Что означает гендерная фракция. Что такое гендер

- – пол, данный при рождении. В случае половых аномалий её определение может стать проблематичными …

ПОЛОВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ - Пол, данный при рождении. В случаях половых аномалий определение принадлежности может быть проблематичным … Толковый словарь по психологии

половая идентичность - единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли. Первичная П. и. формируется у ребенка к полутора годам, а к тремчетырем годам половая… …

половая идентичность - Осознанная половая принадлежность индивида, с которой соотносятся прочие свойства его самосознания. Тематики сексология … Справочник технического переводчика

Осознанная половая принадлежность индивида, с которой соотносятся прочие свойства его самосознания. (Источник: Сексологический словарь) осознанная половая принадлежность индивида, с которой соотносятся прочие свойства его самосознания (Источник:… … Сексологическая энциклопедия

Совокупность соматических (телесных), психических и социальных процессов и отношений, в основе которых лежит и посредством которых удовлетворяется половое влечение. Пол и половое поведение. Общей биологической основой полового… … Большая советская энциклопедия

- (син.: аллосома, аллохромосома, гетеросома, гетерохромосома, гоносома, гонохромосома, идиохромосома устар.) общее название X., определяющих половую принадлежность особи X хромосомы и Y хромосомы … Большой медицинский словарь

Мысли, чувства, идеалы, стремления, система ценностей, которые так или иначе участвуют в формировании интимной сферы жизни индивида. Основу любви составляют биологические (половое влечение, инстинкт продолжения рода) и социальные… … Сексологическая энциклопедия

идентичность половая - осознание индивидом своей половой принадлежности; переживание им своей маскулинности фемининности; готовность играть определенную роль половую. Единство самосознания и поведения индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося … Большая психологическая энциклопедия

Эгодистоническая половая ориентация - – в психоанализе определённая половая принадлежность, сексуальная ориентация, отвергаемая сознанием индивида … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • грешники оправданы… боги наказаны… Вояджер продолжает свой бесконечный путь… , А. Зайнуллин, Р. Зайнуллин. "Вечность – это не бесконечное количество времени, она же есть полное его отсутствие"… Эта и многие другие концепции открывают в романе историю, освобождённую от доселе устоявшихся координат…

Тела и психика людей удивляют и пугают своим многообразием. Когда мы появляемся на свет, первое, что волнует родителей - кто родился, мальчик или девочка, и медсестры заглядывают под пеленку. На деле вопрос гендерной принадлежности гораздо сложнее.

Ребенок познает себя

Физиологические атрибуты пола формируются во время внутриутробного развития. Человек рождается с набором органов, у него вырабатываются гормоны, которые определяют особенности работы тела.

  • К 18 месяцам он понимает, что люди и дети бывают разнополыми, в зависимости от этого ведущие себя по-разному, и соотносит себя с той или иной группой.
  • В три года гендерная идентичность закрепляется, наступает «пик ригидности», ребенок определяет для себя место в мире с точки зрения рода.
  • Когда прочная система понимания себя построена, он начинает лояльнее относиться к вопросу социальной роли.

Взрослые родственники играют роль социальной модели в самоопределении малыша. Дитя через наблюдение учится манере речи, обычным для людей занятиям, способам одеваться и ухаживать за собой, допустимым проявлениям эмоций. Американский ученый Хилари Хальперн утверждает, что дети перенимают основную модель поведения у матери .

Простыми словами можно сказать, что гендерная принадлежность - это причисление человека к одному из двух полов: мужчине или женщине.

Самоидентификация человека

В западной традиции профессионалы и ученые выделяют три группы признаков, описывающие идентификацию.

Принадлежность человека по первичным или вторичным признакам обозначает его биологическую принадлежность. Гендерная идентичность (еще в литературе ее называют психическим полом) описывает то, кем человек воспринимает себя изнутри. Для того, чтобы разделять физические переживания и самоощущение, ученые ввели термин гендер (от англ. «gender»). Последний термин из списка включает в себя следование нормам социальных ролей, связанных с маскулинностью или фемининностью (мужественность и женственность), стиль, поведение с другими людьми, сексуальную ориентацию.

Описанные компоненты могут не коррелировать между собой. Иногда человек, живущий в теле женщины, ощущает себя мужчиной, демонстрирует маскулинное поведение (в числе прочего, работая на управленческих должностях), и при этом испытывает тягу к людям одного с ними гендерного поведения.

Психологические и медицинские исследования гендерных принадлежностей

В конце XIX в. в лечебной литературе введен термин «перевертыш», которым описывали женщину, не следующую правилам поведения, а увлекающуюся научными поисками, самообразованием. Вплоть до середины XX в. врачи подвергали пациентов с отклонениями агрессивной терапии.

Фрейд считал бисексуальность изначальным вариантом нормы, которая превращается в гетеросексуальность на фаллической стадии взросления. Человеческий эмбрион проходит через этап, на котором обладает мужскими и женскими признаками и является гермафродитом. В 3-5 лет ребенок проявляет интимный интерес к одному родителю, мальчик к матери, девочка к отцу, и амбивалентные эмоции к другому. Это явление Фрейд и Юнг назвали комплексом Эдипа и Электры .

Психоаналитик Роберт Штоллер, обобщил результаты находок Медицинского Центра UCLA на тему интерсекса, т.е. отклонения в физиологии половых признаков, и трансгендерности, т.е. несовпадение биологического и психического пола, а также ввел термин «гендерная принадлежность» на Международном Конгрессе Психоанализа в Стокгольме в 1953 году.

Бихевиорист Джон Мани утверждал, что при рождении дети нейтральны, а сексуальные предпочтения и соответствующая роль представляют собой социальными конструктами.

Отношение в обществе к самоидентичности по половому признаку

Социум, в котором люди относят себя к двум традиционным ролям, называют бигендерным . Как и в случае с разделением по какому-либо критерию (например, раса), люди, показывающие другую линию действий, часто становятся изгоями. Известно, что гомосексуальность считалась заболеванием до второй половины XX в. ЛГБТ сообщество отвоевало себе право на жизнь в странах Европы и США в последнее десятилетие.

В 2006 г. команда экспертов написала Джокьякартские принципы, описывающие ряд воззрений на права человека в целом и применяют их к сфере сексуальной идентичности.

Страны и народности, в которых выделяют больше двух полов

Наравне с бигендерной системой, принятой в большинстве стран Европы, некоторые государства и народности признают наличие в обществе людей «третьего пола ».

  1. Полинезия, Самоа . Фаафафине дословно переводится, как «подобный женщине». Это мужчины, которые делают работу по дому, ухаживают за детьми, больными и старшими. Общество относит их к «третьему полу», воспринимает наравне с классическими родами. По данным CBS, количество фаафафине достигло 3000 лиц в 2013 г.
  2. Южная Азия. Хиджра проживают на территории Индии, Пакистана, включают в себя группы неприкасаемых мужчин, которые не хотят или потеряли способность выполнять традиционные обязанности, а носят женскую одежду. Религиозные верования касты описывают превращение энергии любви в духовную силу. При этом хиджра часто работают проститутками, редко выходят замуж, и такие союзы не афишируются публично.
  3. Оман. Транссексуалы носят название «ханиты», часто имеют андрогинную внешность и демонстрируют фемининное сексуальное поведение. При этом законы государства воспринимают их именно как лиц мужского пола.
  4. Индейцы Северной Америки. Американские племена почитают сородичей - «двоедушников», которые проводят сакральные ритуалы, переодеваясь в платья другого пола. Эти люди могут выполнять любую роль в обществе, их отрешенность не связана с их поведением или сексуальностью.

Гендерная принадлежность - серьёзный вопрос, который задают себе все, так или иначе. Кто-то с радостью принимает данное от природы, кто-то мечется внутри, страдая от несовпадения формы и содержания. Университеты больше столетия изучают сознание и плоть, чтобы узнать, что движет людьми при выборе занятия, элементов внешности и партнера, и впереди их ждет много открытий.

Видео про гендерный апокалипсис

В данном ролике Майкл Робинсон расскажет, как в Европе сознательно стирают грани между гендерными различиями детей:

Критикуя движение за равноправие, люди не могут объяснить разницу между понятиями «гендер» и «пол». Феминистки представляются озлобленными созданиями, а о мужчинах-феминистах вообще мало кто слышал. Что такое гендерные роли, стереотипы и особенности? В чем различия понятий «gender» и «sex»? И почему в резюме стоит убрать отметки М и Ж? В статье отвечаем на все вопросы.

Что такое гендер?

Гендер - это социально сконструированный кластер, никак не связанный с биологическим полом. Это социальный пол, который человек выбирает по своему желанию. Его ввели в обращение для разделения половых и общественно организованных характеристик человека. Термин «gender» – это английское слова с латинскими корнями, обозначающего грамматический род . В русском языке также есть грамматическое определение рода. Но для чистоты исследований эти два понятия решили не смешивать.

Гендерная идентичность - это основное ощущение принадлежности к выбранному полу. Причем гендерный – это не обязательно мужской или женский. Сегодня можно присвоить себе «третий» пол, который не укладывается в двоичную систему понимания. Представителей третьего пола может быть несколько. Сегодня в ООН и Евросоюзе приняты документы, согласно которым доказано существование более чем 50 гендеров.

Соответственно гендерные роли - социальные нормы, определяющие правила поведения человека, уверенного в своей гендерной принадлежности. Гендерные или социальные роли мужчины и женщины прописываются на уровне государства. Но устаревшие представления о женско-мужских занятиях ограничивают . Это касается профессии, работы, увлечений, декретного отпуска.

Эволюция понятия гендер.

Гендерная идентичность волновала людей всегда, но предметом научных исследования стала относительно недавно. Первооткрывателем термина считается американский сексолог, психоаналитик Роберт Столлер . В 1958 году он опубликовал книгу «Sex and Gender», где предложил развести биологические и культурные исследования, связанные с полом. Но широкое распространение понятие получило в 1970-х благодаря новой волне движения

В 1980-х годах в науке истории женщин сформировалось новое направление – гендерная история. Но в отличие от феминистской теории она стремилась предоставить целостную картинку отношения полов. До этого принято было считать, что биологический пол определяет физиологические, анатомические, а также психолого-поведенческие отличия. Главная идея гендерной истории в том, что она заменяет биологическую принадлежность по принципу «пол-род» на социально-культурную по принципу «пол-секс».

В течение трех последних десятилетий концепция гендерного равенства стала популярной во всем мире – легла в основу множества национальных законов и международных документов. Равноправная гендерная роль подразумевает одинаковые права и обязанности людей во всех областях жизни: образовании, работе и карьере, создании семьи и воспитании детей.

Отношение религии к гендерной психологии сегодня неоднозначно. С одной стороны большинство религиозных учений базируются на том, что спасение положено каждому искренне верующему человеку. Но с другой стороны религиозные постулаты создавались во времена, когда женщины были отстранены от общественно-социальной жизни. Консервативные нормы и сегодня приводят к критике гендерной идеологии.

Гендерные особенности: 5 мифов о различиях мужчин и женщин.

Гендер формируется и развивается в прямой связи с биологическими особенностями и

По данным психологов мальчики и девочки узнают свой пол к двум годам, но не до конца понимают, что это. К 5-7 годам под влиянием воспитания, опыта и ожиданий окружения формируется гендерная идентичность. Следующий этап – период полового созревания, сопровождаемый изменениями тела, эротическими фантазиями и романтическими переживаниями. Этот период оказывает сильное влияние на последующие гендерные различия. И только в возрасте 17-25 лет проходит этап социализации, когда формируется мировоззрение человека, его представления о собственном и .

Хотите принимать лучшие решения , найти идеальную карьеру и реализовать ваш потенциал по максимуму? Узнайте бесплатно , каким человеком вам суждено было стать при рождении с помощью системы

Но дело в том, что воспитание ребенка во многих семьях, садах и школах опирается исключительно на его биологический пол . Это проявляется во всем: от выбора цвета коляски, одежды, игрушек до ожиданий и норм поведения. Так, от девочек ожидают любви к бантикам, куклам, общительности и примерного поведения. Им читают сказки про фей и принцесс. Мальчикам приписывают аналитический ум, сдержанность, интерес к машинкам и самолетам. Идея о том, что мальчики и девочки просто обязаны отличаться друг от друга, пропитала всю нашу культуру.

Но многие представления о присущих девочкам или мальчикам оказались не более чем мифом. Исследованиями доказано, что сходств у детей гораздо меньше, чем различий. Например, разница в математических способностях проявилась в 8% случаев, отличия в усвоении текста обнаружились у 1% детей. И эти цифры можно продолжить. Если смотреть на данные непредвзято, можно заметить: все исследования половых различий только подтверждали их сходство.

Но в мире взрослых гендерных мифов не становится меньше:

Миф 1. Биологические различия пола являются данностью, менять которую нежелательно и небезопасно.

На самом деле большинство характеристик оказываются приобретенными. Разные требования, воспитание, занятия формируют разные качества. Так, девочек с детства учат готовить, вести хозяйство, мальчикам прививают любовь к технике, воспитывают физическую выносливость. Таким образом, большинство различий формируются по мере социализации, которую при желании возможно изменить.

Миф 2. Женщины проигрывают у мужчин по интеллектуальным способностям, логике, профессиональной компетентности.

Парадоксально, но в эпоху успехов женщин в сфере политики, экономики, управления относительно их умственных способностей звучат отовсюду. Так поддерживается мнение и низкой компетентности женщин, их неспособности к стратегическому мышлению, принятию решений. Но это не больше, чем мнение.

Миф 3. Мужчины не способны к заботе, сопереживанию, зато женщины генетически расположены к тому, чтобы проявлять

Результаты исследования показали, что мужчины и женщины наделены одинаковой эмоциональностью. Но различия в социальных нормах и ожиданиях не дают возможности мужчинам проявлять свои чувства. С детских лет мальчику внушают, что слезы – это признак немужского характера. Поэтому отказ от эмоциональной твердости – не более чем страх оказаться недостойным звания «настоящего мужчины».

Миф 4. Женщины мечтают выйти замуж, а мужчины в браке не нуждаются.

Девочкам с детства внушается «правильная» модель жизни, по которой она станет полноценной только после замужества и рождения детей. Мальчики живут с ожиданием того, что женщины стремятся их заарканить, сесть на шею. Но добиться карьерного роста и статуса мужчина может только в случае, когда его тыл хорошо защищен. Получается, супружеская жизнь дает мужчине возможность покорять вершины, а не решать бытовые проблемы.

Миф 5. Гендерное равенство достигнуто, воевать дальше бессмысленно.

По статистике 88% рекрутеров целенаправленно разыскивают кандидата определенного пола. Как ни банально, но причиной этому социальные стереотипы. Считается, что женщины более склонны к рутинной работе, а мужчины – амбициозны и настойчивы. Чтобы исключить подобные предубеждения при найме сотрудника в некоторых странах из анкеты убрали фото и некоторые биографические способности. Но ситуация с гендерным неравенством остается все так же актуальной.

Миф 6. Девочки предпочитают нежно-розовое, мальчики любят небесно-синее.

Девчачий отдел в магазине детской одежды безошибочно узнается по обилию розового цвета. Мальчикам полагаются сдержанные оттенки голубого, серого и лазурного. Но в ходе экспериментов связь цветовых предпочтений с полом не была выявлена. Дети выбирали розовый цвет не чаще, чем любой другой. Зато взрослые женщины и мужчины самым любимым и популярным назвали синий цвет.

Что такое гендерная дисфория?

Если рассмотреть термин дисфория – это психическое состояние, противоположное Человек в состоянии дисфории крайне раздражителен, агрессивно настроен по отношению к окружающим. Соответственно гендерная дисфория – состояние острого недовольства человека, не способного полностью принять свой гендерный статус. Так это описывают словари.

Если сказать проще – это состояние, когда тело восстает против мозга и против души. Это больше, чем психологическая проблема. Это болезненный внутренний конфликт, который не способны примирить психологи, психиатры, друзья, любимые и родственники. Это ощущение всегда находится внутри.

Гендер в рекламе.

Кроме основной функции «продать товар» современная реклама имеет еще одну важную функцию – популяризацию модели отношений мужчины и женщины. На рекламных картинках и роликах встречаются шаблонные образы: мужчины представляются успешными, богатыми, уверенными, а женщины – эротичными, хозяйственными, заботливыми.

Женщинам реклама чаще предлагала одну из трех моделей поведения: соблазнительницы, хозяйки или романтической натуры. Причем всячески подчеркивалось превосходство мужчины. Но сегодня женщина в рекламе выглядит иначе. Чаще она независимая, разносторонняя, цельная личность, готовая достичь успеха в жизни без помощи мужчины. Она может быть кем угодно: пилотом, коммерческим директором, олимпийским чемпионом или автомехаником.

Гендерные стереотипы – зачем они?

Социально-организованные различи между полами государство продвигает и использует в свою пользу. Существуют законы, нормативы, которые прописывают, какие роли должны быть у мужчин и у женщин. Хотя проблема стереотипности решается уже много лет, но вызывает мало сочувствия в умах. Причем как в мужских, так и в женских.

Конфликты по поводу распределения женско-мужских обязанностей существуют во всех сферах жизни, но чаще выявляются во время работы. Женщины долго боролись за свои права и значительно преуспели в этом. Но гендерные влияют на наши решения даже тогда, когда мы этого не замечаем:

  • При найме на работу предпочтение отдают мужчине, ведь он вряд ли уйдет в декрет.
  • Одинаковые достижения в работе чаще приводят к повышению сотрудника мужчины.
  • Повышение мужчины признают заслуженным, а повышение по службе женщины связывают с ее умением воспользоваться своими чарами.
  • Когда в офис заходят новые посетители, мужчину априори признают старшим по должности.

Жизнь проходит слишком быстро, чтобы тратит ее на ссоры, выяснение «кто главный» или одиночество. Сильная женщина способна любить, поддерживать, вдохновлять. Великодушный мужчина умеет прощать, заботиться, любить. Избавление от стереотипов поможет достичь душевной близости, которой так нам не хватает.

Выводы:

  • Гендер – это социальная организация отношений между полами.
  • Старые, архаичные представления о женственности и мужественности ограничивают степень человека.
  • В связи с малым количеством различий между мужчинами и женщинами ввели понятие «гендер» – как некий социальный пол, который человек принимает в результате социализации.
  • Гендерные стереотипы – это двойные стандарты, которые приписывают мужчине или женщине определенные роли.

Многие люди предполагают, что слово «гендер» является синонимом слову «пол». Но это мнение ошибочно. Гендерная принадлежность – это совокупность психосоциальных и социокультурных характеристик, которые принято присваивать тому или иному биологическому полу. То есть, человек будут по биологическому полу мужчиной, вполне может ощущать себя и вести себя как женщина, и наоборот.

Что означает термин гендерная принадлежность?

Как уже было сказано выше, этим понятием определяются как социальные, так и культурные признаки принадлежности к биологическому полу. Изначально человек рождается с определенными физиологическими половыми признаками, а никак не с гендерными. Младенцу попросту не знакомы ни нормы социума, ни правила поведения в нем. Поэтому, человека определяется им самим и воспитывается окружающими его людьми уже в более осознанном возрасте.

Воспитание гендерной принадлежности во многом будет зависеть от взглядов на отношения полов тех людей, которые окружают ребенка. Как правило, все постулаты и основы поведения активно прививаются родителями. Например, часто мальчику говорят о том, что плакать нельзя, потому что он будущий мужчина, ровно, как девочку одевают в цветастые платья по той причине, что она представительница женского биологического пола.

Формирование гендерной принадлежности

К 18 годам у человека, как правило, уже есть собственное представление о том, к какому полу он себя причисляет. Происходит это как на неосознанном уровне, то есть сам ребенок в раннем возрасте определяет группу, к которой хочет принадлежать, так и на осознанном, например, под воздействием общества. Многие люди помнят, как в детстве им покупали игрушки, которые соответствуют их полу, то есть мальчики получали машинки и солдатиков, а девочки кукол и наборы для готовки. Такие стереотипы живут в любом обществе. Они нужны нам для более комфортного общения, хотя во многом и ограничивают личность.

Формирование гендерной и семейной принадлежности необходимо. В детских садах проводятся специальные занятия, направленные на этого процесса. С их помощью ребенок познает себя, а также учиться причислять себя к определенной группе людей. Эти подгруппы формируют как по половому признаку, так и по признаку семьи. В дальнейшем это помогает ребенку быстрее усвоить правила поведения в обществе.

Однако может быть и так, что половая принадлежность будет отличаться от гендерной. В этом случае процесс самоидентификации также произойдет, но потребует индивидуального подхода.

Как по словам определить гендерную принадлежность?

Существуют различные тестовые методики, позволяющие определить сексуальную и гендерную принадлежность человека. Они направлены на выявление самоидентификации человека, а также на определение его гендерной роли в обществе.

Одна из распространенных методик предлагает ответить на 10 вопросов, при помощи которых и выявляются упомянутые выше характеристики. Другая базируется на рисунках и их интерпретации. Валидность различных тестов достаточно разниться. Поэтому сказать, что на сегодняшний день существует хотя бы один метод, позволяющий 100% определить сексуальную принадлежность человека, не существует.

Довольно часто можно столкнуться с такими выражениями, как "дискриминация по гендерному признаку", "гендер", "гендерный признак". В наше время, когда права всех и вся защищают практически во всём мире, когда слова "толерантность" и "недискриминация" звучат почти из каждого приёмника, эти слова особенно часто появляются в лексиконе политических деятелей, известных правозащитников, а также просто окружающих людей.

Далеко не каждый человек имеет чёткое представление о том, что означает этот термин и всё, что с ним связано. Большинство людей, которые его слышат или используют, путают его с другими обозначениями: "пол" и "половой признак".

О том, что означает "гендер", что такое "гендерный", и чем отличается "гендерный признак" и "признак половой", будет описано в этой статье.

Гендер - что это?

Для начала стоит разобрать само определение понятия "гендер". Смутное представление о том, что такое гендер, и как его использовать в речи, имеет большинство людей, но очень часто многие просто путают понятия, не зная их чёткие определения.

Гендер - это обозначение спектра определённого спектра характеристик, которые относятся к фемининности и маскулинности . То есть, по сути, это перечень характеристик, которые присущи представителям определённого пола. Именно поэтому многие и путают это понятие с полом и половыми признаками. Но следует помнить о том, что между этими двумя понятиями есть существенные различия.

В чём различия между гендерным признаком и половым признаком?

Стоит выделить основные различия, которые имеются между двумя этими понятиями. В принципе, определения их довольно похожи . И гендерный и половой особенности обозначают отличительные особенности представителя определённого пола. При этом стоит уточнить, о каких особенностях идёт речь:

Гендерный признак затрагивает признаки пола , касающиеся социального определения индивида. В теории социального конструктивизма, а также в гендерных исследованиях, понятия "пол" и "гендер" противопоставляются друг другу. В основе этого противопоставления лежит тезис о том, что различия между женщинами и мужчинами не имеют под собой биологического происхождения, а навязаны социальными структурами, для которых эти гендерные обозначения являются легитимными.

Гендер подразумевает разделение не по половым признакам, а по такому эфемерному принципу, как "природная сущность". То есть, за основу берётся не биологическая принадлежность к полу, а своё собственное осознание индивида. Его собственная ментальная принадлежность, его ощущение отношения к определённому полу и является определением его гендера.

Теория социального конструктивизма является теорией противоположной биологическому детерминизму, который предполагает принадлежность человека к полу, признаки которого у него были сформированы ещё в утробе матери. Социальный конструктивизм ставит под сомнение эту теорию гласит, что гендерные роли, половое разделение, не даются при рождении, а проявляются со временем. Если говорить уж совсем грубо, то социальный конструктивизм утверждает то, что женщинами или мужчинами не рождаются, а становятся.

Гендер и его признаки приобретаются индивидом не при рождении, а с течением времени. Каждый человек вправе сам решать к какому полу он относится и какие гендерные признаки ему ближе. Определение своего гендера зависит и от ощущений самого индивида, а также от социальных взаимоотношений.

История появления понятия

Следует сказать и о том, как вообще данное понятие появилось. Для появления определения гендера и гендерных признаков существовал целый ряд определённых предпосылок , которые сильно повлияли на потребность появления на данном этапе развития общества такого понятия.

  • Ещё в 1955 году сексолог Джон Мани занимался изучением половой дифференциации и ввёл понятие гендера для определения социальной роли индивида, отличной от его биологического пола. Необходимость в осуществлении такого рода исследования объясняется появлением транссексуальных и интерсекс-людей. Появление индивидов с определённым гендерным самосознанием потребовало необходимости их определения в социуме. Правда, стоит отметить, что в те годы этот термин не очень прижился, оставшись просто научным понятием - частью исследования.
  • Широкое развитие термина наблюдалась в начала 1970-х годов, когда активно действовало феминистское движение. Феминизм имел в основе определённую теорию, в которой социальный конструктивизм играл довольно серьёзную роль. Теоретики движения феминизма использовали понятие "гендер" для разделения половых признаков, данных природой человеку, от норм и форм поведения человека, которые в обществе делятся на "мужские" и "женские".

Провозглашение разделения понятия "гендер" и "пол" позволило поставить под сомнение биологическое определения человека, как "проявление его судьбы". Это дало серьёзный толчок для развития социальных и гуманитарных наук , так как введение столь пространного понятия, как "гендер", расширило горизонты исследования человеческого самоопределения и социальной адаптации каждого индивида.

Использование термина на современном этапе

На данный момент термин "гендер" часто используется вместо термина "пол". Нет чёткого разграничения ситуаций, в которых должно использоваться то или иное понятие. Использование одного термина вместо другого зависит от взглядов определённого автора.

Авторы, никаким образом не относящиеся к теоретикам феминизма и не являющиеся последователям их идей, чаще всего используют "гендер" как синоним термина "пол". Если автор научной статьи просто не видит в них особых различий, он просто не будет их различать и разделять .

В то же время чёткая позиция есть у феминисток и последователей их движения. Термин "пол" используется ими довольно редко, и то, только для его осуждения. Чаще всего они используют именно "гендер" или "гендерный признак", так как провозглашают свободу самоопределения человека независимо от его биологической идентификации.