Митра, бог света, пришедший из персии в рим и грецию. Тайна бога митры День рождения митры

Митра (Мифра) - персидский бог света, культ которого проник в Рим и частично - в Грецию.

Так как свет и солнце тесно взаимосвязаны, Митра иногда считают и богом солнца; однако на своей иранской прародине, а затем и в греко-римском мире Митра был богом света, который (свет) появляется над горами раньше солнца. Родился он будто бы из скалы, 25 декабря, но год его рождения точно не известен; первыми пришли поклониться ему пастухи. Митра появился на свет во фригийской шапке, с ножом и луком. Возмужав, Митра вступил в борьбу с богом солнца и победил его. Затем, по поручению бога добра Ахурамазды, он совершил несколько трудных подвигов, в частности изловил и убил могучего быка, причем этот подвиг Митра совершал ежегодно, так как этот бык всякий раз возрождался. Митра всегда помогал людям нуждающимся и страждущим, оберегал их во время бедствий и войн, требовал от них чистой и воздержанной жизни, защищал их от демонов бога зла Ахримана. За соблюдение строгих моральных принципов Митра обещал своим приверженцам, которые называли друг друга братьями, вечное блаженство на том свете. Он сопровождал души умерших в загробный мир, где предлагал им напиток из вина и крови убитого им быка, который обеспечивал им бессмертие, а тех, кто этого заслуживал, Митра вел по семиступенчатой лестнице к высотам чистого света. Символами Митры были лев, бык и орел.

Культ Митры был очень древним по греко-римским меркам. Сохранился договор между хеттским царем Муршилом и правителем миттанцев, содержащий обращение к Митре как к свидетелю и покровителю договора (собственно, слово «митра» означает на авестийском языке именно «договор», «согласие»). Это означает, что уже тогда культ Митры проник в Малую Азию, где с ним впоследствии познакомились и греческие поселенцы. В Греции он так и не привился - в отличие от Рима (на закате Республики), куда он попал посредством торговых связей с Востоком, затем при возвращении восточных легионов и, наконец, через рабов восточного происхождения, среди которых было много поклонников Митры. Наибольшего расцвета культ Митры достиг в 3 в. н. э., после чего уступил христианству, с которым у него было много общего (дата рождения Митры и Христа, крещение водой, догмат бессмертия души, некоторые моральные предписания, символы и т. д.).

На фото: статуя молодого бога Михры (Митры) на горе Немрут в Западной Армении, сейчас на территории Турции. Верховный бог в Пантеоне армянских богов, возведенного в царстве Коммагене (1-й век до н.э.).

В Риме Митре было посвящено много святилищ, как правило, подземных и приспособленных для совместных вечерних трапез верующих. Наиболее сохранившееся из них находится под апсидой храма святого Климента на Латеране. Митру часто изображали на рельефах первых веков н. э., как правило в виде строго канонизированного «Митра, убивающего быка» (Митра Тавроктонос).

Древний иранский бог света (Солнца) и добра - сведения о Митре содержатся уже в «Авесте» .

Начиная с I века нашей эры, митраизм распространился до границ Римской империи. Многие римские легионеры были приверженцами культа Митры, считавшегося богом, приносящим победу…

«Этот культ приобрел необычайное значение в Римской империи, а сам Митра явился самым главным и грозным соперником Христа . Ему поклонялись и в провинции Британии, в Галлии, Испании, Северной Африке. В городах по берегам Рейна и Дуная, почти во всех городах Италии существовали храмы Митры - митреумы.

Впервые с культом Митры римляне познакомились во время войны Помпея с киликийскими морскими разбойниками. Но тогда его культ не появился в Риме. Он пришёл туда позднее, в конце I века н.э., после больших походов в Армению. Но лишь в конце II века н.э., когда начались затяжные войны с персами, этот культ постепенно стал приобретать всё большую сферу влияния. Его распространяли римские солдаты, возвращавшиеся из персидских походов, а также рабы из числа персидских военнопленных.

Первым императором, принявшим посвящение в мистерии Митры, был Коммод (176-192). Во времена Северов (193-211) двор императоров уже был объединен в общину служителей Митры. В свою очередь, императоры Диоклетиан (284-305) и Максимилиан (285-305) и их соправители цезари Гален и Лициний провозглашают в карнутском лагере на берегах Дуная непобедимого бога солнца Митру покровителем всей их империи.

Культ Митры принимает официальный характер.

Для христианства культ Митры был чрезвычайно опасен и не только из-за усиливающегося влияния и широкого распространения: идеология митраизма была во многих отношениях сильнее христианской. Митра был богом «непобедимого солнца», богом правды и права, богом-победителем зла и злых духов. Он считался творцом мира, который он сделал из убитого им мирового быка. Митра насадил на земле растения и стал богом земледелия; он обуздал злого духа Аримана, поражавшего поля засухой и мучившего людей голодом и жаждой, вызвал стрелой источники живой воды из скал и напоил людей и землю. Он помогал людям в их борьбе со злом и злыми духами; побеждая зло, человек очищается от греха и получает бессмертие.

Когда придёт назначенный срок, Митра вновь явится с неба на землю, сожжет её, произведет суд над живыми и воскресшими мертвыми, праведным даст бессмертие, а грешников окончательно уничтожит. Согласно мифу, Митра родился на Земле из камня; изображения этого камня ставили в храмах Митры и им приносили жертвы. Отправление его обрядов было таинственным и от этого заманчивым. Каждый вновь вступавший в общину митраитов подвергался очистительному омовению вроде христианского крещения.

Затем митраит постепенно проходил семь степеней посвящения - «ворона», «сокрытого», «воина», «льва», «перса», «солнечного бегуна» и «отца».

Названию каждой степени соответствовала особая священная одежда, которую митраиты надевали во время мистерий; при этом не только степеням «ворона» и «льва» «были присвоены» маски и одежды, напоминающие их, но также и одежды других степеней напоминали внешний вид определенных зверей, птиц. Последнее было пережитком древних тотемических культов, но митраиты придавали этому переодеванию мистическое значение.

Мистерии совершались в храмах, которые устраивались в подземных пещерах или в помещениях наподобие таких пещер. В них устанавливались столы и скамьи для священных трапез, на которых, как и у христиан, имелись хлеб и вино, смешанное с водой. Этим трапезам обычно предшествовали кровавые жертвы и окропление жертвенной кровью под пение гимнов, прославляющих Митру и призывающих его явиться. В конце человек, совершающий мистерию, внезапно сдергивал покрывало с изображения Митры. Это означало, что бог явился и начиналась священная трапеза.

Между христианством и митраизмом было много сходного, но имелась и существенная разница: у христиан кровавая жертва не совершалась и на собраниях могли присутствовать женщины, тогда как у митраитов женщины не допускались.

Последнее, вероятно, сыграло немаловажную роль в победе христианства над митраизмом.

Культ Митры оказался на редкость стойким. Какое-то время он существовал наряду с христианством. Лишь спустя 50 лет после реформы Константина Великого в 377 г. по приказу римского префекта Гракха пещеры и жертвенники Митры стали уничтожаться. Христианство активно наступало. Культ Митры не в силах был защитить даже Юлиан Отступник (355-363 гг.).

И всё же мужественный персидский бог не спешил сдаваться. Надписи во славу Митры встречаются еще в 391 г., а между 382-392 гг. в Риме был построен даже новый митреум, и это в то самое время, когда александрийский митреум перестраивался в христианскую церковь. Св. Павлин Иоланский в поэме «Против язычников» (394) сражался с митраизмом как с врагом, полным сил.

И только в V веке культ Митры угасает окончательно».

Смирнова И.М., Тайны магии, М., «Вече», 2004 г., с.152-154.

Во время реконструкции павильона для игры в крикет в Восточном Лотиане, где ранее располагался римский форт, были обнаружены в хорошем состоянии два каменных блока, бывших частью алтаря бога Митры. Ценность находки заключается в том, что так далеко на север Европы, в Шотландию, культ Митры, судя по прежним археологическим находкам, не доходил.

На боковых сторонах одного из алтарных камней изображены лира и грифон, а также кувшин и чаша. Передняя часть содержит надпись, которая свидетельствует о том, что алтарь посвящен Митре.

На другом камне изображение четырех женщин, которые символизируют времена года. Об этом можно догадаться по украшениям на их головах: весенние цветы, летняя листва, осенние плоды и зимний головной убор. В центре каменного блока вырезан лик солнечного божества в короне с лучами. В месте расположения глаз, рта и лучей имеются многочисленные отверстия. Предположительно, с обратной стороны помещался светильник.

Надпись под фигурами женщин сильно испорчена. По одной из версий, там было выбито имя человека (скорее всего, римского центуриона), посвятившего алтарь божеству, и имя Бога. Под надписью остались следы белой и красной краски. Свидетельство того, что изначально алтарь был ярко раскрашен.

Митра — древнеиранский мифологический персонаж, связанный с идеей договора, а также бог солнца. Его имя восходит к индоевропейскому корню mi-, mei- , имеющему отношение к идее посредничества, обмена (и меры), закономерности, согласия, состояния мира, дружбы, симпатии. Культ Митры имел широкое распространение и повлиял на самые разные культурно-исторические традиции и религиозно-мифологические системы.

"Историки почти единодушны во мнении, что индоевропейская культура повлияла на зарождавшиеся древние религии, — свидетельствует Жеральд Мессадье в книге "История дьявола". — Благодаря географическому положению и высокой политической организации, она не могла не оказать воздействие на формирование большинства вероисповеданий Ближнего Востока и восточного Средиземноморья. И иудаизм после Исхода не избежал подобной участи так же, как христианство и ислам".

Тема Спасения отчетливо проявляется в дозороастрийском мифе о Митре, которому, подобно Иисусу Христу, отведена роль Спасителя. Божественный младенец Митра также родился в гроте, когда на небе появилась необыкновенно яркая звезда. На небесах Митра занимал место между двумя богами-антагонистами, Агура-Маздой и Ариманом, или Ангро-Майнью. Между Добром и Злом. Митра заменил бога Вишну, который в существовавшей до Заратустры религии почитался как Спаситель мира. Когда боги и демоны затевали свару, угрожая уничтожить не только землю, но и весь космос, Вишну прикрывал его своим телом, спасая мир.

Французский историк Эрнест Ренан как-то даже сказал: "Если бы христианство было остановлено в своем развитии каким-то смертельным недугом, мир обратился бы к культу Митры". Особым почитанием культ Митры пользовался у римских легионеров. Дольше всех языческих культов он сопротивлялся христианству. Наибольшее количество памятников, воздвигнутых поклонниками Митры, относится к 376 и 377 годам.

Главный эпизод мифов о Митре — умыкание небесного быка и принесение его в жертву, судя по всему, по приказу Солнца. Принесение в жертву быка происходит в пещере перед лицом Солнца и Луны. На космическую структуру жертвоприношения указывают 12 знаков зодиака или семь планет, а также символы ветров и четырех времен года.

Самое первое упоминание о мистериях Митры в античном мире встречается у Плутарха около 70 года до Рождества Христова. Плененным Помпеем киликийские пираты, как пишет историк, "тайно совершали мистерии Митры" и распространили этот культ на Западе. Культ Митры постепенно входил в моду и только во II веке, мастерски организованный по типу таинств, столь популярных в Древней Греции, достиг поразительного успеха.

"Что касается распространения митраизма, то оно было внушительным: от Шотландии до Месопотамии, от Северной Африки и Испании до Центральной Европы и Балкан. Большинство святилищ было обнаружено в древних римских провинциях — Дакии, Паннонии, Германии (культ, по-видимому, не проник в Грецию и Малую Азию). Однако следует помнить, что в каждое культовое сообщество принимали не более сотни приверженцев. Следовательно, даже в Риме, где в определенный момент существовало сто святилищ, количество адептов не превышало десять тысяч человек", — пишет большой знаток вопроса философ Мирча Элиаде в своем трехтомном труде "История веры и религиозных идей".

Сходство митраизма с христианством было настолько поразительным, что христианские теологи Иустин и Тертуллиан усматривали в нем сатанинскую имитацию и плагиат. В культе Митры было крещение, евхаристия, агапы (вечери любви у первых христиан), покаяние, искупления, помазания. Его часовни внешне походили на небольшие церкви. Митра устанавливал между посвященными братскую связь, в чем позднейшие исследователи видели тогдашний "вызов времени". С христианским причащением роднило и таинство чаши, вечерние собрания в "пещерах" и маленьких молельнях.

В чем-то митраизм напоминал позднейшее франкмасонство. В обществах его приверженцев существовали степени посвящения, их порядок, а также последовательные испытания (инициация), включавшие в себя почти десятидневный пост, испытания страхом и бичеванием (флаггеляцией). Адепты бога-спасителя верили в бессмертие посвященных, в рай для чистых душ, что обнаруживает сходство с более поздним учением христиан-еретиков катаров (или альбигойцев) и, отчасти, с философией китайских отшельников-даосов.

Многие римские императоры из политических соображений поддерживали митраизм. Диоклетиан в 307 или 308 году посвятил алтарь Митре, "благодетелю империи", в Карнунтуме — столице римской провинции Паннония. Победа Константина над Максенцием при Мильвийском мосту в 312 году решает вопрос о дальнейшей судьбе митраизма. На очень короткое время он снова возникает при правлении Юлиана Отступника. Этот император-философ объявил себя митраистом. После его смерти в 382 году последовал период веротерпимости, но уже в том же 382 году эдикт императора Западной Римской империи Флавия Грациана положил конец официальной поддержке митраизма.

Далее Мирча Элиаде отмечает особенности культа Митры и причину его исчезновения: "Митраизм был почти исключительно тайным культом воинов; его распространение соответствовало продвижению легионов. То немногое, что нам известно о посвятительных ритуалах, скорее напоминает инициации индоевропейских мужских союзов, нежели египетских или фригийских мистерий. Митра был единственным богом мистерий, который "не познал смерти". К тому же митраизм — единственный среди прочих тайных культов — не допускал участия женщин. А в эпоху, когда участие женщин в культах достигло невиданных ранее масштабов, такое существенное ограничение делало затруднительным, а то и вообще невозможным обращение мира в митраизм".


В 2013 году, во время раскопок в Сити – самом древнем районе Лондона – был обнаружен древнейший культурный слой с многочисленными деревянными артефактами и постройками, которые датируются 1-5 веками н.э. Одна из самых интересных находок – это древний храм бога Митры, которому, по всей видимости, поклонялись первые жители Лондона, основанного в 47 г. н.э.


Оказывается, культ Митры был крайне популярен как до нашей эры, так и в первые века нашей эры. Митраизм был основным «соперником» христианства, однако с утверждением новой религии был полностью забыт. Культ Митры был очень широко распространен не только на Востоке, но и в Европе. Например, в Испании были найдены развалины древнего римского некрополя Кармона. В нем была обнаружена древняя гробница, которую назвали «гробницей слона», так как в ней была найдена фигурка слона. Недавно ученые пришли к выводу, что изначально эта постройка была вовсе не гробницей, а митреумом – храмом Митры. Так как митраизм на Западе был крайне популярен у солдат-легионеров, подобные храмы располагались вблизи их стоянок. Со временем, после угасания культа Митры, постройка стала использоваться как место захоронения. Сооружения некрополя датируются 1 в. до н.э. – 2 в. н.э.



О распространении митраизма свидетельствует еще одна археологическая находка – блюдо рубежа III-IV в., найденное в Милане (Италия), в городе Парабьяго, на котором изображен персидский бог Митра. Эта находка свидетельствует о том, что язычники далеко на сразу приняли христианство. В Армении, где митраизм был не менее популярен, до сих пор сохранился языческий храм Митры, построенный в 1 веке н.э. – храм Солнца в Гарни (село, где располагается храм). Этот единственный сохранившийся в Армении дохристианский храм считается значимым культурным наследием и оберегается властями.


В Германии был найден рельеф с 12 сценами из жизни Митры около города Неюнхейма. В Риме было более 100 митреумов, один из которых по сей день находится под церковью Сан-Клементе, рядом с Колизеем. По всей видимости, христианский храм был построен аккурат на месте прежнего языческого святилища.

























Мы очень мало знаем о дохристианской истории. А ведь митраизм, будучи лишь одной из языческих религий, на самом деле претендовал на роль мирового религиозного учения. Упоминания о Митре можно найти в самых разных культурах. Первое и, пожалуй, древнейшее упоминание относится к зороастризму – религии древних иранцев, в которой Митра называется Мифра. В индийских древних текстах – Ведах – Митра также упоминается: он сопровождает верховного бога Варуну. В Древней Армении Митра был известен под именем Михр. Древнегреческий философ Плутарх писал, что Митра стоит между Ормаздом (Ахура-Мазда, единое верховное божество в зороастризме) и Ариманом (Ангро-Майнью, олицетворение зла в зороастризме).


В последствии митраизм выделился в отдельную религию, которая получила широкое распространение в Римской империи. Митраизму покровительствовали римские императоры, также этот культ был особенно популярен у римских солдат.


Однако некоторые ученые считают, что западный митраизм был новым культом, не связанным с иранским. Просто имя древнего бога Митры было позаимствовано некими создателями новой религии для придания ей авторитета и духа древности. Наиболее подробно об этом рассказывается в книге Анастасии Новых «Сэнсэй 4»:

Да, так по поводу культа Митры… Эта религия возникла в последние века до новой эры и приобрела большую популярность на Ближнем Востоке и в Европе во многом благодаря политическим соображениям Архонтов. Тогда им нужна была какая-нибудь перспективная религия, которая бы объединяла определённые социальные прослойки населения (вне зависимости от национальности), в частности правителей, торговцев и солдат, которые необходимы были для утверждения единой власти Архонтов в разных странах. Для этих целей они решили использовать набирающий силу в Персии и Малой Азии культ Митры, модернизировав его на свой лад…


«Вольные каменщики» распространили данный культ среди римских солдат, а через них это учение очень быстро разнеслось по всей Европе. Появилось множество святилищ, посвящённых Митре. Особенно их большое количество было в Германии, Англии, Франции. В одном только Риме насчитывалось около сотни храмов…

В митраизм была обращена чуть ли не вся Европа. Но, несмотря на такую большую работу, проделанную Архонтами, культ Митры не был единым. Ибо ещё чётче пошло явное разделение на созданный «Вольными каменщиками» культ Западного Митры (который они начинили не только зороастризмом, но и вавилонской астрологией, греческими мистериями и философией, преподнося это всё под личиной новой философии и иного образа жизни для людей Запада)…



«Заключительным сражением» между митраизмом и христианством историки называют знаменитую битву между императором Константином и войсками Лициния около Адрианополя 3 июля 323 года, в которой Лициний потерпел сокрушительное поражение. Постепенно на смену митраизму пришло христианство. Однако многие историки и исследователи уже давно стали замечать подозрительное сходство между этими двумя религиями, которые, казалось бы, не имеют никакого отношения друг к другу. Приведем самые очевидные параллели, которые, возможно, вас крайне удивят:


1. Согласно легенде Митра прошел земное воплощение, появившись на свет из скалы (Иисус Христос родился в пещере).


2. К новорожденному Митре на поклон пришли пастухи, находившиеся неподалеку (аналогично в христианстве).

























3. В своем земном воплощении Митра спас людей от множества бедствий, исцелял и совершал чудеса, в том числе помог им пережить Великий Потоп (опять прямая аналогия).


4. В конце своего земного воплощения Митра устроил трапезу для богов, после чего вознесся на небо на колеснице (тайная вечеря и вознесение Христа).


5. Во время посвящения в одну из высших ступеней митраизма проводилась специальная трапеза, во время которой вкушались хлеб и вино (тайная вечеря).


6. Правитель митраистской общины носил фригийский колпак, перстень и жезл как символ духовной власти (тиара, золотое кольцо и пастырский жезл у римских пап).


7. Один из символов митраизма – крест в круге – означал солнце. В христианство он перешел с несколько иным значением – путь спасения.


8. В митраизме поддерживалась идея победы добра над злом с приходом Спасителя, после чего верующие должны были получить бессмертие (второе пришествие в христианстве).


9. Один из основных символов митраизма – бык или телец – превратился в христианстве в символ жертвенного служения.


10. Даже римские папы до сих пор заимствуют имена, произошедшие от названий митраистских титулов – Пий и Феликс, означавшие буквально «благочестивый» и «благословенный».


11. Пожалуй, самое поразительное во всей этой истории – это дата Рождества Христова (25 декабря), которая, оказывается, тоже была заимствована из культа Митры! В Римской империи день рождения солнечного бога Митры отмечался именно 25 декабря. В Иране до сих пор празднуется день зимнего солнцестояния – ночь Ялда (21-22 декабря) – который был тесно связан с культом Митры. В эту ночь принято устраивать трапезу с гранатами и конфетами, гадать, а также украшать двери домов праздничной символикой.


12.В энциклопедии «Британника» приводится огромный список схожих обрядов и догматов двух религий, в числе которых: использование святой воды, причащение, искупляющая жертва, бессмертие души, последний суд, воскрешение плоти и так далее. Интересно, что даже образ Деда Мороза восходит к богу Митре, который изображался в красном кафтане, красном колпаке и с мешком подарков.



























В Иране культ Митры сохранялся вплоть до 1979 года, когда к власти пришел Айятолла Хомейни, объявивший Иран исламской республикой.


История забвения бога Митры и победы новой Христианской религии до сих оставляет множество вопросов. Почему эти две религии так похожи и что на самом деле их связывает? Кто и с какими целями использовал митраизм на Западе, превратив его в отдельную религию? Почему христианство так быстро одержало «победу» над древнейшим культом, несмотря на преследования ранних христиан? Кто на самом деле стоял у истоков создания христианской религии и каковы были их цели? Подробнейшие ответы на все эти вопросы вы найдете в книге Анастасии Новых «Сэнсэй 4», которую можно бесплатно скачать на нашем сайте тут. Пусть все тайное станет явным!

Читайте об этом подробнее в книгах Анастасии Новых

(кликните на цитату, чтобы бесплатно скачать книгу целиком):

Когда в мир пришел Иисус и его учение начало набирать популярность, вот тогда-то и произошло следующее. Архонты сначала активно противостояли этим духовным всплескам, выставляя тот же свой Западный митраизм, как непримиримого конкурента новому учению. А потом, устав бороться, просто сотворили из этого нового духовного движения свою религию - христианство, скопировав туда многие психологические установки, легенды митраизма, элементы культа, символику и даже форму организации их общин.

Сейчас многие историки спорят, почему же митраизм, под которым была вся Европа и Передняя Азия, вдруг так просто сдал позиции христианству, прежде «малоизвестному» и подвергавшемуся жестокому гонению. А на самом деле никто ничего не сдавал. Просто Архонты заменили свою старую вывеску на новую. Фирма та же, а вывеска новая.

- Анастасия НОВЫХ "Сэнсэй IV"

ТАЙНА БОГА МИТРЫ

Учение Зороастры явилось источником и другой религии, в свое время широко распространенной. В окружении Мудрого Господа были разные боги. Среди них был и бог Митра. Слово «митра» означает «согласие», «договор». В начале нашей эры бог Митра входил в число наиболее почитаемых богов в Средней Азии и Северной Индии во времена могущественного Кушанского государства. Его почитали цари династии Ахеменидов и великие цари Кир Младший и Дарий I. Для них Митра был богом Солнца и вечного огня. Зороастризм очень высоко чтил бога Митру.

Митраизм был широко распространен в эллиническом мире, а также в Римской империи. Бог Митра приносил победу, поэтому римские легионы очень чтили его.

Культ бога Митры возник в древности (IV тысячелетие до н. э.). Его мы находим в Ведах и в Авесте. Митра обеспечивает нормальную жизнь общества. Он устанавливает согласие между людьми, охраняет страну от раздоров и войны, наказывает врагов. Митра определяет моральные нормы в обществе. Он следит за всем, что создал Мудрый Господь. Бог Митра является богом Солнца. День рождения Митры праздновали в день зимнего солнцестояния, то есть 25 декабря. По-видимому, и в христианство перешла эта дата - день рождения Христа (Рождество Христово).

Митра является сыном Мудрого Господа и его супруги богини земли Армайти.

Души умерших по пути в загробный мир должны были пройти мост Чинвад. На этом мосту находился бог Митра со своими двумя братьями и вершил суд, кого пропустить, а кого сбросить в пропасть. Он взвешивал на весах справедливости не только все поступки человека, но и все его помыслы. Верующие в Митру видели его посредником между Мудрым Господом и Злым духом. Вечно юный Митра охранял человечество от зла и делал все для торжества добра. Он обладал благой мыслью, благим словом и благим делом.

Митра охранял мораль и всеобщий порядок, был главным помощником Мудрого Господа. Поэтому и мораль в митраизме такая же, что и в зороастризме. Да, собственно, мораль во всех истинных религиях одна и та же. Мораль не может быть разной: или она есть, или ее нет. Истинные религии и отличаются тем, что мораль в них есть. Человек должен сам выбирать между добром и злом. Он должен бороться со злом, не порождать его. Он должен быть честным, правдивым, щедрым, мудрым.

В митраизме выстроена многоступенчатая модель нравственного совершенства. Первой ступенью являются воины. Они вступают в борьбу со злым началом. За ними следует гиены и львы. Они ведут борьбу с коварным духом злобы. Вороны составляют третью ступень нравственного совершенства. Они чувствуют конец злого начала, его смерть. Следующая ступень - золотые и железные. Это те, кто несет в себе несокрушимую надежду на свободу, так как закалился в борьбе со злом. За ними следует самая высшая ступень нравственного совершенства. Это Победоносный Митра. Он победил зло.

Богу Митре молились от зари до полудня. Ему посвящали шестнадцатый день каждого месяца. В его честь и в честь Солнца в этот день пели гимны. В праздники Митры, которые были очень пышными и торжественными, сам царь должен был всенародно исполнять священный танец. Этим танцем первого человека в государстве открывалось всеобщее веселье. Священнодействия в честь бога Митры чаще всего совершались в пещерах и подземельях. Алтари устраивались в скалах. Их называли «скалистыми Митрами». В такие скалистые помещения вела лестница в семь ступеней. Число семь во всех религиях Древнего Востока было магическим. В митраизме много заимствовано из зороастризма. Умирание и воскресение природы символизировалось таким образом. Во время весеннего равноденствия Митру оплакивали как покойника. Его изваяние ночью клали в каменный гроб. А утром вынимали и пели прославляющие его гимны.

Обратите внимание на то, что в честь Митры верующие ели хлеб и пили вино и сладкое питье. В христианстве обряд причащения также связан с хлебом и вином (тело и кровь Христова). Более того, в митраизме существовало и крещение. В процессе крещения с человека снимались грехи. Человек при этом соединялся с богом Митрой. Во время этой церемонии в жертву Митре приносили хлеб. Руки и язык того, кого крестили, намазывали медом. Это делалось для того, чтобы в сознание и тело человека не могли проникнуть грехи.

Крестились все верующие. Для тех, кто хотел (или должен был) стать жрецом, ритуалы и церемонии посвящения были более сложными. Вначале кандидат в жрецы проходил не менее 80 тестов и испытаний. Некоторые из них были такими: переплыть глубокую ледяную реку, пройти сквозь огонь, подняться по абсолютно отвесной скале, пробыть довольно продолжительное время в полном уединении, не носить теплой одежды и обуви в любую погоду, питаться только сырыми плодами и т. п.

Идеология митраизма оптимистическая, светлая. Во всех обрядах и мистериях митраизма речь шла о переходе от мрака к свету, об избавлении от зла и несчастий. Многие идеи и обряды в митраизме очень похожи на христианские. Христианский учитель Тартуллиан вполне правомочно находил в обрядах митраизма сходство с христианскими таинствами. Собственно, и идеи митраизма были близки идеям Христа. Истинным христианам следовало этому радоваться. Радоваться тому, что и другие ведут борьбу со злом и радеют за высокий моральный уровень общества. Но когда христианские пастыри получили не только духовную, но и светскую власть, для них стало важным другое, как эту власть не только удержать, но и упрочить. Они во всех других духовных пастырях видели опасных конкурентов, угрозу своей власти, поэтому очень рьяно боролись с последователями митраизма. Митраизм был действительно очень похож по форме и сути на христианство. Например, Митра, как и Христос, считался посредником между Богом и людьми. Митра, сын верховного бога Мудрого Господа, творил его волю. Такую же миссию исполнял и Христос. Митра и Христос боролись со злом. Оба они являются противниками всякой несправедливости. После подвигов на Земле Митра вознесся на небо к своему отцу Мудрому Господу. Христос также после того, как исполнил волю Всевышнего, вознесся на небо к Богу-Отцу. В митраизме вновь посвященный проходил обряд омовения. Это способствовало очищению от греха. В христианстве это крещение, которое также очищает от грехов. Тайная Вечеря Христа также имеет свой аналог в митраизме. Это Священная трапеза - пир Митры и его помощников.

Первые христианские священнослужители (как и сам Христос) помогали людям во всем. Они были хранителями мудрости (посвященными), изучали медицину и лечили, знали астрологию, историю, умели исцелять души. Они исповедовали и отпускали грехи. Практически то же самое делали и священнослужители митраизма. Митраисты, как и христиане, считали себя братьями. Они обращались друг к другу со словами «возлюбленный брат». Так же поступали и «братья во Христе». Христиане, как и митраисты, праздновали воскресенье (а не субботу, как евреи). Рождение Христа и рождение Митры праздновалось в один день - 25 декабря.

Можно только сожалеть о том, что между христианством и митраизмом велась очень ожесточенная борьба. Практически эти учения - близнецы-братья. Если главная цель у них была одна - благополучие своих верующих и моральная чистота общества, то что могло оправдать эту борьбу? Ничто не могло ее оправдать. Христианская верхушка радела за свои доходы, которые зависели от количества верующих. Поэтому она и преследовала митраистов. Благо христианство стало государственной религией и получило реальную возможность осуществлять гонения на своих конкурентов. Гонения эти были не только жестокими, но и изощренно аморальными. Например, для того, чтобы вывести из строя храм Митры, христианские чиновники осквернили его. Они убивали митраистского жреца и закапывали его в землю тут же в храме. После этого храм не мог функционировать в принципе. И это делали люди, которые называли себя последователями учения Христа!

Из книги Управление реальностью автора Зеланд Вадим

Дети Бога С давних времен прочно обосновалась всеобщая привычка приписывать богопослушным гражданам исключительно положительные качества, а безбожников обвинять во всевозможных грехах. Точнее, сами же набожные граждане этот стереотип и сформировали - для себя, а

Из книги Библиотека Ошо: Притчи старого города автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Практический курс трансерфинга за 78 дней автора Зеланд Вадим

Из книги Одна минута мудрости (сборник медитативных притч) автора Мелло Энтони Де

3. ДИТЯ БОГА ДЕКЛАРАЦИЯВ каждом из нас есть частица Бога. Вы – дитя его, а ваша жизнь – это сон Бога. Управляя реальностью силой своего намерения, вы исполняете Его Волю. Ваше намерение – это намерение Бога. Как вы можете сомневаться в том, что оно будет исполнено? Для этого

Из книги Опыт выживания. Часть 3 автора Лазарев Сергей Николаевич

Как познать бога? Один религиозный писатель пришел побеседовать с

Из книги На Крыльях Надежды: Поэзия автора Озорнин Прохор

Из книги На Крыльях Надежды: Проза автора Озорнин Прохор

Век Бога Ангелы и люди Марк 12:25Люди не верят в Ангелов,Ангелов люди забыли,Люди не верят Ангелам,Ангелов люди убили.Люди не знают Ангелов,Ангелы стали чужими,Люди распяли Ангелов …Ныне их путь - по пустыне.Люди смеются Ангелам -Вслед им смеются люди,Кланяются в ноги идолам

Из книги Бунтарский дух автора Раджниш Бхагван Шри

Объятия Бога Деяния 17:27-28Однажды мне вдруг захотелось узнать,Как смог бы я Бога с любовью обнять?Ведь Он столь огромен, а я крайне мал …До неба рукой я б пока не достал."Как можно коснуться Его хоть на миг?" -Вопрос этот прочно мне в разум проник.Должно быть, я должен до неба

Из книги Вечные ответы автора Крупчанский Адриан

Пророки Бога Марк 12:1-11Ошибкам подвержены, верно, все люди -Но кто-то поймет, а другой лишь осудит.Ошибку свою совершил богослов,И тем исказил он основу основ.Крестами не бейте вы по лбу все шибко -Но в тексты закралась серьезна ошибка.И с давних уж пор, ту ошибку лелея,Над

Из книги Притчи-мотиваторы на каждый день для счастья и удачи автора Цымбурская Елена В.

Защитники Бога Я смотрел и глазам не верил,Кем защитники Бога стали!Кто с мечом то им право вверил,Чтоб других на кострах сжигали?Право дал говорить за Бога,И судить, на Него ссылаясь?Но куда тех ведет дорога,Кто других убивал, оскалясь?Кто на крест у дороги вешал,Кто сжигал

Из книги автора

На руках у Бога На руках у Бога - теплота, уют,На руках у Бога - птицы нам поют,На руках у Бога - солнечный азарт,На руках у Бога - вечный месяц

Из книги автора

Век Бога Ангел - Здравствуйте, люди! – улыбнулся Ангел.- Ты вообще кто такой? – пробурчали они.- Я – сын Бога, - ответил Ангел. – Я пришел помочь вам.- Мы тебя не звали! - съязвили они.- Знаю, - ответил Ангел. – Вот потому-то я и пришел.- Потому, что не звали? – расхохотались люди.-

Из книги автора

Глава 5 У Бога нет рук Раджниш, мне кажется, что ты единственный человек в мире, который никогда не разочаровывает меня, никогда не бросает меня, никогда не лишает меня надежды. Когда я приближаюсь к тебе, то порой ощущаю в себе любовь, радость, блаженство и экстаз, и тогда я

Из книги автора

Наслаждение без Бога В священных книгах разных религий говорится о том, что изначально душа находилась вместе с Богом, но в какой-то момент произошло то, что называется «грехопадением» или «падением души в материальный мир».Давайте посмотрим, как это описывается в

Из книги автора

Увидеть Бога Вторая функция материального мира – показать путь, по которому человек может возвысить свое сознание и вернуться в духовный мир, в царство Бога.Бхагавад-гита учит, что первым шагом на этом пути является способность увидеть Бога во всем, что нас окружает.