Как разобрать компьютерный вентилятор. Ремонт кулера для воды: особенности диагностики и устранения основных неполадок

За системой охлаждения компьютера надо тщательно следить, иначе можно иметь в последствии серьезные проблемы. От перегрева компьютер может зависать, глючить, может выйти из строя не только видеокарта, микросхемы материнской платы, но и центральный процессор.

Да, некоторые процессоры имеют датчики температуры и отключают, аварийно, питание компьютера при перегреве. Но, как показывает практика, это не всегда на 100% срабатывает. А новый процессор - это как минимум 100 долларов, да и хорошая видеокарта тоже не дешевле стоит.

Все современные компьютеры оснащены принудительным воздушным охлаждением, т.е. в большинстве случаев вентиляторами (куллерами). Хотя есть ещё редкие модели современных сверхмощных компьютеров, которые оснащены водяным охлаждением.

Итак, давайте рассмотрим, как восстановить работоспособность вентилятора?

Для начала надо определить какой из вентиляторов шумит, ведь их в системном блоке может быть несколько. Есть один нехитрый прием как это сделать - берем и по очереди притормаживаем вентиляторы, слегка нажав на него рукой или салфеткой. Если шум исчез - значит он.

Известно, что при работе вентилятора происходит постепенный износ его подшипников, на крыльчатке наслаивается пыль, накручиваются волосы, пух и т.п. Через какое-то время он начинает издавать неприятные, посторонние звуки, частота вращения его снижаться, а то может и совсем остановиться. Быстрее выходят из строя вентиляторы с подшипниками скольжения. Вентиляторы с подшипниками качения более долговечны, но и более дорогие.

Чтобы избежать проблем надо периодически, хотя бы раз в полгода, делать профилактическую чистку и осмотр компьютера. Особенно этим необходимо заниматься, если в помещении обитают животные (кошки, собаки и т.п.). Их шерстью и пухом забиваются вентиляторы и часто останавливаются, вызывая перегрев компьютера.

Для восстановления работы вентилятора, его в первую очередь необходимо почистить, пропылесосить, убрать пыль, пух и другой мусор. Иногда даже вот такая элементарная процедура помогает и он уже начинает работать. Но, коль вы до него уже добрались, до смазать его (подшипники) будет очень желательно.

Если же вентилятор при включенном компьютере по прежнему не вращается, значит надо проверить электрическую часть: провода, обмотку. Когда вентилятор от мусора заклинивает, через него проходит повышенный ток, отчего катушки иногда сгорают. Если катушка куллера не прозванивается - значит придётся покупать новый вентилятор.

В продаже, в компьютерных магазинах или отделах, обычно есть большой выбор вентиляторов, и хочу сказать, что от фирмы производителя тоже зависит долговечность вентилятора. Бывает, у самых дешёвых вентиляторов плохое качество пластмассы и крыльчатка со временем просто рассыпается... Поэтому, наведите справку - какие вентиляторы более-менее качественны.

И ещё один важный момент - разъёмы. Перед походом в магазин важен не только размер вентилятора, но и также надо обратить внимание на разъём, какого он типа, и такой же подобрать. А также посмотрите, есть ли запасной разъём в БП вашего ПК - плоский, на 4 штырька. В крайнем случае, если не найдётся в магазине вентилятора с родным разъёмом - с 4 штырьками. Или, можно перепаять разъем со старого вентилятора. И, кстати, будите выбрасывать старый вентилятор - откусите разъём, пригодится.

В случае, если подшипники вентилятора ещё не сильно износились (он проработал не так долго), и чтобы он не шумел - его надо почистить и смазать, т.е. сделать профилактику.

Надо снять крыльчатку: с задней стороны вентилятора снимаем круглую наклейку, с названием фирмы изготовителя, а под ней вы увидите небольшое углубление и торец оси крыльчатки. Тонкой отверткой или шилом и пинцетом извлекаем фиксирующую шайбу, в виде подковы, и с оси снимаем крыльчатку. Теперь надо убрать застывшую старую смазку с оси и подшипников вентилятора, и более тщательно, если надо, почистить крыльчатку от пыли и грязи.

Лопасти крыльчатки можно помыть под струей теплой воды с мылом, а затем просушить, можно протереть спиртом или водкой. Статор - тщательно протереть салфеткой, лучше сухой, т.к. бензин или спирт может растворить и повредить изоляцию обмотки. Ось крыльчатки и подшипники промыть бензином или спиртом.

Теперь надо всё собрать в обратном порядке и хорошенько смазать. Смазываем ось тонким слоем жидкого машинного масла (автомобильное моторное), или масла для швейных машин (или силиконовой смазкой, если у кого есть...) и вставляем крыльчатку в корпус вентилятора, подшипники тоже надо смазать маслом, но не сильно, чтобы смазка не растекалась. После полной сборки и смазки вентилятора необходимо закрыть доступ к подшипникам, обязательно, чтобы не попала пыль! Если клей на родной наклейке уже подсох и плохо держится - заклейте скотчем в 2 слоя, если скотча нет - сдерите наклейку с шампуни или ещё от чего-то, обычно на них хороший клей - вырежьте и наклейте.

Всё, вентилятор готов к работе ещё как минимум на полгода, а как максимум - до 2 лет. Теперь его ставьте назад в компьютер и проверяйте. Что касается вентиляторов с подшипниками качения, то восстановление их мало чем отличается от выше описанного. Разница лишь в том, что нужно использовать густую смазку для подшипников, например ЦИАТИМ, Литол - 24, или заменить их на новые.

Кстати, если вентилятор стоит в удобном месте, что позволяет снять наклейку, то для смазки, его можно и не снимать, а просто снять наклейку, развернуть корпус системного блока так, чтобы вентилятор находился горизонтально и капнуть на ось по центру 1 каплю машинного масла. Этого вполне достаточно. Затем немного прокрутите крыльчатку, чтобы смазка прошла вглубь.

Бывает, что кулер процессора сильно загрязнен и его надо снять, чтобы почистить. Сделать это не сложно, там есть специальная защелка. Если вам пришлось это сделать, то куллер необходимо заново перепаковать термопастой (белой, а лучше с содержанием серебра, серебристого цвета). Ставить назад куллер надо осторожно, без лишних усилий, чтобы ничего не сломать.

И несколько строк о смазочных материалах. В подшипниках скольжения, в качестве смазки применяют только жидкую смазку: масло силиконовое или моторное автомобильное масло. Вязкость масла подбирается в зависимости от износа подшипников скольжения. Если износ небольшой и вентилятор просто пищит (высохла смазка) - значит используем масло 10-15W, среднего уровня вязкости, или силиконовое. Если же вентилятор громко шумит - это признаки большой выработки и применяем масло 20-25W, высокого уровня вязкости.

Также хочу сказать, что причиной повышенного шума компьютера могут быть не только вентиляторы, а и плохо закрепленные детали, блоки или модули: винчестер, материнская плата, крышка системного блока и т.п. В таких случаях стоит лишь подтянуть винты крепления и проблема решена.

А в заключение хочу сказать - возьмите себе за привычку - весной, перед наступлением жары, делать профилактику всего компьютера, а лучше это делать пару раз на год. Тогда, и восстанавливать ничего не придётся, а просто менять вентиляторы по мере износа... Раз в 5 лет примерно..

Обычно внутри системного блока устанавливается минимум два кулера, один из которых накрывает процессор, а второй отвечает за выдув воздуха из корпуса. Каждый такой вентилятор имеет свои особенности и в принципе работы, и в строении, однако в целом их конструкция очень схожа. Как и любой подобный механизм, кулер со временем начинает работать хуже или вовсе ломается. В связи с этим появляется надобность в разборке данного оборудования. Давайте детально разберем поставленную задачу.

Разбираем компьютерный кулер

Как правило, компьютерные кулеры не отправляются в ремонт, поскольку они стоят относительно дешево и рациональнее будет прибегнуть к полной замене комплектующего. Чаще всего разборка необходима тогда, когда требуется смазать механизм для нормализации вращения ротора. Поэтому дальнейшие инструкции будут ориентированы именно под эту цель.

Сразу хочется отметить, что существуют процессорные кулеры, которые не разбираются. Вы поймете это при попытке добраться до самого механизма, столкнувшись с цельной пластиковой оболочкой. В таком случае смазывать вентилятор становится сложнее. Мы рекомендуем после получения доступа к вентилятору (далее мы расскажем о том, как это сделать) перевернуть его задней стороной и проделать в пластике точно по центру отверстие небольшого диаметра, куда можно было бы залить масло. Вы не нанесете вред составляющим устройства и выполните нужную процедуру.

Сейчас давайте приступим непосредственно к работе с разборными кулерами.

  1. Если вы имеете дело с процессорным кулером, сначала его потребуется извлечь из корпуса. Детальное руководство по этой теме читайте в другом нашем материале по следующей ссылке.
  2. При надобности снимите основную вертушку с охлаждающей пластины, если таковая присутствует.
  3. Получив доступ к лопастям, нужно проникнуть внутрь самого механизма. Для этого снимите наклейку и при помощи подручных средств вытащите резиновую заглушку, располагающуюся по центру.
  4. Теперь осуществляется демонтаж крыльчатки. Однако она удерживается небольшой шайбой, поэтому найдите подходящее средство, чтобы аккуратно открутить этот элемент.
  5. Вам будет трудно определить место разреза шайбы без иголки. Воспользуйтесь ею, чтобы пройтись по поверхности шайбы. Так вы отыщете разрез, сможете через него поддеть диск и он сам выпадет из посадочного места. Выполняйте этот шаг с особой осторожностью, чтобы не повредить и не потерять шайбу, поскольку без этого элемента вентилятор не заработает, придется приобретать новый.
  6. Под шайбой находится резиновое кольцо, в большей мере выполняющее защитное и стабилизирующее свойство при вращении лопастей. Извлеките эту прокладку и после этого сможете вынуть саму крыльчатку. Если ваш кулер проработал достаточно долгое время, резинка будет повреждена или изношена. Избавьтесь от нее, однако не забывайте, что вентилятор скоро придется заменить. Без такого кольца лопасти будут шуметь даже при вращении не на полной мощности.

Поздравляем, вы получили доступ к подшипнику и дальнейшее смазывание должно пройти без каких-либо трудностей. Сборка кулера осуществляется в обратном порядке. Не забывайте установить обратно резинки. С креплением обычного вентилятора разобраться будет не сложно, а в ситуации с с процессорным советуем обратить внимание на статью по следующей ссылке.

Увеличение акустического шума, исходящего из системного блок компьютера обычно связано с нарушением работы вентиляторов (кулеров) охлаждения процессора, видеокарты или установленных в корпусе системного блока. Сначала шум появляется в момент включения компьютера и через пару минут исчезает. Шум пропадает, так как смазка на оси крыльчатки от ее вращения разогревается, делается более жидкой и проникает в подшипник. Но со временем шум становится постоянным, так как вся смазка израсходовалась. Если появился шум, необходимо срочно смазать подшипник кулера, иначе он износится и придется заменять кулер новым .

Смазывать подшипники кулера нужно машинным маслом. Пробуя разные смазочные материалы, опытным путем я нашел лучшую для подшипников кулеров смазку заводского или самостоятельного приготовления. Если нет под рукой никакого масла, то сгодится пара капель моторного масла, взятая со щупа проверки уровня масла в двигателе автомобиля.

Смазка подшипников качения (шариковые) и скольжения кулера не всегда приводит к успеху, если шум идет из-за физического износа оси, втулки, обоймы и шариков. В этом случае добиться положительного результата получится только на короткое время. Если же кулер шумит или медленно вращается (кстати, одна из причин замедления быстродействия компьютера и зависания в целом в результате перегрева процессора) из-за высыхания или запустения смазки, то новая смазка продлит срок эксплуатации кулера, как минимум вдвое.

Как разобрать кулер компьютера

Кулеры, установленные для охлаждения процессора, блока питания, видеокарты по конструкции устроены одинаково. Только отличаются способом крепления, габаритными размерами и производительностью. Поэтому разбираются и смазываются любые, установленные в компьютере кулеры по одинаковой технологии.

Чтобы смазать кулер его необходимо снять с радиатора и разобрать. Без снятия кулер смазать невозможно, так как сторона доступа к месту смазки обычно прижата к радиатору. На радиатор процессора кулер зачастую крепится на защелках, которые на первый взгляд незаметны. Об одном из распространенных вариантов крепления кулера на радиатор процессора можете почитать в статье «Как снять кулер с радиатора процессора» .

Чтобы разобрать кулер для смазки, нужно со стороны, к которой подходят провода, аккуратно отклеить этикетку, которая приклеена липким слоем. Отдирать ее, чтобы не повредить, следует медленно.

В некоторых образцах кулеров установлена резиновая пробка. Для того чтобы ее вынуть, нужно поддеть пробку за край острым инструментом и извлечь. Это легко сделать, так как пробка просто вставлена с натягом.

Крыльчатка в корпусе кулера удерживается плоской пластиковой разрезной шайбой, зафиксированной в проточке оси. Для того, чтобы вынуть крыльчатку для смазки подшипника эту шайбу нужно снять.

Извлекать шайбу надо очень осторожно двумя инструментами. Разрез на глаз незаметен и нужно иглой, слегка надавливая, вести по кругу шайбы, пока не зацепите за место разреза. Маленькой отверткой прижимаете шайбу рядом с местом разреза с одной стороны, а шилом или иголкой поддеваете за другую сторону от места разреза и извлекаете по кругу шайбу с паза.

Делать эту операцию надо осторожно, чтобы не поломать и не потерять шайбу. Случается она улетает и приходится долго искать. Без этой шайбы кулер работать не сможет, так как крыльчатка не будет закреплена.


Извлекается резиновое колечко и вынимается крыльчатка. С ее оси снимается еще одно резиновое колечко.

У давно работающего кулера резиновые колечки могут быть полностью истерты и на месте их установки остались только продукты износа. К сожалению, такие резиновые колечки как запчасти не продаются, а без них даже смазанный подшипник кулера может издавать шум из-за продольного смещения оси крыльчатки во время работы. Если есть старые кулеры, можно попробовать колечко снять с них, может они уцелели. Обычно большему износу подвергается резиновое кольцо, установленное у фиксирующей шайбы, так как при работе кулера все давление ложится на него.

Как смазать кулер

Прежде, чем наносить графитную смазку на поверхности подшипника кулера нужно салфеткой, смоченной любым растворителем, удалить старую смазку и продукты износа подшипника, особенно тщательно из отверстия втулки подшипника. Тонким слоем на трущиеся части подшипника кулера наносится свежая графитная смазка, и кулер собирается в обратном порядке.

Если этикетка порвалась или не хочет прилипать, то скорее всего на поверхность корпуса кулера попала смазка. Нужно удалить ее растворителем. Если наклейка порвалась или клейкий слой потерял клеящие свойства, то вместо нее можно наклеить скотч, чтобы защитить подшипник от попадания пыли.

Графит сам по себе является смазкой потому, что его кристаллы чешуйчатые и плотно покрывают поверхность тонким слоем. Масло выполняет скорее связующую графит функцию. Нанесение самостоятельно изготовленной графитной смазки на изнашивающиеся поверхности подшипника, в сочетании синтетического машинного масла и графита обеспечит длительный срок работы кулера без замены и технического обслуживания.

Самостоятельное приготовление графитной смазки для кулера

Для приготовления графитной смазки нужно взять несколько капель синтетического машинного масла и добавить в него порошок графита. Тщательно перемешать до однородной массы. Должна получиться графитная смазка густой консистенции.

Графит для приготовления смазки кулера можно получить, сточив об мелкую наждачную бумагу грифель простого карандаша, или щетки от коллекторного электродвигателя. Некоторые щетки сделаны из смеси графита и угля. Поэтому если Вы не уверены, что щетка графитная, то лучше такую щетку не использовать. Конечно, лучше всего применять для смазки графитную промышленного изготовления.

Из чего изготовить разрезную пластиковую шайбу
Где найти для замены резиновое кольцо

По электронной почте мне пришло письмо, в котором посетитель сайта Василий поделился своим опытом ремонта кулеров. Его советы мне понравились, полагаю, что они пригодятся многим, кто столкнется с ремонтом кулера.

✔ Если потерялась или поломалась разрезная пластиковая шайба, то её можно сделать из пластиковой карты проездного билета, главное подобрать карту подходящей толщины. Подойдут и визитки, которые изготовлены из такого же материала.

✔ Если рассыпалось, порвалось или потерялось резиновое кольцо, то его донором может послужить газовая зажигалка. Подходящее по размеру резиновое кольцо в ней есть под клапаном. В разных моделях зажигалок кольцо разной толщины, так что надо подобрать подходящее. Если попалось кольцо толще, чем надо, то его нужно установить на низ оси крыльчатки, а под фиксирующую шайбу подложить то, что ранее стояло на оси крыльчатки снизу.

Компьютер при включении издает странные звуки – жужжит не так как обычно? Скорей всего сломался вентилятор, который страдает от воздействия пыли. Пыль затрудняет его работу, а также способствует высыханию смазки, в результате чего вентилятор работает не стабильно – странно жужжит, перестает охлаждать систему, просто останавливается.

До тех пор, пока пользователь не столкнется с проблемой неудовлетворительной работы вентиляторов, он не задумывается, какую роль играет эта деталь в системе. Вентиляторы отвечают за общую вентиляцию в корпусе, способствуя поступлению холодного воздуха и выведению горячего. За счет этого температура в корпусе понижается, и все внутренние детали находятся в безопасности.

Также стоит разграничивать понятия «вентилятор » и «кулер ». Это разные вещи . Кулер отличается от вентилятора тем, что это устройство оснащенное вентилятором, которое в свою очередь должно охлаждать конкретный нагревающийся элемент, как правило, это процессор или видеокарта. Таким образом, работа вентиляторов более масштабна, а кулера локальна.

В компьютере имеется несколько вентиляторов:

  • Кулер, находящийся на процессоре;
  • Кулер блока питания;
  • Кулер, находящийся на видеокарте;
  • Корпусный вентилятор.
  • В современных моделях ПК большинство кулеров нельзя самостоятельно разобрать, да и не каждый мастер возьмется за такую работу.

    Подобный эксперимент может стоять всего устройства – его легко сломать. Но при нестабильной работе одного из кулеров, их можно смазать, что также эффективно и может продлить его работу. Насколько такой ремонт будет результативным и качественным точно сказать сложно. Все зависит от степени загрязнения и качества смазки для кулера.

    Для того чтобы произвести эту несложную процедуру для начала нужно снять кулер и очистить его от пыли, которая несомненно мешает нормальной работе устройства.

    После этого нужно максимально аккуратно оторвать наклейку с обратной стороны кулера.

    Снять резиновую пробку, прикрывающую ось вентилятора.

    После того как доступ к валу открыт необходимо нанести туда несколько капель масла для швейных машин. Удобнее всего это сделать при помощи шприца. После чего вернуть все детали на место.

    Еще один вариант, который поможет вернуть в строй вентилятор – силиконовая смазка. Для того чтобы воспользоваться ею нужно повторить все предыдущие шаги ровно до снятия резиновой пробки. После этого необходимо снять стопорную шайбу и вынуть крыльчатку. Очистите втулку и крыльчатку от пыли кисточкой, салфеткой или хлопчатобумажной тканью. Смазываем все соединительные детали вязкой смазкой (но она не должна быть слишком густой), которая прослужит намного дольше, нежели жидкая, а после ставим все на свои места – крыльчатку в корпус, ось также смазываем, надеваем стопорное кольцо, вставляем резиновую заглушку и заклеиваем.

    Вентилятор готов снова работать.

    Если у Вас возникают вопросы насчет ремонта вентилятора компьютера, то Вы можете позвонить по одному из номеров, указанным на нашем сайте и получить бесплатную консультацию от нашего мастера по всем интересующим вопросам. Если Вы самостоятельно не можете или не хотите ремонтировать вентилятор ПК, мы поможем Вам в этом – заказывайте нашу услугу «Компьютерный мастер на дом» и наш специалист быстро и качественно решит все проблемы с электроникой.

    Вентиляторы блока питания периодически выходят из строя или начинают работать медленнее, чем раньше, что влияет на общую производительность ПК. Ремонт вентилятора при этом стоит денег, да и поход к специалистам занимает время. Выход из этой ситуации есть. Вентилятор можно починить самостоятельно, не прибегая к использованию отвертки.

    Материалы

    Для починки вентилятора ПК вам будут нужны:

    • туба с маслом для швейных машин;
    • канцелярский нож.

    Шаг 1. Разобраться в сути поломки

    На приведенном фото вентилятора вы можете увидеть стандартную втулку подшипника вентилятора. При вращении его вал скользит благодаря очень тонкому слою смазки. Она в свою очередь удерживается резиновой втулкой, которая находится под наклейкой. Ряд вентиляторов и вовсе не имеют подобной втулки, и наклейка клеится просто поверх слоя смазки. Проблемы в работе вентилятора начинаются тогда, когда слой смазки высыхает частично либо полностью.

    Традиционный способ ремонта предполагает разбор блока питания и снятие самого вентилятора. После этого снимается наклейка, втулка, наносится новый слой смазки и после все ставится в обратной последовательности на место.

    Сложность заключается в том, что все внутренности блока питания соединены между собой проводами и работа, не смотря на простоту описания, предстоит затратная по времени.

    Шаг 2. Проверка, сработает ли лайфхак

    Есть и более простой способ нанести смазку для вентилятора, но он подойдет не для всех блоков питания.
    Загляните на заднюю панель своего и если у вас имеются четыре отверстия в самом центре области крепления вентилятора, как показано на фото, значит, у вас все получится. Если же нет, придется идти сложным путем.

    Шаг 3. Нанесение смазки

    Для нанесения смазки вам нужно будет взять тубу и масло для швейных машин. Моторное масло использовать не нужно. Его слой будет слишком толстым для вентилятора блока питания.

    Чтобы нанести масло понадобится сама туба с иглой или тонкий кондитерский шприц. Наконечник тубы вам придется обрезать под большим углом так, чтобы он напоминал кончик обычной иглы.

    Введите иглу в центральное отверстие области крепления вентилятора, проткнув наклейку и резиновую втулку. Если последней нет, тогда быстро вытащите иглу обратно, так как масло быстро растечется по поверхности. Если она есть, тогда выдавите немного масла и также достаньте иглу. Сразу после этого включите питание, чтобы вентилятор равномерно разнес смазку по поверхности и снова начал работать, как прежде.