Внеклассное мероприятие "цветочная викторина". Растения обладают памятью Вступительное слово учителя

Все комнатные растения можно распределить на группы. Иные семейства получится развести исключительно в домашних условиях без агрессивной среды. Какие-то можно культивировать только на улице. Есть растения, которые будут отлично расти в неприхотливых условиях - хоть в помещении хоть на открытом подоконнике. Зная к какой разновидности определено растение, легко производить требуемый уход. Критичные условия выращивания складываются из обеспечения влагосодержания атмосферы, количества доставки воды в почву и обеспечения безопасной температуры. Интенсивность света является одним из важнейших составляющих.

Растения - живые существа

Растения обладают памятью, чувством времени, интелектом... Все растения - живые существа и они чувствуют отношение к себе и как всякое живое существо, способны возвращать нам наши же чувства, помноженные в несколько раз. Они способны взаимодействовать друг с другом и другими живыми существами на расстоянии, различают настроение и намерения людей. Излучение, испускаемое ими может быть зафиксировано датчиками.

Исследования ученых показывают, что все растения наделены чувствами, интелектом, обладают памятью, чувством времени, могут различать цвета и общаться между собой или предостерегать друг друга. Они умеют распознавать угрозу, дрожат от страха, могут звать на помощь.

Если растение любимо и за ним ухаживают как за ребенком, то и оно отблагодарит положительной энергетикой. И все в точности до наоборот: нелюбимое растение будет испускать импульсы негатива, и мы можем не знать, что причина головной боли и недомогания - всего лишь растение. Учеными давно доказано, что растения любят, когда с ними разговаривают, а так же могут скучать, любить или не любить и даже ревновать, чувствовать музыку.

Есть растения, которые просто не подходят тому или иному человеку или просто противопоказаны в доме. Нельзя держать в доме ни в живом, ни в засушенном виде такие растения как камыш, ковыль, перекати-поле. Это свободолюбивые растения, они сохраняют и источают энергию, провоцирующую уйти из дома. Анютины глазки , по мнению многих, тоже не для квартир, так как их традиционно сажают на могилах. Некоторые считают, что вьющиеся растения добавляют витиеватость и неискренность в семейные отношения. Например, считают, что хойя гонит мужчин на поиски новых приключений, ее так и прозвали - мужигон.

Строгие научные опыты проводили с растениями генетики. Они выключали в растениях определеные гены и смотрели, какая из функций у растений при этом выпадала. Так и нашли ряд молекулярных механизмов, лежащих в основе чувственных реакций.

Рассказывают, что в одной лаборатории, изучающей свойства растений , ухаживала за ними красавица-лаборантка. И вскоре сотрудники лаборатории обратили внимание на то, что один из испытуемых - великолепный фикус - влюбился в девушку. Стоило войти ей в комнату, как цветок переживал всплеск эмоций, что было видно на монитора и это выглядело как динамичная синусоида ярко-красного цвета. Когда же лаборантка поливала цветок или протирала его листья от пыли, синусоида на мониторе трепетала от счастья. Однажды девушка позволила себе безответственно пофлиртовать с коллегой, и фикус начал ревновать. Да с такой силой, что приборы зашкалили, и сплошная черная полоса на мониторе указывала, в какую пропасть отчаяния погрузилось влюбленное растение.

Некоторые умудряются использовать связь между растением и хозяином даже чисто механически, в быту. Например, Пьер-Поль Совен, установил дистанционный радиопередатчик, звонил с работы по телефону и управлял светом, температурой и записывающей аппаратурой в своей квартире. Возвращаясь домой, он приказывал своему филодендрону открывать дверь гаража. Филодендрон реагировал на голос хозяина, а регистрирующая аппаратура включала механизм автоматического открытия ворот.

Отрывок из книги Владимира Солоухина "Трава"- Не удивляйтесь, - говорил академик, - мы проводим многочисленные опыты, и все они говорят об одном: у растений есть память. Они умеют накапливать и долгое время хранить впечатления. Одного человека мы заставили несколько дней подряд мучить и истязать куст герани. Он щипал ее, обрывал листья, колол иглой, делал надрезы, капал на живую ткань кислоту, подносил к листьям зажженную спичку, подрезал корешки...(КАКОЙ УЖАС!) Другой человек бережно ухаживал за тем же кустом герани: поливал, рыхлил землю, опрыскивал свежей водой, подвязывал отяжелевшие ветки, лечил ожоги и раны.

Потом мы подсоединили к растению электрические приборы, которые фиксировали бы и записывали бы на бумагу импульсы растения и смену этих импульсов. Что же вы думаете? Как только "мучитель" приближался к растению, стрелка прибора начинала бесноваться. Растение не просто "нервничало", оно боялось, оно пребывало в ужасе, оно негодовало, и, если бы его воля, оно либо выбросилось бы в окно, либо бросилось на мучителя. Но стоило ему уйти, а на его место прийти доброму человеку, как кустик герани умиротворялся, его импульсы затухали, стрелка прибора чертила плавные и, можно сказать, ласковые линии.

Теперь я понимаю, почему зацвела моя герань! - воскликнула другая добрая женщина, услышав об этих опытах. - Дело в том, что я на все лето уезжала из Москвы. Ухаживать за своими цветами поручила соседке. Она и ухаживала, и поливала их время от времени, выставив за окно. То ли кустик герани далековато стоял - не дотянуться, то ли соседка махнула на него рукой по той причине, что он захирел в первый же летний месяц и было видно, что не жилец, но даже и тогда, когда неожиданно выпал ранний снег, соседка не убрала его в тепло.

Однако хозяйка, возвратясь домой после длительных летних странствий, пожалела герань. Тем более что у нее с этим цветком было связано что-то личное и лирическое. Она взяла его в комнату, оборвала сухие листочки, полила, обласкала. И вот полузасохшее, безнадежно больное растеньице на третий уже день выбросило алый цветок. А как, скажите, оно еще могло приветствовать свою добрую хозяйку и ее возвращение, как еще могло отблагодарить за любовь и за ласку, за спасение жизни?Источник: http://www.florets.ru

Клив Бакстер проводит эксперименты с

Растения обладают памятью, чувством времени, интелектом... Все растения - живые существа и они чувствуют отношение к себе и как всякое живое существо, способны возвращать нам наши же чувства, помноженные в несколько раз. Они способны взаимодействовать друг с другом и другими живыми существами на расстоянии, различают настроение и намерения людей. Излучение, испускаемое ими может быть зафиксировано датчиками.

Исследования ученых показывают, что все растения наделены чувствами, интелектом, обладают памятью, чувством времени, могут различать цвета и общаться между собой или предостерегать друг друга. Они умеют распознавать угрозу, дрожат от страха, могут звать на помощь.

Если растение любимо и за ним ухаживают как за ребенком, то и оно отблагодарит положительной энергетикой. И все в точности до наоборот: нелюбимое растение будет испускать импульсы негатива, и мы можем не знать, что причина головной боли и недомогания - всего лишь растение. Учеными давно доказано, что растения любят, когда с ними разговаривают, а так же могут скучать, любить или не любить и даже ревновать, чувствовать музыку.

Есть растения, которые просто не подходят тому или иному человеку или просто противопоказаны в доме. Нельзя держать в доме ни в живом, ни в засушенном виде такие растения как камыш, ковыль, перекати-поле. Это свободолюбивые растения, они сохраняют и источают энергию, провоцирующую уйти из дома. Анютины глазки, по мнению многих, тоже не для квартир, так как их традиционно сажают на могилах. Некоторые считают, что вьющиеся растения добавляют витиеватость и неискренность в семейные отношения. Например, считают, что хойя гонит мужчин на поиски новых приключений, ее так и прозвали - мужигон.

Строгие научные опыты проводили с растениями генетики. Они выключали в растениях определеные гены и смотрели, какая из функций у растений при этом выпадала. Так и нашли ряд молекулярных механизмов, лежащих в основе чувственных реакций.

Рассказывают, что в одной лаборатории, изучающей свойства растений, ухаживала за ними красавица-лаборантка. И вскоре сотрудники лаборатории обратили внимание на то, что один из испытуемых - великолепный фикус - влюбился в девушку. Стоило войти ей в комнату, как цветок переживал всплеск эмоций, что было видно на монитора и это выглядело как динамичная синусоида ярко-красного цвета. Когда же лаборантка поливала цветок или протирала его листья от пыли, синусоида на мониторе трепетала от счастья. Однажды девушка позволила себе безответственно пофлиртовать с коллегой, и фикус начал ревновать. Да с такой силой, что приборы зашкалили, и сплошная черная полоса на мониторе указывала, в какую пропасть отчаяния погрузилось влюбленное растение.

Некоторые умудряются использовать связь между растением и хозяином даже чисто механически, в быту. Например, Пьер-Поль Совен, установил дистанционный радиопередатчик, звонил с работы по телефону и управлял светом, температурой и записывающей аппаратурой в своей квартире. Возвращаясь домой, он приказывал своему филодендрону открывать дверь гаража. Филодендрон реагировал на голос хозяина, а регистрирующая аппаратура включала механизм автоматического открытия ворот.

Отрывок из книги Владимира Солоухина "Трава"
- Не удивляйтесь, - говорил академик, - мы проводим многочисленные опыты, и все они говорят об одном: у растений есть память. Они умеют накапливать и долгое время хранить впечатления. Одного человека мы заставили несколько дней подряд мучить и истязать куст герани. Он щипал ее, обрывал листья, колол иглой, делал надрезы, капал на живую ткань кислоту, подносил к листьям зажженную спичку, подрезал корешки...(КАКОЙ УЖАС!) Другой человек бережно ухаживал за тем же кустом герани: поливал, рыхлил землю, опрыскивал свежей водой, подвязывал отяжелевшие ветки, лечил ожоги и раны.

Потом мы подсоединили к растению электрические приборы, которые фиксировали бы и записывали бы на бумагу импульсы растения и смену этих импульсов. Что же вы думаете? Как только "мучитель" приближался к растению, стрелка прибора начинала бесноваться. Растение не просто "нервничало", оно боялось, оно пребывало в ужасе, оно негодовало, и, если бы его воля, оно либо выбросилось бы в окно, либо бросилось на мучителя. Но стоило ему уйти, а на его место прийти доброму человеку, как кустик герани умиротворялся, его импульсы затухали, стрелка прибора чертила плавные и, можно сказать, ласковые линии.

Теперь я понимаю, почему зацвела моя герань! - воскликнула другая добрая женщина, услышав об этих опытах. - Дело в том, что я на все лето уезжала из Москвы. Ухаживать за своими цветами поручила соседке. Она и ухаживала, и поливала их время от времени, выставив за окно. То ли кустик герани далековато стоял - не дотянуться, то ли соседка махнула на него рукой по той причине, что он захирел в первый же летний месяц и было видно, что не жилец, но даже и тогда, когда неожиданно выпал ранний снег, соседка не убрала его в тепло.

Однако хозяйка, возвратясь домой после длительных летних странствий, пожалела герань. Тем более что у нее с этим цветком было связано что-то личное и лирическое. Она взяла его в комнату, оборвала сухие листочки, полила, обласкала. И вот полузасохшее, безнадежно больное растеньице на третий уже день выбросило алый цветок. А как, скажите, оно еще могло приветствовать свою добрую хозяйку и ее возвращение, как еще могло отблагодарить за любовь и за ласку, за спасение жизни?



































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Пополнение знаний детей интересными сведениями о цветах.

  1. Создать условия для расширения знаний учащихся о цветах;
  2. Способствовать развитию внимания, коммуникативных умений, мышления;
  3. Содействовать воспитанию уважительного отношения к природе;

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, экран.

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

Перед началом игры класса делится на две команды. Каждая команда выбирает себе капитана и придумывает название, cвязанное с цветами.

2. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами проводим викторину, в ходе которой совершим путешествие в мир цветов. Состязаясь, мы пополним наши знания интересными сведениями о них. И, надеюсь, вы будете еще внимательнее к окружающей нас живой природе.

Наша викторина состоит из нескольких заданий:

За каждое правильно выполненное задание команда получает 1 балл.

3. Основная часть.

Учитель. Первый конкурс “Вопросы о цветах”.

  1. Как называется цветок с девичьими очами? (Анютины глазка)
  2. Это королева цветов. Она цветет летом и прекрасно пахнет. (Роза)
  3. Это растение – куст с благоухающими гроздьями цветков. Он цветет весной, а летом цветки бывают всех оттенков от белого до темно-сиреневого цвета. (Сирень)
  4. Как называется растение, в названии которого есть кусок железа? (Гвоздика)
  5. Как называется цветок с отличной памятью? (Незабудка)
  6. Как называется цветок, который носит имя самовлюбленного принца? (Нарцисс)
  7. Какой цветок пытаются найти в ночь на Ивана-Купала? (Папоротник)
    Какой цветок облюбовала царевна-лягушка? (Кувшинка)

Учитель. Следующий конкурс “Загадки о цветах”.

Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)

Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василек)

Стоят в лугах сестрички -
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашка)

Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики)

Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –
Остался стебелёк. (Одуванчик)

Первым вылез из землицы
На проталинке,
Он морозов не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник)

Голова на ножке,
В голове горошки.
Солнце жжет макушку,
Сделать хочет погремушку. (Мак)

Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис)

Балерина вышла:
Юбочка пышна.
Сборки да оборки,
Складки да подкладки.
А имя у артистки –
Небесной прописки. (Астра)

На шесте флаги.
Под шестом – шпаги. (Гладиолус)

Учитель. А сейчас конкурс “Цветы из сказки”.

  1. В какой сказке девочка с голубыми волосами, умываясь утром, пудрила щечки и носик цветочной пыльцой, а после пыталась научить грамоте непослушного деревянного мальчишку, заставляя писать его волшебный диктант: “А роза упала на лапу Азору”? (А. Толстой “Приключения Буратино”)
  2. В какой сказке маленькая девочка спасла незадачливых садовников от гнева их хозяйки – очень злой Карточной королевы? Эта особа приказала отрубить им головы за то, что они посадили в саду не красные розы, а белые, и, чтобы исправить свою ошибку, садовники решили покрасить цветы красной краской. За этим занятием их и застала королева со своей свитой. (Л. Кэрролл “Алиса в стране чудес”)
  3. В какой сказке лепестки удивительного цветка помогли девочке получить горы игрушек, много-много сладостей, побывать на Северном полюсе…, и, наконец, понять, что счастливым человек можно стать лишь тогда, когда помогаешь другим, заботишься о ком-то? (В.Катаев “Цветик-семицветик”)
  4. В какой волшебной сказке фея за доброту и приветливость сделала милой девушке такой подарок: “…с нынешнего дня каждое слово, которое ты промолвишь, упадет с твоих губ либо цветком, либо драгоценным камнем”? (Ш.Перро “Подарки феи”)
  5. Как называется сказка, в которой очень самоуверенная королева зимой, под Новый год придумала “новый закон природы”? (С.Маршак “Двенадцать месяцев”)
  6. В какой сказке младшая дочка поклонилась в ноги отцу и попросила привезти “цветочек, которого бы краше не было на белом свете”? (С.Аксаков “Аленький цветочек”)

Учитель. Последний конкурс нашей викторины “Цветочные ребусы”.

По горизонтали.

5. Наука о растениях. 6. Листья этого пряного растения Гиппократ применял как антитоксическое средство при укусах змей и для заживления ран. 9. Русский ботаник. Способствовал разведению чая и цитрусовых в России. В 1912 г. основал Батумский ботанический сад. 10. Птица отряда куликов, одна из самых ценных охотничьих птиц. 11. Распространенный род кустарников с красными и черными плодами (в народе их называют ягодами). Все части растения с черными плодами используют в лечебных целях, а ягоды употребляют в пищу в свежем и переработанном виде. Растение с красными плодами ядовито, но его ягоды могут заменить мыло. 15. Овощное растение. Выращивают листовой, черешковый и корневой (яблочный). В медицине используют для выведения солей. 17. И рыба, и крымский курорт. 18. Водяной орех, который едят в печеном и вареном виде, а при добавлении пшеничной муки к размолотому ореху можно выпекать вкусный хлеб. 19. Единственный хищник Австралии. 20. Верблюжья колючка, корни которой в поисках влаги опускаются на глубину до 20 м. 23. Дом, который строят для себя бобры. 24. Одно из самых распространенных цитрусовых растений, имеющих кислый плод. 25. Цветок, обладающий, судя по названию, хорошей памятью и считающийся символом верности. 29. Сладкая редька из Юго-Восточной Азии. 32. Питающаяся главным образом падалью огромная (110–150 см) птица семейства аистовых с размахом крыльев до 3 м, обитающая в Африке и Юго-Восточной Азии. 33. Его называют королем грибов. Белок в его составе содержит все незаменимые аминокислоты и по питательной ценности не уступает говядине. 34. Моллюск, обитающий в «трехкомнатной» раковине: первая комната жилая, вторая – балластная, третья – газовая, благодаря чему он может подниматься и опускаться на 400–700 м. Он и подсказал Жюлю Верну идею подводной лодки. 35. Головка чеснока или лука.

По вертикали.

1. По содержанию калия эти бобы не имеют себе равных, а содержанием белка превосходят баранину, курятину и творог. 2. Медведя еще не убили, а ее уже начинают делить. 3. Хищная птица, которая при атаке способна развивать скорость до 350 км/ч. 4. Плод лещины крупной, которая введена в культуру еще в античные времена. Содержит много калия, кальция, фосфора. 5. Грызун с пятью темными полосами на спине. 7. Насекомое, «совсем как огуречик». Если вечером он сильно стрекочет, утро будет солнечное. 8. Одна из самых ядовитых змей. 12. Весенний цветок, из листьев которого делают салаты. По содержанию витамина С он превосходит все другие огородные растения. 13. Самая почитаемая лесная ягода в России, а народная медицина рекомендует ее при множестве заболеваний. 14. Промысловая карповая рыба; ее икра и пленка брюшины в сыром виде ядовиты. 16. Ученые доказали, что там, где растет этот хвойный красавец, нет туберкулеза. 21. Монгольский сурок. 22. Древеснеющий ягодный кустарник высотой до 1 м, который еще называют гонобобель. Встречается во всех регионах Северного полушария. Ягоды содержат много витаминов и антиоксидантов. 26. Самоекрупное животное Северной Америки. 27. Место для лошадиной подковы. 28. Растение с крупными яркими цветками, которые всегда направлены в сторону солнца. 30. Этот сорняк в Сибири и на Кавказе считается овощем. Как лекарственное растение известен с давних пор. Отвар из корня считается одним из лучших мочегонных средств, а мазь из корней применяют при экземе, ожогах и для укрепления волос. 31. У нас – комнатное растение, а в тропиках – гигантское дерево, род которого насчитывает до 800 видов.

По горизонтали: 5. Ботаника. 6. Портулак. 9. Краснов. 10. Дупель. 11. Бузина. 15. Сельдерей. 17. Судак. 18. Чилим. 19. Динго. 20. Янтак. 23. Хатка. 24. Лимон. 25. Незабудка. 29. Дайкон. 32. Марабу. 32. Боровик. 34. Наутилус. 35. Луковица.

По вертикали: 1. Фасоль. 2. Шкура. 3. Сокол. 4. Фундук. 5. Бурундук. 7. Кузнечик. 8. Аспид. 12. Первоцвет. 13. Земляника. 14. Маринка. 16. Кипарис. 21. Тарбаган. 22. Голубика. 26. Бизон. 27. Копыто. 28. Мальва. 30. Лопух. 31. Фикус.

У растений обнаружен аналог нервной системы. Их сложные системы управления даже обладают способностью хранить информацию и по-разному реагировать на разные цвета.

У растений не просто довольно сложное строение - у них еще и есть некий аналог нервной системы

Разумеется, у растений нет привычных нам нервных клеток, с аксонами и синапсами. Нет и органов чувств, устройство которых бы напоминало органы чувств животных. Но, как утверждает руководитель лаборатории физиологии растений при Варшавском университете биологических наук Станислав Карпински, это не мешает им иметь некоторые аналоги. Растения используют клетки, проводящие электрические сигналы.

Уточнение первое
По ходу статьи придется сделать целый ряд уточнений. Первое из них— лаборатория Карпинского называется _ Laboratorium Fizjomiki i Modelowania Biotechnologicznego Roślin . Подстрочный перевод гласил бы, что ученый руководит лабораторией физиомики и биотехнологического моделирования растений, однако термин «физиомика» в русском языке фактически не прижился; в российских научных центрах описываемое направление называется просто «физиологией растений».

Описанию нервной системы растений (здесь и далее кавычки для краткости снимем) посвящен целый ряд публикаций как польской исследовательской группы, так и других научных коллективов— поэтому было бы ошибкой считать, что речь идет о сенсационном открытии, которое сделал Карпински, а все остальные специалисты по ботанике или нейробиологии его досадно пропустили.

Как это работает

То, что растения могут реагировать на изменение внешних условий, для большинства людей вряд ли окажется новостью. Достаточно вспомнить раскрывающиеся утром и закрывающиеся вечером лепестки цветов или венерину мухоловку, способную ловить и переваривать насекомых. К числу менее наглядных примеров относится усиленное выделение камеди из поврежденного ствола дерева или даже повышение уровня токсичных для насекомых веществ в листьях сгрызаемого вредителями куста.

Научная новизна работы, которую Карпински с группой коллег недавно направил (и успешно, статья скоро выйдет в печать) в журнал Plant Cell, состоит в том, что растения, реагирующие на чрезмерно яркое освещение, используют для формирования ответной реакции специальные проводящие клетки, способные распространять электрохимический сигнал на значительные расстояния. Кроме того, исследователи выяснили, как и почему уровень реакции зависит от длины волны падающего излучения— или, проще говоря, от цвета освещения.

Изменения в освещенности, как удалось продемонстрировать ученым в опытах с резуховидкой Таля (она же арабидопсис, излюбленный объект работы ботаников по всему миру), сначала влияют на активность фотосинтетической системы. Так как вся работа фотосистемы сводится, по сути, к превращению света в электрический ток, а тока— в работу по синтезу молекул, эти изменения приводят к появлению электрохимического сигнала.

Сигнал распространяется от задействованных в фотосинтезе клеток дальше, по клеткам, выстилающим сосуды растения. Это, конечно, не совсем точный аналог нервного импульса, но одна важнейшая черта нервной системы здесь присутствует— сигнал переносит информацию от одной части организма к другой.

Уточнение второе
В 1960-е годы многие новостные издания облетела весть о том, что американский исследователь Клив Бакстер смог засечь изменения электрической активности растений не просто в ответ на свет, а на то, что соседнее растение резали ножницами, и даже на то, что в комнату потом заходил резавший цветок в соседнем горшке лаборант! Из этого сами Бакстером делались выводы о наличии у растений способности к сопереживанию, самоосознанию и даже телепатии. Что, впрочем, впоследствии не подтвердилось— часть его опытов вне лаборатории Бакстера не воспроизвелась, а другая часть объяснилась без всякого «разума растений».

Упреждая возможные вопросы, из работ Карпински ничего подобного не следует. Хотя бы потому, что речь идет о довольно медленных процессах, да и у самого ученого нет ни слова про «сознание растений» или тем более паранормальные явления вроде телепатии!


Рост растений - ускоренная съемка показывает, как они развиваются и движутся. Именно эти движения, равно как и реакция на свет, требуют сложного управления. Еще несколько примеров смотрите в "Дополнительных материалах" (справа-сверху).

Карпински так же показал, что описанная им и его коллегами схема распространения сигналов допускает еще одну интереснейшую возможность— некоторое подобие памяти. Вызванные изменениями освещения химические реакции протекают достаточно медленно для того, чтобы начавшись днем, продолжится ночью, а на следующее утро наложить свой отпечаток на общее состояние растения.

Этот эффект отчасти подобен тому, что происходит в настоящих нервных клетках, которые в ответ на внешний стимул тоже переживают целую последовательность событий на молекулярном уровне.

Эффекты памяти, избирательной чувствительности к определенному освещению и распространения «нервных сигналов» не просто позволяют лучше понять жизнь растений. Детальное изучение подобных процессов открывает и новые возможности для специалистов по агротехнологиям: от создания растений, которые эффективнее используют световой день до растений, лучше выдерживающих резкие перемены погоды за счет лучшей работы своей «нервной системы».