Святая евпраксия. Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь

Преподобная Евпраксия была дочерью Константинопольского вельможи Антигона, родственника святого благоверного царя Феодосия Великого (379-395).

Антигон и его супруга Евпраксия были благочестивы и раздавали неимущим щедрую милостыню. У них родилась дочь, которую назвали также Евпраксией. Антигон вскоре умер. Мать удалилась от царского двора и вместе с дочерью отправилась в Египет под предлогом осмотра своих владений. Там близ Фиваиды был женский монастырь со строгим уставом. Жизнь насельниц привлекла благочестивую вдову. Она захотела помочь этой обители, но игумения Феодула отказалась, сказав, что инокини вполне предали себя Богу и не желают приобретения никаких земных богатств. Она согласилась принять только свечи, фимиам и масло.

Маленькой Евпраксии в это время исполнилось семь лет. Она полюбила монашеский уклад и решила остаться в обители. Благочестивая мать не препятствовала её желанию. Оставляя дочь в монастыре, Евпраксия просила девочку быть смиренной, никогда не думать о своём благородном происхождении, с усердием служить Богу и сёстрам. В скором времени мать скончалась. Узнав о её кончине, царь Феодосий послал святой Евпраксии- младшей письмо, в котором напоминал ей, что в пятилетнем возрасте родители обручили её сыну одного сенатора и он желает, чтобы она выполнила данное родителями обещание. В ответном письме святая Евпраксия писала царю, что уже вступила в число невест Христовых и просит царя распорядиться её имениями, раздав их в пользу Церкви и нуждавшихся.

Святая Евпраксия, приходя в возраст, всё более усиливала свои подвиги. Вначале она вкушала пищу один раз в день, потом через два-три дня и более и, наконец, раз в неделю. Пост она соединяла с выполнением всех монастырских послушаний: смиренно трудилась в поварне, мыла посуду, подметала помещения и с любовью служила сёстрам. Сёстры любили смиренную Евпраксию. Но одна из них завидовала ей и все её подвиги объясняла желанием прославиться. Завистница стала досаждать подвижнице, но святая дева не противоречила ей, а смиренно просила прощения.

Много бед причинял святой и враг рода человеческого. Однажды она, доставая воду, упала в колодец и утонула бы, если бы не подоспели сёстры; в другой раз святая Евпраксия рубила дрова для поварни и рассекла себе ногу топором. Когда она несла охапку дров вверх по лестнице, то наступила на край своей одежды, упала, и острая лучина вонзилась ей у глаза. Все эти напасти святая Евпраксия переносила с терпением. За подвиги Господь удостоил святую дара чудотворения: по её молитве исцелился глухонемой и расслабленный ребёнок, освободилась от недуга бесновавшаяся женщина. В монастырь стали приносить больных для исцеления. Святая дева ещё более смирялась, считая себя последней из всех сестёр. Перед кончиной Евпраксии игумении было видение. Святая дева была приведена в светлый чертог и поклонилась сидящему на Престоле Царю, окружённому святыми ангелами, а Пречистая Дева показала Евпраксии светлую обитель и сказала ей, что она приготовлена для неё и что она через 10 дней войдёт в эту обитель.

Игумения и сестры горько плакали, не желая расставаться с Евпраксией. Сама же святая, узнав о видении, скорбела о том, что не готова для перехода в вечность, и просила игумению умолить Господа оставить ей ещё хотя бы год для покаяния. Игумения утешала святую Евпраксию и говорила, что Господь удостоит её Своей великой милости. Преподобная мирно скончалась в возрасте тридцати лет († 413).

Дочь константинопольского вельможи Антигона, родственника святого благоверного царя Феодосия Великого (379-395). Антигон занимал должность сенатора (по лат. версии жития, наместника Ликии).

В период иконоборческих споров житие прп. Евпраксии активно использовалось полемистами. Эпизод, в котором Е. припадает к образу Христа, встречается у прп. Иоанна Дамаскина и в неопубликованном флорилегии М , восходящем к оригиналу сер. VIII в. . Прп. Иосиф Песнописец (+ 886) написал канон прп. Евпраксии и св. Олимпиаде, поминаемой в тот же день. Визант. историк XII в. Иоанн Зонара составил Похвальное слово св. Евпраксии, сохранившееся в ряде афонских рукописей .

Греческая Церковь отмечает день памяти прп. Евпраксии 25 июля, хотя в ряде рукописей Синаксаря Константинопольской церкви (кон. X в.) он обозначен под 24 июля.

В монофизитских календарях память преподобной находится под разными числами: в Арабо-яковитском Александрийском Синаксаре (XIII-XIV вв.) 26 числа месяца бармахат (22 марта); в двух Сирийских минологиях XIII и XVI вв., изданных Ф. Но, - 25 июля; в сир. мартирологе Раббана Слиба (кон. XIII - нач. XIV в.) - 29 июля вместе со св. Иларией; в Эфиопском стишном синаксаре (XV в.) - 26 июля.

В лат. мартирологах (Узуарда, Цезаря Барония и др.) св. Евпраксия чаще всего упоминается под 13 марта, ее имя передано как Евфрасия (лат. Eufrasia). Такая форма имени, равно как и др. день памяти, появилась из-за ошибочного отождествления прп. Евпраксии с мц. Евфрасией Никомидийской в Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.).

В календаре Русской Православной Церкви Евпраксия именуется Тавенской (Тавеннисской) по названию местности Тавенниси в Египте, где находилось множество мужских и женских монастырей, однако в житии святой нет указаний, что она подвизалась именно в этом месте.

Греческая служба преподобной Евпраксии была составлена во второй половине XIX века игуменией монастыря во имя прп. Евпраксии на острове Докос (один из Саронических островов, к западу от острова Идра) и впервые издана в Афинах в 1874 г.

Литература

  • BHG, N 631-631m; BHL, N 2718-2721;
  • MartRom. P. 96; ActaSS. Mart. T. 2. P. 727-735;
  • SynCP. Col. 840-841;
  • Vita St. Euphrasiae virginis // PL. 73. Col. 623-642C [лат. версия Жития];
  • PG. 117. Col. 557-558 [Минологий имп. Василия II];
  • Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba // AnBoll. 1908. T. 27. P. 129-201 (особ. 189);
  • ЖСв. Ил. С. 571-597;
  • Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques / Éd. F. Nau. P., 1912. Turnhout, 1974r. P. 82, 123. (PO; T. 10. Fasc. 1. N 46);
  • Latyšev. Menol. T. 2. P. 210-214;
  • Ioan. Damasc. Contr. imag. calumn. P. 136;
  • Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 6. Σ. 105-106;
  • Святые жены в пустынях Востока. М., 2004. С. 30-56.
  • Филарет (Гумилевский). Жития подвижниц. С. 68-79;
  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 223; Т. 3. С. 284;
  • Jerphanion G., de. Les caractéristiques et les attributs des saints dans la peinture cappadocienne // AnBoll. 1937. T. 55. P. 1-29;
  • Halkin F. Une nouvelle recension de la Vie de St. Eupraxie // Ibid. 1961. T. 79. P. 160;
  • Aubert R. Euphrasie, vierge en Thébaïde // DHGE. Т. 15. P. 1411-1412;
  • Lucchesi G. Euprasia // BiblSS. Vol. 5. P. 233-235;
  • Quispel G., Zandee J. A Coptic Fragment from the Life of Eupraxia // VChr. 1959. Vol. 13. P. 193-203;
  • Εὐπραξία // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1069;
  • Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 148;
  • Alexakis A. Codex Parisinus Graecus 1115 and its Archetype // DOS. 1996. T. 34. P. 133, 337;
  • Fiey J. M. Saints Syriaques / Ed. par L. I. Conrad. Princeton; N. Y., 2004. P. 76;
  • Ordained Women in the Early Church: A Documentary History / Ed. K. Madigan, C. Osiek. Baltimore, 2005. P. 56-61;
  • Δουκάκης. ΜΣ. Τ. 4. Σ. 369-387.

Использованные материалы

  • Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова. Евпраксия // Православная энциклопедия, т. 17, с. 189-190

Пре-по-доб-ная Ев-прак-сия бы-ла до-че-рью кон-стан-ти-но-поль-ско-го вель-мо-жи Ан-ти-го-на, род-ствен-ни-ка свя-то-го бла-го-вер-но-го ца-ря Фе-о-до-сия Ве-ли-ко-го (379-395).

Ан-ти-гон и его су-пру-га Ев-прак-сия бы-ли бла-го-че-сти-вы и раз-да-ва-ли неиму-щим ще-д-рую ми-ло-сты-ню. У них ро-ди-лась дочь, ко-то-рую на-зва-ли так-же Ев-прак-си-ей. Ан-ти-гон вско-ре умер. Мать уда-ли-лась от цар-ско-го дво-ра и вме-сте с до-че-рью от-пра-ви-лась в Еги-пет под пред-ло-гом осмот-ра сво-их вла-де-ний. Там близ Фива-и-ды был жен-ский мо-на-стырь со стро-гим уста-вом. Жизнь на-сель-ниц при-влек-ла бла-го-че-сти-вую вдо-ву. Она за-хо-те-ла по-мочь этой оби-те-ли, но игу-ме-ния Фе-о-ду-ла от-ка-за-лась и ска-за-ла, что ино-ки-ни вполне пре-да-ли се-бя Бо-гу и не же-ла-ют при-об-ре-те-ния ни-ка-ких зем-ных бо-гатств. Игу-ме-ния со-гла-си-лась при-нять толь-ко све-чи, фими-ам и мас-ло.

Ма-лень-кой Ев-прак-сии в это вре-мя ис-пол-ни-лось семь лет. Она по-лю-би-ла мо-на-ше-ский уклад и ре-ши-ла остать-ся в оби-те-ли. Бла-го-че-сти-вая мать не пре-пят-ство-ва-ла ее же-ла-нию. Остав-ляя дочь в оби-те-ли, Ев-прак-сия про-си-ла де-воч-ку быть сми-рен-ной, ни-ко-гда не ду-мать о сво-ем бла-го-род-ном про-ис-хож-де-нии, слу-жить Бо-гу и сест-рам с усер-ди-ем. В ско-ром вре-ме-ни мать скон-ча-лась. Узнав о ее кон-чине, царь Фе-о-до-сий по-слал свя-той Ев-прак-сии млад-шей пись-мо, в ко-то-ром на-по-ми-нал ей, что в пя-ти-лет-нем воз-расте ро-ди-те-ли об-ру-чи-ли ее сы-ну од-но-го се-на-то-ра и он же-ла-ет, чтобы она вы-пол-ни-ла дан-ное ро-ди-те-ля-ми обе-ща-ние. В от-вет-ном пись-ме свя-тая Ев-прак-сия пи-са-ла ца-рю, что уже всту-пи-ла в чис-ло невест Хри-сто-вых и про-сит ца-ря рас-по-ря-дить-ся ее име-ни-я-ми, раз-дав их в поль-зу Церк-ви и нуж-дав-ших-ся.

Свя-тая Ев-прак-сия, при-хо-дя в воз-раст, все бо-лее уси-ли-ва-ла свои по-дви-ги. Вна-ча-ле она вку-ша-ла пи-щу один раз в день, по-том через два-три дня и бо-лее и, на-ко-нец, раз в неде-лю. Пост она со-еди-ня-ла с вы-пол-не-ни-ем всех мо-на-стыр-ских по-слу-ша-ний: сми-рен-но тру-ди-лась в по-варне, мы-ла по-су-ду, под-ме-та-ла по-ме-ще-ния и слу-жи-ла сест-рам с усер-ди-ем и лю-бо-вью. Сест-ры лю-би-ли сми-рен-ную свя-тую Ев-прак-сию. Но од-на из них за-ви-до-ва-ла ей и все ее по-дви-ги объ-яс-ня-ла же-ла-ни-ем про-сла-вить-ся. Сест-ра ста-ла до-са-ждать ей и уко-рять, но свя-тая де-ва не про-ти-во-ре-чи-ла ей, а сми-рен-но про-си-ла про-ще-ния.

Мно-го бед при-чи-нял свя-той и враг ро-да че-ло-ве-че-ско-го. Од-на-жды она, до-ста-вая во-ду, упа-ла в ко-ло-дец, от-ку-да ее вы-та-щи-ли сест-ры; в дру-гой раз свя-тая Ев-прак-сия ру-би-ла дро-ва для по-вар-ни и рас-сек-ла се-бе но-гу то-по-ром. Ко-гда она нес-ла охап-ку дров вверх по лест-ни-це, то на-сту-пи-ла на край сво-ей одеж-ды, упа-ла, и ост-рая лу-чи-на вон-зи-лась ей око-ло гла-за. Все эти на-па-сти свя-тая Ев-прак-сия пе-ре-но-си-ла с тер-пе-ни-ем, и ко-гда ее про-си-ли дать се-бе немно-го от-ды-ха, то не со-гла-ша-лась. За по-дви-ги Гос-подь удо-сто-ил свя-тую Ев-прак-сию да-ра чу-до-тво-ре-ния: по ее мо-лит-ве ис-це-лил-ся глу-хо-не-мой и рас-слаб-лен-ный ре-бе-нок, осво-бо-ди-лась от неду-га бес-но-вав-ша-я-ся жен-щи-на. В мо-на-стырь ста-ли при-но-сить боль-ных для ис-це-ле-ния. Свя-тая де-ва еще бо-лее сми-ря-лась, счи-тая се-бя по-след-ней из всех се-стер. Пе-ред кон-чи-ной свя-той Ев-прак-сии игу-ме-нии бы-ло ви-де-ние. Свя-тая де-ва бы-ла при-ве-де-на в свет-лый чер-тог и по-кло-ня-лась си-дя-ще-му на Пре-сто-ле Ца-рю, окру-жен-но-му свя-ты-ми Ан-ге-ла-ми, а Пре-чи-стая Де-ва по-ка-за-ла свя-той Ев-прак-сии свет-лую оби-тель и ска-за-ла ей, что она при-го-тов-ле-на для нее и что она через 10 дней вой-дет в эту оби-тель.

Игу-ме-ния и сест-ры горь-ко пла-ка-ли, не же-лая рас-ста-вать-ся со свя-той Ев-прак-си-ей. Са-ма же свя-тая, узнав о ви-де-нии, пла-ка-ла о том, что она не го-то-ва для пе-ре-хо-да в веч-ность, и про-си-ла игу-ме-нию умо-лить Гос-по-да оста-вить ей жизнь хо-тя бы на один год для по-ка-я-ния. Игу-ме-ния уте-ша-ла свя-тую Ев-прак-сию и го-во-ри-ла, что Гос-подь удо-сто-ит ее Сво-ей ве-ли-кой ми-ло-сти. Вне-зап-но свя-тая Ев-прак-сия по-чув-ство-ва-ла се-бя пло-хо и, раз-болев-шись, вско-ре мир-но скон-ча-лась в воз-расте трид-ца-ти лет († 413).

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Преподобная Евпраксия была дочерью Константинопольского вельможи Антигона, родственника святого благоверного царя Феодосия Великого (379-395).

Антигон и его супруга Евпраксия были благочестивы и раздавали неимущим щедрую милостыню. У них родилась дочь, которую назвали также Евпраксией. Антигон вскоре умер. Мать удалилась от царского двора и вместе с дочерью отправилась в Египет под предлогом осмотра своих владений. Там близ Фиваиды был женский монастырь со строгим уставом. Жизнь насельниц привлекла благочестивую вдову. Она захотела помочь этой обители, но игумения Феодула отказалась и сказала, что инокини вполне предали себя Богу и не желают приобретения никаких земных богатств. Игумения согласилась принять только свечи, фимиам и масло.

Маленькой Евпраксии в это время исполнилось семь лет. Она полюбила монашеский уклад и решила остаться в обители. Благочестивая мать не препятствовала ее желанию. Оставляя дочь в обители, Евпраксия просила девочку быть смиренной, никогда не думать о своем благородном происхождении, служить Богу и сестрам с усердием. В скором времени мать скончалась. Узнав о ее кончине, царь Феодосий послал святой Евпраксии младшей письмо, в котором напоминал ей, что в пятилетнем возрасте родители обручили ее сыну одного сенатора и он желает, чтобы она выполнила данное родителями обещание. В ответном письме святая Евпраксия писала царю, что уже вступила в число невест Христовых и просит царя распорядиться ее имениями, раздав их в пользу Церкви и нуждавшихся.

Святая Евпраксия, приходя в возраст, все более усиливала свои подвиги. Вначале она вкушала пищу один раз в день, потом через два - три дня и более и, наконец, раз в неделю. Пост она соединяла с выполнением всех монастырских послушаний: смиренно трудилась в поварне, мыла посуду, подметала помещения и служила сестрам с усердием и любовью. Сестры любили смиренную святую Евпраксию. Но одна из них завидовала ей и все ее подвиги объясняла желанием прославиться. Сестра стала досаждать ей и укорять, но святая дева не противоречила ей, а смиренно просила прощения.

Много бед причинял святой и враг рода человеческого. Однажды она, доставая воду, упала в колодец, откуда ее вытащили сестры; в другой раз святая Евпраксия рубила дрова для поварни и рассекла себе ногу топором. Когда она несла охапку дров вверх по лестнице, то наступила на край своей одежды, упала и острая лучина вонзилась ей около глаза. Все эти напасти святая Евпраксия переносила с терпением, и когда ее просили дать себе немного отдыха, то не соглашалась. За подвиги Господь удостоил святую Евпраксию дара чудотворения: по ее молитве исцелился глухонемой и расслабленный ребенок, освободилась от недуга бесновавшаяся женщина. В монастырь стали приносить больных для исцеления. Святая дева еще более смирялась, считая себя последней из всех сестер. Перед кончиной святой Евпраксии игумении было видение. Святая дева была приведена в светлый чертог и покланялась сидящему на Престоле Царю, окруженному святыми Ангелами, а Пречистая Дева показала святой Евпраксии светлую обитель и сказала ей, что она приготовлена для нее и что она через 10 дней войдет в эту обитель.

Игумения и сестры горько плакали, не желая расставаться со святой Евпраксией. Сама же святая, узнав о видении, плакала о том, что она не готова для перехода в вечность, и просила игумению умолить Господа оставить ей жизнь хотя бы на один год для покаяния. Игумения утешала святую Евпраксию и говорила, что Господь удостоит ее Своей великой милости. Внезапно святая Евпраксия почувствовала себя плохо и, разболевшись, вскоре мирно скончалась в возрасте тридцати лет († 413).

Преподобная Евпраксия была дочерью Константинопольского вельможи Антигона, родственника святого благоверного царя Феодосия Великого (379-395). Антигон и его супруга Евпраксия были благочестивы и раздавали неимущим щедрую милостыню. У них родилась дочь, которую назвали также Евпраксией. Антигон вскоре умер. Мать удалилась от царского двора и вместе с дочерью отправилась в Египет под предлогом осмотра своих владений. Там близ Фиваиды был женский монастырь со строгим уставом. Жизнь насельниц привлекла благочестивую вдову. Она захотела помочь этой обители, но игумения Феодула отказалась и сказала, что инокини вполне предали себя Богу и не желают приобретения никаких земных богатств. Игумения согласилась принять только свечи, фимиам и масло.
Маленькой Евпраксии в это время исполнилось семь лет. Она полюбила монашеский уклад и решила остаться в обители. Благочестивая мать не препятствовала ее желанию. Оставляя дочь в обители, Евпраксия просила девочку быть смиренной, никогда не думать о своем благородном происхождении, служить Богу и сестрам с усердием. В скором времени мать скончалась. Узнав о ее кончине, царь Феодосий послал святой Евпраксии младшей письмо, в котором напоминал ей, что в пятилетнем возрасте родители обручили ее сыну одного сенатора и он желает, чтобы она выполнила данное родителями обещание. В ответном письме святая Евпраксия писала царю, что уже вступила в число невест Христовых и просит царя распорядиться ее имениями, раздав их в пользу Церкви и нуждавшихся.
Святая Евпраксия, приходя в возраст, все более усиливала свои подвиги. Вначале она вкушала пищу один раз в день, потом через два - три дня и более и, наконец, раз в неделю. Пост она соединяла с выполнением всех монастырских послушаний: смиренно трудилась в поварне, мыла посуду, подметала помещения и служила сестрам с усердием и любовью. Сестры любили смиренную святую Евпраксию. Но одна из них завидовала ей и все ее подвиги объясняла желанием прославиться. Сестра стала досаждать ей и укорять, но святая дева не противоречила ей, а смиренно просила прощения.
Много бед причинял святой и враг рода человеческого. Однажды она, доставая воду, упала в колодец, откуда ее вытащили сестры; в другой раз святая Евпраксия рубила дрова для поварни и рассекла себе ногу топором. Когда она несла охапку дров вверх по лестнице, то наступила на край своей одежды, упала и острая лучина вонзилась ей около глаза. Все эти напасти святая Евпраксия переносила с терпением, и когда ее просили дать себе немного отдыха, то не соглашалась. За подвиги Господь удостоил святую Евпраксию дара чудотворения: по ее молитве исцелился глухонемой и расслабленный ребенок, освободилась от недуга бесновавшаяся женщина. В монастырь стали приносить больных для исцеления. Святая дева еще более смирялась, считая себя последней из всех сестер. Перед кончиной святой Евпраксии игумении было видение. Святая дева была приведена в светлый чертог и покланялась сидящему на Престоле Царю, окруженному святыми Ангелами, а Пречистая Дева показала святой Евпраксии светлую обитель и сказала ей, что она приготовлена для нее и что она через 10 дней войдет в эту обитель.
Игумения и сестры горько плакали, не желая расставаться со святой Евпраксией. Сама же святая, узнав о видении, плакала о том, что она не готова для перехода в вечность, и просила игумению умолить Господа оставить ей жизнь хотя бы на один год для покаяния. Игумения утешала святую Евпраксию и говорила, что Господь удостоит ее Своей великой милости. Внезапно святая Евпраксия почувствовала себя плохо и, разболевшись, вскоре мирно скончалась в возрасте тридцати лет († 413).