Виды муниципальных облигаций. Облигации, выпускаемые местными органами власти Существуют такие виды муниципальных облигаций как

Сегодня мы поговорим про виды муниципальных облигаций, так как эта информация будет полезна всем инвесторам, которые планируют вкладывать имеющиеся накопления в ценные бумаги.

Все доступные инвесторам виды муниципальных облигаций в зависимости от периода их обращения можно разделить на следующие разновидности:

  1. Краткосрочные.
  2. Долгосрочные.

Следует отметить тот факт, что на рынках зарубежных государствах количество выпускаемых долгосрочных муниципальных облигаций существенно превышает число краткосрочных. На отечественном рынке ситуация является полностью противоположной.

Из-за упомянутой выше особенности зарубежные облигации являются более удобным средством для защиты имеющихся накоплений от пагубного воздействия инфляции. Далее мы постараемся рассмотреть действующую классификацию муниципальных облигаций.

Виды муниципальных облигаций. Классификация

Все описываемые ценные бумаги в зависимости от метода, который применяется для их обеспечения, можно разделить на следующие виды:

  1. Ценные бумаги индустриального развития, для погашения которых планируется применение денежных средств, вырученных от инвестиционных проектов, воплощение в жизнь которых осуществлялось за счет привлечения капиталов инвесторов.
  2. Доходные облигации. Для погашения подобных ценных бумаг применяют денежные средства от реализации проектов, для воплощения которых привлекались средства инвесторов.
  3. Ценные бумаги общего обязательства. Для обеспечения этих ценных бумаг применяются гарантии, в том числе и налоговые, которые обеспечивают местные органы власти. Этот вид ценных бумаг является самым распространенным, так как с его помощью местные органы власти пытаются погасить дефицит бюджета.

В зависимости от целей, которые преследуют местные органы власти, выпущенные ценные бумаги можно разделить на следующие виды:

  1. Целевые.
  2. Общего покрытия.

Целевые облигации обычно выпускаются с целью привлечения капитала, необходимого для реализации конкретного проекта. Облигации общего покрытия обычно выпускаются для того, чтобы покрыть текущие потребности местного бюджета.

Жилищные займы

Жилищные займы являются одной из разновидностей муниципальных облигаций. Описываемые были созданы для того, чтобы привлечь необходимый объем капитала для возведения жилого недвижимого имущества.

Жилищные займы позволяют существенно снизить издержки, связанные с возведением жилой недвижимости, что положительно сказывается на ее стоимости для конечных покупателей.

Описываемый метод финансирования возведения жилых строений дает возможность улучшить функционирование механизмов, призванных аккумулировать средства в строительной сфере. Выпуск описываемых облигаций дает возможность улучшить жилищные условия местного населения.

Облигации жилищного займа, как и другие виды описываемых ценных бумаг, обладают высоким уровнем надежности. Так как привлеченные денежные средства применяются для возведения объектов недвижимого имущества, описываемые облигации обладают более высоким уровнем доходности.

Дополнительная классификация муниципальных облигаций

Отдельного упоминания заслуживают муниципальные облигации, которые обладают плавающей купонной ставкой. Подобные ценные бумаги довольно редко встречаются на отечественном рынке, но в зарубежных государствах они являются довольно распространенными.

Важной особенностью подобных ценных бумаг является то, что изменение размера купонной ставки обычно осуществляется каждую неделю. Еженедельное изменение размера процентных ставок подобных ценных бумаг осуществляется таким образом, чтобы они соответствовали текущему значению рыночных ставок.

Также следует отметить тот факт, что погашение описываемых ценных бумаг может быть осуществлено досрочно. Благодаря этой особенности, инвесторы могут применять описываемые ценные бумаги в различных типах инвестиционных стратегий.

Благодаря периодическому пересмотру размера процентных ставок описываемых ценных бумаг, их доходность остается на высоком уровне в независимости от изменений рыночной ситуации.

Заключение

Наличие различных видов муниципальных ценных бумаг позволяет инвесторам проявлять определенную гибкость при формировании собственного портфеля капиталовложений. Обычно облигации применяются для обеспечения более высокого уровня безопасности созданного портфеля капиталовложений.

При этом следует отметить тот факт, что такие ценные бумаги, как облигации с плавающей купонной ставкой, могут рассматриваться не только как средства обеспечения безопасности имеющихся накоплений, но и как инструмент для получения высокого дохода. Рекомендуется применять различные виды муниципальных облигаций при формировании собственного портфеля капиталовложений.

Органы самоуправления осуществляют экономическую политику, направленную на повышение жизненного уровня граждан. Дефицит финансов для реализации государственных программ покрывается за счет привлечения займов. Один из способов наполнения местных бюджетов - продажа муниципальных облигаций.

Что такое муниципальные облигации

Муниципальные облигации - это эмитируемые органами местного самоуправления ценные бумаги, предназначенные для привлечения займов. Они представляют собой долговые обязательства с обозначенным сроком возврата займа, гарантирующим держателям получение вознаграждения - купонного или дисконтного дохода. В качестве эмитента выступают городские органы управления, губернии или штаты, округа или даже платные автодороги, находящиеся в госсобственности.

Инвесторы могут купить муниципальные облигации во время размещения на фондовом рынке или приобрести их у держателей на вторичном рынке.

Дополнительную привлекательность этим ценным бумагам придает освобождение купонного дохода от налогообложения на государственном и местном уровне.

Муниципальные облигации, купить которые можно на российском фондовом рынке, приравниваются по статусу к государственным. Выполнение обязательств по ним обеспечивается за счет сбора местных налогов и доходами от дорог, мостов, домов и других инвестиционных проектов.
Муниципальные ценные бумаги отличаются от федеральных (государственных) субъектом эмиссии и уровнем обеспечения. Правительства стран не гарантируют обеспечение муниципальных облигаций, если только это не оговорено отдельно. Поэтому они считаются более рискованными вложениями, где гарантией возврата долга служит залоговое имущество или репутация муниципалитета.

Особенности муниципальных облигаций

Для тех, кто желает купить облигации, муниципальные ценные бумаги выступают выгодным направлением инвестирования. Они имеют конкретные сроки погашения и заранее оговоренную ставку дохода. Решение об эмиссии принимается местными органами самоуправления. В зависимости от наличия залога, ЦБ делятся на обеспеченные и необеспеченные.

Выделяют следующие виды муниципальных облигаций:

  • целевые и специальные;
  • купонные и бескупонные;
  • процентные и беспроцентные;
  • реализуемые по номиналу и с премией.

Классификация займов производится по нескольким признакам:

  • срок действия;
  • внутренние (в валюте страны) и внешние;
  • рыночные и нерыночные.

Облигации муниципального займа могут иметь следующее назначение:

  • устранение бюджетного дефицита;
  • защита сметы от нехватки средств (стабилизация проекта);
  • развитие инфраструктуры региона.

Примеры

Рынок муниципальных (субфедеральных) облигаций наиболее развит в США. На эти ценные бумаги приходится чуть меньше половины гособлигаций, находящихся в обращении. Этот рынок на своем пике в 2010 году составлял 3,8 триллиона долларов, что превышало 50% ВВП США.

Первые муниципальные ценные бумаги США появились в XIX веке. Привлеченные средства позволили построить канал Эри (Нью-Йорке) и порт в Новом Орлеане. С окончанием гражданской войны началось строительство трансконтинентальных железнодорожных магистралей. Работы оплачивались из средств, собранных за счет эмиссии облигаций.

Муниципальные облигации США: виды

Рынок муниципальных облигаций делится на две примерно равные части, с общими и ограниченными гарантиями погашения. В первом случае погашение обеспечивается всеми доходами местного бюджета. Для этого местные власти используют дополнительные налоги и сборы. Облигации с ограниченной гарантией погашения погашаются лишь за счет отдельных статей бюджетных поступлений. Это может быть налог с продаж, сборы с улучшенной инфраструктуры. Примером этого служат поступления от использования электросетей, систем газо- и водоснабжения. Цены на недвижимость при улучшении инфраструктуры растут, вместе с ними растет налогооблагаемая база и сборы с нее.

Законодательство большинства штатов предусматривает проведение референдума для получения согласия на выпуск бумаг с общими гарантиями. Для избежания сложной дорогостоящей процедуры референдума используется упрощенная схема, при которой муниципалитет арендует объект для городских нужд. Строится же он за счет сертификатов участия. Прибыль от них, как и поступления от гособлигаций, освобождаются от федерального налогообложения.

Муниципальные облигации в России

Рынок облигаций субъектов РФ начал развитие в 1992 году. К концу 90-х количество выпусков приблизилось к 100 и в дальнейшем стабилизировалось на уровне этой цифры.

Тем не менее, многие субъекты РФ активно используют облигации для привлечения займов на развитие. Список регионов-лидеров рынка выглядит следующим образом:

  • облигации Томской области;
  • Москвы;
  • Санкт-Петербурга.

Например, облигации Томской области в 2018 году оцениваются в 9,5 миллиарда рублей.

Дефолты по муниципальным облигациям

История дефолтов по муниципальным облигациям содержит немного случаев, вызвавших серьезные опасения инвесторов. В истории Российского рынка ценных бумаг памятным остался дефолт облигаций Республики Саха в 1998 году. С него начались дефолты по муниципальным, а затем и федеральным займам. Для борьбы с кризисом был принят Бюджетный кодекс РФ и Закон об особенностях эмиссии субфедеральных и муниципальных облигаций. Однако дефолты продолжались до середины 1999 года. Часть регионов, которые допустили дефолты, приступили к добровольному урегулированию обязательств.

В начале 2000 года регионы, сумевшие добросовестно обслуживать займы, получили доступ к рефинансированию задолженности на внутреннем рынке. Полностью избавиться от последствий кризиса удалось лишь к 2002 году.

В современных условиях инвесторы используют эффективные инструменты снижения риска инвестиций в муниципальные облигации:

  • исследования кредитных рейтингов;
  • покупка страховых и кредитных гарантии.

Видео по теме статьи

В этом видео с сайта «Новосибирские новости» рассказывается о выпуске муниципалитетом Новосибирска облигаций в 2016 году.

Функционирование рынка государственных ценных бумаг регламентируется нормативными актами Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Банка России, а также договорами между инфраструктурными организациями организованного рынка ценных бумаг и его участниками с вышеперечисленными организациями.

В нормативных документах под государственными ценными бумагами понимаются такие, которые выпускаются или гарантируются Правительством РФ. Остальные бумаги выпускаются и обращаются на общих основаниях.

Государство прибегает к такому заимствованию в целях поддержания ликвидности балансов своих финансовых институтов, для погашения ранее выпущенных государственных обязательств, покрытия долгов, финансирования всевозможных программ, при появлении непредвиденных расходов, проведения ЦБ эффективной кредитно-денежной политики, регулирования уровня государственных расходов и в других целях.

Рынок государственных ценных бумаг характеризуется многообразием обращающихся на нем инструментов, которые по различным качественным параметрам весьма существенно отличаются друг от друга.

Государственные краткосрочные облигации широко используются многими странами для финансирования краткосрочных потребностей государства и занимают важное место на денежном рынке. Эти облигации широко используются как коммерческими банками, так и различными финансовыми и нефинансовыми фирмами для формирования портфеля ценных бумаг. Государственные краткосрочные облигации являются наиболее надежными инструментами рынка ценных бумаг. Они являются высоколиквидными и поэтому имеют обширный вторичный рынок.

В России примером таких инструментов являются государственные краткосрочные облигации (ГКО). Решение о выпуске ГКО было принято!(февраля 1993 года Верховным Советом РФ в целях осуществления антиинфляционных мероприятий. Их могут покупать как хозяйствующие субъекты, так и граждане. Граждане покупают их через дилеров, т.е. банки и финансовые агентства. Номинал облигации 100 и 1000 руб., срок обращения – 3, 6, 9 и 12 месяцев.

Продажа облигаций производится на ММВБ с дисконтом, т. е. со скидкой от номинала.

Размер дисконта определяется на аукционных торгах. Номинальная цена облигации выплачивается при погашении. Выпуск облигаций считается состоявшимся, если было продано 20% предложенных к размещению облигаций.

Продажа облигаций означает получение займа для вложения в предприятие, приносящее больший доход, чем стоимость обслуживания долга. Если же этого не происходит, то возврат долга производится деньгами, полученными от продажи новых облигаций. Так начинает строиться финансовая пирамида, как это произошло с ГКО в августе 1998 г.

В июле 1998 г. Минфин РФ начал обмен ГКО со сроком погашения до 1 июня 1999 г. на облигации с фиксированной процентной ставкой в долларах США с погашением в 2005 и 2018 гг.

Муниципальными являются облигации, выпускаемые местными органами власти. По своим характеристикам эти облигации близки к государственным облигациям. Различие только в том, что собранные средства расходуются на финансирование потребностей муниципальных бюджетов и программ, а погашение и выплата процентов по облигациям осуществляются за счет муниципальных налогов и других доходов местного бюджета.

Муниципальные облигации являются менее надежными финансовыми инструментами по сравнению с государственными бумагами, поэтому купонная ставка по ним должна быть более высокой. Обычно эти инструменты имеют льготное налогообложение доходов по ним. Как правило, муниципальные облигации имеют довольно узкий рынок, ограниченный регионом эмитента. Они получили определенное распространение в мировой практике и имеют достаточно хорошие перспективы развития рынка, в том числе и в России.

В качестве примера можно рассмотреть выпуск государственных городских краткосрочных облигаций (ГГКО) правительством Санкт-Петербурга. Порядок выпуска, погашения и налогообложения городских облигаций определяется зарегистрированным проспектом эмиссии и законом Санкт-Петербурга «О государственном городском займе», принятом законодательным собранием Санкт-Петербурга 15 марта 1995 г. Обеспечением облигаций является налог на имущество и объекты недвижимости, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, которые реализуются с аукциона.

Долгосрочные облигации, выпускаемые этими органами, отличаются только сроками действия. Выплата процентов и погашение таких облигаций осуществляется за счет собранных налогов, за исключением некоторых муниципальных облигаций, которые оплачиваются за счет доходов от объектов инвестирования. Срок действия государственных облигаций варьирует очень широко, например, в США выпускаются облигации на 1-30 лет и более.

В соответствии с законом «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13 ноября 1992 г. На территории РФ в настоящее время выпущены и обращаются следующие государственные долгосрочные и среднесрочные облигации:

Облигации Государственного республиканского внутреннего займа РСФСР;

Облигации внутреннего валютного займа;

Облигации федерального займа;

Золотые сертификаты;

Облигации Государственного сберегательного займа;

Облигации Российского внутреннего выигрышного займа;

Облигации внешнего облигационного займа.

Облигации Государственного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991 г. выпущены сроком на 30 лет с 1 июля 1991 г. по 30 июня 2021 г. Их номинальная стоимость – 100 тыс. руб. (после деноминации с января 1998 г. – 100 руб.). Заем выпускается 16 отдельными разрядами по 5 млрд.руб., общая сумма займа 80 млрд.руб. Держателям облигаций в безналичном порядке один раз в год по купону выплачивается доход в размере 15 % номинальной стоимости. Погашение облигаций должно начаться с 1 июля 2006 г. путем проведения ежегодных тиражей вплоть до 2021 г.

Облигации внутреннего валютного займа выпушены с целью урегулирования внутреннего валютного рынка в сентябре 1993 г.Валютные облигации выпускаются сериями номинальной стоимостью 1, 10 и 100 тыс. долл. США. Купонный доход составляет 3 % годовых и выплачивается один раз в год. Облигации были выпущены пятью сериями. Первая серия – сроком на год, вторая – 3 года, третья – 6 лет, четвертая – на 10 лет и пятый транш выпущен сроком на 15 лет (до 2008 г.).Облигации займа котируются на ММВБ (Московская межбанковская валютная биржа), покупаются и продаются банками и другими финансовыми учреждениями, в том числе и нерезидентами.

В 1996 г. Минфин России выпустил еще две серии (шестую и седьмую) валютных облигаций номиналом 1 тыс. и100 тыс. долл. США, с таким же купонным доходом. Правительство РФ в сентябре 1999 г. осуществило новацию облигаций внутреннего валютного займа третьей серии путем обмена их по согласованию с владельцами на облигации валютного займа 1999 г. (номинал – 1000 долл., срок обращения 8 лет, выплата купонного дохода два раза в год в размере 3 % годовых) или на облигации федерального займа с фиксированном купонным доходом, выплачиваемым два раза в год в размере 15 % годовых в первые два купонных периода и 10 % годовых в оставшиеся купонные периоды, сроком на 4 года. Предполагается выпуск подобных облигаций для населения сроком на 15 лет.

Облигации федерального займа (ОФЗ) выпускаются с июня 1995 года, имеют срок погашения от 1 до 5 лет, номинал – 1000 деноминированных рублей и переменный купон, который оплачивается ежеквартально, т.е. четыре раза в год. Процентная ставка купонного дохода определяется по средневзвешенной доходности, складывающейся на рынке ГКО. Облигации с известным купонным доходом (размеры которых заранее объявляются эмитентом) являются ценными бумагами, дающими его владельцам право на периодическое получение процентного (купонного) дохода. При этом, здесь возможно также получение дисконта, если цена приобретения облигаций (при первичном размещении или на вторичных торгах) будет меньше цены их реализации, в том числе при погашении облигаций по их номиналу. В случае ОФЗ-ПД размеры всех купонов определяются как постоянная величина на весь период до погашения, для ОФЗ-ФК величина купонного дохода устанавливается при выпуске как фиксированная величина, которая может различаться для различных периодов выплат, ОФЗ-ПК – облигации с переменным купонным доходом, ОФЗ-АД – с амортизацией долга.

В июле 1998 года Правительство РФ утвердило эмиссию и обращение государственных облигаций, погашаемых золотом. Эмитентом является Минфин РФ. Облигации называются «золотые сертификаты» и являются именными, беспроцентными ценными бумагами, выпускаемыми сериями. Номинал равен стоимости одного килограмма золота в рублях по цене покупки его ЦБ РФ на дату выпуска сертификата. Сертификат выпускается в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Документ при его погашении дает владельцу право на получение слитка золота массой 1 кг.

Облигации государственного сберегательного займа РФ (ОГСЗ) выпускаются Минфином России с сентября 1995 г. сериями. Минфин утверждает условия выпуска каждой серии. ОГСЗ предназначены для граждан и имеет номинал 100 и 500 рублей после деноминации. Продажа производится по рыночным ценам, но не ниже 95 % номинала. Срок обращения для облигации в 100 рублей один год, для 500 – два года. Эти облигации являются купонными, каждая имеет 4 купона, по которым раз в квартал выплачивается доход. Процентный доход по купону определяется эмитентом на каждый купонный период и равняется последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федеральным займов с переменным купонным доходом. Начиная с одиннадцатой серии, облигации сберегательного займа выпускаются номиналом только 500 рулей сроком на год или два и имеют по 2 или 4 купона.

Облигации Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г. предназначены для граждан. Выпущены сроком обращения 10 лет с 1 октября 1992 г. Они имеют номинал 500 руб. и 1000 руб.(после деноминации – 0,50 руб. и 1 руб.). Доход выплачивается в виде денежного выигрыша. Сумма выигрыша – 2 ,5 ,10 ,25 ,50 ,100 ,250 и 500 тыс. руб. Общая сумма выигрыша за 10 лет составит в среднем 15 % годовых. В течение 10 лет выигрывают 32 % всех облигаций. С 1 января 1999 г. переведены в целевые облигации РФ. Коэффициенты перевода номинала и выигрыша равны 1,4. Доход начисляется на целевые облигации РФ в долговых рублях.

В ноябре 1996 г. Минфин России выпустил внешний облигационный заем, предназначенный для иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций. Облигации выпущены в долларах США. Первый транш этих еврооблигаций был размещен на зарубежных финансовых рынках на сумму 1 млрд. долл. При ставке купонного дохода 9, 25 %. В марте 1997 г. был реализован второй транш еврооблигаций на общую сумму 2 млрд. немецких марок сроком на 7 лет.

В настоящее время еврооблигации выпущены и некоторыми муниципальными властями, например внешние облигационные займы органов исполнительской власти Москвы, Санкт-Петербурга, Нижегородской области и других субъектов РФ.

За всю историю случалось довольно большое количество дефолтов по муниципальным облигациям в США, но лишь некоторые из них получили широкую огласку и вызвали серьезные опасения в инвестиционной среде.

В России, естественно, дефолты по муниципальным облигациям так же были.

Если вспомнить кризис 1998 года, то до дефолта федерального правительства был объявлен первый дефолт по муниципальным облигациям — регионом, не исполнившим собственные обязательства, стала Республика Саха.

После дефолта федерального правительства отказ от погашения субфедеральных и муниципальных бумаг стал фактически нормой: заемщиков, продолживщих обслуживать свои обязательства, можно было пересчитать по пальцам. И если дефолта явно несостоятельных регионов рынок ожидал - часть портфеля агрооблигаций Минфина так и осталась нераспроданной, то отказ от платежей крупнейших и финансово устойчивых регионов, таких как Татарстан, Ленинградская область, Московская область, стал для инвесторов неприятным сюрпризом.

На период кризиса пришлось появление двух важных законодательных актов - Бюджетного кодекса РФ и Закона об особенностях эмиссии субфедеральных и муниципальных облигаций. Первый из них, в частности, разделил полномочия бюджетов различных уровней и ввел серьезные ограничения на объемы заимствований и размеры дефицита бюджетов.

Кризисный период продлился до середины 1999 г. И хотя дефолты региональных администраций продолжались, а иски о взыскании средств по обязательствам региональных бюджетов, в первую очередь по агрооблигациям, уже стали привычными, часть регионов, допустивших дефолт, начала добровольное2 урегулирование своих обязательств.

К началу 2000 г. добросовестно обслуживавшие свои обязательства в период кризиса регионы получили возможность рефинансировать свой долг на внутреннем рынке. В частности, Москва и Санкт-Петербург начали досрочное погашение своих внешних обязательств, обслуживание которых стало очень дорогим после девальвации рубля.

Восстановление рынка региональных и муниципальных займов началось лишь в 2000-2001 гг., а о достижении активности, сопоставимой с предкризисной, стало возможным говорить лишь в 2002 г.

Рынок региональных и муниципальных облигаций в настоящее время находится на подъеме, и существуют серьезные предпосылки для его роста как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе.

Вот некоторые шаги, которые можно предпринять, чтобы снизить уровень риска дефолта.

Снижение уровня риска дефолта по муниципальным облигациям

  • Кредитный рейтинг . Следует обращать внимание на кредитный рейтинг облигаций. Рейтинговые оценки, присваиваемые агентствами Moody"s и Standard & Poor"s, основаны на профессиональном анализе большого объема финансовой информации. Поскольку муниципальные облигации освобождены от регистрации в Комиссии по ценным бумагам и биржам, инвесторы имеют ограниченный доступ к информации о финансовом состоянии эмитента. Штаты и муниципалитеты не обязаны публиковать годовые финансовые отчеты. Таким образом, чтобы свести к минимуму риск дефолта, следует ограничиться покупкой только тех облигаций, которые имеют кредитный рейтинг на уровне AAA или АА. Следует также учитывать то, что со временем рейтинги могут быть пересмотрены, поэтому инвестиционные решения не должны основываться только на этих оценках.
  • Страховые гарантии . Узнайте, застрахованы ли риски интересующих вас облигаций. Наличие страховки может повысить кредитный рейтинг выпуска облигаций до уровня AAA, даже если сами по себе эти бумаги имеют более низкий рейтинг. Таким образом, облигации, имеющие рейтинг AAA или АА без учета страховых гарантий, являются более надежными, чем бумаги, получившие рейтинг AAA только за счет наличия страховки. Страховые компании, такие как Ассоциация страхования муниципальных облигаций (MBIA) и Financial Guaranty Insurance Co. (FGIC), продают страховые полисы, гарантирующие выплату процентов и возврат основной суммы долга. При этом надежность самой страховой компании также влияет на рейтинг застрахованных облигаций.
  • Кредитные гарантии . Некоторые эмитенты вместо того, чтобы прямо застраховать выпуск облигаций, используют аккредитивы банков и страховых компаний. Аккредитив не гарантирует, что банк или страховая компания выплатят проценты владельцу облигаций. Их гарантии в данном случае заключаются в предоставлении эмитенту кредитной линии. Если финансовое состояние эмитента не позволит осуществить процентный платеж, банк или страховая компания обязуются предоставить ему для этого необходимые средства. Поскольку данный вид гарантий предлагает более низкую степень защиты, чем прямое страхование, следует внимательно ознакомиться с рейтингами банка или страховой компании, предоставляющих кредитную линию эмитенту интересующих вас облигаций.
  • Официальный бюллетень . Получите копию официального бюллетеня или информационного проспекта, которые аналогичны проспекту эмиссии корпоративных ценных бумаг. В бюллетене обратите особое внимание на следующие разделы:
юридическое заключение . Если в результате изучения этого раздела у вас возникают какие-либо сомнения по поводу освобождения дохода по данным ценным бумагам от налогообложения, откажитесь от покупки этих облигаций; правила погашения . Этот раздел должен быть прописан предельно четко и ясно; уточнения . Если в тексте документа встречаются фразы, которые заставляют вас волноваться, например: «не предоставляются никакие гарантии», поищите другие облигации для инвестирования.
  • Диверсификация . Старайтесь покупать облигации различных эмитентов, риски которых не связаны.