Репрессивный аппарат. Германский фашизм

МАНИФЕСТ "АВТОНОМНОГО ДЕЙСТВИЯ"

КТО МЫ ТАКИЕ?
Автономное Действие - это сообщество людей, для которых "свобода без социализма - это привилегия несправедливости, социализм без свободы - это рабство и скотство" Мы считаем главным в жизни не потребление товаров, карьеру, власть и деньги, а творчество, искренние человеческие отношения и личную свободу. Всех нас: рабочих и безработных, студентов и школьников, служащих и маргиналов связывает главное - протест против любой власти человека над человеком, государства, капитализма и официально насаждаемой буржуазной "культуры", желание не быть безотказной шестеренкой в механизме Системы и сопротивляться ей коллективно, потребность в свободной самореализации.

НАШИ ИДЕАЛ И ЦЕЛЬ
Автономное Действие против любых форм господства и дискриминации, как в обществе, так и внутри собственной организации. Система Господства представляет собой тесное переплетение государственного репрессивного аппарата, индустриальной капиталистической экономики и авторитарно-иерархических отношений между людьми. Мы считаем, что любое государство есть инструмент угнетения и эксплуатации трудового большинства общества привилегированным меньшинством. Власть государства и капитала есть подавление личности каждого и творческой энергии всех. Поэтому для нас необходимым общественным устройством является либертарный (вольный, безгосударственный, самоуправляющийся) коммунизм - общество без Господства. Ближайшая же цель Автономного Действия - заложить традицию и базу новой гуманистической культуры, общественной самоорганизации, радикального сопротивления милитаризму, капитализму и фашизму.

КАК МЫ ОРГАНИЗОВАНЫ
Наши цели могут быть реализованы лишь в случае единства со средствами их достижения. Поэтому наша межрегиональная организация имеет федеративную структуру, исключающую руководство и иерархию, отрицающую неравенство участников, централизм, жесткое разделение функций, которые губят инициативу, разрушают нашу автономию и подавляют личность. Наши идейные и организационные принципы достаточно широки, чтобы не сделать из Автономного Действия секту, и достаточно конкретны, чтобы иметь возможность скоординированных действий, общие тактику и цели, успешно решать поставленные задачи. Более подробно наша структура, условия членства и механизм принятия решений рассмотрены в Организационных Принципах Автономного Действия.

КАК МЫ ДЕЙСТВУЕМ
Участники Автономного Действия - сторонники прямого действия. Для достижения своих целей мы не участвуем в борьбе за власть, за места в парламентах и креслах чиновников, а осуществляем их явочным порядком, используя широкий спектр внепарламентского и культурного действия, если надо, то и революционного по форме и содержанию. Автономное Действие - это общий фронт подразделения которого, каждое на своем направлении, принимая участие в различных социальных движениях, осуществляет атаку на репрессивные отношения во всех сферах общественной и частной жизни, тут же выстраивая новые - лишенные господства и подчинения. Автономное Действие признает право общества и личности на сопротивление угнетению и оборону.

ПУТИ К НАШЕЙ ЦЕЛИ
Мы признаем многообразие путей достижения своих целей. Ими могут оказаться и путь революционного восстания саморганизованных масс трудящихся, и всеобщая захватная стачка, и более или менее постепенное вытеснение властных и капиталистических институтов и отношений самоуправляющимися структурами альтернативного гражданского общества и т.д. Сама жизнь распорядится, какой из них будет наиболее эффективным и своевременным. Но никогда путями к обществу без господства не будут реформы и законотворческие акты парламентариев и правительства, инициативы межгосударственных и корпоративных структур, представителей самих привилегированных и правящих классов. Наша стратегия РЕВОЛЮЦИОННА в том смысле, что идет снизу, начиная свою реализацию с базовых структур общества, и не опирается на механизмы и ресурсы Системы; в том смысле, что требует не частных изменений внутри Системы, а ее слома и замены в целом.

НАША АЛЬТЕРНАТИВА
Централизованная бюрократическая машина, национальный и всемирный капитал, порожденная ими потребительская массовая культура, то есть подавляющая нас Система не только аморальная и несправедлива, но и ведет современное человеческое общество к катастрофе: экологической, военной, культурной. Крутые перемены стали сегодня насущной необходимостью. Поэтому мы предлагаем Радикальную Альтернативу существующему положению вещей, основанную на Гуманизме, Свободе и Равенстве. Наша альтернатива не есть "установление царства божьего на Земле", она только открывает дорогу настоящему социальному развитию. В таком обществе может сохраниться часть сегодняшних проблем, и появятся свои собственные, но оно все равно будет гораздо справедливей, человечней и свободней современного и, при определенных обстоятельствах, будет почти единственной альтернативой надвигающейся катастрофе. В то же время наша альтернатива - не только далекая цель, за которую мы ведем борьбу, но и общество, которое мы создаем сейчас и здесь нашим повседневным сопротивлением. Эту альтернативу намечают идейные принципы и направления деятельности, которые каждый участник Автономного Действия выбирает по своему желанию, но сообразуя свои действия с целями Автономного Действия и не вступая в противоречия с идеями этого манифеста.

Диктатура НСДАП опиралась не только на мощь собственно государственного, подконтрольного партии аппарата принуждения, но и на собственные партийные карательно-репрессивные структуры.

Согласно закону 29 марта 1935 г. непосредственными частями партии объявлялись «штурмовые отряды» (СА), «охранные эскадроны» (СС), особый национал-социалистический моторизованный корпус (наравне с иными общественными организациями в рамках партии). Все они не имели самостоятельного юридического значения, но подлежали только особой партийной юрисдикции. Наиболее многочисленной частью были «штурмовые отряды» (2,5 млн. чел, в т. ч. рабочих и ремесленников свыше 52%). Эти отряды считались оплотом мощи партии, они обеспечивали военной силой ее политические и идеологические акции. После чистки отрядов в 1935 г. (связанной с клановой борьбой в верхах партии) они были преобразованы в части местной полиции и сохранились как особые отряды по подготовке молодежи. С 1935 г. на более важное место вышли части СС – к 1940 г. они насчитывали до 300 тыс. военнослужащих. Это была самостоятельная чисто военная организация в НСДАП, которая рассматривалась как «разведслужба партии». Организация комплектовалась исключительно по расовому принципу из прошедших предварительно военную службу. Военнослужащие СС формировали разного рода специальные партийные подразделения, выполняли задачи специализированной партийной охраны, составляли большую часть подразделений государственной безопасности.

Надзорно-карательный аппарат характеризовался предельной централизацией полицейского управления . В 1933 г. в Пруссии под началом ее министра-президента была сформирована Тайная государственная полиция (гестапо – от Geheime Staatspolizei). С развертыванием мероприятий общей государственной централизации гестапо были подчинены все прочие полицейские службы страны, и борьба с государственно-политической преступностью была поставлена во главу угла всей полицейской деятельности. По особому закону о гестапо (10 февраля 1936 г.) на нее исключительно возлагались задачи борьбы с покушениями на партию и государство. Гестапо сосредоточило у себя ведомство общей информации, управление государственными концентрационными лагерями, а также всеми видами криминальной полиции. Тайная полиция была вообще поставлена в ряд особых направлений всего внутреннего управления. Приказы и распоряжения гестапо были исключены из-под судебного контроля. Во главе всей полицейской системы и внутренних дел был поставлен Г. Гиммлер (июнь 1936 г.) с одновременными правами райхсфюрера СС. В 1937 г. был принят дополнительный закон об организационном единстве всей полиции. В соответствии сэтим законом полицейская служба выделялась из прочих видов бюрократии, она считалась пожизненной и давала значительные социальные привилегии. Такая централизация в совокупности с жестким применением внеправовых, карательных мер дала быстрые результаты в достижении основных полицейских задач, хотя с бытовой и общеуголовной преступностью нацистской полицейской системе справиться в итоге не удалось.

С началом Второй мировой войны централизация полицейских служб и служб безопасности была доведена до предела. С августа 1939 г. были введены должности комиссаров по защите райха с чрезвычайными полномочиями, в сентябре 1939 г. из Управления полиции безопасности, СД и некоторых других служб было сформировано общее Имперское главное управление безопасности (RSHA), сосредоточившее у себя управление погранслужбой, обеспечение безопасности дорог и"транспорта, гестапо, разведслужбы, ведомство концлагерей и др.

Разветвленная система политической безопасности и карательной политики опиралась на многократно дублированную службу внутреннего и внешнего сыска и шпионажа. Только в области внешней разведки к 1937 г. существовало 8 особых ведомств – как военных, так и чисто партийных, внешнеполитических, экономических, которые предоставляли разветвленную информацию о положении в мире и возможностях реализации военных и политических правительственных задач.

Особую роль в государственно-репрессивной системе играли концлагеря. Их начали создавать уже в 1933 г. в целях «перевоспитания инакомыслящих» и «врагов нации». Позднее концлагеря приобрели характер специализированного орудия в нацеленном истреблении населения по признаку политической неблагонадежности и, особенно, расовому. Всего было организовано 23 лагеря с несколькими десятками «филиалов» (в годы войны число лагерей для интернированных и военнопленных достигло 2 тыс.). Заключенный в концлагере, согласно особым инструкциям, полностью лишался каких-либо гражданских прав (кроме чисто немецкого населения), подлежал полной власти администрации лагеря, вплоть до применения к нему смертной казни без суда за ослушание, отказ от работы и т. п.

    Революционный террор - это политика устрашения, проводимая революционерами. Режим революционного террора может быть направлен как против конкретных лиц и социальных групп, оказавшихся политическими противниками революции, так и против мирного населения вообще. В зависимости от конкретного периода, революционный террор рассматривается либо как преступление относительно законного правительства, ныне правящего в стране; либо как государственная политика победившей контрэлиты, в ходе революционных событий...

    Терро́р (лат. terror «страх, ужас») - устрашение политических противников путём физического насилия. Террором также называется угроза физической расправы по политическим или каким-либо иным мотивам либо запугивание с угрозой расправы или убийства.

    Идеологическая диверсия - термин, который официально использовался в СССР на государственном уровне в качестве определения проявлений некоммунистического мировоззрения как результат прямого или косвенного влияния несоветской «буржуазной» или «западной» психологии и образа мышления.

    Гражданская война во Франции - работа Карла Маркса, написанная на основе опыта парижской Коммуны. Написана в апреле - мае 1871 года в форме воззвания Генерального Совета I Интернационала. Является одним из основных программных документов марксизма. Содержит положения о необходимости слома буржуазного государственного аппарата в ходе социалистической революции и преобразования демократических институтов в народном духе, о возможности захвата власти пролетариатом мирными средствами. На примере Парижской...

    Революционный социализм - совокупность социалистических теорий и движений, утверждающих необходимость коренного изменения социально-экономической и политической системы государства посредством революции, совершённой силами массовых движений (рабочего класса или большинства граждан) для достижения социалистического общества. Бренд "революционный марксизм" в большинстве языков мира с большим числом носителей фактически является синонимом "троцкизма". Поэтому революционно-социалистическими называют...

Введение 3 1 Государственное управление в Древнем Египте 4 2 Карательный аппарат. Везират 7 3 Организация военного дела в период Нового Царства 9 Заключение 10 Список литературы 11

Введение

Древнеегипетское государство было централизованным почти на всех этапах своего развития, за исключением непродолжительных периодов распада. Объединение Египта в конце IV тысячелетия до н.э. под началом единого царя ускорило создание здесь централизованного бюрократического аппарата, который на региональном уровне был организован по древним традиционным номам и представлен правителями-номархами, храмовыми жрецами, вельможами и царскими чиновниками различных рангов. С помощью этого аппарата, систематически одариваемого центральной властью, происходило дальнейшее укрепление могущества фараона, который начиная с III династии не просто обожествлялся, но считался равным богам. Приказы фараона неукоснительно соблюдались, он был главным законодателем и судьей, назначал всех высших чиновников. Считалось, что от фараона-бога зависели урожай, справедливость в государстве и его безопасность. Он мог жаловать землю вместе с государственными рабами знати, чиновникам, жрецам, мастерам. Жаловал он и титулы. Цель данной работы –охарактеризовать карательный аппарат в Древнем Египте. Задачами работы являются: - характеристика государственного управления в Древнем Египте; - анализ карательных органов и везирата. 1 Государственное управлениев Древнем Египте Египетское государство в период царствования фараонов XVIII династии обладало всеми чертами древневосточной деспотии. К. Маркс и Ф. Энгельс в различных своих трудах отметили типичные черты древнейшего классового, точнее, древнейшего рабовладельческого государства, которое возникло в восточных странах в связи с появлением рабовладельческой эксплуатации, однако в тот период, когда еще в значительной степени сохранялись сельские общины. При этой своеобразной форме восточного деспотизма сохранялось в течение длительного времени общинное землевладение, хотя высшим или верховным собственником всего земельного фонда считалось государство в лице восточного деспота. Это древнейшее рабовладельческое государство, которое раньше всего возникает в восточных странах в форме древневосточной деспотии, постепенно приобретает типичные черты бюрократической и централизованной монархии. В Древнем Египте существовали три отрасли управления: финансовое ведомство, или ведомство по ограблению собственного народа, военное ведомство, или ведомство по ограблению соседних народов, и, наконец, ведомство публичных работ. С течением времени возникает и оформляется ряд других ведомств; среди них видное место занимает судебное ведомство, целью которого является создание юридических гарантий безопасности правящего класса рабовладельцев для наиболее эффективной эксплуатации масс рабов и бедняков. Весьма важную роль в управлении государством играло чиновничество, состоявшее из жрецов и писцов, тесно связанных с рабовладельцами. Идейной опорой древневосточной деспотии была религия, согласно догматамкоторой царь был земным божеством. Эта идеология обоготворения царя и царской власти имела целью укрепить авторитет деспота, деспотической государственности и всего рабовладельческого строя в целом. Культ царя существовал во всех древневосточных странах, но достиг особенно яркого выражения и широкого распространения в древнем Египте, где жречество в течение тысячелетий внушало массам мысль о божественном происхождении и священном авторитете царя и царской власти. Естественно, что в связи с этим большие богатства скапливались в храмах. Развитие рабовладельческого хозяйства, связанное с этим углубление классовых противоречий и развитие военно-захватнической политики требовали значительных изменений в системе государственного управления. Для управления огромным государством, границы которого в период XVIII династии простирались на северо-востоке вплоть до берегов Евфрата, а на юге - до 4-го нильского порога, необходим был достаточно мощный и централизованный аппарат государственной власти. Этот аппарат был нужен в первую очередь для подавления народных движений, которые неизбежно возникали как результат обострения классовых противоречий. Во-вторых, этот централизованный аппарат государственной власти был необходим для управления широко разветвленной сетью искусственного орошения, организации больших торговых экспедиций и координации управления разросшимися царскими и храмовыми поместьями. Выросшее на основе систематически проводившейся военно-захватнической политики, державшееся главным образом благодаря наличию большой и сильной армии, египетское государство времени XVIII династии было типичным для древнего Востока военно-административным объединением. Поэтому высшие представители государственной власти были наделеныпрежде всего высшей военной властью, что должно было способствовать максимальной централизации военной власти. Поскольку во главе египетского государствастоял обоготворенный фараон, «сын солнца от плоти его», как он называется в официальных надписях того времени, постольку вся высшая военная власть и командование войсками были сосредоточены в его руках. В надписях этого времени ясно указывается, что во главе египетских войск стоит сам фараон в качестве высшего представителя военной власти.

Заключение

В периоды наивысшей централизации государственной власти фараон, возглавлявший деспотию, считавшийся неограниченным властителем всей страны, с помощью чиновников управлял не только царскими, но и храмовыми землями. Важными функциями центральной власти были: управление каменоломнями и рудниками, устройство дорог и наблюдение за ними, организация больших торговых экспедиций в соседние страны. Выполнение этих обязанностей царь возлагал на высших сановников государства. Ближайшим помощником царя по управлению страной в Египте с древних времен был везир. Везирдолжен был в своей палате лично рассматривать дела, связанные с невыполнением чиновниками обязанностей, а также наиболее тяжелые уголовные преступления,виновныев совершении которых заносились в особый «список преступников», хранившийся в главной тюрьме. Очевидно, к тягчайшим уголовным преступлениям в первую очередь относились преступления, направленные против существующего государственного строя. Поводом для применения карательных функций труда могли стать в древнем Египте уголовное преступление, злоупотребление служебным положением, грабеж и насилие. История развития государства в Древнем Египте иллюстрирует эволюцию государственного аппарата, ведомств, бюрократии, возникновению различных званий и должностей.

Список литературы

Авдиев В.И. Военная история древнего Египта. Том 1. Возникновение и развитие завоевательной политики до эпохи крупных войн XVI-XV вв. до х.э. М.: Советская наука, 1948. Авдиев В.И.Военная история древнего Египта. Том 2. Период крупных войн в Передней Азии и Нубии в XVI-XV вв. до н.э. М.: Советская наука, 1959. БерлевО. Общественные отношения в Египте, времён Среднего царства. -М.: Просвещение, 1982. Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран. – М.: Юрайт, 2012. – 784с. Гринин Л. Е. Генезис государства как составная часть процесса перехода от первобытности к цивилизации// Философия и общество. Выпуск №4(41)/2005. Желудков А.В. История государства и права зарубежных стран. – М.: Приор-издат, 2010. – 208с. Михайлова Н. История государства и права зарубежных стран. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 560с. РубаникВ.Е. История государства и права зарубежных стран. – М.:Эксмо, 2010. – 544с. Тураев Б.А. Древний Египет. – М.: Либроком, 2012. – 182с. Эрман А. Государство, армия и общество Древнего Египта. – М.: Центрполиграф, 2008. – 400с.

В период государственно-политической диктатуры собственно единого нового конституционного закона выработано не было. Но это была в принципе другая государственная организация, в основании которой лежали совершенно иные, чем прежде в Германии и вообще в западном конституционализме, право-государственные принципы. Новый уклад характеризовался абсолютизмом исполнительной власти . Основополагающим для диктатуры стал закон 24 марта 1933 г. «Об устранении бедственного положения народа и империи». Согласно закону за имперским правительством закреплялось впредь неограниченное право издания законов, включая те, которые «могут уклоняться от имперской конституции » (не затрагивая правового положения райхстага, райхсрата и президента). По оценке виднейшего нацистского правоведа К. Шмитта, этот закон «в сущности и есть конституция современной германской революции». Закон первоначально был принят на 5 лет – до 1937 г., но затем был продлен, последний раз – 10 мая 1943 г. и стал одним из наиболее стабильных постановлений. В дальнейшем громадное большинство законов в Германии были приняты именно как правительственные постановления, либо как указы главы правительства .

Важнейшей чертой нового уклада была персонализация правительственной власти – вначале главы правительства вообще, затем конкретно А. Гитлера . После кончины 1 апреля 1934 г. президента Гинденбурга, правительство приняло закон об объединении постов канцлера и президента (с подразумеваемой ликвидацией последнего). В силу особой значимости закон был утвержден на общенародном референдуме , тем самым приобретя высшую конституционную силу. В итоге с августа 1934 г. Гитлер сосредоточил у себя не только полномочия главы правительства, но и внешнеполитическое представительство, командование армией, обнародование законов, назначение министров, чиновников и офицеров, право вводить исключительное положение, осуществлять помилование . Все эти полномочия были пожизненными, и по закону Гитлер был вправе лично определить своего преемника. Государственный уклад обрел черты вождевого государства («Современная Германия, – заявлял министр внутренних дел Фрик, – не монархия , и не республика , она – вождевое государство»), В силу особого соотношения собственно государственной власти и партийной диктатуры (см. ниже), вождь Партии и Государства приобретал совершенно исключительные полномочия: формулировать основы мировоззрения партии и народа, определять форму реализации партийно-государственной программы, полагать свои предписания в качестве непосредственных законов. Практически абсолютный характер полномочий Гитлера как вождя был закреплен постановлением райхстага 26 апреля 1942 г., которым он был определен «вождем Нации, верховным главнокомандующим вермахта, главой правительства и высшим обладателем правительственной власти, верховным судьей и фюрером Партии единовременно». (Признание Гитлера верховным главнокомандующим было провозглашено еще в 1938 г.)

В государстве формально продолжало существовать народовластие – и не только продолжало, но и приобрело новые формы. Основной формой стал плебисцит, с помощью которого решались крупные политические вопросы поворотного характера: о выходе из Лиги Наций (1933 г.), о президентских полномочиях райхсканцлера (1934 г.), об объединении с Австрией (1938 г.). Сохранялся и райхстаг. Однако, согласно программному заявлению Гитлера, правительство вправе само определять, спрашивать или нет согласия у райхстага, а во-вторых, состав парламента определялся по-новому: в ходе плебисцита народное «голосование» одобряло около 2 тыс. официальных кандидатов, из которых Гитлер по собственному усмотрению выделял 810 депутатов. Значение райхстага было еще более сужено укреплением начал партийного государства и ролью съездов НСДАП.

Вся административная деятельность характеризовалась ликвидацией коллегиальности и введением особой бюрократической дисциплины. В течение ближайших лет после прихода нацистов к власти практически прекратил свое существование кабинет министров (в 1933 г. он провел 31 зас., в 1937 г. - 6 зас., последнее – 5 февраля 1938 г.). Кабинет превратился только во вспомогательный совет при фюрере, причем наряду с общим возникли особые советы, например, Тайный кабинет по внешней политике (1938 г.), Совет министров по обороне (1939 г.). Сами министерства значительно увеличили размах своей деятельности, появились такие административные монстры как Министерство пропаганды (1933), охватившее всю сферу идеологии, культуры, а также часть внутренних дел, Министерство вооружений и боеприпасов (1940), Министерство экономики и др.

Ликвидация автономии земель и перестройка начал самоуправления была проведена в два условных этапа. (1) В течение 1933 г. при формальном сохранении прежней территориально-общинной системы местные власти были подчинены напрямую центральной администрации во всех вопросах. (2) В течение 1934 – 1935 гг. были изданы основные законы о полной ликвидации прежних институтов автономии и самоуправления.

Сохранение собственных полномочий землями и местной администрацией (даже в урезанных формах по Ваймарской конституции) противоречило доктрине государственной централизации нацистов. Поэтому реорганизация началась уже в первый месяц прихода к власти. По т. н. Временному закону об уравнении земель (31 марта 1933 г.) правительства земель теряли свои полномочия, распускались все земельные и краевые представительные собрания. Ландтаги и собрания формально сохранялись, но закон определил твердые количественные нормы представительства (от 9 до 77 чел., сообразно значимости). Все местные собрания следовало сформировать на началах пропорционального представительства, следуя итогам выборов 5 марта 1933 г., и этот процесс был поставлен под контроль министра внутренних дел. Вторым законом об уравнении земель (7 апреля 1933 г.) во все земли, исключая Пруссию, назначались особые наместники – штатгальтеры с полной административной властью; назначение их осуществлялось президентом. Штатгальтеры уполномочивались назначать земельные правительства, распускать ландтаги и назначать выборы , председательствовать в земельных собраниях. Только Пруссия, в силу особого своего статуса в империи вообще и важности для НСДАП, сохранила свое правительство во главе с министром-президентом Г. Герингом.

Второй этап завершился новым административно-территориальным переустройством. Законом о новом строении империи (30 января 1934 г.), ссылаясь на то, что выборы в ноябре 1933 г. утвердительно показали «полное единство народа» и сделали бессмысленным какое-либо пропорциональное представительство интересов, земельные представительные органы упразднялись, вся высшая правительственная власть переходила к райху. Вследствие этого законом 14 февраля 1934 г. был распущен и райхсрат, права законодательства передавались правительственным властям полностью. Одновременно по-новому (законом 30 января 1935 г.) была конституирована власть штатгальтеров: они считались полноправными представителями центрального правительства и выразителями его воли, с их представления фюрер назначал членов земельных (областных) управлений.

Важнейшим актом о новом местном управлении стал Немецкий общинный устав 30 января 1935 г. По сути, это был второй из основополагающих законов нового уклада. В самом тексте он провозглашался фундаментальным, на котором создается новое строение райха. По уставу местное самоуправление (в подлинном, смысле слова) упразднялось. Общины провозглашались местными публичными корпорациями, которые управляются сообразно с законами и целями государственного руководства. Возглавляет общину (любого уровня) бургомистр (в городе – обер-бургомистр), назначаемый «по доверию партии и государства». При нем действует совет общины, но это только подчиненные для бургомистров, Все важные вопросы могут впредь решаться только с согласия органов НСДАП. Полномочия общин обеспечивает своей властью государство, собственных принудительных прав у них нет.

В период нацистской диктатуры территория Германии значительно увеличилась. В результате внешнеполитических акций , поддержанных недальновидной политикой западноевропейских государств и СССР , к империи были присоединены Австрия (1938), Судетская область Чехии (1939), прибалтийские области (1939). В них устанавливалось унифицированное управление. К июню 1941 г. к империи были присоединены еще до 12 европейских стран на правах оккупированных областей, для управления которыми сформировано Министерство оккупированных земель (1941). Однако в дальнейшем, с разгоранием войны, управление тесно переплелось с военной администрацией и носило особый характер.

Партия и государство

Самым принципиальным отличием нового правогосударственного уклада были совершенно особые, не известные предыдущей государственной истории, взаимоотношения партии и государственной организации , согласно которым вся деятельность и институты государства определялись целями и идейно-политическими задачами господствующей партии.

Диктатура НСДАП обеспечивалась законодательным установлением однопартийности . В период укрепления власти нацистов, в 1933 г., были законодательно запрещены и распущены КПГ, СДПГ, Немецкая народная партия, Баварская народная партия, партия католического «Центра», а также все их спортивные, молодежные и женские организации. Имущество партий конфисковано. В июле 1933 г. «Стальной шлем» слился с НСДАП. Указами о «защите немецкого народа и государства» (февраль 1933 г.) были ограничены свободы собраний, печати в случае их антиправительственной направленности, а также в целом отменены основополагающие для политических свобод граждан ст. 114-118, 123-124, 153 Ваймарской конституции. Постановлением 14 июля 1933 г. образование новых партий запрещалось.

Третьим из основополагающих актов нового уклада стал Закон об обеспечении единства партии и государства 1 декабря 1933 г. По закону, НСДАП объявлялась «носительницей государственной мысли и неразрывно связанной с государством». Партия возлагала на себя особые задачи в отношении народа, фюрера и государства, во имя которых на ее членов налагались особые права и обязанности, для них устанавливалась своя особая подсудность. На съезде 1935 г. государственные функции НСДАП были облечены в форму специальных задач по реорганизации государства, устранению из госаппарата недовольных, воспитанию народа в духе НСДАП и его идеи. Эти принципы стали государственной программой, ив дальнейшем принципиальные решения по вопросам развития экономики, внешней политики, государственного реформирования принимались на съездах партии.

Партийный аппарат НСДАП стала непосредственной структурой государственной организации. На основе прежних организационных звеньев к 1935 г. сложилась разветвленная структура партийных организаций НСДАП, охватившая страну на всех уровнях: 33 области – Gau делились на 827 округов, 21 тыс. районов и свыше 260 тыс. партийных ячеек (с 1938 г. областей было уже 38, ячеек – свыше 800 тыс.). Основным звеном было областное, которое почти везде совпадало с военными округами и с административным подразделением. Местный руководитель (штатгальтер) почти всегда одновременно являлся и фюрером-гауляйтером областной партийной организации. На аннексированных землях такое совпадение было абсолютным. Все государственные вопросы (кроме суда, финансов и почты) подлежали ведению гауляйтеров. В 1943-1944 гг. партийные и административные области стали еще и экономическими районами, и ведению тех же властей были подчинены регулирование цен , труда и т. д. Подчинялись гауляйтеры непосредственно фюреру, и, согласно организационному уставу НСДАП, «несли полную ответственность перед фюрером за ту область, управление которой ему поручено».

НСДАП установила непосредственный партийный контроль над всеми институтами государства . В июле 1934 г. Гитлер впервые узаконил участие своего заместителя по партии «в разрешении вопросов, связанных с подготовкой законопроектов во всех административных инстанциях империи». Заключения заместителя фюрера в качестве рейхсминистра были обязательными для рассмотрения всех предложений . В 1941 г. эти полномочия были делегированы новому заместителю – М. Борману и институализированы в особых правах Партийной канцелярии фюрера, которая одновременно стала и общегосударственным и партийным высшим органом управления. Согласно распоряжению Гитлера (январь 1937 г.) любые назначения на государственные должности , сделанные без согласования с партийными организациями соответствующего уровня, считались недействительными. Задача «политического руководства государством», декларированная Уставом НСДАП, преобразовалась в прямой административный надзор . И это соответствовало официальной установке: «Не государство дает нам приказы, – говорил Гитлер на съезде партии в 1935 г., – а мы даем приказы государству».

НСДАП была объявлена политическим ядром всех общественных институтов страны . По закону 3 июля 1934 г. депутат райхстага терял свой мандат, если он выходил из партии или исключался из нее; председатель фракции назначал нового «депутата» из общего списка. Особым законом в 1935 г. было провозглашено единство НСДАП и молодежной организации «Гитлерюгенд», которая рассматривалась как бы частью партии; молодежь в возрасте от 10 до 18 лет обязана была состоять в «Гитлерюгенд» под угрозой уголовной ответственности родителей, деятельность всех других, нежели официально-партийные, молодежных, женских, спортивных и т. п. союзов запрещалась. Такая политика была в том числе направлена к массовости партии, к объединению в нее значительной части населения страны и во всяком случае государственного аппарата . В январе 1933 г. в НСДАП состояло 0,8 млн. членов, в мае – уже 1,6 млн., в начале 1945 г. – 6 млн. Доля членов НСДАП в государственном аппарате достигала 70%, включая и технических служащих. Отдельные государственные институты создавались сразу чисто партийные. Таким был Отдел по работе среди немцев за границей (1931). Только партийному руководству подчинялось ополчение-фольксштурм, созданное в сентябре 1944 г.

Репрессивный аппарат

Диктатура НСДАП опиралась не только на мощь собственно государственного, подконтрольного партии аппарата принуждения, но и на собственные партийные карательно-репрессивные структуры.

Согласно закону 29 марта 1935 г. непосредственными частями партии объявлялись «штурмовые отряды» (СА), «охранные эскадроны» (СС), особый национал-социалистический моторизованный корпус (наравне с иными общественными организациями в рамках партии). Все они не имели самостоятельного юридического значения, но подлежали только особой партийной юрисдикции. Наиболее многочисленной частью были «штурмовые отряды» (2,5 млн. чел, в т. ч. рабочих и ремесленников свыше 52%). Эти отряды считались оплотом мощи партии, они обеспечивали военной силой ее политические и идеологические акции. После чистки отрядов в 1935 г. (связанной с клановой борьбой в верхах партии) они были преобразованы в части местной полиции и сохранились как особые отряды по подготовке молодежи. С 1935 г. на более важное место вышли части СС – к 1940 г. они насчитывали до 300 тыс. военнослужащих . Это была самостоятельная чисто военная организация в НСДАП, которая рассматривалась как «разведслужба партии». Организация комплектовалась исключительно по расовому принципу из прошедших предварительно военную службу . Военнослужащие СС формировали разного рода специальные партийные подразделения, выполняли задачи специализированной партийной охраны, составляли большую часть подразделений государственной безопасности.

Надзорно-карательный аппарат характеризовался предельной централизацией полицейского управления . В 1933 г. в Пруссии под началом ее министра-президента была сформирована Тайная государственная полиция (гестапо – от Geheime Staatspolizei). С развертыванием мероприятий общей государственной централизации гестапо были подчинены все прочие полицейские службы страны, и борьба с государственно-политической преступностью была поставлена во главу угла всей полицейской деятельности. По особому закону о гестапо (10 февраля 1936 г.) на нее исключительно возлагались задачи борьбы с покушениями на партию и государство. Гестапо сосредоточило у себя ведомство общей информации, управление государственными концентрационными лагерями, а также всеми видами криминальной полиции. Тайная полиция была вообще поставлена в ряд особых направлений всего внутреннего управления. Приказы и распоряжения гестапо были исключены из-под судебного контроля. Во главе всей полицейской системы и внутренних дел был поставлен Г. Гиммлер (июнь 1936 г.) с одновременными правами райхсфюрера СС. В 1937 г. был принят дополнительный закон об организационном единстве всей полиции. В соответствии с этим законом полицейская служба выделялась из прочих видов бюрократии , она считалась пожизненной и давала значительные социальные привилегии. Такая централизация в совокупности с жестким применением внеправовых, карательных мер дала быстрые результаты в достижении основных полицейских задач, хотя с бытовой и общеуголовной преступностью нацистской полицейской системе справиться в итоге не удалось.

С началом Второй мировой войны централизация полицейских служб и служб безопасности была доведена до предела. С августа 1939 г. были введены должности комиссаров по защите райха с чрезвычайными полномочиями, в сентябре 1939 г. из Управления полиции безопасности, СД и некоторых других служб было сформировано общее Имперское главное управление безопасности (RSHA), сосредоточившее у себя управление погранслужбой, обеспечение безопасности дорог и"транспорта, гестапо, разведслужбы, ведомство концлагерей и др.

Разветвленная система политической безопасности и карательной политики опиралась на многократно дублированную службу внутреннего и внешнего сыска и шпионажа . Только в области внешней разведки к 1937 г. существовало 8 особых ведомств – как военных, так и чисто партийных, внешнеполитических, экономических, которые предоставляли разветвленную информацию о положении в мире и возможностях реализации военных и политических правительственных задач.

Особую роль в государственно-репрессивной системе играли концлагеря. Их начали создавать уже в 1933 г. в целях «перевоспитания инакомыслящих» и «врагов нации». Позднее концлагеря приобрели характер специализированного орудия в нацеленном истреблении населения по признаку политической неблагонадежности и, особенно, расовому. Всего было организовано 23 лагеря с несколькими десятками «филиалов» (в годы войны число лагерей для интернированных и военнопленных достигло 2 тыс.). Заключенный в концлагере, согласно особым инструкциям, полностью лишался каких-либо гражданских прав (кроме чисто немецкого населения), подлежал полной власти администрации лагеря, вплоть до применения к нему смертной казни без суда за ослушание, отказ от работы и т. п.

Милитаризация государства

Установление нового право-государственного уклада нацистской диктатуры шло параллельно с усилением милитаристских черт всего государства. Это было не только предопределено идейными лозунгами нацистской партии: требованием пересмотра Версальского договора , аннулирования итогов Первой мировой войны , создание собственных вооруженных сил. Военная структура в наилучшей степени соответствовала антидемократическим, антипарламентарным принципам нового государства вообще.

В 1935 г. правительство Гитлера восстановило в стране всеобщую воинскую повинность – для мужчин от 18 до 45 лет. Срок воинской службы был определен в 1, затем в 2 года. Ко времени Второй мировой войны Германия сформировала одну из самых мощных и многочисленных армий, содержание и подготовка которой отнимала до 1/2 государственных финансов и национального продукта.

Армия была для нацистского государства не только инструментом внешней политики. Согласно принятому в 1936 г. особому указу Гитлера допускалось использование армией оружия во внутренних конфликтах (однако оговаривалась очередность применения видов оружия и конкретные условия такого применения).

Милитаризация государства была тесно взаимосвязана с изменением характера внешнеполитических действий Германии. Ориентация на постоянную войну, подготовка армии и населения к войне предопределили сравнительно безболезненное и даже воспринятое внутри страны с воодушевлением развязывание Германией Второй мировой войны. На первом этапе войны (1939-1941 гг.) после успешных военных действий в состав империи были включены 12 европейских государств, где проживали более 260 млн. чел. Стремление отстоять господство в Европе, распространить доминирование Германии за пределы европейского континента подтолкнуло правительство Гитлера к войне сначала с Великобританией, затем с СССР (1941-1945 гг.), которая завершилась колоссальными человеческими жертвами как для германского народа, так и для вовлеченных в войну народов 61 государства.

Реформирование юстиции

Преобладание чрезвычайных, внеправовых принципов деятельности распространилось и на сферу юстиции. Судебная система была также перестроена, во-первых, соответственно идеям национал-социализма, во-вторых, следуя принципу безусловного подчинения всех государственных функций единой власти фюрера партии в «вождевом государстве». Подобно любому социалистическому государству XX в., официальная доктрина рассматривала понятия закона и законности как подчиненные – более высоким социальным целям государства и нации: «Фундамент всех основных законов, – говорил глава юстиции райха Г. Франк в речи перед съездом юристов, – это национал-социалистическая идеология, в особенности же ее истолкование в партийной программе и в речах фюрера».

Чрезвычайные органы юстиции начали создаваться уже в самый начальный период после установления политической диктатуры НСДАП. В марте 1933 г. были организованы специальные суды, которые должны были рассматривать дела «о вероломных нападках на правительство». Суд составлялся из трех членов партии, заседал без присяжных, разбирал дела в упрощенной процедуре. Куда направлять дело – в обычный или в специальный суд – определял единолично прокурор. Кандидатуры защитников для специального суда утверждались руководством партийных организаций. Законом 18 апреля 1936 г. был учрежден т. н. народный суд. Этот суд, создаваемый из числа профессиональных судей, заседателей и советников пожизненно, считался высшей инстанцией по наиболее тяжким делам, главным образом о государственной измене . Суд также разбирал дела по упрощенной процедуре, основываясь не столько на законе, сколько на принципах «национального правосознания » и «идеологии национал-социализма». С 1934 г. существовала также система партийных судов (высшего – областных – окружных), где рассматривались дела членов НСДАП. В 1943 г. были дополнительно учреждены чрезвычайные военно-полевые суды, которым было поручено разбирать и преступления «подрывающие доверие к партии».

Отступления от принципов законности были распространены и на судопроизводство. Постановлением 1935 г. всем судьям предписывалось определять на основе собственного правосознания, надлежит или нет наказывать обвиняемого, если в законах не было точных предписаний по данному случаю. В разгар Второй мировой войны был принят особый указ об упрощенном судопроизводстве (1942): суду следовало знакомиться с документами и с доказательствами в сокращении, и только в силу «необходимости», права заседателей были ограничены, приговор почти полностью определялся усмотрением председательствующего по делу.

Установившийся с 1933 г. в Германии государственный уклад был законченным воплощением тоталитарной однопартийной диктатуры, но в рамках этой диктатуры сформировался еще особого рода цезаризм – личная власть, опирающаяся на милитаризацию государства и предельную централизацию всей административной и полицейской системы.

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. 1999