Должностная инструкция педагога-психолога. Должностная инструкция педагога-психолога доу учебно-методический материал на тему Должностная инструкция педагога психолога в доу фгос

Должностная инструкция
Педагог-психолог

Должностные инструкции с учетом профстандартов 2016-2017

Образец должностной инструкции педагога-психолога

Образец должностной инструкции составлен с учетом профстандарта Педагог-психолог (психолог в сфере образования)

1. Общие положения

1.1. Педагог-психолог относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].

1.2. На должность педагога-психолога принимается лицо, имеющее высшее образование по профильным направлениям, без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность педагога-психолога в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

Не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

Не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

Не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

Не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

Не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Педагог-психолог назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности].

1.5. Педагог-психолог должен знать:

Методологию психолого-педагогической науки, основы возрастной и педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и психологии;

Методологические основы организации и проведения мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы обучающимися на всех уровнях общего образования;

Методы психолого-педагогической диагностики, используемые в мониторинге оценки качества результатов и содержания образовательного процесса;

Теорию и методы организации психологического исследования;

Теории и методы педагогической психологии, историю и теории организации образовательного процесса;

Методы статистического анализа данных психологического исследования;

Методы верификации результатов исследования;

Методы интерпретации и представления результатов исследования;

Методологические основы проектирования образовательной среды, основы психодидактики;

Методы организационно-методического сопровождения основных общеобразовательных программ;

Процедуры и методы интерпретации и представления результатов психолого-педагогического обследования;

Психологические методы оценки параметров образовательной среды, в том числе комфортности и психологической безопасности образовательной среды;

Современные теории и методы консультирования;

Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития;

Этические нормы организации и проведения консультативной работы;

Современные теории, направления и практики коррекционно-развивающей работы;

Современные техники и приемы коррекционно-развивающей работы и психологической помощи;

Закономерности развития различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;

Стандартные методы и технологии, позволяющие решать коррекционно-развивающие задачи, в том числе во взаимодействии с другими специалистами (учителями-дефектологами, учителями-логопедами);

Закономерности групповой динамики, методы, приемы проведения групповой коррекционно-развивающей работы;

Способы и методы оценки эффективности и совершенствования коррекционно-развивающей работы;

Теорию, методологию психодиагностики, классификацию психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования;

Методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачи;

Методы сбора, обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики;

Методы математической обработки результатов психологической диагностики;

Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования;

Психологию личности и социальную психологию малых групп;

Задачи и принципы психологического просвещения в образовательной организации с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся;

Формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся;

Основы педагогики, формы и способы обучения взрослых участников образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся;

Закономерности и возрастные нормы психического, личностного и индивидуального развития на разных возрастных этапах, способы адаптации и проявления дезадаптивного поведения детей, подростков и молодежи к условиям образовательных организаций;

Признаки и формы дезадаптивных состояний у детей, подростков и молодежи;

Современные теории формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, технологии и способы проектирования безопасной и комфортной образовательной среды;

Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными особенностями их развития;

Теории и методы предотвращения "профессионального выгорания" специалистов, причины возникновения, методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива;

Основы возрастной физиологии и гигиены обучающихся, обеспечения их безопасности в образовательном процессе;

Превентивные методы работы с обучающимися "группы риска" (из неблагополучных семей, находящихся в состоянии посттравматического стрессового расстройства, попавших в трудную жизненную ситуацию, склонных к суициду и другим формам аутоагрессии);

Профессиональную этику;

Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей;

Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка;

Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности;

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования;

Историю и теорию проектирования образовательных систем;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила по охране труда, техники безопасности и противопожарной защите.

2. Должностные обязанности

На педагога-психолога возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей.

2.2. Разработка программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционных программ.

2.4. Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей.

2.5. Разработка и реализация мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной федеральными государственными образовательными стандартами.

2.6. Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).

2.7. Психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности.

2.8. Психологическая экспертиза программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды.

2.9. Консультирование педагогов и преподавателей образовательных организаций при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся.

2.10. Оказание психологической поддержки педагогам и преподавателям в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса.

2.11. Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).

2.12. Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам.

2.13. Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам.

2.14. Консультирование педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

2.15. Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам.

2.16. Консультирование администрации образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся.

2.17. Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).

2.18. Разработка и реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении.

2.19. Организация и совместное осуществление педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей и обучающихся недостатков, нарушений социализации и адаптации.

2.20. Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся.

2.21. Проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся.

2.22. Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).

2.23. Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные Ресурсы.

2.24. Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи.

2.25. Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся.

2.26. Определение степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии детей и обучающихся, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов.

2.27. Изучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одаренности.

2.28. Осуществление с целью помощи в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня.

2.29. Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).

2.30. Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста.

2.31. Информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности.

2.32. Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов).

2.33. Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации.

2.34. Просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка.

2.35. Информирование о факторах, препятствующих развитию личности детей, воспитанников и обучающихся, о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи.

2.36. Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).

2.37. Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся.

2.38. Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер.

2.39. Планирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения.

2.40. Разъяснение субъектам образовательного процесса необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения.

2.41. Разработка рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход на новый уровень образования, в новую образовательную организацию).

2.43. Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).

3. Права работника

Педагог-психолог имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.

3.3. Сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в работе организации и вносить предложения по их устранению.

3.4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений и других специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководителя организации).

3.6. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.7. [Указать иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность работника

Педагог-психолог несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.4 ……… (другие положения об ответственности)

5. Заключительные положения

5.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)", утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. N 514н, с учетом ……… (реквизиты локальных нормативных актов организации)

5.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ……… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции(в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)

5.3. ……… (другие заключительные положения).

1.1. Педагог-психолог относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].

1.2. На должность педагога-психолога принимается лицо, имеющее высшее образование по профильным направлениям, без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность педагога-психолога в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

Не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

Не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

Не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

Не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

Не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Педагог-психолог назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности].

1.5. Педагог-психолог должен знать:

Методологию психолого-педагогической науки, основы возрастной и педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и психологии;

Методологические основы организации и проведения мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы обучающимися на всех уровнях общего образования;

Методы психолого-педагогической диагностики, используемые в мониторинге оценки качества результатов и содержания образовательного процесса;

Теорию и методы организации психологического исследования;

Теории и методы педагогической психологии, историю и теории организации образовательного процесса;

Методы статистического анализа данных психологического исследования;

Методы верификации результатов исследования;

Методы интерпретации и представления результатов исследования;

Методологические основы проектирования образовательной среды, основы психодидактики;

Методы организационно-методического сопровождения основных общеобразовательных программ;

Процедуры и методы интерпретации и представления результатов психолого-педагогического обследования;

Психологические методы оценки параметров образовательной среды, в том числе комфортности и психологической безопасности образовательной среды;

Современные теории и методы консультирования;

Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития;

Этические нормы организации и проведения консультативной работы;

Современные теории, направления и практики коррекционно-развивающей работы;

Современные техники и приемы коррекционно-развивающей работы и психологической помощи;

Закономерности развития различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;

Стандартные методы и технологии, позволяющие решать коррекционно-развивающие задачи, в том числе во взаимодействии с другими специалистами (учителями-дефектологами, учителями-логопедами);

Закономерности групповой динамики, методы, приемы проведения групповой коррекционно-развивающей работы;

Способы и методы оценки эффективности и совершенствования коррекционно-развивающей работы;

Теорию, методологию психодиагностики, классификацию психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования;

Методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачи;

Методы сбора, обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики;

Методы математической обработки результатов психологической диагностики;

Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования;

Психологию личности и социальную психологию малых групп;

Задачи и принципы психологического просвещения в образовательной организации с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся;

Формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся;

Основы педагогики, формы и способы обучения взрослых участников образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся;

Закономерности и возрастные нормы психического, личностного и индивидуального развития на разных возрастных этапах, способы адаптации и проявления дезадаптивного поведения детей, подростков и молодежи к условиям образовательных организаций;

Признаки и формы дезадаптивных состояний у детей, подростков и молодежи;

Современные теории формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, технологии и способы проектирования безопасной и комфортной образовательной среды;

Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными особенностями их развития;

Теории и методы предотвращения "профессионального выгорания" специалистов, причины возникновения, методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива;

Основы возрастной физиологии и гигиены обучающихся, обеспечения их безопасности в образовательном процессе;

Превентивные методы работы с обучающимися "группы риска" (из неблагополучных семей, находящихся в состоянии посттравматического стрессового расстройства, попавших в трудную жизненную ситуацию, склонных к суициду и другим формам аутоагрессии);

Профессиональную этику;

Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей;

Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка;

Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности;

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования;

Историю и теорию проектирования образовательных систем;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила по охране труда, техники безопасности и противопожарной защите.

2. Должностные обязанности

На педагога-психолога возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей.

2.2. Разработка программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционных программ.

2.4. Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей.

2.5. Разработка и реализация мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной федеральными государственными образовательными стандартами.

2.6. Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).

2.7. Психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности.

2.8. Психологическая экспертиза программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды.

2.9. Консультирование педагогов и преподавателей образовательных организаций при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся.

2.10. Оказание психологической поддержки педагогам и преподавателям в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса.

2.11. Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).

2.12. Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам.

2.13. Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам.

2.14. Консультирование педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

2.15. Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам.

2.16. Консультирование администрации образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся.

2.17. Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).

2.18. Разработка и реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении.

2.19. Организация и совместное осуществление педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей и обучающихся недостатков, нарушений социализации и адаптации.

2.20. Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся.

2.21. Проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся.

2.22. Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).

2.23. Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные Ресурсы.

2.24. Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи.

2.25. Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся.

2.26. Определение степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии детей и обучающихся, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов.

2.27. Изучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одаренности.

2.28. Осуществление с целью помощи в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня.

2.29. Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).

2.30. Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста.

2.31. Информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности.

2.32. Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов).

2.33. Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации.

2.34. Просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка.

2.35. Информирование о факторах, препятствующих развитию личности детей, воспитанников и обучающихся, о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи.

2.36. Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).

2.37. Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся.

2.38. Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер.

2.39. Планирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения.

2.40. Разъяснение субъектам образовательного процесса необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения.

2.41. Разработка рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход на новый уровень образования, в новую образовательную организацию).

2.43. Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).

3. Права работника

Педагог-психолог имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.

3.3. Сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в работе организации и вносить предложения по их устранению.

3.4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений и других специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководителя организации).

3.6. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.7. [Указать иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность работника

Педагог-психолог несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.4 ……… (другие положения об ответственности)

5. Заключительные положения

5.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта " ", утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. N 514н, с учетом ……… (реквизиты локальных нормативных актов организации)

5.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ……… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции(в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)

5.3. ……… (другие заключительные положения).

Евгения Лосева
Функциональные обязанности педагога-психолога дошкольной организации в соответствии с новым законодательством

29.12.2012 года вступил в силу Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» . 17.10.2013 года приказом Минобрнауки России от № 1155 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, вступивший в силу с 1 января 2014 года. Впервые дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, и это значит, должно теперь работать в соответствии со стандартом . ФГОС ДО предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы. И это принципиальное новшество, в отличие от ФГТ, предъявляющих требования к структуре и условиям реализации основной образовательной программы,

Одно из требований стандарта - уход от академической системы. Лежащий в основе ФГОС системно-деятельностный подход, подразумевает организацию условий , инициирующих детское действие. Ребенок самостоятельно или под руководством педагога в процессе игры , познавательной или исследовательской деятельности, творческой активности «открывает» знания, овладевает умением жить в мире с самим собой, получает навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научается учиться.

Именно поэтому разрабатывая Стандарт, основывались прежде всего на уникальность и самоценность детства, на специфических для детства формах развития – игра, познавательная и продуктивная деятельность, творческая активность.

В Стандарте учитываются

п. 1. Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей дети-ОВЗ);

п. 2. Возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Деятельность психолога : психологическая диагностика, анализ и оценка возможностей освоения дошкольных образовательных программ.

Стандарт направлен на решение следующих задач :

п. 1. Охрана и укрепление психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;

п. 6. Формирование общей культуры личности детей;

п. 7. Обеспечения вариативности и разнообразия организационных форм ДО с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей (консультационные центры/пункты, ГКП) ;

п. 8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным , индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

п. 9. Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования.

В связи с этим психолог осуществляет психологическую диагностику, психологическое проектирование и экспертизу образовательной среды, создание необходимой психологической среды, психологическое просвещение и профилактика. В работу с родителями включаются более практико-ориентированные методы (делаем акцент на развитии компетентности родителей) .

На основе стандартов разрабатывается основная образовательная Программа дошкольного образования (ООП ДО, которая определят комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание) и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования , организационно- педагогические условия педагогического процесса . Программа утверждается организацией самостоятельно (ст. 12.6 Закона "Об образовании в РФ") .

Требования к структуре ООП ДО.

Порядок изложения и принципы внутреннего структурирования всех разделов Программы избираются авторами с учётом предложенной структуры основной образовательной программы, которая включает три основных раздела : целевой, содержательный и организационный , в каждом из которых отражается обязательная часть и часть , формируемая участниками образовательного процесса.

Ст. 2.11.2. ФГОС ДО Содержательный раздел Программы может включать содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования (для освоения программы детьми с ОВЗ) .

Деятельность психолога заключается в разработке и использовании специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий, проведении групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществлении квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим , кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Ст. 3.2.3 ФГОС ДО При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей как педагогами , так и при необходимости квалифицированными специалистами (педагоги-психологи ) проводится психологическая диагностика индивидуального развития ребенка. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей ) .

Психолог должен осуществлять выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей.

Результаты психологической диагностики используются для квалифицированной коррекции развития детей (создание индивидуальных маршрутов развития ребенка) или для решения задач психологического сопровождения развития ребенка (группы детей) .

ст. 3.2.6 ФГОС ДО В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для :

1) Профессионального развития педагогических работников и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;

2) Консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей ) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования;

3) Организационно -методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми

Деятельность психолога : участие в развитии психолого-педагогической компетентности педагогов .

ФГОС ДО предполагает психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДО. Дошкольному учреждению необходима такая модель работы педагога-психолога , которая будет способствовать повышению психологической компетентности всех участников образовательных отношений. Роль деятельности психолога ДО существенна, поскольку достижение образовательных целей без психологического сопровождения программы осуществить сложно. Отправной точкой в выборе стратегии психолого-педагогического сопровождения в саду должен стать анализ образовательной ситуации в ДОУ.

Важно знать свой педагогический коллектив , сильные и слабые стороны каждого. Опираясь на них, можно сформировать такую систему психологического сопровождения деятельности педагогов и родителей ДОУ , в которой поддержка будет адресной (дифференцированной, следовательно, более эффективной.

В условиях повышения психологической компетентности педагогов используются данные бесед, наблюдений, анкетирования педагогов и родителей . С внедрением ФГОС надо переходить от традиционной модели психологического просвещения к модели развития психологической компетентности педагогов , оснащению их психотехниками, позволяющими решать задачи развития, воспитания и обучения ребенка, преодолений профессиональных деструкций у педагогов и повышения уровня их стрессоустойчивости (подходящая форма работы : семинары, практические занятия в виде ролевых игр, практикумов).

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования , которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования .

Ст. 4.7. ФГОС ДО Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования .

Педагог -психолог ДО осуществляет психологический мониторинг готовности к обучению в школе (диагностика психологической готовности к обучению в школе по методике М. Семаго, исследование мотивации учения М. Р. Гинзбург, выполняет заполнение индивидуальных карт выпускника ДО.

Для чего нужен психолог в детском саду? Каковы требования к нему, и какие функции он имеет право выполнять? Эти вопросы задают себе многие родители. Маленький человечек попадает в непривычную, странную и новую для него обстановку детского сада. Вокруг много детишек и взрослых, следует подчиняться распорядку, самостоятельно кушать и играть с другими детками, учиться общаться со сверстниками и взаимодействовать со взрослыми. Помочь ребенку адаптироваться и проследить за его состоянием должен педагог-психолог в детском саду. Для многих малышей такое учреждение – первый серьезный стресс. Чтобы избежать неприятных последствий, не стоит оставлять кажущиеся на первый взгляд проблемы маленьких воспитанников без внимания.

Кто такой психолог?

Педагог-психолог в детском саду является очень важным специалистом для деток, их родителей и персонала учреждения. Родителям не стоит пугаться, если с их ребенком работает психолог - он не врач и не ставит диагнозы деткам. Его задачи иные.

Трудится психолог в трех направлениях:

  • Работа с ребенком. Специалист оценивает личностные характеристики малыша, его психотип, особенности психики и поведения, его природные наклонности, страхи. Зная особенности каждого конкретного ребенка, психолог в детском саду помогает адаптироваться к новым условиям, найти общий язык со сверстниками и воспитателями, решить конфликтные ситуации и помочь, если у малыша проблемы. Работа психолога с детками объединяет функции психологического ведения и педагогики.
  • Работа с родителями ребенка. Пожалуй, детский садик является для родителей малыша стрессом даже большим, чем для самого воспитанника. В задачи психолога входит работа с мамами и папами в нескольких направлениях: помочь осознать новый статус ребенка, объяснить, как вести себя с ним, как работать в области развития своего малыша, решать конфликтные ситуации. Специалист подсказывает родителям дальнейший путь воспитания. Также в задачи психолога входит выявление отклонений в развитии и сообщение родителям о том, что их чадо нуждается в консультации врачей.
  • Работа с персоналом детского садика. Есть мнение, что труд воспитателя низкоквалифицированный, простой, не требующий особых сил и специальных навыков. Это огромная ошибка. Психолог в детском саду как раз осуществляет работу с воспитательским составом, помогает с проблемными детками и выполняет наставнические функции по части работы с ребятами. Каждый педагог должен найти общий язык со всей группой малышей, подобрать ключик к маленькому сердечку, стать другом, покровителем и наставником.

Функции психолога

Стоит рассмотреть подробней, какие функции выполняют психологи в детских садах. Они следующие:

  • адаптивная;
  • диагностическая;
  • педагогическая;
  • консультационная;
  • аналитическая;
  • проблемная.

Адаптивная

Психолог помогает адаптироваться каждому ребенку к условиям детского садика. Как правило, большинство детей не могут сразу осознать, где они находятся, что вообще происходит и как себя вести. Ребенок находится в состоянии стресса, и задача психолога – поработать с ним, чтобы условия детского садика стали для каждого малыша естественными и комфортными.

Работа ведется как с коллективом в целом, так и с каждым ребенком. Для осуществления этих функций создается дневник психолога в детском саду. В нем специалист отмечает пункты плана по адаптации младших детсадовцев и ребят, попавших в учреждение в более старшем возрасте. Он расписывает план мероприятий по работе как с малышами, так и с родителями, и воспитательским составом.

Задача этого этапа – помочь каждому ребенку осознать себя частью коллектива и почувствовать себя комфортно в условиях детского садика.

Диагностическая

В рамках этой функции психолог в детском саду проводит диагностику психотипа ребенка, его способностей и наклонностей, возможных проблем. Для того чтобы успешно работать с каждым малышом, следует знать, чем он живет. Также осуществляется диагностика знаний и умений (насколько хорошо дети могут ходить на горшок, пользоваться столовыми приборами, вести себя в коллективе, взаимодействовать с другими детьми и проч.).

Помимо базовых навыков, потребностей и особенностей малышей, психолог в процессе диагностики выявляет проблемы каждого ребенка. Это могут быть:

  • логопедические проблемы;
  • привычки нервного толка (грызть ногти, ковырять в носу);
  • задержка в развитии;
  • расстройства поведения;
  • прочие проблемы.

С учетом результатов выстраиваются занятия психолога в детском саду с малышами. Если потребуется, он направит ребенка на консультацию к узкому специалисту.

Педагогическая

Психолог – это в первую очередь педагог, задачей которого является всестороннее развитие каждого ребенка. Для выполнения этой задачи психологи в детских садах:

  • разрабатывают развивающие и обучающие программы для деток всех возрастных категорий;
  • составляют график развивающих игр;
  • проводят игровые психотесты для контроля за развитием деток;
  • разрабатывают методы социальной адаптации и усвоения базовых навыков (сюда относятся: правила поведения, взаимодействие в коллективе, представления о мире и прочие);
  • проводят обучающую работу с персоналом;
  • беседуют с родителями деток;
  • разрабатывают мероприятия по адаптации проблемных ребят (с поведенческими нарушениями, без серьезных психических либо физических расстройств).

Консультационная

Психолог работает путем общения. Консультации психолога детского сада могут носить характер:

  • личный (беседа с каждым ребенком);
  • общий (работа с детским коллективом);
  • личный (беседа с каждым родителем);
  • общий (с группой родителей);
  • личный (с ребенком и его родителями);
  • общий (с родителями и воспитателями);
  • общий (с воспитателями и детьми).

В рамках каждой консультации рассматриваются определенные нюансы. Психолог может консультировать по таким вопросам:

  • Как помочь ребенку адаптироваться?
  • Базовые советы родителям – как вести себя с детсадовцем?
  • Игровые занятия с детками, имитация различных ситуаций.
  • Работа с каждым ребенком для анализа его личности, потребностей и проблем.
  • Разрешение конфликтных и проблемных ситуаций.
  • Работа с родителями и воспитателями в личных вопросах.
  • Выявление проблемных деток и извещение родителей о трудностях.
  • Многое другое.

Вся консультационная работа психолога базируется на помощи деткам и их родителям расти и развиваться вместе.

Аналитическая

В рамках аналитической работы психолог:

  • анализирует деток – их поведение, навыки, проблемы;
  • составляет отчеты в вышестоящие организации;
  • выполняет задания аналитического характера, предусмотренные законодательством;
  • ведет дневники и журналы в установленной законодательством форме;
  • подает отчеты, предусмотренные законодательно.

Проблемная

Психолог детского сада решает и проблемные ситуации. В его компетенцию входят:

  • выявление проблем у деток;
  • анализ проблем и принятие решения - требуется ли консультация специалиста и специфическое лечение, либо проблема может быть решена психологом;
  • помощь в решении конфликтных ситуаций;
  • работа в проблемных или нестандартных ситуациях с детками, их родителями и персоналом садика;
  • ведение частных занятий с малышами для решения их проблем.

Как правило, для психолога установлены четкие ограничения и прописаны функции, которые он выполнять уже не имеет права. Рассмотрим их подробней.

Чего психолог не имеет права делать

Функции психолога не распространяются на:

  • Постановку диагноза детям.
  • Проведение специфического лечения либо его назначение.
  • Составление обязательной программы для родителей по воспитанию ребенка. Работа психолога носит консультационный и вспомогательный характер.
  • Работу с детьми для постановки у них определенных поведенческих и ситуационных моментов, которые носят заведомо опасный для ребенка характер.
  • Любую работу, которая направлена на «копание» в голове малыша без ведома родителей или которая может нанести ребенку вред.

Советы психолога в детском саду направлены на помощь в адаптации, развитии и взаимодействии ребенка с окружающим миром. Они не носят явного лечебного характера. Также запрещены на законодательном уровне любые действия, которые могут причинить вред психическому либо физическому здоровью малыша.

Поэтому психолог детского сада – это специалист, который помогает малышам, их родителям и персоналу жить дружно, учиться вместе и чувствовать себя легко и комфортно.

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе "Квалификационных характеристик должностей работников образования» утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. N761н. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.13г. №1155.

1.2. Педагог-психолог относится к категории педагогических работников, назначается и освобождается от должности заведующим МБДОУ д/с № 26 в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

1.3. Педагог-психолог непосредственно подчиняется заведующему МБДОУ д/с № 26, заместителю заведующей по безопасности и старшему воспитателю.

1.4. Педагог-психолог работает по графику, утвержденному заведующим МБДОУ д/с № 26, с нагрузкой на одну ставку 36 ч. в неделю.

Из них 18 ч. в неделю отводит на диагностическую, а также коррекционную и развивающую воспитательную работу с воспитанниками, экспертную и консультативную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в ДОУ, на участие в работе психолого-медико-педагогической комиссии ДОУ;

Остальные 18 ч. в неделю осуществляет подготовку к работе с воспитанниками, обработку, анализ и обобщение полученных результатов, подготовку к экспертно-консультативной работе с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) воспитанников, организационно-методическую деятельность (участие в методических объединениях, ведение документации и др.).

1.5. В своей деятельности руководствуется:

Конституцией РФ;

Конвенцией о правах ребенка, инструкцией по охране жизни и здоровья детей;

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №223-ФЗ;

Законодательными актами РФ, Московской области, г. Красногорска;

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010г. №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;

Правилами и нормами охраны труда и противопожарной безопасности;

Уставом и другими локальными актами МБДОУ д/с № 26;

Настоящей должностной инструкцией, Трудовым договором, Договором с родителями.

1.6. Педагог-психолог должен знать:

Приоритетные направления развития образовательной системы РФ, региона и муниципалитета;

Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

Декларацию прав и свобод человека;

Конвенцию ООН о правах ребенка;

Устав и другие локальные акты организации;

Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, занятости воспитанников и их социальной защиты;

Правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

Правила по охране труда и пожарной безопасности;

Санитарно-эпидемиологические требования к организации образовательного процесса.

Общую психологию, педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;

Основы дефектологии, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;

Современные методы индивидуальной и групповой диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка;

Методы и приемы работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;

Методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;

Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками;

Основы экологии, социологии, педагогическую этику;

Трудовое законодательство;

Основы работы с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и веб-обозревателями (браузерами), мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами.

1.7. Педагог-психолог соблюдает Конвенцию ООН о правах ребенка.

1.8. По производственной необходимости может осуществиться перевод педагога-психолога на вакантную должность по приказу заведующего.

2. Требования к квалификации

2.1. На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы.

2.2. Педагог-психолог должен обладать основными компетенциями в соответствии с ФГОС в организации:

Мероприятий, направленных на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников в процессе воспитания и обучения;

Образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»);

Взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательной организации;

Методического обеспечения реализации содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»;

Овладения информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе.

2.3. На основе приказа Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010г. №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»:

Педагогический работник должен пройти обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности (в течении 5 лет);

Педагогический работник может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, имея стаж не менее 2 лет.

Вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;

Имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.

Педагогический работник может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.

Имеют установленную первую квалификационную категорию;

Владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;

Имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в т.ч. с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

Вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания на уровне региона и России.

3. Должностные обязанности

3.1. Педагог-психолог осуществляет:

Профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников в процессе воспитательно-образовательной деятельности, выполняя общеобразовательную программу образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом;

Превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;

Тщательный присмотр за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей;

Проведение психологической диагностики, с использованием современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

Проведение консультативной помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии, а также современных информационных технологий.

Составление психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ, анализа достижений и подтверждение воспитанниками уровней развития и образования с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития воспитанников.

Создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников;

Сотрудничество с детскими садами и социумом по вопросам психолого-педагогического воспитания.

3.2. Педагог-психолог определяет:

Факторы, препятствующие развитию личности воспитанников и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного).

Степень нарушений в развитии воспитанников, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.

Направление психолого-педагогической деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, (умственных, физиологических, эмоциональных);

3.3. Педагог-психолог обеспечивает:

Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей во время реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»;

Выполнение общеобразовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»);

Стабильные результаты освоения воспитанниками образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и показатели динамики их достижений выше средних в г. Красногорске;

Индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

3.4. Педагог-психолог владеет информационно-коммуникационными технологиями и применяет их в воспитательно-образовательном процессе.

3.5. Доводит информацию до воспитателя, старшего воспитателя и родителя о продвижении ребенка в освоении образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» через различные формы.

3.6. Педагог-психолог участвует:

В планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников, в обеспечении уровня подготовки воспитанников, соответствующего федеральным государственным образовательным требованиям.

В разработке образовательной программы образовательной организации;

В организации и проведении массовых мероприятий с воспитанниками в рамках образовательной программы МБДОУ д/с № 26;

В организации и проведении интегрированных, итоговых и других видов НОД совместно с воспитателями и специалистами;

В оснащении развивающей предметно-пространственной среды для реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в кабинете педагога-психолога, в групповых помещениях и способствующей развитию инициативы и самовыражения;

В работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, методических объединениях, семинарах и других мероприятиях, организуемых научно-методическим центром округа

В подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой МБДОУ д/с № 26;

В организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (законным представителям), работников МБДОУ д/с № 26 по вопросам развития обучающихся, воспитанников, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности воспитанников, педагогических работников, родителей (законных представителей);

В проведении проверки результатов деятельности воспитанников:

В начале учебного года - для определения зоны образовательных потребностей каждого воспитанника;

В конце года - в выявлении уровня достижений каждым ребенком промежуточных и итоговых показателей освоения образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»,

3.7. Педагог-психолог вносит личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания.

3.8. Проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.

3.9. Поддерживает порядок на своем рабочем месте. Проводит санитарно-гигиеническую обработку игрушек и пособий в соответствии с требованиями СанПиН. Бережно использует имущество организации, методическую литературу, пособия.

3.14. Педагог-психолог координирует эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности воспитанников, используя в своей деятельности компьютерные технологии, в т. ч. текстовые редакторы и электронные таблицы.

3.15. Ведет документацию педагога-психолога согласно номенклатуре дел МБДОУ д/с № 26 в соответствии с приказом;

3.16. Педагог-психолог планирует в соответствии с годовым планом работы МБДОУ д/с № 26 свою работу на год, полугодие и помесячно (по согласованию с руководителем психологической службы и последующим утверждением, заведующим ДОУ);

3.12. Проходит медицинский осмотр в нерабочее время в соответствии с графиком.

3.13. Осваивает дополнительные профессиональные образовательные программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации (в объеме не менее 72 часов) не реже чем каждые 3 года.

3.14. Педагог-психолог содействует:

Всестороннему развитию воспитанников через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в организации;

Участвует в формировании психологической культуры воспитанников, педагогических работников и родителей (законных представителей), в том числе и культуры полового воспитания.

Развитию у воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.

3.15. Педагог-психолог соблюдает:

Права и свободы воспитанников, содержащиеся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции о правах ребенка;

Правила и нормы охраны труда и противопожарной защиты, санитарно-гигиенические нормы и требования;

Трудовую дисциплину и правила трудового распорядка.

3.16. Педагог-психолог обеспечивает:

Психологическую поддержку творчески одаренных воспитанников, содействует их развитию и организации развивающей среды.

Охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательного процесса;

Строгое выполнение расписания непосредственно образовательной деятельности;

Выполнение требований заведующего МБДОУ д/с № 26, заместителя заведующего по безопасности, медсестры, старшего воспитателя, связанные с педагогической работой и охраной жизни и здоровья детей.

4. Права

4.1. Педагог-психолог имеет права, предусмотренные ТК РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом детского сада, Коллективным договором и другими локальными актами организации.

4.2. Педагог-психолог в пределах своей компетенции имеет право:

Принимать участие в работе творческих групп;

Устанавливать деловые контакты со сторонними организациями в рамках своей компетенции;

Вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса;

Вносить предложения при разработке образовательной программы и годового плана организации;

Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы в соответствии с общеобразовательной программой, утвержденной организацией;

Представлять свой опыт работы на педагогических советах, методических объединениях, родительских собраниях, отчетных итоговых мероприятиях, и в печатных изданиях специализированной направленности;

Знакомиться с проектами решений руководителя дошкольной организации, касающимися его деятельности;

Требовать от администрации организации создания условий, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей;

Участвовать в работе органов самоуправления.

4.3. Повышать свою квалификацию (не реже 1 раза в 3 года).

5. Ответственность

5.1. Педагог-психолог несет персональную ответственность:

За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - В пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

За жизнь и здоровье воспитанников во время проведения образовательного процесса (реализация образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»);

За нарушение прав и свобод ребенка;

За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.2.В случае нарушения Устава организации, условий коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов заведующего педагог-психолог подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьей 192 ТК РФ.

5.3.За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, педагог может быть уволен по ст. 336, п. 2 ТК РФ.