В июле 1998 году в водах Швеции была обнаружена подводная лодка. Лодку обнаружили шведские дайверы в составе девяти человек. На поиски подводной лодки их подтолкнул рассказ одного рыбака, сети которого постоянно за что – то цеплялись. В течение года были исследованы военные архивы Швеции и Финляндии. После чего была организована экспедиция, задачей которой являлся поиск затонувшей лодки, которую хранил подводный мир
.
Взору шведских дайверов предстала лодка, лежащая на дне, после её обследования было установлено, что это лодка С-7. В далёком 1942 году в летние месяца подводная лодка потопила два шведских парохода. В том же году осенью лодка под командованием капитана третьего ранга Лисина лодка вышла в поход в Аландское море. В районе маяка Сёдерарм подводная лодка была вынуждена подняться на поверхность для подзарядки батарей. На её беду в этом же районе несла боевое дежурство финская подводная лодка «Весехииси», которая атаковала советскую лодку. Одна из торпед попала в кормовую часть, вызвав разрушение и пожар. Получив значительные повреждения, подводная лодка пошла ко дну.
Четверо моряков, на момент торпедной атаки, находившихся на мостике, оказались в воде и были подобраны финскими моряками. Среди спасшихся моряков был капитан подводной лодки Сергей Лисин. Удивительно трагическая судьба сложилась у Лисина после этого похода. На момент пленения Сергею Лисину было присвоено звание Героя Советского Союза, об этом он узнал от финского следователя. Весть о пленение капитана дошла до командования, и было принято решение об отмене приказа о награде.
Сергею Лисину повезло – он оказался в плену у финнов, тем самым был спасён от расстрела по возвращению на родину после плена. В те времена многих советских командиров, побывавших в немецком плену, расстреляли после возвращения на родину. В конце 1944 года после отказа Финляндии воевать на стороне Германии, все военнопленные вернулись в Советский Союз, и Лисину пришлось сменить плен на лагерь НКВД. Проведя в лагере несколько месяцев, Сергей был освобождён и отправлен на Тихоокеанский флот, началась война с Японией. После окончания войны Сергей Лисин продолжил службу на флоте, скончался в 1992 году в звании капитана первого ранга. Сергей Лисин был одним из известнейших советских подводников времён Великой Отечественной войны.
Поиск подлодки
Готовилась тщательно, готовились к долгим поискам, но участникам сильно повезло, и лодка была обнаружена через несколько часов. Не неоценимую помощь в поиске оказал прибор Сонар, созданный шведскими учёными. Тень подводной лодки чётко вырисовалась на экране монитора. Место гибели подводной лодке находилось на оживлённом паромном сообщении между шведским Капельшером и Мариехамном на Аландских островах, в связи с этим первое погружение на лодку было совершено ночью.
Свет фонарей вырвал из тьмы рубку с 45-мм зенитной пушкой. Было обнаружено 100-мм орудие. В большом отверстие образованном после взрыва виднелись торпеды, остатки патрон и личные вещи моряков. При тщательном обследование лодки были обнаружены останки тел подводников. Вечная память морякам - подводникам!
Субмарина С-7 окончила свой боевой путь на сорокаметровой глубине. под водой лежит на ровном дне, отчётливо просматривается пила предназначенная для разреза проволочных заграждений. Башня с выдвинутым перископом и пушка, установленная на носу лодки. Рядом лежит кормовая часть, оторванная сильным взрывом. Затонувшие корабли
и подводные лодки хранят множество не раскрытых тайн и легенд.
Лодка С-7 серии IX-бис была изготовлена на заводе №112 «Красное Сормово». Дата закладки лодки 14 декабря 1936 года и имела заводской номер 237, на воду спущена 5 апреля 1937 года.
1965 год 6 ноября
Заложена на стапеле судостроительного завода им. Ленинского комсомола в г.Комсомольск-на-Амуре как крейсерская подводная лодка. Экипаж после формирования был подчинен 80-й ОБрСПЛ КТОФ;
1967 год 24 октября
Зачислена в состав КТОФ. Вошла в состав 26-й ДиПЛ КТОФ с базированием на бухту Павловского (г.Фокино);
1968 год - 1972 год
Выполнила 5 автономных походов на БС общей продолжительностью 310 суток, занималась отработкой задач БП в море в течение 115 суток;
1968 год
Во время выполнения задач автономной БС (старший на борту - ЗКД 26-й ДиПЛ кап.1р. Голубев Д.Н.) при выходе из Восточно-Китайского моря в Тихий океан
произошло многократное касание грунта в районе островов Керама (район Окинавы) из-за ошибки в определении места в 40 миль;
1969 год май - июль
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.2р. Хватов Г.А., старший на борту - ЗКД 26-й ДиПЛ кап.1р. Голубев Д.Н.);
1970 год апрель - май
В рамках маневров "Океан" ПЛАРК первой из советских ПЛА совершила автономный поход на БС (командир - кап.2р. Хватов Г.А., старший на борту - ЗКД 26-й ДиПЛ кап.1р. Джанелидзе Ю.) в
Индийский океан с целью проверки боеготовности КР после длительного плавания в тропических условиях. Переход в район стрельб впервые осуществлялся
совместно с надводным кораблем БПК "Одаренный". ПЛАРК произвела ракетные стрельбы по уголковым отражателям с получением целеуказания от самолетов
ТУ-95РЦ. Попадание двумя ракетами П-6 в мишень с расстояния 100 км было точным. В ходе БС ПЛАРК имела нарушение герметичности 9 отсека, поэтому
возвращалась на базу из района Красного моря в надводном положении;
1972 год май
В составе пяти АПЛ ТОФ была по тревоге развернута в Южно-Китайское море (Тонкийский залив около Вьетнама);
1972 год сентябрь - 1974 год октябрь
Находилась в среднем ремонте. Присвоен тактический номер К-127
;
1975 год
Возвращена в состав 26-й ДиПЛ (с 30.11.1978 - в составе 4-й ФлПЛ) КТОФ. Прибыла к постоянному месту базирования в бухту Павловского (г.Фокино);
1975 год - 1978 год
Выполнила 3 автономных похода на БС. По некоторым воспоминаниям боевых походов не было - буду благодарен за уточнения;
1976 год весна
Выполнила задачи БС (командир - кап.1р. Горохов Г.Д.). Возвратилась в базу 29.04.1976г.;
1979 год - 1980 год
Проходила текущий ремонт СРЗ-30 в бухте Чажма с перезагрузкой реакторов (возможно с заменой парогенераторов);
1980 год июнь
Перечислена в состав 29-й ДиПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ с базированием на бухту Северная залива Владимир (п.Ракушка, Приморскй край);
1980 год октябрь - ноябрь
Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.2р. Бояркин В.Д.) продолжительностью 45 суток;
1981 год весна лето
Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.2р. Бояркин В.Д.) продолжительностью 90 суток с заходом в ПМТО Камрань (Вьетнам);
1981 год ноябрь - 1982 год февраль
Выполнила задачи боевого дежурства с 298-м экипажем на борту (командир - кап.3р. Шалак);
1982 год май - 1983 год февраль
Выполнила задачи БС с 298-м экипажем на борту (командир - кап.3р. Шалак) в Индийском океане с пополнением запасов в ПМТО Камрань (Вьетнам). Общая продолжительность двух БС - 253 суток;
1982 год апрель
Экипаж (командир - кап.1р Бояркин В.Д.) принял в бухте Павловского однотипную АПЛ;
1982 год сентябрь - октябрь
Экипаж (командир - кап.1р Бояркин В.Д.) на однотипной АПЛ выполнил задачи БС в Японском море. Слежение за АУГ "Энтерпрайз" и "Мидуэй" в ходе учений ТОФ США "Флитекс-82". Отработка взаимодействия
в паре с ДЭПЛ проекта 651. Отрыв от фрегата США "Нокс" под прикрытием БПК "Ташкент". ПОсле БС экипаж сдал корабль;
1982 год
Экипаж занял 1-е место в ВМФ по ракетной подготовке (командир - кап.2р Бояркин В.Д.);
1983 год апрель
Экипаж (командир - кап.1р Бояркин В.Д.) принял свою АПЛ К-127
;
1983 год апрель - октябрь
Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.2р. Бояркин В.Д.) в Японском море, слежение за АУГ "Нимитц" в ходе учений ТОФ США "Флитекс-83". Засоление контура через конденсатную цистерну - заход в СРЗ Чажма в
открытый док. Переход в Павловск, на переходе авария - выход из строя при заведенной ГЭУ обоих ХМ 5 и 9 отсеков, тепловые удары получили два вахтенных турбиниста. Выполнила задачи второй боевой службы (командир -
кап.2р. Бояркин В.Д.) в Японском море. Участие в учениях "Океан-83". Торпедные и ракетные стрельбы. Отработка задачи с погрузкой ракеты П-6 с траулера в море;
1983 год ноябрь
Произошла авария в море - выход из строя при заведенной ГЭУ конденсаторного насоса ЭКН л/б, сгорел якорь. Попытка выполнить приемку якоря с катера оказалось неудачной из-за шторма. Захшла в бухту Павловского для
погрузка якоря с пирса. Замена якоря была проведена на переходе в Ракушку;
1983 год декабрь - 1984 год январь
Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.2р Гульбин) в Индийском океане продолжительностью 58 суток, пройдя в подводном положении 14630 миль. В некоторых воспоминаниях указывается на то, что поход проходил
с февраля по апрель - буду благодарен за уточнения;
1984 год февраль - 1988 год март
Находилась в среднем ремонте на СРЗ-30 в бухте Чажма. Часть экипажа приняла участие в ликвидации аварии на АПЛ К-431
10.08.1985г. В некоторых источниках указывается, что АПЛ находилась в среднем
ремонте на ДВЗ "Звезда" (п.Большой Камень) - буду благодарен за уточнения;
1989 год
В связи со снижением энергозапаса активных зон реакторов принято решение об использовании ПЛ только в районах БП;
1990 год 19 апреля
В соответствии с приказом МО СССР исключена из боевого состава ВМФ, поставлена на прикол в бухте Чажма. Вошла в состав 52-го ОДнРПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ (с 1992 - 8-я ОБрРПЛ ПрФлРС ТОФ);
1993 год 31 декабря
Переведена для хранения в залив Владимира. Перечислена в состав 129-го Дивизиона ПЛ 4-й ФлПЛ (с 01.08.1994 - 3-я ЭскПЛ) ТОФ;
1996 год 25 ноября
Переведена в пункт временного хранения в бухте Павловского. Вошла в состав 26-й ДиПЛ ПрФлРС ТОФ (с 01.05.2000 переформирована в состав 127-го(?) ДнПЛ ПрФлРС ТОФ, с 01.07.2002 - 287-й ОДнРПЛ ТОФ).
Предположительно на СРЗ-30 в б. Чажма (п.Дунай) произведена выгрузка ОЯТ (дата требует уточнения);
2002 год
Произошел большой пожар в центральном посту. На борт было принято около 70 тонн воды. Пожар был потушен, пострадавших не было;
2003 год август
Хранилась на плаву в пункте временного хранения в бухте Павловского;
2007 год октябрь
Отправлена на утилизацию на ДВЗ "Звезда" (п.Большой Камень). Утилизирована до 2009 года с формированием реакторного блока, который поставлен для временного хранения на плаву в бухте Разбойник.
Всего с момента постройки "К-7"
выполнила задачи 10 БС и прошла 190151 миль за 28687 ходовых часов.
Подводные лодки Типа VII
Исторические данные
Энергетическая установка
Вооружение
U-Boot Type VII - серия средних дизель-электрических немецких подводных лодок. Состояли на вооружении Кригсмарине . Всего было построено 703 лодки в семи модификациях. Принимали активное участие во Второй мировой войне . В сумме, субмарины Типа VII потопили 6 авианосцев (два были сданы на слом из-за серьёзных повреждений), 2 линкора, 5 крейсеров, 52 эсминца и эскортных миноносцев, а так же десятки других боевых кораблей и тысячи транспортных судов. Всего было потеряно 546 лодок, не считая затопленных своими экипажами в конце войны.
Общие сведения
История создания
На стратегию борьбы на море, повлияло использование подводных лодок в Первой Мировой войне. Урон, нанесенный торговому судоходству стран Антанты от немецких подлодок был огромен. Из-за атак подводных лодок Германии, страны Антанты потеряли 12 миллионов тонн транспортного тоннажа. По Версальскому мирному договору Германии запрещалось иметь подводные лодки, но в середине 20-х годов XX века, руководство рейхсмарине начало строительство средних и малых субмарин. В планах было использовать наиболее удачные проекты подлодок Первой мировой - тип UB III, UC II и UB II.
В 1922 году фирмами «Вулкан», «Германия» и «Везер» создаётся конструкторское бюро под руководством Г.Техеля и штатом в 30 инженеров. Задача этого бюро- создание новых типов подлодок. Рассматривалась возможность создания минных заградителей, которые кроме торпед несли бы и мины. Так же, рассматривалось строительство субмарин водоизмещением 1500 тонн, плавмастерских и лодок с двигателем Вальтера. В этот перечень была включена однокорпусная субмарина с внутренним расположением топливных баков, этой серии было присвоено наименование VII. 10 января 1935 года был утвержден заказ на разработку новой подлодки. Характеристики VII типа:
- Надводное водоизмещение - 550 т.
- Глубина погружения - 100 м.
- Двигатели - 2 дизеля по 1050 л.с каждый.
- Макс. скорость надводного/подводного хода - 16-17/8-9 узлов.
- Дальность плавания надводная/подводная - 6000 миль при 8 узлах/75 миль при 4 узлах.
Постройка и испытания
В середине 1935 года случилось сразу два знаменательных события, 18 июля было подписано англо-германское соглашение и в январе 1936 года на пост главнокомандующего подводным флотом был назначен Карл Дёниц . Строительство немецкого подводного флота стало узаконенным, но при этом получило ограничение не более 45 % от тоннажа субмарин вo флоте Великобритании .
Описание конструкции
Модификации
Субмарины Типа VII существовали в семи модификациях:
Тип субмарины | Тип VIIA | Тип VIIB | Тип VIIC | Тип VII/C 41 | Тип VII/C 42 | Тип VIID | Тип VIIF |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Годы проектирования | 1933-1934 гг. | 1934-1935 гг. | 1937-1938 гг. | 1941 гг. | 1942-1943 гг. | 1939-1940 гг. | н.д. |
Годы постройки | 1935-1937 гг. | 1937-1941 гг. | 1938-1944 гг. | 1941-1945 гг. | н.д. | 1940-1942 гг. | 1941-1943 гг. |
Водоизмещение т, надводное/подводное | 626/915 | 753/1040 | 769/1070 | 759/1070 | 999/1369 | 965/1285 | 1084/1345 |
Размеры в м, длина/ширина/осадка | 64,5/ 5,9/ 4,4 | 66,5/ 6,2/ 4,7 | 67,1/ 6,2/ 4,7 | 67,23/ 6,2/ 4,7 | 68,7/ 6,9/ 5,1 | 76,9/ 6,4/ 5 | 77,6/ 7,3/ 4.9 |
Прочный корпус, длина/диаметр в м. | 45,5/ 4,7 | 48,8/ 4,7 | 49,4/ 4,7 | 49,4/ 4,7 | 50,9/ 5 | 59,8/ 4,7 | 60,4/ 4,7 |
Толщина прочного корпуса в мм | 16 | 16 | 18,5 | 21,5 | 28 | 20,5 | 20,5 |
Мощность в л.с., дизелей/электромоторов | 2320/ 750 | 2800/ 750 | 2800/ 750 | 2800/ 750 | 4400/ 750 | 2800/ 750 | 2800/ 750 |
Скорость хода, надводная/подводная | 16/ 8 | 17/ 8 | 17/ 7,6 | 17/ 7,6 | 18,6/ 7,6 | 16/ 7,3 | 16,9/ 7,3 |
Глубина погружения в м, рабочая/предельная | 100/ 100 | 100/ 100 | 100/ 165 | 120/ 200 | 300/ 300 | 100/ 100 | 100/ 100 |
Время погружения в с., срочное/нормальное | 30/ 50 | 30/ 50 | 30/ 50 | 30/ 50 | 30/ 50 | 30/ 50 | 30/ 50 |
Запас топлива в т., нормальный/полный | 58,6/ 67 | 99,7/ 108,3 | 105,3/ 113,5 | 105,3/ 113,5 | 105/ 159 | 155,2/ 169,4 | 198,8/ - |
Дальность плавания маршевой скоростью в милях | 6200 | 8700 | 8500 | 8500 | 12 600 | 11 200 | 14 700 |
Экипаж, чел. | 44 | 44 | 44 | 44 | 45 | 44 | 46 |
Вооружение
Артиллерийское вооружение
На начало войны артиллерийское вооружение состояло из 88 мм пушки SKC/35 с длиной ствола в 45 калибров и одноствольная зенитная пушка Flak 30 на установке C30/37. Боекомплект для SKC/35 состоял из 220 снарядов, из артпогреба снаряды подавались на палубу вручную, по цепочке. Боезапас для Flak 30 состоял из 1500 снарядов.
В первые месяцы войны, когда немецкие подводники пытались действовать в соответствии с призовым правом, активно использовалась артиллерия субмарин. Но уже 26 сентября 1939 года, британское адмиралтейство объявило об планах установки артиллерии на все торговые суда. Спустя месяц, была введена инструкция, в соответствии с которой, экипажу лодки не следовало досматривать торговое судно, а после изучения бумаг доставленных на шлюпке, при наличии контрабанды топить остановленный корабль торпедой.
К тому же, сведение торговых судов в конвои, лишало артиллеристов показать свои навыки стрельбы. В последующем применение артиллерии было разовым. Последний такой случай произошёл 19 сентября 1942 года. У мыса Гаттерас лодка U-701 в ожесточённом надводном бою, потопила американский вооружённый траулер YP-389. 14 ноября 1942 года поступило распоряжение о демонтаже 88 мм орудий.
Это распоряжение было выполнено не сразу и не во всех флотилиях. В первую очередь, модернизации зенитного вооружения со снятием палубной пушки, подвергались лодки дислоцированные на Западе Франции. Многие лодки которые находились на испытаниях и действовали в Норвегии, сохраняли свои орудия до конца 19944 года. Известен такой случай, когда в августе 1944 года, U-745 прибыла из Киля для действий в Финском заливе и ей пришлось вернуться в Готенхафен для демонтажа палубного орудия.
Зенитное вооружение
Зенитное вооружение субмарин Типа VII постоянно наращивалось. На первых модификациях зенитный автомат располагался на палубе позади рубки, но уже в первые месяцы войны он был поднят за ограждение рубки. В начальный период войны авиация союзников не представляла угрозы для немецких подлодок, до конца 1941 года она смогла потопить всего лишь 4 лодки.
В связи с началом воздушного патрулирования Бискайского залива британцами, летом 1942 года были предприняты первые шаги по наращиванию зенитного вооружения на подлодках. Позади стандартного ограждения рубки монтировалась невысокая дополнительная платформа (у немецких подводников она получила прозвище Wintergarten ) для размещения спаренной Flak 30 . Одноствольное орудие на верхней заменялось на двух ствольный 20 мм зенитный автомат MG 151/22 , он отличался меньшими габаритами, начальной скоростью и дальностью стрельбы.
Но с декабря 1942 года, Командование подводного флота, убедившись в не эффективности MG 151/20, отдало распоряжение устанавливать более скорострельные 20 мм пушки Flak 38 . Такая конструкция получила название «рубка 2», («рубка 1»- так именовалась схема с одинарными зенитными автоматами Flak 30 ) одновременно с этим, на релингах мостика монтировались четыре обычных пулемёта MG 34 калибра 7.92 мм.
Уже первые поединки подлодок с самолётами показали, что обилие стволов малого калибра не гарантирует победы над четырёхмоторной летающей лодкой или бомбардировщиком. Новые надежды связывались с поступлением на вооружение 37 мм автоматических пушек, спаренных и счетверенных пушек Flak 38 . В 1943 году был утвержден состав зенитного оружия под названием «рубка 4», он предусматривал установку двух спаренных Flak 38 на верхней платформе и Flakvierling 38 на нижней.
8 июня 1943 года лодка U-758 с «рубкой 4» выиграла бой у восьми самолётов с американского авианосца, хотя субмарина получила серьезные повреждения и 11 членов экипажа были убиты и ранены, американцам не удалось ни загнать лодку под воду, ни потопить её. 30 июня Командование подводным флотом издали приказ, согласно которому в поход выпускались только те субмарины, которые получили «рубку 4».
Пока обычные подлодки ожидали переоборудования, было решено создать специальные «зенитные» лодки-ловушки для самолётов. Первой такой лодкой-ловушкой стала U-441. Она получила два Flakvierling 38, спереди и позади рубки и 37 мм полуавтомат SKC/30 в «зимнем саду» . 24 мая на вторые судки похода вела бой с британской летающей лодкой, и потеряв одну из счетверенных установок, смогла сбить её. После этого лодка отправилась на 2-ух месячный ремонт. И уже 12 июля U-441 вышла в Бискайский залив, в бою с британскими самолётами лодка потеряла весь личный состав верхней вахты. В конце 1943 года Командование подводным флотом отдало распоряжение на переоборудование лодок-ловушек в обычные.
В боях весны-лета 1943 года выяснилось что 20 мм автоматы могут причинить фатальные повреждения патрульному самолёту, но не раньше его атаки, которая при упорстве пилота, могла стать фатальной для субмарины. Для того чтобы остановить атакующий самолёт требовалось более дальнобойное оружие. И этим оружием стала автоматическая 37 мм зенитная пушка Flak 42 , она поступила на вооружение в середине 1943 года.
К 1 декабря 1943 года 18 подлодок сменили Flakvierling на Flak 42. Боекомплект к 37 мм пушке составлял 1195 снарядов, к 20 мм- 4260 снарядов. Дальнейшее совершенствование вооружение прекратилось после принятия на вооружение шнорхеля. На этом противоборство субмарин с самолётами закончилось. Наибольших успехов в борьбе с самолётами добились U-333, U-648 которые сбили по 3 самолёта каждая и U-256 которая одержала победы над 4 самолётами.
Торпедное вооружение
Главным оружием субмарин Типа VII являлись торпеды . Для их пуска имелись четыре носовых и один кормовой торпедный аппарат диаметром 533 мм каждый. Лодки модификации А в запасе имели 6 торпед, на следующих модификациях запас торпед возрос благодаря размещению одной запасной торпеды в электромоторном отсеке и ещё двух торпед в надстройке, но от них отказались в начале 1943 года по причине их частого повреждения в результате атак эскортных кораблей союзников.
Сами торпедные аппараты имели ряд интересных особенностей. Выталкивание торпеды из них производилось с помощью специального пневматического поршня, а не сжатого воздуха, это значительно упрощало систему беспузырной стрельбы. Так же, изменение глубины ходи и поворота гироскопа торпед могло осуществляться прямо в торпедных аппаратах через СРП в командной рубке. Ещё одна особенность этих торпедных аппаратов- возможность постановки из них неконтактных мин.
Конструкция аппарата обеспечивала выход торпед на глубинах до 22 метров. Перезарядка аппаратов занимало сравнительно не много времени, всего от 10 до 20 минут для торпед которые хранились внутри прочного корпуса.
Основные модификации торпед подлодок Типа VII
Название | Дата поступления на вооружение | Взрыватель | Прибор самонаведения или маневрирования | Прочие изменения |
---|---|---|---|---|
G7a Т1 | Начало 20-х годов | KHB Pi1 (могла оснащаться KHB Pi3 с октября 1943 по октябрь 1944 года) | Могла оснащаться ПМ FAT I (с ноября 1942 года) или LUT (с лета 1944 года) | Нет |
G7e Т2 | 1929 год | KHB Pi1 | Нет | Нет |
G7e Т3 | Декабрь 1942 года | KHB Pi2 | Могла быть оснащена ПМ FAT II (с мая 1943 года) | Нет |
G7e Т3а | Середина 1943 года | KHB Pi2 | Могла оснащаться ПМ с FAT II (с мая 1943 года) или LUT (с мая 1944 года) | Дальность хода 7,5 км при 29 узлах |
G7e Т4 Falke | Февраль 1943 года | KHB Pi2 | ПС | Вес 1937 кг. Дальность хода 7,5 км при 20 узлах. |
G7e Т5 Zaunkönig | Октябрь 1943 года | KHB Pi4 | ПС «Амсель» | Вес 1497 кг, вес ВВ 274 кг. Дальность хода 5,7 км при 24-25 узлах. |
G7e Т5b | Начало 1944 года | KHB Pi4 | ПС «Амсель» | Дальность хода 8 км при 22 узлах |
G7e T11 Zaunkönig II | Апрель 1944 года | KHB Pi4 | Усовершенствованный ПС «Амсель» | Нет |
Коротковолновое считалось важнейшим, поскольку оно обеспечивало связь со штабом. Оно включало в себя приемник Е-437-S и два передатчика, 200 ваттный S-400-S и запасной 40 ваттный 40-К-39а, и выдвижную антенну в левом крыле ограждения мостика, если антенна отсутствовала, то роль антенн выполняли оцинкованные сетеотводы, изолированные от корпуса и натянутые талрепами. Приёмник Е-437-S использовался и для приёма СДВ сигналов.
Средневолновое оборудование предназначалось для связи между подлодками. Оно состояло из приемника E-381-S, 150 ваттного передатчика Spez-2113-S и небольшой выдвижной антенны с круглым вибратором в правом крыле мостика. Это же антенна была пеленгатором СВ диапазона. Для кодирования и декодирования использовалась шифровальная машинка «Энигма».
Гидроакустическое оборудование
Наиболее важной составляющей гидроакустического оборудования лодок Типа VII являлась аппаратура GHG , представлявшая из себя 11, а позднее 24 гидрофона, они размещались в носу легкого корпуса полукругом вокруг баллера носовых горизонтальных рулей и соединялись с приёмником во втором отсеке субмарины.
Для повышения точности пеленгования в начале войны использовалась система KDB, из себя она представляла вращающеюся Т-образную антенну с 6 гидрофонами, антенна размещалась на верхней палубе, но поскольку была мало живучей к середине войны от неё отказались. На некторых лодках построенных в последние месяцы войны схема размещения гидрофонов усовершенствовали. 24 гидрофона размещались на выдвигаемой снизу круглой платформе в носовой части. Это схема имела большую точность пеленгования источника шума,(она даже была механически присоединена к СРП) кроме узкого 60 градусной области прямо по корме. Но эта схема не была распространена на Тип VII, поскольку разработана была для лодок Типа XXI .
Радиолокационные станции
Радарами поступавшими во флот, в весьма ограниченном количестве, в первую очередь оснащались лодки типа IX , поэтому их получили считанные лодки Типа VII. Первая РЛС испытанная в Германии в начале 1939 года- FuMO29 «Гема».
Длина волны станции FuMO 29- 80 см., перед рубкой размещалась специальная мачта с антенной матрасного типа в 2х3 м., но от установки такого громоздкого радара на серийных лодках отказались. К этой идеи вернулись в 1941 году, антенные диполи монтировались уже на саму рубку в два ряда по шесть диполей, верхний ряд- приёмный, а нижний передающий. Дальность обнаружения корабля станцией FuMO29- 6-8 км, самолёта на высоте в 500 м- до 15 км.
В 1942 году начался выпуск FuMO-30 усовершенствованной версии FuMO-29, от последней она отличалась антенной матрасного типа в 1х1,5 м, антенна находилась в левом крыле рубки на месте выдвижной антенны КВ диапазона. В 1944 году на вооружение поступила FuMO-61, которая являлась морским вариантом радара ночных истребителей FuMG-200 «Хохентвиль». Имея несколько меньшую длину волны в 54-58 см и антенну, почти идентичную антенне станции FuMO-30, станция имела дальность обнаружения кораблей 8-10 км,а самолётов в 15-20 км.
Станции радиотехнической разведки
Весной 1942 года на территории французского Туниса разбился английский патрульный самолёт, у немцев полностью отпали сомнения в том, что британцы могут использовать для поиска лодок радары. В обломках этого самолёта был обнаружен малоповрежденный комплект станции ASV I. Участившиеся ночные атаки на лодки самолётами Берегового командования заставили Командование Кригсмарине искать выход.
К июлю 1942 года немцы получили первый образец станции радиотехнической разведки FuMB1, в честь французской фирмы сконструировавшей эту станцию её назвали «Метокс» . 26 августа Командование Кригсмарине приказало оснастить этими станциями все лодки.
Сам «Метокс» представлял из себя простейший приёмник, он фиксировал сигнал с длиной волны 1,3-2,6 метра. Он соединялся со внутрилодочной системой связи и сигнал тревоги слышал весь экипаж, немного позднее появился экран показывавший направление на источник излучения. Вращение антенны по горизонтали осуществлялось вручную, к тому же установка этой станции не предусматривалась изначально, поэтому антенна хранилась внутри прочного корпуса и при всплытии выносилась на мостик и подключалась к приёмнику кабелем. Применение «Метокса» позволило на полгода лишить эффективности британский противолодочный рубеж.
13 августа 1943 года, Командование Кригсмарине запретило использование «Метоксов», потому как новая британская РЛС ASV III фиксировала излучение «Метокса». Одновременно в производство была пущена станция FuMB9 «Ванц», антенна этой станции представляла собой цилиндр диаметром 20 см и высотой 10 см., она фиксировала излучение во всех направлениях. В ноябре 1943 года появилась вторая неизлучающая модификация FuMB9, и станция FuMB10 «Боркум». Рабочий диапозон РЛС ASV III был закрыт станцией FuMB7 «Наксос».
В дальнейшем на лодках устанавливали «Наксос» и «Боркум» (либо «Ванц»). В апреле 1944 года их заменила FuMB 24 «Фляйге». Из-за появления американских летающих лодок с радарами APS-3 и APS-4, была создана станция FuMB25 «Мюке». В мае 1944 года станции FuMB24 и FuMB25 были объединены в комплекс FuMB26 «Тунис». Но со внедрением шнорхелей, необходимость в станциях радиотехнической разведки отпала.
Командиры
Асы-подводники воевавшие на Типе VII и потопившие более 100 000 тонн транспортного тоннажа:
Имя, Фамилия | Даты боевой деятельности | Подлодка | Количество боевых походов | Кол-во потопленных кораблей/ тоннаж | Повреждено кораблей/ тоннаж |
---|---|---|---|---|---|
Отто Кречмер | U-99 | 16 | 40/ 208 954 | 5/ 37 965 | |
Эрих Топп | Июнь 1940 - Август 1942 года | U-552 | 12 | 35/ 197 | 4/ 32 217 |
Генрих Лемман-Виленброк | Ноябрь 1939 - Апрель 1942 года, Сентябрь - Ноябрь 1944 года | U-96, U-256 | 10 | 24/ 170 237 | 2/ 15 864 |
Герберт Шульце | Сентябрь 1939 - Июнь 1942 года | U-48 | 8 | 26/ 169 709 | 1/ 9456 |
Гюнтер Прин | Сентябрь 1939 - Март 1941 года | U-47 | 10 | 30/ 162 769 | 8/ 62 751 |
Иоахим Шепке | Сентябрь 1939 - Март 1941 года | U-100 | 14 | 36/ 153 677 | 4/ 17 229 |
Генрих Блейхродт | Сентябрь 1940 - Январь 1943 года | U-48 | 8 | 24/ 151 260 | 2/ 11 684 |
Роберт Гисайе | Ноябрь 1940 - ноябрь 1943 года | U-98 | 8 | 24/ 136 266 | 1/ 2588 |
Ганс Йениш | Февраль 1940 - Ноябрь 1940 года | U-32 | 6 | 17/ 110 139 | 2/ 14 749 |
Известные лодки
Самые результативные подлодки Типа VII :
Подлодка | Даты боевой деятельности | Кол-во походов | Дней в море всего | Потоплено судов всего/ тоннаж | Повреждено кораблей/ тоннаж |
---|---|---|---|---|---|
U-48 | Сентябрь 1939 - Июнь 1944 года | 12 | 314 | 51/ 306 875 | 3/ 20 480 |
U-99 | Июнь 1940 - Март 1941 года | 8 | 119 | 35/ 198 218 | 5/ 37 965 |
U-96 | Декабрь 1940 - Март 1943 года | 11 | 414 | 27/ 181 206 | 4/ 33 043 |
U-552 | Февраль 1940 - Апрель 1944 года | 15 | 600 | 30/ 163 756 | 3/ 26 910 |
U-47 | Сентябрь 1939 - Март 1941 года | 10 | 228 | 30/ 162 769 | 8/ 62 751 |
U-94 | Ноябрь 1940 - Август 1942 года | 10 | 358 | 26/ 141 852 | 1/ 8022 |
U-100 | Август 1940 - Март 1941 года | 6 | 106 | 25/ 135 614 | 4/ 17 229 |
U-32 | Сентябрь 1939- Ноябрь 1940 года | 9 | 172 | 20/ 116 836
U-96
11 февраля 1720 года русский изобретатель Ефим Никонов начал строить «потаенное судно», ставшее первой русской подводной лодкой. С того дня субмарины сильно изменились, но в каждой из категорий всегда были первые подлодки. Первая лодка, осуществившая торпедную атаку Первая попытка атаковать противника торпедами была предпринята во время русско-японской войны подводной лодкой «Сом» 29 апреля 1905 года в 70 милях от Владивостока. Лодка была замечена двумя японскими миноносцами, под обстрелом быстро погрузилась и предприняла попытку выйти в атаку. Однако туман и высокая скорость кораблей противника не позволили осуществить пуск торпеды. Но сам факт наличия в русском флоте подводных лодок послужил хорошим сдерживающим фактором для японского флота относительно нападения на Владивосток. Во время Первой мировой войны «Сом» по железной дороге был перебазирован на Балтику, где подводная лодка погибла в 1916 году при столкновении с шведским пароходом. Первая атомная подводная лодка, уничтожившая надводный корабль Первой атомной подводной лодкой, потопившей торпедами корабль противника является английская лодка Conqueror, которая 2 мая 1982 года в ходе Фолклендского конфликта атаковала группу аргентинских кораблей. Основной целью был выбран второй по величине корабль Аргентины – крейсер «Генерал Бельграно» (бывший американский «Феникс», 1938 года постройки). И, хотя аргентинская эскадра находилась вне объявленной самой же Великобританией 200-мильной зоны конфликта, Conqueror получил личное распоряжение Маргарет Тэтчер атаковать крейсер. Из трех выпущенных торпед две поразили «Генерал Бельграно» и спустя 20 минут крейсер затонул, унося с собой 328 членов экипажа. По иронии судьбы, корабль, уцелевший в Перл-Харборе в 1941 году и Второй мировой войне, погиб спустя 40 лет от торпед бывшего союзника. Первая атомная подводная лодка 21 января 1954 года в США была спущена на воду первая атомная подводная лодка в мире «Наутилус», имеющая большую по тем временам автономность плавания и способная совершать длительные переходы в подводном положении. Лодка имела водоизмещение 4222 тонн, скорость – 23 узла. Вооружение состояло из шести торпедных аппаратов. «Наутилусу» принадлежит первенство в покорении Северного полюса в 1958 году, поскольку эта лодка является первым кораблем, достигшим полюса. Хотя следует отметить, что служба субмарины проходила далеко не идеально и была связана с целым рядом аварий и происшествий. 3 марта 1980 года «Наутилус» был исключен из состава ВМФ и пять лет спустя превращен в музей подводного флота США. Самый курьезный случай потопления подводной лодки Самый курьезный случай гибели подводной лодки был отмечен 2 сентября 1917 года, когда немецкая субмарина U-28 была потоплена… английским грузовиком. U-28 задержала у мыса Нордкап в Баренцевом море английский транспорт Olive Branch, следовавший в Архангельск с грузом боеприпасов и техники, и, дав возможность команде судна пересесть в шлюпки, открыла по транспорту артиллерийский огонь. Один из снарядов вызвал взрыв находившихся на судне боеприпасов. Взрывной волной один из грузовиков был сброшен с верхней палубы и, пролетев значительное расстояние, угодил точно в U-28, которая затонула через несколько минут. Насколько правдоподобна эта история, сказать сложно… О ней известно лишь со слов экипажа Olive Branch, который отказал немецким подводникам в спасении и вполне вероятно, что эта история является лишь частью легенд британского флота. Первая по результативности Самой результативной подводной лодкой в военной истории по числу уничтоженных целей стала в годы Первой мировой войны германская субмарина U-35, действовавшая в Средиземном море. В отличие от Северного моря на Средиземноморье германские подводные лодки могли действовать почти безнаказанно, уничтожая за один поход несколько десятков транспортных и торговых судов Антанты. Только U-35, совершив 19 походов, потопила 226 и повредила 10 судов. Причем подавляющее число жертв этой германской подлодки были уничтожены по призовому праву артиллерией или подрывными патронами. Первая отечественная дизельная подводная лодка Опыт русско-японской войны показал, что бензиновые двигатели являются на подводных лодках ненадежными и пожароопасными. Поэтому незадолго до начала Первой мировой войны флоты ведущих мировых держав начинают пополняться дизельными подводными лодками. В России идея оснащения субмарин дизельными двигателями принадлежала генерал-майору профессору Ивану Григорьевичу Бубнову. Построенная по его проекту «Минога» прошла успешные испытания и послужила прототипом для целой серии более совершенных дизельных подводных лодок. В годы Первой мировой войны «Минога» несла дозорную службу на Центральной минно-артиллерийской позиции, правда, побед не имела. Во время Гражданской войны лодка была переведена на Каспийское море, где продолжала оставаться до конца своей службы в 1926 году. Первая цельнометаллическая подводная лодка Первая цельнометаллическая подводная лодка была построена в России в 1834 году по проекту инженера Шильдера. Лодка приводилась в движение мускульной силой экипажа, и ее скорость была невелика. Вооружение состояло из гальванической мины и установок с зажигательными ракетами. К сожалению, отличавшийся оригинальностью проект не получил необходимой поддержки и дальнейшего развития, а сам создатель лодки позднее погиб в Крымской войне при осаде русскими войсками Силистрии. По этой же теме:Подводная война в Первую мировую: как это было Видео: 7 самых странных заброшенных подводных лодок и баз Н-7, С-7 Тип «С» IX-бис серии фотография: ПЛ С-7 типа "С" IX-бис серии в Кронштадте. 1942 год. историческая справка:
1936 год 14 декабря
1940 год
1940 год 30 июня (7 августа?)
1940 год 23 июля
1941 год 11 февраля
1941 год 19 - 24 июня
1941 год 25 июня - 2 июля
1941 год 3 - 21 июля
1941 год 21 июля - сентябрь
1941 год 28 сентября - 21 октября
1941 год 27 октября - 16 ноября
1941 год 16 декабря
1942 год 2 июля - 11 августа
1942 год 11 - 12 августа
1942 год 17 - 21 октября
1998 год
2012 год
командиры: 1. Лисин С.П. (02.10.1938-21.10.1942) список источников: 1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г. |