Дуа после намаза. Что такое дуа и когда оно принимается

Дуа, сделанное человеком за близкого человека, укрепляет родственные узы и является признаком исламского братства. Существует очень большая вероятность того, что такое дуа будет принято Всевышним Аллахом.

От Абу Ад-Дарды (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) часто говорил:

دعوةُ المرءِ المُسْلِمِ لأخِيهِ بِظَهْرِ الغَيْبِ مستجابةٌ، عِنْدَ رأسهِ مَلَكٌ موكلٌ، كُلما دَعا لأخِيهِ بخيرٍ، قالَ المَلَكُ الموكلُ بِهِ: آمِينَ، وَلَكَ بمثلٍ

«Мольба мусульманина за своего брата, возносимая им в его отсутствие, будет принята, ибо у головы его находится уполномоченный (получивший особое поручение) ангел. И каждый раз, когда он обращается к Аллаху с мольбой за своего брата, испрашивая для него блага, этот ангел говорит: "Амин, и да будет тебе то же!" ». (Муслим )

По сути, дуа, сделанное за тех, кто относился к нам с добром, сделал нам что-то хорошее, или просто за одного из наших собратьев по вере, а также за наших родных, близких, за наших учителей, является очень важным.

Кроме того, человек в соответствии со своим естеством испытывает особую благодарность к тем, кто сделал ему что-то хорошее или указал на путь истины, и поэтому человек в порыве этой благодарности просит у Всевышнего Аллаха блага для этих людей.

Однако указать на конкретные критерии такого дуа, а также определить, какое именно дуа является самым лучшим, весьма сложно. Как правило, для близкого человека лучше всего просить довольства и милости Всевышнего Аллаха, приверженности истинному пути, непоколебимости веры, продолжения служения Ислама и обретения высокой степени в Раю.

Тем не менее, мы приведём здесь несколько примеров дуа, которые можно делать за близких. Чаще всего в наших мольбах нуждаются родственники, которые заболели и страдают от различных недугов.

От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ عادَ مَرِيضاً لَمْ يحضُر أجلهُ، فَقالَ عندهُ سَبْعَ مراتٍ: أسالُ اللَّهَ العَظِيمَ رَبّ العَرْشِ العَظِيمِ أنْ يَشْفِيكَ، إلاَّ عافاهُ اللَّهُ سُبْحَانَهُ وَتَعالى مِن ذلِك المَرَضِ

«Если кто-нибудь навестит больного, срок жизни которого ещё не истёк, и, находясь у него, семь раз скажет: "Прошу Великого Аллаха, Господа великого престола исцелить тебя (Ас’алю-Ллаха-ль-‘Азыма, Рабба-ль-‘арши-ль-‘азыми, ан яшфийа-кя)", Аллах обязательно исцелит его от этого недуга ». (Абу Давуд , Тирмизи )

Также в дуа нуждаются наши родственники, покинувшие этот бренный мир, ведь когда человек умирает, все его деяния прекращаются, за исключением трёх, в числе которых есть и дуа детей и близких. Всевышний Аллах в Коране сказал:

وَالَّذِينَ جَاءُوا مِنْ بَعْدِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ وَلا تَجْعَلْ فِي قُلُوبِنَا غِلًّا لِلَّذِينَ آمَنُوا رَبَّنَا إِنَّكَ رَءُوفٌ رَحِيمٌ

(смысл): «А те, которые пришли после них [после ансаров и первых мухаджиров], говорят: “Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависть и зависть к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милостивый ”». (сура Аль-Хашр : 10)

Все наши дуа, с которыми мы обращаемся и за себя, и за других людей, должны быть искренними и исходить из самого сердца. Пусть же Аллах Всевышний дарует нам успех и примет наши дуа!

Нурмухаммад Изудинов

Хвала Аллаху, Который отвечает на мольбы взывающих к Нему. Хвала Ему в этой жизни и в Последней, и к Нему мы вернемся.

Да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семью и всех сподвижников.

Дуа – это один из величайших видов поклонения. Многие мусульмане не придают ему должного значения и забывают о нем. Дуа – это прочная связь человека с Аллахом (Свят Он и Велик).

Перечислим некоторые отличительные особенности и достоинства дуа:

Во-первых, Аллах (Свят Он и Велик) приказывает нам взывать к Нему. Всевышний сказал: «Ваш Господь сказал: -Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам» (Прощающий, 40:60).

Он также сказал: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне» (Корова, 2:186).

Во-вторых, дуа – это и есть поклонение.

Передается, что «Дуа – это поклонение».

В-третьих, посредством дуа Аллах (Свят Он и Велик) избавляет человека от бед.

Со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мольба приносит пользу в том, что постигло, и в том, что может постичь. Так обращайтесь же с мольбой к Аллаху, о рабы Аллаха!»

В-четвертых, Аллах всегда с теми, кто взывает к Нему.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) передал слова Всевышнего: «Я рядом с мыслью раба обо мне. И Я вместе с ним, когда он упоминает Меня».

В дуа человек показывает Аллаху (Свят Он и Велик) свою покорность и беспомощность, тем самым признавая свое рабство перед Ним. Он полностью, всем сердцем, уповает на Аллаха и ни на кого другого, наряду с Ним.

Дуа – это одно из самых благородных дел перед Аллахом. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет ничего благороднее перед Аллахом, чем дуа».

Если раб не получает в этой жизни то, что он просил у Аллаха, то ему записывается за это награда, которая накапливается для него до Судного Дня. Там она принесет человеку больше пользы, чем здесь.

Необходимо помнить о правилах мольбы к Аллаху:

1. Человек должен быть убежденным в том, что Аллах ответит на его просьбу.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда кто-то из вас обращается к Аллаху с просьбой, пусть будет целеустремлен, и не говорит: «Господи! Прости меня, если хочешь, помилуй меня, если хочешь, дай мне, если хочешь». Потому что ничто не может вынудить Аллаха поступить против Его собственной воли».

2. Раб должен просить Аллаха всем сердцем и не проявлять небрежности во время дуа.

«Делайте дуа Аллаху, будучи уверенными в ответе, и знайте, что Аллах не отвечает на дуа того, чье сердце беспечно и праздно».

3. Надо просить Аллаха всегда, какими бы ни были обстоятельства.

Передается от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто хочет, чтобы Аллах отвечал ему в бедствиях, пусть чаще обращается с мольбой в благополучии».

Во время дуа также желательно понижать голос; произношение должно быть чем-то средним между шепотом и громким разговором. Надо просить Аллаха, упоминая Его прекрасные имена. В начале дуа необходимо воздать хвалу Господу и попросить мира и благословения нашему пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует). Надо стараться просить Аллаха в те периоды, когда дуа чаще принимается. Не нужно рифмовать дуа намеренно. Желательно во время дуа быть в омовении и повернуться лицом к Кыбле, подняв при этом ладони к небу. Раб должен смиренно просить Аллаха (Свят Он и Велик), показывая перед Ним свою слабость и беспомощность.

В какие периоды времени лучше принимается дуа:

— в ночь предопределения,
— глубокой ночью,
— в конце обязательных намазов,
— между азаном и икамой,
— во время земного поклона,
— в последний час пятницы.

Также дуа лучше принимается от путника, постящегося, от родителей и дуа, которое ты делаешь за своего брата в его отсутствии. Не упускай возможность попросить Аллаха в эти периоды времени и ситуации, чтобы Он вел тебя прямым путем, принял твое покаяние и простил грехи, упущения и ошибки. Проси Его, чтобы Он укрепил тебя в религии до самой смерти, уберег тебя от огня, наделил высшей степенью в Раю, и чтобы конец твоей жизни был благополучным. Не забывай также о своей семье и о своих детях. Многие пророки часто просили за своих детей. Проси и за мусульманскую молодежь. Попроси Аллаха отдельно за ученых, проповедников, правителей мусульман и праведников. Попроси для них благополучия, благоразумия и прямоты.

Остерегайся вещей, которые преграждают путь мольбе.

Иногда мольба человека остается без ответа, и причиной этому оказывается он сам.

1. Первая причина – это когда раб ждет быстрого ответа от Господа на его дуа.

Передается от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всегда на молитву раба будет отвечено, если только он не помолится о совершении злодеяния или разрыва кровных уз, и если только не станет торопить события». Его спросили: «О посланник Аллаха ! Что значит торопить события?» Он ответил: «Это когда раб говорит: «Я обратился с мольбой к Аллаху много раз, но не получил ответа!» и тогда он отчаивается и перестает просить Аллаха».

2. Если пища человека греховная. Например, его доход – это ростовщичество, взятки, воровство, присваивание имущества других людей (особенно сирот), вероломное отношение к имуществу людей, нанятых рабочих, обман доверия.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал о человеке, который поднимает руки к небу и молит: «О Господи! О Господи!» Но пища его харам, питье его харам, одежда его харам и напитан он харамом… Как же будет отвечено такому на его призыв?!»

3. Когда раб перестает побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Клянусь Аллахом, вы обязательно должны побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, а иначе Аллах не замедлит подвергнуть вас наказанию, после чего вы будете просить Его, но Он вам не ответит».

Когда спросили Ибрахима ибн Адхама: «Почему наши дуа остаются без ответа?», он ответил им: «Потому что вы узнали Аллаха, но не подчинились Ему, узнали Посланника, но не последовали по его пути, узнали Коран, но не действуете согласно его законам, пользуетесь милостями Аллаха, но не благодарите Его за это, узнали Рай, но не стремитесь к нему, узнали Ад, но не опасаетесь его, узнали Шайтана, но не враждуете с ним, а соглашаетесь с ним; узнали смерть, но не готовитесь к ней, хороните ваших мертвых, но не извлекаете для себя из этого урок, забыли про свои недостатки и занимаетесь недостатками других людей».

Тот, кто взывает к Аллаху, знает, что дуа успокаивает душу человека, и ему становится легче переносить трудности. Это указывает на то, что дуа было принято.

Взывай же чаще к Аллаху (Свят Он и Велик), проси Его и не становись одним из тех, о ком посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самыми слабыми из людей являются те, кто не может делать дуа, а самыми скупыми являются те, кто скупится на приветствие».

Послушай слова Аллаха Всевышнего, Который обращается к тебе: «Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам» (Прощающий, 40:60).

Он также сказал: «Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли? Есть ли бог, кроме Аллаха? Мало же вы поминаете назидания!» (Муравьи, 27:62).

О мусульманин! Сказал поэт:

Не проси нужды своей у потомка Адама,

Проси Того, Чьи двери всегда открыты для просящего.

Аллах гневается, если ты прекращаешь просить Его,

А потомок Адама гневается, когда к нему обращаются с просьбой.

Не проси у тех, кто закрыл двери перед тобой, а проси Того, Чьи двери всегда открыты. Он приказывает тебе просить у Него и обещает, что на твою мольбу будет отвечено.Проси Аллаха искренне, всем сердцем, с надеждой, что Он услышит и выполнит твою просьбу, ведь Он щедрый, Добрый и Милосердный.

О Аллах! Прими от нас наши дуа, поистине, Ты — Слышащий, Знающий. И прими наше покаяние, ведь Ты – Прощающий,­­ Милосердный.

О Аллах! Убереги нас от того, чего мы опасаемся, и скрой наши недостатки.

О Аллах! Прости нас, наших родителей и всех мусульман.

И да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семью и всех сподвижников.

Урок тридцатый
Абдуль-Малик аль-Касим
“40 уроков тем, кто застал Рамадан”
Переведено сайтом «Почему Ислам?»

  • Абу Дауд (1479), Насаи (11464), Тирмизи (3596), Ибн Маджа (3829), Албани (3407).
  • Тирмизи (3780), Хаким (1\493), Албани (3409).
  • Муслим (2675).
  • Тирмизи (3593), Ибн маджа (3829).
  • Бухари (7477), Муслим (2679).
  • Тирмизи (3709), Албани (245).
  • Тирмизи (3606), Хаким (1\544), Албани (6290).
  • Муслим (2735).
  • Муслим (1015).
  • Ахмад (5\388), Тирмизи (2259), Албани (7070).
  • Табарани (5587), Ибн Хиббан (14\7), Албани (1044).

Довольно-таки часто люди, столкнувшись с определёнными трудностями в жизни, обращаются к Господу за помощью. В исламском вероучении форма обращения к Всевышнему носит название дуа, которое переводится как «мольба».

В Своей заключительной Книге Творец наставляет нас:

«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, - быть может, они последуют верным путем» (2:186)

Совершение дуа возможно не только в ситуациях, когда верующие сталкиваются с какими-либо проблемами. Выполнять мольбу Господу следует и в тех случаях, когда в жизни у человека всё хорошо, выражая тем самым благодарность Аллаху за все дарованные Им блага. Кроме того, выполнение дозволено не только за себя, но и за своих родных, близких, друзей и вовсе незнакомых людей. Верующий, видя, что кто-либо из его окружения сталкивается с теми или иными жизненными трудностями, может попросить у Всевышнего помощи для человека, попавшего в беду.

Дуа, будучи формой обращения к Аллаху, входит в число видов поклонения Господу миров, в связи с чем за свои мольбы верующие, по воле Создателя, могут обрести Его награду. Заключительный посланник Всевышнего Мухаммад (с.г.в.) однажды отметил: «Нет ничего благороднее перед нашим Творцом, чем дуа» (хадис передают Тирмизи и Ибн Маджа).

Если человек желает, чтобы его дуа было принято Аллахом, необходимо соблюсти ряд условий:

1. Целеустремленность

На этот счёт существует хадис: «Когда кто-то из вас обращается к Аллаху с просьбой, пусть будет целеустремлён» (Бухари, Муслим).

2. Уверенность в ответе Посланник Всевышнего Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Делайте дуа своему Создателю, будучи уверенными в ответе, и знайте, что Он не отвечает на дуа тех, чьё сердце беспечно и праздно» (хадис приводит ат-Тирмизи).

3. Важно вспоминать о Всевышнем не только при сталкивании с трудностями Подтверждением этому служит хадис: «Кто хочет, чтобы Творец отвечал ему в бедствиях, пусть чаще обращается с мольбой в благополучии» (ат-Тирмизи, Хаким)

4. Терпение

Заключительный Божий Пророк (с.г.в.) советовал: «Всегда на молитву раба Аллаха будет дан ответ, если только он не станет просить о совершении какого-либо злодеяния или разрыва , а также если он не станет торопить события». Тогда Мухаммада (с.г.в.) попросили уточнить: «О, Посланник Всевышнего! Что значит торопить события?» И он дал такой ответ: «Это когда человек говорит: «Я обращался с мольбой к Аллаху много раз, но не получил ответа!» и после этого отчаивается и перестаёт просить Аллаха» (хадис приводит Муслим).

5. Отказ от потребления в качестве пищи всего запретного (харама)

Существует хадис о том, как Милость миров Мухаммад (с.г.в.) отреагировал на мольбу одного из его современников, питавшегося запретной едой: «О Господи! О Господи! Но пища его харам, питьё его харам… Как же будет отвечено такому на его призыв?!» (Муслим).

6. Упоминание 99 имён Аллаха

Посланник Всевышнего (с.г.в.) наставлял: «Дуа с упоминанием Величайших имён Аллаха будет принято» (хадис приводится Ибн Маджой).

7. Перед совершением дуа необходимо восславлять Создателя и Его Посланника (с.г.в.)

Доказательством этому служит хадис: «Когда кто-либо из вас изъявит желание обратиться к Всевышнему с мольбой, пусть начнёт с воздания хвалы своему Великому Господу и восславит Его, затем пусть призовёт благословение на Пророка, а уже потом просит, чего пожелает!» (ат-Тирмизи и Абу Дауд).

Среди достоверных хадисов имеется следующий: «Посланник Всевышнего вышел на молельню помолиться о ниспослании дождя. Он совершил такую мольбу, затем повернулся в сторону киблы и вывернул наизнанку свою рубашку» (Бухари, Муслим).

9. Поднятие рук во время дуа

В хадисе сказано: «Посланник Аллаха стал совершать дуа и поднял при это руки» (Бухари, Муслим).

10. Сделать омовение

В одном хадисе рассказывается о том, что по завершении сражения при Хунайне Милость миров Мухаммад (с.г.в.) совершил омовение и воскрикнул: «О, Аллах! Прости Убайду ибн Амира» (Бухари, Муслим).

Следует также учитывать: чтобы мольба верующего была принята Господом миров, необходимо выбрать для её совершения лучшее время:

  • Дуа в заключительную часть ночи. Посланник Милостивого и Милосердного (с.г.в.) пояснял: «Когда проходит половина ночи либо третья её часть, Всевышний нисходит к нижнему небу и говорит: «Есть ли тот, кто просит (Меня), чтобы Я даровал ему? Есть ли тот, кто обращается ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Есть ли тот, кто молит Меня о прощении, чтобы Я простил его?» (Данный хадис приводит Муслим).
  • Дуа после совершения азана. Одно из изречений Пророка (с.г.в.) гласит: «Когда муэззин произносит азан, призывая к намазу, над нами открываются небесные врата и отвечают на нашу мольбу» (хадис от Хакима).
  • При совершении земного поклона. Посланник Всевышнего (с.г.в.) наставлял: «Ближе всего к своему Господу раб оказывается в момент совершения , так почаще же взывайте к Нему с мольбами в такие моменты» (Муслим, Абу Дауд).
  • В пятничный день. На этот счёт можно привести хадис: «Есть отрезок времени, когда Создатель даёт мусульманину, выстаивающему молитву, всё, что он попросит». В этот момент Мухаммад (с.г.в.) показал своей рукой, насколько короток этот промежуток времени (Муслим).
  • После обязательных намазов. Однажды у Пророка (с.г.в.) поинтересовались: «Какое дуа принимается лучше остальных?» И услышали в ответ: «В последнюю треть ночи и после совершения пяти обязательных намазов» (хадис от ат-Тирмизи).
  • В День Арафа. Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) однажды сообщил: «Лучшее дуа - дуа в день Арафа» (ат-Тирмизи).
  • В Ночь предопределения. Об этом упоминается в следующем хадисе: «Тому, кто проведёт в молитве Ночь предопределения () с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» (Бухари, Муслим).
  • При разговении (ифтаре) после соблюдения поста. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) как-то сказал: «У постящегося никогда не отвергается дуа во время разговения» (хадис приводит Ибн Маджа).
  • После совершения большого паломничества (хаджа). В одном из хадисов указывается: «Принимаются дуа совершившего хадж» (Табарани).

Мы пребываем в этом мире очень короткое время по сравнению с Ахиратом. Поэтому каждый час, каждую минуту, каждый период нашей жизни следует провести в поклонении Всевышнему Аллаху. Необязательно, чтобы это было именно намазом, постом и тому подобным.

Ведь некоторые поклонения можно совершать не в ущерб мирским заботам человека. Также, выбирая подходящее место или время для поклонения, человек получает больше вознаграждения. Одним из наиболее благоприятных для совершения акта поклонения периодов являются и утренние часы.

Всевышний Аллах сделал для нас утренние часы благодатными и указал, чтобы мы в это время совершали восхваления Ему, произносили различные молитвы и дуа. Если мы последуем этому указанию, весь наш день станет благословенным, и мы можем обрести в этот день баракат от Всевышнего.

От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ صَلَّى الفَجْر في جماعةٍ، ثُمَّ قَعَدَ يذكرُ اللَّهَ تَعالى حتَّى تَطْلُعَ الشَمْسُ، ثُمَّ صَلَّى ركعتين، كانت له كأجْرِ حَجَّةٍ وعمرةٍ تامةٍ تامةٍ تامةٍ

«Полностью, полностью, полностью такую же награду, как и за хадж и умру, получит тот, кто совершит утренний намаз в джамаате, потом посидит до восхода солнца, поминая Всевышнего Аллаха, а потом совершит молитву в два ракаата ». (Тирмизи )

Согласно сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха), существуют определённые молитвы и дуа, которые желательно читать именно в утренние часы. Чтобы защитить себя и своих близких от бед, сделать наступающий день благословенным, читайте в утренние часы следующие дуа:

1. « »;

الحَمْدُ لِلَّهِ الَّذي أحيانا بعد ما أماتَنا وإلَيْهِ النشُور

От Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) передаётся:

كان رسول الله -صلى الله عليه وسلم- إذا أوى إلى فراشه قال: باسْمِكَ اللهم أحيا وأموت وإذَا اسْتَيْقَظَ قالَ: الحَمْدُ لِلَّهِ الَّذي أحيانا بعد ما أماتَنا وإلَيْهِ النشُور

Укладываясь ночью в постель, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Аллахумма, би-сми-ка амуту ва ахя » – «О Аллах, с именем Твоим я умру и с ним я живу ».

Когда же он просыпался, то говорил: «Аль-хамду ли-Лляхи ллязи ахя-на ба‘да ма амата-на ва иляй-хи-н-нушур » – «Хвала Аллаху, Который оживил нас после того, как умертвил нас, и Который воскресит нас и призовёт к Себе для отчёта) ». (Бухари )

2. «Аль-хамду ли-Лляхи ллязи радда ‘аляйя рухи, ва ‘афа-ни фи джасади ва азина ли би-зикри-хи »;

الحمدُ لِلَّهِ الَّذي رَدَّ عَلَيّ رُوحِي، وَعافانِي في جَسَدِي، وأذِن لي بذِكْرِهِ

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إذَا اسْتَيْقَظَ أَحَدُكُمْ فَلْيَقُلْ: الحمدُ لِلَّهِ الَّذي رَدَّ عَلَيّ رُوحِي، وَعافانِي في جَسَدِي، وأذِن لي بذِكْرِهِ

«Когда кто-нибудь из вас проснётся, пусть скажет: "Аль-хамду ли-Лляхи ллязи радда ‘аляйя рухи, ва ‘афа-ни фи джасади ва азина ли би-зикри-хи (Хвала Аллаху, Который вернул мне рух, исцелил тело моё и позволил мне поминать Его)" ». (Ибн Ас-Сунни )

3. «Ля иляха илля Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду, ва хува ‘аля кулли шай’ин кадир »;

لا إِلهَ إلا الله، وحده لا شَريكَ لَهُ، لَهُ المُلْكُ، وَلَهُ الحَمْدُ، وَهُوَ على كُلّ شيء قدير

От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَا مِنْ عَبْدٍ يَقُولُ عِنْدَ رَدّ اللَّهِ تَعالى رُوحَهُ عَلَيْهِ: لا إِلهَ إلا الله، وحده لا شَريكَ لَهُ، لَهُ المُلْكُ، وَلَهُ الحَمْدُ، وَهُوَ على كُلّ شيء قدير إلاَّ غَفَرَ اللَّهُ تَعالى لَهُ ذُنُوبَهُ، وَلَوْ كَانَتْ مِثْلَ ربد البَحْرِ

«Аллах Всевышний обязательно простит грехи любого раба, который будет произносить: “Ля иляха илля Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду, ва хува ‘аля кулли шай’ин кадир (Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища; Ему принадлежит власть, Ему хвала, и Он всемогущ)”, каждый раз после пробуждения ото сна, даже если грехи его будут подобны морской пене (столь же многочисленны, как хлопья пены) ». (Ибн Ас-Сунни )

4. «Субхана Ллахи ва би-хамди-хи »;

سُبْحانَ الله وبحمده

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ قالَ حِينَ يُصْبحُ، وَحِينَ يُمْسِي: سُبْحانَ الله وبحمده، مائة مَرَّةٍ، لَمْ يأْتِ أحَدٌ يَوْمَ القِيامَةِ بأفْضَلَ مِمَّا جاءَ بِهِ، إِلاَّ أحَدٌ قالَ مثْلَ ما قالَ، أوْ زَادَ عَلَيْهِ

«В День суда никто не принесёт с собой ничего лучшего, чем тот, кто утром и вечером будет по сто раз повторять: “Субхана Ллахи ва би-хамди-хи (Слава Аллаху и хвала Ему)”, если не считать человека, который говорил нечто подобное или добавлял ». (Муслим )

5. « »;

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что по утрам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обычно говорил:

اللَّهُمَّ بِكَ أصْبَحْنا، وَبِكَ أمْسَيْنا، وَبِكَ نَحْيا وَبِكَ نَمُوتُ، وَإِلَيْكَ النُّشُورُ

«Аллахумма, би-ка асбахна, ва би-ка амсайна, ва би-ка нахя, ва би-ка намуту ва иляй-ка-н-нушур » – «О Аллах, благодаря Тебе мы дожили до утра, и благодаря Тебе мы дожили до вечера, благодаря Тебе мы живём, и Ты лишаешь нас жизни, и к Тебе мы вернёмся ». (Абу Давуд )

6. «Би-сми-Лляхи ллязи ля язурру ма‘а исми-хи шай’ун фи-ль-арзи ва ля фи-с-сама’и, ва хува-с-Сами‘у-ль-‘Алим »

باسْمِ اللَّهِ الَّذي لاَ يَضُرُّ مَعَ اسْمِهِ شَيْءٌ فِي الأرْضِ وَلا في السَّماءِ، وَهُوَ السَّمِيعُ العَلِيم

Передают со слов ‘Усмана бин ‘Аффана (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَا مِنْ عَبْدٍ يَقُولُ في صَباحِ كُلّ يَوْمٍ وَمَساءِ كُلّ لَيْلَةٍ: باسْمِ اللَّهِ الَّذي لاَ يَضُرُّ مَعَ اسْمِهِ شَيْءٌ فِي الأرْضِ وَلا في السَّماءِ، وَهُوَ السَّمِيعُ العَلِيم، ثَلاثَ مَرَّاتٍ لَمْ يَضُرَّه شيءٌ

«Ничто не повредит тому рабу Аллаха, который каждое утро и каждый вечер будет по три раза говорить: “Би-сми-Лляхи ллязи ля язурру ма‘а исми-хи шай’ун фи-ль-арзи ва ля фи-с-сама’и, ва хува-с-Сами‘у-ль-‘Алим (Именем Аллаха, с именем Которого ничто не причинит вреда ни на земле, ни на небе, ведь Он − Слышащий, Знающий ”». (Тирмизи , Абу Давуд )

7. «Хасбия-Ллаху; ля иляха илля Хува; ‘аляй-хи таваккяльту, ва Хува Раббу-ль-‘арши-ль-‘азым »;

حَسْبِيَ اللَّهُ، لا إِلهَ إِلاَّ هُوَ، عَلَيْهِ تَوَكَّلْتُ، وَهُوَ رَبّ العَرْشِ العَظِيمِ

От Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَن قالَ فِي كُلّ يَوْمٍ حِينَ يُصْبحُ وَحِينَ يُمْسِي: حَسْبِيَ اللَّهُ، لا إِلهَ إِلاَّ هُوَ، عَلَيْهِ تَوَكَّلْتُ، وَهُوَ رَبّ العَرْشِ العَظِيمِ؛ سَبْعَ مَرَّاتٍ، كَفَاهُ اللَّهُ تَعالى ما أهمَّهُ مِنْ أمْرِ الدُّنْيا والآخِرَةِ

«Того, кто каждое утро и каждый вечер будет по семь раз произносить слова: “Хасбия-Ллаху; ля иляха илля Хува; ‘аляй-хи таваккяльту, ва Хува Раббу-ль-‘арши-ль-‘азым (Достаточно мне Аллаха; нет бога, кроме Него; на Него я уповаю, и Он − Господь великого ‘Арша) ”, Аллах Всевышний избавит от забот мира этого и мира вечного ». (Ибн Ас-Сунни )

Как мы видим, стоит только приложить небольшое усилие и немного постараться, и Всевышний Аллах отведёт от нас проблемы и запишет нам огромное вознаграждение. Стоит отметить также, что для того, чтобы наше дуа было принято, должны быть соблюдены некоторые условия.

Нурмухаммад Изудинов

Дуа в переводе с арабского означает “мольба”. Люди, не знающие близко исламскую культуру, могут посчитать дуа и намаз одной и той же формой поклонения Аллаху. Эти два вида молитвы имеют схожие черты, но между ними есть существенные различия. О них и о том, как делать дуа, пойдет речь в статье.

Отличия дуа от намаза

Намаз - пятикратная молитва, которая выполняется в течение суток в определенное время и включает в себя строгий порядок действий и произносимых слов. Это обязательная форма поклонения, которую должны выполнять мужчины и женщины по достижении определенного возраста. Между исламскими школами и толками возможны некоторые различия в выполнении намаза, но в целом порядок и слова одинаковы. Что касается дуа, то это не обязательная, но желательная форма поклонения, которая не имеет строгой привязки ко времени и порядку выполнения. Ее можно делать в любое время суток, после намаза или до него.

Слова намаза произносятся на арабском языке. Это правило действует в любом уголке мира, где есть правоверные мусульмане. Дуа можно делать как на арабском, так и на родном языке, проговаривая те слова, которые человек считает нужными. Что касается арабского, то можно использовать готовые формулы дуа из Корана или те, которые произносили Пророк (с.а.с.) и его сподвижники.

Из вышесказанного следует, что верующие, которые не знают, как правильно делать дуа после намаза, должны следовать условиям, рассмотренным ниже.

Когда?

Намаз является лучшим временем, когда можно и нужно произносить молитву. Поэтому верующие, которые не знают, как правильно делать дуа, должны обращаться к Аллаху после намаза. Другими, не менее важными по ценности периодами времени, когда Всевышний отвечает мольбам верующих, являются:

  • призыв на молитву (азан) и период, когда идет дождь;
  • промежуток между азаном и икаматом;
  • последняя треть ночи, ночь Предопределения;
  • время, когда человек случайно просыпается посреди ночи;
  • 1 дни месяцев Раджаб и Рамадан, 15 день месяца Шабан и день стояния на горе Арафа;
  • время между намазами аср и магриб;
  • время перед разговением;
  • в пятницу;
  • после чтения Корана.

При каких условиях принимается дуа?

Согласно религиозным источникам в исламе, коими являются Коран и хадисы, взывать с мольбой к Всевышнему нужно при определенных условиях. Поэтому их знание - следующий ответ на вопрос: “Как правильно делать дуа?” К ним относятся:

  • Поворот к кибле. Перед тем как делать дуа, нужно повернуться лицом к Каабе, поднять руки к небу (желательно не ниже уровня груди) и сказать слова мольбы, а после завершения провести ладонями по лицу. Немаловажную роль играет также то, как сидит верующий - он должен сидеть как во время ташаххуда при намазе.
  • Спокойное состояние. Не рекомендуется делать дуа, находясь с кем-либо в ссоре или в состоянии гнева.
  • Пониженный голос. Дуа нужно делать тихим, смиренным голосом, желательно шепотом.
  • Восхваление. Перед началом и в конце дуа обязательно нужно восхвалять Аллаха и Пророка (с.а.с.).
  • Покаяние и искренность. После восхваления нужно попросить прощения грехов и только затем приступать к самому обряду.
  • Смирение и покорность. Именно эти чувства должны сопровождать любое действие верующих мусульманина и мусульманки.
  • Уверенность. При мольбе к Всевышнему мусульманин должен быть уверен, что Аллах слышит его дуа и обязательно на него ответит тем или иным образом в этой или следующей жизни.
  • Постоянство и терпение. Дуа нужно делать регулярно, как минимум трижды — как подряд, так и через некоторый промежуток времени.
  • Просьба только о благом и разрешенном. В своих дуа верующий должен просить только о том, что дозволено Аллахом. То же самое касается его образа жизни, еды, напитков и одежды - они должны соответствовать нормам ислама.

  • справедливого правителя, так как благодаря ему в обществе бывает порядок, исчезают разруха и несправедливость;
  • соблюдающего пост, так как истинный верующий с пользой проводит время от начала поста до разговения (времени, когда разрешено есть) и соблюдает все необходимые нормы религии, к которым относятся обязанности мусульманина, отдаление от греховных поступков, помощь нуждающимся;
  • притесняемого, даже если он неверующий, так как от неверия страдает только он сам, а от поступков притеснителя страдают другие люди.

Нежелательные действия

Ответом на вопрос: ”Как правильно делать дуа?” - является также избежание нежелательных действий. Они схожи с действиями, которые не следует совершать во время намаза. Во время дуа нельзя:

  • без необходимости закрывать глаза, засучивать рукава, поворачивать голову в разные стороны, опираться на что-либо;
  • надевать одежду или находиться рядом с предметами, на которых есть изображения людей, животных и птиц;
  • смотреть наверх;
  • зевать.

Особенности выполнения дуа для женщин

В исламе особое отношение к женщине и ее религиозным обязанностям. То же самое касается дуа. Как правильно делать его женщине?

К условиям, перечисленным выше, нужно добавить то, что дуа можно делать во время дней, когда остальные виды поклонения запрещены. К таким дням относятся месячные и послеродовое очищение. Кроме дуа, разрешены также такие виды поклонения, как вирд, зикр, салават и чтение исламской литературы.

Каждый верующий мусульманин, который старается выполнять религиозные предписания, должен знать, как правильно делать дуа к Аллаху, чтобы оно было принято Всевышним.