Росписи храмов аджанты в индии. Пещеры Аджанты — памятник всемирного наследия

Храмовый комплекс Аджанты расположен в индийском штате Махараштра. Утес, в котором выдолблены пещеры, напоминает подкову. Весь комплекс включает в себя 29 пещер, которые соединяются одной тропой.

Храмы Аджанты - это квадратные залы, окруженные монастырскими кельями. Надо сказать, что раньше от каждого храма вела дорога к набережной, однако теперь все они соединены широкой площадкой.

Буддистские монахи использовали пещеры для молитв многие столетия, однако позже внезапно покинули их. Вновь открыты пещерные храмы были лишь в 1819 году.

Как выглядит пещерный комплекс?

Все пещеры пронумерованы от 1 до 29. Совершенно обоснованно самыми красивыми считаются первая и вторая пещеры. Если вы впервые посещаете комплекс в Аджантах, то будете удивлены размерам первой пещеры, где высота потолка достигает 6 метров, а ширина 12 метров .

Арки в стенах созданы за счет массивной колоннады. Залы украшены изображениями сцен из жизни Будды. На фасаде установлены искусно выполненные резные фигурки. Замечу, что первая пещера выдолблена позже других, поэтому и сохранилась лучше всех.

Вторая пещера несколько отличается от первой. Ее отличает не столько тонкость исполнения, сколько монументальность. Внутри пещеры не колоннады, а мощные столбы-опоры, украшенные росписями. К сожалению, человеческое вмешательство сгубило некоторые из фресок, поэтому местами они сохранились лишь фрагментарно. Пещера под номером два больше похожа на все остальные, чем первая.

Тематика фресок во всех пещерах довольна обширна. Здесь изображались все слои населения: как правители, так и нищие. Рисунки повествуют о множестве народов, населявших Индию, об их истории и культуре. Боги, люди, растения и птицы, звери – все нашли свое место на фресках Аджанты.

Живописные фрески и старательно выполненные статуи изображают сцены из жизни Будды. Росписи в пещерах изображают повседневную жизнь, а также содержат записи о величайших правителях.

Ученые не могут объяснить, как в полумраке пещер монахи расписывали стены тончайшими рисунками с использованием нескольких красок. Существует версия, что древние живописцы ловили зеркалами солнце и посылали его во тьму, как это делали в Египте. Возможно, что монахи разработали свой способ освещения пещер. К сожалению, пока этот вопрос остается открытым.

Много споров вызывает и особая светящаяся краска, которую использовали для росписи стен. Даже спустя столько лет, она сохранила свои люминесцентные свойства, поражая посетителей яркостью и богатой палитрой изображений. Точный состав ученые и исследователи не могут определить до сих пор.

Существует предание о проклятии пещер Аджанты. В 1844 году Роберт Гилл старательно копировал фрески из пещер на отдельные полотна, чтобы сохранить их для потомков. Этому он отдал 20 долгих лет своей жизни. В течение всего этого времени на него сыпались разного рода неприятности: проблемы со здоровьем, непростая политическая ситуация в стране.

Копии основных фресок были выставлены в Хрустальном дворце для выставок в Лондоне в 1866 году. Но и тут не обошлось без беды: дворец сгорел вместе с полотнами Гилла, фактически, трудом всей его жизни. Художник еле пережил такую трагедию, позже пытался начать все заново, но после пяти лет кропотливой работы заболел и умер.

Похоронен Роберт Гилл недалеко от пещер. Неизвестно, случилось это по причине того, что Гилл осмелился нарушить покой Богов или же это просто неудачное стечение обстоятельств, но эта история имеет место быть.

Еще один храмовый комплекс в Индии – .

Ауровиль - город-достопримечательность на правом побережье Индии. и, может быть, вы захотите его посетить или даже остаться там жить.

Часто из Гоа туристы ездят в деревню Хампи, где находится исторический храмовый комплекс:

Однако это не единственная странная ситуация, связанная с попытками скопировать фрески Аджанты. Несколько бомбейских художников год перерисовывали росписи, после чего они были отправлены в лондонский музей Виктории и Альберта, где также произошел пожар. Что удивительно, огонь уничтожил только фрески из Аджанты!

Из истории о пещерах

Монахи выдолбили пещеры в утесе во 2 веке до н.э. Многие столетия храмовый комплекс был действующим, пока монахи не покинули монастырь. Забытый всеми храм постепенно ветшал и разрушался, пока в середине XIX века английский археолог Джеймс Фергюссон, услышав историю офицера о его странной находке в джунглях, не отправился сам в это место, где его взору открылся храмовый комплекс, 29 пещер , выдолбленных из камня.

Росписи хорошо сохранились в 16 пещерах из 29. Однако под действием климата и большого количества людей, желающих посмотреть на такое чудо, фрески начали разрушаться. Об этом и рассказал Фергюссон в своем докладе, после чего Восточно-Индийская компания отправила художника, капитана британской армии, Роберта Гилла в Аджанты. Именно его печальная история была описана ранее.

Как добраться?

Если вы уверены в своем желании посетить эти пещеры, то хочу предупредить вас о том, что путь туда будет нелегким и состоять из нескольких этапов:

  • Добраться до города Аурангабад. Сделать это можно двумя способами: доехать прямым поездом от Дели или же поездом из Мумбаи, а потом на рейсовом автобусе или рикше доехать до Аджанты
  • Существует альтернативный вариант. Можно доехать поездом до городов Джалгаона или Бхусавала, а оттуда добраться до Аджанты на автобусе.

Помните, что по понедельникам комплекс закрыт для посещения.

Пещеры манят туристов по разным причинам: одних привлекает великолепие фресок, других - тайны, связанные с этим местом, некоторые находят душевное успокоение в этих величественных залах, кто-то просто не может устоять перед видами, открывающимися на террасе возле пещер.

Так или иначе, Аджанта стала культовым местом для тысяч людей, ежедневно приезжающих увидеть своими глазами знаменитые пещеры.

Видеоролик «Пещеры Аджанта»

Перемещаемся в совсем другую страну, и смотрим на совершенно другую религию.

Пещерный храм Аджанты — это один из наиболее выдающихся памятников древнеиндийского искусства. Создавался он на протяжении нескольких столетий, в 200-650 годах. Комплекс представляет собой череду пещер, высеченных в скалах и соединенных широкой тропой — утес в виде подковы с 29 пещерами. Храм Аджанты расположен в индийском штате Махараштра.

Аджанта - это комплекс пещерных храмов, которые являются одним из наиболее выдающихся памятников древнеиндийского искусства. Он был создан в эпоху империи Гуптов — последнего крупного государства Древней Индии, объединившего в 320 году северную и центральную части страны.

В пяти пещерах расположены храмы (вихары), в остальных двадцати четырех — монашеские кельи (чайтьи). Типичный пещерный храм Аджанты состоит из большого квадратного зала с маленькими кельями, расположенными вокруг него.

Пещерные храмы Аджанты: где уже более двух тысяч лет назад, за три века до рождения Христа, звучали молитвы — начали возводиться в период расцвета буддизма при императоре Ашоке. Всего в Индии около 1200 рукотворных пещер, и тысяча из них — в западном штате Махараштра. Там в изобилии был вулканический базальт, из которого они высекались, и более десятка мест, где расположены ряды пещерных храмов.

По бокам зала, отделенные колоннадами, находятся боковые проходы, предназначенные для религиозных процессий. Потолки пещер поддерживают резные или покрытые росписями колонны, резные колонны украшают и входы в пещеры.

История пещерных храмов такова. По западным территориям Индии издревле проходили торговые пути из Европы в Азию. Равнинная, засушливая местность Махараштры, с редкими массивами холмистых гор, была обжитой и активной в торговом отношении. Стремившиеся к уединению монахи уходили в базальтовые скалы и селились в живописных холмах близ рек и озер.

Торговые караваны, получавшие в монастырях пищу и отдых, предоставляли средства на строительство храмов. Строители имели также царственных покровителей (из династии Маурьев и Гупта, в потом Раштракута и Чалукта), которые сыграли большую роль в возведении и отделке храмов Аджанты.

Аджанта стала знаменита из-за своих замечательных росписей. Они сохранились до наших дней только благодаря уединенности и отдаленности храмового комплекса, в то время как другие древние храмы разрушали религиозные фанатики. Но другим врагом древних росписей стали время и климат. В результате из всех пещер только тринадцать сохранили фрагменты древней живописи.

Сооружение пещерных храмов длилось около 17-ти веков (последний храм датируется XIV веком). Все это время в пещерах Махараштры жили монахи. Но мусульманские набеги и владычество великих моголов способствовали тому, что храмы были заброшены и забыты.

Пещерам Аджанты, спрятанным в дебрях гор, повезло больше, чем любым другим храмам: здесь сохранились уникальные фрески, хотя большую их часть попортила дикая растительность. Фрески Аджанты напоминают росписи Шри Ланки — и в них просматривается влияние Греции, Рима и Ирана.

Росписи Аджанты — своеобразная энциклопедия жизни Индии на протяжении целого исторического периода — V-VII веков. Большинство росписей Аджанты представляют собой иллюстрации к буддийским легендам.

Пещеры Аджанты, демонстрирующие искусство раннего буддизма, находятся в живописном скальном массиве на реке Вангхора. Аджанта — деревня, пещерные храмы в стороне: до них ехать минут 15, по красивому серпантину ходят экскурсионные автобусы (новые и не обшарпанные, как обычные рейсовые). Место специально оборудовано для туристов: близ пещер есть камера хранения, где можно оставить вещи, душ и ресторан. Вход — 10 рупий, а для иностранцев, с недавнего времени — 5 долларов.— Правда, можно бесплатно пройти с другой стороны реки, как это делают местные жители. Но индусы — внимательный народ, и маневр иностранцев вряд ли укроется от их взгляда. Когда мы поднялись на холм напротив пещер, и вернулись через реку обратно, они вновь спросили у нас билеты.

Однако, наряду со строго каноническими изображениями Будды и святых-бодхисатв, имеется множество изображений, не связанных с канонами и показывающих сцены из жизни Древней Индии с удивительной жизненностью и правдивостью. Это объясняется тем, что на живопись пещерных храмов Аджанты оказало сильное влияние не сохранившаяся до наших дней живопись светского характера, некогда украшавшая дворцы царей и вельмож.

Пещерные храмы Аджанты строились тысячу лет — до VII века н.э. Потом на тысячу лет о них забыли. Они были вновь обнаружены случайно: в 1819 г. английский офицер, с самым банальным именем Джон Смит, охотился в горах, преследуя тигра. След скрывшегося животного привел его в пещеры, уникальные по красоте росписей.

Росписи Аджанты создавались на протяжении столетий несколькими поколениями мастеров, поэтому с них нашли свое выражение многие характерные черты, направления и стили изобразительного искусства Древней Индии. Объемы росписей просто поражают: так, только в одном из подземных залов живопись занимает более тысячи квадратных метров, причем расписаны не только стены, но и колонны и потолки. И так было во всех двадцати девяти пещерах.

Расшифровка надписей дала датировку и информацию о сюжетах фресок и скульптур. Их создатели и сами считали свои творения шедеврами. Они сознательно стремились к тому, чтобы дело их рук пережило тысячелетия. Надпись в одной из самых древних пещер Аджанты гласит, что человек должен возводить памятники, долговечные, как солнце и Луна, ибо он будет наслаждаться раем столько, сколько на Земле жива память о нем. А надпись 5 века н.э. сообщает:

“То, что вы видите — это впечатляющий пример искусства и архитектуры, возведенной в прекраснейших скалах мира. Пусть этим горам, которые хранят такое множество пещерных храмов, будут надолго дарованы мир и спокойствие”.

Индийские мастера как будто стремились перенести в тесный мир подземелий все богатство и разнообразие внешнего мира. Они щедро заполняли стены и потолки пещер изображениями деревьев, животных и людей, стремясь заполнить живописью каждый сантиметр поверхности.

И вот уже более тысячи лет на стенах мрачных пещер, некогда освещавшихся огнем светильников и факелов, среди причудливых скал и развесистых деревьев живут своей жизнью суетливые маленькие обезьяны, ярко-голубые павлины, львы и фантастические сказочные существа с человеческими торсами, звериными хвостами и птичьими лапами. Мир людей и мир небесных духов, мир буддийских сказаний и реальный мир "далекой Индии чудесной" — все это с удивительным искусством воплощено на стенах пещерных храмов Аджанты.

Наряду с картинами из жизни Будды в росписях Аджанты присутствуют картины эротического содержания. Это тесное сосуществование религиозных и эротических сюжетов является традиционным для средневековой Индии и присутствует практически во всех буддийских и индуистских храмах.

Пещеры выбивались из камня не подряд. Наиболее древние пещеры (8-13 и 15) находятся посредине массива. Архитектура позволяет выделить пещерные храмы хинаянского и махаянского периода. Согласно традициям искусства Хинаяны, более ранней формы буддизма (его “узкой колесницы”, ставящей акцент на индивидуальном внутреннем совершенстве), Будду не принято было изображать. На него намекают только символы: например, дхармачакра — колесо закона. Эти пещеры лишены скульптур. Зато их храмы (9 и 10 залы, с рядами восьмиугольных колонн, датируемые 2-1 веками до н.э.), имеют огромную монолитную звучащую ступу — и их потрясающе звучная акустика лучше всего подходит для пения мантр. Возникает желание попеть — или зайти в маленькие четырехугольные кельи по бокам 12-й пещеры: посидеть на каменных ложах и ощутить, как жили монахи.

Более того, эротические сцены нередко служат иллюстрациями религиозных сюжетов из жизни и учения Будды. То, что для европейцев выглядит непристойным, никогда не воспринималось таковым в Индии, где признавались законными все проявления человеческой жизни, в том числе и такие, на которые в других местах накладывалось табу.

А более поздние пещеры Махаяны (“широкой колесницы”, акцентирующей роль боддхисаттвы, спасающем все живые существа), по обе стороны от центральных, отличают изображения будд, боддхистаттв и богов. Фрески и скульптуры в нишах дают богатейший материал для созерцания. Частые скульптуры буддийских персонажей в пещерах Аджанты — богиня процветания Харити с ребенком и наги, змееподобные божества с головой кобры. На потолках пещер — резные орнаменты лотосов и фрески мандал.

Исследователи обращают внимание на реализм, с которым изображена жизнь во дворцах, селах и городах Индии сер. I тысячелетия нашей эры, в результате чего настенная живопись Аджанты приобретает характер исторического документа. Так, в сцене "Будда укрощает бешеного слона" можно видеть, как выглядела торговая улица в древнеиндийском городе: лавки с товарами, утварь, повозки, полотняные навесы на бамбуковых шестах, защищающие лавки от солнца.

Наиболее интересны скульптурные группы 26-й пещеры. Одна рисует искушение Будды демоном Марой: медитирующего Будду окружают соблазнительные женщины, животные и демоны. На другой — огромная скульптура лежащего Будды с закрытыми глазами: его уход в нирвану.

Но Будда и в смерти улыбается той же полуулыбкой, которая является отличительной чертой буддийских скульптур. Резные фигуры у потолка изображают шесть мудр Будды.

Сказочно богатый и многообразный мир росписей Аджанты стал известен всему миру только после 1819 года, когда давно забытые пещерные храмы Аджанты были вдруг случайно обнаружены. В 1920-х годах живопись в пещерах была тщательно отреставрирована и с тех пор находится под охраной.

"Живописное оформление пещерных храмов Аджанты стоит в одном ряду с лучшими памятниками древней индийской культуры и искусства, — пишет О. С. Прокофьев, — Являясь вершиной изобразительного искусства периода Гуптов, росписи Аджанты воздействовали и на развитие живописи почти всей средневековой Азии. Они были подлинной школой для многих поколений чужеземных мастеров. Но в первую очередь эти росписи составили прочную основу для развития индийских традиций изобразительного искусства".

То есть, пещерные храмы заново открыли англичане 200 лет назад. После независимости Индии они стали национальным достоянием и археологическими памятниками, охраняемыми ЮНЕСКО. Это не мешает тому, что для индусов это — святые места. Чтобы войти внутрь любого пещерного храма, надо снять обувь (а если учесть, что в Аджанте их 29, там проще ходить босиком).

Таким образом, пещерный храм Аджанты — это действительно сокровище мирового масштаба.

По материалам http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post140621893/

С егодня предлагаю ознакомиться с подобными сооружениями в Индии. Встречайте: Пещеры Аджанты и Эллоры. При взгляде на комплекс создаётся впечатление, что его никто не выдалбливал в горной породе, а вырезал одним махом ножа по маслу, а декоративные статуи, скорее, были отпечатаны неким 3D-штампом. Весной 1819 года британские офицеры, пробиравшиеся сквозь дебри тропических джунглей в поисках тигриного семейства, случайно оказались в ущелье индийской реки Вагхоры. Раздвигая перед собой буйные заросли зелени, один из солдат вдруг резко вскрикнул, заставив всех остальных остановиться и буквально застыть в изумлении: прямо над ними возвышалась огромная каменная статуя Будды.

Увиденное ещё больше их заинтересовало: их взорам открылось множество ходов, уводящих путников глубоко в недра горы. Примерно так написано в документе XIX века о том, как случайно (!) был найден заброшенный буддистский пещерный монастырь неподалёку от селения Аджанта. На скалистом утёсе подковообразной формы в заливе реки Вагхоры англичане обнаружили 29 пещер протяжённостью чуть более 500 метров. Сохранившиеся пещерные чайтьи (храмы) и вихары (кельи), украшенные внутри и снаружи скульптурами и удивительной красоты каменными фресками, говорили о том, что перед ними предстал покинутый людьми древнейший буддистский монастырь. Как позже удалось выяснить, впервые эти места были обжиты монахами ещё во II веке до нашей эры, а примерно в IX веке нашей эры, когда внимание к буддизму в Индии было не столь велико, храм был покинут и заброшен.

Лично я склоняюсь к версии, что храмы были опустошены вследствие мощной техногенной катастрофы, о чём свидетельствует местами оплавленная порода на внешней стороне.


Тут явно был вырван большой кусок.


Безусловно, время не могло не сказаться на состоянии монастыря: помещения постепенно разрушались, зарастали вьющимся плющом, а дикие животные (обезьяны, тигры, медведи) находили в подземных залах приют для себя и своего потомства.

Пещера Аджанта: история сокровищницы

Удивительно, но найденная британцами сокровищница не вызвала интерес у индийских властей. За двадцать пять лет всего лишь несколько учёных были отправлены на исследование пещер Аджанты, но и они, впрочем, также не уделили должного внимания этой археологической находке. В 1843 году англичанин Джеймс Фергюссон отправляется в Индию с целью более детального изучения пещер Аджанты, дата строительства которых уходит в глубочайшую древность. То, что он увидел, произвело на него сильнейшее впечатление: 29 пещер были вырублены в твердейшем базальте, 24 зала оказались заброшенными монастырями, а еще 5 - храмами.

В них на удивление прекрасно сохранились великолепные росписи, описывающие различные этапы жизни Будды, и скульптуры божества. По результатам своей поездки Джеймс Фергюссон сразу же написал научный доклад в Королевское Азиатское Общество. Кроме этого, его волновала и дальнейшая судьба этого случайно найденного памятника истории: местный климат и набеги грабителей могли полностью уничтожить этот грандиозный комплекс. Конечно, после отчета Фергюссона индийские власти уже не могли оставаться в стороне: для дальнейшего исследования и зарисовки наскальных рисунков пещер Аджанты Восточно-Индийская компания отправляет в штат Махараштра капитана Британской армии и художника Роберта Гилла.

5.jpg

6.jpg

7.jpg

Настенную живопись пещер Аджанты некоторые учёные называют не иначе как энциклопедией жизни всего индийского общества. По ней можно составить определённое представление не только о том, как жили в древности властители страны, но и узнать о буднях нищих и обездоленных. В подземных залах нет ни одного пустующего уголка: отовсюду на гостя «смотрят» боги и люди, животные и цветы. Все они о чём-то повествуют под музыку небесных сфер, многие скульптуры изображены поющими или танцующими.

Роспись, созданная монахами в далёкие времена, - словно таинственная книга бытия, которая должна рассказать потомкам, что всё в мире взаимосвязано: люди, боги, животные, небо и земля. Кроме этого, невозможно не упомянуть, что на стенах в пещерах Аджанты в рисунках можно проследить жизнь великого учителя Будды - от его просветления, перевоплощений и до ухода из жизни. Всё это попытался запечатлеть в своих рисунках и Роберт Гилл, который в 1844 году прибыл в пещеры Аджанты.

Великолепный художник в мельчайших подробностях делал копии сохранившихся и уцелевших элементов росписи, для чего практически не выходил на свет, проводя всё время внутри пещеры. Копируя наскальные фрески на полотно, Гилл позже их прорисовывал и окрашивал. Этому занятию, требующему неторопливости и выдержки, он посвятил целых 20 лет своей жизни (!).

Многие индусы верят в существование легенды о проклятии пещер Аджанты. Нарушив своим присутствием покой богов, Роберт Гилл словно наслал на себя их гнев. Он не мог излечиться от множества болезней. А когда в 1866 году часть копий основных фресок была собрана для демонстрации на выставке в Хрустальном дворце Лондона, случился пожар, уничтоживший не только все полотна художника и сам дворец, но и чуть не убивший самого Гилла. Несмотря на этот трагический факт, художник повторно принимается за титанический труд. Спустя пять лет он вновь заболевает, однако, на этот раз недуг прогрессировал, организм Роберта Гилла не справился, и художник умер. Он был захоронен вблизи пещер, которыми так восторгался и которые погубили его.

До наших дней дошла ещё одна драматическая история. Группа художников из Бомбея довольно продолжительное время перерисовывала наскальные картины Аджанты. Готовые работы были отправлены в один из лондонских музеев, который сегодня известен как музей Виктории и Альберта. Однако и эти копии ждала та же участь: все они были уничтожены всепоглощающим огнём, правда, сам музей во время того пожара остался нетронутым.

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты: наше время

Примерно в 1928 году итальянскими учёными, занимавшимися изучением пещер Аджанты, были сделаны фотоснимки, которые они со временем опубликовали в средствах массовой информации. Мир был потрясён искусством древних мастеров, и эта наскальная живопись была признана «самым выдающимся художественным достижением Азии».

Уникальность пещер Аджанты со временем была признана и Всемирной Организацией ЮНЕСКО, которая в 1983 году включила их в список памятников мирового наследия. В наши дни пещеры Аджанты представляют собой музей буддистского искусства, посетить который могут все желающие независимо от их веры. Но всё же, несмотря на те возможности, которыми сегодня обладает современное общество, и в наше время остаётся масса вопросов вокруг пещерно-храмового комплекса, ответы на которые всё ещё хранятся в недрах Аджанты. Так, например, до сих пор учёные не могут разгадать секрет светящихся красок, которые были применены ещё до нашей эры монахами для росписи стен, потолков и колонн.

Все пещеры Аджанты пронумерованы с востока на запад, хотя выбивались они мастерами не в этой последовательности. Самые древние из них расположены посередине горного массива - это так называемые пещеры хинаянского и махаянского периодов. Это время начала развития буддизма, когда было ещё не принято изображать Будду, а только лишь намекать на его присутствие среди людей мистическими символами. Эти пещеры лишены скульптур божества.

8.jpg

В зале под номером 9 среди восьмиугольных колонн можно увидеть огромную монолитную звучащую (!) ступу: как утверждают археологи и историки, именно здесь проводили время монахи во время пения мантр. В 26-й пещере находятся наиболее интересные скульптуры. Так, взору туристов предстаёт скульптурная композиция, рассказывающая о моменте, когда Будду искушают соблазнительные женщины, демоны и животные. Практически рядом с этой композицией находится лежащая скульптура буддистского бога, рассказывающая всем о его уходе в нирвану.

К слову, довольно часто именно здесь можно встретить людей, находящихся в медитации, даже несмотря на присутствие большого числа путешественников. Самый крупнейший храм Аджанты находится в пещере под номером 4. Популярными среди туристических групп считаются пещеры под номерами 1 и 2. Построенные позже всех, они лучше всего сохранились, позволяя гостям этой достопримечательности Индии в деталях рассмотреть древние наскальные рисунки, фрески и скульптуры. Обойти все пещеры Аджанты за один день под силу не каждому путешественнику, однако и увиденная за время экскурсии часть буддистского храмово-монастырского пещерного комплекса оставит самые яркие воспоминания.

Индуистские пещеры Эллоры

Индуистские монастыри Эллоры представляют собой совершенно отличные от буддистских пещеры как в плане стиля, так и в плане украшения. Эти пещеры вырезались сверху вниз, а форма придавалась им в несколько этапов. Всего насчитывается 17 пещер, высеченных в период между 600 и 870 годами. Они занимают центральную часть скалы, сгруппировавшись вокруг знаменитого храма Каиласа. В отличие от торжественных и безмятежных буддистских пещер, стены индуистских монастырей покрыты живыми барельефами, изображающими события священных писаний индуизма. Все они посвящены богу Шиве, но встречаются также и изображения Вишну и различных его перевоплощений.

Тут создается впечатление, что весь храм был выдавлен в скале одной большой печаткой.







































Кстати, на вершине гор Кайласа (в Индии) есть ещё один огромный храм - шиваитский, называется он Кайласанатха. Он также отнесён к комплексу пещер Эллоры. Так вот, по преданиям древних индусов считается, что именно этот храм ведёт на небо, и именно в нём обитает сам Шива. Это святилище высечено из монолитной скалы и украшено резьбой, красоту которой практически невозможно описать словами; повторить работу древних мастеров, пожалуй, не решится даже огромная строительная компания, обладающая самыми ультрасовременными инструментами.

К слову, Кайласанатху сделали под руководством человека, а не бога или представителя инопланетной цивилизации. Об этом говорит табличка из меди, найденная в одном из тайников шиваитского храма. Она гласит примерно следующее: «О Великий Шива, как же мне удалось без волшебства построить такое чудо?». После расшифровки обращения мастера к богу Шиве становится понятно, что Кайласанатху построили самые обычные люди. Как же тогда в глубокой древности удалось в буквальном смысле слова вырезать этот храм? На этот вопрос ответа пока, увы, не существует: есть предположения археологов, строителей и архитекторов, однако, они остаются лишь теориями, которые ещё только предстоит объяснить нашим потомкам.

В настоящий момент можно лишь удивляться работе древних мастеров, которые явили миру одно из самых значимых чудес Индии - загадочные пещеры Эллоры. Какие всё-таки смешные наши историки «Пещеры освещались с помощью каких-то металлических экранов или белых простыней, и таким образом в пещеры попадал солнечный свет». «Скорее всего, это была стихийная постройка, и сделали её буддистские монахи» - это притом, что сами монахи всем открыто говорят, что всё это построили боги...

В 321 г. до н. э. в Индии возникло первое объединённое государство - империя Маурьев. Их столицу - Паталипутру (в долине Ганги) - опи­сывали древнегреческие авторы. Го­род окружала мощная стена с дозорными башнями и рвом. Боль­шинство архитектурных сооруже­ний были из дерева.

В строительстве и скульптуре ка­мень начали широко применять во времена правления царя Ашоки (268-232 гг. до н. э.), что в первую очередь связано с утверждением буддизма в качестве государствен­ной религии. Власти стремились увековечить основы буддизма в мо­нументальном искусстве, которое принято называть «искусством Ашоки». Это прежде всего мемориальные колонны, на которых высечены ука­зы правителя. Такую колонну нель­зя назвать архитектурным соору­жением в полном смысле слова: она соединяет в себе элементы зодчест­ва и скульптуры.

Колонна, или стамбха, представ­ляет собой хорошо отполирован­ный каменный столб. Стамбхи быва­ют высотой более десяти метров и завершаются капителью со скульп­турными изображениями животных Самая знаменитая из них - Львиная капитель из Сарнатха (середина III в. до н. э.). Столб, нёсший эту капитель, по преданию, был поставлен на том месте, где Будда произнёс свою пер­вую проповедь.

Со времени царя Ашоки в архи­тектуре получили распространение буддийские мемориальные и погре­бальные памятники - ступы. Ран­ние ступы в буддизме служили для хранения реликвий самого Будды. Существует легенда о том, что Буд­ду как-то спросили, каким должно быть его погребальное сооружение. Учитель постелил на землю свой плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний. Так ступа

Стамбха Ашоки. Середина III в. до н. э.

Индия.

Стамбха Ашоки.

Фрагмент.

Середина III в. до н. э.

Индия.

*Нирвана - психологи­ческое состояние полноты внутреннего бытия, отсутст­вия желаний, совершенной удовлетворенности, абсолют­ной отрешённости от внеш­него мира, освобождения от оков материи, бесконеч­ной цепи рождений и смер­тей (сансары).

**Буддизм - мировая ре­лигия наряду с христианст­вом и исламом. Одним из главных представлений буддизма является видение жизни как страдания. Прео­долеть его и познать истину можно, пройдя путь спасе­ния. Высшей целью в буд­дизме является нирвана - просветление, освобождение человека от плена земных перерождений и, наконец, соединение с космическим порядком - Абсолютом.

с самого начала приобрела полусфе­рическую форму.

Полусфера, символ Неба и бес­конечности, в буддизме означает нирвану Будды и самого Будду. Центральный шест ступы - ось Вселенной, соединяющая Небо и Землю, символ Мирового Древа Жизни. «Зонты» на конце шеста, ступени восхождения к нирване, считаются также и символом власти.

Одна из самых древних сохра­нившихся ступ, сооружённых при Маурьях, - ступа в Санчи (около 250 г. до н. э.). Позже она была пере­строена и чуть увеличена в размерах. Полусферический купол ступы поко­ится на круглом основании с терра­сой, служившей для ритуального об­хода. С южной стороны к террасе ведут лестницы. Купол ступы над­строен каменным кубом с квадрат­ной оградой, форма которой повто­ряет очертания алтарей эпохи вед и может считаться символом Земли или горы Меру. Ступу окружает мас­сивная ограда. По четырём сторонам света в ней сделаны ворота - тораны, украшенные рельефом.

Ранняя ступа была воздвигнута также в Бхархуте. До нашего време­ни дошла ограда с воротами. Само сооружение времён царя Ашоки не сохранилось. На рельефах столбов ограды предстают древнейшие бо­жества в облике человека: якши и якшини - духи подземных недр и сил природы, тесно связанные с культом плодородия. Поскольку якшини про­изошли от богинь растительного царства, иногда их изображали духами дерева. В буддизме якши и якшини считались низшими божествами, по их роль значительна, так как они являлись в широком смысле охранителями учения, а в более уз­ком - святого места, буддийского сооружения от злых духов, поэтому их часто изображали попарно на ог­радах и воротах ступы, а также дру­гих культовых построек.

Ещё один вид буддийской архи­тектуры - пещерные храмы. Пеще­ра Ломас Риши в Бодх-Гаи - оваль­ное святилище и прямоугольный зал - была высечена при Ашоке

(около 250 г. до н. э.). Стены храма тщательно отполированы. Его фасад и план послужили образцами для более поздних культовых построек I в. н. э.

Монументальная скульптура из камня - вид искусства, который получил при Маурьях широкое рас­пространение. В скульптуре ранне­го буддизма изображения Будды в облике человека не встречались.

Рельеф колонны ступы в Бхархуте. III в. до н. э.

Индия.

Львиная капитель стамбхи в Сарнатхе. Середина III в. до н. э.

Археологический музей, Сарнатх. Индия.

Ступа. Ill- - I вв. до н. э.

Индия.

Будда и его учение представали в об­разах священного дерева Бо (под ним Учитель достиг просветления), трона Будды и Колеса Закона, изо­бражения ступы или отпечатка сто­пы великого проповедника. Эти изображения символизировали раз­личные этапы жизненного пути Учителя: рождение, распростране­ние учения, достижение нирваны. Стиль этих изображений обобщён­но-декоративный и чрезвычайно напоминает резьбу по дереву или слоновой кости.

При Маурьях создавались статуи, и сегодня поражающие монумен­тальностью образа, законченностью и совершенством форм. Такова скульптура якшини из Дидарганджа (около III в. до н. э.). Богиня в образе молодой женщины стоит держа в руках опахало. У неё пышные, тяжё­лые формы (широкие бёдра, чуть выступающий живот, большая грудь). Превосходная полировка придаёт статус завершённость, а крупные формы якшини удивительно сочета­ются с мельчайшими деталями её одежд и украшений.

В пещерах Аджанты можно увидеть самые древние и лучшие образцы буддийской живописи Индии. Это стенная роспись выполнялась в течение семи веков со вторго века до н.э. по пятый этой эры. Что уже удивительно, поскольку не ощущается большой разницы в изменении канона. На взгляд не специалиста в этой живописи, так и вообще. То ли время раньше текло медленнее, то ли что-то иное, но у нас на протяжении семи веков иконопись и фресковая живопись сильнее изменились. Несмотря на иные религиозные посылы и временную дальность, вполне можно провести параллели с храмами христианской традиции. Здесь тоже процветало синкретическое искусство: архитектура соединялась со скульптурой и живописью и, наверняка, были праздничные шествия, в чем-то театрализованные.

Принц Висвантара с женой, пьющие вино.

Дева-апсара. Женщины на фресках Аджанты удивительны.

Англичане приложили усилия к изучению фресок, однако с тех пор фрески во многом утрачены.
Расписывали храмы художники -профессионалы, они следовали правилам древнего трактата "Читрасутра" ("Беседы о живописи"). В трактате было более тысячи советов, начиная с того, как изображать цветок лотоса с 52 лепестками, божеств и второстепенных персонажей, птиц, зверей, растений, заканчивая предписаниями как одеваться и как совершать омовение.

Фрески в Аджанте выполнялись по специальному грунту из смеси глины, коровьего навоза и измельченного камня. Для росписи потолков добавляли рисовую шелуху. На этот слой от 4 до 18 миллиметров накладывалась белая штукатурка (чунам), она полировалась специальной железной лопаточкой, своего рода мастерком.
Краски растирали на яйцах с добавлением рисовой или льняной воды с патокой и клеем.
Сначала рисовались черные или коричневые контуры росписи, затем они ракрашивались и полировались. Грунт постоянно смачивался водой до окончания росписи.
Красители были местного происхождения, здесь использовались растительные и минеральные краски ярких тонов: охра, ляпис-лазурь, лайм, черный, зеленый цвет. В росписях преобладает коричнево-оранжевая гамма.

Под Буддами изображены любовные парочки. Отсутствие аскетизма, присущее религии позже, здесь поражает.

В пещерах наблюдается удивительный эффект свечения красок в темноте, возможно, что в краску добавлялась известь.
На потолках преобладает орнаментальная роспись на стенах - сюжетная. Красота росписей - в обединении мифа и жизни, в её достаточно порой сложных композициях переплелись божества, небесные певицы и танцовщицы апсары, музыканты - киннары, простые люди, всё радуется воедино.
У фигур красивые контуры, прекрасно переданы жесты, а также для этнографов интересны подробности быта, этнические особенности. Несмотря на условность и декоативность изображения, здесь много картинок из жизни.

Англичане оставили свои автографы.

В пещерах Аджанты были расписаны и стены и потолки и колонны.