Требования к языку публичного выступления. Подготовка публичного выступления

Следующий аспект речевой культуры – выполнение определенных требований к языку публичного выступления, к речи оратора.

Какими качествами должна обладать эта речь?

Для ответа на этот вопрос следует представить систему отно­шений между:

Речью и языком

Речью и действительностью

Речью и сознанием слушателя

Речью и условиями общения

Рассмотрение этих соотношений помогает нам вычленить и осмыслить такие основные коммуникативные качества речи, как пра­вильность, краткость,точность , логичность , богатство,эмоцио­нальность (выразительность) речи (см. схему 8).

Этот перечень мо­жет быть продолжен и конкретизирован, но в основном именно упомя­нутые качества обеспечивают доходчивость и действенность публич­ного выступления.

Правильность речи – первое и непременное требование. Хотя нормы устной речи не так строги, как требования к литературному произведению, оратор обязан стремиться к безупречной правильности языка своего выступления, а для этого надо постоянно работать над собой, совершенствовать свою речь. Н.М.Карамзин писал: «В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, чем другим».

Правильная речь предполагает соблюдение языковой нормы в грамматике, словоупотреблении и произношении (схема 9).

Единство речи, ее взаимопонимаемость обеспечиваются именно правильностью речи, без нее не «срабатывают» другие коммуникативные качества (точность, выразительность и др.).

Значение грамматической пра­вильности речи подчеркивал М.В.Ломоносов: "Тупа оратория, косноя­зычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомни­тельна юриспруденция без грамматики".

Отступление от норм языка не только затрудняет понимание ре­чи, оно подрывает доверие к оратору, отвлекает слушателей от со­держания выступления, отрицательно сказывается на действенности речи.

Пренебрежительное отношение к законам грамматики – ведет к неряшливости речи, к нарушению логической связи и последовательнос­ти мысли ("Наша работа будет стремиться к тому, чтобы недостатки привести к минимуму").

Нарушение лексических норм (ошибки в сло­воупотреблении , неоправданное использование диалектных и жаргон­ных слов , разрушение устойчивых словосочетаний и др.), мешает оратору достичь цели выступления, а иногда просто создает коми­ческий эффект, не предусмотренный содержанием выступления («На наших плечах возлежит история, мы должны передать ее последующим поколениям, которые будут рослее и мощнее нас»); («В тяжелых условиях им приходилось восстанавливать разруху»).



Грубые ошибки в произношении («будующей», «лаболатория», «ихний», «красивее», «алфавит», «торта», «досуг») также отвлекают аудиторию от сущест­ва речи, создают негативный психологический фон.

Чтобы избежать этих и других ошибок, оратор, обязан совер­шенствовать свою речь, чаще консультироваться с грамматическими справочниками и словарями.

Краткость речи Важное качество хорошего выступления – его краткость . Она предполагает, что оратор не только не злоупотребляет временем и терпением слушатели, но и умеет избежать ненужных повторов, излишней детализации, словесного мусора . Известный древнегречес­кий писатель и ученый Плутарх считал , что «сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах».



Чтобы избежать многословия, необходимо, прежде всего, бо­роться с плеоназмами (речевой избыточностью) – когда в речь вкрапляются слова, ненужные, излишние по смыслу: «толпа людей» «по-новому пересмотреть», «могучий богатырь», «многое сделано по линии обеспечения продовольствием»

Другая разновидность многословия – тавтология , т.е. повторе­ние того же самого другими словами, нередко однокоренными «равно­правные права», «я собственно скажу свое личное мнение», «отсюда вытекает текучесть кадров». Очень частая ошибка – тавтологические сочетания русских и иностранных слов с одним и тем же значением: «перспектива на будущее», «традиционные каноны», «памятный суве­нир», «свободная вакансия».

Неоправданное обилие вводных предложений и оборотов – вид многословия.

Вот один из примеров: «Я смотрю на Вопрос так: зат­раты будут велики. А если мы заглянем в вопрос поглубже, – а вы согласитесь с тем, что все это мы сделаем, в чем я не сомнева­юсь, – то мы обнаружим, что необходимых средств нет. Более того, даже если бы средства были налицо, на что рассчитывать нельзя, как я уже сказал, то весьма сомнительно, что проект стоит таких затрат».

В этой фразе «слова-заполнители» составляют три четверти сказанного. Гораздо действеннее было бы начать со слов «Я убеж­ден», а затем просто соединить в короткое предложение все под­черкнутые слова.

Ошибками являются также злоупотребление определениями («наш священный и наивысший долг»), преувеличениями («Абсолютная и не­оспоримая истина»), подразделениями («мужчины, женщины, дети каждого города» – вместо «все жители»).

Главные причины многословия: неясность мысли, плохая подго­товка, склонность оратора к самолюбованию и выспренности стиля.

Точность речи. Требование точности и ясности предъявлялось к публичной речи уже в античных руководствах по риторике:

«Достоинство стиля заключается в ясности; доказательством этого служит то, что, раз речь не ясна, она не достигает своей цели».

Точность, речи всегда связывалась:

· с умением ясно мыслить

· со знанием предмета выступления

· со знанием значений слов.

Если первые два элемента принимаются как сами собой разумеющиеся, то третий требует некоторых пояснений.

Чтобы обеспечить точность речи:

Оратор должен верно выбрать слово из синонимического ряда в соответствии со стилем высказывания («просить» – нейтральное, «клянчить» – ироническое, «хода­тайствовать» – официальное, «молить» – возвышенное, «умолять» – разговорное; «спать» – нейтральное, «почивать» – торжественное, «дрыхнуть» – просторечное).

Ему придется также четко разграничить паронимы («дипломник» и «дипломант», «эффектный» и «эффективный», «гордость» и «гордыня», «нетерпимы» и «нестерпимый»).

Кроме того, для начинающего оратора большую сложность представляет точное употребление иноязычных, архаичных слов, терминов.

Перегружен­ность речи терминологией делает ее недоступной пониманию.

Злоу­потребление архаизмами также может существенно затруднить воспри­ятие.

А бездушное, стилистически неоправданное использование за­имствований п ревращает язык публичного выступления в малопонятный жаргон, где, по меткому выражению языковеда П. Филина, на смену ушедшему «французско-нижегородскому» пришел принижавший нацио­нальное достоинство «американско-ростовский сленг».

Очень часто злоупотреблению иностранными словами сопутствует элементарное незнание смысла слова, и тогда рождаются фразы типа: «Тезис, ко­торым постоянно мотивировал выступающий...». «Я гипотетически придумал такой план». «Это не входит в сферу моей компетен­ции...».

Нередко и исконно русские слова употребляются неточно, воп­реки их значению: «Большая половина выступления посвящалась кри­тике», «Следует придерживаться осторожности во время спуска». «Экскаватор вооружен ковшом», «Нам нужна подсобная литература по этой теме», «Он работает здесь ряд лет».

Логичность речи. Много общего с точностью имеет логичность речи – соответс­твие сочетаемости частей высказывания законам логики.

· Это значит, что сочетание одного слова с другим должно быть непротиворечивым (типичная ошибка «углубляется вширь»);

· кроме того, условием ло­гичности является правильный порядок слов («напоминаю родителям, что без путевок дети на все базы отдыха не принимаются»).

· Логич­ность речи зависит также от того, насколько правильно выражена связь отдельных высказываний в тексте («У каждого человека в жизни бывают минуты, которые он запоминает навсегда; среди них мне запомнились два дня») .

Богатство речи. Одно из центральных качеств речи – ее богатство, или разно­образие лексических, фразеологических, интонационных средств язы­ка . Оно напрямую связано с уровнем общей культуры оратора, с его эрудицией, начитанностью, опытом публичных выступлений.

Различают активный и пассивный словарный и фразеологический запас оратора (активный – те слова и фразеологизмы, при помощи которых мы выражаем собственные мысли; пассивный – все знакомые и понятные нам слова, которые мы, тем не менее, в своей речи не упот­ребляем).

Считается, что активный запас современного культурного человека колеблется в пределах 4-5 тысяч слов и фразеологизмов, пассивный включают еще около 15 тысяч языковых единиц.

В чем проявляется богатство речи?

· Прежде всего, в разнообра­зии синонимов , помогающих избежать монотонности, придать речи яр­кую эмоциональную окраску.

· Затем – в использовании фразеологичес­ких единиц , не только разнообразящих речь, но и придающих ей осо­бую выразительность, меткость, образность, (сравните, насколько выразительнее «души не чаять», чем «любить»; «сломя голову», чем «быстро»; «из рук в руки», чем «непосредственно»). К фразеоло­гизмам относятся также пословицы, поговорки, крылатые слова, афо­ризмы.

· Наконец, богатство речи – это разнообразие интонаций, что является важнейшей характеристикой устного слова и столь способс­твует его популярности.

Богатой, разнообразной, оригинальной речи противостоит сло­весный штамп механическое повторение стертых, шаблонных слово­сочетаний или целых высказываний, лишающих речь индивидуальности и выразительности. Они известны всем, их все уже много раз слыша­ли, и потому они не несут для слушателя новой информации, а тем более не задевают его чувство. За речевыми штампами стоит, как правило, отсутствие мысли и чувства оратора. Кого могут взволно­вать, например, такие стереотипные выражения: «проявлять постоян­ную заботу», «принимать решительные меры», «в свете сегодняшних требований», «надо определиться по этому вопросу", "проводить в жизнь"?

Еще более опасная разновидность штампов – это некогда оригинальные, а сейчас уже донельзя стершиеся образные выраже­ния : "белое золото" (черное, голубое, мягкое и т.д.), "корабли полей", "этажи новостроек", "труженики моря", "держать руку на пульсе времени", "часовые порядка" и др.

Разновидность штампа , все чаще проникающего в живую разго­ворную речь, – так называемый "канцелярит" (по меткому определению К.И. Чуковского), использование не по назначению трафаретных выра­жений из деловых бумаг.

Признаки канцелярита:

Вытеснение живого глагола отглагольны­ми существительными

Нагромождение существительных в родительном падеже

Злоупотребление иностранными словами.

Лишая ораторс­кую речь ее естественной живости и выразительности, обезличивая ее, канцеляри т одновременно мешает слушателям думать, понимать высказанное. Более того, штампы такого рода помогают придать "со­лидность" пустым, бессодержательным речам, создают видимость мыс­ли и дела там, где их нет. Сравните несколько фраз:

1.Подготовка кадров будет
иметь особое значение Подготовка кадров сегодня очень важна.

в свете решений сегодняшнего дня.

2.Отряд добровольцев проделал
определенную работу по оказанию Отряд добровольцев помог пострадавшим от наводнения попострадавшим от
наводнения.

3.Я не в курсе дел по этому Я не знаю.
вопросу.

4.Сложилось совершенно недоста-­ Трудовая дисциплина очень слаба (низка).
точное положение с трудовой
дисциплиной.

Эмоциональ­ность речи (выразительность ). Как уже отмечалось выше, ораторская речь сочетает в себе воздействие и на разум слушателей, и на их чувства. Эмоциональ­ность – совершенно естественное и вместе с тем необходимое ка­чество публичной речи, помогающее восприятию и усвоению ее рацио­нального содержания .

Учеными установлено, что эмоциональность ре­чи положительно влияет на механизмы мышления, памяти, внимания. Иногда это коммуникативное качество называют еще "выразитель­ностью" или "образностью речи".

Эмоциональным, выразительным выступление может быть лишь тогда, когда оратор испытывает те же чувства, которые стремится передать аудитории.

Эту закономерность сформулировал М.М. Сперанский в "Правилах высшего красноречия": "Основание красноречия... суть страсти. Сильное чувствование и живое воображение для орато­ра необходимы совершенно. ... Оратор должен быть сам, пронзен страстью, когда хочет родить ее в слушателе".

Существуют особые языковые средства , при помощи которых ора­тор добивается эмоционально-образного воздействия на слушателей: лексические (тропы) и синтаксические (фигуры речи).

Их классифи­кация, применение, специфические функции хорошо и подробно осве­щены в литературе; поэтому ограничимся лишь кратким их перечисле­нием.

Важнейшие лексические средства выразительности, или тропы, ) это:

1.ЭПИТЕТ – образное определение ("слепая любовь", "дрему­чее невежество", "лютая смерть", "леденящая вежли­вость".)

2.СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов или явлений с
целью более яркой характеристики одного из них через
свойства другого ("злые языки страшнее пистолета", "пок­раснел, как рак").

3.МЕТАФОРА – перенос на один предмет свойства другого
предмета, сближение двух явлений по сходству или конт­расту ("искра таланта", "золотые руки", "тишину рассека­ет хриплый рев гудка")

4.МЕТОНИМИЯ – замена одного слова другим на основании бли­зости выражаемых ими понятий ("любить Пушкина" т.е. лю­бить стихи Пушкина).

5.СИНЕКДОХА (разновидность метонимии) - употребление наз­вания большего в значении меньшего, целого в значении части и наоборот ("все флаги в гости будут к нам", "в наших лесах водится белка").

Об ораторском искусстве, -С. 81.85.

2) Использован словарь терминов красноречия, составленный А.Е.

Михневичем ("Ораторское искусство лектора".- М., 1986,

6. ГИПЕРБОЛА – образное преувеличение ("вино лилось ре­кой", "ждать целую вечность").

7. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – одушевление неодушевленного ("ветер сту­чит в окно", "старость стоит у порога").

К лексическим средствам выразительности примыкают

ФРАЗЕОЛО­ГИЗМЫ – устойчивые сочетания слов с полностью или частично переос­мысленным значением, пословицы, поговорки. Они помогают достичь и эмоциональности, и лаконичности речи в передаче сложных представ­лений, образов, понятий. К ним близки также крылатые слова и афо­ризмы.

Другая группа средств, преследующих те же цели.- Фигуры речи или приемы стилистического синтаксиса.

1.ПОВТОР – многократное повторение одного и того же слова или оборота с целью выделить, подчеркнуть существенное в речи. Разновидности повтора – анафора (повтор начальных слов) и эпифора (повтор заключительных слов).

2.АНТИТЕЗА – оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.

3.ИНВЕРСИЯ – намеренное нарушение обычного порядка слов в
предложении.

4.ГРАДАЦИЯ – такое расположение слов, при котором каждое
последующее превосходит предыдущее по интенсивности.

5.РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – утверждение или отрицание, облеченное в форму вопроса: оно содержит ответ в самом себе и преследует цель активизации внимания и интереса слушателей.­

6.РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ - особо эмоциональное утвержде­ние или отрицание с целью привлечь внимание аудитории, побудить ее разделить мнение оратора.

Уместность речи. Опытный оратор, обладающий высокой речевой культурой, широко использует все выразительные средства языка, но при этом он соб­людает меру, так как злоупотребление тропами и фигурами речи де­лает выступление растянутым, искусственным и напыщенным. Строгое подчинение выразительных средств целям речи и ситуации общения , т. е. уместность речи – одно из главных правил риторики.

В заключение этого раздела можно сформулировать несколько практических советов тем, кто хочет стать хорошим оратором:

Чтобы поднять уровень речевой культуры, необходимо:

Расширять круг своего чтения, анализируя при этом стили
литературного языка;

Внимательно и часто слушать хороших ораторов и выдающих­ся актеров;

Постоянно контролировать себя, бороться с погрешностями
языка и стиля в обиходной речи;

Чаще практиковаться в публичных выступлениях, перед этим
предварительно написав и тщательно отредактировав текст речи;

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.Каковы слагаемые речевой культуры?

2. В чем отличия и преимущества устной речи перед письменной?

3. Каким основным требованиям должна отвечать публичная речь с
точки зрения языковой культуры?

4. В чем опасность речевых штампов?

5. Что должен сделать оратор, чтобы его речь стала выразитель­ной и доходчивой?

6. Надо ли писать текст своего выступления?

7. Проанализируйте язык теле – и радиопрограмм (информационных
сообщений) в течение одного-двух дней. Какие ошибки вы заме­тили? Приведите по 1-2 примера неточного словоупотребления, нарушения норм ударения, избитых выражений.

8. Пользуясь хрестоматией "Ораторское искусство лектора", най­дите по одному примеру на каждый из приемов речевой вырази­тельности.

9. Составьте двухминутную речь о необходимости борьбы за чистоту и культуру речи.

10.Согласны ли вы с утверждением К.Г. Паустовского: "По отноше­нию каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его граж­данской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему язы­ку, дикарь. Он вредоносен по самой своей сути потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием прошлому, настоящему и будущему своего народа"?

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте содержание понятия «ораторское искусство». Назовите основные особенности ораторского искусства как социального явления.

2. Расскажите об основных факторах, влияющих на установление контакта между оратором и слушателями.

3. Охарактеризуйте этапы подготовки ораторской речи.

4. Что такое «композиция речи»? Дайте характеристику основных элементов.

5. О каких методах изложения материала и приемах привлечения внимания вы узнали в этой главе?

Методичка

«Подготовка к публичному выступлению»

· Методы снижения эмоционального напряжения при публичном выступлении.

· Общие требования к публичному выступлению. Подготовка к выступлению.

· Композиция речи.

· Взаимодействие оратора с аудиторией.

· Методы подготовки к публичному выступлению.

Методы снижения эмоционального напряжения при публичном выступлении.

Все мы боимся публичных выступлений, будь то презентация проекта, игра в спектакле, защита диплома или что-либо другое. Вот несколько приемов, как выглядеть уверенно, расслабленно:

1. Найди знакомые лица в аудитории. Смотри на них все время - они - твоя поддержка.
2. Сфокусируйся на неподвижной точке. Если ты не нашел знакомых или ты не можешь смотреть на кого-либо вообще, выбирай точки над головами зрителей, и сосредоточься на них.

3. Сделай глубокий вдох перед началом. Убедись, что твое дыхание идет из глубины диафрагмы.

4. Успокойся. В большинстве стрессовых ситуаций возникает «зажим» в теле. Используй методы визуализации или считай в обратном порядке, чтобы успокоиться. Примеры: попробуй произнести алфавит в обратном порядке в голове - это требует такой концентрации и усилий, что ты забудешь о том, что нервничаешь.
5. Сосредоточься на информации, на смысле того, что ты говоришь, на том, что тебе хотелось бы донести до экспертов и слушателей.

Общие требования к публичному выступлению

В риторике существуют общие правила, которые можно применять при подготовке выступления любого жанра. Перечислим основные из них:

1. Решительное начало (первая фраза должна быть четкой, произносить её следует уверенно и выразительно; необходимо всегда хорошо знать, с чего вы начнёте; если это подготовленное выступление – первая фраза должна быть тщательно продумана и выучена).

2. Сдержанная эмоциональность (слушатели должны понимать, что тема выступления вам не безразлична; выступление не должно быть монотонным, но эмоциональность не должна быть избыточной, в противном случае она вызывает у слушателей чувство неловкости).

3. Краткость (краткие выступления воспринимаются как более умные и информативные).

4. Диалогичность (лучшее впечатление производят выступления, направленные на диалог со слушателями);

5. Разговорность (лучше воспринимаются выступления, построенные в форме непринужденной беседы; простота и доступность изложения – тоже проявление разговорности),

6. Понятность главной мысли (главная мысль должна быть выражена словами, причём в ходе выступления лучше повторить её не менее двух-трёх раз).

8. Чёткое завершение (как и начало, оно должно быть хорошо продумано, отрепетировано; завершающую фразу нужно произносить так, чтобы аудитория поняла, что это финал).

Существует четыре способа подготовки к публичному выступлению:

1) экспромт – выступление без подготовки (подходит для уверенного оратора с большим опытом);

2) опора на план-конспект – заранее подготовленный подробный план выступления, где каждый пункт сопровождается перечнем основных идей, которые должны быть изложены;

3) опора на текст – дословное воспроизведение (прочитывание) написанного текста;

4) воспроизведение наизусть – заучивание и воспроизведение без опоры на записи.

Какой из этих способов самый лучший? Это зависит, прежде всего, от вас. Чтобы отобрать из всего собранного материала то, что пригодится для эффективной презентации вашего проекта, можно поступить следующим образом:

Записать перечень ключевых составляющих проекта на листе бумаги (это должен быть просто перечень, без системы, но в него необходимо включать все, что вы знаете или смогли найти по данной теме, даже то, что имеет к теме косвенное отношение);

Отобрать главное, записать главные положения на листе, оставляя между ними пространство (сюда вы будете записывать второстепенные факты, подтверждающие основные моменты выступления);

Выстроить главные факты в логической последовательности, отмечая их цифрами.

У вас получился подробный план, который необходимо разделить на вступление, основную часть и заключение. Вы сразу увидите, чего вам не хватает, а над чем нужно поработать.

М. Жванецкий говорил: «Почему слушатели засыпают, а лектор – никогда? Видимо, у них более трудная работа». Понимание речи на слух – действительно довольно трудная задача, и её надо максимально упростить для слушателей. Существует ряд приёмов превращения письменного текста в устный.

Во-первых, все малоупотребительные книжные слова и выражения должны быть заменены нейтральными.

Иноязычные слова следует по возможности заменять русскими эквивалентами. Так, вместо прессинг лучше сказать сильное давление , а вместо конфронтация – противостояние .

Во-вторых, необходимо использовать более простые синтаксические конструкции. Целесообразно избегать многословия, длинных сложноподчинённых предложений, причастных оборотов – все эти построения плохо воспринимаются на слух. Текст лучше строить с применением простых, коротких предложений.

В-третьих, важно обратить внимание на приводимые в тексте цифры. Цифр должно быть немного; по возможности их стоит заменять сравнением. Используемые в выступлении цифры лучше округлять.

В-четвёртых, лексика в выступлении должна быть по возможности конкретна. Кроме того, в устном выступлении вполне уместно прибегать к выразительным языковым средствам и фигурам речи.

Любое выступление включает в себя три части: вступление, основную часть и заключение.

Вступление. От того, как оратор начал говорить, во многом зависит успех выступления. Неудачное начало снижает интерес, рассеивает внимание. Во вступлении подчёркивается актуальность темы (Проекта), её значение для данной аудитории, формулируется цель выступления, может быть кратко изложена история вопроса. Задача, которую решает вступление, - подготовка слушателей к восприятию текста.

Основная часть речи в общем виде строится по следующей схеме: 1) общее описание вашего Проекта; 2) описание его целей и задач; 3) уникальность вашего Проекта (выгодное отличие, изюминки).

Оптимальным числом аргументов, приводимых в устном выступлении, считаются три; большее количество аудитория перестаёт воспринимать как некую систему.

Основная часть речи должна строго отвечать всем культурно-речевым критериям и требованиям, предъявляемым к публичному выступлению. Весь материал должен работать на главную идею речи. Этому способствуют не только правильно выстроенные аргументы, но и грамотное взаимодействие с аудиторией.

Заключение. Основную мысль выступления следует ещё раз обозначить в заключении. Это важная стадия выступления, недаром говорят: «Конец – делу венец». Заключительная часть должна логически вытекать из основной. Лучше, когда для перехода к заключению не требуется специальных фраз, вроде «Теперь я перехожу к завершающей части…». Желательно, чтобы концовка была очевидной для слушателей.

Не рекомендуется заканчивать выступление извинением («Я вижу, что несколько утомил вас…»). Ни в коем случае нельзя вспоминать ничего дополнительно после формулировки вывода. Завершать всегда лучше на оптимистической ноте.

Следует также сказать несколько слов о соблюдении регламента выступления. В наших финальных мероприятиях на презентацию одного проекта отводится не более 15 минут! (7-8 мин – сама презентация, 7-8 мин. – вопросы – ответы). Соблюдение регламента, таким образом, обязательное условие для вашего удачного выступления. Лучше завершить выступление за две-три минуты до намеченного срока – это нравится и слушателям, и экспертам. Опыт показывает, что такой нехитрый приём помогает получить более высокую оценку выступления в целом.

Взаимодействие оратора с аудиторией

Для того, чтобы более выигрышно подать своё выступление, нужно знать особенности конкретной аудитории, перед которой предстоит выступать. Наша аудитория – члены Экспертного совета, которые уже знакомы с вашими проектами и оценивали их на первом этапе Регионального уровня и участники мероприятий, которые также, как и вы, приехали защищать свои проекты. Таким образом, наша аудитория - однородная (состоящая из людей приблизительно одного уровня образования, жизненной позиции, творческих, креативных, увлеченных событийным туризмом). Наша аудитория – благожелательная. Но надо учитывать, что любая аудитория, даже самая благожелательная, при длительном выступлении устаёт, её внимание притупляется. Психологи утверждают, что существуют своеобразные периоды внимания, они равны 10 – 15 мин.(см. наш регламент)

Методы подготовки к публичному выступлению.

Очень важно увидеть и услышать себя со стороны. Помочь докладчику в этом может магнитофонная запись выступления во время репетиции, а тем более - видеозапись . Особенно отчетливо недостатки видны, если прослушивание происходит спустя несколько дней после репетиции.

Написанный текст хорошо осмысливается, несколько раз прочитывается (в том числе и вслух), фиксируются в памяти основные моменты.

Сам текст речи размечается (например, цветными фломастерами): выделяются ключевые фразы и слова, фамилии, наименования, наиболее важные цифровые данные, цитаты.

Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно опустить на мгновение взгляд на страницу, чтобы восстановить ход мыслей, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору держаться уверенно.

Очень важно, чтобы каждый финалист творчески подошел к подготовке и произнесению своего выступления, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные риторические навыки и умения.

Основы эффективной презентации.

Презентация представляет собой совокупность мероприятий, направленных на представление своего Проекта. Важно только не надеяться на импровизацию по ходу «пьесы» - завалите все мероприятие.

Развлекательная цель нужна для того, чтобы презентация не выглядела пресно, и восприятие главной идеи Проекта было понятно и увлекло слушателей.

Для презентации Проекта лучше брать уверенного в себе человека, компетентного в предмете мероприятия, с хорошей дикцией, так как он будет не только продвигать идею, но и в своем лице представлять регион, территорию.

Все современные презентации проходят с использование различных технических помощников – видеопроектора и ноутбука или экрана с подготовленной электронной версией материала, который должен быть правильно поданный:

    Текст презентации должен быть кратким. Никаких длинных и сложных для восприятия предложений. Больше наглядных примеров. Если есть перечисление, формулируйте каждую фразу емко, по существу и без воды. Оптимальное время смены слайдов – 1-2 минуты, но на ключевых страницах можно задержаться и дольше. Используйте соответствующие программы для подготовки презентаций - MS PowerPoint, на худой конец MS Word. Если общаетесь с солидной публикой, не используйте дешевую анимацию и прочие ненужные украшения.

Заключение

Очень часто люди слишком мало внимания уделяют стадии подготовки устной речи. Они говорят: «выступление – это главное, тут я и выложусь по полной». Ученые давно доказали, что между нашей психикой и речевым аппаратом существует прямая связь. Уважаемые участники регионального этапа, если те мысли, чувства и эмоции, которые вы собираетесь озвучивать в своем публичном выступлении, будут нечеткими, неточными, неясными и робкими – такой же будет и ваша речь. Нечеткая дикция, монотонная и неуверенная речь, прерывистое дыхание, неискренняя интонация, скованная жестикуляция, излишнее волнение – вот что в результате вы получите.

По-настоящему блестящее выступление требует блестящей подготовки.

Избегайте шаблонных презентаций, сделанных для галочки.

Все финалисты регионального уровня будут бороться во Владивостоке за звание дипломантов, их проекты по решению Экспертного совета могут быть удостоены Гран – При, 1, 2 или 3 Места. Соответствующие Дипломы и призы будут вручены на Церемонии награждения 20 сентября 2015 года во Владивостоке.

А те, проекты, которые получат «Гран-При» и «1 Место» автоматически включаются в шорт – лист федерального уровня, который пройдет в г. Казани в октябре.

Мы надеемся, что наша небольшая «Методичка» и наше гостеприимство поможет каждому финалисту стать победителем!

Оргкомитет Регионального этапа Национальной премии в области событийного туризма.

Главная > Методические указания

2. Основные требования к публичному выступлению

1. Решительное начало выступления. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнёте. Первая фраза должна быть чёткой и понятной для слушателей. Её необходимо заранее подготовить и хорошо отрепетировать, произнести уверенно и выразительно.

2. Сдержанная эмоциональность. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Но предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, чем самому говорить слишком эмоционально.

3. Краткость. Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные, содержащие истинную информацию.

4. Диалогичность. Оратор не обязан всё время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать её ответы, реагировать на её поведение. Любое выступление должно иметь черты беседы.

5. Разговорность. Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, что придаёт выступлению характер непринуждённой беседы. Разговорность ораторского выступления повышает доверие к оратору, а значит, и к содержанию его речи.

6. Установление и поддержание контакта с аудиторией. Для этого необходимо смотреть на аудиторию во время выступления, вносить изменения в своё выступление в зависимости от реакции аудитории, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог.

7. Понятность главной мысли. Главная мысль должна быть передана словами, причём желательно не менее двух-трёх раз в ходе выступления.

8. Решительный конец. Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория поняла, что это завершение выступления.

Упражнение 15. Диалогизируйте приводимые ниже высказывания: введите в них элементы диалога, превратите часть высказывания в вопрос к аудитории, замените книжные фразы и слова разговорными и т. д. Образец. На улицах нашего города зимой воцаряется настоящий хаос, связанный с отсутствием достаточного количества снегоуборочной техники – весь город обслуживает всего 20 снегоуборочных машин, да и из них до половины постоянно в ремонте, поэтому снег с проезжей части убирается крайне медленно, что и приводит к постоянным пробкам. – Каждую зиму все мы ждём с большим опасением – а вдруг опять выпадет много снега. Как выглядит наш город после снегопада? Все улицы завалены снегом. Машины буксуют, люди опаздывают на работу и всё на свете проклинают. Почему же не убирают снег с наших улиц? А как вы думаете, сколько у нас в миллионном городе снегоуборочных машин? Всего 20. А сколько из них работает? От силы половина. Остальные поломаны. Вот поэтому у нас такие пробки зимой на улицах! 1. Глядя на нынешний состав городской думы, однозначно можно сказать, что руководителей-профессионалов, руководителей-производ-ственников в ней единицы. 2. Не только в России, но и во всём мире знают, что первый воздушный десант был высажен в городе Воронеже. И произошло это неподалеку от того места, где ныне пересекаются улицы Лизюкова и Владимира Невского. 3. Трудно понять тех взрослых, которые говорят, что молодёжь ленива, что в её среде одни наркоманы и пьяницы. Это говорится лишь для того, чтобы снять с себя ответственность за воспитание детей. Упражнение 16. Прочитайте поговорки. Объясните их смысл и придумайте короткие рекомендации начинающему оратору, которые включали бы в качестве компонента эти поговорки. Образец. Речь вести – не лапти плести. – Любое устное выступление должно быть подготовленным. Нельзя надеяться, что ты сможешь хорошо выступить без подготовки – это только кажется, что выступать легко. Правильно говорит русская поговорка: речь вести – не лапти плести. 1. Знай боле, а говори мене. 2. Где много слов, там мало толку. 3. Луч-ше уж недоговорить, чем переговорить. 4. Не всё сказывай, что поминается. 5. Шумом праву не быть. 6. Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо. 7. Говорить не думая – стрелять не целясь. 8. Оговорка не обида. 9. Живое слово дороже мертвой буквы.

3. Этапы подготовки публичного выступления

Классическая риторика называет следующие этапы создания речи:

– нахождение и изобретение речи (Inventio) подразумевает выбор темы, определение цели выступления, сбор материала, необходимого для создания речи;

– расположение речи (Dispositio) предполагает работу над композицией речи, составление плана;

– словесное выражение речи (Elocutio) – написание основной части текста, а также вступления и заключения и редактирование текста;

– запоминание речи (Memoria) при использовании различных приёмов (чтение вслух на время, перед зеркалом, запись и прослушивание своей речи и т. п.);

– произнесение речи (Actio) – работа со звучащей речью.

Выбор темы и названия речи

1. Если вы не ограничены в выборе темы, продумайте, что может заинтересовать слушателей, и выберите тот предмет, в котором лучше всего ориентируетесь.

2. Если тема выступления задана заранее (информативное выступление на семинаре; убеждающая речь в конфликтной ситуации и т. п.), подумайте, как лучше преподнести её аудитории. Только вы определяете, каким образом и на каком материале будут раскрыты основные положения предложенной темы.

3. Выбрав тему, сформулируйте «рабочее» название вашего выступления.

Упражнение 17. Прочитайте названия лекций. Используя материал табл. 1, оцените эти названия. Объясните, почему одни из них являются удачными, а другие неудачными.

    Участие российской команды в европейском и мировом чемпионатах по футболу роботов: проблемы и перспективы.

    Мы снова вместе.

    Петербургская математическая школа в период реформ XIX века.

    Применение нового операционного исчисления.

    Современное православие и интеллигенция.

    Осенняя подготовка почвы.

    Загадка Шекспира.

    Аналитическое проектирование (конструирование) пространст-венных объектов на базе алгебраических уравнений высших порядков.

Таблица 1

Упражнение 18. Перечислите, какие вопросы (их должно быть не больше пяти) могут рассматриваться в вашем сообщении, если оно называется:

    Что значит сейчас быть хорошим инженером?

    Преимущества и недостатки использования материалов Интернета для написания рефератов.

    Платное обучение – прогресс или регресс российского образования?

    Развитие российской металлургии в XX в.

    Каждому студенту – достойную стипендию!

    Наш факультет – лучший в университете!

Упражнение 19. Прочитайте тексты кратких выступлений. Определите, соответствуют ли им предложенные названия. Будут ли изменяться их названия в зависимости от характера аудитории (читателей или слушателей)? Предложите вариант названия этих текстов, если ваши слушатели: а) студенты, б) пенсионеры, в) спасатели МЧС, г) бизнесмены, д) противники движения Гринпис. 1. Светится... лестница При стихийных бедствиях нередко повреждается электросеть, и в темноте людям трудно покидать здания. В подобных случаях обычно включается дорогостоящее аварийное освещение от аккумуляторов. Английские ученые предложили люминесцентное покрытие, наносимое на перила, ступени и стены. Оно светится в течение часа после того, как в доме погаснет свет. Благодаря этому люди легко сумеют найти дорогу к выходу. 2. За борт! Английские экологи решили пронаблюдать, как загрязняют море современные суда. Для эксперимента выбрали небольшое грузовое судно с экипажем 46 человек. Результат оказался таким: за полтора месяца плавания за борт было выброшено 5000 пустых консервных банок, 320 картонных коробок, 5 бочек и не поддающаяся никакому подсчету масса пищевых и других отходов. И всё это ещё не считая выливаемых в воду масла и топлива. 3. «Бюрократическая» живопись Эта уникальная коллекция живописи находится в итальянском городе Сиене. В залах музея всегда много посетителей, хотя экспозиция состоит лишь из обложек и корешков счетоводных и дело-производственных книг из области Тоскана. А интересны они тем, что это первые образцы «бюрократической» живописи ХIV столетия, выпол-ненные на дереве или коже. Миниатюры – не что иное как прекрасные произведения живописи раннего Возрождения. Многие знаменитые художники расписывали деревянные корешки книг и считали эти заказы особенно почётными.

Сбор материала

Упражнение 20. Вам необходимо подобрать литературу для реферата на тему «Норма в терминологии». Ознакомьтесь с приведённым ниже списком книг. Определите по названию, какие из них соответствуют вашей теме. 1. Бельчиков Ю. А. Говорите ясно и просто. М., 1990. 2. Козаржевский А. И. Мастерство устной речи. М., 1984. 3. Терминология и культура речи. М., 1981. 4. Лотте Д. С. Основы построения научно-технической терминологии. М., 1961. 5. Гарбовский Н. К. Профессиональная речь (функционально-стилистический аспект) // Функционирование системы языка и речи. М., 1989. 6. Граудина Л. К., Миськевич Г. М. Теория и практика русского красноречия. М., 1989. 7. Ицкович В. А. Языковая норма. М., 1968. 8. Волкова И. Н. Стандартизация научно-технической терминологии. М., 1984. Упражнение 21. Подготовьте краткое устное сообщение, рассказывающее о преимуществах и недостатках различных источников сбора материала при подготовке к выступлению (личный архив, библиотека, передачи радио и телевидения, Интернет, консультации со специалистами).

Составление различных видов плана

План отражает структурно-смысловую организацию текста:последовательность тем и подтем, их взаимосвязь и взаимозависимость. План может иметь разное языковое оформление.

Виды планов:

Назывной план (в виде назывных предложений). Содержание каждой смысловой части текста обозначается опорным словом или словосочетанием, которого достаточно для последующего развёртывания всей информации данной смысловой части.

Вопросный план (в виде вопросов). Содержание каждой смысловой части текста является ответом на вопрос плана.

Тезисный план (в виде тезисов). Содержание каждой смысловой части текста кратко формулируется в одном-двух предложениях (тезисах). Можно сказать, что тезис – это краткий ответ на вопрос, который мог быть представлен в вопросном плане.

Цитатный план (в виде цитат, т. е. предложений, выписанных из текста).

Тезисный план и цитатный план – разные виды планов! Тезисный план не предполагает прямого цитирования. Упражнение 22. Прочитайте текст и впишите в табл. 2 пропущенные пункты плана. Брось сигарету! Принято говорить, что капля никотина убивает лошадь. Недаром издавна на Руси табак называли сатанинским или антихристовым зельем. Царь Михаил Федорович наказывал курильщиков плетьми и батогами. Сын же его, Алексей Михайлович, запретил курение законодательно. Японские ученые установили, что экстракт смолы хвойных деревьев с добавкой 0,1% определённого органического соединения и витаминов вызывает отвращение к никотину. Как сообщил в 1985 году журнал «Clinical Farmacology and Terapy», специалисты из Лос-Анджелеса обнаружили, что аналогичный эффект проявляет 3 %-й раствор... самого никотина. Через полтора часа после нанесения малого количества такого раствора на кожу заядлых курильщиков концентрация никотина в крови возрастала более чем в полтора раза. Это в свою очередь притупляло желание выкурить очередную сигарету. Когда же её наконец закуривали, первые затяжки оказывали существенно более слабое действие, чем обычно. Прав был Парацельс: всё есть лекарство, и всё есть яд – всё дело в дозе! Учёные из Мичиганского университета (США) установили, что никотин содержат некоторые овощи, в частности картофель, томаты, баклажаны. Так, 1 г баклажанов содержит такое же количество никотина, какое получает некурящий, проведя 20 мин в прокуренной комнате.

(Воронков М. Г., Рулев А. Ю. О химии с улыбкой или Основы пегниохимии. СПб., 1999. С. 49)

Таблица 2

Назывной план

Вопросный план

Тезисный план

Цитатный план

1. Отношение к ни-котину как к яду

1. Как обычно отно-сятся к никотину?

1. …Издавна на Руси табак называ-ли сатанинским или антихристовым зельем

2. Вещества, вызы-вающие отвращение к никотину

3. Присутствие ни-котина в привыч-ных пищевых про-дуктах

3. Всегда ли нико-тин является ядом?

3. Никотин не всег-да является ядом

Написание речи

Работа над основной частью текста

Выступление должно состоять из трёх частей: вступления, основной части и заключения. Каждая часть выступления имеет свои цели.

Цели основной части выступления:

сформулировать общие положения;

сообщить слушателям новую информацию;

последовательно разъяснить выдвинутые положения;

доказать правильность выдвинутых положений;

подвести слушателей к необходимым выводам.

Основное требование к композиции логическая последователь-ность и стройность изложения материала. Важно расположить материал таким образом, чтобы он помогал раскрыть главную мысльвыступления. Поэтому необходимо выбрать тот способ изложения материала, который в наибольшей степени соответствует цели выступления, аудитории, продолжительности выступления и другим факторам.

Возможные способы изложения материала

Индуктивный способ – изложение материала от частного к общему.

Дедуктивный способ – изложение материала от общего к частному (от тезиса к его доказательствам).

Способ аналогии – изложение от частного к частному (переход от известного к новому, на основе сопоставления различных явлений, событий, фактов, рассуждение или описание по аналогии с известным).

Ступенчатый способ – последовательное изложение одной темы за другой без возврата к предыдущей.

Исторический способ – изложение материала в хронологической последовательности (разновидность ступенчатого).

Концентрический способ – расположение материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному его рассмотрению.

Особое внимание следует обратить на средства выражения логических связей между отдельными смысловыми частями текста.

Средства выражения логических связей.

1. Лексические средства связи.

а) Специальные функционально-синтаксические средства связи, указываю-щие на:

– последовательность развития мысли (вначале; прежде всего; затем...);

– противоречивые отношения (однако; между тем; тем не менее);

– причинно-следственные отношения (следовательно; поэтому; кроме того...);

– переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к..., обратимся к; рассмотрим; необходимо остановиться на…);

– итог, вывод (итак; таким образом; значит; в заключение отметим; всё сказанное позволяет сделать вывод).

б) Местоимения, прилагательные и причастия, используемые в качестве средств связи (данный; этот; указанный; названный; такой; подобный).

2. Синтаксические средства связи (особенности построения предложений внутри фрагмента текста, обладающего смысловой законченностью) (табл. 3).

Таблица 3

1. Последовательная связь

Исходная часть → сообщаемая часть Исходная часть → сообщаемая часть Исходная часть → сообщаемая часть В аудитории / сидят студенты Студенты / слушают лекцию Лекцию / читает профессор

2. Параллельная связь

Исходная часть → сообщаемая часть ↓ Исходная часть → сообщаемая часть ↓ Исходная часть → сообщаемая часть Студенты / сидят в аудитории ↓ Студенты / слушают лекцию ↓ Студентам /о физике рассказывает профессор

Упражнение 23. Прочитайте тексты и определите способ изложения материала в каждом из текстов (способ аналогии, ступенчатый, исторический, концентрический).

В Средние века в Христианском мире единственным абсолютно авторитетным источником научной информации были две книги: Библия и сочинения Аристотеля. Наука сводилась к комментированию цитат, которые нужно было приводить точно, потому что безграмотные ересиархи часто выдумывали якобы цитируемые изречения пророков, Христа и Аристотеля. Отсюда возникла система ссылок на текст, удержавшаяся до нашего времени. Эта ступень науки называлась схоластикой, и к XV веку она перестала удовлетворять ученых. Тогда был расширен круг источников – привлекались сочинения других древних авторов, тексты которых нуждались в проверке. Так возникла гуманитарная (т. е. человеческая, а не божественная) наука – филология, отличающаяся от схоластики критическим подходом к текстам.

Основные требования к публичному выступлению

Когда мы готовимся к публичному выступлению, некоторые виды выступлений кажутся нам не очень сложными - например, если нам надо сделать объявление о завтрашней экскурсии (хотя и здесь есть свои трудности, как мы увидим потом), другие - например, доклад по какой-нибудь теме, официальная речь юбилее института, торжественном собрании - гораздо труднее. Надо учиться хорошо говорить перед аудиторией в самых разных условиях, а для этого надо овладеть умением готовить публичные выступления разных жанров - и информационные, и убеждающие, и протокольно-этикетные, и развлекательные. Разные жанры, как и разные формы публичного выступления (лекция, доклада, выступление и др.) требуют разных приемов подготовки. Но есть в риторике общие правила подготовки публичного выступления - правила, которые можно и нужно применять при подготовке практически любого выступления. в любом жанре. Эти правила называются общими требованиями к публичному выступлению.

Назовем основные требования:

    Решительное начало выступления.

    Драматизм.

    Сдержанная эмоциональность.

    Краткость.

    Диалогичность.

    Разговорность.

    Установление и поддержание контакта с аудиторией

    Понятность главной мысли.

    Решительный конец.

1. Решительное начало выступления .

Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете, - такого оратора аудитория сразу посчитает неуверенным, некомпетентным. Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей. Она должна быть заранее приготовлена и хорошо отрепетирована, произнесена уверенно и выразительно.

2. Драматизм.

Драматизм - это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения, путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях. Как говорил Дейл Карнеги, “мир любит слушать о борьбе”. Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.

3. Сдержанная эмоциональность .

Эмоциональность - обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным.

Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. Нельзя не согласиться с известным американским специалистом по обучению риторике П. Сопером, который писал, что слушатель испытывает чувство неловкости при виде эмоционального разгула оратора. Вспомним знаменитое гоголевское высказывание об одном учителе-ораторе, который при рассказе об А. Македонском так разошелся, что сломал стул: “Александр Македонский, конечно, великий человек, но зачем стулья ломать?” В связи с этим предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.

4. Краткость.

Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как более умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Особенно ценится краткость в русской аудитории, что отражено в известной поговорке «Коротко и ясно»: смысл ее в том, что если коротко, то, следовательно, и ясно.

Крайне необходимо соблюсти отведенный регламент, уложиться в отведенное время. Нужно учиться говорить коротко.

Хороший совет на эту тему дал своему сыну американский президент Франклин Делано Рузвельт. Объясняя сыну, как надо выступать публично, Ф. Рузвельт дал ему три совета: “Будь искренен, будь краток, садись”.

5. Диалогичность.

Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не должен все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на поведение аудитории. Любое выступление должно иметь черты беседы. Эти вопросы могут быть и риторическими, но позволяют повысить эффективность устного выступления прежде всего краткие диалоги со слушателями в ходе самого выступления.

6. Разговорность.

Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорность стиля выступления.

Поль Сопер писал: «Публичная речь должна обладать качествами хорошего собеседования с некоторыми поправками в отношении голоса, манер и темы для полного соответствия с обстановкой выступления». Эта же идея выражена и Д. Карнеги: «Хорошее выступление - это прежде всего разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированные. Говорите на заседании объединенного благотворительного фонда так же, как если бы вы разговаривали с Джоном Генри Смитом. Ведь члены фонда - не что иное, как сумма Джонов Генри Смитов». Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит - и к содержанию его речи.

Не надо использовать много специальных, книжных, иностранных слов, надо говорить проще - это тоже проявление требования разговорности. Можно использовать (умеренно!) разговорные слова, юмор, шутку.

7. Установление и поддержание контакта с аудиторией

Само собой разумеется, что данное требование относится к числу важнейших. Что значит «установить контакт с аудиторией»? Это значит - смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от реакции аудитории, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.

8. Понятность главной мысли.

Главная мысль должна быть сформулирована словами, причем желательно – не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет выводов от оратора в сформулированном виде.

9. Решительный конец.

Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать словами. Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это - завершение вашего выступления.

В публичных выступлениях разных жанров некоторые из приведенных общих требований могут проявляться в разной степени: например, понятность главной мысли более важна в убеждающих выступлениях, чем в развлекательных, краткость важнее в информационных, чем в некоторых видах протокольно-этикетных выступлений, эмоциональность в протокольно-этикетных выступлениях может быть выше, чем в информационных, где эмоции требуются в значительно меньшей степени и т.д. С подобными особенностями проявления основных требований к публичному выступлению мы познакомимся при изучении отдельных жанров публичных выступлений, но в большинстве случаев основные требования должны в той или иной степени соблюдаться в любом выступлении.

«Советы начинающему оратору».

    Говори только о том, что хорошо знаешь, что волнует тебя лично, что тебе лично интересно.

    Уважай своих слушателей, не думай, что они глупее тебя.

    Не кричи. Убеждай аргументами и фактами, а не силой голоса.

    Не стремись сказать сразу о многом. Будь кратким, но убедительным и логичным.

    Говори проще.

    Обращайся не только к разуму, но и к сердцу слушателей.

    Следи за правильностью своей речи. Если не уверен, что произнесешь слово с правильным ударением или неточно знаешь значение слова или выражения - замени его другим.

    Употребляй пословицы, поговорки, крылатые выражения. Они - твои друзья и помогут сделать твою речь более образной и выразительной.

    Помни, что удачным выступление бывает тогда, когда оно хорошо продумано и подготовлено.

    Cледует помнить, что презентационные слайды готовятся после завершения работы над текстом выступления и являются сопровождением для основного содержания устного сообщения.

    Количество слайдов зависит от объема сообщаемой информации , но рекомендуется ограничиться 10-12 слайдами , которые смогут отразить основные положения рассматриваемой темы.

    При выборе содержательных координат для каждого слайда следует воспользоваться практикой концептуального членения информации : выделения в тексте, подготовленном для устного выступления, концептуальных положений, которые станут основанием для оформления содержания на слайде. (Но объем вербальной записи не должен превышать 40 – 50 слов. )

    Вербальная информация должна излагаться тезисно и сжато , рекомендуют использовать при распределении информации на слайде приемы абзацного маркирования и шрифтового и цветового выделения (Но следует выбрать единую стилистику выделения и оформления, что не будет отвлекать от содержания.)

    Показ слайдов должен быть рассчитан по времени (Следует выбрать оптимальное время – от 3 до 5 минут, что позволит слушателям удерживать в памяти и визуальную, и вербальную информацию.)

    Вербальная информация на слайде может быть дополнена символическими рисунками. (Но следует выбрать единую стилистику для оформления рисунка, чтобы запись в целом соответствовала задачам сообщения.)

    Презентационные материалы должны удачно дополнять и иллюстрировать текст сообщения. (Не следует читать текст с экрана или,наоборот, игнорировать демонстируемую визуальную информацию.)

    Оформление текста и его компонентов должно соответствовать стандартам восприятия. (Рекомендуется выбирать шрифт без засечек, 12-14 кегль через 2 интервала; маркировка текстовой информации осуществлять синим или красным цветом .)

Соблюдая правила информационного диалога , нужно подготовить показ слайдов, чтобы он не нарушал процесс говорения, обеспечивал поликодовый режим.

Публичная или, иначе, ораторская речь - это особая форма речевой дея­тельности в условиях непосредственного общения, речь, адресованная опреде­ленной аудитории. Она произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевле­ние, призыв к действию и т.

Д.). По своему характеру она представляет собой монологическую речь, то есть рассчитанную на пассивное восприятие, не предполагающую ответной словесной реакции.

Публичные речи могут быть включены в другие формы деловой комму­никации, такие как деловые совещания, конференции, дискуссии, презентации, а могут иметь и самостоятельное значение. Речь в деловой среде направлена на достижение прагматических целей, например, речь адвоката - на эффективность защиты клиента, речь руководителя на совещании - на стимулирование высокой продуктивности работы его участников, на информирование, речь на митинге - на убеждение участников, на призыв их к действию и т. и.

Речь как компонент делового общения должна быть не только убедитель­ной, но и красноречивой, доказательной, логичной, продуманной.

1. Речь должна быть с начала и до конца захватывающе интересной и полезной. Французская поговорка гласит: «Хороший оратор должен иметь голо­ву, а не только глотку». Слушатели точно чувствуют, есть ли в выступлении ра­циональное зерно.

2. У любой речи должна быть тщательно продумана внутренняя структура. Композиция публичной речи должна включать вступление, основ­ную часть и заключение.

3. Речь должна быть ориентирована на слушателей в зависимости от то­го, предназначена она для индивидуального собеседования или для выступления перед большой аудиторией. Она может быть обращена к разнородной аудитории.

Пять заповедей искусства речи, не потерявших актуальности до наших дней, были предложены британским дипломатом сэром Гамильтоном еще в XVIII веке:

Понять, что следует сказать;

Упорядочить: что по делу, а что шутки ради;

Облечь в слова и украсить слогом;

Запечатлеть в памяти;

Приятно и достойно изложить.

Эти заповеди отражены в книге Поля Л. Сопера «Основы искусства речи. Книга о науке убеждать» . Автор книги дает следующие советы начинаю­щим ораторам:

1. Выбирайте тему, соответствующую вашим познаниям и интересам.

Выбирайте круг вопросов, подготовка по которым может дать вам больше знаний, чем обладают ваши потенциальные слушатели, или тему из такой области, в кото­рой у вас, по крайней мере, не меньший опыт, чем у слушателей. Выступающий должен иметь общественные интересы и широкий кругозор.

2. Подбирайте уместную тему. Выбор темы зависит от места, времени и настроения публики, от актуальности конкретного момента. Официальный повод следует иногда использовать как исходный пункт для развития выбранной вами те­мы, которая, в свою очередь, может стать интересней и важней.

3. Выбирайте тему, соответствующую аудитории. Тема должна быть интересна, важна и понятна для слушателя. Это зависит, главным образом, от следующих факторов: а) основных интересов аудитории; б) групповых интере­сов; в) злободневных интересов; г) конкретных интересов; д) новизны темы; е) заложенных в теме полярных мнений.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Требования к публичной речи:

  1. Участие защитника в судебных прениях. План и написание защитительной речи. Содержание и структура защитительной речи
  2. 25. Словесное оформление публичного выступления: понятливость, информативность и выразительность публичной речи.