасно для состояния их здоровья. В категории риска находятся люди с нарушением психики и невротическими расстройствами, а также дети.

Заключение

НЛП технология позволяет успешно воздействовать на подсознание человека. Психологические методики помогают людям эффективно менять образ жизни, воздействуя на мировоззрение и убирая разрушающие установки. При помощи нейролингвистического программирования можно обрести личное счастье, построить успешную карьеру, найти друзей, реализовать свой потенциал и научиться находить общий язык с людьми. НЛП широко применяется в разных сферах жизни. Основные приемы воздействия и кодирования подсознания личности используются в бизнесе, управлении, рекламе, политике и СМИ. Овладев нейролингвистическим программированием, можно изменить свою жизнь, обретя гармонию и счастье.

«Черт, Дэвид Блейн! Как он это сделал?!» — думал я про простого уличного мошенника, который показал мне самую настоящую уличную магию. Хотя это была никакая не магия, а всего лишь манипуляция с моим сознанием в результате чего я остался без заработанной час назад 1 000 рублей. Произошло все так быстро, что я потом целый день вспоминал и разбирал все его действия, которые были основаны на самых простых НЛП-техниках. О нейролингивистическом программировании мозга я, конечно, знал, но чтобы самому попасться на удочку. Даже смешно это вспоминать! Поэтому хотелось бы рассказать об НЛП побольше и привести несколько крутых техник, которые позволят, так скажем, влиять на людей в необходимой для нас ситуации.

Что такое НЛП?

НЛП (нейро-лингвистическое программирование) – популярное направление практической психологии, которое было основано в 60-х годах 20 века. Основателями НЛП являются профессор лингвистики Джон Гриндер и студент Ричард Бендлер из Калифорнийского университета. Они долгое время изучали многие работы известных психотерапевтов, проводили различные семинары и общались со своими пациентами. В результате им удалось отделит нейролингивстическое программирование от психологии и гельштат-терапии.

НЛП это комлпекс психотехник, а также вербальных и невербальных приемов, которые способны « вносить » в мозг человека определенную информацию с целью изменения его мышления и поведения. В основе нейролингвистического программирования лежит работа с сознанием человека.

А вот теперь я расскажу тебе на что способно НЛП. Поверь, на очень и очень многое!

НЛП позволяет человеку полностью управлять собой: своим телом, физическим состоянием и здоровьем, своими мыслями, эмоциями, чувствами, страхами и предрассудками. Человек способен регулировать свой вес, давление, температуру тела, сердцебиение, общее самочувствие. С помощью НЛП-техник можно вызвать у себя ощущение радости и легко избавиться от любых негативных переживаний.

НЛП позволяет манипулировать другими людьми. Влюбить в себя, разлюбить. Расположить к себе кого угодно, договориться даже с самым несговорчивым человеком. Получить тот ответ, который тебе нужен. Успешно провести переговоры, вызвать симпатию у босса и так далее.

НЛП дает новый взгляд на проблемы, позволяя не только решить их самым легким и быстрым путем, но и извлечь из этого еще и максимальную выгоду.

НЛП помогает быстрее достигать целей в жизни, что очень важно, если ты занимаешься своим развитием, как личности. И тут неважно, хочешь ты разбогатеть, приобрести недвижимость за границей, выйти замуж или сбросить свой лишний вес. Любая цель становится ближе и доступнее, если применять НЛП-техники.

Я думаю, у тебя уже появился интерес к нейролингвистическому программированию! И даже, если ты не изучаешь психологию, то все равно можно найти решение ее применения к своему личному вопросу, который тебя так давно уже мучает или проблеме, которую ты хотел бы решить раз и навсегда.

Где можно применять НЛП-техники?

Изначально НЛП применяли для лечения различных фобий и психических расстройств. Результаты лечения больных были положительными в большом проценте случаев. Когда стало понятно, что НЛП-техники очень эффективны, то стали их применять в самых различных областях.

Продажи — практически все тренинги продаж имеют в своем арсенале техники НЛП, при планировании, при постановке задач, при психологической подготовке к визиту и во время визита знания НЛП могут быть крайне полезными.

Переговоры — знания НЛП крайне необходимо для ведения переговоров, для понимания клиента и лучшей подстройки к нему, для манипуляций и контр манипуляций, для работы со своим состоянием, для выявления стратегии принятия решения клиентом.

Коммуникация, психотерапия, постановка целей, моделирование — это составляющие части НЛП, часть данного знания занимается коммуникациями и их эффективностью (раппорт, подстройка, ведение, калибровка)

Психотерапевтическая часть — это большой арсенал терапевтических техник («Взмах», «Колапс якорей», «Создание ресурсного состояния», «Быстрое лечение фобий», «Техника лечения аллергий», «Шестишаговый рефрейминг», «Договор частей», «Ре импринтинг» и еще много других)

В постановке целей и работе с ними нам помогают такие разделы НЛП, как Хорошо Сформированный Результат (ХСР), ТОТЕ, SCORE (в психологическом консультировании понимание цели клиента и способов ее достижения), нейрологические уровни, линия времени, миссия.

Моделирование — это основа НЛП. НЛП выросло из моделирования и все его знания появились при моделировании стратегий поведения гениальных людей.

Публичное выступление — работа со своим состоянием. калибровка группы, управляемая спонтанность, техника «Ромашка», пространственное якорение, работа с голосом, использование различных предикатов.

Актерское мастерство — одна из базовых пресуппозиций НЛП гласит: «разум и тело, это части одной кибернетической системы». А это значит, что при изменении наших мыслей, меняются наши эмоции, а наше тело четко реагирует на эти изменения и наоборот изменения положения тела и осанки, меняет наши эмоции. На этом основаны многие школы актерского мастерства.

Образование — моделирование, это один из способов обучения. Использование успешных стратегий, убеждений, поведенческих паттернов, различных подходов к достижению цели, системного мышления, разных фильтров восприятия, ресурсного состояния повышает эффективность обучения.

Спорт — идеомоторика широко используемая в спорте, взята на вооружение из НЛП, работа с состоянием, тренировки в стиле коучинг и многое другое.

Скачай мою книгу, которая поможет тебе достичь счастья, успеха и богатства

1 уникальная система развития личности

3 важных вопроса для осознанности

7 сфер для создания гармоничной жизни

Секретный бонус для читателей

уже скачали 7 259 человек

Коучинг — практически все инструменты НЛП используются в коучинге (подстройка, ведение, калибровка, коуч-позиция, постановка целей, нейрологические уровни, трех позиционное восприятие, якорение, линии времени, все терапевтические техники.)

Набор персонала — знание метопрограмных фильтров кандидата позволяет понять к какому виду деятельности он больше предрасположен, что его лучше мотивирует, как он будет переносить стресс, он командный игрок или одиночка, как он принимает решения и какие у него ценности и много другое.

Межличностные отношения — понимание базовых пресуппозиций, они же убеждения гениальных людей, дает нам возможность лучше понимать других людей, понимать, что все мы разные и к каждому нужен особый подход, что человек — это система и что два человека, это тем более система, зная системные законы можно легче разобраться в системном взаимодействии.

Соблазнение — все тренеры тренингов по соблазнению прошли курсы НЛП, все техники соблазнения основаны на техниках НЛП. Так зачем изучать интерпретацию интерпретируемого, когда можно обратиться к первоисточнику.

Армия — сбор информации, допросы, работа со своим состоянием, техника «Наркотик выбора», используется спецназом многих стран мира.

Таможня — сбор информации, калибровка Да/Нет, правда/ложь, Сигналы Глазного доступа

Разведка — сбор информации, паттерны вербовки, калибровка, работа со своим состоянием

Кинематограф — во многих фильмах герои используют техники и навыки НЛП или эриксоновского гипноза, есть фильмы, которые напрямую посвящены НЛП, даже если НЛП там не называется («Обмани меня», «Манипулятор», «Дикая орхидея» и множество других).

Саморазвитие – формирование нужные установок для достижения успеха в любых где ты считаешь необходимым «прокачать» себя.

Я скажу так, НЛП – «наука» непростая и требует очень серьезного подхода. Даже овладения самыми базовыми техниками. Но это все равно не мешает нейролингвистическому программированию быть одним из самых увлекательных и интересных направлений в психологии. Благодаря интернету сегодня существует большое количество вариантов того, откуда можно взять знания об НЛП.

Во-первых, это различные сайты, где написано уже достаточно большое количество познавательных статей, чтобы начать разбираться в этой теме. Во-вторых, различные семинары, вебинары, тренинги и курсы, проводящиеся высококвалифицированными специалистами в данной области. И, в-третьих, это, конечно же, книги, которые являются наиболее удобным и популярным способом начать изучать НЛП.

Самих книг очень большое количество. Глаза могут вначале разбежаться. Есть как для начинающих, где рассматриваются базовые навыки, так и для «продвинутых» с рассмотрением применения НЛП в какой-либо уже определенной области. Конечно, я выбрал для тебя несколько самых лучших, интересных и популярных книг по НЛП, которые сам читал. Даже две есть в моей личной библиотеке.

Книги, о которых сейчас пойдет речь я рекомендую не только тем, кто интересуется самим НЛП и его методами, но и тем, кто решил начать свой путь саморазвития и настроен на повышение своих личностных характеристик, улучшения понимания себя и окружающих людей в жизни в целом. Итак, поехали.

Боб Боденхамер, Майкл Холл «НЛП-практик»

Эту книгу необходимо прочитать первой. Она представляет собой сборник самых интересных материалов по НЛП. Из этой НЛП-книги ты узнаешь общие данные о нейролингвистическом программировании с описанием способов и методов, применяемых этой «наукой». Хочу отметить большое количество примеров и упражнений, способствующих эффективному усвоению материала. Рекомендую, если ты вообще не знаешь что такое НЛП.

Джозеф О’Коннор «НЛП. Практическое руководство по достижению желаемых результатов»

Автор предлагает эффективные практические приёмы для получения навыков самосовершенствования и внушения. Ты получишь знания, позволяющие глубже понимать людей, и вникать в законы коммуникации. Информация, содержащаяся в практическом руководстве Д. О’Коннора, может быть применена в образовании, юриспруденции, менеджменте, бизнесе, спорте и т. д.

Р. Бэндлер, Д. Гриндер «Из лягушек – в принцы»

Запись вводной лекции по НЛП, доработанная и адаптированная для прочтения. Материалы этой трехдневной лекции, прочитанной авторами в 1978 году, помогут составить общее впечатление о науке НЛП, понять базовые механизмы воздействия и научит мягко и тактично вести любого человека к цели. Методы НЛП работают даже в случаях, когда бессильны психологи. Книга рекомендована всем, кого интересуют вопросы коммуникаций между людьми: психологам, социологам, психотерапевтам и т. д.

Мэнли Холл «77 лучших техник НЛП»

В книге специалиста Майкл Холла собраны наиболее эффективные техники НЛП. Применение предложенных методов поможет в личностном развитии, умении общаться, раскрытии собственного потенциала. Знания приемов НЛП применимы к деятельности в сфере бизнеса, образовании, психологии, социологии, менеджменте. Книга рассчитана на широкий круг читателей и будет полезна каждому человеку, стремящемуся к саморазвитию. Очень рекомендую эту книгу! Она просто «бомба»!

Анвар Бакиров «Как управлять собой и другими с помощью НЛП»

Это моя настольная книга! Написана в духе новаторства с большим количеством анекдотов. Поэтому серьезно эту книгу читать не придется. Из этой книги ты узнаешь, как вызывать доверие с первого взгляда, управлять своими и чужими эмоциями, извлекать выгоду даже из поражений, легко распутывать самые запущенные конфликтные ситуации, и все эти «ежедневные победы» закладывать в фундамент одного большого здания под названием ЖИЗНЕННЫЙ УСПЕХ. Данная книга отличается эффективной структурой материала и легкостью его восприятия

Сергей Горин «НЛП. Техники россыпью»

Сборник фрагментов семинаров по НЛП, проводимых автором с 1993 по 1995 год. Примеры успешного взаимодействия психотерапевта с пациентами позволяют неспециалистам разобраться в предмете изучения. Единственное условие – владение базовыми терминами НЛП, без которых понимание текста будет осложнено. Описаны многие техники из арсенала Валерия Хмелевского – одного из авторитетов российской школы нейролингвистического программирования.

Гарри Алдер «НЛП: искусство получать то, что хочешь»


Тема, достойная внимания – как «работает» мечта. Кто-то называет это воздушными замками, кто-то призывает мечтать как можно больше. Ясно одно – мы любим это делать. А автор книги наглядно показывает механизм работы мечты. Все мы — продукт мечтаний. Качество вашей мечты определяет качество вашей жизни.

7 НЛП-техник для манипулирования и не только

Большинство из нас даже не догадываются, что ежедневно их сознанием управляют другие более сильные личности, которым подвластны многие НЛП-техники манипулирования людьми. Интересно, что каждый метод такого гипнотического управления сам по себе эффективен, и сложно представить ту мощь, которая возникает, если объединить несколько техник одновременно. Кстати, их нужно знать не обязательно для того, чтобы управлять другими, а с целью возможного противодействия многим криминальным гипнотизерам, представителям власти, мошенникам и т.д.

НЛП-техника 1. ПРИСОЕДИНЕНИЕ
Это первая техника, с которой начинает любой НЛП-шник. Мозг человека при приближении постороннего сигнализирует об опасности и пытается интуитивно защититься. Внушить что-то настороженному человеку нереально. Для установления контакта необходимо начать в чем-то копировать своего собеседника. Способы подстройки: позы, жесты, походка и дыхание, голос и т.д. Мошенник, который обманул нас с другом, начал с подстройки по походке на улице и несколько минут шел за нами в такт.

НЛП-техника 2. РАППОРТ

За подстройкой идет выстраивание доверительных отношений. Это и есть раппорт. Если подстройка прошла качественно, то НЛП-ер с другим человеком создает некую систему, общее доверительное пространство. Помнишь безотказную фразу из «Маугли» Киплинга: «Мы с тобой одной крови: ты и я!». Именно эта формула действует в раппорте. В этом состоянии порог критичности к человеку снижается, возникает симпатия, неосознанное доверие. «Кажется, там мы найдем наушники» — сказал я Косте, показывая на вывеску магазина. «Ребята, я продавец в этом магазине, могу продать вам наушники. Какие вы хотите?» — сказал мошенник.

НЛП-техника 3. 3 ДА

После того, как установлен раппорт, можно приступать уже к манипуляциям и для начала нужно отправить человека в легкий транс. Это делается с помощью 3 вопросов, на которые человек должен ответить положительное ДА. В основе этой техники лежит закон инерции, т.е. движение мысли разгоняется в определенном направлении. После серии вопросов от мошенника на 4-ый раз он сказал: «Ребята, а у вас есть тысяча рублей. Мне деньги срочно нужно поменять и отдать человеку?». «Да, конечно!» — сказал я и достал купюру».

НЛП-техника 4. РАЗРЫВ ШАБЛОНА

Разрыв шаблона – это неожиданная фраза или нестандартное действие, совершенное в обычной ситуации. Разрушить шаблон просто. Выбираешь модель поведения, которую собираешься изменить, и действуешь противоположным или иным неожиданным способом. В качестве примера могу привести очень жизненную ситуацию. На одном свидании я сказал девушке, что будем есть торт вместе у меня, но только без секса. Для нее это был еще тот разрыв шаблона. Я понимал, что она уже хотела меня. Секс, конечно был. Мошенник тоже сделал разрыв шаблона про свою работу. Дословно уже не помню.

НЛП-тезника 5. ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ

Суть этой техники проста. Ты переводишь внимание человека на другую тему с помощью вопроса или на другой объект внимания. Наш мозг или наше зрение может фокусироваться на чем-то одном. С остальной областью можно делать все что угодно. Эта техника часто применяется иллюзионистами, и мошенниками тоже! «Ребята, будьте осторожны с деньгами, вон там на углу наркоманы, держитесь подальше от них» — сказал он нам, показывая пальцем на мужчин в 50 метрах от нас, тем временем меняя купюры.

НЛП-техника 6. ВЕДЕНИЕ

Когда проработаны основные НЛП-техники, то можно делать с человеком все что хочешь. Это называется «ведение». Ведение невозможно без доверия. Ребята, пойдите погрейтесь пока в магазин и посмотрите наушники. А я пока пойду отдам деньги. И мы пошли! Зайдя в магазин, мы быстро вышли из транса. Переглянулись, поняв, что произошло и мигом ринулись на улицу. Он исчез, как и наши только что заработанные деньги. Эту историю я буду помнить всю свою жизнь. И знаю наверняка, что техники НЛП работают быстро и эффективно. Сколько таких подходов нужно, чтобы так все мастерски делать. Наверное, очень много. На то они и мошенники.

НЛП-техника 7. РЕФРЕЙМИНГ

Одна из моих любимых техник. Она очень простая и дает очень крутой результат. Это уже не про манипулирование, а про отношение к жизни. Я ее применяю, когда понимаю, что негативная ситуация начинает «высасывать из меня энергию». Рефрейминг- это прием, позволяющий изменить точку зрения, а следовательно, восприятие события или предмета. Когда происходит плохая ситуация, то я говорю: «Мой мир заботится обо мне». И понимаю, что это лучший вариант, который может произойти на данный момент в моей жизни. Эту технику я взял из Трансерфинга Реальности В. Зеланда.

Вот ты и познакомился с 7 эффективными НЛП-техниками, которые можно применять каждый день. Будет лучше, если техники будешь применять для себя, для развития своей эффективности в жизни. Успехов тебе!

НЛП на сегодняшний день является одним из самых популярных направлений существующей прикладной психологии. Сфера его применения весьма обширна: психотерапия, медицина, маркетинг, политический и педагогика, бизнес, реклама.

В отличие от большинства других практически ориентированных психологических дисциплин, НЛП обеспечивает оперативные изменения, решение проблем как отдельно взятого человека, так и общества в целом. При этом все осуществляется в безусловном эффективном экологическом режиме.

Введение в нейролингвистическое программирование

Стоит начать с того, что НЛП - своего рода искусство, наука о совершенстве, результат исследования достижений выдающихся людей в различных Положительный момент заключается в том, что такими коммуникативными умениями может овладеть совершенно каждый. Надо иметь лишь желание повысить свою профессиональную

Нейролингвистическое программирование: что это такое?

Существуют разнообразные модели совершенства, построенные НЛП в сфере коммуникации, образования, бизнеса, терапии. Нейролингвистическое программирование (НЛП) - специфическая модель структурирования отдельно взятыми людьми своего уникального жизненного опыта. Можно говорить о том, что это только один из многочисленных способов осознания, организации сложнейшей, но неповторимой системы коммуникации и человеческих мыслей.

НЛП: история возникновения

Оно появилось в начале 70-х годов, стало результатом сотрудничества Д. Гриндера (в то время ассистента профессора лингвистики в калифорнийском университете в Санта Крузе) и Р. Бэндлера (там же - студент психологии), который был сильно увлечен психотерапией. Вместе они исследовали деятельность 3 великих психотерапевтов: В. Сатир (семейный терапевт, она бралась за такие случаи, которые другие специалисты считали безнадежными), Ф. Перлза (новатор психотерапии, основоположник школы гештальт-терапии), М. Эриксона (всемирно известный гипнотерапевт).

Гриндер и Бэндлер раскрыли используемые вышеуказанными психотерапевтами паттерны (шаблоны), их расшифровали, впоследствии построили достаточно изящную модель, которую можно применять и в и в личном изменении, и в рамках ускоренного обучения, и даже для получения большего жизненного удовольствия.

Ричард и Джон в те времена проживали неподалеку от Г. Бэйтсона (английского антрополога). Он был автором работ по теории систем и коммуникации. Его научные интересы были весьма обширными: кибернетика, психотерапия, биология, антропология. Многим он известен по своей теории 2-ой связи в шизофрении. Вклад Бэйтсона в НЛП необычайно велик.

НЛП эволюционировало в двух взаимодополняющих направлениях: в качестве процесса выявления паттернов мастерства в любых сферах человеческой жизни и как достаточно эффективный способ коммуникации и мышления, который практикуется выдающимися людьми.

В 1977 г. по Америке Гриндер и Бэндлер провели серию успешных публичных семинаров. Данное искусство быстро распространяется, подтверждением этому служат статистические данные о том, что на сегодняшний день приблизительно 100 тыс. человек прошли тренинги в той или иной форме.

Происхождение названия рассматриваемой науки

Нейролингвистическое программирование: что это такое, исходя из значения входящих в этот термин слов? Под словом «нейро» понимается фундаментальная идея того, что человеческое поведение берет начало в таких неврологических процессах, как видение, восприятие вкуса и запаха, прикосновение, слушание, ощущение. Разум и тело образуют неразделимое единство - существо человека.

«Лингвистическая» составляющая названия демонстрирует применение языка в целях упорядочивания своих мыслей, своего поведения для возможности вступления в коммуникацию с остальными людьми.

«Программирование» подразумевает указание способов организации человеком своих действий, идей в целях получения желаемого результата.

Основы НЛП: карты, фильтры, рамки

Все люди используют органы чувств в целях восприятия окружающего мира, его изучения, преобразования. Мир - это нескончаемое разнообразие сенсорных проявлений, однако люди могут воспринимать только его мизерную часть. Получаемая информация впоследствии фильтруется уникальным опытом, языком, ценностями, предположениями, культурой, убеждениями, интересами. Каждый человек живет в некой уникальной реальности, которая построена из сугубо личных сенсорных впечатлений, индивидуального опыта. Его действия опираются на то, что он воспринимает - на личную модель мира.

Окружающий мир настолько масштабен, богат, что люди вынуждены его упрощать для того, чтобы осмыслить. Хороший пример этому - создание географических карт. Они избирательны: несут информацию и одновременно упускают ее, однако все же выступают несравнимым помощником в процессе исследования территории. От того, что человек знает, куда стремится попасть, зависит и то, какую именно карту он составляет.

Люди оснащены многочисленными естественными, необходимыми, полезными фильтрами. Язык - фильтр, карта мыслей конкретного человека, его переживаний, которая отделена от реального мира.

Основы нейролингвистического программирования - поведенческие рамки. Это понимание человеческих действий. Так, первая рамка - нацеленность на результат, а не на конкретную проблему. Это означает то, что субъект ищет, к чему стремиться, затем находит подходящие решения, а впоследствии применяет их для достижения поставленной цели. Направленность на проблему чаще всего называют «рамкой обвинения». Она заключается в глубоком анализе существующих причин невозможности достижения желаемого результата.

Следующая рамка (вторая) заключается в задавании именно вопроса «как?», а не «почему?». Он приведет субъекта к осознанию структуры проблемы.

Суть третьей рамки - обратная связь взамен неудачи. Нет такого понятия, как неудача, есть лишь результаты. Первое - способ описания вторых. Обратная связь сдерживает цель в

Рассмотрение возможности, а не необходимости - четвертая рамка. Сосредоточиться следует на возможных действиях, а не на имеющихся обстоятельствах, ограничивающих человека.

Также НЛП приветствует любопытство, удивление вместо притворства. С первого взгляда это достаточно простая идея, но она имеет весьма глубокие последствия.

Еще одной полезной идеей выступает наличие возможности создания внутренних ресурсов, которые необходимы человеку для достижения поставленной цели. Добиться успеха поможет скорее вера в правильность действий, нежели предположение обратного. Это не что иное, как нейролингвистическое программирование. Что это такое, уже стало понятно, поэтому стоит перейти к рассмотрению его методов и техник.

Методы НЛП

Это основные теоретические, практические аспекты использования нейролингвистического программирования. К ним относятся:

  • якорение;
  • субмодальностное редактирование;
  • методы взмаха;
  • работа с навязчивыми, проблемными, фобическими состояниями.

Это основные методы нейролингвистического программирования.

Изменение восприятия события

Это одно из упражнений применения простейшей техники нейролингвистического программирования. К примеру, ревность. Она протекает в 3 последовательно переходящих этапа: визуализация (представление сцены измены), затем аудиализация (представление звукового сопровождения сцены измены) и в конце - кинестетическое восприятие (появление негативного ощущения предательства).

Суть этой техники - нарушение одного из этапов. В данном примере это может быть убеждение в надуманности сцены измены на первом этапе, на втором - представление ее под сопровождение смешной музыки, что приводит к изменению восприятия всей картины в целом на третьем этапе (становится смешно). Именно так приводится в действие нейролингвистическое программирование. Примеры можно привести самые разнообразные: мнимая болезнь, сила фотографической памяти и др.

Педагогика как область применения НЛП

Как уже упоминалось ранее, существует большое количество сфер, где применяется нейролингвистическое программирование. Обучение также может проходить с использованием методов, техник НЛП.

Ученые утверждают, что посредством нейролингвистического программирования существенная часть школьного материала может быть освоена гораздо быстрее, эффективнее без образования школьных фобий, преимущественно за счет развития ученических способностей. При всем этом данный процесс весьма увлекателен. Это относится к любой педагогической деятельности.

Школа владеет собственной уникальной культурой, которая формируется из нескольких субкультур, имеющих собственные паттерны невербальной коммуникации.

Ввиду того, что школьные образовательные уровни дифференцированы, каждый из них порождает собственные паттерны результативных стилей обучения. Данные уровни группируются в категории:

1. Начальная школа . В 6-летнем возрасте дети покидают стены детсада и поступают в 1-й класс в качестве так называемого кинестетического создания. Педагоги знают, что дети воспринимают реальный мир посредством осязания, обоняния, вкуса и т. д. В начальной школе типичной практикой выступает прохождение через процедуры - кинестетическое обучение.

2. Средняя школа. Начиная с 3-го класса вносятся корректировки в процесс обучения: переход с кинестетического восприятия на аудиальное. Дети, которые трудно адаптируются к этому переходу, остаются доучиваться либо их переводят в спецклассы.

3. Старшеклассники. Осуществляется очередной переход с аудиального восприятия на визуальное. Подача школьного материала становится более символичной, абстрактной, графической.

Это основы нейролингвистического программирования.

Коридор и конвейер

Первое понятие - место, где происходит развитие отстающей модальности учащегося. По-другому, коридор нацелен на процесс, а конвейер - на содержание.

При акцентировании на последнее педагог должен применять нейролингвистическое программирование: обучение посредством многосенсорных техник в целях предоставления возможности выбора каждым отдельным учащимся привычного для него процесса. Однако, как правило, "конвейерный" учитель выстраивает обучающий процесс в первой модальности, тогда как "коридорному" педагогу потребуется подобрать индивидуальный подход к каждому ученику (коридорному). Таким образом, способность установить подходящий стиль обучения - основа успеха.

Применение НЛП в сектах

Существуют и такие сферы жизни, где рычагом негативной манипуляции выступает нейролингвистическое программирование. Примеры можно привести разные. Чаще всего это секты.

Александр Капков (сектовед) считает, что в свое время засекреченные методы нейролингвистического программирования довольно часто используются в разного рода религиозных группах, к примеру, в секте Рона Хаббарда. Они весьма действенны для быстрого и эффективного зомбирования адептов (позволяют манипулировать личностью). Эффекты психотехник в сектах выдают за снисхождение благодати.

В статье было рассказано, что представляет собой нейролингвистическое программирование (что это такое, какие методы и техники оно использует), а также приведены примеры его практического применения.