Страховой запас в логистике представляет собой. Как посчитать страховой товарный запас

Доктор технических наук, профессор А.Г. Мадера.

Российская академия наук

Расчет величины страхового запаса до сих пор не имеет однозначной методики. Причиной этому является неопределенность спроса и периода выполнения заказа, для одновременного учета которых применяются различные подходы. В западной литературе по логистике в основном используется два подхода к расчету страхового запаса. Первый (или вероятностный) подход представляется нам более естественным и обоснованным, в отличие от второго подхода, основанного на ожидаемом количестве дефицитных изделий при заданном «уровне обслуживания».

Страховой (гарантийный, резервный, буферный) запас создается для защиты от возможного дефицита изделий. Величина страхового запаса постоянно поддерживается дополнительно к ожидаемой потребности и имеет вероятностную природу. Дефицит изделий может быть обусловлен как неопределенностью спроса, так и неопределенностью периода выполнения заказа. Неопределенность спроса – это случайные колебания объема продаж в течение всего периода времени между двумя моментами пополнения запаса. Неопределенность периода выполнения заказа представляет собой случайную величину времени между моментом размещением заказа на пополнение запаса и моментом его получения. Для адекватной оценки величины страхового запаса необходим одновременный учет обоих видов неопределенностей.

Определению величины страхового запаса посвящено довольно много работ (см., например, ). Однако, приводимые в них методы зачастую лишены какого-либо обоснования, либо столь невнятно изложены, что вызывают справедливые сомнения в их адекватности . Сомнения же специалистов приводят, в свою очередь, к недоуменному вопросу практиков-логистов: «Так как же нам все-таки рассчитывать страховой запас?». Вот на этот вопрос я и попытаюсь ответить в настоящей статье.

В настоящее время в западной школе логистики принято два подхода к расчету величины страхового запаса. В первом подходе (вероятностный подход) величина страхового запаса рассчитывается исходя из заданного значения вероятности отсутствия дефицита. Во втором подходе расчет величины страхового запаса основывается на понятии «уровня обслуживания» и определяется как ожидаемое количество изделий, которых может не хватать при данном уровне обслуживания.

Оба подхода строятся на следующей стохастической модели потребления и пополнения запаса: 1. Случайная величина (q ) потребления изделий в каждый единичный период времени (например за день или неделю) подчиняется нормальному закону распределения с математическим ожиданием (МО) mq и средним квадратическим отклонением (СКО) σq ; 2. Период выполнения заказа (L ) является случайной величиной с МО и СКО равными mL и σL , соответственно; 3. Случайные величины qi в единицу времени независимы между собой, имеют одинаковые распределения с равными МО и СКО и не зависят от случайной величины L ; 4. Суммарное потребление (Q ) в течение периода (L ) представляет собой сумму случайного числа случайных величин qi , то есть и имеет нормальное распределение с МО и СКО равными mQ = mq mL и , соответственно.

Вероятностный подход . Задается значение вероятности (P ) бесперебойной выдачи изделий из имеющегося запаса. Так, вероятность P = 0,95 что означает, что в 95% всего времени мы рассчитываем, что запас не исчерпается и в 5% времени мы будем испытывать дефицит изделий. Обратившись к таблице значений функции Лапласа находим для заданной вероятности P соответствующее количество (k σQ , тогда величина страхового запаса рассчитывается как k σQ . Если, например, P = 0,95 то σQ надо умножить на k = 1,64.

Подход, основанный на понятии «Уровень обслуживания» . Данный подход был, по видимому, впервые предложен в и с тех пор приводится практически во всех западных монографиях по логистике (см., например, ). Под уровнем обслуживания здесь понимается количество изделий, которое может быть получено потребителем немедленно из имеющего запаса. Так, если недельный спрос на изделия составляет 100 шт., то 95%-ый уровень обслуживания означает, что 95 изделий могут быть получены из имеющегося запаса, а 5 изделий составят дефицит. Данный подход основывается на расчете нормированного (МО=0 и СКО=1) ожидаемого количества изделий M(k) , которых будет не хватать при данном уровне обслуживания в течение периода выполнения заказа L . Реальное же количество дефицитных изделий за период L составит величину M(k) σQ . Функция M(k) легко вычисляется и ее значения затабулированы (см., например, ).

Дальнейшие рассуждения в рассматриваемом подходе таковы. Если годовая потребность в изделиях равна D и требуемый нами уровень обслуживания равен P , то в течение года дефицит составит (1 – P )D изделий. А если экономичный размер заказа равен , то количество заказов в год составит D / . Поскольку ожидаемый дефицит приходящийся на каждый заказ равен M(k) σQ , то за год ожидаемый дефицит составит M(k) σQ D / . Приравнивая последнее выражение к (1 – P )D получим основное уравнение M(k) = (1 – P ) / σQ для определения числа (k ) средних квадратических отклонений σQ . Искомая величина страхового запаса составит k σQ . Отметим, что при M(k) > 0,3989 величина страхового запаса получается отрицательной. Авторы это обстоятельство трактуют так, что при данной величине экономичного заказа и требуемом уровне обслуживания, создания страхового запаса не требуется, а точка размещения повторного заказа снижается на величину k σQ .

Пример . Пусть оптимальный размер заказа = 100 изделий, требуемый уровень обслуживания P = 0,97. Числовые характеристики периода выполнения заказа L и ежедневного потребления q равны mL = 8 дней, σL = 2 дня, mq = 5 шт., σq = 2,5 шт. соответственно. Определим страховой запас используя оба подхода.

Решение . Среднее квадратическое отклонение потребления запаса в течение периода выполнения заказа равно шт.

Вероятностный подход . Для вероятности бесперебойной выдачи изделий из имеющегося запаса P = 0,97 находим по таблице функции Лапласа значение k = 1,88. Величина страхового запаса составит k σQ = 1,88∙12 ≈ 23 шт.

Подход на основе «уровня обслуживания» . Вычисляем функцию M(k) = (1 – P ) / σQ = (1 – 0,97)∙100/12 = 0,25. По таблице значений функции M(k) находим k = 0,34 и страховой запас составит k σQ = 0,34∙12 ≈ 4 шт. Таким образом, при уровне обслуживания P = 0,97 ожидаемая нехватка изделий составит 4 шт.

Выводы . Сравнение величины страхового запаса (23 шт. и 4 шт.), вычисленное при обоих подходах показывает, что во втором подходе страховой запас почти в 6 раз меньше, чем при вероятностном подходе. Это явно заниженное значение и оно не может служить достоверной рекомендацией для создания страхового запаса.

Несостоятельность второго подхода обусловлена тем, что количество изделий, которых будет не доставать, и которые составляют страховой запас, представляет собой случайную величину, для характеристики которой требуется не только математическое ожидание, но и дисперсия. Поэтому использование при вычислении страхового запаса одного только математического ожидания и приводит к сильно заниженному его значению. Наши исследования показали, что при введении дисперсии страхового запаса, число (k ) средних квадратических отклонений σQ будет равно уже 1,25, так что страховой запас составит k σQ = 1,25∙12 ≈ 15 шт. Более точное определение числа k требует дополнительных исследований.

Таким образом, широко приводимый в западной логистической литературе подход на основе «уровня обслуживания», не позволяет находить адекватное значение страхового запаса, в отличие от вероятностного подхода, который, по нашему мнению, более обоснован. Поэтому его и следует применять при расчете величины страхового запаса.

Литература

1. Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д.Д. Логистика: интегрированная цепь поставок. – М.: Олтимп-Бизнес, 2001

2. Сток Д.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой. – М.: ИНФРА-М, 2005

3. Модели и методы теории логистики / Под ред. В.С. Лукинского. – СПб., Питер, 2003

4. Феллер В. Введение в теорию вероятностей и ее приложения. Т. 1 – М.: Мир, 1984

5. Brown R. Decision Rules for Inventory Management. – N.Y., R&W, 1967

Понятие страхового запаса. Методы расчета страхового запаса

Страховой запас (гарантийный запас) предназначен для непрерывного обеспечения потребления при появлении возможных обстоятельств:отклонений в периодичности и размере партий поставок от запланированных; изменений интенсивности потребления; задержки поставок в пути и др.

При нормальных условиях работы страховой запас не расходуется. Страховой запас имеет те же единицы измерения, что и текущий запас (натуральные единицы, единицы объема, длины, массы или дни обеспечения потребности).

При расчете страхового запаса может использоваться формула прямого счета. если страховой запас создается для предотвращения дефицита запаса при задержке поставки, он может быть рассчитан следующим образом

Zs -- страховой запас, единиц;

Рс -- среднесуточный объем потребления, единиц/день;

tзп -- время задержки поставки, дни.

Величина страхового запаса (в днях) может быть определена как средневзвешенная величина отклонения продолжительности поставки от плановой (средней) величины на основе статистических данных о ранее выполненных поставках:

где tфi- фактический интервал между поставками в i-том периоде; n- количество поставок; - средний интервал между поставками;

Qi -- размер заказа i на пополнение запаса, единиц.

Для определения значения страхового запаса в иных единицах измерения необходимо умножить значение формулы (1.48) на величину среднесуточного потребления Рс. Имеется много способов расчета страхового запаса. Приведем две наиболее популярные и вполне надежные формулы

где к -- коэффициент надежности (равен 1 или 2)/

Как показала практика, надежность результатов расчета по формуле (1.50) выше, чем по формуле (1.49).

Роль и состав затрат, связанных с запасами

Затраты, связанные с запасами, в своем стоимостном измерении представляют собой часть логистических издержек. Они являются главной составляющей частью издержек на логистику. В среднем затраты на запасы составляют от 12 до 40% совокупных логистических затрат. При этом производственные пр-тия имеют более низкий уровень этого показателя, а оптовые и розничные компании -- довольно выс удельный вес затрат, связанных с запасами (до 50%).

Затраты, связанные с запасами, включают:затраты на закупку; затраты на пополнение запаса; затраты на содержание запаса.

Затраты на закупку запаса -- расходы финансовых ресурсов на непосредственную закупку товарно-материальных ценностей запаса у поставщика.

Затраты на закупку запаса рассчитываются следующим образом:

Ср -- затраты на закупку запаса, руб.; С -- закупочная цена единицы товара, руб.; Q -- размер заказа, единиц.

Затраты на пополнение запаса представляют собой расходы матер, фин, информационных, трудовых и других видов ресурсов, необходимых для обеспечения пополнения запаса. Они включают затраты при планировании, осуществлении и контроле закупки. отдел маркетинга, продаж (или коммерческий отдел), производственные подразделения, отделы закупок, логистики, информационных технологий, бизнес-аналитики, планово-экономический отдел, управленческого учета, финансов, бухгалтерия и др.

затраты на пополнение запаса составят:Ср3 -- затраты на пополнение запаса, руб.; S-- объем потребности в запасе, единиц; Q -- размер заказа, единиц; А -- затраты на выполнение одного заказа, руб

Затраты на содержание запаса представляют собой расходы материальных, финансовых, информационных, трудовых и других видов ресурсов, необходимых для обеспечения сохранности и поддержания качества ТМЦ, находящихся в запасе на определенной территории или на транспортном средстве. Затраты на содержание запаса связаны с деятельностью складского хозяйства и транспортного отдела, выполняющих работы непосредственно с физическим запасом.

Затраты на содержание запаса рассчитываются по следующей формуле

Сс -- затраты на содержание запаса, руб.; -- средний уровень запаса, единиц; I -- затраты на содержание единицы запаса, руб.

А в объединениях, расположенных вдали от поставщиков и удобных транспортных путей, по отдельным видам потребляемых материалов несколько выше.  

Д. предполагает непрерывность наблюдения и контроля за ходом произ-ва, для чего требуется своевременная и точная оперативная информация о фактич. выполнении планов -графиков и обо всех возникающих неполадках, основанная на применении современных средств связи и сигнализации. Конкретный состав объектов диспетчерского учета и информации должен соответствовать функциям и объему работы каждого из звеньев диспетчерской службы предприятия и его подразделений. Оперативный учет должен быть действенным, для чего целесообразно фиксировать не все данные о ходе работы по выполнению графика произ-ва, а только случаи невыполнения с расшифровкой причин и виновников. Для успешного Д. диспетчерская служба должна пользоваться авторитетом, обеспечивающим четкое и быстрое выполнение ее распоряжений всеми подразделениями предприятия. Диспетчерский персонал следует наделять достаточными правами и полномочиями, дающими возможность распоряжаться всеми имеющимися на произ-ве резервами в виде страховых запасов материалов, заделов заготовок и деталей, резервным оборудованием и т. п.  

Гарантийные (страховые) запасы материалов 207, 208  

Техника работы "точно в срок" возможна только в случае очень надежных поставщиков материалов, расположенных на небольшом расстоянии от предприятия. В случае ненадежных поставщиков материалов предприятие формирует страховые запасы материалов и комплектующих изделий на случай срыва очередной поставки. Следовательно, появляются дополнительные затраты на хранение страхового запаса , ухудшаются показатели оборачиваемости запасов. На рис. 8 показана ситуация, когда первая партия материалов величиной 80 т поступила с опозданием и предприятию пришлось расходовать страховой запас . Вторая поставка материалов должна быть увеличена на Аи т, с тем, чтобы обеспечить текущий запас в 80 т и пополнить страховой запас в 40 т.  

Канбан (см. [К 13]) и МРП(см. [М 126]). Система ОПТ, как и система Канбан , относится к классу "тянущих" (см. [С 95]) систем организации снабжения и производства. Отдельные западные специалисты не без оснований считают, что ОПТ - это фактически компьютеризованный вариант системы Канбан , с той существенной разницей, что ОПТ предотвращает возникновение узких мест в цепи "снабжение-производство - сбыт", а Канбан позволяет эффективно устранять уже возникшие "узкие" места. Основным принципом системы ОПТ является выявление в производственной системе "узких" мест или, по терминологии ее создателей, критических ресурсов . В качестве критических ресурсов могут выступать, например, запасы сырья и материалов, машины и оборудование, технологические процессы , персонал. От эффективности использования критических ресурсов зависит эффективность производственной системы в целом, в то время как интенсификация использования остальных ресурсов, называемых некритическими, на развитии системы практически не сказывается. Потери критических ресурсов крайне негативно сказываются на производственной системе в целом, в то время как экономия некритических ресурсов реальной выгоды, с точки зрения конечных результатов , не приносит. Количество критических ресурсов для каждой производственной системы составляет в среднем пять. Исходя из рассмотренного выше принципа, фирмы, использующие систему ОПТ, не стремятся обеспечить стопроцентную загрузку рабочих, занятых на некритических операциях, поскольку интенсификация труда этих рабочих приведет к росту незавершенного производства и другим нежелательным последствиям. Фирмы поощряют использование резерва рабочего времени таких рабочих на повышение квалификации, проведение собраний кружков качества (см. [К 179]) и т.п. В системе ОПТ на ЭВМ решается ряд задач оперативного управления производством , в том числе формирования графика производства на один день , неделю и т.п. При формировании близкого к оптимальному графика производства используются следующие критерии 1. Степень удовлетворения потребности производства в ресурсах. 2. Эффективность использования ресурсов. 3. Средства, изъятые из фондов незавершенного производства . 4. Гибкость графика, т.е. возможность его реализации при аварийных остановах оборудования и при недопоставке материальных ресурсов . При реализации графика система ОПТ контролирует использование производственных ресурсов для изготовления заказанной продукции за фиксированные интервалы времени. Продолжительность этих интервалов определяется экспертным путем. В течение каждого интервала принимаются решения по оперативному управлению процессом производства . Чтобы облегчить принятие решений , программным путем определяются приоритеты каждого вида продукции с использованием весовых функций , так называемых управленческих коэффициентов (заказная норма, срок изготовления и др.) и других критериев (допустимый уровень страховых запасов , дата отгрузки изготовленной продукции и т.д.). На основе перечня приоритетов продукции ЭВМ планирует максимальное обеспечение ресурсами продукции, имеющей высший (нулевой) приоритет, а обеспечение всей остальной продукции - по убыванию  

Второй способ - расчетно-аналитический - базируется на поэлементном исчислении времени, необходимого для полного восстановления запаса (время нахождения сырья и материалов в пути от поставщика к химическому предприятию Т. , время на приемку и подготовку материалов к отпуску в производство Т, время на подготовку и оформление документации ТА). Этот способ более обоснован п шире используется. Страховой запас устанавливается не по всем видам материальных ресурсов . При прямых постоянных связях предприятия с поставщиками сырья он может быть сведен к минимуму.  

Гарантийный, или страховой, запас на предприятии создается для обеспечения нормальной работы предприятия в случае невыполнения очередной поставки тех или иных материальных ценностей или на случай перевыполнения плана. Размер гарантийного или страхового запаса определяется либо по среднему отклонению фактических сроков поставки от плановых, либо по времени, необходимому для срочного оформления заказа на материалы и их доставку,  

Гарантийный, или страховой, запас образуют только по материальным средствам требуемым предприятию ежедневно, т. е. по ограниченному перечню наименований. Также нет необходимости создавать подобный запас по материалам, которые легко приобрести у другого, близко расположенного поставщика.  

Страховую часть запасов устанавливают только для тех материалов, которые расходуются непрерывно. По тем видам материалов, которые расходуются однократно или со значительным перерывом, не следует планировать страховые запасы . То же относится и к тем материалам, которые завод получает не транзитом, а в порядке складского снабжения.  

При регулярных поставках за норму принимают среднегодовой производственный запас материала в днях среднесуточного потребления, планируемый на конец года как переходящий запас . Регулярное снабжение осуществляется двумя формами поставок транзитными, с заводов-изготовителей непосредственно к потребителю, и складскими - с баз Госснаба СССР . Норма производственного запаса материалов при транзитных поставках определяется по трем составным частям (текущий, страховой и подготовительной), а при складских поставках - по двум составным частям (текущей и подготовительной). Текущая часть нормы представляет собой среднюю в течение года величину используемого производственного запаса . Страховая часть нормы представляет собой дополнительную к текущей части величину, предназначенную для повышения надежности обеспечения предприятия материалом и учитывающую возможные вариации объемов и интервалов поставок.  

Однако в случае срыва поставок по объективным причинам строительная организация (к моменту начала поставок) может оказаться без материалов, поэтому кроме текущего создается страховой запас Зст, который гарантирует непрерывность выполнения работ в случае несвоевременной поставки. Норма страхового запаса устанавливается только для транзитных поставок и может приниматься в размере 25-50 % текущего запаса.  

Запас материалов слагается из текущего и страхового запаса по каждому его виду.  

Норма D3..sf характеризуется числом календарных дней, в течение которых потребность производства в этом материале должна удовлетворяться за счет данного запаса. Норма Д<. href="/info/21651">страхового запаса. Примерные значения норм запаса приведены в табл. 7.6 и 7.7.  

Производственные страховые запасы - строго определенный минимум материалов, оборудования, топлива, который смог бы обеспечить непрерывность производственного процесса предприятий при перебоях в снабжении, возникающих из-за несвоевременности поставок. Страховые запасы , как правило, должны  

Ввиду внедрения в международную практику принципов «управления поставками», страховой запас стал рассматриваться некоторыми компаниями как ничем не оправдывающая себя статья затрат. Другие же компании до сих пор переполняют свои склады запасами гораздо большего объема, чем требуется. Страховой запас необходим, однако его размер во многих случаях может быть уменьшен без оказания негативного влияния на уровень обслуживания покупателей.

Страховой запас – это часть производственных запасов, формируемых на случай непредвиденных обстоятельств (недопоставок, просроченных поставок) или чрезвычайных положений (аварийные ситуации у поставщика, негативные природные явления). Предположения о возникновении непредвиденных ситуаций не случайны.

Во-первых, прогнозирование спроса осуществляется на основе данных за прошедший период времени. Однако, никаких гарантий того, что спрос останется на том же уровне, нет, и реальный спрос может превзойти прогнозируемые значения.

Во-вторых, продолжительность цикла заказа, т. е. время, которое проходит от размещения заказа до доставки товара, – это также величина, рассчитанная на основе данных за прошедшие периоды. Поэтому, также как и спрос, ее значение может изменяться в каждом новом периоде.

С учетом двух указанных неопределенностей, связанных со спросом и продолжительностью цикла заказа, необходимо решить главную задачу – определить оптимальный объем страхового запаса. Для этого необходимо иметь четкое представление о том, каков риск нехватки товаров на данном рынке и при данных экономических условиях, а также какого уровня обслуживания потребителей компания стремится достигнуть.

Для расчета страхового запаса в литературе описывается большое количество способов (таблица Таблица 2).

Расчетная формула

Обозначения

К.В. Инютина, 1969 γ – коэффициент, показывающий надежность обеспечения запасом, t i – интервал i-ой поставки, дн., Т ср – средний интервал между поставками, дн., Q i – объем i-ой поставки, N – количество поставок.
Н.Д. Фасоляк, 1977 К – коэффициент, показывающий надежность обеспечения запасом, t i – велечины интервалов большие T cp , М – количество «опоздавших» поставок, т.е. T i > T cp ,
Е. А. Мельникова и др., 1979 Z m – отклонение суточного остатка от среднего уровня перед поставками (Z), R cp – среднесуточный расход (в год).
А.С. Хрящев, Б.К. Федорчук, 1980 σ – среднеквадратическое отклонение суточных остатков топлива от среднего уровня, вычисленного по скользящей средней.
В.А. Щетина и др., 1988 δ – параметр (аргумент) функции Лапласа Ф(δ), σ τ – среднеквадратическое отклонение интервала между поставками, n – максимальное количество поставок в году ретроспективного периода.
А.П. Долгов, 2004 b – интенсивность расход, , Q j on – размер поставки в так называемой опоздавшей партии.

Наиболее удобна модель расчета страхового запаса, учитывающая вероятность спроса, потери от дефицита и стоимость хранения. Вероятность спроса рассчитывается по данным спроса за прошедшие периоды. Страховой запас подбирается таким, чтобы решилось следующее равенство:

Расходы на дефицит + Расходы на хранение = min

Расходы на дефицит определяются как произведение расходов, которые влечет отсутствие единицы товара на математическое ожидание данного дефицита при выбранном страховом запасе.

Как и в сфере расчетов оптимальных программ страхования жизни, в сфере определения необходимого объема страхового запаса используют разные методы. Рассмотрим четыре из них:

  • определение объема страхового запаса в виде процента от спроса во время выполнения заказа;
  • определение объема страхового запаса на основе дневного потребления;
  • задание объема страхового запаса вручную;
  • определение объема страхового запаса на основе среднего отклонения.

1. Процент от спроса во время выполнения заказа.

Этот метод предполагает задание объема страхового запаса как процентной доли спроса за планируемое время выполнения заказа. Он исходит из того, что объем страхового запаса растет пропорционально спросу и длительности времени выполнения заказа. Такой метод обычно подходит для товаров, запасы которых расходуются регулярно и пополняются реже, чем раз в две-три недели.

Для определения объема страхового запаса заданный процент умножается на показатель предполагаемого спроса на протяжении времени выполнения заказа (Дневной спрос * Планируемое время выполнения заказа). Допустим, вы решили, что страховой запас должен быть на уровне 50% объема спроса в планируемое время выполнения заказа. Предположим:

Планируемое время выполнения заказа = 10 дней

Дневной спрос = 2 шт.

(2 * 10) *50% = 10 шт.

Мы будем держать 10 шт. (пятидневная потребность) в качестве страхового запаса. Этот метод легок для понимания, но в результате его применения нередко образуются слишком большие или слишком маленькие страховые запасы. В частности, это касается к следующих товаров:

  • Товары с длительным, но постоянным временем выполнения заказа и довольно постоянным спросом. Если мы используем этот метод (и задаваемый процент) для импортируемого товара с планируемым временем выполнения заказа в 12 недель, то нам придется для страховки держать 6-недельный запас. Если мы обычно получаем пополнение вовремя, а спрос из месяца в месяц не испытывает существенных колебаний, то страховочный запас будет слишком велик. Другими словами, слишком много денег будет заморожено в непродуктивном запасе.
  • Товары с очень коротким временем выполнения заказа и существенными колебаниями спроса от месяца к месяцу. Если планируемое время выполнения заказа — неделя, этот метод (и задаваемый процент) приведут к появлению трех- или четырехдневного страхового запаса. Если потребление колеблется от месяца к месяцу, доступного количества товара может оказаться недостаточно, чтобы бесперебойно выполнять заказы покупателей, и компания столкнется с дефицитом.

Рассмотрим другой пример. При планируемом времени выполнения заказа в 120 дней расчет выглядит следующим образом:

Планируемое время выполнения заказа = 120 дней

Дневной спрос = 2 шт.

Страховой запас = 50% спроса в планируемое время

(2 * 120) * 50% = 120 шт.

Не забывайте, что страховой запас является лишь гарантией и, как правило, не обеспечивает рентабельности вложенных в него средств. Рассчитанный на 60 дней (два месяца) страховой запас, возможно, будет превышать реально необходимый, если, конечно, время выполнения заказа и спрос не подвержены чрезмерно сильным колебаниям. Если ваша компьютерная система поддерживает только этот метод, снижайте величину процента для товаров с длительным временем выполнения заказа и/или постоянным потреблением.

2. На основе дневного потребления .

Этот метод популярен в тех организациях, которые всегда стремятся на крайний случай иметь под рукой запас на х дней. При этом подходе объем страхового запаса определяется умножением заданного вручную в графе «количество дней, на которое рассчитан страховой запас» числа на текущий дневной спрос. Например:

Количество дней, на которое рассчитан страховой запас = 14 дней

Дневной спрос = 2 шт.

2 * 14 = 28 шт.

Этот метод предполагает, что страховой запас определяется на основе «предположений» менеджера по закупкам или руководства. Но менеджерам по закупкам свойственно преувеличивать необходимый объем страхового запаса ради обеспечения высокого уровня обслуживания. Естественно, ведь дефицит так неприятен. Если не соблюдать осторожность, использование этого метода приведет к появлению излишков.

3. Задание вручную .

Этот метод похож на метод расчета объема страхового запаса на основе дневного потребления, но в данном случае менеджер по закупкам сам устанавливает, какое количество товара должно лежать на полке в качестве резерва. Как и в предыдущем случае, этот метод зачастую приводит к созданию излишне больших запасов.

4. На основе среднего отклонения .

Не забывайте, что цель страхового запаса — обеспечить высокий уровень обслуживания в случае необычного спроса во время выполнения заказа или при его задержке. Как говорилось выше, мы можем компенсировать непостоянство времени выполнения заказа, установив плановое время выполнения заказа для конкретного товара равным наибольшему из возможных нормальных значений. Но нам

нужно учесть и колебания спроса. Чем сильнее непостоянство объемов потребления, тем больший страховой запас нужно поддерживать для данного товара. Это требование учитывается при расчете объема страхового запаса на основе среднего отклонения.

Рассмотрим пример. Вариацией или отклонением спроса будем считать разницу между прогнозным значением спроса и фактическим потреблением в каждый из последних трех месяцев (в таких случаях обычно берется период от трех до шести месяцев). Допустим, динамика спроса и потребления какого-либо товара была следующей:

Прогнозируемый спрос

Фактическое потребление

Отклонение

январь

февраль

март

В январе разница между прогнозным значением спроса, составившим 50 шт., и фактическим потреблением в 60 шт. составила 10 шт. В феврале прогнозное значение спроса было 76 шт., а фактическое потребление — 80, что дало разницу в четыре штуки.

Среднее отклонение: (10+4)/2=7 шт. в месяц

Обратите внимание, что мартовское отклонение, когда прогнозное значение спроса превысило потребление, в нашем расчете страхового запаса не учитывается. Почему? Потому что, если прогноз покупательского спроса превышает фактическое потребление, нам определенно не стоит увеличивать страховой запас. Доступного товара и так больше чем достаточно.

Мы умножаем среднее отклонение на коэффициент отклонения. Коэффициент выбирается в зависимости от желаемого уровня обслуживания покупателей, определяемого как доля товарных позиций, по которым поставки покупателям были осуществлены за один раз к обещанной дате. Чем больше коэффициент, тем более крупный страховой запас мы поддерживаем и тем выше уровень обслуживания покупателей.

Мы обнаружили, что должный уровень обслуживания покупателей достигается, как правило, при следующих значениях:

коэффициент отклонения

уровень обслуживания покупателей

Если цель — уровень обслуживания покупателей 95%, умножаем среднее отклонение на 2 (7 * 2 = 14 шт.). Будьте осторожны! Использование большого коэффициента отклонения приводит к появлению крупного необорачивающегося запаса. Это нетрудно заметить, если построить график для размеров заказа постоянно потребляемого товара (рис. 3.11).

На графике видно, что заказов на поставку относительно маленьких партий товара немного, как и заказов на поставку относительно крупных партий, и наибольшее количество заказов имеют «типичный» объем. Нам придется создавать гораздо больший страховой запас, если мы хотим обслуживать из собственных запасов относительно небольшое количество заказов на крупную поставку. Не забывайте, что все статистические модели несовершенны. Тщательно отслеживайте уровень обслуживания покупателей, чтобы выявить потребность в повышении или понижении принятых коэффициентов отклонений для достижения поставленной цели. Далее в этой главе мы рассмотрим, как с помощью метода анализа остаточных запасов можно «тонко регулировать» объем страховых запасов.

По материалам книги Джона Шрайбфедера "Эффективное управление запасами"