Почему все-таки Христос выгнал торговцев из храма? Изгнание торгующих из храма Из какого храма христос выгнал торговцев.

Материал: Дерево (доска паркетирована).
Тип: Масло.
Размер: 43*32 см.

Изгнание торгующих из храма

Подпись-монограмма и дата вверху правее середины: 1626.

Изгнание торгующих из храма

Установление авторства

Подпись и дата долгое время считались фальшивыми, сделанными позднее с помощью старого лака. Однако, лабораторное исследование, проведенное в 1970 году (Виктурина, Дуб, Егорова 1975), установило, что буквы и цифры были вдавлены в начинающий высыхать красочный слой; в углубления затек лак, впоследствии потемневший, под которым наблюдаются следы черной краски. Подпись признана авторской.

Вопрос о подлинности подписи долгое время был связан со спорами о принадлежности картины кисти Рембрандта. В собрании Жиро она считалась работой школы Рембрандта, в 1915 году была опубликована В. Щавинским как произведение мастера «из группы Рембрандта» - Ливенса или Портера. Баух в 1924 году приписал картину самому Рембрандту. При реставрации, проведенной в 1930–1931 годах в Гааге реставратором Схюрингом, была обнаружена подпись и дата, удалены позднейшие надставки доски (ранее размер ее был 53,2*40,8).

Отрицание подлинности подписи и даты при лабораторных исследованиях в 1954 году в Центральных реставрационных мастерских привело И. Э. Грабаря к оценке картины как подделки. Точка зрения Грабаря не получила поддержки, но аутентичность подписи и даты не была признана и при их обследовании в 1962 году - способ их нанесения еще не был разгадан и была выдвинута версия о подделке их во время пребывания картины за рубежом. Сомнение в авторстве Рембрандта высказывали многие исследователи, но открытия последних десятилетий позволили определить место картины в кругу произведений юношеской поры великого мастера.

Исследования картины

Как показали проведенные в 1970 году исследования физическими методами, художник в ходе работы менял некоторые детали, хотя не всегда ясно, каков был первоначальный замысел - это касается, например, положения рук персонажей на первом плане; изменял он и цвет - так, шапочка менялы в центре, первоначально малиновая, перекрыта черным цветом по недостаточно просохшему слою. Это не единственное место в картине, которое доказывает, что мастер для дальнейшей работы над тем или иным участком живописи не дожидался высыхания предыдущего слоя. Применял он и прослеживающийся на других его ранних работах прием процарапывания (или выдавливания) штрихов по сырому или полусырому слою. Как эти приемы, так и смелость и выразительность подмалевка наряду с аналогиями свидетельствуют в пользу авторства Рембрандта.

Стиль

В издающемся в Голландии фундаментальном исследовании живописи Рембрандта «Изгнание торгующих из храма» признано хорошо сохранившимся характерным по исполнению произведением художника, хотя
и единственной полуфигурной сложно построенной композицией. Не совсем обычен также цвет - довольно светлый, с голубыми и лиловыми оттенками (по мнению искусствоведов - маньеристический). В композиции художник использовал образец Дюрера - фигуру Христа из гравюры в серии Малых страстей; Баух ссылается на гравюру Филипа Галле по рисунку Яна ван дер Страта. Жест Христа близок к жесту Валаама на картине из Музея Коньяк Же, Париж, восходящей к ластмановскому прототипу. Фигура Христа из картины была повторена самим художником в офорте, созданном в 1635 году.

Побиение камнями Святого Стефана

Оглядывающийся на Христа меняла - один из постоянных персонажей, так называемый «отец Рембрандта», изображенный на многих картинах лейденского периода (Богач в Государственных музеях, Спящий старик в Галерее Сабауда, Старик в меховой шапке в Фердинандеуме). Человек в стальном нагруднике напоминает.

Стилистические совпадения - экспрессия композиции, жесты, манера писать лица длинными штрихами, передающими морщины и складки кожи, приемы передачи тканей - можно отметить в «Побиении камнями Святого Стефана».

Картина «Изгнание торгующих из храма» обновлено: Октябрь 25, 2017 автором: Глеб

(Матфей, 21:12-13; Марк, 11:15-19; Лука, 19:45-46; Иоанн, 2:13-17)

(13) Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим (14) и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. (15) И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. (16) И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. (17) При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня. (Ин. 2:13-17)

Рассказ об очищении храма от торгующих в нем приводят все четыре евангелиста. Однако у синоптиков эта акция Христа — одно из последних Его деяний, тогда как по Иоанну это начало Его общественного служения. Разное местонахождение этого события в жизнеописании Христа и некоторые различия в рассказе синоптиков, с одной стороны, и Иоанна — с другой, дали основание считать, что Иисус дважды предпринимал попытку очистить храм. Первое очищение явилось для народа полной неожиданностью, второе же, происшедшее примерно три года спустя, стало одной из непосредственных причин Его смерти («Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его» — Мк. 11:18). Особая значимость этого сюжета в том, что Иисус здесь впервые всенародно провозгласил себя Сыном Божиим, назвав Бога своим Отцом.

Продавать жертвенных животных нужно было главным образом для иност-ранцев, которые приходили в Иерусалим издалека и не могли принести их с собою. Еще Моисей предвидел такую необходимость (Чис. 15:13—15). Строго говоря, и менялы были необходимы, поскольку ни в сокровищницу, ни в уплату подати, собиравшейся на храм, не принимались иностранные монеты. У прибывавших в Иерусалим иностранцев иудейских денег было мало, поскольку они не были в хождении в других местах, а храмовая подать должна была платиться священными сиклями (шекелями). Словом, менял и торговцев в притворе Соломоновом было великое множество (по свидетельству Иосифа Флавия, в описываемую им одну из Пасх было продано 256 500 агнцев).

Памятники изобразительного искусства не могут дать ответа на вопрос, имел ли художник в виду, что было одно очищение, или он полагал, что их было два. Однако определенные детали, которые изображают художники, проливают свет на то, какой из рассказов иллюстрирует данный мастер. Так, «бич из веревок» упоминает только Иоанн .

Джотто. Изгнание торгующих из храма (1304—1306). Падуя. Капелла Скровеньи.

Эль Греко. Очищение храма (ок. 1600). Лондон. Национальная галерея.


Художников привлекала возможность передать динамизм происходящего: разбегающиеся животные, защищающиеся и увертывающиеся от ударов торгов-цы, перевернутые столы... Одни художники акцентировали внимание на изгна-нии торговцев священными животными , другие — на меновщиках .

Рембрандт. Изгнание торгующих из храма (1626).

Интересные соображения по поводу картины Рембрандта приводит М. С. Сененко: «При создании композиции художник ориентировалсяна гравюру Дюрера из серии «Малые Страсти», в частности, постановка фигуры Христа.

Альбрехт Дюрер. Изгнание торгующих из храма.

(Из цикла гравюр «Малые страсти»). (Ок. 1509)

Оглядывающийся на Христа меняла - один из постоянных персонажей, так называемый «отец Рембрандта», изображенный на многих картинах лейденского периода» (Рембрандт, его предшественники и последователи . М. 2006. С. 48)

Помимо изгонявшихся, могли изображаться также ученики Христа (основание для этого: Ин. 2:17) (Валантен) и книжники с первосвященниками (Мк. 11:18). В соответствии с символикой пространства по левую и правую руку от Христа первые помещались с «хорошей» стороны (по правую руку), вторые — с «плохой» по левую. Для изображения в этой сцене прозревших слепцов основание имеется у Матфея: «И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их» (Мф. 21:14).

Изгнание Христом торговцев из храма типологически подразумевает ветхоза-ветные изгнания, которые старыми мастерами включались, согласно средневе-ковой христианской концепции, в данную сцену. Так, Эль Греко, в частности, в качестве одного из барельефов храма изображает сюжет Изгнание Адама и Евы из Рая. Другим изгнанием, которое также считалось прообразом Очищения храма было Изгнание Илиодора (Илиодор, один из сановников двора Селевка Филопатора, был послан в Иерусалим, чтобы ограбить храм Соломона; явив-шись с этой целью в храм, он был изгнан из него «страшным всадником» на коне: «быстро несясь, он поразил Илиодора передними копытами, а сидевший на нем, казалось, имел золотое всеоружие» — 2 Мак. 3:25).

Иную параллель Очищению храма проводили гуманисты Возрождения. Они видели языческий прообраз его в пятом подвиге Геракла — очищении авгиевых конюшен. В эпоху Реформации в очищении храма Иисусом Христом усматривали аллюзию на лютеровское осуждение практики продажи папских индульгенций

Гиберти. изгнание торгующих из храма

Александр МАЙКАПАР

Сегодняшний сюжет очень любим художниками всех времён.
Поэтому иллюстраций собрано очень много.
См. под обрезкой.

Мк 11.12-26 ПРОКЛЯТИЕ СМОКОВНИЦЫ И ОЧИЩЕНИЕ ХРАМА

(Мф 21.12-22; Лк 19.45-48; Ин 2.13-22)

Н а следующий день, когда они вышли из Вифании, Иисус почувствовал голод. 13 Увидев вдали смоковницу, покрытую листвой, Он пошел к ней посмотреть, нет ли на ней плодов, но, подойдя, не нашел ничего, кроме листвы, – для плодов было еще рано. 14 Тогда Иисус сказал ей:

– Так пусть никто не ест твоих плодов вовеки!

Ученики это слышали.

15 И вот приходят они в Иерусалим. Войдя в храмовый двор, Иисус выгнал вон тех, кто продавал и покупал в Храме, опрокинул столы менял и скамьи торгующих голубями. 16 И никому ничего не позволял проносить через храмовый двор. 17 Он учил их и говорил:

– Разве не сказано в Писании:

«Дом Мой будет назван домом молитвы для всех народов»?

А вы превратили его в разбойничий притон!

18 Когда это услышали старшие священники и учителя Закона, они стали искать способ расправиться с Ним. Ведь они Его боялись, потому что весь народ ловил каждое слово Его учения.

19 Когда настал вечер, Иисус с учениками ушел из города.

20 Legrand Les Vendeurs Chasses Du Temple

20 Teo c Ma Maison Une Maison De Priere


Jesus and the Moneychangers, Stanislav Grezdo, 2000


The Moneychangers, Iain McKillop, The Lady Chapel Altarpiece, Gloucester Cathedral, 2004


Biblia Pauperum ещё



Christ driving the money changers from the temple
BASSANO, Jacopo
1569

20 colette isabella

17 век rembrandt

20 век Dennis Les Vendeurs Chasses Du Temple

20 век De Saussure

20 век Fan Pu

1693. Евангелие Апракос

20 На следующее утро они проходили мимо смоковницы и увидели, что она вся засохла, от самых корней. 21 Петр, припомнив вчерашнее, говорит Иисусу:

– Учитель, смотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла!

22 Иисус сказал им в ответ:

23 - Верьте Богу!

Истинно вам говорю, если скажет кто этой горе:

«Поднимись и бросься в море!» -

и не усомнится в душе, но будет верить,

что сказанное им исполнится,

так и будет!

24 Поэтому вам говорю Я:

о чем бы вы ни молились и чего бы ни просили,

верьте, что вы уже получили, -

и так и будет!

25 И когда вы стоите и молитесь,

прощайте все, что против кого-то имеете,

чтобы и Отец ваш Небесный

простил вам ваши грехи.

Примечания ВК

26 В ряде рукописей имеется ст. 26: «А если не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам ваших грехов».

Ст. 12-14 – На следующий день Иисус снова идет из Вифании в Иерусалим. По дороге Он, не найдя на смоковнице плодов, проклинает ее, и, как становится известно из ст. 21, она засыхает.

Это одно из самых трудных мест в Евангелиях.

Прежде всего потому, что Он совершает единственное чудо, приведшее к разрушению.

Во-вторых, в той истории, которая рассказана Марком, есть явные нестыковки и противоречия. Евангелист сообщает, что Иисус пошел искать плоды, потому что почувствовал голод. В это время года на смоковнице (у нас более известной под названием «инжир») есть завязи плодов, которые появляются одновременно с листьями или даже раньше. Плодов на смоковнице нет, но даже если бы они были, они были бы несъедобны, о чем тоже говорится у Марка: для плодов было еще рано. Может создаться впечатление, что Иисус проклинает несчастное дерево из чувства досады и раздражения. Кроме того, у Луки нет эпизода с проклятием смоковницы, но у него есть притча, в которой тоже говорится о бесплодной смоковнице и о том, что хозяин готов ее уничтожить, срубив (Лк 13.6-9). Всё это не может не вызвать вопросы, на которые разные ученые дают разные ответы.

Прежде всего надо помнить, что отрывок 11.12-25 состоит из двух частей:

в рассказ о проклятии смоковницы вставлено другое повествование – об очищении Храма. Из такого расположения материала видно, что бесплодная смоковница символизирует собой Храм и его богослужение, пышное, прекрасное, как дерево с обильной листвой, но такое же бесплодное. Некоторые полагают, что по дороге в Храм Иисус, увидев смоковницу, рассказал притчу, подобную той, что содержится в Евангелии от Луки, а позже она была понята как рассказ о реальном событии.

По другой версии, Иисус совершил пророческое действо , подобно древним пророкам (Иер 13.1-3; 19.1-3; Иез 24.3-12 и др.). Если это так, то дерево действительно было проклято, но не с досады, а потому что оно символически представляло собой Храм и Израиль. Это было символическое действие, инсценированная притча, провозглашавшая обвинительный приговор, который постигнет народ Божий в случае дальнейшего упорства. Тогда и слова о голоде имеют символическое значение (ср. 6.34). Есть также предположение, что Иисус произнес не проклятие: «Так пусть никто не ест твоих плодов вовеки!», а горькое пророчество о судьбе Иерусалима: «Уже никто не будет есть твоих плодов вовеки!» Как бы мы ни понимали этот рассказ, совершенно ясно, что бесплодная смоковница олицетворяет народ, отказавшийся принести плод (ср. Мф 21.43).


Ст. 15 – Войдя в храмовый двор, Иисус выгнал вон тех, кто продавал и покупал в Храме . Храм состоял из четырех дворов и святилища (собственно Храма), в которое разрешалось входить одним только священникам. События, о которых рассказывается здесь, происходят во внешнем, самом большом дворе, который назывался «Двором язычников».

Здесь продавалось всё необходимое для жертвоприношений: вино, масло, соль, а также животные (быки, овцы и голуби). Животные продавались в Храме для удобства жертвователей, которым не надо было гнать скот через всю страну, рискуя тем, что животное заболеет, или захромает, или ритуально осквернится, ведь жертва, приносимая в Храме, должна была быть «непорочной», то есть без каких-либо недостатков.

Выгнав торговцев, Иисус прервал – пусть и на короткое время – непрерывно совершаемые в Храме жертвоприношения. Многие считали, что причиной такого решительного действия были высокие цены, установленные торговцами-монополистами на животных. Считалось, что именно торговцы названы разбойниками (ст.17). Но, во-первых, по некоторым сведениям, священники строго следили за ценами, а во-вторых, негодование Иисуса обращено не только на продавцов, но и на покупателей.

Кроме того, Иисус опрокинул столы менял. В этом же дворе менялись римские и греческие деньги на специальную тирийскую монету, которой платился храмовый налог в размере половины шекеля. Налог был «добровольно-обязательным» для всех евреев, достигших двадцатилетнего возраста (см. Мф 17.24), и должен был быть уплачен к первому числу месяца нисана. На римских и греческих монетах того времени, имевших хождение в Палестине, были человеческие изображения, и такими монетами платить храмовый налог запрещалось. Деньги можно было поменять и раньше в других городах страны, за несколько же дней до 1-го нисана, то есть за две недели до Пасхи, скамьи менял устанавливались во дворе Храма. Кстати, это может помочь установить более или менее точное время описываемого события – оно состоялось за две или три недели до Пасхи. Хотя, согласно традиционному церковному календарю, Иисус пробыл в Иерусалиме всего лишь неделю, Он, вероятно, провел там больше времени (ср. 14.49, а также хронологию Евангелия от Иоанна, в котором Иисус уже в 7-й главе уходит из Галилеи и проводит в Иерусалиме и Иудее около полугода).

Ст. 16 – Иисус никому ничего не позволял проносить через храмовый двор . Известно, что в Храм нельзя было вносить никакую вещь, в него запрещалось входить в сандалиях и с пылью на ногах. Кроме того, не разрешалось проходить через двор Храма, чтобы сократить путь. Возможно, что некоторые люди иногда нарушали этот запрет. Иисус подтверждает его, тем самым ратуя за святость Храма. Таким образом, Его поведение нельзя объяснить только тем, что Своим поступком Он якобы отменял старую жертвенную систему и еврейское храмовое богослужение.

Ст. 17 – Вероятно, разгадка кроется в словах: «Дом Мой будет назван домом молитвы для всех народов». Язычники, которые хотели помолиться единому Богу Израиля, могли сделать это только во Дворе язычников, потому что вход в другие дворы им был запрещен под страхом смертной казни. Но это единственное место наполнено шумом и гамом, ревом животных, голосами продавцов и покупателей. Кроме того, пророки верили, что с приходом Мессии язычники тоже будут причастны к спасению и придут как паломники на гору Сион, в Храм Господень.

Иисус выступает против излишне строгих и ненужных ограничений, но и против пренебрежительного и легкомысленного отношения к святыне. Храм превращен в разбойничий притон людьми, уверенными в том, что сюда можно прийти с нераскаявшимся сердцем и приобрести прощение принесением жертвы. Так ведут себя и жертвователи, и те, кто совершает жертвоприношения, то есть священники. Но такие жертвы не будут приняты Богом. Эти слова Господа обращены ко всем людям, отвергшим волю Бога, а не только к тем, кто продавал или торговал в Храме. Мнение, что под «разбойниками» здесь следует понимать мятежников, восстающих против римского владычества, маловероятно, хотя Храм действительно постепенно становился местом их сходок, а в 70 г. превратился в крепость, в которой засели осажденные повстанцы.

С появлением Мессии всё должно было измениться и иерусалимский Храм должен был быть очищен. О том же говорили раньше и пророки, например, Малахия: «И внезапно придет в храм Свой Господь, которого вы ищете… Вот Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щелок очищающий» (3.1-2). А вот слова пророка Захарии: «И не будет более ни одного торгующего (в синодальном переводе – «Ханонея») в доме Господа Саваофа в тот день» (14.21; ср. также Иез 40 – 48).

Несомненно, очищение Храма было мессианской демонстрацией. Но так как религиозные лидеры не признали Иисуса Мессией, остается загадкой, почему не вмешалась храмовая полиция, которая часто упоминается в 4-м Евангелии. Так же неизвестно, имели ли римляне обыкновение вмешиваться в стычки, случавшиеся в Храме. Существует предположение, что торговля животными в Храме была введена сравнительно недавно и что к ней относились по-разному даже представители священства. В таком случае можно предположить, что какая-то часть их поддержала Иисуса в Его стремлении прекратить профанацию Храма, и именно поэтому было решено временно не предпринимать никаких действий против Иисуса. И всё же после очищения Храма судьба Его была предрешена. Иисус посягнул на Храм – источник доходов высшего духовенства и предмет гордости всего народа. Чаша терпения Его врагов переполнилась.

Хотя никто из синоптиков не приводит здесь слов Иисуса о судьбе Храма, вероятно, они были произнесены (ср. Ин 2.19), потому что позже, на суде, Иисуса обвиняли в том, что Он якобы угрожал разрушить Храм (14.58; ср. 15.29).

Ст. 18 – Намерения врагов Иисуса расправиться с Ним еще укрепились. Марк указывает еще на одну причину, по которой они не решились сделать это сразу же: они боялись народа. Господь, пришедший в Храм, учил народ, и люди с восторгом слушали Его учение.

Ст. 19 – Как уже говорилось раньше, Иисус на ночь уходил, вероятно, в Вифанию, а утром снова возвращался в Иерусалим.

Ст. 20-21 – Когда они шли в Иерусалим, Петр обратил внимание Иисуса на то, что смоковница вся засохла, от самых корней, что предполагает чудо, а не о естественные причины гибели дерева.

Ст. 22-23 – Это побуждает Иисуса произнести поучение о силе веры. То, что смоковница засохла, свидетельствует о вере самого Иисуса, которая должна стать для учеников образцом для подражания. Под этой горой понимается Сион, гора, на которой располагался Храм. Выражение «передвигать горы» было пословичным и означало «сделать что-либо невозможное» (например, в еврейской традиции «передвигателями гор» называли тех учителей, которые умели истолковывать самые трудные места Писания). Вопреки распространенным в то время верованиям, что в последние дни «гора Дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами» (Мих 4.1), Иисус предвещает ей иную участь – погрузиться в морскую бездну, символ гибели (ср. Лк 10.13-15).

Ст. 24 – Иисус называет два главных условия молитвы. Это, во-первых, полное доверие к Богу, уверенность в том, что Бог любит Своих детей и заботится о них. Это можно назвать отсутствием сомнения в силе и любви Бога. Уверенность в том, что всё, о чём человек просит, будет получено, не следует понимать как некое самовнушение, но нужно помнить, что это молитва христианина, который не будет просить Бога о зле, иначе он перестанет быть христианином. В Евангелии от Иоанна есть очень похожие слова: «Но если во Мне вы останетесь и слова Мои в вас останутся, прос`ите, о чём хотите, – и вам будет дано! Слава Отца Моего проявится в том, что вы урожай принесете обильный и станете учениками Моими» (15.7-8). Именно об этом нужно молиться: чтобы стать учениками и принести обильный плод. Ср. также Мф 6.8. Верьте, что вы уже получили – ср. слова Исайи: «И будет, прежде нежели они воззовут, – Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу»(65.24). Уже получили – вероятнее всего, здесь прошедшим временем (греческим аористом) переведена еврейская глагольная форма, так называемый пророческий перфект, говорящий об обязательности исполнения в будущем.

Ст. 25 – Второе условие – это прощение. Прощайте всё, что против кого-то имеете – здесь слышатся отголоски Молитвы Господней в той форме, которая сохранилась у Матфея и у Луки (Мф 6.12; Лк 11.4). В этих же Евангелиях Господь рассказывает несколько притч о должниках: нельзя ожидать от Бога прощения своих грехов, если ты не прощаешь тех, кто нуждается в твоем прощении. Когда вы сто`ите и м`олитесь – в древности обычно молились стоя и с протянутыми к небу руками.

Многие ученые полагают, что речения ст. 22-25 были произнесены Иисусом при других обстоятельствах, более подходящих для учения о молитве и прощении, чем уничтожение дерева. Ср. Мф 17.20, где слова о вере, способной передвигать горы, помещены в контекст исцеления эпилептика, и Лк 17.6, где говорится не о гор`е, а о шелковице, которая может пересадить себя в море. Вероятно, эти некогда независимые речения были сгруппированы Марком по ключевому слову «вера» (ср. 9.39-50).

"Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.

И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.

И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли"

Евангелие от Иоанна 2:13-16.

Эль Греко написал несколько картин в разные периоды жизни на тему "Христос изгоняет торговцев из храма", или "Очищение храма". Вероятно, к ней у художника было особое отношение.

Самой ранняя из прочих картин на эту тему, сохранившихся до наших дней - "Очищение храма" из Вашингтонской галереи - небольшая картина с сложной многофигурной композицией на фоне массивной архитектурной конструкции, подписанная "Доменикос Теотокопулос, критянин" .

Вероятно, она была создана художником в Венеции, перед его отъездом в Рим, либо сразу по прибытии в Вечный город. В ней прослеживается множество неприкрытых заимствований у мастеров Высокого Возрождения – Микеланджело, Тициана, Веронезе, Тиноретто; в изображении фигур и пространства еще ощущается некоторая неуверенность. И три женские фигуры на картине, и двое детей, изображены в типично венецианской манере. Особенно привлекает внимание полуобнаженная продавщица голубей в "падающей" позе, расположенная на переднем плане.

Как Вы можете прокоментировать слова о. Андрея Кураева об изгнании Христом торговцев из храма, т.е. всё-таки почему они были выгнаны? "обменник в храме был а) необходим; б) он был порождением религиозной логики, а не корысти. И поэтому этот поступок Христа оказался тем более неожиданный. И тем более он был странен, что врагами Христа были, скорее, неторговавшие священники того храма (именно они скоро вынесут Ему приговор), чем менялы. Но Он не жрецов выгоняет, а этих торговцев. В общем, действия и решения Христа бывают очень непредсказуемы". Светлана.

Отвечает священник Антоний Скрынников:

Здравствуйте, Светлана!

Есть несколько точек зрения, почему Христос так поступил. Я придерживаюсь следующей. Как известно, традиционное израильское общество делилось на четыре группы: фарисеи, саддукеи, ессеи и зилоты. Последние были закрытым обществом террористов, которые регулярно поднимали восстания против римской власти. Последнее их восстание закончилось очень печально. Римский император Тит осадил Иерусалим и полностью его разрушил.
Чтобы заниматься подрывной деятельностью и тогда, и сейчас нужны материальные ресурсы. И зилоты зарабатывали на свою деятельность средства, продавая жертвенных животных в Иерусалимском храме. Именно поэтому, Господь и говорит, что Его дом стал вертепом разбойников. Выгоняя торговцев, Он выгонял именно разбойников, а не продающих.
С другими точками зрения Вы можете познакомиться