Есть такая профессия: резчик по дереву – мастер живых форм и красивых текстур. Кто такой резчик по дереву? Советы для начинающих резчиков…

Резчик по дереву


Резьба по дереву - одно из наиболее популярных художественных ремесел. Издревле люди украшали
резьбой по дереву свои жилища, предметы труда и быта. И на севере, где человека окружали громадные леса, где все постройки и почти все предметы обихода делались из дерева, и на юге нашей страны, где деревьев было немного, в городах и деревнях - почти везде люди занимались резьбой по дереву.

Но вот беда - резное дерево даже при очень бережном хранении порой разрушается. А для многих таких произведений просто невозможно создать благоприятных условий. Огромное их число было уничтожено или повреждено в периоды стихийных бедствий и войн. Возвратить людям утраченную красоту могут современные мастера - резчики по дереву. Другое направление их деятельности - выполнение декоративных работ для предприятий торговли и общественного питания, Дворцов бракосочетания и клубов, театров, концертных залов, музеев и т.д.

Эти мастера трудятся в художественных и оформительских комбинатах, на предприятиях народных художественных промыслов, в организациях, занимающихся реставрацией старинных зданий, вещей.

Чаще всего резчик по дереву работает за верстаком, устроенным так же, как и столярный верстак. Работа производится стоя или сидя. Для фиксирования крупных изделий при их обработке могут применяться различные приспособления. В ряде случаев резчики работают непосредственно на месте реставрации или установки произведения резьбы по дереву.

Резьба производится главным образом при помощи различных стамесок. Прямые стамески в основном нужны для зачистки фона в рельефной резьбе, но могут потребоваться и в других случаях. Стамески с прямым, скошенным под углом 60-70° в конечной части полотном называются резаками и используются при неглубокой резьбе геометрического орнамента. Полукруглые стамески делятся на отлогие, средние и крутые. Форма полукруглой стамески определяется радиусом изгиба полотна и шириной полотна по прямой линии. У отлогих стамесок радиус изгиба полотна примерно вдвое больше его ширины, у средних - равен ширине полотна, и у крутых - вдвое меньше ширины.

Другой вид стамесок - царазики; по своей форме они очень похожи на узкие полукруглые стамески, но в поперечном разрезе кроме крутого изгиба полотна имеют как бы стенки. Царазики служат для прорезки жилок.

Для прорезки линий и жилок служат V-образные стамески. Угол образуется резко перегнутым по длине полотном, каждая из сторон которого равна 5-15 мм.

Клюкарзы - это любые стамески с очень коротким полотном и длинной, изогнутой около полотна шейкой. Они применяются для выполнения глубокой барельефной резьбы.

От правильного подбора стамесок зависит качество и быстрота выполнения работы. Некоторые резчики, бережно собирающие инструмент, располагают несколькими сотнями самых разнообразных стамесок.

Многое в работе резчика зависит и от подбора материала. Дерево очень разнообразно по своим свойствам.

Познакомимся с хранящейся при мастерской древесиной. Обратим внимание на толстый обрубок какого-то светлого, не имеющего заметной текстуры дерева. Проведем ногтем по его поверхности. Дерево настолько мягкое, что на нем ясно обозначился отчетливый след от ногтя. Это липа, - пожалуй, наиболее часто используемое резчиками дерево. Древесина липы легко и чисто режется. Выполненные из нее произведения мало подвержены растрескиванию и короблению. Рядом с липой - огромный комель желтовато-бурого дерева с крупной, ярко выраженной текстурой. Перед нами дуб - твердое, очень долговечное дерево, приобретающее со временем красивый темный тон.

Случайно мы ударили по какому-то стволу, который ответил нам ясным, отчетливым звуком. Значит, мы нашли клен. Он имеет светлую, чуть желтовато-розовую плотную древесину. Работая с кленом, резчику приходится прикладывать значительные физические усилия, но зато этот материал передает тончайшие движения инструмента.

Дальше мы увидели широкие доски дерева ярко выраженного красноватого оттенка. Это красное дерево (махагони). Оно хорошо режется, но требует осторожности, так как при небрежной работе какая-то часть изображения может отколоться. А вот и другое, чуть красноватое дерево. Оказывается, такой вид имеет древесина ольхи; она очень мягкая, хорошо режется, мало коробится. Ольху можно полировать и, окрасив, имитировать красное или черное дерево. Рядом с ольхой - брусок коричневатого дерева. Это орех. Для резчика орех - благодатный материал: он хорошо режется во всех направлениях, редко скалывается, передает самую тонкую резьбу.

А теперь посмотрим, как резчик работает. Вот резчик выполняет растительный орнамент. Приступая к выполнению узора с высоким рельефом, мастер должен выбрать такую стамеску, выгиб которой соответствовал бы кривизне той части узора, откуда он намеревается начать работу. Поместив стамеску с внешней стороны, плотно у линии, и держа ее с таким наклоном, чтобы она дала откос к внешней стороне, он, крепко нажимая рукой или уверенно ударяя по ручке киянкой, «проходит по контуру» и при этом следит, чтобы стамеска не врезалась слишком глубоко в дерево. Когда контур сделан, резчик берет почти плоскую стамеску с желобками и аккуратно срезает слой дерева со всего фона. Обычно он сразу не срезает дерево до уровня фона в одном месте, оставляя другие участки нетронутыми, а проходит несколько раз по всей поверхности.

Затем резчик обращается к рельефу орнамента. Стамеску он держит в правой руке, а пальцы левой руки кладет на ее лезвие на расстоянии 2-3 см от режущего конца, нажимая ими во время работы на поверхность стамески. При обыкновенных срезах он просто проталкивает лезвие вперед; при изогнутых же срезах, помимо поступательного движения, производится еще и боковое движение. А изгиб составляет третье по направлению движение. Эти три различных движения слагаются в одно и применяются одновременно; такое суммированное непрерывное движение и дает изогнутый срез.

Чтобы каждый срез был отчетлив, резчик аккуратно удаляет дерево, не оставляя задирин. Для достижения этого он следит за направлением волокон дерева в том месте, где режет; продольное оно или поперечное. При резании вдоль волокон или несколько наискось всякое дерево режется лучше, с меньшею склонностью к заершиванию. Направление, в котором дерево режется более гладко, резчик определяет сразу, по результатам нескольких срезов. Если окажется, что дерево склонно заершиваться, то мастер режет его с противоположной стороны, используя левую руку вместо правой, а если резать в обратном направлении ему неудобно, переворачивает изделие на верстаке.

Пока общее моделирование листа не закончено, резчик не сглаживает поверхность. Завершая работу, он приступает к удалению следов от инструмента. Это он делает при помощи стамески, наклонив ее под углом 45°.

Работа резчика требует высокой точности движений. Ему необходимо чувствовать силу сопротивления дерева, давление инструмента и направление его движения. Хорошо сформированные двигательные навыки, высоко координированные движения рук - основа умеренной, артистичной работы.

Точное различение пространственного расположения элементов резьбы, направления, ширины и длины линий, обрабатываемых в данный момент, определение пропорций и рисунка выполняемых деталей, высокий уровень пространственных представлений, развитое образное мышление и хороший эстетический вкус позволяют резчику воплощать художественные представления в материале.

Формированию образа будущего изделия способствует выполнение предварительных эскизов в глине или пластилине, набросков на бумаге. Многие резчики хорошо владеют рисунком и лепкой. Успехи в этих занятиях могут явиться одной из предпосылок выбора данной профессии.

При резьбе по дереву необходимо постоянно учитывать особенности материала и формы изделия. Поэтому резчику нужно уметь сосредоточивать внимание. На выполнение произведений резьбы по дереву затрачивается много труда. Настойчивость и усидчивость, эмоциональная стабильность, умение целиком отдаваться самому процессу резьбы и работать спокойно, без суеты также необходимы будущему резчику.

Еще одной предпосылкой является способность переносить довольно значительное физическое напряжение, которое может быть связано с выполнением ряда видов резьбы. Поэтому не следует рекомендовать выбор этой профессии людям с выраженными сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Получить специальность резчика по дереву можно в среднем профессионально-техническом училище № 61. Принимаются преимущественно юноши. Дальнейшей школой могут стать Художественное училище имени В.А. Серова, Высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной, Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.


«На мой взгляд, дерево – самый теплый материал во всех смыслах этого слова и самый могущественный», — признается Богдан Грицак. Сегодня он один из самых известных резчиков в России и на Украине, владелец собственной мастерской Artwoodbg. Его изделия знает каждый, кто ценит эксклюзивную ручную работу, высокое качество и эстетику древесины.

Дерево во всех его проявлениях околдовывало его всегда: он не мог без замирания сердца смотреть на стройные стволы сосен, а текстуры дуба и груши будоражили его воображение. Невозможно поверить своим глазам: вещи, которые создает Богдан, эти изящные шкафы на ножках с завитками, вырезанными ягодами и волосинками волчьей шерсти, сделаны из куска дерева. Того самого куска, мимо которого любой пройдет, не дрогнув. А вот Богдан способен чувствовать его тепло и мощь, дать жизнь в новой форме.

Богдан Грицак согласился рассказать нам о своей профессии во всех деталях.

Что это за профессия? Какую цель ставит резчик?

То, чем я занимаюсь, называется художественная обработка древесины. Это вид декоративно-прикладного искусства. К сожалению, сама профессия довольно редкая на сегодняшний день. Компьютерный прогресс, повлиявший на распространение ЧПУ-станков, сократил появление на свет настоящих шедевров, ведь они, как мне кажется, создаются только руками! Для меня резьба по дереву – это путь к счастью через духовность творчества. Чем больше отдаю красоты, тем больше заряжаюсь позитивной энергией. Искреннее и честное искусство – это мощно и навсегда. Это вдохновляет!

Что делать человеку, который решил стать резчиком? С чего начать?

Как минимум – прочитать ознакомительную книгу о резьбе по дереву. Посмотреть на то, как работают мастера. После чего нужно обзавестись стамеской «нож-косяк» и липовой дощечкой. Начинать нужно с геометрической резьбы… это идеальное и простое знакомство с режущим инструментом и древесиной. В этом стиле резьбы тоже есть профессиональные виртуозы, которые могут вдохновить. Если знакомство прошло успешно, и вы подружились с этим прекрасным искусством, можно обзаводиться минимальным набором стамесок для художественной резьбы по дереву. И покорять новые вершины. Идеально, конечно, иметь за плечами художественную школу или уметь рисовать!

Где можно научиться резьбе?

Могу сказать точно – научить может только профессиональный мастер. Мне в свое время хватало и просто понаблюдать за тем, как работают мастера. Это было бесценно. Я собирал всевозможную информацию с миру по нитке. Помню, как попал в резную мастерскую проходить практику после училища. Можно было посмотреть, как работает не один мастер. У всех разные стили и методы работы. Нужно не просто перенимать знания, а стараться превзойти. У меня это получалось. Я считаю, что именно в такой среде можно научиться создавать профессионально – то есть стать настоящим творцом и дальше строить собственный путь.

Конкретно я на резчика в учебных заведениях не учился. Я туда уже пришел с опытом. Вот только имею красный диплом «столяра-обивщика мебели» и диплом «технолог деревообрабатывающей промышленности» после техникума. Это, конечно, не резьба по дереву… но полученные профессии прекрасно дополняют мой творческий путь. Уверен, что самообразование куда сильнее и важнее, чем то, чему учат в учебных заведениях. Главное – желание.

Проводите ли вы мастер-классы?

Мастер-классы провожу крайне редко. На это не хватает времени – много своих проектов, которые нужно реализовать. Я планирую построить творческий фундамент, который в дальнейшем, думаю, даст возможность более основательно подойти к обучению!

Какие сложности вы бы отметили на этом профессиональном пути?

Наличие правильной комфортной мастерской со всем инструментом. Это достаточно затратная часть. Но все реально, если есть твердая цель. Второй момент – умение продавать и находить клиентов. Иногда это бывает довольно сложно. Главное – создавать честные, эксклюзивные и новые изделия с любовью! Рано или поздно это заметят! Такие вещи не остаются без внимания.

Кто ваши клиенты?

Настоящие ценители ручной работы. Люди, которые любят качественный эксклюзив. Коллекционеры.

Без чего не обойтись резчику?

Без хорошей атмосферной мастерской. Но если речь идет о мелких изделиях, достаточно маленького стола и набора инструментов в уголке квартиры. Также не обойтись без вдохновения, нужно уметь черпать его из правильных источников перед каждым проектом. Расти духовно! Обязательно приступать к работе только в хорошем настроении и с любовью! Это важно.

Дерево – уникальный дар природы, нечто живое и удивительное. Говорить с ним и слышать его, преобразуя в новые формы – безусловно, вот задача резчика. И от того, насколько чутким мастером он является, зависит чистота, тепло и красота будущих творений.

Узнать больше о работе Богдана Грицака можно здесь:
https://vk.com/artwoodbg
(@artwoodbg)

Дерево всегда было востребованным строительным материалом. До сих пор оно востребовано из-за своих эстетических качеств и экологичности, хотя уже создано немало иных, более эффективных материалов.

Поэтому профессии, которые имеют отношения к дереву, не только не теряют своей актуальности, но становятся только более востребованными. К таким специалистам можно отнести и резчика по дереву.

Чем занимается резчик по дереву

Профессия резчика по дереву формально относится к рабочим специальностям. Однако при этом работать по ней могут далеко не все. Настоящий мастер резьбы по дереву способен создать настоящее произведение искусства из обычной деревянной доски.

Иными словам, резчик по дереву – это настоящий художник по обработке древесины. Опытный специалист может не просто создавать картины и полотна, но вносить новые декоративные элементы в привычные детали интерьера.

Обязанности резчика по дереву обычно делят на два направления:

    обработка дерева;

    создание фигур из дерева.

Для того, чтобы проводить все необходимые манипуляции с материалом резчик по дереву должен иметь представление о следующем:

    виды художественной резьбы;

    техника нанесения контуров рисунков и композиций;

    оценка качества используемого материала.

Творческая деятельность по обработке дерева, однако, не отменяет большого физического труда и некоторой опасности. Резчик по дереву постоянно имеет дело с острыми режущими инструментами, деревообрабатывающими станками. Ну а такие вещи как мозоли и занозы в руках - это вообще мелочи жизни. Поэтому резчику необходимо всегда четко следовать правилам безопасности при исполнении своих трудовых обязательств.

В числе таких правил следует выделить:

    рабочее пространство должно быть освещено и очищено от посторонних предметов, особенно если они могут оказать воздействие на используемые материалы. Например, открытый огонь;

    рабочий стол должен быть достаточно надежным, чтобы не качаться по время работы и выдерживать большие нагрузки;

    исправность всего электрического оборудования необходимо проверять до начала работы;

    во время работы необходимо использовать средства защиты. Например, чтобы деревянные опилки не повредили глаза необходимо носить защитные очки.

Начинающий специалист данного профиля должен работать под руководством более опытного специалиста, который будет не только выдавать задания, но и проверять результаты, контролировать процесс исполнения поставленной задачи.

В действительности сейчас труд резчиков по дереву далеко не такой массовый, как это было ещё сто лет назад. Все дело в развитии массового производства, где мебель, стройматериалы, элементы дизайна поставлены на поток и практически ничем не отличаются друг от друга.

К тому же почти вся мебель сейчас делается из отходов производства (опилок), а натуральное дерево – большая редкость. Такие изделия сейчас настоящий (и крайне недешевый) эксклюзив.

Именно поэтому профессия резчика по дереву никуда не исчезла и вряд ли исчезнет. Они по-прежнему заняты в небольших частных мастерских, выполняя заказы по индивидуальным проектам. Именно поэтому резчик по дереву – специальность крайне престижная и хорошо оплачиваемая. При этом хороший мастер может и вовсе отказаться от работы по найму, основав собственное дело. Хотя минусы, конечно, есть: зависимость заработка от количества заказов.

Где можно выучиться профессии резчик по дереву?

Самым верным способом стать резчиком по древу сегодня – это пойти учиться к опытному мастеру, который готов раскрыть все секреты этой профессии. В этом случае будущий резчик будет исполнять роль подмастерья, а потом и младшего специалиста. Сначала он будет учить выполнять подготовительную работу и наблюдать за трудом опытного коллеги, постепенно сложность его задач будет расти. При этом определить точную продолжительность подобного обучения невозможно, поскольку ее устанавливает опытный резчик, исходя из своих возможностей и способностей своего ученика.

Кроме того, существуют и специальные курсы резьбы по дереву. Они могут быть на базе художественных школ или учебных заведений различных категорий. В этом случае будущий мастер данного прикладного искусства сможет предварительно ознакомиться с учебным планом и узнать продолжительность обучения. Но и в данном случае под развитие практических навыков отдано максимальное количество времени.

Разряды профессии резчик по дереву

Уровень мастерства резчика определяет, какие материалы, техники и инструменты он использует для создания своих изделий.

Резчик по дереву 2 разряда

Работает на бересте, создавая вручную простые орнаменты.

Резчик по дереву 3 разряда

Также работает с берестой, но уже может вырезать более сложные композиции. Кроме того, имеет навыки для создания простых рисунков на деревянных полотнах.

Резчик по дереву 4 разряда

Создает сложные рисунка как на дереве, так и на бересте.

Резчик по дереву 5 разряда

Создает объемные произведения, изображает людей, животных, архитектурные сооружения.

Резчик по дереву 6 разряда

Имеет необходимый уровень мастерства для создания мелкой геометрической резьбы, а также может сочетать резьбу различной сложности с инкрустацией.

Личностные качества профессии резчик по дереву

Конечно, для такой творческой профессии необходим развитый художественный вкус и чувство гармоничности композиций. Резчик по дереву должен уметь представлять итоговый результат своей работы, создавать эскизы, а также при необходимости корректировать свою задумку уже в процессе исполнения.

Для того, чтобы работать резчиком необходимо иметь острое зрение, правильное цветовосприятие, развитую мелкую моторику.

Вакансии резчиков по дереву, средняя зарплата

На сегодняшний день компании предлагают специалистам подобного рода довольно мизерный оклад – около 20 000 рублей. Однако надо понимать, что почти все столярные мастерские и работники в них живут с процентов от заказа, поэтому конечный заработок напрямую зависит от объема и сложности выполняемой работы.

Кроме того, если резчик является индивидуальным предпринимателем, то имеет совершенно другие уровни дохода.

Плюсы и минусы профессии резчик по дереву

К положительным сторонам профессии стоит отнести:

    возможность получить знания по профессии непосредственно на рабочем месте;

    возможности для творческого и профессионального развития;

    возможность открыть собственное дело.

Среди минусов стоит отметить:

    крупные работодатели отдают предпочтение автоматизированным системам;

    невысокий уровень заработной платы при работе на предприятии;

    работа с опасными инструментами.

Резьба по дереву – занятие тонкое, требующее от человека и творчества, и терпения, и, конечно, наличия «золотых рук». Поэтому в сельской местности мастера, которые водят дружбу с деревом, – личности известные. Можно сказать, они – «штучные экземпляры» в общей «палитре» местного населения. Поэтому когда с председателем сельсовета Леонидом Карповичем зашел разговор о людях творческих, неординарных – он сразу же назвал имя Михаила Малыщика, проживающего в соседнем Завелевье.

Заглянув в гости к мужчине, корреспонденты «ДВ» разузнали о его деятельности и смогли воочию лицезреть его работы. Их у Михаила Николаевича немало. Большие зубры и миниатюрные зубрята, карниз с величественными рогами лося, медведи… Все эти экспонаты – дело умелых рук Михаила Малыщика. Он трудится на дому, являясь при этом работником Брестской фабрики сувениров «Славянка». Причем творения мастера можно приобрести в магазинах по всей стране или, например, в Беловежской пуще, куда приезжает немало туристов.

– Расскажите, что привело вас к увлечению резьбой по дереву? – спрашиваю у собеседника.

Он на пару мгновений задумывается. А потом скромно отвечает:

– Помню, в детстве я очень любил мастерить разные кораблики, поделки. В школе уроки труда нравились. Поэтому мечтал связать свою жизнь именно с резьбой по дереву.

После окончания школы Михаил по совету двоюродного брата поступил в Кобринское училище. Там он и постигал все премудрости и секреты своей нынешней профессии.

О тогдашнем выборе, спустя время, мужчина ни капли не жалеет.

– Знаете, ни разу такого не было, чтобы я разочаровался в профессии. Почему? Ведь это для меня одновременно и хобби, и работа! Согласитесь, большая удача, когда труд приносит удовольствие и душевный комфорт! – восклицает М.Н. Малыщик.

По его словам, одно из основополагающих качеств резчика по дереву – терпение.

– А сколько времени вы тратите на «рождение» нового зубра? – интересуюсь у Михаила Николаевича.

– На большого зверя потребуется дня четыре, не меньше. К слову, моя месячная норма, установленная фабрикой – 3 зубра в месяц. Раньше больше времени тратил на один экспонат, но с годами, как известно, приобретается и опыт. Набил уже руку! – смеется Михаил.

Материал для своих будущих творений мужчина ищет самостоятельно.

– Я работаю с такой породой дерева, как липа. Порой беру материал и в нашем Брашевичском лесничестве,– говорит М.Н. Малыщик.

Рассказывая о творческом пути Михаила, необходимо упомянуть и о его самых близких людях. Семья у М.Н. Малыщика большая. Жена Наталья подарила ему троих сыновей –Марка, Илью, Давида и дочь Яну.

Дети с интересом наблюдают за занятием отца.

– Они уже пытаются помогать мне. Часто сидят и завороженно смотрят, как я работаю с деревом. Так что растет достойная смена отцу! – улыбается М.Н. Малыщик.

Нам же остается пожелать ему семейного благополучия и успехов на ниве творчества. Творчества, которое радует глаз и приносит удовольствие самому Михаилу!..

Алексей НАУМОВЕЦ

Фото Анна ГОЛЁТА