Риска в графе таблицы. FMEA-методология для качественной оценки рисков инвестпроектов

Чтобы уменьшить последствия рисков, необходимо ими управлять. Разработать собственный алгоритм контроля над рисками поможет пример карты рисков нашей компании.

Предприятие, где я работаю, входит в международный холдинг, поэтому риски оцениваем по единому регламенту для дочерних организаций. Он предполагает составление панели рисков, на основе которой формируются карта рисков, пример которой я приведу далее, и наглядная диаграмма.

Такой подход используем последние три года. С помощью карты рисков мы структурировали риски, сконцентрировались на тех из них, которые представляют наибольшую опасность, и смогли уменьшить потери. Например, потери по риску рынка закупок сократили на 30 процентов, по организационному риску - на 60 процентов, а налоговый риск свели к минимуму.

Определите, какие риски отслеживать

Сначала определитесь, с какими рисками сталкивается компания и какие из них вы будете отслеживать. Совсем незначительные рассматривать не стоит, только время потратите. Выберите существенные, которые сильно повлияют на цифры. Мы анализируем пять групп, в каждой из которых выделяем подгруппы.

  1. Финансовые риски: валютный, процентный, налоговый, кредитный, риск ликвидности, капиталовложений и деривативов.
  2. Операционные риски: технический, информационный, организационный, проектный, юридический, риск менеджмента и персонала.
  3. Стратегические: риск стратегии предприятия и бизнес-сферы.
  4. Риски окружающей среды: законодательный, технологический, риск катастроф и торговых отношений со страной.
  5. Рыночные: риск конкуренции, рынков сбыта и закупок.

Каждая подгруппа распределяется на компоненты. Например, в состав валютного и процентного риска входит риск потерь, вызванных колебанием процентных ставок Libor / Euribor по займу в валюте.

Сформируйте панель существенных рисков

Этот показатель позволяет оценить потери компании в случае, если риск возникнет (с учетом эффективности реагирования на него). Рассчитываем число приоритетности риска по формуле:

ЧПР = ЗВР × ВВР × МЭР

где ЗВР - значениe воздействия риска (в евро);

ВВР - вероятность его возникновения (в %);

МЭР - мультипликатор эффективности реагирования на риск (в %).

На этот показатель влияет не только размер возможных потерь, но и то, насколько этот риск вероятен и как быстро сможем устранить его последствия. Чем меньше число приоритетности, тем риск менее опасен.

Если суммировать числа приоритетности всех анализируемых рисков, получим совокупный риск компании. Он характеризует общую величину вероятных потерь или упущенной выгоды.

Исходя из таблицы, число приоритетности валютного и процентного риска составляет 60 тыс. евро, из которых:

  • 50 тыс. евро по риску валютных потерь от кредиторской задолженности (300 тыс. евро × 100% × 16,67%);
  • 10 тыс. евро по риску потерь, вызванных ростом процентных ставок.

Пример карты рисков компании

Затем ранжируем риски по числу приоритетности и составляем общую диаграмму. Для этого из панели рисков выносим в отдельную таблицу наименование, число приоритетности и вероятность риска. Кроме того, добавляем в таблицу графу «доля в совокупном риске» (см. таблицу 1).

Пример

При годовом валовом доходе предприятия в 9 млн евро критическими будут риски, превышающие 270 тыс. евро. Согласно диаграмме (см. в доп.. Его число приоритетности 1,1 млн евро, что составляет 33 процента от совокупного риска. Самая высокая вероятность возникновения (94%) у валютного и процентного риска, хотя по величине он незначителен - всего 2 процента от совокупного риска.

Помимо диаграммы составляем в Excel карту рисков (пример карты рисков см. в таблице 2), маркируя их по принципу светофора:

  • критические риски - красным цветом;
  • менее существенные - желтым;
  • самые незначительные - зеленым.

Рисунок 2. Пример карты рисков

для маркировки создаем правило выделения ячеек в поле «Условное форматирование» (см. пример карты рисков).

Риск относим к критическим:

  • если он присущ нескольким бизнес-процессам;
  • его число приоритетности превышает три процента валового дохода компании;
  • его реализация влияет на достижение стратегических целей предприятия;
  • для управления им нужно изменить корпоративную стратегию.

Пример риска

Риск с числом приоритетности более 270 тыс. евро выделяем красным цветом, в диапазоне от 135 тыс. (50% × 270 тыс.) до 270 тыс. евро - желтым, менее 135 тыс. евро - зеленым. Как видно из таблицы 2, три риска из 19 относятся к красным, два - к желтым и 14 - к зеленым.

Рассчитайте итоговый индекс риска

Итоговый индекс риска определяем по формуле

ИР = СР: МД

где СР - совокупный риск,

МД - маржинальный доход.

Пример риска

При годовом маржинальном доходе компании в 2,5 млн евро и совокупном риске в 3 363 333 евро индекс риска составит 1,3.

  • менее 4 - выделяем зеленым цветом,
  • в диапазоне от 4 до 6 - желтым,
  • более 6 - красным.

При этом учитываем разницу между текущим и прошлым значениями индекса:

  • если она положительна, выделяем красным цветом;
  • равна нулю - желтым;
  • отрицательна - зеленым.

Красный или желтый цвет служит сигналом для анализа причин изменения индекса.

План работы

Числа приоритетности каждого риска за период сравниваем с данными прошлого года. Причины существенных отклонений анализируем. Изучаем не только возросшие риски, но и те, которые значительно снизились. В панели рисков приводим причины и меры, которые позволят их предотвратить или минимизировать.

Прример риска

Риск потерь из-за нарушения производственного процесса связан с тем, что потенциальный объем заказов превышает мощность оборудования. А риск потерь от колебания ставки Libor/Euribor возник, поскольку компания привлекла займ в валюте. Этого риска можно избежать, изменив инвестиционную политику так, чтобы снизить потребность в заемных средствах. При наличии займа принимаются меры по минимизации риска - мониторинг ставок, снижение долга в случае их роста и т. д.

Отдел контроллинга с подразделениями ежегодно мониторят риски, а наиболее критичные из них - ежеквартально. Результаты оценки рисков и план по работе с ними в конце года представляем совету директоров.

Подготовлено по материалам журнала

Вложенные файлы

  • Пример карты рисков.xlsx

Мирошников Вячеслав д.т.н., профессор, Брянский государственный технический университет

Филипчук Антон аспирант, Брянский государственный технический университет
Современные технологии управления , №12 за 2013 год

Малое и среднее предпринимательство (МСП) является одним из ключевых элементов экономики, во многом определяющем уровень благосостояния общества в целом. Его развитие является одним из приоритетных направлений государственной экономической и социальной политики .

Малое и среднее предпринимательство играет важную роль в формировании региональных и местных бюджетов, определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, поддерживает конкуренцию в экономике, формирует новый социальный слой общества. В настоящее время к числу наиболее актуальных проблем относятся вопросы, связанные с развитием и поддержкой МСП.

Кризис, начавшийся в 2008 году в финансовой сфере, существенно повлиял на экономическое развитие во всех странах. Являясь частью экономики страны, малый и средний бизнес оказался также под ударом проблем: усилившийся дефицит финансовых ресурсов, сокращение спроса на продукцию, рост задолженности со стороны покупателей. Согласно представленным Росстатом и ФНС России данным в 2009 году в Российской Федерации осуществляли деятельность 5 192 363 субъекта малого и среднего предпринимательства, их структура представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 Структура малых и средних предприятий в 2009 году в Российской Федерации

Динамика, которая наблюдается с января по сентябрь 2009 года, имеет разнонаправленные векторы. Так, общее число микропредприятий и малых предприятий снизилось на 6,5%, а число средних предприятий увеличилось на 2,3%, также увеличилось и число индивидуальных предпринимателей на 2,85%. Подводя итоги можно отметить, что общее число субъектов малого и среднего предпринимательства (юридические лица и индивидуальные предприниматели) выросло по сравнению с 1 января 2009 г. на 1% .

По итогам 2010 года по сравнению с 2009 и 2008 годами в целом по стране наблюдается отрицательная динамика по показателю количества малых предприятий (рис. 2). При этом в целом по стране отмечается положительная динамика по показателю объема оборота малых предприятий (рис. 3) .

Рисунок 2 Динамика количества малых предприятий

Итоги деятельности малых предприятий в 2010 году в региональном разрезе можно рассматривать как умеренно положительные. В 45 регионах увеличилось количество зарегистрированных СМП на 100 тыс. жителей; увеличение среднесписочной численности занятых на предприятиях отмечено в 36 регионах, объемов оборота малых предприятий – в 58 регионах .

Расходы федерального бюджета на поддержку малого и среднего предпринимательства в 2009 году составили 10,5 млрд. рублей. В 2009 году в федеральной финансовой программе выделен «Антикризисный пакет мер», направленные на поддержку занятости населения и содействие началу собственного бизнеса. Так, на реализацию мероприятий «Антикризисного пакета мер» - гранты начинающим субъектам МСП на создание собственного бизнеса было выделено 1 607,202 млн. рублей, а данная программа реализовывалась в 66 регионах .

Рисунок 3 Динамика оборота малых предприятий

Возможность получения грантовой поддержки в самом начале предпринимательской деятельности – существенный стимул для граждан. Как показывает опрос, проведенные Исследовательским центром портала SuperJob.ru (май 2009 г.) 43% россиян, не имеющих постоянной работы, всерьез задумываются о том, чтобы открыть свое дело. При этом основные опасения связаны с привлечением финансов и отсутствием опыта .

Гранты начинающим малым предприятиям на создание собственного дела предоставляются в форме субсидий индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам – производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого софинансирования целевых расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, в размере не более 300 тыс. рублей на одного получателя.

Получателями грантов являются вновь зарегистрированные или действующие менее 1 года субъекты малого и среднего предпринимательства, прошедшие краткосрочное обучение основам предпринимательской деятельности и предоставившие бизнес проект .

Анализируя эффективность бизнес проектов, на реализацию которых выделяется данная поддержка, приходится сталкиваться с тем, что рассматриваемые при их оценке потоки денежных средств (расходы и доходы) относятся к будущим периодам и носят прогнозный характер. Неопределенность прогнозируемых результатов приводит к возникновению риска того, что цели, поставленные в проекте, могут быть не достигнуты полностью или частично. На этом фоне проведение количественной оценки инвестиционного проекта является необходимым, но недостаточным критерием, обеспечивающем уверенность в том, что выделенные под данный проект денежные средства смогут окупиться и в будущем принести определенную прибыль. Для обеспечения необходимой уверенности в правильности принятия положительного решения по предоставлению грантовой поддержки того или иного субъекта малого и среднего предпринимательства необходимо провести качественный анализ представленного бизнес плана.

В количественном выражении риск обычно определяется как изменение численных показателей проекта: чистого дисконтированного дохода (NPV), внутренней нормы доходности (IRR), прямого (PP) и дисконтированного (DPP) срока окупаемости проекта.

Главная задача качественного подхода состоит в выделении и идентификации возможных видов риска рассматриваемого бизнес-проекта, а также в определении и описании источников и факторов, влияющих на данный вид риска. Кроме того, качественный анализ предполагает описание возможного ущерба, его стоимостной оценки и мер по снижению или предотвращению риска.

Среди существующих методов качественного анализа, следует выделить FMEA-методологию. Данная методология представляет собой технологию по сбору и анализу возможностей возникновения дефектов и оценки их влияния на потребителя и эксплуатационные свойства изделия . Комплексный подход к проведению FMEA-анализа предлагается в данной статье адаптировать для проведения качественного анализа рисков инвестиционного проекта.

Возможность применения и адаптации методики FMEA обуславливается тем, что способ представления результатов комплексного анализа соответствует целям и способу представления результатов проведения качественного анализа рисков инвестиционного проекта. В ходе проведения FMEA-анализа идентифицируются возможные виды дефектов, производится определение и описание причин и последствий их возникновения, а также предлагаются мероприятия по минимизации или устранению потерь от проявления выделенных дефектов.

Рисунок 4 Блок-схема проведения качественной оценки рисков инвестиционного проекта

  1. Ознакомление с предложенными проектами. Председатель представляет для ознакомления членам конкурсной комиссии комплекты документов по предложенным проектам.
  2. Проведение количественной оценки рисков бизнес проектов.
  3. Определение видов потенциальных рисков способных оказать влияние на реализацию и конечный результат бизнес-планов, выбранных на предыдущем этапе работы, выделение их последствий и причин.
  4. Для всех описанных видов потенциальных дефектов определяют их последствия на основе опыта и знаний членов конкурсной комиссии. Для каждого последствия дефекта экспертно определяют балл значимости S при помощи таблицы баллов значимости (Таблица 1). Балл значимости изменяется от 1 (для наименее значимых рисков) до 10 (для наиболее значимых рисков).
Последствие
Критерии значимости последствия

Очень высокий ранг значимости, когда данный вид потенциального риска ведет к невыполнению бизнес-плана

Весьма высокий ранг значимости, когда данный вид потенциального риска ухудшает экономическую эффективность бизнес проекта и потенциально может являться причиной его срыва

Очень важное

Высокий ранг значимости потенциального риска, который оказывает существенное влияние на несколько экономических показателей эффективности бизнес-плана

Средний ранг значимости, когда эффективность бизнес-плана снижается ввиду ухудшения одного или нескольких из показателей его эффективности, что может затруднить его реализацию

Умеренное

Умеренный ранг значимости, когда эффективность бизнес-плана снижается за счет ухудшения его экономических показателей без снижения вероятности его выполнения

Бизнес-план выполним, но за счет наступления последствий потенциального риска возможно значительно снижение его результативности

Очень слабое

Бизнес-план выполним, но за счет наступления последствий потенциального риска возможно умеренное снижение его результативности

Незначительное

Бизнес-план выполним, но за счет наступления последствий потенциального риска возможно незначительное снижение его результативности

Очень незначительное

Бизнес-план выполним, но за счет наступления последствий потенциального риска возможно колебание некоторых показателей его эффективности

Отсутствует

Нет последствия
  1. Для каждого выявленного риска определяют балл воздействия I на ход процесса реализации бизнес-плана при помощи специальной таблицы. Балл воздействия изменяется от 1 (для рисков, не оказывающих влияние на проект) до 10 (для рисков, реализация которых провалит бизнес-план). Рекомендуемая шкала баллов воздействия, представлена в таблице 2.

Воздействие

Последствия воздействия

Абсолютное

Высокая вероятность того, что планируемые результаты не будут достигнуты

Превышение бюджета и/или сроков реализации проекта на 40-50%

Выше среднего

Превышение бюджета и/или сроков реализации проекта на 30-40%

Превышение бюджета и/или сроков реализации проекта на 20-30%

Минимальное

Превышение бюджета и/или сроков реализации проекта на 10-20%

Превышение бюджета и/или сроков реализации проекта на 5-10%

Очень низкое

Существенное использование фонда резервного времени или фонда резервных затрат проекта

Допустимое

Среднее использование фонда резервного времени или фонда резервных затрат проекта

Незначительное

Минимальное использование фонда резервного времени или фонда резервных затрат проекта

Отсутствует

Никакого реального воздействия на проект

  1. Для каждого выделенного риска определяется балл вероятности возникновения О в ходе реализации бизнес-плана при помощи специальной таблицы. Балл возникновения изменяется от 1 (для рисков, возникновение которых маловероятно) до 10 (для рисков, вероятность наступления которых не вызывает сомнения комиссии). Данная шкала базируется на субъективных критериях, которые основываются на различных предположениях. К таким предположениям могут относиться суждения эксперта, его личный опыт. Пример шкалы баллов возникновения представлен в таблице 3.

Таблица 3 Пример шкалы баллов возникновения О

Вероятность наступления

Критерии возникновения риска

Очень высокая

Возникновение данного риска неизбежно

Очень высокая вероятность проявления риска

Высокая вероятность проявления данного риска

Частое возникновение рисков данного типа

Умеренная

Данный риск имеет равные шансы проявления и непроявления

Умеренное возникновение рисков данного типа

Редкое возникновение рисков данного типа

Вероятность проявления риска сведена к минимуму мероприятиями предусмотренными в бизнес-плане

Наступление риска предусмотрено в бизнес-плане

Наступление риска маловероятно

  1. После получения экспертных оценок S, I и О определяют приоритетное число риска проекта:

ПЧР = S I О (1)

Для рисков, имеющих несколько последствий, способных оказать влияние на конечный результат реализации бизнес-плана, определяется несколько ПЧР. Каждое ПЧР может иметь значение от 1 до 1000.

  1. Складывая, полученные в результате анализа данного проекта ПЧР, получаем приоритетное число риска проекта (ПЧРпр). Заранее должно быть определено и установлено граничное значение приоритетного числа риска (ПЧРгр). В случае если полученное расчетным путем ПЧРпр будет превышать ПЧРгр то данные проект не допускается для дальнейшего оценивания по конкурсу.
  2. Полученные по всем проектам ПЧРпр, кроме превышающих ПЧРгр, в протоколе проведения качественного анализа рисков располагаются в порядке возрастания значения ПЧРпр. Таким образом, проектам, с наименьшим ПЧРпр, предоставившим полный пакет документов, финансовые показатели которого соответствуют необходимым требованиям необходимо оказывать соответствующую грантовую поддержку.

В качестве примера применения данной методики, рассмотрим процесс оценки трех предприятий, занятых в принципиально разных направлениях ведениях бизнеса: организация производства пластиковых окон из ПВХ, организация рыболовного хозяйства и открытие туристического агентства.

Организация производства пластиковых окон является очень затратным проектом, в котором используется сложное технологическое оборудование и необходим квалифицированный персонал. Сметная стоимость представленного проекта составляет порядка 2 500 000 рублей, проект позволяет создать до 14 рабочих мест, следует отметить, что проект предусматривает модернизацию уже существующего предприятия с целью производства качественно новых категорий товаров. Количественная оценка рисков инвестиционного проекта, позволяет допустить его для дальнейшего оценивания в рамках конкурсного отбора. В целях проведения качественного анализа рисков данного инвестиционного проекта были выделены и описаны его основные риски, представленные в таблице 4.

Таблица 4

Наименование риска

Описание

Технико-технологические риски

Приобретаемая техника, заявленная в бизнес-плане, является сложной с технической точки зрения, для работы на которой необходимо дополнительное обучение сотрудников. В связи с чем, потенциальные риски связаны с потерей времени при освоении новой техники сотрудниками и как следствие могут оказать влияние на сроки окупаемости проекта.

Экономические риски

Связаны, в первую очередь, с вероятностью недофинансирования.
В городе и области есть большое количество предприятий предоставляющих услуги по продаже и монтажу пластиковых окон, однако лишь 2 из них имеют собственную производственную базу. Выход на рынок нового предприятия потребует значительных финансовых затрат на проведение рекламных мероприятий.
Факторами, снижающим экономические риски, является то, что предприятие имеет собственную производственную базу и работает со сформировавшимся кругом поставщиков основных видов сырья и материалов.

Маркетинговые риски

Связаны в первую очередь с неполучением планируемых объемов прибыли ввиду ошибок в позиционировании товара и снижении планируемой цены реализации продукции для завоевания конкурентного преимущества на рынке.

Экологические риски

Предприятие не несет экологических рисков в связи с тем, что не занимается вредным производство, а лишь перерабатывает закупаемое сырье в конечную продукцию.

Социальные риски

Одним из факторов оказывающих существенное влияние на проект является кадровый голод, вызванный недостатком квалифицированных кадров для работы на современном обрабатывающем оборудовании.

Акционерные риски

Организационно-правовая форма – Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Основной учредитель представлен генеральным директором предприятия.

Правовые риски

Изменения законодательства, регламентирующего деятельность предприятия, не прогнозируется.

Открытие рыболовного хозяйства является менее затратным, сумма первоначальных инвестиций составляется порядка 750 000 рублей, требования по квалификации основного обслуживающего персонала средние, не требующие дополнительных знаний. Проект предусматривает на арендуемых площадях осуществлять выращивание рыбы для реализации в торговые сети и рестораны, кроме того в летний период на территории озера будут созданы условия для спортивного и любительского рыболовства. Количественная оценка показателей данного проекта положительна и позволяет допустить его для дальнейшего оценивания в рамках конкурсного отбора предприятий. Группой экспертов были выделены и описаны риски способные повлиять на реализацию данного бизнес проекта (Таблица 5).

Таблица 5 Оценка уровня рисков проекта

Наименование риска

Описание риска

Технико-технологические риски

Основной риск связан с соблюдением норм технологического процесса по выращиванию рыбы: поддержание оптимальной температуры водоема, наличия питательных веществ, освещенности, чистота водоема.

Экономические риски

Данная группа рисков связана с возможностью расторжения или отказа в заключении договоров на поставку продукции существующим или потенциальным фирмам-потребителям. Кроме того в отрасли намечается тенденция по созданию аналогичных фирм, что может вызвать увеличение конкуренции в отрасли.

Маркетинговые риски

Проявления маркетинговых рисков будет сведено к минимуму за счет того, что конечным потребителем продукции предприятия будут является крупные продуктовые магазины и рестораны, для которых продукция местного производства с учетом транспортных издержек окажется значительно дешевле чем аналоги из других регионов. Планируемый круглогодичный цикл производства продукции позволит уменьшить сезонные колебания в объемах поставляемой на рынок продукции.

Экологические риски

Планируемая деятельность не предполагает нанесение прямого или косвенного вреда окружающей среде.

Социальные риски

Минимальны, в связи с тем, что требования к обслуживающему персоналу не содержат специфических характеристик.

Акционерные риски

Правовые риски

Минимальные, т.к. изменений законодательства, регламентирующего деятельность предприятия, не прогнозируется.

Затраты по открытию туристического агентства в соответствии с бизнес планом составляют порядка 900 000 рублей. Проект предусматривает заключение договоров с различными гостиничными комплексами с целью предварительного заказа и размещения отдыхающих, кроме того агентство будет заниматься реализацией туров, предлагаемых крупными туроператорами. Количественная оценка рисков предлагаемого проекта позволяет допустить его для дальнейшего участия в конкурсном отборе. Группой экспертов были выявлены следующие категории рисков, способных оказать прямое или косвенное влияние на реализацию предлагаемого бизнес-плана (Таблица 6).

Таблица 6 Оценка уровня рисков проекта

Наименование риска

Описание риска

Технико-технологические риски

Отсутствуют в связи с тем, что в процессе основной деятельности предприятия не предполагается применение сложных технических и технологических процессов.

Экономические риски

Изменение налогов, пошлин и стоимости транспортных услуг напрямую влияют на стоимость предлагаемых агентством путевок, т.к. приобретение собственного парка автотранспортных средств не предусматривается.

Маркетинговые риски

Услуги туристических агентств всегда востребованы рынком, однако, на сегодняшней день, на территории города действует порядка 50 туристических агентств, оказывающих подобного рода услуги, в связи с чем, возможность завоевания доли на рынке и выход предприятия на планируемые объемы выручки и прибыли представляется довольно затруднительным.

Экологические риски

Данный тип рисков для предприятия отсутствует, т.к. основная деятельность не предполагает нанесение прямого или косвенного вреда окружающей среде.

Социальные риски

Минимальны т.к. требования к персоналу не предусматривают обладание особыми навыками и умениями.

Акционерные риски

Отсутствуют. Организационно-правовая форма предприятия – ИП.

Правовые риски

Данная группа рисков, в первую очередь, связана с введением запретов на выезд туристов в другие государства в связи с международными конфликтами, стихийными бедствиями и т.д.

Непредвиденные обстоятельства

К данной категории рисков относятся специфичные для туристического бизнеса обстоятельства, в которых сложно предугадать как саму проблему, так и реакцию туристов на нее. В случае войны теряет и туроператор и турагент, продававший путевки на это направление и позиционировавший себя как специалист по данной стране. Теракты и стихийные бедствия сопровождаются резким снижением цен на данное направление и, соответственно, снижением дохода агентства.

После выделения основных типов рисков, способных оказать влияние на реализацию бизнес идей, экспертами составляется сводная таблица и проводится обсуждение и оценка каждого из возможных видов риска по описанной выше методике. Результаты данной оценки представлены в таблице 7.

По результатам анализа наиболее рискованным является проект по созданию туристического агентства. Высокая рискованность данного вида бизнеса обусловлена насыщенностью рынка региона организациями, предоставляющими подобные услуги, а также высоким воздействием непредвиденных обстоятельств, которые в современных геополитических условиях являются сложно прогнозируемыми для рядовых граждан и сотрудников туристических агентств, но при этом являются основополагающими при формировании структуры спроса на предлагаемые услуги.

Вторым по уровню рискованности является проект по производству изделий из ПВХ. Высокое значение рисков данного проекта обусловлено экономическими рисками, связанными необходимостью постоянного притока финансирования в проект для его осуществления. Следующим фактором риска, на который следует обратить внимание при осуществлении деятельности предприятия, является социальная группа рисков в частиобеспечения предприятия квалифицированным персоналом, обладающим необходимыми навыками работы на современном высокотехнологичном оборудовании.

Проектом с минимальным уровнем риска является организация рыболовного хозяйства. В процессе реализации данного проекта следует уделять особое внимание технико-технологическим рискам, наступление которых при самом неблагоприятном сценарии может послужить причиной провала данного бизнес-плана.

Таблица 7 Пример проведения оценки бизнес-планов по методологии FMEA.

Как видно из приведенного примера качественного анализа рисков инвестиционного проекта на основе предлагаемой авторами модернизированной FMEA-методолгии данный подход позволяет выделить, описать и классифицировать предлагаемые бизнес идеи по степени рискованности. Кроме того, данный подход позволяет членам экспертной группы сделать рекомендации для грантополучателей на какие риски при реализации своих бизнес-проектов им следует обратить большее внимание для того чтобы избежать их наступление в будущем и успешно реализовать свой проект.

Список литературы:

  1. Горленко, О.А. Управление качеством в производственно-технических системах: учебник / О.А. Горленко, В.В. Мирошников, Н.М. Борбаць. – Брянск: БГТУ, 2009. – 312 с.
  2. Мирошников, В. В. Управление качеством конструкторско-технологической подготовки производства на основе применения комплексной FMEA-методологи / В. В. Мирошников, А. А. Филипчук // Вестник Брянского государственного технического университета. - 2010. - N 4. - С. 7-16.
  3. Аналитическая справка департамента экономического развития Брянской области: «Итоги деятельности малых предприятий Брянской области в 2009 году» .
  4. Аналитический отчет Минэкономразвития России: «О мониторинге исполнения в 2009 году законодательства, направленного на развитие малого и среднего предпринимательства».
  5. Постановление Администрации Брянской области от 17 июня 2010 года №603 «О предоставлении субсидий начинающим субъектам МСП для создания собственного дела (грантовая поддержка)».
  6. Материалы исследовательского центра портала SuperJob.ru .
  7. Сайдумаев, Ф.С. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2010 году (без микропредприятий) / Ф.С. Сайдумаев, А.М. Шестоперов // Ежеквартальный информационно-аналитический доклад.

D.1 Общие положения

Количественный метод, описанный в приложении С, не применим в тех ситуациях, где риск (или его частотная составляющая) не может быть охарактеризован количественно. В настоящем приложении описывается метод графов риска, представляющий собой качественный метод, позволяющий определять уровень полноты безопасности для систем, связанных с безопасностью, на основе знания факторов риска, связанных с EUC и системой управления EUC. Он применим, в частности, когда модель риска соответствует той, которая показана на рисунках А.1 и А.2.

При качественном подходе для упрощения вводится несколько параметров, описывающих природу опасной ситуации, возникающей при отказе или недоступности систем, связанных с безопасностью. Выбирается по одному параметру из каждого из четырех наборов; после этого выбранные параметры объединяются для определения уровня полноты безопасности, назначаемого системе, связанной с безопасностью. Эти параметры:

Позволяют произвести осмысленную классификацию рисков и

В приложении нет подробного описания метода, а даны его основные принципы. Тем, кто собирается применять методы, указанные в настоящем приложении, рекомендуется обратиться к -.

D.2 Построение графа риска

Упрощенная процедура, описываемая ниже, основывается на следующем уравнении:

ãäå - риск при отсутствии системы, связанной с безопасностью;

Частота опасного события при отсутствии системы, связанной с безопасностью;

Последствие опасного события (последствия должны быть связаны с причинением вреда здоровью и безопасности или с причинением вреда из-за нанесения ущерба окружающей среде).

Считается, что на частоту опасного события в данном случае влияют три фактора:

Возможность избежать опасного события;

Вероятность возникновения опасного события при отсутствии систем, связанных с безопасностью (но при наличии внешних средств уменьшения риска), эта вероятность называется вероятностью нежелательного события.

Из этих факторов следуют четыре параметра, характеризующих риск:

Последствие опасного события;

Частота и время нахождения в опасной зоне;

Вероятность того, что не удастся избежать опасного события;

Вероятность нежелательного события.

D.3 Другие возможные параметры риска

Описанные выше параметры риска достаточно общие, с широким диапазоном применений. Однако могут существовать приложения, характеризующиеся аспектами, требующими введения дополнительных параметров риска. В качестве примера можно привести использование новых технологий в EUC и в системах управления EUC. Целью новых параметров может быть более точная оценка требуемого уменьшения риска (рисунок А.1).

D.4 Построение графа риска: общая схема

Объединение параметров риска, описанных выше, позволяет построить граф риска, подобный тому, который показан на рисунке D.1. Для этого графа справедливы следующие соотношения: ;;;. Граф рисков можно пояснить следующим образом.

Рисунок D.1 - Граф риска: общая схема

Использование параметров риска ,èприводит к появлению выходных параметров,,...,(точное число зависит от конкретной прикладной области, для которой строится граф риска). На рисунке D.1 показана ситуация, когда для более серьезных последствий не используются дополнительные весовые коэффициенты. Каждый из этих выходных параметров отображается на одну из трех шкал (,èëè). Каждая точка на этих шкалах указывает на требуемую полноту безопасности, которая должна быть достигнута рассматриваемой Е/Е/РЕ системой, связанной с безопасностью. На практике могут встречаться ситуации, когда одна Е/Е/РЕ система, связанная с безопасностью, не может обеспечить требуемого уменьшения риска.

Отображение на ,èëèпозволяет учесть вклад других мер по снижению риска. Смещение шкал,èпозволяет учесть три различных уровня уменьшения риска, обеспечиваемого другими мерами. Так шкаладает минимальное уменьшение риска за счет других мер (т.е. наибольшую вероятность того, что произойдет нежелательное событие), шкаласоответствует промежуточному по величине вкладу других мер, а шкала- наибольшему вкладу. Для конкретных промежуточных выходных значений графа рисков (т.е.,,... èëè) и для конкретной шкалы(ò.å.,èëè) конечные значения графа рисков являются уровнями полноты безопасности Е/Е/РЕ систем, связанных с безопасностью, (т.е. 1, 2, 3 или 4), они представляют собой оценку требуемого уменьшения риска для данной системы. Это уменьшение риска вместе с уменьшением риска, достигаемым другими средствами (например, с помощью систем, связанных с безопасностью, основанных на других технологиях и внешних средств уменьшения риска) и учитываемым с помощью механизма шкалы, дает требуемое уменьшение риска для конкретной ситуации.

Параметры, указанные на рисунке D.1 (,,,,,,,,,,), и соответствующие им веса должны быть точно определены для каждой конкретной ситуации или для сравнимых отраслей. Может также потребоваться их определение в международных стандартах для прикладных отраслей.

В ходе идентификации и оценки финансовых рисков применяются различные графические методы, дающие наглядное представление распределения рисков во времени, по видам деятельности, по стадиям бизнес-процесса, в пространстве (например по помещениям), по размерам выявленного ущерба и т.д. Но самым универсальным инструментом визуализации информации, широко используемым в риск-менеджменте, является так называемая карта рисков. Она строится на основе реестра рисков и их качественных и количественных характеристик, полученных в процессе измерения. Карту рисков можно построить либо для всей организации, либо для какого-либо подразделения. Кроме того, карты рисков могут быть составлены для направления деятельности организации или для отдельного проекта, программы.

Наиболее простые карты рисков, как правило, представляются в табличной форме. В случаях, когда для измерения рисков используются качественно-количественные шкалы вероятностей и последствий, применяют матричные карты рисков. Матричная карта риска – графическое и текстовое описание ограниченного числа рисков организации, расположенных в прямоугольной таблице, по одной "оси" которой указана сила воздействия или значимость риска, а по другой – вероятность или частота его возникновения. В случаях, когда для измерения рисков используются качественно- количественные шкалы вероятностей и последствий, то весь спектр рисков делится на ячейки. Из-за внешнего сходства такую карту рисков иногда называют "матрицей".

Вообще говоря, методологии построения карты рисков столь же различны, как различны риски компаний. Построение карты рисков может производиться как в рамках внедрения системы управления рисками на уровне всей организации, так и для решения обособленного круга задач по управлению рисками. Методы, которые применяют консультанты (эксперты) при составлении карты рисков, включают интервью , формализованные и неформализованные опросники у обзоры и исследования отрасли , анализ документационного комплекта компапииу численные методы оценки и т.п.

Состав команды консультантов (экспертов) является очень важным для успеха процесса картографирования рисков. При проведении работы профессиональными консультантами, команда (рабочая группа) включает обычно тех специалистов, которые обладают опытом и экспертными знаниями. Опыт показывает, что команда работает эффективно, если состоит из шести – десяти человек. Только определив границы анализа, можно определить, кто включается в команду. При составлении карты финансовых рисков компании, в команду в обязательном порядке включается руководитель финансового отдела, руководитель юридического, контрольного, ГГ отделов и др. Степень детализации, необходимой при анализе, специфична для каждого риска и изменяется от одного риска к другому, а зависит в основном от целей, которые преследует организация.

Картографирование – это сложный процесс, включающий в себя множество конкретных операций, но в обобщенном виде он заключается в визуализации выявленных рисков. Выявление рисков включает в себя анализ финансовых рисков, направленный на идентификацию и оценку рисков.

Напомним, что идентификация является первым и одним из основных этапов анализа риска. Результаты идентификации рисков позволяют описать и составить реестр рисков. Оценка рисков предполагает определение (расчеты) основных качественных и количественных параметров (величины) риска.

Результаты идентификации и оценки рисков заносятся в карты финансовых рисков. Для построения карты финансовых рисков (далее – Карта) необходимо выполнить следующие последовательные шаги и заполнить все графы следующей таблицы (табл. 2.6).

На начальном этапе идентификация предполагает выбор владельца риска {субъект риска). В нашей Карте это строка – должность.

Так называемые владельцы рисков (от англ. – riskowners) – это сотрудники, специалисты, которым руководитель поручает наблюдать за триггерами некоторого определенного риска, а также управлять ответными процедурами в случае возникновения данного риска. Сотрудники становятся владельцами рисков в силу специфических экспертных знаний относительно той или иной проблемы или в связи с тем, что они обладают определенным контролем над специфическим риском.

Здесь проводится выбор должности сотрудника и идентификация выполняемых им видов деятельности и связанных с этими видами деятельности объектов управления. Выбранный вид деятельности занесем в графу 2 Карты.

В группу субъектов с повышенным финансовым риском входят те, для которых характерно:

  • наличие полномочий, связанных с распределением значительных финансовых средств;
  • высокая степень свободы действия, вызванная спецификой их работы;
  • высокая интенсивность контактов с организациями и их представителями.

Следующим шагом является определение перечня должностных обязанностей с высоким финансовым риском. Идентификация и оценка рисков проводится по конкретному перечню должностных обязанностей с высокой вероятностью проявления финансовых рисков.

Графа 3 Карты предполагает рассмотрение и анализ условий в работе. Обычно выделяют следующие условия:

КАРТА ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ №________________

Подразделение: _________________________________________________

Должность: ____________________________________________________

Заполнил

(Руководитель подразделения) (подпись) (Фамилия И. О.) (дата) СОГЛАСОВАНО

Руководитель организации (подразделения) _____________________________________________________________

______________________________________________________________________

  • (ЭКСПЕРТ/КОНСУЛЬТАНТ)
  • нормальные (плановая деятельность) – обозначаются буквой "Н";
  • аварийные (инциденты и другие чрезвычайные ситуации) – обозначаются буквой "А".

Идентификация конкретных видов финансовых рисков, связанных с выбранными видами деятельности, заносится в графу 4 Карты.

Выявленные риски описываются и оформляются в виде Реестра финансовых рисков (табл. 2.7).

Таблица 2.7

Реестр финансовых рисков

Объект риска

Название риска

Описание риска

Фактор риска

п

Графа 5 Карты предполагает идентификацию существующих мер от воздействия опасностей (регламентов, мер) по выбранному виду деятельности (работы). К мерам от воздействия опасностей можно отнести:

  • обучение и повышение квалификации в области минимизации финансовых рисков;
  • проведение паспортизации рабочих мест;
  • проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • проведение тестирования внедренных стандартов, норм, нормативов;
  • выявление зон бизнес-процессов, не покрытых контролями;
  • выявление неэффективных контролей;
  • внедрение новых индикаторов финансовых рисков;
  • другие аналогичные меры.

Идентификация по происшествиям (коммерческий подкуп, служебный подлог, торговля инсайдерской информацией, превышение должностных полномочий и т.д.) в организации заполняется в графе 6 Карты. Информация по происшествиям накапливается в представленной таблице (табл. 2.8).

Таблица 2.8

Информация по происшествиям

Описание тяжести опасного события (предполагаемого – при отсутствии статистики) от возможного воздействия опасности (графа 7 Карты) с учетом выполнения существующих мер от этого воздействия (стандартов по минимизации финансовых рисков).

Наиболее сложный шаг – это оценка риска. Оценка риска, связанного с идентифицированной опасностью, заносится в графы 7–10 Карты.

Оценка риска, связанного с идентифицированной опасностью, осуществляется по следующей формуле:

где Р – риск; Т – тяжесть вреда; – вероятность проявления опасности; – подверженность воздействию опасности.

Тяжесть вреда (Т) оценивается в балльной системе (например в десятибалльной) и заполняется в виде таблицы (табл. 2.9).

Таблица 2.9

Тяжесть вреда Т

Характеристика

Банкротство

Потеря первичного финансового документа

Тяжесть вреда определяется экспертной оценкой рабочей группы, которая проводит картографирование. Они определяют тяжесть и проставляют баллы исходя из специфики хозяйствующего субъекта. Поэтому, например, вред от отзыва лицензии на осуществление операций в иностранной валюте для одних организаций будет составлять 9 баллов, а для других, непрофильных организаций, гораздо меньше.

Вероятность вреда (В) рассматривается экспертами с точки зрения вероятности проявления опасности и подверженности воздействию опасности и заполняется в следующей табличной форме (табл. 2.10).

Таблица 2.10

Вероятность вреда В

Вероятность проявления опасности, B1

Подверженность воздействию опасности, В2

1 событие в день

От 90% рабочего времени

1 событие в месяц и реже

От 80 до 90% рабочего времени

1 событие в квартал

От 70 до 80% рабочего времени

1 событие за полугодие

От 60 до 70% рабочего времени

1 событие за 9 месяцев

От 50 до 60% рабочего времени

1 событие в 1 год

От 40 до 50% рабочего времени

1 событие за 2 года

От 30 до 40% рабочего времени

1 событие за 3 года

От 20 до 30% рабочего времени

1 событие за 4 года

От 10 до 20% рабочего времени

1 событие за 5 лет

До 10% рабочего времени

Далее выявленные риски необходимо отсортировать. Разберем реальную технику сортировки большого количества рисков, которая зарекомендовала себя на примере не одной сотни компаний. Она активно используется и пропагандируется подразделением Risk Management Special Interest Group (RMSIG ) из Project Management Institute . Суть метода состоит в том, чтобы распределить риски по специальной карте (другое ее название – PI- матрица). Карта должна выглядеть так, как показано в табл. 2.11. Обычно все идентифицированные риски распределяются между сотрудниками группы по работе с рисками. За риск, как правило, отвечает тот, кто идентифицировал данный риск (источник указан на RMC- карте). Риски, определенные теми, кто не присутствует при данной процедуре, делятся поровну между всеми остальными участниками. Затем участники распределяют имеющиеся у них риски по определенным квадратам, т.е. ранжируют вероятности и степени влияния данных рисков.

Таблица 2.11

Карта сортировки рисков

Вероятность

Степень воздействия

Бывает необходимо повысить качество индивидуальных решений о вероятности и степени влияния рисков. Рекомендуется раздать членам команды фломастеры разных цветов и предложить, просмотрев все риски, промаркировать те, с которыми они не согласны и которые, по их мнению, необходимо обсудить отдельно. После этого маркированные риски обсуждаются и делаются соответствующие изменения. По окончании данного шага вероятность и степень воздействия каждого риска на проект считается установленной, и в RMC- карты вносятся вероятность данного риска и степень влияния.

Кроме процедуры сортировки рисков, их необходимо прораижировать, т.е. определить RR (от англ. – risk ranking) для каждого риска. Формула для определения RR такова:

RR = Вероятность риска (В) × Степень воздействия риска (Y ).

Этот шаг повторяет сортировку рисков по карте, однако специалисты советуют проводить его, так как это понадобится в дальнейшем. Потом уже можно определить, какие риски будут запущены в процесс управления рисками. Список рисков согласно значению RR позволяет отсортировать их. Таким образом, риски, которые возникают с очень низкой вероятностью или будут оказывать очень незначительное воздействие на проект, могут быть удалены из дальнейшего анализа.

Самое важное на этом шаге – принять решение по поводу пороговых величин рисков, которые будут участвовать в дальнейшем рассмотрении. Это сложный вопрос, по которому трудно дать конкретные рекомендации. Огромную роль здесь играет опыт руководителя проекта, а также уровни рисков, которые приняты как пороговые в компании. Если в компании принят максимальный уровень риска проектов 70, то все риски, имеющие RR выше 45–50, должны быть признаны значимыми. Все риски, имеющие RR ниже 45–50, документируются, но в работу по управлению рисками не запускаются. Выявленные риски ранжируются, составляется их письменное описание, которое заносят в специальную таблицу (табл. 2.12). Подобная таблица заполняется каждым экспертом.

Таблица 2.12

Карта ранжирования рисков

Объект риска

Название риска

Фактор риска

Вероятность возникновения

Ущерб от риска

Индекс риска (I r = В × Y)

п

Результаты идентификации и оценки рисков заносятся в Карты для предоставления руководству. Выявленные, отсортированные и проранжированные риски заносятся в первый вариант итоговой Карты коррупционных рисков. По сути, часть этой работы мы уже сделали, заполнив табл. 2.6.

Для более наглядного представления выявленные и отсортированные риски заносятся в матричную Карту рисков. В зависимости от степени опасности выделяют несколько категорий рисков. Количество категорий соответствует потребностям исследования. В качестве отправной точки можно воспользоваться представленной табл. 2.13. Она поможет определить Высокий , Средний или Низкий уровень риска в зависимости от его вероятности и последствий. К примеру, сочетание Высокая вероятность + Высокое влияние будет, очевидно, означать Высокий уровень риска.

Таблица 2.13

Уровень риска

Серьезность последствий / Вероятность возникновения

Общий уровень риска

Высокие потери/Высокая вероятность

Высокие потери/Средняя вероятность

Высокие потери/Низкая вероятность

Средний/Низкий

Средние потери/Высокая вероятность

Средние потери/Средняя вероятность

Средний/Низкий

Средние потери/Низкая вероятность

Малые потери/Высокая вероятность

Малые потери/Средняя вероятность

Малые потери/Низкая вероятность

Эти девять простых сочетаний характеристик рисков можно также представить в табличном виде следующим образом (табл. 2.14).

Таблица 2.14

Уровень риска и меры по их управлению

Вероятность/ Влияние

В клетках представлены сочетания вероятности и последствий, которые вполне безопасно можно проигнорировать. В клетках представлены сочетания, которые требуют принятия срочных мер по управлению рисками. Клетки представляют сочетания, которые требуют пристального внимания и регулярной переоценки в будущем.

Оценка рисков действует на протяжении определенного периода. Чтобы иметь основания применять аппарат теории вероятностей, этот период должен быть достаточно большим (три-пять лет). Если вероятность события (например кража) мала, рассматриваемый период следует еще увеличить. Но за это время ситуация существенно изменится и старые оценки потеряют смысл. Следовательно, при оценке рисков событиями с вероятностью меньше определенного порогового значения можно пренебречь, несмотря на то что потенциальный ущерб от них может быть велик. Отметим, что это противоречит традиционной практике, когда руководители склонны уделять чрезмерное внимание рискам с большим ущербом и малой вероятностью. На самом деле, па первом плане должны быть риски с умеренным ущербом, но высокой вероятностью (например, атаки вредоносного программного обеспечения), многократно реализующиеся в течение рассматриваемого периода. В то же время необходимо иметь в виду, что вероятность негативного события оценить сколько-нибудь точно очень сложно. Поэтому рекомендуется рассматривать риски не как числовые значения, а как точки на плоскости, где координатными осями служат вероятности и потери (рис. 2.4). Линиями уровня для функции риска служат гиперболы.

Риск события U1 относится к числу обычно переоцениваемых руководителями; на практике, в силу низкой вероятности, большей частью подобных рисков целесообразно пренебречь.

Очень важным шагом в анализе рисков является определение границы толерантности к риску. Граница толерантности к риску – критическая граница терпимости к риску. Выбор линии толерантности осуществляется волевым решением менеджмента компании. Финансовые риски, расположенные выше и справа от границы, считаются "неприемлемыми" и требуют непосредственного внимания с точки зрения управления. Те угрозы, которые расположены ниже и слева от границы, в настоящее время считаются терпи-

Рис. 2.4.

мыми. Граница толерантности к риску изменяется в зависимости от аппетита организации на риск. При классификации рисков по значимости/вероятности даже без численной оценки можно примерно оценить величину финансовых потерь от того или иного риска, что позволяет определиться в какой-то мере с аппетитом организации на риск и определить границу терпимости к риску на карте. С целью наглядного представления границы толерантности (терпимости, приемлемости) к риску, карту финансовых рисков представляют в следующем виде (рис. 2.5).

Рис. 2.5.

Границы приемлемости рисков позволяют сразу же визуально определить деление рисков по категориям с точки зрения опасности, которую они представляют. Карту рисков можно немного усложнить и представить в цвете. Например, матричная Карта рисков может иметь такой вид (рис. 2.6).

Рис. 2.6.

На этой карте рисков вероятность или частота отображается по вертикальной оси, а сила воздействия или значимость – по горизонтальной оси. В этом случае вероятность появления риска увеличивается снизу вверх при продвижении по вертикальной оси, а воздействие риска увеличивается слева направо по горизонтальной оси. Арабские цифры на карте – обозначения рисков, которые были классифицированы так, чтобы каждому сочетанию вероятность/значимость был приписан один вид риска.

Такая классификация, размещающая каждый риск в специфическую отдельную "коробочку", не является обязательной, но упрощает процесс установки приоритетов, показывая положение каждого риска относительно других (увеличивает разрешающую способность данного метода). Жирная ломаная линия – критическая граница терпимости к риску; клетки – сочетания вероятности и значимости (последствий), которые вполне безопасно можно проигнорировать. При выявлении критических рисков, сценарии, приводящие к рискам выше этой границы, считаются неприемлемыми.

На карте они обозначены и . Клетки представляют сочетания, которые требуют пристального внимания и регулярной переоценки в будущем. По выявленным неприемлемым (непереносимым) рискам требуется понять, как уменьшить или передать такие риски, в то время как риски ниже границы являются управляемыми в рабочем порядке. Управлению рисками соответствует перемещение точек по плоскости. Обычно стремятся приблизиться к началу координат вдоль одной оси, не меняя значения другой координаты. Впрочем, если удастся уменьшить сразу обе координаты, это будет еще лучше. На самом деле, в зависимости от целей построения можно построить много разных видов карт риска или вариаций данной карты риска.

Реестр и составленные на его основе карты рисков являются основной информационной базой для принятия решений по дальнейшей обработке рисков. Для возможно более точной оценки риска существенное значение имеет учет полной группы факторов, определяющих риск. Совокупность факторов риска должна отражать все условия внешней и внутренней среды организации, порождающие возможные коррупционные риски.

Карта рисков составлена, теперь необходимо разработать мероприятия по нейтрализации тех рисков, которые оказались выше границы толерантности. На основании Карт подразделений эксперты (консультанты) совместно с заинтересованными подразделениями и специалистами организации в течение 10 рабочих дней составляют "Реестр неприемлемых рисков организации (подразделения)". Рабочая группа должна определить, следует ли оставить все как есть и не применять никаких дополнительных действий или разработать новый план действий по управлению рисками, если не устраивают их последствия. В результате проведенных мероприятий можно уменьшить вероятность риска , уменьшить вероятность потерь , либо изменить последствия риска.

Цель составления плана действий заключается в том, чтобы уяснить, как переместить каждый непереносимый риск левее – ниже в терпимую зону. Следует отметить, что необходимо соотносить затраты на такое перемещение с выгодами от него. Предлагаемые меры управления неприемлемыми рисками должны предварительно быть проанализированы на предмет наличия новых опасностей и связанных с ними рисков. Степень допустимости риска зависит от важности для каждого субъекта риска, а также их целей и ожиданий. Выбирается способ воздействия на риск. Например, если риск был определен как недопустимый, то разрабатывается вариант его смягчения. Если он не приводит к снижению уровня риска до приемлемого, то используется вариант уклонения. При невозможности передать риск он подлежит принятию с обязательным резервированием средств на случай непредвиденных обстоятельств.

С точки зрения технологии управления риском с построением карты рисков процесс управления не завершается, а только начинается. Более того, карта риска – это "живой организм", который реагирует на принимаемые решения и выполняемые операции. Она живет и развивается с развитием организации, вместе с новыми возможностями появляются новые риски, некоторые из старых рисков утрачивают актуальность и становятся незначимыми, несущественными для организации. Поэтому важно, чтобы процесс картографирования риска, уточнения карты был встроен в действия организации. Это позволит проводить актуализацию рисков организации с той периодичностью, которая необходима. Обычно срок "плановой актуализации" составляет год, иногда ее привязывают к определенным циклам (сезонным, календарным) если они имеют место в деятельности организации. Однако при появлении даже слабых сигналов о событиях, которые могут сильно повлиять на объекты риска организации, следует оценить их влияние на карту рисков организации вне всякой периодичности. Важно понять, что ценность карты рисков состоит не в определении точного размера вероятности или ущерба от рисков, а в относительном расположении одной угрозы относительно другой и в их расположении относительно границы приемлемости.

Таким образом, картографирование риска является универсальным аналитическим инструментом для того, чтобы разобраться в финансовых рисках хозяйствующих субъектов, расположить их по значимости, и подготовить мероприятия по их минимизации.

  • URL: iemag.ru/master-class/detail.php?ID=15716

11 - общероссийский профиль риска;

12 - региональный профиль риска;

13 - зональный профиль риска;

20 - целевой профиль риска;

32 - профиль риска на основе моделей;

55 - профиль риска, обязательный к применению;

77 - профиль риска для определения степени выборочности;

88 - зависимый профиль риска.

Приложение № 8
к

Направление деятельности таможенных органов для выявления рисков

Технологическая операция, при которой выявляются риски

Характеристика риска

Меры по минимизации рисков ГСЧ на весь ПР
№ п/п Описание Обязательная Этап применения ГСЧ Код меры Главная мера
Примечания:
К мере с кодом
Текст примечаний
Таможенный досмотр
Период проведения досмотра
Подразделения, проводящие досмотр
Цель досмотра
Объем досмотра
Степень досмотра
Применение ТСТК
Частота проведения досмотра
Объект таможенного досмотра
Сокращенное содержание акта

Контактная информация

Приложение № 9
к Временной инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками

Порядок заполнения профиля риска (проекта профиля риска)

1. В графе "Профиль риска (ПР) №" указывается регистрационный номер профиля риска (проекта профиля риска).

2. В графе "Вид ПР" указывается вид профиля риска в соответствии с классификатором видов профилей рисков, приведенным в приложении № 7 к Временной инструкции.

3. В графе "Срок действия профиля риска" указываются даты начала и окончания действия профиля риска. При указании даты начала действия профиля риска он подлежит применению с указываемой даты. При указании даты окончания действия профиля риска (для краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных профилей рисков) такая дата будет считаться последним днем применения профиля риска. Для постоянных профилей рисков дата окончания действия профиля риска не указывается, в данном поле указывается "постоянный".

4. В графе "Направление деятельности таможенных органов для выявления рисков" указываются четырехзначный код и наименование направления деятельности таможенных органов для выявления рисков в соответствии с приложением № 3 к Временной инструкции.

В случае если выявленному риску соответствует несколько направлений деятельности, в графе указывается наиболее значимое и характерное из них.

В одном профиле риска может содержаться только один код направления деятельности.

5. В графе "Технологическая операция, при которой выявляются риски" указываются наименование технологической операции и двузначный код в соответствии с приложением № 6 к Временной инструкции.

Один профиль риска может содержать только один код технологической операции.

Поле "Признак контроля ТС" графы "Технологическая операция, при которой выявляются риски" заполняется только для профилей рисков, разработанных на технологическую операцию с кодом "05".

В поле "Признак контроля ТС" графы "Технологическая операция, при которой выявляются риски" проставляется символ "X", если выявление риска, содержащегося в профиле риска, осуществляется по индикаторам риска, основанным на индексе таможенной стоимости товаров, В остальных случаях данное поле не заполняется.

6. В графе "Классификатор типовых критериев отнесения товаров, внешнеэкономических операций и лиц к группам риска" указывается четырехзначный код типового критерия отнесения товаров, внешнеэкономических операций и лиц к группам риска.

В случае если выявленному риску соответствует несколько кодов типовых критериев отнесения товаров, внешнеэкономических операций и лиц к группам риска, в графе указывается наиболее значимое и характерное из них.

Один профиль риска может содержать только один код типового критерия отнесения товаров, внешнеэкономических операций и лиц к группам риска.

7. В графе "Выявление" указывается тип формализации профиля риска ("Автоматический ПР", "Автоматизированный ПР", "Неформализованный ПР").

Графа "Выявление" заполняется специальным программным средством автоматически в зависимости от состава используемых индикаторов риска, наличия неформализованных признаков и кода технологической операции.

8. В графе "Описание риска" указывается характеристика данного риска на основе обозначенного типового критерия отнесения товаров, внешнеэкономических операций и лиц к группам риска с указанием конкретной информации о данном риске.

В случае, если профиль риска содержит индикаторы риска и другие показатели области риска, в том числе исключения из нее, то в графе "Описание риска" указывается соответствующая отметка "Примечание: Индикаторы риска и показатели области риска см. в приложении".

Для неформализованных профилей рисков в графе "Описание риска" указываются неформализованные индикаторы риска, в том числе (при необходимости) описание особенностей выявления риска.

9. В разделе "Меры по минимизации рисков" указываются меры по минимизации рисков, подлежащие применению в случае выявления риска.

10. В графе "№ п/п" раздела "Меры по минимизации рисков" указывается порядковый номер меры по минимизации риска, внесенной в данный раздел профиля риска.

11. В графе "Описание" раздела "Меры по минимизации рисков" приводится наименование меры по минимизации риска в соответствии с приложением № 14 к Временной инструкции.

12. В графе "Обязательная" раздела "Меры по минимизации рисков" указывается признак обязательности применения меры по минимизации риска.

Допускается указание одного из двух значений:

- "да", если мера по минимизации риска должна быть применена в обязательном порядке во всех случаях, когда риск считается выявленным;

- "нет", если мера по минимизации риска применяется в соответствии с генератором случайных чисел либо применение меры зависит от факта и результатов применения иных мер по минимизации рисков данного профиля риска, либо особенности и случаи применения меры по минимизации риска определены примечаниями к ней в данном разделе формы профиля риска.

13. Графа "Этап применения" раздела "Меры по минимизации рисков" заполняется только для профилей рисков, разработанных на технологическую операцию с кодом "05".

В данной графе указывается один из трех возможных кодов, определяющих этап применения меры по минимизации риска и внесения соответствующей информации в электронный Отчет:

1) код "1" обозначает, что информация о необходимости применения меры по минимизации риска визуализируется уполномоченному должностному лицу при выявлении рисков на этапе регистрации ДТ, в том числе в ходе документального контроля ДТ. Код "1" устанавливается в случаях, когда исходя из особенностей применения меры по минимизации риска ее визуализация в специальном программном средстве выявления рисков целесообразна при регистрации ДТ или в ходе ее документального контроля (например, для мер по минимизации рисков с кодами "109", "110", "204", "105", "106", "613", "614", "601", "602", "603", "604", "605", "606", "607", "608", "609", "610", "611", "612", "615" в соответствии с приложением № 14 к Временной инструкции);

2) код "2" обозначает, что информация о необходимости применения меры по минимизации риска визуализируется уполномоченному должностному лицу при выявлении рисков на этапе активации функции принятия решения о выпуске товаров (отказе в выпуске, принятия решения об отзыве ДТ) либо активации функции формирования документа контроля и списания таможенных платежей (кроме таможенных сборов за таможенные операции). Код "2" устанавливается в случаях, когда исходя из особенностей применения меры по минимизации риска ее визуализация в специальном программном средстве выявления рисков целесообразна в момент активации функции принятия решения о выпуске товаров либо активации функции формирования документа контроля и списания таможенных платежей (кроме таможенных сборов за таможенные операции) (например, для мер по минимизации рисков с кодами "623", "624", "625", "626", "630", "641" в соответствии с приложением № 14 к Временной инструкции);

3) код "3" обозначает, что информация о необходимости применения меры по минимизации риска визуализируется уполномоченному должностному лицу при выявлении рисков на этапах, предусмотренных для кодов "1" и "2".

14. В графе "ГСЧ" указывается параметр генератора случайных чисел (далее - ГСЧ), который устанавливает значение частоты применения меры по минимизации риска на основе использования ГСЧ в формате "1:N", где N - максимальное значение числового ряда, из которого выбирается случайное число.

При указании кода этапа применения меры по минимизации риска "3" необходимо учитывать, что значение N должно быть в два раза больше количества ДТ, в отношении которых целесообразно применять меры по минимизации рисков в соответствии с ГСЧ.

При указании параметра ГСЧ для нескольких мер по минимизации рисков частота применения каждой из мер генерируется специальным программным средством, используемым для целей выявления риска, изолированно друг от друга.

При отсутствии заданного параметра ГСЧ для соответствующей меры по минимизации риска в данной графе указывается значение "нет".

Любые из мер по минимизации рисков могут выявляться специальным программным средством на основе использования ГСЧ.

Параметр ГСЧ может быть определен одновременно для всех мер по минимизации рисков, содержащихся в профиле риска, путем проставления отметки "да" в поле "ГСЧ на весь ПР". Наличие отметки "да" исключает возможность установления параметра ГСЧ индивидуально на каждую меру по минимизации риска. Наличие отметки "нет" в поле "ГСЧ на весь ПР" позволяет установить параметр ГСЧ с индивидуальным значением на любую из мер по минимизации рисков, содержащуюся в профиле риска.

15. В графе "Код меры" раздела "Меры по минимизации рисков" приводится трехзначный код меры по минимизации риска в соответствии с приложением № 14 к Временной инструкции.

16. В графе "Главная мера" раздела "Меры по минимизации рисков" приводится трехзначный код меры по минимизации риска в соответствии с приложением № 14 к Временной инструкции, в зависимости от факта применения которой должна применяться соответствующая мера по минимизации риска (например, если таможенная экспертиза товаров должна проводиться только в случае отбора проб и образцов товаров, то для меры по минимизации риска с кодом "601" в графе "Главная мера" необходимо указать код "204").

Если мера по минимизации риска применяется вне зависимости от других мер по минимизации рисков, то данная графа не заполняется.

17. В графе "Примечания" раздела "Меры по минимизации рисков" указывается информация о порядке применения перечисленных мер по минимизации рисков.

Если в графе "Обязательная" раздела "Меры по минимизации рисков" указан признак "нет", то в графе "Примечания" раздела "Меры по минимизации рисков" необходимо указать особенности и четкие условия применения меры.

В данном случае в тексте примечаний не допускается указание рамочных формулировок, а также иных сведений, на основании которых должностное лицо таможенного органа не сможет единообразно и однозначно принять решение о необходимости применения мер по минимизации рисков.

В примечаниях к мерам по минимизации рисков не допускается указывать особенности совершения таможенных операций или порядок принятия каких-либо решений, определенные иными правовыми актами. В данном случае в тексте примечаний указывается ссылка на соответствующие положения правовых актов.

18. Графа "Примечания" раздела "Меры по минимизации рисков" состоит из двух элементов:

- "К мере с кодом", в котором указывается код меры по минимизации риска, к которой приводится примечание;

- "Текст примечаний", в котором указывается текст соответствующего примечания.

Специальное программное средство, используемое при разработке проектов профилей рисков и при визуализации должностному лицу мер по минимизации рисков, обеспечивает возможность скрытия графы "Примечания" к необязательным мерам, если они не применяются по условиям профиля риска (в том числе в зависимости от значения графы "Главная мера") либо параметра ГСЧ.

Допускается формирование одной графы "Примечания" раздела "Меры по минимизации рисков" одновременно для нескольких мер по минимизации рисков.

19. Графа "Примечания" раздела "Меры по минимизации рисков" в случае наличия в профиле риска меры по минимизации риска "Таможенный досмотр" заполняется с учетом следующих особенностей.

Графа заполняется в обязательном порядке в следующих случаях:

1) в поле "Период проведения досмотра" раздела "Таможенный досмотр" указано значение "После выпуска". В данном случае в примечаниях необходимо указать особенности проведения таможенного досмотра после выпуска товаров и порядка принятия решения о его проведении;

2) в поле "Подразделения, проводящие досмотр" раздела "Таможенный досмотр" указано значение "Подразделение таможенного досмотра таможенного поста с участием подразделений таможни, РТУ, ФТС России". В данном случае в примечаниях необходимо указать наименования подразделений, участвующих и/или присутствующих в (при) проведении таможенного досмотра;

3) в поле "Цель досмотра" раздела "Таможенный досмотр" указано значение "Выборочная проверка". В данном случае в примечаниях необходимо указать объекты для выборочной проверки в ходе таможенного досмотра, а также особенности ее проведения;

4) в любом из полей раздела "Таможенный досмотр" указано значение "Любой", "Любая" или "Прочее". В данном случае в примечаниях необходимо указать обстоятельства, в зависимости от которых должностное лицо, уполномоченное на принятие решения о проведении таможенного досмотра, может однозначно определить конкретные характеристики таможенного досмотра и особенности его проведения.

20. Раздел "Таможенный досмотр" визуализируется специальным программным средством при наличии в профиле риска (проекте профиля риска) меры по минимизации риска с кодом "109" или "110".

21. В разделе "Таможенный досмотр" формируется таблица с характеристиками таможенного досмотра:

- "Период проведения досмотра";

- "Подразделения, проводящие досмотр";

- "Цель досмотра";

- "Объем досмотра";

- "Степень досмотра";

- "Частота проведения досмотра";

- "Объект таможенного досмотра".

- "Сокращенное содержание акта".

В таблице с характеристиками таможенного досмотра в каждой строке указывается код (коды) и наименование соответствующей характеристики в соответствии с приложением № 15 к Временной инструкции.

Если характеристики таможенного досмотра, установленные для мер по минимизации рисков с кодами "109" и "110", предусматривают необходимость взятия проб и образцов, в профиль риска обязательно включаются мера по минимизации риска с кодом "204".

22. В графе "Ответственные подразделения по контролю за действием профиля риска" раздела "Контактная информация" указываются краткие наименования ответственных подразделений по контролю за действием профиля риска, в том числе сокращенные наименования подразделений в соответствии с Классификатором структурных подразделений.

23. В графе "Ответственное лицо" раздела "Контактная информация" указываются контактные данные (сокращенное наименование подразделения, должность, Ф.И.О, номера телефонов, факсов, адрес электронной почты) должностного лица, разработавшего проект профиля риска либо уполномоченного давать разъяснения по вопросам применения профиля риска и мер по минимизации рисков.

Если профиль риска был существенно доработан в сравнении с его проектом (кроме редакционных изменений) или предыдущей версией, то в качестве контактного лица указывается должностное лицо, подготовившее новую версию профиля риска.

24. В приложении к профилю риска в зависимости от его области риска может формироваться раздел "Индикаторы риска и показатели области риска".

В разделе "Индикаторы риска и показатели области риска" на основе сведений, внесенных уполномоченным должностным лицом при разработке проекта профиля риска, специальным программным средством формируются таблицы индикаторов риска и их значений, исключений из области риска, уточненного описания товаров (при наличии).

Для динамических индикаторов риска в разделе "Индикаторы риска и показатели области риска" приводится описание индикатора и значение отклонения от заданных параметров, при достижении (недостижении) которого данный индикатор риска учитывается при выявлении риска.

Для семантических индикаторов риска в разделе "Индикаторы риска и показатели области риска" приводится описание индикатора, заданные значения его показателя, пороговые значения релевантности и параметры чувствительности.

25. Для неформализованных индикаторов риска в разделе "Индикаторы риска и показатели области риска" или в примечании к графе "Описание риска" указываются условия, при которых результат проверки неформализованного индикатора риска является положительным или отрицательным.

26. К проекту профиля риска в обязательном порядке формируется и прилагается пояснительная записка.

27. В специальном программном средстве раздел "Пояснительная записка к ПР №" для утвержденных профилей рисков не визуализируется, за исключением режима просмотра профиля риска для пользователей подразделений ФТС России, РТУ и таможен с соответствующей типовой ролью доступа.

28. В разделе "Пояснительная записка к ПР №" указываются следующие сведения:

1) источники информации, на основании анализа которых разработан проект профиля риска;

2) реквизиты целевой методики выявления рисков (для проектов профилей рисков, разработанных на основе результатов применения целевых методик выявления рисков);

3) описание логических и расчетных операций, использованных при выявлении риска (кроме проектов профилей рисков с кодом вида "32" и "77");

4) оценка уровня риска с описанием потенциальных негативных последствий риска (кроме проектов профилей рисков с кодом вида "32" либо проектов профилей рисков, разработанных на основе результатов применения целевых методик выявления рисков);

5) предполагаемый эффект от применения профиля риска, в том числе в привязке к критериям эффективности профилей рисков, используемых в методиках оценки эффективности деятельности таможенных органов при применении системы управления рисками;

6) результаты применения целевой методики выявления рисков (для проектов профилей рисков, разработанных на основе целевых методик выявления рисков); описание модели оценки уровня риска (для проектов профилей рисков с кодом вида "32");

7) предлагаемый вид профиля риска и срок его действия;

8) описание приложений к проекту профиля риска (при их наличии);

9) расчетное количество партий товаров, в отношении которых будут применяться меры по минимизации рисков в соответствии с профилем риска (для каждой из мер по минимизации рисков, указанных в профиле риска) (кроме проектов целевых профилей рисков);

10) детальное обоснование указания в области риска или в исключениях из области риска сведений о лицах (в случае если область риска проектов профилей рисков и исключения из области риска содержат ИНН, КПП, ОГРН, ИТН, названия участников ВЭД, Ф.И.О, паспортные данные физических лиц и иные сведения, индикаторы риска, их комбинации, позволяющие выделить либо исключить из области риска товарные партии отдельных юридических и физических лиц) (кроме проектов целевых профилей рисков);

11) результаты экономического, товароведческого, математического и статистического анализа ценовой информации и иные сведения, используемые при формировании значений индикаторов риска в соответствии с порядком, доведенным ФТС России отдельным правовым актом, если выявление риска, содержащегося в профиле риска, осуществляется по индикаторам риска, основанным на индексе таможенной стоимости товаров (в поле "Признак контроля ТС" графы "Технологическая операция, при которой выявляются риски" проставлен символ "X").

29. Расчет количества партий товаров, в отношении которых будут применяться меры по минимизации рисков в соответствии с профилем риска, имеющим автоматический или автоматизированный тип выявления, определяется с использованием АПС "Тестирования и анализа профилей риска" по двум периодам, в каждом из которых отбирается до 30 дней:

Период прошлого года, сопоставимый с предполагаемым периодом действия разрабатываемого профиля риска;

Прошедший календарный период, равный периоду действия разрабатываемого профиля риска.

Например, если проект профиля риска разработан 1 октября 2013 года и предполагает свое действие на 6 месяцев, то расчет проводится с 1 октября 2012 года по 31 марта 2013 года и с 1 апреля по 30 сентября 2013 года.

Если проект профиля риска имеет срок действия более 6 месяцев либо "постоянный", продолжительность каждого из периодов, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта, должна быть равна 6 месяцам.

При невозможности расчета количества партий товаров, в отношении которых будут применяться меры по минимизации рисков в соответствии с профилем риска, по вышеуказанным периодам и/или при проведении соответствующих расчетов за иные периоды в пояснительной записке к профилю риска приводятся соответствующие причины.

Если при рассмотрении и согласовании проекта профиля риска в его область риска (индикаторы риска), исключения из области риска, перечень мер по минимизации рисков и порядок их применения вносились изменения, то расчетное количество партий товаров, в отношении которых будут применяться меры по минимизации рисков в соответствии с профилем риска, определяется по последней версии проекта профиля риска.

Допускается неоднократный расчет количества партий товаров, в отношении которых будут применяться меры по минимизации рисков в соответствии с профилем риска.

Для проектов автоматических и автоматизированных профилей рисков (кроме целевых), разрабатываемых на технологическую операцию с кодом "05", и при наличии технической возможности на иные технологические операции использование АПС "Тестирования и анализа профилей риска" является обязательным. Для проектов иных профилей рисков расчет количества партий товаров, в отношении которых будут применяться меры по минимизации рисков, содержащиеся в нем, осуществляется с использованием экспертного метода и самостоятельно проведенных расчетов за весь предполагаемый период его действия.

Тестирование проектов профилей рисков, профилей рисков с кодами видов "77" и "88" не осуществляется. При тестировании проектов профилей рисков, профилей рисков в область которых включены динамические индикаторы риска, проверка по ним всегда считается сработавшей. Проверка по динамическому индикатору риска при осуществлении тестирования проекта профиля риска, профиля риска на конкретной декларации на товары, осуществляется.

30. Дня проектов автоматизированных зональных, региональных и общероссийских профилей рисков (с кодами вида "11", "12", "13" и "55"), разработанных на технологическую операцию с кодом "05", в пояснительной записке или в приложении к ней должны быть приведены детальные функциональные требования на доработку программных средств ЕАИС таможенных органов, предложений об актуализации справочников и классификаторов, реализация которых позволит исключить из проекта профиля риска неформализованные индикаторы риска и сформировать автоматический профиль риска.

31. К пояснительной записке к проекту профиля риска могут быть сформированы приложения, обосновывающие целесообразность разработки проекта профиля риска либо подтверждающие сведения, приведенные в пояснительной записке.

Специальное программное средство, используемое для разработки проектов профилей рисков, обеспечивает формирование, хранение и доступ к приложениям к пояснительной записке в электронном виде.

Общий размер приложений к пояснительной записке не должен превышать 5 Мбайт.

Приложения формируются в виде архивных файлов либо в виде сканированных изображений формата JPEG.

32. К проекту профиля риска в специальном программном средстве должен быть приложен сканированный образ документа, которым был утвержден проект профиля риска (письмо или докладная/служебная записка).

33. Пояснительные записки утвержденных профилей рисков и сканированные образы документов, которым был утвержден проект профиля риска, недоступны для просмотра в таможенных органах, за исключением уполномоченных должностных лиц координирующего подразделения ФТС России, а также структурных подразделений ФТС России, координирующих и структурных подразделений РТУ либо таможни, разработавших профиль риска либо имеющих соответствующую типовую роль доступа.

34. Специальное программное средство с учетом типовой роли пользователя обеспечивает возможность просмотра для утвержденного профиля риска всех версий проектов соответствующего профиля риска, предложений об актуализации профиля риска, пояснительных записок к ним и принятых по ним решений (присвоенных статусов).

35. Пояснительная записка к проекту профиля риска не составляется при одновременном соблюдении следующих условий:

Рассматриваемый проект профиля риска поступил из подчиненного таможенного органа;

Проект профиля риска, пояснительная записка к нему и приложения, сформированные подчиненным таможенным органом, составлены в соответствии с положениями Временной инструкции и настоящего порядка;

К проекту профиля риска и пояснительной записке отсутствуют замечания и предложения по их доработке (в том числе по региону и сроку действия профиля риска).

Решение о соблюдении вышеуказанных условий и об отсутствии целесообразности формирования пояснительной записки принимается уполномоченными должностными лицами координирующих подразделений и фиксируется в графе "Примечания" Журнала.

Специальное программное средство обеспечивает возможность просмотра и печати пояснительной записки и приложений к ней, сформированных подчиненным таможенным органом.

36. При формировании проекта профиля риска уполномоченные должностные лица должны исходить из требования максимальной автоматизации процесса выявления риска, содержащегося в профиле риска, а также минимизации количества партий товаров, по которым риск будет считаться невыявленным по результатам проверки неформализованных индикаторов риска.

С учетом указанного требования профиль риска по возможности не должен содержать неформализованные индикаторы риска.

Приложение № 10
к Временной инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками