Ораторские способности педагога. Несколько советов по освоению ораторского мастерства Методики развития ораторского мастерства

Изучая выдающихся ораторов в истории: Цицерон, Цезарь, Черчилль, Гитлер, Кеннеди - можно заметить, что существует много различных качеств, которыми должен обладать оратор. Среди них, умение чётко выражать свои мысли, находчивость, непоколебимость, смелость, сообразительность и другие. Великие ораторы это личности, которые своим словом способны разжечь революции, разжечь эмоции и побудить людей к действию. Но даже если в ваши планы не входит выступление на многотысячном политическом митинге, владение навыками ораторского искусства, несомненно, принесёт пользу вашей профессиональной и социальной жизни. Ниже приведены несколько идей о том, как развить ораторские способности:

  1. Глубоко изучите материал. Первым шагом к развитию ораторских способностей и успеху публичного выступления служит глубокое понимания и знание темы выступления. Изучите историю вопроса, детали, нюансы, аргументы «з»а и «против», предубеждения и настроение людей. Очень важно, чтобы аудитория поняла главную мысль, которую оратор хочет сообщить. Сосредоточьтесь только на теме выступления, раскрывайте проблему с разных сторон и у вас будет больше шансов быть услышанным и понятым.
  2. Не говорите монотонно. Многие новички ораторского дела произносят речь одним тоном. Монотонный голос раздражает слушателей и похож на царапание по доске, делая речь оратора сухой, скучной и не интересной. Человеческому уху более приятны звуки, высота которых периодически меняется то в большую, то в меньшую сторону. Читайте монологи дома перед зеркалом или перед друзьями в разных тонах и спросите их мнение. Только с постоянной практикой можно развить ораторские способности.
  3. Говорите доходчиво и уверенно. Хорошо организованная презентация помогает усвоить материал с наименьшими умственными усилиями. Приводите цитаты, факты, статистику, чтобы дополнить и усилить ваши аргументы. Используйте метафоры, если аудитории сложно понять смысл ваших идей. Верьте в то, что вы говорите, и подчеркните это уверенным голосом. Никто не желает слушать взволнованного оратора, который не верит своим слова. Говорите чётко, не бормочите, излагайте мысли ясно. Делайте паузы перед глубоким вдохом, говорите на выдохе, не кричите.
  4. Язык тела - ваш друг. Развить ораторские способности значит не только научиться говорить красноречиво, но и освоить навыки невербального общения. Каждая часть тела играет важную роль в выступлении оратора, неважно руки это, ноги или положение тела. Установление зрительного контакта с аудиторией помогает установить с ней связь. Каждый такой контакт не остаётся незамеченным и вызывает ответный интерес к оратору. Не следует смотреть в глаза только одному члену аудитории. Смотрите поочерёдно в глаза тех людей, которые слушают вас с наибольшим интересом. Жестикулируйте руками и следите за выражением вашего лица. Чем больше присутствующих находится в зале, тем более энергичными должны быть ваши жесты.
  5. Первое впечатление - последнее впечатление. Когда оратор только выходит на сцену первым признаком, по которому аудитория составляет о нем своё мнение, является его внешний вид. Он должен внушать доверие людям, ведь, как известно мы склонны судить о других по тому, как они выглядят. Оратор просто обязан следить за своей внешностью, красиво одеваться, избегать вызывающих причесок.
  6. Подготовьтесь к речи. Предварительная подготовка к речи помогает оратору спланировать то, какие вопросы он собирается затронуть на выступлении и оценить продолжительность речи. Не обязательно записывать всю речь от начала до конца. Лучше сделать краткий конспект речи, в который можно подглядывать в момент выступления.
  7. Создайте свой образ. Создание своего сценического образа отнюдь не подразумевает, что вам придётся вести себя на сцене экстравагантно или облачиться в причудливую одежду. Просто на публике вы должны выглядеть и вести себя несколько иначе, чем вас привыкли видеть в тесной компании друзей. Этот образ будет вашей визитной карточкой, впечатлением, которое вы хотите создать в восприятии других людей.

Наталья Зорькина
Ораторские способности педагога

Цель : Познакомить педагогов с нормами и правилами ораторского искусства .

Что такое ораторское искусство .

Термин ораторское искусство (лат. oratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. rhetorike) и русское красноречие. Выражение ораторское искусство имеет несколько знаний. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерство публичного выступление, качественная характеристика ораторской речи , искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства .

Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специч… видов человеческой деятельности. Так, Е. А. Ножин утверждает : ораторское искусство лишь условно называется искусством, в значительной степени – это деятельность, овладеть которой можно, если даже у человека нет для этого особых данных. Всякий грамотный человек в результате упорного труда может овладеть основами ораторского искусства , т. е. умением произносить речь перед аудиторией доходчиво, увлекательно и убедительно.

На протяжении многовековой истории своего развития ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества : духовной, идеологической, социально - политической. Наиболее широкое применение оно всегда находило в политической деятельности.

Ораторское искусство – явление историческое.

Ораторское искусство никогда не было однородным.

В зависимости от конкретной сферы применения оно исторически подразделялось на различные виды. Современная научная и методическая литература отмечает многообразие видов ораторской речи и классифицирует их по различным основаниям. Одни авторы делят устные выступления на монологические и диалогические, другие на эмоциональные и рациональные и т. д. Наиболее полно классификация современного красноречия представлена в книге Г. Е. А… “ораторское искусство” .

Нередко возникает спор : каждый ли человек может стать хорошим оратором .

Спор этот не новый. Он ведется на протяжении всей истории ораторского искусства . Ещё много тысячелетий тому назад знаменитый оратор Древнего Рима , выдающийся теоретик ораторского искусства Марк Туллий Цицерон произнес фразу, которая стала крылатой и дошла до наших дней : поэтами рождаются, ораторами делаются . Великий римлянин был уверен, что с поэтическим талантом человек рождается, а оратором можно стать , или приложить для этого определенные усилия.

Действительно, хорошим оратором может сделаться только тот, кто хочет им стать, кто стремится к этому, кто много работает над собой. Конечно, природные данные помогают человеку добиться лучших результатов, но сами по себе они не являются залогом успеха.

Мастерство выступающего зависит от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. Чтобы приобрести их, нужно много работать над собой, изучать опыт известных ораторов , учиться на лучших образцах ораторского искусства и стараться как можно чаще выступать.

Ответьте на вопрос.

Согласны ли вы с утверждением Цицерона :

“Поэтами рождаются, ораторами делаются” ?

Этика оратора – это совокупность нравственных норм, ценностных ориентаций, правил поведения, определяющих его отношение к своим обязанностям, к целям.

Этически значима сама личность оратора , а прежде всего такие её свойства, как эрудиция, принципиальность, самокритичность.

Тактичность оратора выявляется в манере говорить, разъяснять мысль, в выборе слов и выражений, в умение подойти к конкретной аудитории, пробудить её интерес к теме.

Определенное место отводится и речевому этикету, представляющему собой совокупность фраз, пространственных отношений между говорящих и слушающими и системы жестов оратора .

Жест представляет собой двигательный акт, отличающийся коммуникативной направленностью.

Литература : А. Е. Михневич “Ораторское искусство лектора” .

Лекторское красноречие русских ученных 19 века – М. Знание, 1987-96г.

Деловая риторика : Введенская Л. А. Павлова Л. Г.

Довольно часто перед публичными выступлениями люди испытывают чувство неуверенности, сильно волнуются, боятся встречи со слушателями. Это сказывается и на физическом состоянии : одних охватывает нервная дрожь, другие краснеют или бледнеют, у третьих начинает дрожать голос и т. п.

Не случайно появилось даже такое понятие, как “ораторская лихорадка” . Единых рецептов избавления от неё не существует, хотя в методической литературе можно найти немало интересных советов и рекомендаций.

Немецкий исследователь Отто Эрист в книге “слово предоставлено вам” называет причины возникновения скованности и страха перед публичным выступлением и предлагает пути их преодоления.

1. Чрезмерное погружение в собственные переживания.

2. Нередко просто недооценивают собственные возможности, поэтому им следует заставить себя поверить, что они хорошо подготовились к выступлению и могут сообщить слушателям нечто важное и полезное.

Одним словом нужно определенным образом настроить себя перед выступлением.

Подготовка к выступлению - очень важное и ответственное дело в деятельности оратора .

Задание для педагогов .

1. В чём заключается методическое значение следующего психологического наблюдения

“один оратор могущественно властвует над толпой силою своего бурного вдохновения; другой – вкрадчивой грацией изложения; третий – преимущественно иронией, насмешкой, остроумием; четвертый – последовательностью и ясностью изложения. Каждый из них говорит, соображает с предметом своей речи, с характером слушающей ею толпы, с обстоятельствами настоящий минуты”.

2. Дайте оценку следующим вариантам фраз оратора , необходимых для установления и поддержания контакта со слушателями :

1) – я вам напоминаю то, о чём мы говорили прошлый раз.

Вы, конечно, помните, о чём мы говорили прошлый раз.

Если вы помните, прошлый раз мы говорили о…

2) – вы, возможно, слышали об этой теории.

Вы, несомненно, слышали об этой теории.

Некоторые из вас, я полагаю, слышали об этой теории

3) – есть ли у вас вопросы ко мне?

Вопросы есть?

Все ли ясно, коллеги?

Если вы ответили однозначно на все вопросы, значит вы владейте индивидуальным стилем.

Положительные ответы на вопросы 1,4,5,6,9 и отрицательные на остальные свидетельствуют о том, что вы относитесь к авторитарному типу.

А, наоборот – к демократическому.

Если вы ответили “нет” на вопросы 2,3,5 значит, у вас сильный тип нервной системы.

“Нет” на вопросы 1,4,6,10 говорят о подвижность ваших эмоций.

Если выяснилось, что вы относитесь к первому типу, не пытайтесь копировать манеру второго – ничего не получится.

Совет демократическому типу : постарайтесь быть в форме, прежде чем выйти на трибуну, максимально контролировать свое поведении, мимику, жестикуляцию, чтобы выработать специфическую манеру общения с аудиторией.

Тест “Человек на трибуне”.

Определяются важнейшие для оратора качества : стиль общения, тип нервной системы, подвижность эмоций.

Все, кому приходится выступать перед аудиторией, должны иметь свой способ общения со слушателями. Их можно разделить на две большие группы.

Представители первый подчиняют аудиторию себе. Конечно, они учитывают её непосредственную реакцию, но предпочитают держать “бразды” в руках. Не допускают вольностей в поведении и речи. Назовём этот стиль “авторитарным”.

Принадлежащие ко второму типу в известной мире сами подчиняются аудитории. Они располагают более разнообразным выбором вариантов поведения общения, произнесения речи. Ориентируются на реакцию аудитории, имеют более гибкую “личностную” манеру общения. Этот тип “демократический”. И у того и у другого есть свои преимущества и недостатки. Излишняя независимость от аудитории может делать выступающего нечувствительным к интересам слушателей. А стремление во всем следовать аудитории может привести к потере авторитета и эффекта от сказанного.

Надо ответить “да” или “нет” на следующие вопросы.

1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке к любому выступлению в зависимости от характера аудитории, даже если вы не раз выступали на эту тему?

2. Чувствуете ли себя после выступления “выжатым”, ощущаете ли резкое падение работоспособности ?

3. Волнуетесь ли перед выходом настолько, что должны “преодолевать” себя?

4. Всегда ли одинаково начинаете выступление?

5. Приходите ли задолго до начала выступления?

6. Нужно ли вам 3-5 минут, чтобы установить первоначальный контакт с аудиторией и заставить внимательно вас слушать.

7. Стремитесь ли вы говорить строго по намеченному плану?

8. Любите ли вы во время выступления двигаться?

9. Отвечаете ли на вопросы по ходу?

10. Успеваете ли во время выступления пошутить?

Каждый из нас хотя бы раз в жизни слышал человека, чей голос отличался красотой и выразительностью. Таких людей хочется постоянно слушать, в независимости от того, о чем они говорят. Достичь идеальных вокальных данных и дикции можно, но на это уйдет много времени, однако научиться говорить звучным голосом можно за небольшой промежуток времени. Для этого потребуется практика и соответствующее руководство. Вот несколько советов для тех, кто хочет выработать хороший ораторский голос.

Шаги

Часть 1

Выработка правильной речи

    Говорите ясно и громко . Важно, чтобы вас слышали, так что говорите громче! Не шепчите, не бубните и не опускайте голову вниз, иначе ваши слушатели будут вас игнорировать.

    • Конечно же, это не значит, что вам нужно кричать, просто меняйте громкость речи в зависимости от ситуации. К примеру, обращаясь к большой аудитории, вам придется говорить громко, чтобы все присутствующие могли вас слышать.
    • Не говорите слишком громко в обычных, повседневных ситуациях - это лишнее и может произвести неправильное впечатление.
  1. Говорите медленнее. Говорить очень быстро - плохая привычка. Слушателям будет трудно угнаться за вами или вообще разобрать вашу речь, поэтому они легко могут отключиться и перестать слушать.

    Произносите слова четко . Ясная дикция - один из важных моментов в процессе выработки ораторского голоса. Обращайте внимание на каждое слово, выговаривайте слова полностью и четко.

    Дышите глубоко . Глубокое дыхание необходимо для глубокого, выразительного голоса. Большинство людей, когда говорят, дышат слишком быстро и неглубоко, поэтому их голос звучит менее естественно и даже гнусаво.

    • Дышать следует диафрагмой, а не грудью. Чтобы проверить, насколько правильно вы дышите, положите руку на живот, сразу под ребрами: вы должны почувствовать, что при дыхании живот расширяется, а плечи приподнимаются и опускаются.
    • Работайте над правильным дыханием. Вдыхайте глубоко, наполняя живот воздухом. Вдыхайте в течение 5 секунд, затем столько же выдыхайте. Привыкните к такому дыханию и начинайте практиковать его во время речи.
    • Помните, что правильная осанка - когда вы сидите или стоите прямо, при этом ваш подбородок приподнят, а плечи отведены назад - помогает глубоко дышать и говорить с меньшими усилиями, а также придает вам уверенный вид.
    • Старайтесь вдыхать в конце каждого предложения. Если вы дышите глубоко, вам не придется останавливаться посреди предложения, чтобы набрать воздуха, а ваш собеседник получит возможность осмыслить сказанное.
  2. Меняйте тон голоса . Тон вашего голоса влияет на качество речи и на то, какой эффект она будет иметь. Высокий, дрожащий голос создает впечатление нервозности, в то время как более низкий и ровный убеждает и успокаивает.

    Часть 2

    Практика речи
    1. Выполняйте голосовые упражнения . Это хороший способ развить ваш естественный голос. Эффективнее всего практиковаться перед зеркалом. Вот несколько упражнений:

      Читайте вслух. Отрабатывайте произношение слов, темп и громкость речи, читая вслух.

      • Подберите отрывок из книги или журнала или, еще лучше, найдите текст какой-нибудь знаменитой речи и читайте вслух.
      • Не забывайте о ровной осанке, глубоком дыхании и о том, что нужно открывать рот, когда вы говорите. Можно упражняться перед зеркалом, если это вам помогает.
      • Продолжайте тренироваться, пока вам не начнет нравится то, что вы слышите. Затем старайтесь применять эти же приемы в повседневной речи.
    2. Записывайте свой голос . Большинству людей не нравится слушать звуки собственного голоса, однако для работы над ним это хорошая идея.

      • Таким образом вы сможете найти в своей речи те недостатки, которых обычно не замечаете: неправильное произношение, скорость или высота голоса.
      • Сегодня многие телефоны имеют встроенный диктофон, который можно использовать для записи и прослушивания своего голоса. Также можно записать себя на видео, чтобы увидеть со стороны свою осанку, жесты, мимику, движение глаз и губ).
    3. Наймите репетитора по технике речи. Если вам предстоит публичное выступление и вы не уверены, что сможете самостоятельно справиться, наймите преподавателя сценической речи, который найдет проблемы в вашей речи и поможет их исправить.

      Улыбайтесь во время речи. Вы произведете более благоприятное впечатление, если будете говорить в открытой, располагающей манере (а не в саркастичной, агрессивной или скучающей).

    • По возможности выполняйте голосовые упражнения в закрытом помещении без ковра. Так вы будете лучше себя слышать.
    • Попробуйте упражнения для постановки певческого голоса - они отлично помогают выработать правильную технику и дыхание.
    • Не забывайте о правильной осанке - она необходима, чтобы голос звучал хорошо.
    • При работе голосовых связок, вы должны чувствовать вибрацию в груди, спине, шее и голове. Эта вибрация создает резонанс и делает голос объемным и приятным. Полностью расслабьтесь, чтобы почувствовать вибрацию.
    • Расслабьте челюсть и губы - это ваш естественный резонатор. Если вы едва приоткрываете рот, вам понадобится куда больше усилий, чтобы достичь нужной громкости. Если ваша челюсть и губы расслаблены и движутся свободно, ваш голос будет звучать более естественно, отчетливо и менее напряженно.
    • Не переживайте, если вы все еще недовольны своим голосом. Выдающиеся голоса есть и среди низких, и среди высоких, и среди любых промежуточных вариантов.
    • Старайтесь говорить громко. Если ваша речь будет тихой, вас могут не услышать. Работайте над постановкой голоса, чтобы люди лучше понимали ваши слова.
    • Когда говорите, расслабьте плечи. Так ваш голос будет звучать более мягко и располагающе.

Умение убедительно говорить и работать с аудиторией слушателей сегодня важно каждому. Даже тем, у кого нет необходимости ежедневно выступать на конференциях, все равно требуется правильно подавать себя – от этого зависит устройство на работу, заработная плата, продвижение по карьерной лестнице. Каким бы востребованным специалистом вы ни были, важно, чтобы вас и ваши идеи услышали.

Два способа повысить ораторские способности:

  • пойти на курсы риторики или ораторского мастерства;
  • заняться самообучением.

Главное преимущество курсов - в реальной возможности выступать перед аудиторией слушателей. Однако у курсов есть и недостатки – из-за того, что в группе много людей, преподаватель не уделяет достаточное время каждому. Таким образом, отсутствует персонализированный подход, который так важен при работе над психологическими и речевыми проблемами людей, мешающими им правильно и раскрепощенно говорить.

В случае самообучения преимущества очевидны – можно пробовать различные методики, тратить на выполнение упражнений и закрепление тех или иных навыков ровно столько времени, сколько нужно, можно заниматься по удобному графику и т. д. Уроки ораторского искусства не обязательно должны проходить под контролем преподавателя: сегодня можно найти разнообразные видео уроки в интернете, самоучитель для начинающих, а также множество советов.

Ошибки начинающих ораторов

Те, кто только начинает обучение, совершают однотипные ошибки. К ним относятся:

Обучение может проходить по-разному. Большой популярностью с появлением в каждом доме интернета стали пользоваться видео уроки. Фактически они ничем не отличаются от прослушивания лекции на семинаре или тренинге для улучшения риторики – разве что нельзя задать преподавателю вопрос.

Видео могут быть бесплатными или платными. Бесплатными можно свободно находить, просматривать и скачивать в сети. На них дается информация, касающаяся риторики, рассматриваются наиболее известные упражнения по ее улучшению. Платные уроки можно найти на сайтах преподавателей риторики либо обратившись к ним лично.

К популярным упражнениям для развития ораторского мастерства относятся:

  • упражнения напротив зеркала;
  • упражнения с диктофоном;
  • самостоятельную подготовку выступления с использованием заданных опорных точек.

В первом случае можно самому наблюдать за собой во время речи или монолога. Смотря на себя в зеркало, каждый заметит волнение и суету, которые мы сами не замечаем, но которые видны тем, кто слушает публичное выступление. Эффективно и записать речь на видео – эффект упражнения будет как в упражнении с зеркалом, причем говорящий не будет постоянно отвлекаться на отражение в зеркале.

«Опорные точки» можно самостоятельно найти в интернете или книге, а можно – почерпнуть из видео, на котором о них рассказывает преподаватель. Зная «схему» монолога, составить речь легко. Однако со временем потребуется усложнение задачи и тренировки по импровизации.

На видео уроках в интернете рассказывается и о других приемах, которые можно и применять для того, чтобы стать опытным оратором. Путь к этому займет некоторое время, однако, результат того стоит – можно выступать на конференциях и собраниях перед незнакомыми людьми, общаться с коллегами, партнерами и близкими без стеснения, волнения, мгновенно формулируя мысли и умея добиваться нужной реакции на них.

Обучение ораторскому мастерству важно в каждом возрасте, для молодых и для опытных специалистов, и при разнообразных видах деятельности. Время, которое уйдет на тренировки, принесет дивиденды на протяжении будущих лет. Кроме того, даже умея выступать публично, стоит периодически расширять знания и способности в области риторики – это поможет и в бизнесе, и в учебе, и в личных отношениях.

Эмоциональная, образная, красивая речь — это один из самых мощных способов воздействия на сознание людей.

Поэтому так важно научиться красиво говорить, а для этого рекомендую вам шесть советов как развить свои ораторские способности .

Как развить ораторские способности

Еще в античные времена мудрецы говорили: «Тот, кто владеет словом, владеет умами и сердцами людей».

Чтобы увлечь слушателя при выступлении, хороший оратор старается свою речь максимально раскрасить с помощью притч, аналогий, шуток или примеров из жизни. Такие приемы также помогают представить описываемую ситуацию с разных сторон.

— Составьте для себя актуальный сборник притч и афоризмов, которые уместно будет вставлять в свою речь при выступлениях.

— Посмотрите выступления известных личностей. Обратите внимание на использование аналогий, историй, афоризмов в их речи. Наиболее удачные берите в свой арсенал.

Любая речь или любое выступление смотрится органично при грамотной жестикуляции, которая определенным раставляет акценты на важные моменты выступления.

— Посмотрите выступление известных политиков, ведущих популярных программ и ораторов. Посмотрите, какими жестами они пользуются, их манера жестикуляции. Попробуйте использовать такие же жесты в своих выступлениях.

— Понаблюдайте со стороны за своей жестикуляцией во время беседы или публичного выступления. Очень хорошо для анализа записать видео. А теперь, посмотрите и оцените свою жестикуляцию при выступлении. Подкорректируйте свои движения так, чтобы жесты точно раставляли смысловые акценты речи. При активной жестикуляции целесообразно уменьшить движение рук.

Совет 5. Использование прилагательных при описании ситуации

Различные прилагательные в общении помогают людям увидеть, услышать и прочувствовать то, о чем вы говорите.

Считается, что все люди делятся на три группы:

Визуалы

У таких людей преобладает зрительная система восприятия, поэтому они мыслят образами. Чтобы увлечь визуала своим выступлением, добавьте в свою речь такие прилагательные, как яркий, блестящий, красивый и другие.

Аудиалы

У таких людей преобладает звуковая система восприятия, поэтому они мыслят звуками. Аудиал услышит ваше выступление, если в нем будут присутствовать такие прилагательные, как громкий, звучный, тихий и другие.

Кинестетики

У таких людей преобладает тактильная или внутренняя система восприятия, поэтому они воспринимают информацию через ощущения. Кинестетики прочувствуют ваше выступление, если в нем будут присутствовать такие прилагательные, как нежный, душевный, добрый и другие.

Чтобы ваше выступление было интересным для большой аудитории, разнообразьте свою речь прилагательными всех видов.

При общении прислушайтесь к своему собеседнику, постарайтесь понять, какая система восприятия у него преобладает и в своей речи используйте соответствующие прилагательные. В этом случае, ваша речь будет визуализирована, услышана, прочувствована.

Совет 6. Старайтесь получать удовольствие от общения и будьте уверенными в своих силах

Все вышеперечисленные приемы действуют только если оратор уверенно и естественно держится перед людьми, а также получает удовольствие от общения.

Поэтому больше общайтесь и чаще высказывайте свое мнение. Чем больше вы будете выступать, тем быстрее почувствуете в себе уверенность и удовольствие от процесса общения.