Что такое проскомидия о здравии или об упокоении. Что такое проскомидия, как подавать записки на проскомидию

Зачастую недавно пришедшие к Православию люди с трудом разбираются в нюансах богослужений, церковных словах и молитвах. В нашей статье вы узнаете, что такое проскомидия, как она совершается и в чем ее значение на Литургии.

Значение проскомидии в Православии

Проскомидия совершается только за Божественной литургией, которая служится обычно по утрам. По сути проскомидия — приготовление к Литургии. В этом повседневном богослужении и самом его событии — Таинстве Причастия — заключен огромный смысл, древняя традиция и сильная благодать Божия, поистине просвещающая каждого православного христианина.

Самая сильная молитва — это любое поминовение и пребывание за Литургией. За человека во время Таинства Евхаристии (Причастия) молится вся Церковь. Таинство Причастия установил Сам Христос во время Тайной Вечери перед Крестной смертью Своей и заповедал апостолам всегда причащаться ради памяти о Нем и жизни в вечности: «Тот, кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Христос говорил о том, что в Таинстве Евхаристии хлеб и вино будут постоянно чудом преображаться в Его Тело и Кровь, а люди, которые едят (вкушают) их — соединятся с Ним Самим. Церковь благословляет причащаться не реже раза в год: лучше примерно раз в месяц.


История проскомидии и Литургии (обедни)

Таинство Литургии было установлено Самим Господом во время Тайной Вечери, в Страстной Четверг, перед Распятием. Это событие описывают все евангелисты и наиболее подробно — апостол Иоанн Богослов.

Вечеря по-русски означает «ужин». Тайным он был потому, что Христа в тот момент уже разыскивали фарисеи, ожидая предательства Иуды, ради предания Господа смертной казни. Христос как Всеведущий Бог знал, что этот ужин — последний, и сделал его втайне, чтобы важную трапезу не прервали. Местом ее он избрал место в Иерусалиме, называемое ныне Сионская горница.

Этот вечер стал поворотным в истории Церкви и всего человечества. Все дни окончания земной жизни Господа Иисуса Христа — Тайная Вечеря, Распятие, Воскресение — были наполнены таинственным богословским смыслом, событиями, творившими дальнейшую историю.

За Тайной Вечерей Господь дал последние наставления апостолам, вновь напомнил, что Он должен покинуть них, умерев страшной смертью. Христос называет учеников детьми — как никогда раньше — и призывает их любить друг друга, как Сам Бог любит их. Ради укрепления их веры и рождения Церкви, скрепленной Самим Телом Христа, Господь совершает и устанавливает навечно величайшее Таинство, скрепившее Новый Завет между Богом и человеком — Таинство Евхаристии (по-гречески благодарения), по-русски обычно называемое Таинством Причастия.

Христос взял в Свои руки хлеб и, благословив знамением, разломил, затем налил вина и раздал все ученикам, говоря: «Возьмите и ешьте: это Тело Мое и Кровь Моя». Этими словами священники по сей день благословляют вино и хлеб за Литургией, когда они пресуществляются в Тело и Кровь Христову.

Трапеза была совершена вечером, поскольку Христос следовал одной из иудейских традиций Ветхого (Старого) Завета, на основании которых устанавливал традиции новозаветные, не разрушая прежних. Так, в тот день отмечался праздник Пасхи, память исхода предков иудеев из Египта ночью. В тот древний день каждая еврейская семья должна была заколоть ягненка и сделать пометку его кровью на дверях, чтобы Господь не направил на них свой гнев. Это был знак избрания евреев. Бог Отец в тот день покарал египтян за удержание евреев в рабстве смертью их первенцев. Только после этой страшной казни фараон отпустил племя иудеев во главе с пророком Моисеем в Обетованную Богом Землю.

Иисус Христос за Тайной Вечерей, вспоминая этот праздник, устанавливает новый: Богу больше не нужны жертвенные убийства животных и кровь жертвенная, ведь Единственным Жертвенным Ягненком, Агнцем остается Сам Сын Божий, Который умирает, чтобы гнев Божий за каждый грех миновал человека, верующего во Христа, причащающегося Его.

Именно опресноки — пресные хлеба — и красное вино были на столе во время Тайной Вечери. Поэтому по сей день освящают, пресуществляя в Святые Дары красное вино и просфоры. В первохристианские времена Таинство происходило за «вечерями любви», агапами, не столь торжественно. Хлеб преломляли сами апостолы, действом Святого Духа пресуществляя его в Тело Христово. Приносили будущие Святые Дары на встречи христиане, избирались для Литургии лучшие продукты, а остальные просто вкушали за столом во время трапезы с беседой, которая обязательно совершалась после Литургии.

Сегодня просфоры выпекают в большой пекарне в главном городе епархии, часто — в монастырях, на приходах постоянную выпечку просфор устраивают редко.


Проведение проскомидии

Эта часть богослужения проходит в алтаре, за закрытой завесой. Проводит ее священник и диакон (в маленьких сельских храмах священник может служить без диакона), и простые миряне не могут увидеть ход богослужения. Проскомидия — часть Литургии или, в просторечии, обедни (это слово означает, что верующие едят Святые Дары, «обедают»).

Вначале священнослужители готовятся к совершению проскомидии. Входя в алтарь, они совершают молитву, затем с особыми молитвами облачаются в священные одежды, которые надеваются перед каждым богослужением (у священника особо выделяется фелонь — верхняя жесткая накидка из парчи, и епитрахиль — парчовая лента, скрепленная металлическими круглыми пуговицами), а также совершают омовение рук, читая слова 25 псалма.

Для проведения проскомидии и, в дальнейшем, Евхаристии (Таинство Причастия, пресуществления вина и хлеба в Тело и Кровь Христову), необходимо вино — обычно это кагор (во времена голода и гонений священники использовали и просто соки ягод или фруктов), а также особым образом выпеченная просфора — это маленький светлый пресный хлеб с выпеченным крестом наверху.

Диакон и священник встают напротив жертвенника — это небольшой столик слева от главного престола храма. На нем стоят священные сосуды: покрытые парчовыми салфетками («воздухами»), звездица, покровец, потир, копие и дискос.

Готовя хлеб и вино, которые во время Таинства станут Телом и Кровью Христовыми, священник берет просфору, вырезает в ней кусочек и говорит: «Помяни, Господи, рабов Твоих (имена)…». Отдельно поминаются живые, отдельно — усопшие. Вино наливается в потир — Чашу для Причастия, хлеб кладется на дискос — плоскую тарелочку на ножке. Диакон в это время также читает особые тайные молитвы.

Имена берутся из записок, отдельными просфорами поминаются все молящиеся за Литургией и все причастники. Все части просфор становятся Телом Христовым в Чаше Причастия. Так люди получают великую силу и благодать от Бога.

Вот почему каждому человеку нужно иногда бывать на Литургии — подавать записку за себя и близких, причащаться Святых Христовых Тайн — Тела и Крови Господа. Это особенно важно сделать в трудные жизненные моменты, несмотря на нехватку времени.

Церковь благословляет причащаться не реже раза в год: лучше примерно раз в месяц.


Что значит Причастие Тела и Крови Христа в Церкви

После слов Христа: «Возьмите и ешьте: это Тело Мое и Кровь Моя», — по благодати Спасителя хлеб и вино, имея свой прежний внешний вид, перестали тогда и перестают ныне за каждой Литургией быть вещами земными. Они становятся, по Евангельскому слову, хлебом, то есть пищей жизни — Плотью Христа, которую Он отдает ради прощения всех грехов людских.

Апостолы смогли понять и принять это Таинство, ведь они уже видели, как насыщалось множество людей благословленными Господом малыми земными хлебцами. Они понимали, что земные вещи перестают быть таковыми по слову Христа.

Святитель Иоанн Златоуст, записавший и зафиксировавший на все последующие века церковное последование Святой Литургии, начатое еще апостолами, отметил, что Ветхий Завет имел кровь овец и тельцов, а Новый имеет Кровь Божию: «Это Кровь Моя, за вас и за многих изливаемая ради прощения грехов» — сказал Сам Христос, подавая Чашу с вином ученикам. Под земным видом хлеба и вина Господь дал ученикам Божественное Тело и Божественную Кровь, которые на следующий день после Тайной Вечери Он добровольно отдаст на истязания и смерть. Он благословил апостолов совершать Причастие в Его воспоминание во все времена.

Так до конца времен и Страшного Суда Таинство Причащения будет совершаться во всех храмах православных. Здесь земные вещи чудесно изменяются Духом Святым в Тело и Кровь Спасителя, чтобы каждый человек мог зримо соединиться с Богом, прощающим его грехи и направляющим его жизнь. И принятие Святого Причащения — долг и необходимость каждого православного христианина, ведь каждый истинно верующий человек стремиться соединиться с Богом, идти по пути Истины.


Как готовиться к Причастию

К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить. Подготовка, называемая по-церковнославянски говением, включает чтение особых молитв, пост и покаяние:

  • Готовьтесь двух-трехдневным постом. Ограничьте разнообразие в пище, откажитесь от мясной пищи, лучше — от мяса, молока, яиц, если вы не имеете тяжело болезни и не беременны.
  • Старайтесь в течение этих дней читать утреннее и вечернее молитвенное правило постоянно и с вниманием. Читайте духовную литературу.
  • Откажитесь от шумных развлечений, посещения мест активного отдыха.
  • За несколько дней (можно и за один вечер, но вы устанете) прочитайте по молитвослову или онлайн канон покаянный Господу Иисусу Христу, каноны Богородице и Ангелу-Хранителю (есть текст молитвы, где они соединены), а также Правило к Причастию (оно включает в себя небольшой канон, несколько псалмов и молитвы).
  • Примиритесь с людьми, если у вас есть серьезные конфликты.
  • Лучше посетить вечернее богослужение перед Литургией. Можно исповедоваться во время него, если в храме будет осуществляться Исповедь, или прийти в храм к утренней Исповеди.
  • Перед утренней Литургией не ешьте и не пейте ничего после полуночи и утром.
  • Исповедь перед Причастием является необходимой частью подготовки к нему. Никто не допускается к Причастию без Исповеди, кроме людей в смертельной опасности и детей до семи лет. Есть ряд свидетельств людей, пришедших к Причастию без Исповеди — ведь священники, бывает, не могут отследить этого большого греха. Господь наказывает людей за дерзость скорбями.

Во время Исповеди человек называет свои грехи священнику — но, как сказано в молитве перед исповедью, которую прочитает священник, это исповедание Самому Христу, а священник — лишь служитель Бога, который подает зримо Его благодать. Прощение мы получаем от Господа: в Евангелии сохранились Его слова, которыми Христос дает апостолам, а через них — священникам, их преемникам, власть отпускать грехи: “Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся”.

В Исповеди мы получаем прощение всех грехов, которые назвали и тех, которые мы забыли. Ни в коем случае нельзя утаивать грехи!

Также нельзя причащаться женщинам во время месячных и сразу после родов: молодые мамы допускаются к Причастию только после прочтения священником над ними молитвы на очищение.


Как вести себя во время Причастия?

Вот, как конкретно принимать Святое Причастие и как же понять, что Причащение началось:

  • После пения молитвы “Отче наш” и закрытия Царских врат нужно подойти к алтарю (или встать в очередь у алтаря). Пропустите вперед детей и родителей с младенцами — они причащаются в начале; в некоторых храмах пропускают вперед и мужчин.
  • Когда священник вынесет Чашу и прочитает две молитвы (иногда они читаются всем храмом), перекреститесь, сложите крестообразно руки к плечам — правую на левую — и идите, не опуская руки, пока не причаститесь.
  • У Чаши не креститесь, чтобы случайно не толкнуть святыню. Назовите свое имя в Крещении, широко откройте рот. Священник сам вложит вам в рот ложечку с Телом и Кровью. Постарайтесь сразу Их проглотить Поцелуйте низ Чаши, отойдите. Идите к столику с «теплотой», чтобы запить и кусочком просфоры заесть Причастие. Оно не должно оставаться во рту, чтобы вы случайно не выплюнули Его. Теперь можно перекреститься на икону «Тайной Вечери» над алтарем и поклониться.

До окончания богослужения не уходите из церкви. Благодарственные молитвы после Причастия выслушаете в храме или прочитайте дома. Постарайтесь не заниматься делами в этот день, отдохните спокойно, за просмотром интересных добрых фильмов и чтением книг, общением.


Записки на проскомидию и ектению

В церковной лавке можно увидеть предложение написать записки на проскомидию и на ектению. При подаче записки на проскомидию вам дадут просфору с вынутыми из нее кусочками, а при подаче записки на ектению имена будут прочитаны в центре храма. По сути, записки на проскомидию имеют значение более сильной молитвы, но различие сделано по цене — ведь есть бедные люди, которым нужно экономить и на просфорах, они и подают списке только на ектению.


Как писать записки о здравии и упокоении в церкви

На прихрамовой территории или в храме найдите свечной ящик (церковную лавку). Заходя в храм, трижды перекреститесь, повторяя «Господи, помилуй меня», «Пресвятая Богородица, спаси нас», «Все святые, молите Бога о нас». Женщины должны посещать храм в платке и юбке — в большинстве храмов и юбки, и платки можно взять на время.

Попросите бланк записки «О здравии» или «Об упокоении».

Перечислите в записке имена (в родительном падеже) людей, о которых вы хотите помолиться. В одной записке традиционно помещают не более 10 имен, но вы можете написать и больше (однако тогда придется оплачивать больше записок — таково традиционное пожертвование). Перед именем больного напишите «болящего» или «болящей». Можно перечислить и имена здоровых людей в качестве некой духовной профилактики.

В записке должны быть перечислены только имена крещеных людей.

Помните, что молитва о здравии — это просьба о физическом и духовном здоровье. Поэтому можно заказывать молебен и о своих недругах, о близких, которые страдают неприятными эмоциональными реакциями, страдают от грехов. Так мы просим Господа о помощи таким людям, чтобы Он Сам коснулся их сердец.

Вы также можете заказать и сорокоуст о здравии: это поминание человека в храме на протяжении сорока Литургий на проскомидии.

Силой Своей благодати да хранит вас Господь!

Придя в православный храм, можно столкнуться с тем, что нам часто не знакома терминология. Такая ситуация произошла из-за того, что многие термины происходят от греческого либо старославянского языка. Например, предлагают подать записку на проскомидию, а человек, который впервые зашел в храм, недоумевает: проскомидия, что это и за кого можно подавать просьбу о поминовении? Нужно попросить тех, кто их принимает, немного объяснить суть этого обряда.

Слово «проскомидия» с греческого языка можно перевести как приношение. В первые века христиане приносили хлеб для богослужения.

Священник молился над ним, изымал частичку о здравии или за упокой душ, а остальной хлеб возвращался тому, кто его принес, либо раздавался больным, нищим, сиротам или вдовам. От этого пошло название – приношение.

Но основная задача проскомидии не эта. Это богослужение, совершаемое перед божественной литургией (обедней), на котором заготавливаются вино и хлеб для евхаристии. На ней хлеб, оставаясь хлебом материально, предлагается в настоящее тело Иисуса Христа, а вино в Его настоящую кровь.

Необходимые атрибуты:

  • Жертвенник. Принадлежность алтаря. Небольшой стол, предназначен для совершения проскомидии. Он символизирует вертеп, где родился Иисус Христос, а также Голгофу, где Он был распят.
  • Потир (Чаша) – как чаша вина во время Тайной вечери.
  • Дискос – вертеп.
  • Звездица – символизирует Вифлеемскую звезду.
  • Копие – копье, которым был пробит бок Господ Иисуса.
  • Покровцы – пелены, которыми был укутан Богомладенец.
  • Просфоры на проскомидии (5 штук).

Чин совершения проскомидии

Перед службой священник, облачившись в одежды, стоит перед жертвенником, произнося молитву, во время которой целует принадлежности, необходимые для богослужения.

Провозгласив: «Благословен Бог наш…», начинает проскомидию. Берется первая (агничная) просфора и изымается из нее Агнец путем обрезания ее краев.

Остается часть просфоры в форме куба или пирамиды. Этот Агнец будет пресуществляться в тело Христово, также им причащаются. Агнец символизирует самого Иисуса Христа, принесенного в жертву как агнца (ягненка) ради жизни мира. По этой причине первая просфора называется агнечной.

В потир вливается вино, смешанное с водой. Так как из ребра Иисуса распятого потекла кровь и вода. Вино во время евхаристии прелагается в Кровь Христову.

Вторая просфора называется богородичной. Она символически изображает Богородицу. Из неё вынимается частица, а затем кладется на дискос справа от Агнца.

Третья просфора называется «девятичинная». Такое название она получила из-за того, что из нее изымается девять частиц за:

  • Иоанна Крестителя,
  • пророков,
  • апостолов,
  • святителей,
  • мучеников,
  • преподобных,
  • бессребреников,
  • тех, кому праздник дня, и какого святого храм,
  • составителя Литургии (Иоанна Златоуста либо Василия Великого).

Девять частиц покладаются на дискос тремя рядами справа от Агнца.

Четвертая просфора – «о здравии». Из нее вынимаются частицы за живых. Сначала одна большая вынимается за здравие всех священнослужителей, затем вторая частица за страну и ее жителей.

Третью частицу вынимает священник за самого себя. Также вынимаются частицы за тех, ради кого поданы записки на проскомидию. Вот что такое проскомидия о здравии.

Пятая просфора – проскомидия за упокой. Вынимается частица о почивших строителях, жертводателях, а также служителях храма. Вторая частица вынимается за всех почивших православных христиан. Затем также вынимаются мелкие частицы за тех, за кого они поданы.

Дискос накрывается звездицей и покровцем, затем чаша накрывается покровцем, а вместе дискос с чашей накрываются воздухом (большой покровец). Затем священник с молитвой кадит приношение, после этого произносит отпуст.

Интересно! В элладской православной церкви (греческой) проскомидия совершается на одной большой просфоре. Агнец вынимается из ее центральной части, а остальные частицы из разных сторон этой просфоры.

После отпуста дары считаются уготованными к совершению Божественной Литургии. В чаше налито вино и вода, на дискосе выложены все частицы. Дискос символизирует всю полноту церкви. В центре стоит Агнец Иисус Христос, возле Него Богородица и все святые. Окружают Его все члены церкви.

Частички о здравии – это земная церковь, а частички о усопших – небесная (торжествующая). Обедня, тут уже Господь начинает священнодействовать. Теперь время сотворить Господеви, т.е. священник уготовал, и пришло время творить Господу. Так заканчивается первая часть и начинается Литургия. Теперь участвуют все верующие, ведь Литургия означает общее дело. Здесь совершается пресуществление Даров, заготовленных ранее.

Полезное видео: записки о здравии и упокоении

Виды записок

В храме могут предложить различные виды записок. Кроме того, что они отличаются о здравии или об упокоении, есть еще много разновидностей:

  1. Записка на проскомидию. Еще ее иногда называют заказной. Здесь за каждое имя, которое написано, священник вынимает частицу из просфоры и покладает ее на дискос. Важно, чтобы все, за кого подают поминовение на проскомидии, были обязательно крещеными. Ведь частицы кладутся на дискос, который символизирует церковь, а быть членом церкви может только крещеный человек.
  2. На ектению. Ектения значит «протяжное прошение». После чтения Евангелия совершается прошение о здравии живых и о упокоении усопших. Во время этих прошений читаются просьбы о поминовении, поданные на ектению.
  3. На молебен. После Литургии или независимо от нее часто совершаются молебны. Это богослужение отличается от проскомидии и обедни, посвящено Господу, Богородице, ангелам либо кому-то из святых. На молебнах не молятся об упокоении, поэтому записки подаются только о здравии.
  4. На панихиду. Служба, совершаемая за умерших, поэтому записки подаются только о упокоении. Такая служба совершается после Литургии или по мере необходимости.
  5. Простые. Если приход большой, то священник физически не успевает молиться обо всех, он молится только о тех, кто подал заказную записку. Простые читаются обычно прислужниками алтаря.
  6. На псалтирь. Принимаются такие записки преимущественно в монастырях, где ежедневно читается псалтирь, а во время чтения поминаются те, чьи имена в поданных записках.
  7. Сорокоуст. Записка подается на 40 дней. Если служба совершается не ежедневно, то сорокоуст читается 40 служб. Сорокоусты бывают также полугодовые, годовые, пожизненные.

Интересно! Часто люди возмущаются по поводу того, что они подали записку, а ее не прочитали. Объясняется это тем, что, если служит не один священник, то записки распределяют на всех. Один читает вслух, а остальные молятся про себя или тихо.

Также причиной может быть человеческий фактор. Но не следует волноваться, виновный будет отвечать перед Богом, а прошение, если подали, то оно уже принято на Небе. Даже если оно по какой-то причине не было прочитано священником во время службы, то обязательно прочитано Богом.

За кого можно подавать записки

Когда человек приходит в храм впервые, ему следует подойти к церковной лавке, где продаются свечи, иконы, книги, там же можно подавать записки.

Во многих храмах есть уже готовые бланки. Листочки, где написано «о здравии» или «о упокоении» с полями для имен.

Можно взять бланк и написать имена. Здесь важно их не перепутать. Затем дать, чтобы их оформили. Хорошо, когда есть образец записки, как ее заполнять.

В записке пишутся только полные имена. Не Алешенька, Маша, Жорик, а Алексей, Мария, Георгий, причем в родительном падеже. Писать следует исключительно имена крещеных людей. Если человека крестили другим именем, не тем, которое он носит, то нужно подавать именно имя, которым крестили. Если имя может принадлежать как мужчине, так и женщине, то следует сделать пометку в виде букв «м» или «ж» напротив имени, для уточнения.

Часто можно увидеть пометки перед именем, что это и что они означают:

Важно! Если нет специального бланка, то можно взять листик (обычно они уже подготовлены), сверху написать «О здравии» или «О упокоении», подчеркнуть, а ниже имена тех, о ком нужно помолиться.

Полезное видео: можно ли подавать записки на проскомидию за людей, которые далеки от Церкви?

Вывод

Подавать записки на проскомидию очень важно. Ведь в конце службы священник погружает все частички, за кого молился, в чашу с Кровью Христовой с просьбой омыть все грехи. Господь омывает поминавшихся на проскомидии Своей мученической кровью. Но не стоит думать, что листок бумаги, поданный священнику, освобождает от собственной молитвы.

Проскомидия — это самое важное поминовение о живых и усопших. На Литургии священник из просфор вынимает частицы о здравии и упокоении тех, за кого верующими подавались записки.

Вынутые из просфор частицы в конце Литургии погружают в Святую Чашу, в это время священник произносит слова: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Частицы соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя.

В этом-то и состоит сила и действенность изъятия частей из просфор.

Тут не просто молитва за того или иного живого или умершего, а очищение грехов этой самой бескровной Жертвой. Тут каждая часть, проникаясь Кровью Спасителя, делается уже предстательницей пред Ним за того, о чьем имени она вынута.

Вот почему вынуть из просфоры частицу о живом или умершем за Литургией в Православной Церкви всегда считалось самым спасительным и плодотворным действием.

Проскомидия еще символизирует собой рождество Иисуса Христа и совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, - так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.

Поэтому ПОДАВАТЬ ЗАПИСКИ В АЛТАРЬ МОЖНО ТОЛЬКО ЗА КРЕЩЕНЫХ В ПРАВОСЛАВИИ! Не принимаются также 40-усты за самоубийц.

В НАШЕМ ХРАМЕ, помимо разового поминания на проскомидии, можно подать подать и на ДЛИТЕЛЬНОЕ ПОМИНАНИЕ. Разница такого поминания только во времени — периоде поминания (ЧАСТИЦА ИЗ ПРОСФОРЫ ВЫНИМАЕТСЯ). В некоторых других храмах частица не вынимается на период больше, чем сорокоуст.

МОЖНО ПОДАВАТЬ СОРОКОУСТЫ В НЕСКОЛЬКИХ ХРАМАХ

Как заказать сорокоуст, поминание на полгода, год?

Для этого надо прийти в храм, подойти к лавке, где продают свечи и сказать: «Мне надо заказать сорокоуст/ на полгода/ на год о здравии/упокоении и назвать имя человека.

Как заказать разовое поминание?

Для этого вам надо самим написать записку (можно дома, можно взять бланк в церковной лавке), в которую можно вписывать до 10-15 имен.
«О упокоении» и «О здравии» подаются отдельно. Эту записку надо отдать продавцу в лавке. Поминальные записки всегда платные.

Поминовения о здравии заказывают не только о больных, но и здоровых людях — чтобы Господь хранил их, помогал им в их добрых делах, даровал им здравие душевное и телесное, а также помог в исправлении.

Почему для некторых поминовений избран такой временной отрезок, как сорок дней? Нам известно из Священного Писания и Предания что часто для достижения определенного духовного результата нужен подвиг, длящийся именно 40 дней. Здесь тайна.

Мы также знаем из святоотеческого откровения, что душа усопшего человека на сороковой день по кончине получает определение о своей участи на частном суде Божием. И потому особенно молимся в этот период. Из вышесказанного следует, что есть смысл в непрерывном сорокадневном молении.

Старец схиархимандрит Зосима отмечал, что вся история человечества измеряется «седминами и сороковинами». «Сорок дней Христос являлся ученикам своим, пребывая на земле до праздника Вознесения Господня. Праздник святой – сороковой день Вознесения Господня. Проводим накануне Пасху и будем встречать великий годовой праздник в сороковой день по Пасхе – Вознесение Господне. Сорокоусты – сорок дней поста, сорок дней Пасхи, всё сороковинами идет, седминами и сороковинами. И история человечества также идет седминами и сороковинами».

Как же совершается в храме возношение Жертвы по нашим запискам?

Приготовление к Ней начинается во время проскомидии.
Проскомидия - это часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для таинства.

В переводе с греческого это слово означает «принесение» - древние христиане сами приносили в храм хлеб, вино, необходимые для литургии.

Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, - так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.
Для проскомидии употребляется пять особых просфор.

Из первой просфоры после особых молитв священник вырезает середину в форме куба - этой части просфоры придано название Агнец. Эта просфора, «агничная», полагается на дискос, круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель. Агничная просфора и служит собственно для Причащения.

Из второй просфоры, «богородичной», священник вынимает часть в честь Божией Матери. Эта частица укладывается на дискосе по левую сторону от Агнца.

Из третьей просфоры, «девятичинной», вынимаются девять частиц - в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных, бессребреников, Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия. Эти вынутые частицы полагаются по правую сторону от Агнца, по три частицы в ряд.

После этого священнослужитель приступает к четвертой просфоре, из которой вынимают частицы о живых - о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах. Из пятой просфоры вынимают частицы об усопших - Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.

На дискос укладываются и эти вынутые частицы - сначала за живых, ниже - за усопших

Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими.

В это время и читаются поминания - записки, книжки-помянники, которые поданы нами в свечной ящик на проскомидию.

После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)».

Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор.

Это - первое, невидимое молящимися поминовение тех, чьи имена написаны в поданных нами записках.

Итак, частицы, вынутые по нашим запискам, лежат на дискосе, рядом с частицами, вынутыми из особых богослужебных просфор.

Частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову.

«На проскомидии образно представляется собранной около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная… Какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии: помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех возлюби, как членов Господа и своих членов - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский о частицах, вынутых из просфор и возложенных на дискос. - В какой близости друг к другу находятся и небожители и землежители, и Божия Матерь и все святые, и все мы, православные христиане, когда совершается божественная, всемирная, пренебесная, всеобщительная Литургия! Боже мой! Какое прерадостное, животворное общение!»

Многие считают, что частицы, приносимые о живых и умерших, являются очистительной жертвой наших грехов.

Это - заблуждение. От греха можно очиститься только покаянием, исправлением жизни, милостью, добрыми делами.

Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в тело Господне, при извлечении их не бывает воспоминание Христовых страданий: при возношении Святого Агнца, во время возглашения «Святая Святым» эти частицы не поднимаются для таинственного воздвижения на крест с плотью Спасителя. Эти частицы не даются в приобщение Плоти Спасителя. Для чего же они приносятся? Для того, чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы.

Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, будучи внесена в потир, напоена Божественной кровью, вся исполняется святыни и духовных дарований и ниспосылает их тому, о имени которого возносится. После того, как все причастники приобщатся Святых Тайн, диакон влагает в потир возлежащие на дискосе частицы о святых, о живых и мертвых.

Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом воз- радовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой кровью Божия Сына, получили оставление грехов и жизнь вечную.

Об этом говорят и слова, произносимые при этом священником: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною».

Вот почему необходимо совершать поминовение живых и усопших именно в Церкви, на литургии - ведь именно здесь происходит очищение Кровию Христовой совершаемых нами ежедневно грехов. Жертва, принесенная Господом нашим Иисусом Христом на Голгофе и ежедневно во время литургии приносимая на святом Престоле, является полной и совершенно исчерпывающей платой за наш долг Богу - и только она, подобно огню, может попалить в человеке все его прегрешения.

Подать церковную записку (поминовение)

Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка

В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты…

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

Просмотрено (57617) раз

«Проскомидия», как и многие другие слова церковного обихода, пришло из греческого языка и в переводе означает «принесение». Это понятие связано с тем, что в первые века христианства все необходимое для совершения богослужения приносилось в храм участниками общины. Сегодня обычай приношения также сохранился, но осуществляется он в ином виде: мы покупаем свечи, делаем пожертвования на храм, из которых и приобретается все нужное для Евхаристии.

Проскомидия является вводной, подготовительной частью, с которой начинается Божественная литургия. Ее совершает иерей в алтаре, когда читаются третий и шестой часы.

Чинопоследование проскомидии связано с воспоминанием двух важных событий евангельской истории — Рождества Христова и Его смерти на Кресте. Кроме того, именно во время проскомидии происходит поминовение всех членов Церкви (живых и умерших), а также приготовление к главному таинству Православия — Евхаристии.

Когда проскомидия не совершается

Прежде всего, в те дни, когда не служится и сама литургия. Они в основном приходятся на период Великого поста и подготовительных недель.

Кроме этого, проскомидия не совершается перед Литургией Преждеосвященных Даров:

  • по средам и пятницам первых шести недель Великого поста;
  • по вторникам и четвергам пятой недели;
  • в первые три дня Страстной седмицы;
  • в понедельник, вторник и четверг со второй недели поста, если на эти дни выпадают полиелейные службы.

Священные предметы и их значение

Священные предметы, используемые во время богослужения, имеют глубоко символическое значение. Перед началом службы эти предметы размещаются на жертвеннике в алтаре, где и происходит проскомидия.

Среди предметов богослужения особое значение имеют следующие:

  • чаша, или потир — символизирует саму Христову жертву;
  • дискос (небольшое блюдо на подставке) — является символом пещеры, в которой родился Младенец, а также Голгофы;
  • нож — это копье, которым воин проткнул ребра Христа;
  • звездица (две скрещенные дужки из металла) — вифлеемская звезда и крест;
  • покровцы (крестообразно сшитые покрывала) — рождественские и погребальные пелены, а также плащаница.
Хлеб, вино и вода

Кроме всех описанных предметов, на жертвеннике располагаются хлеб (просфора — в пер. с греч. «принесение»), а также сосуды с вином и водой. По традиции для богослужения используется квасной хлеб (приготовленный на закваске или дрожжах), потому что Сам Господь предложил ученикам именно такой хлеб во время Тайной Вечери.

К вину, которое употребляется на проскомидии, также есть определенные требования: оно должно быть красным, сделанным из винограда, без всяческих добавлений и примесей.

Вода, которой разбавляют вино, должна быть свежей, сырой и чистой.

Как происходит проскомидия

Среди членов древних христианских общин было принято собираться за некоторое время до начала богослужения и ожидать предстоятеля. Сегодня практика выглядит иначе: священник обычно появляется первым, облачается в алтаре и начинает богослужение. «Со встречей» происходят только архиерейские службы.

Облачившись в богослужебные одежды, священник провозглашает: «Благословен Бог наш...» (этот возглас является одновременно сигналом к чтению часов) и начинает проскомидию.

В практике Русской Православной Церкви для проскомидии используется пять больших просфор (в память чуда насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами). По форме они должны быть двухъярусными, что символизирует двойственную природу Иисуса Христа — Богочеловека.

Одна из просфор (именуемая агничной) имеет на своей верхней части изображение круга с вписанным в него крестом и буквами (сокращение греческой фразы «Иисус Христос побеждает»). Из этой просфоры вырезается четырехугольный фрагмент — агнец — и кладется на дискос. Все молитвы и действия, совершаемые с агничной просфорой, символически связаны с судом и смертью Господа на Кресте.

Вторая большая просфора посвящена Богородице. Из нее иерей извлекает одну большую частицу в честь Девы Марии и кладет ее рядом с агнцем — в знак того, что Матерь Божия сидит в Царстве Небесном одесную Христа.

Из третьей просфоры (девятичинной) священник вынимает соответственно девять частиц, поминая разные чины святых: Иоанна Предтечу, святителей, мучеников, пророков, безсребренников, праотцев Иоакима и Анну, а также святых, которые наиболее почитаются в этом городе или стране, или же тех, чья память совершается в этот день. Последняя частица из третьей просфоры извлекается за создателей чинопоследования литургии — святых Василия Великого и Иоанна Златоуста. Все девять частиц кладутся слева от агнца в строго обозначенной последовательности.

Из четвертой и пятой просфор (а также из принесенных прихожанами) извлекаются частицы соответственно за живых и за мертвых, при этом поминаются Предстоятель Церкви, церковные и мирские власти, а также те, чьи имена были перечислены в записках, которые подают прихожане.

Поверх всех сложенных на дискосе частиц для сохранения порядка размещается звездица. Дискос и Чаша накрываются двумя небольшими покровцами и одним побольше, который называется воздухом. По окончании Евхаристии все частички просфор будут ссыпаны в Чашу, что также является глубоко символичным моментом.

После того как действия с просфорами закончены, дьякон с кадилом обходит храм по периметру, останавливаясь и кланяясь у икон и перед прихожанами. Завершив каждение, дьякон становится перед престолом рядом со священником и произносит: «Время сотворити Господеви». Эти слова означают, что пришел момент, когда действия людей окончились, а началось время действия Самого Бога через священнослужителей.

Как подать записку на проскомидию

Существуют определенные правила составления записок на проскомидию.

1) Отдельно подаются записки с именами живых и умерших. Обычно в храме можно найти специально подготовленные листочки, в которые остается только вписать имена. Однако составить список имен можно и заранее, сделав в верхней части записки соответствующую надпись — «О здравии» или «Об упокоении».

2) В записках на проскомидию можно указывать только имена православных христиан. Часто это условие становится причиной непонимания и обид для людей малоцерковных. Однако следует понимать, что запрет вписывать имена католиков, буддистов, мусульман или людей неверующих отнюдь не связан с восприятием их как недостойных. Дело в том, что во время проскомидии те люди, за которых вынимаются частички, становятся участниками таинства. Но если они не являются членами Православной Церкви, то, соответственно, и в таинствах Ее участвовать не могут.

3) Запрещается вписывать имена самоубийц. По православному учению, самоубийцы — это люди, которые сами отделили себя от тела Церкви, поэтому за них не вынимаются частицы из просфор (как и не совершается отпевание). Из этого правила существуют определенные исключения, о которых следует подробно расспросить священника. Кроме того, запрет вписывать определенные имена в записки никоим образом не означает, что нельзя молиться за этих людей в храме или во время домашней молитвы.

4) Что касается формальной стороны, имена православных христиан следует вписывать в полной форме (например, Надежды, а не Нади) в родительном падеже (о здравии кого? — Николая, Нины, мл. Ольги). Такое требование не является догматическим вопросом, но лишь вопросом удобства. Во время проскомидии священник называет сотни женских и мужских имен, и чтобы облегчить ему задачу, мы вписываем имена в той форме, в которой они должны звучать, — в форме родительного падежа.

Заключение

Проскомидия — это подготовительный, но очень трепетный и таинственный этап литургического цикла. Во время нее происходит самое важное поминовение всех живых и усопших членов Церкви, а также совершается подготовка к Причастию. Подавая записки с именами наших близких на проскомидию, мы даем им возможность участвовать в Божественной литургии наряду со всеми, кто присутствует в храме.