Ознакомление с окружающим по теме зима. Ознакомление с окружающим и развитие речи

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром «Пришла зима-снег и радость принесла»

Самойлова Светлана Викторовна, воспитатель ГБОУ СОШ №10 СП «Детский сад «Березка»» г.о. Чапаевск Самарской области.

Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы на тему «Пришла зима – снег и радость принесла». Данный материал будет полезен для воспитателей старшей группы.

Интеграция образовательных областей : «Познание»; «Коммуникация»; «Социализация»; «Физическая культура»; «Музыка»; «Чтение художественной литературы»; «Художественное творчество».

Задачи:
Уточнить и расширить представления детей о зиме, о снеге. («Познание»)
Опытно-экспериментальным путем дать детям понять, что вода прозрачная (сквозь нее все видно), но ее можно сделать цветной, тогда она становится непрозрачной (сквозь нее ничего не видно). Из такой воды можно сделать цветные льдинки, разлив ее по формочкам. («Познание»)
Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ. («Коммуникация»)
Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию во время отгадывания загадок. («Коммуникация»)
Развивать ловкость, быстроту, желание участвовать в совместных подвижных играх. («Физическая культура»)
Вызвать у детей положительные эстетические чувства и эмоции во время прослушивания музыкальной композиции. («Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского). («Музыка»)
Способствовать активному и доброжелательному взаимодействию детей с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач. («Социализация»)
Побуждать проявлять чуткость к художественному слову при прослушивании стихотворения о снежинке. («Чтение худ.литературы»)
Продолжать совершенствовать умение рисовать гуашью и красками. Развивать фантазию, умение передавать задуманный узор на бумаге. («Художественное творчество»)

Материал:
Картинки с признаками зимы, прикрепляемыми на мольберт; картинки: сугроб, метель, иней, узоры на стекле, снежинка, рыбы под толщей льда; для дид.игры: картинки с изображением водопада, реки, лужи, льда, снегопада, тучи, дождя, пара, снежинки, капли и т.д.; для экспериментирования: баночки с водой, цветная гуашь, кисточки, пуговицы, шарики и др.мелкие предметы, формочки для льдинок; для рисования: цветная бумага (голубая или фиолетовая), белая гуашь, кисточки, непроливайки; муз.композиция «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского.

1.Беседа о зиме.

Дети сидят на паласе на стульчиках.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (зима)
Какие зимние признаки вы знаете?
Дети называют признаки зимы и прикрепляют их на мольберте.
- Небо серое, солнце светит мало. Если светит - то не греет.
- Все кругом покрыто белым покрывалом- снегом.
- Люди одели теплую одежду- на улице стало холодно.
- Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку.
- Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.
Воспитатель: Молодцы, а теперь ответьте на мои вопросы.

Воспитатель задает вопрос и прикрепляет соответствующую картинку на мольберте.
- Как называются кучи снега на земле?(сугробы)
- Как называется ветер со снегом? (метель)
Метель- это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно.
- Как называется снег, который образуется на веточках деревьев, после небольшой оттепели? (иней)
Иней бывает, когда температура воздуха опускается ниже точки замерзания. В мороз на траве или на земле образуются кристаллики льда. Иногда иней бывает такой белый, что его можно принять за снег.
- Как называются расписные окна зимой? (зимние узоры)
В сильный мороз на окнах часто образуются красивые узоры. Эти узоры разные: одни похожи на листья папортника, их называют «Сад Деда Мороза», другие похожи на лесную сказку.
- Что происходит с реками зимой? (они покрываются льдом)
Рыбы опускаются глубоко на дно и там медленно плавают.
- Как называется явление, когда зимой падает снег? (снегопад)
- Какой бывает снег? (белый, пушистый, холодный, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т.д.)
- Из чего состоит снег? (из снежинок)
- Какая бывает снежинка? (легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т.д.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, как много вы знаете о зиме. А загадки отгадывать умеете?

Мягкий он, а не подушка.
Белый он, а не пушок,
Он холодный, как лягушка,
А согреешь- ручеек. (снег)

Покружилась звездочка
В воздухе немножко.
Села и растаяла
На моей ладошке.(снежинка)

Кто, угадай, седая хозяйка:
Тряхнет перинки - над миром пушинки. (зима)

Кто мостит на реке мосток
Без топора, без гвоздей, без досок? (мороз)

И не снег, и не лед,
А серебром зимой деревья уберет. (иней)

2. Физминутка.

Я мороза не боюсь! (грозят пальцем)
С ним я крепко подружусь! (ладони скреплены)
Подойдет ко мне мороз. (ходьба на месте)
Тронет руку, тронет нос!(показывают)
Значит, надо не зевать:
Бегать, прыгать и скакать! (прыжки на месте).

3.Опытно- экспериментальная деятельность.

Стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, кто это к нам пришел? (Незнайка)
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Слышал я, что вы здесь говорите о зиме, о снеге, о снежинках. Посмотрите, что я вам принес.

Незнайка приглашает детей за большой стол. Выкладывает на стол банки, наполовину наполненные водой.
Дети рассматривают воду и убеждаются, что через воду все видно. Затем Незнайка в каждую банку бросает мелкие предметы (пуговицы, шарики и т.д.) , предлагает рассмотреть их сбоку и сверху, объясняет, почему их хорошо видно. Перемещает банки, чтобы дети рассмотрели разные предметы. Уточняет - вода прозрачная, не имеет запаха, но ее можно сделать цветной, если добавить в нее краску. Дети набирают разную краску кисточками и растворяют ее в банках с водой. Каждую банку дети рассматривают, любуются красивой водой, называют цвет. Затем Незнайка обращает внимание на то, что предметы в банках «исчезли», их не видно. Поясняет: цветная вода стала непрозрачной, через нее ничего не видно, из такой воды можно сделать цветные льдинки. Незнайка разливает воду по формочкам.
Незнайка: Ребята, а что нужно сделать, чтобы вода в формочках замерзла? (поставить на мороз или в холодильник) Во что превратится вода? (в лед). В следующий раз я покажу вам, что у нас получилось. А сейчас мне пора. До свидания!

4.Дидактическая игра «Где снежинки?»

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинки, капля и т.д.
Во время движения по кругу произносятся следующие слова:
Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку мне искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?
Вновь выбираются нужные картинки и объясняется их выбор.
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием.

5.Художественное творчество.

Воспитатель: Сегодня мы много говорили о зиме, о снежинках. Послушайте стихотворение:
Снежинки пуховые,
Веселые, живые!
Вы кружитесь, мерцаете
В молчании лесном.
И землю устилаете
Блестящим серебром!
Воспитатель: Я предлагаю вам изобразить снежинки на цветной бумаге белой гуашью.
- Дети по образцам, прикрепленным на мольберте, выполняют работу, изображая снежинку по всему листу бумаги разными способами (по выбору).
Работа выполняется под музыкальную композицию «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

6. Рефлексия.

Выставка рисунков.
Дети рассматривают узоры на рисунках, отмечают сходства и различия.

Людмила Лузик
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Зимушка-зима»

Тема занятия : «Зимушка-зима»

Возрастная группа : старшая группа

Программное содержание : Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимних месяцев. Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных, птиц, рыб. Закрепить знания о деревьях, кустарниках.

Учить анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать речь, внимание, мышление.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

Словарная работа : «Хмурень», «Лютень», «Снеговей», метель, вьюга, пурга, позёмка, водоём.

Оборудование : демонстрационный материал (иллюстрации птиц,лесных животных, д/и «Времена года (Зима)», письмо от Зимушки-Зимы, части снежинки с заданиями, грамматическая запись.

Раздаточный материал: карточки

Предшествующая работа воспитателя : подбор оборудования, художественного слова (загадок, музыки, изготовление снежинок, письма.

Предварительная работа с детьми : чтение художественной литературы (рассказы о животных, стихи о зиме, беседы, наблюдение на прогулке, опыт (в тепле снег и лед превращается в воду).

Индивидуальная работа с детьми: познавательная игра - лото «Времена года», рассматривание альбома о зиме, вырезание снежинок.

Структура и методические приемы :

1) Вводная часть. Сюрпризный момент- письмо от Зимушки-Зимы.

2) Основная часть. Дети собирают части от снежинок, выполняя задания (отвечают на вопросы, отгадывают загадки, физкультурная пауза «Выпал беленький снежок.», п/и «Где мы были, мы не скажем, как играли вам покажем», Д/и «Что лишнее?», «Отгадай животное», рассказывают о жизни птиц, лесных зверей зимой и. т. д)

3) Заключительная часть. Дети из собранных частей составляют снежинку под музыку. Д/и «Времена года» (подбирают карточки, которые относятся к зиме, обосновывают свой выбор, сюрприз-угощение от Зимушки –Зимы.

Ход занятия :

1. –Дети, сегодня нам пришло письмо. Интересно кто его написал? Давайте прочитаем (открываю концерт, вынимаю письмо и пронумерованные части от большой снежинки, на которых написаны задания).

«Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам Зимушка-Зима, вот и закончился последний зимний месяц, мне пора не север. Я приготовила вам сюрприз (угощения, но вы должны помочь мне собрать снежинку, но составить ее можно только выполнив несколько заданий, они на частях от снежинки».

Дети находят часть снежинки №1, воспитатель читает здание.

2. №1. – Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь и февраль)

Как в народе называют месяц декабрь и почему? («Хмурень» - хмурый, бессолнечный. В начале зимы солнце редко выглядывать из-за туч, не греет, оно не яркое).

Как называют в народе второй зимний месяц январь? («Лютень» - лютует стужа, трещат морозы)

Как называли последний месяц февраль? («Снеговей» - часто идет снег, метели и вьюги наметают высокие сугробы)

№2. – Люди часто говорят – вьюга, метель, пурга, поземка. А что это такое? (Ветер поднимает снежинки и несет их, как метлой метет – это метель). Если прислушаться к вою ветра «Вьююуу - вьююуу» это метель себя вьюгой назвала. Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны, кружит, метет, ничего не видно - это пурга. А когда ветер несет снег по низу, по самой земле – это позёмка.

Дыхательная гимнастика. – Давайте мы с вами будем ветерочком и подуем на снежинку. (воспитатель подносит детям снежинку на ниточки – дети дуют)

№3. Загадать загадки:

«Белые мухи прилетели,

На землю сели» (снег)

«Он все время занят делом,

Он не может зря идти

Он идет и красит белым

Все, что видит на пути» (снег)

Правильно зимой часто идет снег, он укрывает землю пушистым покрывалом. Давайте вспомним свойства снега.

Какой снег в морозный день? (снег мелкий пушистый, он искрится и переливается на солнце, скрипит под ногами – это ломаются снежинки).

А какой снег в теплый день? (снег тяжелый, мокрый, липкий, из него можно лепить)

Физ. пауза.

Выпал беленький снежок (дети показывают – постепенно пускают руки).

Собираемся в кружок (встают в круг, берутся за руки).

Мы потопаем, мы потопаем (топают).

Будем весело плясать (делают пружинку).

Будем ручки согревать.

Мы похлопаем, мы похлопаем! (хлопают)

Будем прыгать веселей,

Чтобы было потеплей.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем. (прыгают)

«Без досок, без топоров

Через речку мост готов,

Мост, как синее стекло

Скользко, весело, светло» (Лед)

«Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло» (Лед)

А что происходит зимой с водоемами: реками, озерами, прудами? (Они покрылись толстым льдом)

А как ведут себя рыбы в сильные морозы? (Они опускаются глубже ко дну, многие засыпают, на дне им не хватает воздуха, трудно дышать)

Как люди могут помочь рыбам? (Чтобы рыбы не задохнулись, люди пробивают в водоемах проруби, через которые поступает воздух)

Что произойдет со снегом и льдом, если принести их в теплое помещение. (Превратиться в воду)

Правильно снег и лед- это замерзшая вода.

№5 Загадать загадку:

«Ее всегда в лесу найдешь-

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж

Зимою в платье летнем» (Ель)

Правильно это ель. А что же происходит с другими деревьями и кустарниками? (Все деревья и кустарники без листьев. Зимой она не растут, погружаются в сон, потому что зимой мало воды, света, нет тепла)

Что же защищает деревья от холода, почему они не замерзают? (От холода их защищает пробковая ткань – она не пропускает из дерева воду и тепло)

Каким деревьями легче перенести холод молодым или старым и почему? (У старых деревьев пробковый слой толще им легче переносить морозы)

Дети получают пятую часть от снежинки.

№6 – Много веселых забав у детворы зимой. Какие зимние забавы вы любите? (Катание с горки, катание на санках, лыжах, коньках, игра в хоккей. В дни оттепели можно строить снежные крепости, играть в снежки, лепить снеговиков)

Давайте поиграем в игру в игру «Где мы были мы не скажем, как играли всем покажем» (Одни дети имитируют игру – другие отгадывают)

№7 – Осенью многие птицы улетают в теплые края. А какие птицы остались зимовать? (воробьи, синицы, голуби, сороки, дятлы, клесты.)

Какая птица прилетает к нам с севера на зимовку? (Снегирь)

У какой птицы появляются в январе птенцы (Клест)

Птицам холодно зимой они перебираются из леса поближе к жилью людей. В сильные морозы прячутся под крышу. Зимой им трудно найти пищу, люди подкармливают птиц. Д/и «Что лишнее?»

1) Голубь, дятел, сорока, синица, снегирь (прилетает на зиму с севера)

2) Синица, дятел, голубь, снегирь, клест, воробей (появляются зимой птицы)

3)Голубь, клест, соловей, снегирь, сорока (перелетная птица)

(дети получают 7 часть от снежинки)

№8 – Холодно и голодно зимой зверям. Как зимуют звери в лесу?

Зимушка-Зима просит рассказать о жизни лесных зверей зимой.

Послушайте загадки, кто отгадает получит картинку и расскажет о животном.

«Кто на ветке шишку грыз?

И бросал объедки вниз?

Кто по веткам ловко скачет?

Кто в дупле орехи прячет?» (Белка)

В теплые дни белки прыгают по веткам деревьев, грызут шишки, добывая из них семена. А в сильные морозы прячутся в дупла и спят свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом.

«У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора» (Заяц)

Зайцы оделись в белые теплые шубки, чтобы никто не заметил их на снегу. Днем зайцы сидят под кустами, прячутся от лис, волков и охотников. А ночью ищет пищу, питается он корой деревьев, особенно любит осину.

«Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос» (Медведь)

Медведь спит в берлоге. Среди зимы у медведицы появляются детеныши-медвежата. Им тепло около мамы.

«Шубка – иголки

Свернется он –колкий

Рукой не возьмешь

Кто это?» (Еж)

Еж тоже всю зиму спит под старым пнем, свернувшись клубочком в своей мягкой теплой постельке из сухих листьев.

«Рыжий клубок

За белым – скок!» (Лиса)

У лисы теплая, пушистая шубка. Она ловит зайцев, белок и мышей. Лиса учует мышь в норке, потом начинает прыгать на снегу, мышь, испугавшись, выбегает, лиса ловит ее. В сильные морозы лиса прячется в норе.

«Серый, зубастый

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет» (Волки)

Волк зимой злой и голодный, он хищник, ловит зайцев, белок, мышей. По ночам он тоскливо воет. Часто волки собираются в стаи, чтобы легче добыть пищу. (Дети получают часть от снежинки)

3. Д/и «Времена года» (Детям раздаются карточки с временами года, они выбирают те картинки, которые относятся к зиме, обосновывают свой выбор)

Вот мы и собрали все части от снежинки, давайте сложим ее (под музыку дети собирают снежинку)

Сюрприз – угощение от Зимушки-Зимы.

Полина Андреенко
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима. Зимние приметы»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.

Задачи:

Уточнить и расширить представления детей о зиме, о снеге.

Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.

Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию во время отгадывания загадок.

Вызвать у детей положительные эстетические чувства и эмоции во время прослушивания музыкальной композиции.

Способствовать активному и доброжелательному взаимодействию детей с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Продолжать совершенствовать умение рисовать карандашами. Развивать фантазию, умение передавать задуманный узор на бумаге.

Материал:

Картинки с признаками зимы; картинки: сугроб, метель, иней, узоры на стекле, снежинки, рыбы под толщей льда; для дид. игры: картинки с изображением водопада, реки, лужи, льда, снегопада, тучи, дождя, пара, снежинки, капли и т. д. ; для рисования: цветная бумага (черная или фиолетовая, белый карандаш, муз. композиция «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Непосредственно образовательная деятельность:

1. Беседа о зиме.

Дети сидят на стульчиках.

На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами. Воспитатель читает стихотворение И. Никитина «Встреча зимы».

Здравствуй, гостья - зима!

Просим милости к нам,

Песни севера петь по лесам и степям.

Есть раздолье у нас - где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам и ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, -

Пусть мороз твой трещит,

Наша русская кровь на морозе горит!

Воспитатель: Ребята, вы рады зиме? А что вам больше всего нравится делать зимой?

Давайте рассмотрим иллюстрации и поговорим о признаках зимы. Чем зима отличается от других времен года?

Дети называют признаки зимы:

Небо серое, солнце светит мало. Если светит - то не греет.

Все кругом покрыто белым покрывалом- снегом.

Люди одели теплую одежду- на улице стало холодно.

Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку.

Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.

Воспитатель:

Сколько месяцев длится зима? Назовите зимние месяцы.

Ребята, а вы знаете, почему наступает зима?

Потому что Земля, наша планета, в это время года так наклонена к Солнцу, что на нее попадает меньше солнечных лучей, а следовательно, она получает меньше тепла и света. Поэтому понижается температура, дни становятся короче, а ночи длиннее.

Почему зимой идет снег? Откуда он берется?

Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому зимой идет снег, а в теплое время года – дождь.

Давайте рассмотрим снежинки. Одинаковые они? Чем они отличаются?

Все снежинки разные: есть шестилучевые звезды, игольчатые батареи, пушинки, пластинчатые ежи, снежинки-запонки. Форма снежинок сильно изменяется в зависимости от погоды. В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожие на звездочки. Они падают по одной, поэтому их легко рассмотреть, поймав снежинку на рукавичку. При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, поэтому говорят, что идет «снежная крупа». А при сильном ветре идет сплошная «снежная пыль» - это ветер обломал у снежинок их красивые лучи. В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются от нашей тяжести лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими, ломкими. Когда нет мороза, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок.

Как называется ветер со снегом? (метель)

Метель- это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно.

Как называется снег, который образуется на веточках деревьев, после небольшой оттепели? (иней)

В мороз на траве или на деревьях образуются кристаллики льда. Иногда иней бывает такой белый, что его можно принять за снег.

Как называются расписные окна зимой? (зимние узоры, изморозь)

В сильный мороз на окнах часто образуются красивые узоры. Эти узоры разные: одни похожи на листья папортника, их называют «Сад Деда Мороза», другие похожи на лесную сказку.

Физминутка «Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

На катке потом катались,

А ещё в снегу валялись,

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли.

Воспитатель: Молодцы, ребята, как много вы знаете о зиме. А

загадки

отгадывать умеете?

Мягкий он, а не подушка.

Белый он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка,

А согреешь- ручеек. (снег)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

Кто, угадай, седая хозяйка:

Тряхнет перинки - над миром пушинки. (зима)

Кто мостит на реке мосток

Без топора, без гвоздей, без досок? (мороз)

И не снег, и не лед,

А серебром зимой деревья уберет. (иней)

Дидактическая игра с мячом «Подбери нужное слово»

Какие слова можно сказать про зиму, какая она? - Снежная, вьюжная, морозная, холодная, суровая, мягкая, белая и т. д.

Какой бывает снег? (белый, пушистый, холодный, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т. д.)

Какая бывает снежинка? (легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т. д.)

Дидактическое упражнение «Назови родственные слова»

(хлопнуть в ладоши):

Выделение родственных слов к слову снег из ряда слов близких по смыслу: зимушка, снежок, снегопад, холод, зимовье, снеговик, заснеженный, метель, Снегурочка, заморозки, Дед Мороз, морозец, морозилка, снежинка, зимовье, подснежник, зимующий, вьюга, зимовка, снегирь.

Дидактическая игра «Где снежинки?»

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинки, капля и т. д.

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку мне искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбираются нужные картинки и объясняется их выбор.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием.

5. Художественное творчество.

Воспитатель: Сегодня мы много говорили о зиме, о снежинках. Послушайте стихотворение:

Снежинки пуховые,

Веселые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном.

И землю устилаете

Блестящим серебром!

Воспитатель: Я предлагаю вам изобразить снежинки на цветной бумаге белым карандашом.

Дети по образцам, прикрепленным на мольберте, выполняют работу, изображая снежинку по всему листу бумаги разными способами (по выбору).

Работа выполняется под музыкальную композицию «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского .

Готовые рисунки ребята прикрепляют на доску.

6. Рефлексия.

Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

Что нового вы узнали? Что больше всего понравилось?

Цель: создание условий для обобщения и систематизации представлений детей о времени года – зиме.

Задачи:

    закрепить представление детей о характерных признаках зимы: холодно, морозно, часто идет снег; солнце светит, но не греет; деревья, кустарники, травы отдыхают; люди надевают на улицу зимнюю одежду;

    развивать знания о белом цвете, о предметах белого цвета в окружающем мире;

    расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни диких зверей (зайца, белки, медведя) зимой, их питании и жилищах;

    развивать двигательную активность с использованием здоровье сберегающих технологий;

    способствовать проявлению у детей живого интереса к явлениям и объектам природы, воспитывать умение выражать сочувствие, сопереживание, восхищение.

Методы и приемы:

    словесные (беседа, художественное слово, вопросы к детям);

    здоровье сберегающие (цветотерапия, физминутка)

    проблемные (ситуации поиска, проблемные вопросы, опытническая деятельность);

    наглядные (экскурсия на площадке детского сада, знакомство с белым зайцем (кроликом), белым медведем (игрушка), снеговиком);

    игровые (дидактическая игра, пальчиковая игра);

    практические (кормление кролика).

Предварительная работа:

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой природе зимой: снегопад, метель, поздний восход и ранний заход солнца.

Наблюдение за деревьями и кустарниках.

Беседы о характерных признаках зимы, о приспособлении диких животных к зиме.

Чтение стихов о зиме, загадывание загадок о диких животных.

Рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами. Просмотр слайдов о жизни животных зимой в лесу.

Работа с календарем природы.

Работа с родителями : консультация для родителей «Наблюдения с детьми зимой», подготовка материалов для импровизированных жилищ зверей.

Материал и оборудование:

    снеговик из снега на площадке;

    деревья и кустарники на площадке детского сада;

    живой белый кролик (принести из дома);

    игрушка белый медведь;

    детские санки;

    материал для импровизации жилищ зверей.

Интеграция образовательных областей:

    Социально-коммуникативное развитие;

    Познавательное развитие;

    Речевое развитие;

    Художественно-эстетическое развитие;

    Физическое развитие.

Ход НОД:

Помощник воспитателя : - Ребята, сегодня к нам пришла гостья, но она очень боится сюда заходить. И поэтому нам нужно пойти на улицу и встреть ее там. Но на улице очень холодно, что нужно сделать чтобы не замёрзнуть?

Дети: - Одеть тёплую одежду.

Дети одеваются и под спокойную музыку выходят на улицу их встречает Зимушка.

Зимушка:

По лесам и по поля

Я спешила в гости к вам.

По горам и тропинкам

Уложила я снежинки,

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Кто же я?

Дети: - Зимушка -зима

А давайте с вами вспомним, что происходит зимой…

Ответы детей

Конечно, на улице стало холодно, лежит снег, падают снежинки, праздник Новый год! Ребята, а что мы с вами одеваем, когда на улице холодно?

Ответы детей - Одеваем зимнюю, тёплую одежду. Шубку, шапку, валенки, варежки, шарф.

Скажите мне, ребята, а что вам больше всего нравится делать зимой, в какие игры играть?

Ответы детей (Кататься с горки, на санках, играть в снежки, валяться в снегу, лепить снежную бабу).

Зимушка: - Ребятки, беда у меня случилась, в моём лесу много деревьев и ёлочек, я их укрыла белоснежным пушистым тёплым одеялом. А вчера налетела злая вьюга. Ох, и выла она, и кружила она, все шубки снежные с деревьев и ёлочек сдула и унесла снежинки с собой. А без них мне никак нельзя, как вы думаете почему? Всё может погибнуть, замёрзнуть. Поможете мне найти снежинки?

Дети: - Да!

Зимушка: - Я предлагаю отправится на поиски снежинок в зимний лес, надеюсь вы все знаете как вести себя в зимнем лесу.

Дети: - Тихо, что - бы не разбудить спящих зверей, соблюдать привила безопасности.

Ну, что ж, отправляемся! Садитесь в саночки и поедем.

Звучит музыка «Бубенцы »

Зимушка: - Вот и приехали на зимнюю полянку. Ребятки посмотрите беда - то какая, совсем кустики без снега стоят. Что с ними может случиться?

Дети: -Может замёрзнуть.

Зимушка: - А что нужно сделать, что – бы веточки на кустиках не замёрзли?

Дети: - Снегом укрыть.

Зимушка - Но где же нам снежинки взять, которые унесла вьюга? Давайте превратимся в волшебников, и скажем волшебные слова.

Пальчиковая игра :

Маленькая снежинка села на ладошку. (Дети показывают снежинку)

Я её поймаю, посиди немножко. (Накрывают рукой)

1, 2, 3, 4, 5 (загибают пальчики).

Отпускаю полетать (дуют на снежинку).

Зимушка: - Тише, тише, кто – то тут тихонько плачет. Оглядывается, ищет и находит Снежинку. Так это же Снежинка. Снежинка, ты почему такая грустная?

Снежинка на ухо зимушке:- Я вчера веселилась со своими подружками, мы с ними весело играли, а сегодня я никак не могу их найти…

Так давай мы тебе с детишками поможем найти. Мы как раз идём снежинки искать!

Ребятки, посмотрите может снежинки на полянке есть?

Вот беда – то, снежинок здесь нет, а чьи - то следы, как вы думаете, чьи они? а может это следы снежинок? (Нет). А чьи это могут быть следы? давайте пойдем по следам и посмотрим, куда же они нас приведут?

Идём по следам, приходим к кустику где сидит зайчик.

Зимушка: - Ребята, как вы думаете, кто здесь живёт?

(Ответы детей.)

Зимушка: - Давайте посмотрим. Ой да это –же зайчик. Здравствуй зайчик, я Зимушка, а это мои ребятки. Ребята посмотрите на зайчика, какой, он? Какая у него шубка? Сколько у зайчика ушек, сколько лапок? А еще что есть? Что зайчик любит кушать?

Дидактическая игра «Что ест зайчик?

Зимушка:- А давайте его угостим капустой. Ребята расскажите зайчику что у нас случилось? Помоги нам найти снежинки, мне надо всю землю белым и пушистым одеялом укрыть из снежинок, и ещё у нас снежинка плачет, она своих подружек потеряла.

Зимушка: Ребята зайчик говорит, что нам надо идти на север, а как же мы туда попадём? Ну что-ж, отправляемся в путь. Спасибо зайчик. До свидания.

Физминутка: (движения в соответствии с текстом)

По сугробам мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

Чтобы холод нам прогнать,

Надо руки вверх поднять,

Себя за плечи обхватить,

Телом дружно покрутить,

В ладоши громко похлопать,

Ногами сильно потопать,

А потом передохнуть,

Чтоб опять пуститься в путь.

Зимушка: - Ну вот мы и на месте. Ребята, здесь нет ни деревьев, ни цветов, кругом одни льды. Но, несмотря на это, здесь обитают животные, которые приспособились к таким условиям Тише, вы слышите звуки?

Запись рева медведицы.

Зимушка:- Посмотрите, кто это? (Дети рассматривают медвежонка) Это белый медвежонок, он совсем маленький и плачет потому, что очень хочет есть. Чем мы можем его угостить, давайте – ка посмотрим?

Дидактическая игра «Что ест медведь?»

Зимушка: Правильно, ответил тот, кто предложил дать мишке – рыбку, а вот конфеты и печенья он не ест! Белые медведи любят – рыбу, мелких морских животных, морские водоросли. Вот тебе рыбка медвежонок.

Зимушка: - Вот, сколько всего интересного мы узнали о белом медведе. А вы знаете, что белых медведей на Земле осталось очень мало, поэтому охота на них запрещена. И нам с вами нужно об этом обязательно помнить.

Упражнение “Погружение в предмет”.

Зимушка: - Посмотрите на белый цвет. Нравится он вам? Что вы чувствуете? Каким вам кажется этот цвет? Тёплым или холодным? Радостным или грустным? Праздничным или повседневным?

Ответы детей.

Зимушка: Молодцы! Вы очень хорошо ощутили этот цвет. В этой стране есть волшебный белый стул. Кто на него садится, то сразу забывает все неприятности, всё плохое. Это стул делает человека добрее. Кто желает увидеть и почувствовать свои самые лучшие качества души?

Ребёнок садится на стул, закрывает глаза, а остальные по очереди говорят о нём только хорошее. Звучит спокойная музыка.

Зимушка: - Смотрите ребята пока мы отдыхали, снежинки сами нас нашли и прилетели к нам. Как здорово теперь мы можем вернуться и укрыть снежинками наш кустик. Давайте отправимся домой на самолёте.

Игра «Самолёты»

Дети превращаются в самолёты и возвращаются к кустику.

Зимушка: Ребята, у вас у всех в руках снежинки, а они разные или одинаковые?

Дети: - Разные.

Зимушка: - Подуйте на них, у кого сразу полетели снежинки? Они какие? Дети: - Лёгкие, бумажные, из фольги.

Зимушка:- Ещё раз подуйте и посмотрите, что они делают, когда падают? Дети: - Летят, кружатся, порхают.

Зимушка: - А у кого не могут никак улететь? Значит они какие?

Дети: - Тяжёлые, картонные, пластмассовые.)

Зимушка - Маша расскажи, какая у тебя снежинка, большая или маленькая? (Маленькая). - Из какого материала она сделана? (Из бумаги.) - Значит она лёгкая или тяжёлая? (Лёгкая.)

Зимушка: - А у кого ещё такие снежинки покажите!

Полина, а у тебя какая снежинка, расскажи. У кого ещё такие снежинки, как у Полины? Артём, а из чего сделана твоя снежинка. Ксюша, расскажи про свою снежинку. Посчитайте снежинки. Скажите, а наши снежинки настоящие? Какие они?

Дети: - Бумажные, игрушечные.

Зимушка: - Ребята, а давайте с нашими снежинками потанцуем! (спокойная музыка фоном)

Ой, летят – летят снежинки (Бег в рассыпную.)

Белоснежные пушинки,

Это Зимушка – зима (Плавные движения рук вправо – влево.)

Рукавами повела

Все снежинки закружились (Кружатся.)

И на веточки опустились. (Кладут снежинки на веточки.)

Зимушка: - Снежинки окутают наш кустик белым пушистым одеялом, и не замёрзнут наши веточки от холода.

Зимушка :- Ребята а, скажите мне, пожалуйста, мои хорошие, что вам больше всего понравилось сегодня в нашем путешествии? Расскажите мне пожалуйста, чем же питаются белые мишки? А что любят зайчики? Зачем зимой деревья и кусты укрываются снегом?

Зимушка:

Кончается время волшебных минут,

Меня уже вьюги в дорогу зовут,

Туда, где без края снега да снега,

Где вьются метели, и свищет пурга.

А за ваше интересное путешествие и вашу помощь в поиске снежинок, я вам приготовила для вас подарок – это снежинки, их можно раскрасить в разные цвета».

НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Волшебница Зима»

Разработала: Кутуева Евгения Викторовна

Воспитатель МАДОУ «Д/с №89»

    Закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы с помощью произведений русских поэтов, художников;

    развивать познавательный интерес; формировать способность видеть красоту окружающего мира;

    воспитывать любовь к родной природе, экологическую культуру;

    воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы;

Материалы:

    иллюстрации художников Розен, Янов, Самохвалов, В. Шишкин,

    игрушка снеговик

    стихотворение Пушкина А.С.

    отрывок стихотворения И.Сурикова

Здравствуйте ребята, меня зовут Евгения Викторовна. А посмотрите, кто еще со мной пришел к вам в гости? (ответы детей)

Правильно, снеговик. Это мой помощник, зовут его Снежок! Давайте с ним поиграем! Мы будем подходить к вам, а вы называете свое имя.

Итак, мы познакомились! А скажите, дети, из чего сделан снеговик? (ответы детей).

Совершенно верно – из снега! А когда у нас бывает снег?

Снег на полях,

Лед на реках,

ветер гуляет.

Когда это бывает? (зимой)

Молодцы, угадали! Сегодня мы поговорим о зиме, а Снежок нам поможет!

Посмотрите, что у меня тут есть. Это стихотворение принес Снежок, но он забыл его дописать, давайте подскажем ему нужные слова!

Тихо, тихо как во сне падает на землю…………………………………………………. снег

С неба все скользят пушинки серебристые………………………………………снежинки

Вот веселье для ребят все сильнее…………………………снегопад

Все бегут в перегонки все хотят играть в ………………….снежки

Словно в белый пуховик нарядился……………………… снеговик

На снегу – то, посмотри – с красной грудкой…………… снегири

Словно в сказке, как во сне землю всю украсил…………… . снег

Никто и никогда не спутает зиму с другим временем года. Картину зимы рисует всегда снег. Снег – это не только краски: белый цвет на поверхности земли или белый снег на ветвях деревьев. Снег изменяет вид деревьев, голые осенью, они одеваются в белые одежды, и лес выглядит как в сказке.

Мы со Снежком приготовили для вас картины, посмотрите на них внимательно и скажите, какое время года на них изображено.

Правильно, никто не ошибся! У вас у всех разные картины, а вы все ответили, что это зима. Почему вы так подумали? (ответы детей)

Можно с уверенностью сказать, что зима – это волшебное время года.

Великий русский поэт А. С. Пушкин писал о ней так:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Как красиво говорит поэт о зимней природе

Я предлагаю вам немножко поиграть, встаньте рядом со своими стульчиками.

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится. .
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной,
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
(Отрывок стихотворения И.Сурикова.)

Какие выводы мы можем сделать? (ответы детей). Молодцы, мы все знаем что зимой стали дни короче, солнце светит мало, вот пришли морозы, и зима настала.

А напоследок давайте покажем Снежку, что мы все-все про зиму знаем!

Поиграем в игру, называется она «Что случилось? Почему? Это я сейчас пойму!»

Отвечая на вопросы педагога, дети выявляют основные признаки наступления зимнего времени года.

Что случилось?

1. Стало холодно.

2. Выпал снег.

3. Замерзла вода.

1. Солнце греет не так сильно как летом.

2. Холодно.

3. Холодно.

Дорогие ребята, вам понравилось играть со Снежком? Нам тоже было интересно с вами! Но, к сожалению, нам пора возвращаться домой! Мы никогда не забудем встречу с вами!