Визит Патриарха Кирилла в Александрийский Патриархат: радость и ожидания. Визит Патриарха Кирилла в Александрийский Патриархат: радость и ожидания Духовное образование в Александрийской Церкви

Александрийский патриархат

один из пяти древнейших патриархатов. В наст. время название Александрийской носят четыре патриаршие кафедры: две католические - мелькитская (Мелькитская Католическая Церковь) и коптская (Коптская Католическая Церковь), одна православная и одна древневосточная (Коптская Церковь).

Город Александрия Египетская был заложен в 332 до н.э. Александром Македонским, с 311 Александрия стала столицей Египта, с кон. IV в. до н.э. по VII в. н.э. она была одним из крупнейших центров эконом. и культ. жизни эпохи эллинизма и Рим. империи. Александрия была вторым по значимости христ. городом после Рима вплоть до основания Константинополя. Основателем Церкви в Александрии считается ап. Марк, проповедовавший здесь, принявший мученическую кончину (63) и почитаемый как первомученик и просветитель Африки. На гербе патриархов А.п. изображается лев - символ ап. Марка. Христианство в Египте распространилось вначале лишь в греч. и евр. среде. Египтяне не проявили интереса к новой религии, и поэтому егип. имена в списке епископов Александрии появляются лишь к концу II в.

С сер. III в. Александрийский епископ носит почетный титул папы. Впервые его использовал Дионисий Александрийский. Титул патриарха за Александр. епископом утвердился с VI в. Офиц. языком А.п. был греческий. Большинство александр. богословов также использовали греч. язык.

I Никейский собор (325) уделил А.п. второе по чести место после Рима, однако I Константинопольский собор, а затем Халкидонский собор (451) закрепил за ним третье место после Рима и Константинополя. Римские папы долгое время не соглашались с этим решением и придерживались никейских постановлений. В течение первых трех столетий христ. истории на территории А.п. было построено большое количество храмов и введен собственный чин литургии - литургия ап. Марка (александрийская).

Монашество в А.п. появилось в III в. Благодаря деятельности Антония Великого оно распространилось в Египте; к кон. IV в. его осн. центрами стали Фиваида и Нитрия. Впоследствии опыт монаш. жизни распространился на терр. Палестины, Сирии и др. стран. Этот период истории А.п. ознаменован также деятельностью Александрийской богословской школы, ставшей одним из важнейших богосл. центров христ. мира.

Единство А.п. было расколото после Халкидонского собора, осудившего ересь монофизитства. Христологические споры спровоцировали сепаратистские тенденции в А.п.: бóльшая часть верующих последовала за монофизитским патр. Диоскором I (444–451), что, в свою очередь, заложило основу для формирования Коптской Церкви; меньшая часть, преимущественно греки, оставалась верной ортодокс. учению и стала основой Мелькитской Церкви А.п. С 457 в А.п. существовали две параллельные иерархии: ортодоксальная греч. (мелькитская), которую поддерживали преимущественно жители крупных городов, и монофизитская коптская, опиравшаяся на сельское население Египта. Патриарший престол А.п. постоянно оспаривался мелькитскими и копт. кандидатами, с 482 по 538 на нем преобладали копт. патриархи монофизитской ориентации. После 538 стали действовать двойные патриаршие структуры: мелькитская ортодокс. и копт. монофизитская. Со времен имп. Юстиниана I и вплоть до араб. нашествия копт. патриархи, спасаясь от преследований, имели своей резиденцией мон. Св. Макария в горном Египте; в 642 коптский патр. Вениамин I (623–662) вернул патриаршую резиденцию в Александрию, но в сер. XI в. патр. Христодул (1047–77) перенес местопребывание копт. патриархов в Каир.

Араб. завоевание Египта (638) положило конец соперничеству мелькитского и монофизитского патриархов в А.п., поскольку мелькитский патриарх был вынужден бежать в Константинополь. После смерти патр. Петра II (652) мелькитский патриарший престол Александрии оставался вакантным на протяжении 75 лет. В это время А.п. переживал новый кризис, связанный с распространением монофелитства. Избранный в 727 на Александрийский престол при поддержке визант. имп. Льва III патр. Косма I (727–767) отрекся от монофелитства на поместном соборе 743. Коптская Церковь во время араб. правления имела относительную свободу, в то время как Мелькитская Церковь подвергалась преследованиям, а также эконом. и социальному давлению со стороны мусульм. властей, которые рассматривали мелькитов как полит. сторонников Византии. К XIII в. численность правосл. населения в Александрии составляла ок. 100 тыс. чел.

Во время крестовых походов установились тесные связи мелькитского А.п. с Римом. По просьбе мелькитского патр. Николая I (ок. 1210–18) Папа Иннокентий III предпринял шаги для защиты христиан в Египте от преследований сарацин. Апост. посланием Ex litteris quas от 29.04.1213 Иннокентий III пригласил патр. Николая I на IV Латеранский собор, на котором мелькитский А.п. представлял патриарший делегат диакон Герман. Вскоре, однако, связи А.п. с Римом были прерваны, о чем свидетельствует назначение крестоносцами первого лат. патр. Александрии Афанасия Клермонского в 1219; впрочем, ни он, ни его преемники так и не смогли обосноваться в Александрии и считались титулярными. Окончательно лат. патриархат Александрии был упразднен в понтификат Папы Иоанна XXIII.

В 1439 мелькитский патр. Филофей присоединился к Флорентийской унии (Ферраро-Флорентийский собор).

С 1517 Александрия оказалась под властью турок. Резиденция мелькитского патриарха была перенесена в Константинополь, что способствовало окончательному закреплению в богослужебной практике А.п. визант. литургии. В Оттоманской империи А.п. во многом сохранил свое значение благодаря тому, что султаны наделяли правосл. патриархов правами «этнархов» (лидеров нации). С XVI в. начали развиваться отношения А.п. с Россией, первым из Александрийских патриархов побывал в России патр. Паисий (1657–77), принимавший участие в соборе 1666–67, низложившем патр. Никона.

В 1442 была формально заключена уния Рима с Коптской Церковью, однако реальных плодов она не имела. В 1761 Папа Климент XIII учредил в Александрии апост. викариат, а в 1824 буллой Папы Льва XII Petrus apostolorum princeps был основан патриархат для коптов-католиков, возобновленный Папой Львом XIII в 1895.

В 1774 Конгрегация по распространению веры подчинила юрисдикции мелькитского патр. Антиохии мелькитов-католиков в Египте. В 1833 Папа Григорий XVI даровал Антиохийскому мелькитскому катол. патриарху Максиму III Мазлюму (1833–55) в качестве личной привилегии также титулы патриарха Александрийского и Иерусалимского. Все последующие мелькитские катол. патриархи также носили эти титулы и пребывали попеременно в Каире и в Дамаске. В Александрии находилась резиденция их викариев.

Положение правосл. А.п. улучшилось лишь в период правления Мухаммеда Али Паши (1806–48), установившего рел. свободу. Зависимость правосл. Александрийской патриархии от Константинопольской просуществовала до XIX в., последним назначенным в Стамбуле предстоятелем А.п. стал Иерофей I (1846/47–58), первым за несколько столетий вернувший патриаршую резиденцию в Александрию. Его преемник патр. Иерофей II в 1858 был избран правосл. общиной Александрии, а не назначен Константинопольским патриархом. Реформатором церк. жизни в правосл. А.п. стал патр. Фотий (1900–25); при нем А.п. начал выпускать свои печатные издания, в т.ч. периодические. В нач. XX в. шла обширная иммиграция малоазийских греков и правосл. арабов в Египет, в результате чего к 1930 православные составляли в стране ок. 150 тыс. чел. Преемник Фотия, патр. Мелетий II (1926–35), составил правила самоуправления для А.п. и подал их на рассмотрение егип. пр-ву, которое одобрило их. С этих пор А.п. стал независимым и даже получил защиту гос-ва. Патр. Мелетий также основал семинарию Св. Афанасия, упорядочил систему церк. судопроизводства и распространил юрисдикцию А.п. на всю Африку, заменив в титуле Александрийского патриарха слова «всего Египта» на «всея Африки».

Отношения между А.п. и Русской Правосл. Церковью оживились в XX в. На Московском поместном соборе 1945 при избрании патриарха Алексия I присутствовал Александрийский патр. Христофор II, еще дважды после этого посещавший СССР. Его преемник патр. Николай VI (1968–86) неоднократно бывал гостем Русской Правосл. Церкви, начиная с собора 1971, избравшего патр. Московского Пимена. В Александрии существует подворье Русской Правосл. Церкви с храмом Св. Александра Невского. С 1956 в Одессе действует подворье А.п. с храмом Пресвятой Троицы.

В наст. время в Египте к правосл. А.п. принадлежит около 3 тыс. греков и 15 тыс. арабов. В др. странах большинство верующих, относящихся к А.п., составляют этнические греки, но также есть и араб. приходы, всего ок. 250 тыс. человек в разных странах африк. континента.

Управление правосл. А.п. осуществляется в соответствии с традицией, установленной в кон. XIX в.: Свящ. Синод включает в себя не менее 7 митрополитов и собирается не реже раза в год. По той же традиции избрание патриарха осуществляется как клиром, так и мирянами. Патриаршая резиденция правосл. А.п. находится в Александрии, кафедр. собора два: Св. Саввы Освященного - в Александрии и Св. Николая - в Каире. Правосл. А.п. делится на 13 митрополий, располагает 166 храмами, 2 монастырями. При патриархате действует Институт восточных исследований, а также библиотека, в которой собраны ценные манускрипты и редкие издания. Офиц. печатный орган А.п. - журнал Pantainos. Правосл. А.п. - член Всемирного совета Церквей.

Лит-ра: История Православной Церкви в XIX веке / Под ред. А. Лопухина. СПб., 1901 (переизд. М., 1998), т. 1, с. 217–236; Роберсон, 60–62; Hardy E.R. Christian Egypt. NY., 1952; At*****er D. The Christian Churches of the East. Milwaukee, 1961–62. 2 vol.; Vries W. de u.a. Rom und die Patriarchates des Ostens. Fri., 1963; Michałowski K. Aleksandria. Wwa, 1970


Католическая энциклопедия . EdwART . 2011 .

И др.) заложили основы Александрийской школы богословствования , ставшей одним из важнейших богословских центров христианского мира.

В течение первых трёх столетий было построено большое количество храмов и введён собственный чин литургии - литургия апостола Марка (александрийская).

В III веке в Александрийской церкви благодаря деятельности Антония Великого появилось монашество . Оно распространилось в Египте. К концу IV века его основными центрами стали Фиваида и Нитрия . Впоследствии опыт монашеской жизни распространился на территории Палестины , Сирии и других стран.

Официальным и литургическим языком Александрийской церкви был греческий . Большинство александрийских богословов также использовали греческий язык .

Ко времени правления святителя Афанасия Александрийского относится знаменательное событие: ок. 330 года Александрийская Церковь простёрла свою юрисдикцию за пределы Римской империи - в Аксум , куда был поставлен епископом Св. Фрументий . Позже христианство распространилось и в других, соседних с Египтом областях, в частности, в Нубии и Аравии . Возникшие автономные Церкви, Эфиопская и Аравийская, находились в канонической зависимости от престола апостола Марка. Возможно, что в VI веке в ведение Александрийского Патриархата были переданы области Северо-Западной Африки (Карфагенская Церковь) и Южной Испании, присоединённые к Византии при императоре Юстиниане I .

Разделение Александрийской церкви после Халкидонского собора

Александрийская Церковь, имевшая свою богословскую школу, в разное время возглавлявшуюся великими Отцами Церкви , стала последовательной сторонницей миафизитской христологии , что позволило ей защитить учение церкви от несторианского диофизитства , возникшего в Антиохийской богословской школе . Отказ Александрийского патриарха Диоскора I (444-451) признавать диофизитское учение папы Римского Льва привело в 451 году к созыву Халкидонского собора , где по требованию папских легатов Диоскор был осужден и низложен. Низложение патриарха Диоскора обезглавило александрийскую делегацию, однако, стало формальным поводом для отказа александрийцев подписываться под вероопределениями собора. При серьезной оппозиции Александрийской церкви Халкидонскому собору, имперской властью в ней был поставлен патриарх-халкидонит Протерий . Он был свергнут восставшими александрийцами, как только город покинули имперские войска. На место Протерия был поставлен патриарх-антихалкидонит Тимофей II Элур , что привело к конфликту с константинопольскими властями и дало начало расколу единой Александрийской церкви на две параллельные церкви: нехалкидонитскую и халкидонитскую. С 538 года стали действовать двойные патриаршие структуры.

В период арабского господства и крестовых походов

При халифе аль-Мутаваккиле (847-861) христианам пришлось пережить тяжёлое гонение. Были разрушены многие церкви, запрещалось совершать Богослужения и Таинства.

К X веку произошла арабизация православной общины Египта, у неё сложилась собственная арабоязычная литература, самыми яркими представителями которой были Патриарх Евтихий II и историк X-XI веков Яхья Антиохийский , первую половину жизни проведший в Египте. Этническое самосознание египетских мелькитов было весьма размыто, однако заметно, что они не отождествляли себя ни с ромеями-византийцами , ни тем более с арабами . Распространёнными самоназваниями этой общины были термины «христиане мелькитские», «мелькиты александрийские» и т. п., никакой более конкретной этнической идентификации они не знали. Большинство Александрийских Патриархов VIII - начала XI века происходили из земель, находившихся во владении халифата, и были слабо связаны с греко-византийской культурой.

С XI века начинается обратная волна эллинизации Александрийской Церкви, укрепляются её связи с Византией. Патриархи, видимо греческого происхождения, часто посещали Константинополь , писали свои трактаты и проповеди на греческом языке (как Кирилл II на рубеже XI-XII веков).

Тяжёлый упадок, который переживала Александрийская Церковь под мусульманским владычеством, обусловил крайнюю ограниченность исторических источников, позволяющих судить о её внутренней жизни, общественном устройстве и т. д. Известно, что численность православных в Египте была крайне незначительной и постоянно сокращалась. С 300 тыс. чел. на момент араб. завоевания (ок. 5 % от всего количества египетских христиан) мелькитская община уменьшилась до 90-100 тысяч к началу XIII века и до нескольких тысяч к началу османской эпохи.

Многие Александрийские Патриархи XIII-XIV века происходили из греческой среды, долгие годы жили в Константинополе и почти не появлялись в Египте, но активно участвовали в церковной жизни Византии.

В 1439 году представитель Александрийского папы Филофея подписал Флорентийскую унию (Ферраро-Флорентийский собор) .

В период турецкого господства

В 1517 году Египет стал одной из провинций Османской империи . Резиденция Александрийского патриарха была перенесена в Константинополь, что способствовало окончательному закреплению в богослужебной практике Александрийской церкви византийской литургии. Александрийские патриархи в этот период жили зачастую также в Константинополе, принимая активное участие в местных делах, и бывая у себя на кафедре наездами. Александрийская патриархия фактически потеряла свою самостоятельность, попав в зависимость от Константинопольского патриарха, который совместно со своим синодом и назначал Александрийских патриархов. Немногочисленной паствой управлял фактически сам патриарх, при котором иногда был ещё один епископ. Поскольку большую часть православных в Египте составляли греки, то и духовенство Александрийской Церкви было исключительно греческим .

В Оттоманской империи греческая Александрийская церковь во многом сохранила своё значение благодаря тому, что султаны наделяли всех подвластных им патриархов правами этнархов (лидеров нации). Посетивший в 1657 году Египет русский монах Арсений (Суханов) сообщал, что в Каире «постоянно живут 600 православных арабов и эллинов». Во всем Александрийском Православном Патриархате в XVI - начале XIX века было 8 храмов - 4 в Каире и по одному в Александрии (в монастыре святого Саввы), Розетте и Дамиетте - и 2 монастыря: преподобного Саввы в Александрии и великомученика Георгия в Каире , где размещалась резиденция патриарха.

Александрийская церковь почти не имела собственных доходов в Египте и потому постоянно находилась в тяжёлом финансовом положении и жила только благодаря поддержке других Восточных патриархов и помощи православных государств; прежде всего, России. Контакты Александрийского Патриархата с Россией и Русской церковью начались ещё во времена Ивана IV Грозного . Первым из Александрийских пап побывал в России патриарх Паисий , принимавший участие в соборе 1666-1667 годов, низложившем патриарха Никона .

В 1830-1840-х годы наблюдатели оценивали численность православной общины Египта в 2-5 тысяч человек, включая проживающих в стране иностранных подданных. Большинство православных жили в Каире , Александрии и Дамиетте , незначительные общины существовали в Розетте (араб. Рашид) и Суэце . Численный рост православного населения и его растущее благосостояние не могли не сказаться на положении Александрийской патриархии. Стали открываться школы, благотворительные учреждения. В 1856 году был освящён построенный на средства общины кафедральный Благовещенский собор в Александрии. К середине XIX века усилиями преуспевающих бизнесменов у греков были созданы общественные организации - общины и благотворительные учреждения. Эти общины были совершенно новым явлением в общественной жизни крупных городов, где на протяжении столетий единственной легитимной общественной организацией православного населения была Александрийская православная Церковь, которая, несмотря на стеснённость в средствах, старалась выполнять не только чисто церковные, но и социальные функции, например, поддерживать бедных. С появлением общин, которыми руководили энергичные и социально активные люди, эта традиционная монополия Церкви была оспорена. Трения между Патриархией и общинами начались из-за соперничества за руководство благотворительными учреждениями. Затем общины стали претендовать и на участие в делах самой Патриархии . С ростом паствы и благосостояния Александрийской церкви усилилась её независимость от Константинопольской патриархии. При патриархе Иерофее II были учреждено несколько епископских кафедр, что позволяло самостоятельно поставлять епископов и избирать патриарха. В 1866 году патриарх Никанор был избран уже в Египте, а не в Константинополе .

При слабых наследниках Мухаммеда Али, во второй половине XIX века, Египет превратился в полуколонию европейских держав и был оккупирован британскими войсками в 1882 году. Строительство дорог, каналов, перерабатывающих предприятий, рост внешней торговли привели к наплыву из-за рубежа большого числа количества технических специалистов, торговцев и предпринимателей. Среди иммигрантов было много православных греков и сирийцев , заполнивших важные социальные ниши (бизнес, издательское дело, журналистика, образование). К началу XX века православная община (главным образом за счёт иммиграции) насчитывала уже около 100 тысяч человек (63 тысяч греков, остальные - арабы). Клир Александрийского патриархата на тот момент насчитывал (помимо Патриарха) два митрополита и 50 клириков.

Александрийская церковь в XX веке

Реформатором церковной жизни в Александрийской церкви стал патриарх Фотий (1900-1925); при нём Александрийская церковь начала выпускать свои печатные издания, в том числе периодические. В начале XX века началась иммиграция малоазийских греков и православных арабов в Египет, в результате чего к 1930 году православные византийской традиции составляли в стране около 150 тысяч человек.

В 1925 году греческий архимандрит Никодим (Сарикас), проживавший в Моши Карфагенской церкви Уганды и Кении были приняты в полное каноническое общение с Патриаршим престолом, а в 1963 году присоединены к Александрийской церкви.

Вследствие деятельности повстанцев мау-мау в 1952 году британские колониальные власти в Кении объявили чрезвычайное положение . Православная церковь была запрещена, храмы и школы были закрыты, за исключением собора в Найроби , бывшего преимущественно греческим (православные африканцы сочувствовали восставшим, в то время как католики и протестанты поддерживали власти).

При патриархе Николае VI , в 1982 году, в Найроби открылась патриаршая семинария архиепископа Макария III , где обучаются будущие православные священники из многих стран Африки. Создание этого учебного заведения стало отправной точкой для стремительного роста количества православных христиан на востоке Африки.

В настоящее время Александрийская церковь насчитывает всего около 6 млн верующих, которые объединены в 5 египетских и 19 африканских епархий. Богослужение совершается на древнегреческом, арабском и местных языках. В частности, в Кении основной литургический язык - суахили . В африканских епархиях ведутся работы по переводу богослужения и на другие местные языки.


Перевод с английского Марины Леонтьевой

С радостью встретили православные Египта весть о визите Патриарха Кирилла в древний Александрийский Патриархат. Глава крупнейшей и наиболее влиятельной в мире Православной Церкви начал свою поездку с посещения кафедры святого апостола Марка и завершит ее в Сирии в Дамаске. Эта весть быстро разнеслась среди прихожан, и вскоре в Александрии и Каире начались приготовления к этому большому духовному событию.

Патриарх Кирилл вместе с Патриархом Феодором II совершили Божественную литургию в кафедральном соборе Александрии. Каирские священники под предводительством Архимандрита Элиаса Хабиба приехали в Александрию, чтобы поучаствовать в этом историческом событии вместе с александрийскими верующими.

Мне кажется, такая радостная реакция и праздничная атмосфера объясняются двумя важными причинами. Во-первых, исторически тесными связями между двумя Патриархатами. Во-вторых, значительным авторитетом Московского Патриарха как выдающейся духовной личности православного мира.

За последние два десятилетия Русская Православная Церковь усилила свою духовную роль и свое сотрудничество на Среднем Востоке. Грандиозный собор св. Николая воздвигнут в Объединенных Арабских Эмиратах, заметно возобновление деятельности в Иерусалиме, благодаря чему христиане Антиохийской Церкви получают материальную и духовную поддержку. Сегодня в Африке можно встретить миссионеров, содействующих стараниям Александрийского Патриархата в этой бедной и зачастую заброшенной части света.

Исторически сложилось так, что мы, александрийцы, хорошо знаем, как Русская Церковь помогла в восстановлении Православных Церквей и Патриаршей Библиотеки. Действующий Патриарх Александрийский Феодор II был наместником Александрийской Епархии в Москве. Он свободно говорит по-русски, и даже иногда по-русски молится. Он присутствовал при интронизации Патриарха Кирилла и совершал вместе с ним его первую после интронизации Божественную Литургию в Храме Христа Спасителя.

В качестве дальнейшего свидетельства тесных взаимоотношений, Патриарх Кирилл преподнес колокола, вылитые в России специально для Свято-Георгиевского Патриаршего монастыря в Каире. Это можно считать указанием на перспективу дальнейшего сотрудничества на официальном и пастырском уровнях.

Как член Александрийской Православной Церкви, я воспринимаю первый визит Патриарха Кирилла в Александрийский Патриархат, как продолжение сотрудничества и содействия Русской Церкви. Церкви в Египте нужна поддержка в ее программах и развитии. В настоящий момент основными сложностями, с которыми приходится сталкиваться Церкви, стали бедность и социальные проблемы. Африканским миссионерам нужна поддержка всего христианского мира, помощь в проповеди Евангелия и просвещении божественным светом людей, которые проживают на беднейшем континенте в тяжелых условиях.

В духовной плоскости растет интерес к русскому святоотеческому наследию. Православные Средней Азии сегодня трудятся над переводом и изучением русских святых отцов. Церковь Святых Архангелов в Египте опубликовала некоторые переводы известных работ современных русских отцов. Православным верующим, говорящим на арабском языке, постепенно становятся известны работы отцов Сергия Булгакова, Георгия Флоровского. Я убежден, что Русская Православная Церковь должна предложить и поддержать мероприятия по общению между александрийскими и русскими верующими, в том числе знакомя православных христиан Среднего Востока с русским духовным опытом.

Я верю, что этот визит станет положительным шагом на пути осуществления данных ожиданий.

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ПАТРИАРХАТ — один из пяти древнейших патриархатов. В наст. время название Александрийской носят четыре патриаршие кафедры: две католические — мелькитская (Мелькитская Католическая Церковь) и коптская (Коптская Католическая Церковь), одна православная и одна древневосточная (Коптская Церковь).

Город Александрия Египетская был заложен в 332 до н.э. Александром Македонским, с 311 Александрия стала столицей Египта, с кон. IV в. до н.э. по VII в. н.э. она была одним из крупнейших центров эконом. и культ. жизни эпохи эллинизма и Рим. империи. Александрия была вторым по значимости христ. городом после Рима вплоть до основания Константинополя. Основателем Церкви в Александрии считается ап. Марк, проповедовавший здесь, принявший мученическую кончину (63) и почитаемый как первомученик и просветитель Африки. На гербе патриархов А.п. изображается лев — символ ап. Марка. Христианство в Египте распространилось вначале лишь в греч. и евр. среде. Египтяне не проявили интереса к новой религии, и поэтому егип. имена в списке епископов Александрии появляются лишь к концу II в.

С сер. III в. Александрийский епископ носит почетный титул папы. Впервые его использовал Дионисий Александрийский. Титул патриарха за Александр. епископом утвердился с VI в. Офиц. языком А.п. был греческий. Большинство александр. богословов также использовали греч. язык.

I Никейский собор (325) уделил А.п. второе по чести место после Рима, однако I Константинопольский собор, а затем Халкидонский собор (451) закрепил за ним третье место после Рима и Константинополя. Римские папы долгое время не соглашались с этим решением и придерживались никейских постановлений. В течение первых трех столетий христ. истории на территории А.п. было построено большое количество храмов и введен собственный чин литургии — литургия ап. Марка (александрийская).

Монашество в А.п. появилось в III в. Благодаря деятельности Антония Великого оно распространилось в Египте; к кон. IV в. его осн. центрами стали Фиваида и Нитрия. Впоследствии опыт монаш. жизни распространился на терр. Палестины, Сирии и др. стран. Этот период истории А.п. ознаменован также деятельностью Александрийской богословской школы, ставшей одним из важнейших богосл. центров христ. мира.

Единство А.п. было расколото после Халкидонского собора, осудившего ересь монофизитства. Христологические споры спровоцировали сепаратистские тенденции в А.п.: бóльшая часть верующих последовала за монофизитским патр. Диоскором I (444-451), что, в свою очередь, заложило основу для формирования Коптской Церкви; меньшая часть, преимущественно греки, оставалась верной ортодокс. учению и стала основой Мелькитской Церкви А.п. С 457 в А.п. существовали две параллельные иерархии: ортодоксальная греч. (мелькитская), которую поддерживали преимущественно жители крупных городов, и монофизитская коптская, опиравшаяся на сельское население Египта. Патриарший престол А.п. постоянно оспаривался мелькитскими и копт. кандидатами, с 482 по 538 на нем преобладали копт. патриархи монофизитской ориентации. После 538 стали действовать двойные патриаршие структуры: мелькитская ортодокс. и копт. монофизитская. Со времен имп. Юстиниана I и вплоть до араб. нашествия копт. патриархи, спасаясь от преследований, имели своей резиденцией мон. Св. Макария в горном Египте; в 642 коптский патр. Вениамин I (623-662) вернул патриаршую резиденцию в Александрию, но в сер. XI в. патр. Христодул (1047-77) перенес местопребывание копт. патриархов в Каир.

Араб. завоевание Египта (638) положило конец соперничеству мелькитского и монофизитского патриархов в А.п., поскольку мелькитский патриарх был вынужден бежать в Константинополь. После смерти патр. Петра II (652) мелькитский патриарший престол Александрии оставался вакантным на протяжении 75 лет. В это время А.п. переживал новый кризис, связанный с распространением монофелитства. Избранный в 727 на Александрийский престол при поддержке визант. имп. Льва III патр. Косма I (727-767) отрекся от монофелитства на поместном соборе 743. Коптская Церковь во время араб. правления имела относительную свободу, в то время как Мелькитская Церковь подвергалась преследованиям, а также эконом. и социальному давлению со стороны мусульм. властей, которые рассматривали мелькитов как полит. сторонников Византии. К XIII в. численность правосл. населения в Александрии составляла ок. 100 тыс. чел.

Во время крестовых походов установились тесные связи мелькитского А.п. с Римом. По просьбе мелькитского патр. Николая I (ок. 1210-18) Папа Иннокентий III предпринял шаги для защиты христиан в Египте от преследований сарацин. Апост. посланием Ex litteris quas от 29.04.1213 Иннокентий III пригласил патр. Николая I на IV Латеранский собор, на котором мелькитский А.п. представлял патриарший делегат диакон Герман. Вскоре, однако, связи А.п. с Римом были прерваны, о чем свидетельствует назначение крестоносцами первого лат. патр. Александрии Афанасия Клермонского в 1219; впрочем, ни он, ни его преемники так и не смогли обосноваться в Александрии и считались титулярными. Окончательно лат. патриархат Александрии был упразднен в понтификат Папы Иоанна XXIII.

В 1439 мелькитский патр. Филофей присоединился к Флорентийской унии (Ферраро-Флорентийский собор).

С 1517 Александрия оказалась под властью турок. Резиденция мелькитского патриарха была перенесена в Константинополь, что способствовало окончательному закреплению в богослужебной практике А.п. визант. литургии. В Оттоманской империи А.п. во многом сохранил свое значение благодаря тому, что султаны наделяли правосл. патриархов правами «этнархов» (лидеров нации). С XVI в. начали развиваться отношения А.п. с Россией, первым из Александрийских патриархов побывал в России патр. Паисий (1657-77), принимавший участие в соборе 1666-67, низложившем патр. Никона.

В 1442 была формально заключена уния Рима с Коптской Церковью, однако реальных плодов она не имела. В 1761 Папа Климент XIII учредил в Александрии апост. викариат, а в 1824 буллой Папы Льва XII Petrus apostolorum princeps был основан патриархат для коптов-католиков, возобновленный Папой Львом XIII в 1895.

В 1774 Конгрегация по распространению веры подчинила юрисдикции мелькитского патр. Антиохии мелькитов-католиков в Египте. В 1833 Папа Григорий XVI даровал Антиохийскому мелькитскому катол. патриарху Максиму III Мазлюму (1833-55) в качестве личной привилегии также титулы патриарха Александрийского и Иерусалимского. Все последующие мелькитские катол. патриархи также носили эти титулы и пребывали попеременно в Каире и в Дамаске. В Александрии находилась резиденция их викариев.

Положение правосл. А.п. улучшилось лишь в период правления Мухаммеда Али Паши (1806-48), установившего рел. свободу. Зависимость правосл. Александрийской патриархии от Константинопольской просуществовала до XIX в., последним назначенным в Стамбуле предстоятелем А.п. стал Иерофей I (1846/47-58), первым за несколько столетий вернувший патриаршую резиденцию в Александрию. Его преемник патр. Иерофей II в 1858 был избран правосл. общиной Александрии, а не назначен Константинопольским патриархом. Реформатором церк. жизни в правосл. А.п. стал патр. Фотий (1900-25); при нем А.п. начал выпускать свои печатные издания, в т.ч. периодические. В нач. XX в. шла обширная иммиграция малоазийских греков и правосл. арабов в Египет, в результате чего к 1930 православные составляли в стране ок. 150 тыс. чел. Преемник Фотия, патр. Мелетий II (1926-35), составил правила самоуправления для А.п. и подал их на рассмотрение егип. пр-ву, которое одобрило их. С этих пор А.п. стал независимым и даже получил защиту гос-ва. Патр. Мелетий также основал семинарию Св. Афанасия, упорядочил систему церк. судопроизводства и распространил юрисдикцию А.п. на всю Африку, заменив в титуле Александрийского патриарха слова «всего Египта» на «всея Африки».

Отношения между А.п. и Русской Правосл. Церковью оживились в XX в. На Московском поместном соборе 1945 при избрании патриарха Алексия I присутствовал Александрийский патр. Христофор II, еще дважды после этого посещавший СССР. Его преемник патр. Николай VI (1968-86) неоднократно бывал гостем Русской Правосл. Церкви, начиная с собора 1971, избравшего патр. Московского Пимена. В Александрии существует подворье Русской Правосл. Церкви с храмом Св. Александра Невского. С 1956 в Одессе действует подворье А.п. с храмом Пресвятой Троицы.

В наст. время в Египте к правосл. А.п. принадлежит около 3 тыс. греков и 15 тыс. арабов. В др. странах большинство верующих, относящихся к А.п., составляют этнические греки, но также есть и араб. приходы, всего ок. 250 тыс. человек в разных странах африк. континента.

Управление правосл. А.п. осуществляется в соответствии с традицией, установленной в кон. XIX в.: Свящ. Синод включает в себя не менее 7 митрополитов и собирается не реже раза в год. По той же традиции избрание патриарха осуществляется как клиром, так и мирянами. Патриаршая резиденция правосл. А.п. находится в Александрии, кафедр. собора два: Св. Саввы Освященного — в Александрии и Св. Николая — в Каире. Правосл. А.п. делится на 13 митрополий, располагает 166 храмами, 2 монастырями. При патриархате действует Институт восточных исследований, а также библиотека, в которой собраны ценные манускрипты и редкие издания. Офиц. печатный орган А.п. — журнал Pantainos. Правосл. А.п. — член Всемирного совета Церквей.

Лит-ра: История Православной Церкви в XIX веке / Под ред. А. Лопухина. СПб., 1901 (переизд. М., 1998), т. 1, с. 217-236; Роберсон, 60-62; Hardy E.R. Christian Egypt. NY., 1952; At*****er D. The Christian Churches of the East. Milwaukee, 1961-62. 2 vol.; Vries W. de u.a. Rom und die Patriarchates des Ostens. Fri., 1963; Michałowski K. Aleksandria. Wwa, 1970

Согласно церковному преданию, Александрийская Церковь была основана святым апостолом Марком.

В первые века христианства православные в Египте претерпели гонения от римских императоров. В 202 году император Септимий Север посетил Палестину, после чего стал гнать христиан. Следующий император Деций также преследовал христиан. Другой император Валериан, сначала благосклонно относился к христианам, но в последние годы своего правления (257- 260 г.) стал их преследователем. Но его сын в 260 году Галлиен прекратил гонения.

Но уже при императоре Диоклетиане в 303-304 годах, Православной Церкви вновь пришлось пережить гонение. И только после того как император Константин Великий (306-337гг.) издал указ о прекращении гонений на христиан, а в 313 году был утвержден Миланский эдикт, дающий право исповедовать религию по собственному выбору, Александрийская Церковь обрела мир.

В III-IV веке в Александрии образовалась богословская школа, наиболее яркими представителями которой были Ориген и Климент Александрийский.
Именно в Египте особенно сильно проявилось стремление к отшельнической жизни. Одним из родоначальников монашества был преп. Павел Фивейский. Наиболее известные обители - Нитрия, где подвизался преподобный Аммоний, скит преподобного Макария Египетского и основанный преподобным Пахомием в 315-320 гг. общежительный Тавеннисийский монастырь. К началу V века в Египте было около шестисот монастырей и семи тысяч монахов.

Арий, уроженец Ливии или Александрии, был рукоположен во дьякона святителем Петром Александрийским и им же отлучен за приверженность к мелитианству. Позже, когда Арий раскаялся, архиепископ Ахилла рукоположил его в сан пресвитера. В Александрии на Соборе 320 -321гг. была осуждена ересь Ария, который утверждал, что Господь сотворен и не вечен.
В 325 году на Первом Вселенском Соборе, в городе Никее, Арий был осужден всей Церковью.

В 630 году на Александрийский престол вступил бывший епископ Фасиса Кир. Он принял доктрину о единой природе Христа - монофелитство, первоначально сформулировав ее как единство «богочеловеческой энергии» во Христе. Это учение было официально провозглашено во всей Александрийской Церкви 3 июня 633 года.

Против распространения монофелитства в Александрии выступил ученый монах святой Софроний. К нему присоединился преподобный Максим Исповедник, отстаивавший Православие не только в Александрии, но и во многих других областях Египта. В результате император Ираклий издал в 638 году экстезис — эдикт, запрещавший обсуждение вопроса об одной или двух волях Спасителя. Этот документ, подготовленный в Константинополе, принял и Кир Александрийский. На Шестом Вселенском Соборе было сформулировано православное учение о двух волях в Иисусе Христе.

Во второй трети VII века восточные провинции Византии подверглись нашествию арабов-мусульман. В сентябре 642 года византийцы, окруженные в Александрии, сдались.

Христиане в покоренном Египте сохранили свободу вероисповедания. Патриарх Кир умер еще до сдачи Александрии (весной 642), а избранный его преемником Петр, также монофелит, покинул Египет вместе с византийской армией и скончался в Константинополе около 654 г. После него преемство православных Александрийских патриархов прервалось более чем на 70 лет.
В 731 году при халифе Хишаме, достаточно благосклонно относившемся к немусульманам, православным Египта было позволено восстановить пост Александрийского патриарха. Новоизбранный патриарх Косма, хотя и был неграмотным ремесленником, не искушенным в политике, сумел добиться у халифа возвращения православным многих церквей, захваченных коптами после ухода византийцев.

При Халиф аль-Мутаваккиле (847-861) христианам пришлось пережить тяжелое гонение. Мусульмане подвергали разрушению церкви, запрещали совершать богослужения и таинства.

В конце IX в. — первой половине Х в. халифат пришел в упадок. В числе прочих провинций Египет вышел из повиновения халифу и превратился в самостоятельное государство. В 969 г. Египет, а также Палестина и Южная Сирия были завоеваны шиитской династией Фатимидов, создавшая свое государство. Первые Фатимиды проявляли редкую веротерпимость.
Но с 1003 г. халиф аль-Хаким развернул жесточайшие гонения на христиан. Каждый год его правления был отмечен массовыми погромами церквей и христианских кварталов, осквернением кладбищ. В 1008 г. халиф запретил христианам праздновать Вербное воскресенье, а позже — и Крещение Господне. В 1014 г. начался массовый исход христиан в византийские владения. Из оставшихся в Египте немусульман значительная часть приняла ислам, хотя многие делали это неискренне.

Следующий халиф — аз-Захир (1021-35) отменил все ограничения, наложенные на немусульман. Православные получили возможность избрать нового патриарха и епископов, которых лишились во время гонения. Христиане, ранее бежавшие из Египта, возвращались обратно, восстанавливались разрушенные храмы, со всей пышностью отмечались церковные праздники, и даже те, кто был насильственно обращен в ислам, безнаказанно возвращались в христианство.

С появлением на Ближнем Востоке крестоносцев, вытеснивших из Палестины ослабевших Фатимидов и образовавших христианские государства, Египет на два столетия стал передним краем борьбы мусульманской и католической цивилизаций. Несколько раз крестоносцы предпринимали попытки овладеть Египтом.

В XIII в. Египет стал главной целью крестоносцев. Во время 5-го крестового похода (1218-1221) католики после долгой осады овладели Дамиеттой, однако во время похода на Каир были отрезаны от своей базы и под угрозой голода уступили все свои завоевания. В 1248-1250 гг. вторгшаяся в Египет армия французского короля Людовика IX после первоначальных успехов была окружена и разгромлена мусульманами; сам король попал в плен, и за него пришлось платить огромный выкуп. Даже после того как основная волна крестоносного движения спала, а все христианские владения на Востоке оказались в руках мусульман, папа Римский и европейские рыцари не оставляли попыток завоевать Египет.

Объективно крестовые походы только ухудшили положение египетских христиан, вызвав всплеск ярости у мусульман, которая привела к гонениям против «неверных». Сами же крестоносцы относились к православным христианам как к еретикам. Во время вторжений в Египет они грабили и истребляли население, не делая различий между мусульманами и христианами. После взятия в 1219 г. Дамиетты, где находились кафедры православного митрополита, папский легат учредил в городе католическую кафедру, причислив ее к владениям Иерусалимского латинского патриарха. То же повторилось при захвате этого города крестоносцами в 1249 г.
Мусульмане со своей стороны не вникали в противоречия между христианскими конфессиями и подозревали православных в пособничестве крестоносцам. Помимо бедствий и разрушений непосредственно в районах военных действий христиане подвергались разнообразным преследованиям на всей мусульманской территории.

Бедствия постигли христиан и во время 5-го крестового похода: христиане Каира были обложены тяжелым сбором на военные расходы;исламская армия, шедшая к осажденной Дамиетте, разрушала по дороге все церкви. В ответ на взятие этого города крестоносцами по всему Египту было уничтожено 115 храмов.

В 1250 году власть в Египте захватили мамлюки. Они сумели остановить натиск монголов и сокрушили остатки владений крестоносцев. Мамлюкский султанат стал политическим и религиозным центром исламского мира. Во время правления мамлюков, внутренняя политика отличалась религиозной нетерпимостью.

С захватом Константинополя турками (1453г.) политическая ситуация изменилась. Они быстро захватили господство на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Европе, а так же на Африканском континенте. В 1517 году Египет стал одной из провинций Османской империи. Во главе его стояли присылавшиеся из Стамбула паши, которые опирались на размещенные в стране янычарские корпуса.

В целом османы были более веротерпимы, чем правившие до них мамлюки; в Египте же положение христиан было наиболее благоприятным, чем в других провинциях. Иноверцы, часто играли заметную роль в жизни государства
Посетивший в 1657 году русский монах Арсений (Суханов) сообщал, что в Каире постоянно живут 600 православных арабов и греков.

Во всем Александрийском Православном Патриархате в XVI — начале XIX в. было 8 храмов — 4 в Каире и по одному в Александрии (в монастыре св. Саввы), Розетте и Дамиетте — и 2 монастыря, св. Саввы в Александрии и вмч. Георгия в Каире, где размещалась резиденция патриарха.

Из-за малочисленности православного населения Александрийская Церковь постоянно находилась в тяжелом финансовом положении и жила только благодаря поддержке других Восточных Патриархатов и помощи православных государств, прежде всего из России.

Включение Египта в состав Османской империи значительно усилило связи между Александрийским престолом и другими Восточными Патриархатами. Многие патриархи едва ли не большую часть своего правления проводили за пределами Египта, принимая участие в делах Константинопольской Церкви или собирая милостыню на поддержание своего престола в Дунайских княжествах.

К эпохе патриарха Иоакима относятся первые контакты Александрийского Патриархата с Россией. В 1523 г. он направил делегацию в Москву к Василию III с просьбой оказать материальную помощь Александрийской Церкви, а в 1556 г. посольство патриарха и Синайского архиепископа с аналогичными целями отправилось к Иоанну IV Грозному; помимо прочего Иоаким ходатайствовал перед царем об освобождении из-под ареста прп. Максима Грека. В обоих случаях помощь была оказана. Грозный передал щедрые денежные пожалования всем Восточным патриархам через своего посланца, Василия Позднякова, который в 1559 г. встречался в Египте с патриархом Иоакимом и оставил описание состояния Православия на Востоке.

В течение полутора столетий после этого Александрийский Патриархат поддерживал достаточно тесные связи с Москвой, получая из России значительные пожертвования.

Летом 1798 г. в Египет вторглась французская армия во главе с Наполеоном Бонапартом, который 2 июля занял Александрию, а через 5 дней вступил в Каир. В стране установился оккупационный режим. Несмотря на происламские декларации генералов Бонапарта, мусульманское население относилось к захватчикам настороженно и враждебно. В то же время местные христиане стали надежной опорой новой власти.

Во время антифранцузских восстаний в Каире и Дамиетте толпы мусульман громили христианские кварталы, убивая их жителей. Бывший в то время патриархом, Парфений II вынужден был бежать на Родос, где и скончался (1805).

Победителем в этой междоусобной борьбе оказался албанский военачальник Мухаммад Али (1805-1849). Ему удалось уничтожить главную оппозиционную силу — мамлюков (1811). Он провел масштабные реформы в экономике и военном деле, в результате которых Египет на некоторое время превратился в региональную сверхдержаву.

Религиозная политика Мухаммада Али была сугубо прагматичной. Заботясь о доходах казны и развитии промышленности, паша охотно покровительствовал христианским общинам. В Египет из османских владений устремилось множество греков, которые покупали земельные участки, строили на них больницы, благотворительные заведения и школы. Когда после Греческого восстания 1821 г. по всей Османской империи прокатились погромы, Мухаммад Али окружил христианские кварталы войсками и не допустил столкновений.

В 1834 г., после полувекового перерыва, были восстановлены контакты Александрийского престола с Россией. Император Николай I пожаловал значительную сумму на нужды Египетской Церкви. Патриарх Иерофей I (ок. 1825-1845) построил в Каире новую резиденцию с храмом вмч. Георгия (1839), украшал церкви, открывал училища.

К 1843 г. относится официальная организация греческой общины в Александрии. Многочисленная, активная, процветающая православная община выработала четкую структуру самоуправления, состоявшую из эпитропий — комиссий выборных депутатов. Ее почетными членами стали консулы Греции, Бельгии, Швеции. Община содержала за свой счет школы, больницы, даже часть духовенства, жертвовала значительные суммы Патриархии, но в то же время добивалась контроля над действиями патриархов по расходованию средств. Подобная ситуация иногда приводила к противоречиям между церковной иерархией и мирянами, стремившимися играть все большую роль в жизни Церкви.

При выборе преемника патриарха Иерофея I обострились отношения между православными Египта, поддержанными местными мусульманскими властями, и Вселенским Патриархатом, который, претендуя на безраздельное главенство на православном Востоке, продвигал своего кандидата, митр. Артемия (1845-1847). Верх одержали египетские христиане, добившиеся поставления избранного ими патриарха Иерофея II (1847-1858).

Алесандрия продолжала поддерживать тесные отношения с Россией. 21 мая 1855 г. митр. Московский Филарет (Дроздов) передал Александрийской Патриархии храм свт. Николая, при котором было устроено Александрийское подворье.

4 янв. 1866 г. в Каире состоялось собрание с участием 2 архиереев Александрийского престола, 27 клириков и 17 представителей греческих общин, принявшее 12 статей Положения об устройстве Александрийского Патриархата и синодальном управлении. На его основе патриархом был избран проведший 17 лет в России первый настоятель Александрийского подворья в Москве митр. Фиваидский Никанор (1866-1869).

При слабых наследниках Мухаммада Али во второй пол. XIX в. Египет быстро потерял экономическую самостоятельность и превратился в полуколонию европейских держав. Строительство дорог, каналов, перерабатывающих предприятий, рост внешней торговли привели к наплыву из-за рубежа огромного количества технических специалистов, торговцев и предпринимателей. Среди иммигрантов было много христиан — греков и сирийцев, заполнивших важные социальные ниши (бизнес, издательское дело, журналистика, образование).

В XIX — начале XX в. представители православных народов играли в экономике и культуре Египта куда более значительную роль, чем в предшествующие столетия. Иностранное засилье, финансовое закабаление страны вызвали рост националистических настроений, кульминацией стало восстание Ораби-паши (1882). Патриарх Софроний и православное духовенство, как и представители других конфессий, покинули Египет. В Каире и Александрии остались только 2 священника, на долю которых выпали тяжкие испытания во время бесчинств мятежной толпы. Восстание было подавлено после артиллерийского обстрела Александрии английским флотом. Египет был оккупирован англичанами и, формально оставаясь до 1914 г. в составе Османской империи, фактически стал британским протекторатом.

Резкие изменения в жизни Египта не могли не наложить свой отпечаток и на положение Александрийского Патриархата. Прежде всего увеличилась православная община, это произошло за счет притока иммигрантов: к началу XX в. она составляла около 100 тыс. чел. (63 тыс. греков, остальные — православные арабы сирийского и ливанского происхождения). Численность духовенства увеличивалась медленнее: в начале XX в. под властью патриарха состояли 2 митрополита и 50 клириков. По мере роста православного населения строились новые церкви.

Патриарх Фотий (1900-1925г.г.) строил храмы, учебные и благотворительные заведения, открыл Патриарший музей и Александрийскую библиотеку. При нем территория Патриархата была разделена на семь епархий.

Патриарх Мелетий II (1926-1935гг.) развил активную деятельность по распространению Православия в Африке. Он учредил кафедры в Йоханнесбурге, Бенгази, Триполи, Тунисе, Судане и Эфиопии. Им основано Свято-Афанасьевское духовное училище, ставшее позже семинарией.
В 1946 г. православные Уганды и Кении были приняты в полное каноническое общение с Патриаршим престолом, а в 1963 г. присоединены к Александрийской Церкви.

В 1958 г. были учреждены 3 новые епархии в Тропической Африке: Восточноафриканская, Центральноафриканская и Западноафриканская.

В 1968 г. были образованы еще епархии Родезийская и Мыса Доброй Надежды.

В сентябре 1997 г. были учреждены четыре новые епископии: Мадагаскарская (Антананариву), Нигерийская (Лагос), Ганская (Аккра) и Букобская (Танзания).

В 1968 г. прибывшая в Александрию по случаю интронизации патриарха Николая VI делегация Ватикана от имени папы Павла VI передала престолу ап. Марка частицу святых мощей евангелиста, некогда похищенных венецианцами. В 1971 г. состоялось торжественное открытие новой Патриаршей резиденции в Александрии.

Александрийская Православная Церковь является членом Всемирного Совета Церквей и членом Ближневосточного Совета Церквей. В 1926 г., при патриархе Мелетии II, состоялся переход на новый стиль.

Церковь поддерживает братские отношения со всеми православными Церквами, в том числе и с Русской Православной Церковью.