Семейная драма царя давида. Семейная драма царя давида Авессалом библия

Библия – это не только священная история и Откровение Бога человеку о Себе, но еще и уроки нам, в каком бы столетии мы ни жили.

О том, какой урок преподает нам история жизни Авессалома, сына царя, псалмопевца и пророка Давида (см.: 2 Цар. 14–15), о красоте, высокомерии и тех плачевных результатах, к которым приводят людей общественные движения, называемые бунтами, революциями и восстаниями, рассказывает протоиерей Олег Стеняев .

Что говорит нам Священное Писание об Авессаломе, сыне царя Давида?

«Не было во всем Израиле мужчины, столь красивого, как Авессалом, и столько хвалимого, как он; от подошвы ног до верха головы его не было у него недостатка. Когда он стриг голову свою, – а он стриг ее каждый год, потому что она отягощала его, – то волоса с головы его весили двести сиклей по весу царскому. И родились у Авессалома три сына и одна дочь, по имени Фамарь; она была женщина красивая и сделалась женою Ровоама, сына Соломонова, и родила ему Авию» (2 Цар. 14: 25–27).

Итак, слово Господне показывает нам Авессалома как красивого человека, о внешней красоте которого говорится, что «от подошвы ног до верха головы его не было у него недостатка» . В этих словах выражен идеал красивого человека, который люди хотят иметь перед собою как некий образец, как некий эталон.

Посмотрите, как сейчас, в современном нам обществе, культивируется понятие красоты : красоты лица, красоты тела. Проводятся даже специальные встречи так называемых «красивых людей», и жюри выбирает самого красивого. Проводятся конкурсы красоты не только среди женщин, но и среди мужчин, замеряются бедра, замеряется толщина бицепсов, проверяется крепость рук, стройность ног.

Люди постоянно хотят найти некие эталоны красоты. Одни говорят, что красивый человек – это высокий человек. Другие говорят, что не обязательно он должен быть очень высоким, но у него должно быть выразительное лицо. Множество людей придает значение своим волосам, и мы видим, что Авессалом также был человеком, который занимался своим внешним видом: каждый год его не просто стригли, но при этом еще и взвешивали его волосы. Я думаю, что даже самым изысканным современным модникам не придет в голову после стрижки заниматься взвешиванием своих волос. А этот человек был настолько изыскан, настолько понимал, как он красив, что обращал внимание на все, даже на свои волосы и на то, сколько они весят.

Авессалом – это очень современный нам человек, он живет теми же идеалами, что и множество людей, окружающих нас сегодня. Авессалом очень хорошо, органично вписался бы в современные конкурсы красоты и в Европе, и в Америке, и в России. И наверняка бы победил в них и стал бы самым красивым мужчиной года.

Но вот слово Божие предлагает нам повествование об Авессаломе – одно из самых грустных повествований в Священном Писании. Почему это так, мы увидим далее.

Итак, Авессалом был прекрасный человек, красивый человек, это был идеальный человек – с внешней, плотской стороны. У него была семья, у него родились три сына и одна дочь по имени Фамарь. Авессалом считался красивым человеком, но он был еще и человеком высокомерным.

«И оставался Авессалом в Иерусалиме два года, а лица царского не видал» (2 Цар. 14: 28).

Авессалом находился под царской опалой, у него был конфликт с его отцом, конфликт, связанный с тем, что Авессалом мстил Амнону, другому сыну Давидову, за бесчестие своей сестры, девицы, которую также звали Фамарь. У Фамари сложилась печальная, можно даже сказать, ужасная судьба. Но это – отдельная история.

«И послал Авессалом за Иоавом, чтобы послать его к царю, но тот не захотел придти к нему. Послал и в другой раз; но тот не захотел придти. И сказал Авессалом слугам своим: видите участок поля Иоава подле моего, и у него там ячмень; пойдите, выжгите его огнем. И выжгли слуги Авессалома тот участок поля огнем. И пришли слуги Иоава к нему, разодрав одежды свои, и сказали: слуги Авессалома выжгли участок твой огнем. И встал Иоав, и пришел к Авессалому в дом, и сказал ему: зачем слуги твои выжгли мой участок огнем?» (2 Цар. 14: 29–31).

В этом эпизоде мы видим высокомерие Авессалома, и не только высокомерие, но и мстительность этого внешне красивого человека. Авессалом хочет восстановить свои отношения с отцом и обращается к Иоаву, который являлся одним из военачальников – приближенных царя Давида. Авессалом думает, что, может быть, через него он сможет примириться с отцом. Представьте себе, какое суровое наказание: два года он не имел права видеть лица своего отца, царь изгнал его от своего лица. На Востоке такое наказание считалось даже хуже смертной казни, так люди относились к лику своего владыки-царя! Лишившись возможности видеть царское лицо, многие даже кончали жизнь самоубийством.

И вот Авессалом хочет выйти из этого затруднительного, оскорбительного для него положения – выйти из опалы. Он обращается к Иоаву, но тот не хочет встречаться с ним. Этот военачальник не хочет становиться посредником между отцом и сыном, он понимает, что их отношения слишком сложны для того, чтобы еще и ему оказываться так или иначе вовлеченным в этот конфликт. И можно сказать, что Иоав поступает очень мудро.

К сожалению, сейчас очень многие люди готовы вмешиваться в любые конфликты , которые только их окружают. Некоторые, даже православные христиане, считают, что это их прямой долг – вмешаться в конфликт, который произошел в той или иной семье. Люди влезают в конфликты между молодоженами, в конфликты между детьми и родителями. И нередко, не имея духовной подготовки, не имея дара миротворчества, они оказывают своим ближним медвежью услугу. Надо понять, что те отношения, которые имеют место в каждой семье, зачастую слишком интимны, слишком хрупки, слишком натянуты для того, чтобы посторонним людям вмешиваться в них. По крайней мере, очень важно не вмешиваться в отношения, существующие между детьми и родителями. Но надо сделать все для того, чтобы эти люди сами разобрались в сложившейся ситуации.

Если вы хотите помочь какой-то семье, создайте условия, чтобы люди смогли общаться. Пригласите детей и родителей в храм, в те места, где действительно распространяется мир Христов. Однако не пытайтесь все решить своими силами, не доверяйте своей логике. Некоторые считают, что они могут все логично «разложить по полкам» – и тогда в «опекаемой» ими семье прекратятся все скандалы. Я видел таких людей, которые пытались помогать сразу всем, кто их окружал, и в результате вокруг царил невообразимый хаос. Этого не надо делать, особенно христианам.

Мы должны понять, что любая семья – это особый, замкнутый мир, который существует по своим законам. И грубо вторгаться в проблемы чужой семьи мы не имеем никакого права.

Молитвенная поддержка или попытка привести ту или иную семью в Церковь – это другой вопрос.

Итак, Иоав был мудрым человеком, который понимал, что ему не надо становиться между отцом и сыном. Здесь, из этого столкновения Авессалома с Иоавом, нам начинает открываться, что на самом деле за красотой сына царя, за его благообразием, отсутствием у него каких бы то ни было внешних изъянов скрывались необычайное высокомерие и мстительность. Авессалом приказывает поджечь участок, где Иоав выращивал ячмень, – в Писании сказано, что находился он возле участка Авессалома. То есть они были соседями по земельным наделам: у Авессалома был свой участок, и у Иоава был свой участок. И так начинается конфликт между соседями.

Конфликтов надо избегать. Люди, живущие рядом с вами в коммунальной квартире или на одной лестничной площадке, – это люди, которых вам дал Господь Бог, потому что в Священном Писании сказано: «Ни один волос не упадет с головы христианина без воли Отца Небесного» (см.: Мф. 10: 29). А раз есть воля Божия, чтобы жить всем рядом, бок о бок, значит, жить вы должны в мире, ничем друг друга не оскорбляя и не задевая.

Бывает очень больно и обидно видеть, какими порой христиане являются плохими соседями. Мне приходилось освящать коммунальные квартиры, и был как-то случай: неожиданно во время освящения комнаты ворвался сосед, бросился ко мне и потребовал защиты от православной христианки, по приглашению которой я пришел в этот дом. Она, – утверждал сосед, – выживает его с кухни, она постоянно передвигает его стол от окна, поближе к двери, она постоянно что-то делает с его тарелками и так далее. У него было столько претензий, у него накопилось столько обид! Конечно, можно было бы не обращать внимания на эти его претензии, ведь есть более высокие, более духовные ценности, чем какой-то стол, – не все ли равно, где он стоит, это же просто мелочи! Но нам следует помнить о том, что люди мирские живут как раз этими мелочами, и поэтому оскорбить мирского человека намного легче, чем человека религиозного. Верующий человек действительно понимает, что дело не в том, где стоит стол на коммунальной кухне, действительно понимает, что дело не в тарелках, не в том, кто ими пользуется. А люди мирские, живущие рядом с нами, очень ранимы, и нам надо стараться быть для них добрыми соседями.

В Священном Писании сказано, что если человек желает сподобиться рукоположения, стать священнослужителем, то «надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних» , – так писал святой апостол Павел (1 Тим. 3: 7). В древней Церкви, если человека хотели как-то продвинуть по церковной иерархической лестнице, то обращались к его соседям-язычникам и просили: расскажите о нем как о соседе, хороший ли он сосед? Может быть, вы хорошие прихожане, может быть, вы регулярно посещаете богослужения, может быть, вы совершаете невероятно долгие паломнические поездки. Но если вы при этом ужасные соседи и не можете иметь доброго свидетельства от внешних, от язычников, которые окружают вас, то зачем же вы ходите в храм, зачем совершаете долгие паломнические поездки, зачем посещаете занятия воскресной школы для взрослых?

Если вы не выносите из своей духовной жизни доброго, приветливого отношения к людям – может быть, даже к очень тяжелым людям, – то напрасны ваши труды, ибо в чем оно тогда, ваше христианское благочестие? Христианин должен быть человеком, который приятен всем окружающим людям. По крайней мере, когда дело касается быта, он должен быть простым человеком, человеком доступным, отзывчивым, внимательным, добрым соседом, он должен иметь, как уже сказано, «доброе свидетельство от внешних» .

Я вспоминаю, как некогда мне довелось освящать одно предприятие. Женщина, которая организовывала освящение, верующая, посещающая храм, в какой-то момент вышла в другую комнату, и все работницы этого небольшого коммерческого предприятия наперебой начали уговаривать меня образумить ее. Там был целый ряд проблем материального характера, проблем, связанных с личными отношениями между этой женщиной и ее подчиненными…

Учитесь общаться с людьми, особенно с теми, которые окружают вас дома, на работе, – именно эти люди даны Господом вам. Возможно, ваш сосед очень буйный человек, слишком буйный. Но для чего-то ведь Господь попустил вам иметь такого соседа? Может быть – для того, чтобы научить вас смирению, или для того, чтобы вам обуздать эту его буйность и помочь ему стать нормальным человеком, полезным для окружающих людей.

Повнимательней осмотритесь вокруг себя, не поступайте так, как поступал высокомерный Авессалом, который сначала обращается к Иоаву в надежде уладить свой конфликт с отцом, а когда видит, что толку нет, что Иоав не реагирует на его призывы, поджигает его ячмень.

Если бы пожар на ячменном поле являлся каким-то маловажным обстоятельством, то в Библии не было бы сказано о нем. Священное Писание говорит всегда лишь очень важные, очень нужные, необходимые для нас вещи. И если здесь говорится даже о таких, казалось бы, мелочах, то это делается для того, чтобы вы поняли: в духовной жизни мелочей не бывает. И тот пожар, тот бунт, который организовывает Авессалом на своем садово-огородном участке против своего соседа, заканчивается потом очень тяжелой трагедией, духовной катастрофой. В конце концов бунт будет организован уже не в рамках садово-огородного участка, а в масштабах всего государства Израиль, и не против соседа, а против родного отца восстанет Авессалом.

(Продолжение следует.)

2Цар 3:3 ...третий – Авессалом
2Цар 13:20 ...И сказал ей Авессалом , брат ее:..
2Цар 13:22 ...Авессалом же не говорил с Амноном ни худого, ни хорошего;..
2Цар 13:22 ...ибо возненавидел Авессалом Амнона...
2Цар 13:23 ...и позвал Авессалом всех сыновей царских...
2Цар 13:24 ...И пришел Авессалом к царю...
2Цар 13:26 ...И сказал ему Авессалом :..
2Цар 13:27 ...Но Авессалом упросил его,..
2Цар 13:28 ...Авессалом же приказал отрокам своим,..
2Цар 13:29 ...как приказал Авессалом ...
2Цар 13:30 ...что Авессалом умертвил всех царских сыновей,..
2Цар 13:34 ...И убежал Авессалом ...
2Цар 13:37 ...Авессалом же убежал и пошел к Фалмаю,..
2Цар 13:38 ...Авессалом убежал и пришел в Гессур и пробыл там три года...
2Цар 14:24 ...И пошел Авессалом в свой дом, а лица царского не видал...
2Цар 14:25 ...Не было во всем Израиле мужчины столь красивого, как Авессалом ,..
2Цар 14:28 ...И оставался Авессалом в Иерусалиме два года,..
2Цар 14:29 ...И послал Авессалом за Иоавом, чтобы послать его к царю,..
2Цар 14:32 ...И сказал Авессалом Иоаву: вот, я посылал за тобою,..
2Цар 15:1 ...После сего Авессалом завел у себя колесницы и лошадей...
2Цар 15:2 ...И вставал Авессалом рано утром, и становился при дороге у ворот,..
2Цар 15:2 ...то Авессалом подзывал его к себе и спрашивал: из какого города ты?..
2Цар 15:3 ...тогда говорил ему Авессалом : вот, дело твое доброе и справедливое,..
2Цар 15:4 ...И говорил Авессалом :..
2Цар 15:6 ...Так поступал Авессалом со всяким Израильтянином,..
2Цар 15:6 ...и вкрадывался Авессалом в сердце Израильтян...
2Цар 15:7 ...Авессалом сказал царю: пойду я и исполню обет мой,..
2Цар 15:10 ...И разослал Авессалом лазутчиков во все колена Израилевы,..
2Цар 15:10 ...то говорите: Авессалом воцарился в Хевроне...
2Цар 15:12 ...Авессалом послал и призвал Ахитофела Гилонянина,..
2Цар 15:37 ...Авессалом же вступал тогда в Иерусалим...
2Цар 16:15 ...Авессалом же и весь народ Израильский пришли в Иерусалим,..
2Цар 16:17 ...И сказал Авессалом Хусию: таково-то усердие твое к твоему другу!..
2Цар 16:20 ...И сказал Авессалом Ахитофелу: дайте совет, что нам делать...
2Цар 16:22 ...и вошел Авессалом к наложницам отца своего...
2Цар 17:5 ...И сказал Авессалом : позовите Хусия Архитянина;..
2Цар 17:6 ...и сказал ему Авессалом , говоря: вот что говорит Ахитофел;..
2Цар 17:14 ...И сказал Авессалом и весь Израиль:..
2Цар 17:24 ...а Авессалом перешел Иордан, сам и весь Израиль с ним...
2Цар 17:25 ...Авессалом поставил Амессая, вместо Иоава, над войском...
2Цар 18:9 ...И встретился Авессалом с рабами Давидовыми;..
2Цар 18:18 ...Авессалом еще при жизни своей...
2Цар 18:29 ...И сказал царь: благополучен ли отрок Авессалом ?..
2Цар 18:32 ...И сказал царь Хусию: благополучен ли отрок Авессалом ?..
2Цар 18:33 ...и когда шел, говорил так: сын мой Авессалом !..
2Цар 18:33 ...сын мой, сын мой Авессалом !..
2Цар 18:33 ...о, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом ,..
2Цар 19:4 ...и громко взывал: сын мой Авессалом !..
2Цар 19:4 ...Авессалом , сын мой, сын мой!..
2Цар 19:6 ...что если бы Авессалом остался жив, а мы все умерли,..
2Цар 19:10 ...Но Авессалом , которого мы помазали в царя над нами,..
2Цар 20:6 ...теперь наделает нам зла Савей, сын Бихри, больше нежели Авессалом ;..
1Пар 3:2 ...третий – Авессалом , сын Маахи, дочери Фалмая, царя Гессурского;..

ЦАРЬ ДАВИД И АВЕССАЛОМ
Cтаршим сыном царя Давида был Амнон, а Авессалом — третьим, но от другой жены. Во всем царстве не было мужчины столь красивого, как Авессалом, и столь же почитаемого. Ни единого недостатка не было в его внешности. И была у Авессалома сестра Фамарь, дочь царя Давида, такая же красивая, как ее брат.
Случилось, что полюбил Амнон прекрасную Фамарь больше жизни. День и ночь сходил по ней с ума — не ел, не пил, а однажды притворился больным, завлек Фамарь в свой дом и обесчестил. И тут же величайшей ненавистью возненавидел ее Амнон, и ненависть его была сильнее любви.
— Уйди, — сказал он ей.
Посыпала Фамарь голову пеплом и пошла в дом брата своего Авессалома.
Никому не сказал Авессалом о бесчестии сестры, но два года спустя убил Амнона. Потом скрылся в городе Гессуре и жил там три года — очень боялся, что царь Давид отомстит ему.
Поначалу горько оплакивал царь Давид своего первенца, потом утешился, и тогда военачальник Иоав решил помочь Авессалому вернуться в родные края.
Подослал он к царю Давиду женщину, та и рассказала царю, что было у нее два сына, один из которых убил другого, а теперь и этого, последнего, хотят умертвить.
— Иди с миром, — сказал царь Давид, — я прикажу не трогать твоего сына.
— Как же так, царь! — возразила женщина. — Ты сам не делаешь того, что говоришь! Своего сына к себе не возвращаешь.
— Это Иоав тебя научил, — догадался царь Давид.
— Мудр мой царь! — подтвердила женщина.
И сказал Давид военачальнику Иоаву:
— Пойди верни Авессалома. Но лица моего пусть он не видит.
Два года после этого жил Авессалом в Иерусалиме и ни разу не видел своего отца.
Послал как-то Авессалом за Иоавом, чтобы просить царя о прощении, но военачальник не пришел. Снова Авессалом обратился к Иоаву, и снова он не пришел. Тогда велел Авессалом выжечь весь ячмень военачальника. И немедленно пришел Иоав:
— Зачем твои слуги выжгли мои посевы?
— Я звал тебя, а ты не шел, — ответил Авессалом. — Я хочу видеть лицо царя. А если я виновен, убей меня.
Пересказал Иоав все царю Давиду, и царь Давид простил сына.
После этого завел у себя Авессалом колесницы, лошадей, скороходов. По утрам выходил он на дорогу, встречал людей, идущих на суд к царю Давиду, выпытывал все у них и приговаривал:
— Дело твое доброе, справедливое. Да у царя тебя и выслушать некому. Вот если бы я был судьей! Я судил бы по правде.
Так вкрадывался Авессалом в сердца израильтян.
По прошествии сорока лет царствования Давида сказал Авессалом отцу:
— Мне нужно исполнить обет в Хевроне. Когда я жил в Гессуре, я обещал принести Богу жертву, если вернусь в Иерусалим.
И сказал ему царь Давид:
— Иди.
Из Хеврона разослал Авессалом лазутчиков во все колена Израилевы:
— Как услышите звук трубы, говорите: Авессалом воцарился в Хевроне.
Вместе с Авессаломом ушло из Иерусалима в Хеврон двести человек, из города Гило пришел к Авессалому Ахитофел — советник царя Давида.
Составился сильный заговор, и народ стекался к Авессалому.
Пришел вестник к царю Давиду и сказал:
— Сердце израильтян склонилось в сторону Авессалома.
Бежал царь Давид вместе со своими слугами из Иерусалима, а жен оставил, чтобы Авессалом не застал его врасплох. Только ковчег завета взял с собой царь Давид.
Вся земля плакала громким голосом, когда царь Давид и люди его переходили Кедрон по дороге в пустыню. Священный ларец отправил Давид назад, в Иерусалим, а также многих своих людей.
— Я буду ждать вестей от вас на равнине, — сказал им царь Давид и с плачем поднялся на гору Елеонскую.
Голова его была покрыта, а ноги босы, и все люди шли за ним, обливаясь слезами.
На вершине горы встретил царь Давид Хусия Архитянина и сказал Хусию:
— Если пойдешь со мной, будешь мне в тягость. Пойди лучше к Авессалому, отрекись от меня и назовись его рабом, чтобы расстроить советы Ахитофела.
По дороге царю Давиду встретился человек из рода Саула по имени Семей.
— Убийца и беззаконник ты! — кричал Семей и бросал в сторону царя Давида камни и пригоршни пыли.
Люди хотели убить Семея, но царь Давид не велел.
— Если уж сын мой Авессалом хочет меня убить, то этому и Бог велел злословить на меня, — произнес царь Давид.
Пришел Авессалом в Иерусалим, и явился к нему Хусий Архитянин.
— Да живет царь! Да живет царь! — провозгласил Хусий Архитянин, кланяясь Авессалому, как царю.
— Что же ты друга своего предал? — спросил Авессалом.
— Бог покинул его и весь народ. Буду я тебе служить так же верно, как служил твоему отцу.
Но лучшим советчиком считался тогда Ахитофел. Как Бога, слушались его люди.
Сказал Ахитофел Авессалому:
— Выберу я двенадцать тысяч воинов и этой ночью нападу на царя Давида. Люди его разбегутся, и я убью царя.
Понравился этот совет Авессалому и старейшинам.
— А что на это скажет Хусий Архитянин? — спросил Авессалом.
— Плох совет Ахитофела, — сказал Хусий Архитянин. — Ты знаешь отца своего и его людей. Они храбры и сильно раздражены, как медведица в поле. Отец твой не останется ночевать с народом. Наверняка он теперь где-нибудь в пещере. Если ты, Авессалом, потерпишь самое малое поражение, все падут духом и покинут тебя. Поэтому я советую так: пусть соберутся к тебе все, от Дана до Вирсавии, и мы нападем на царя Давида, где бы он ни находился. А если он войдет в какой-нибудь город, то все принесут туда веревки, и мы стащим весь город в реку.
— Совет Хусия лучше совета Ахитофела, — решил Авессалом.
Вышел Хусий Архитянин от Авессалома и тут же послал сказать царю Давиду, чтобы не ночевал на равнине, а поскорее перешел реку Иордан — так избежит он пленения.
Поспешили вестники к царю Давиду, но какой-то раб донес Авессалому, что в сторону царя Давида отправились двое, и следом за ними была послана погоня. Прибежали вестники в некий дом, спрятались в колодец, а хозяйка дома растянула над колодцем покрывало и насыпала зерен, как бы сушить.
— Где тут посланные? — спросили женщину рабы Авессалома.
— Пробегали двое, но ушли за реку, — ответила женщина.
Погоня поискала еще немного и вернулась в Иерусалим.
Как только царь Давид узнал об опасности, сразу же переправился на другую сторону Иордана.
Увидел Ахитофел, что совет его не исполнен, и вернулся домой. Написал завещание и удавился.
А царь Давид тем временем пришел в Маханаим, собрал войско, разделил его на три части и назначил военачальниками Иоава, брата его Авессу и Еффея Гефянина. Хотел было царь Давид и сам пойти с войском, но сказали ему воины:
— Если мы побежим или умрет половина из нас — никто и внимания не обратит, а ты один — то же, что нас десять тысяч. Останься и помогай нам из города.
Согласился царь Давид и встал у ворот, когда народ выходил по сотням и тысячам.
Приказал царь Давид Иоаву, Авессе и Еффею сберечь Авессалома, не убивать. Все люди слышали, как царь Давид говорил об этом.
Вышли воины Давида навстречу Авессалому, сразились с ним и победили его.
Авессалом на муле пробирался по лесу, когда встретился с воинами царя Давида. Нечаянно въехал он в чащу и запутался волосами в ветках большого дуба. Мул дальше пошел, а седок повис между небом и землей.
Побежал человек к Иоаву и сказал:
— Авессалом на дубе повис.
— Что ж ты его не убил? — удивился военачальник. — Я бы тебя наградил.
— Ты бы наградил, а царь Давид сказал не трогать Авессалома.
— Да что с тобой время терять?! — рассердился Иоав и поспешил к Авессалому.
Взял он три стрелы и вонзил в сердце царского сына. После этого протрубил Иоав, чтобы прекратили погоню.
Бросили Авессалома в глубокую яму и засыпали камнями.
Пришли вестники к царю Давиду, и первый из них сказал:
— Благословен Бог твой, предавший людей, которые подняли руку на царя!
— Благополучен ли отрок Авессалом? — спросил царь Давид.
— Я видел большое волнение, но в чем там дело, не знаю.
— Благополучен ли отрок Авессалом? — спросил царь Давид второго вестника.
— Авессалом убит, — был ответ.
Загоревал царь Давид, заплакал:
— Сын мой Авессалом! Сын мой! Сын мой Авессалом! Авессалом, Авессалом! О, кто бы дал мне умереть вместо тебя! Авессалом! Сын мой, сын мой!

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЦАРЯ ДАВИДА
Когда царь Давид вошел в преклонные лета, покрывали его одеждами, но не мог он согреться, не мог обходиться без посторонней помощи. И нашли тогда красивую девушку, чтобы она ухаживала за царем и прислуживала ему. Звали эту девушку Ависага. Царь, однако, по-прежнему был слаб и хвор и не вставал с постели.
Видя слабость отца, сильно возгордился следующий по старшинству сын его по имени Адония. Завел себе колесницы и всадников, а также пятьдесят скороходов.
Как-то раз созвал Адония великий пир и многих людей пригласил, однако пренебрег братом своим Соломоном и пророком Нафаном.
Сказал тогда пророк Нафан Вирсавии, матери Соломона:
— Адония сделался царем, а царь Давид ничего об этом не знает.
Пошла Вирсавия к царю Давиду и сказала ему, что Адония выдает себя за царя.
Тут вошел пророк Нафан и спросил:
— Не сталось ли это по воле царя?
— Немедленно помажьте Соломона на царство, — ответил царь Давид. — Пусть сядет на престол вместо меня.
Так и сделали. Пророк Нафан и священник Садок помазали Соломона, и народ восклицал:
— Да живет царь Соломон!
Так радовались люди, что земля расседалась от криков.
Донеслись эти крики до пирующих, и спросил Адония:
— Что это там творится?
— Царь Давид поставил Соломона царем, — ответили ему.
Испугались пирующие и стали расходиться, а Адония схватился за рога жертвенника, чтобы остаться в живых, и стал повторять:
— Пусть поклянется мне царь Соломон, что не убьет меня, раба своего.
— Если не будет лукав, будет жить, — передали ему слова царя Соломона.

СМЕРТЬ ДАВИДА
Пришло время умереть Давиду, и сказал он сыну своему Соломону:
— Будь тверд и мужествен, храни заветы Бога, как написано в законе Моисеевом.
Когда Давид умер, похоронили его в Городе Давидовом.

СОЛОМОН

Восемнадцать лет было Соломону, когда сел он на престол отца своего Давида, но царствование его было очень твердо. Пришел брат Соломона Адония к Вирсавии и сказал:
— Уговори своего сына отдать мне в жены Ависагу.
Попросила Вирсавия о том Соломона, и царь сказал:
— Что же ты просишь для него только Ависагу? Проси также и царство. Лукавит Адония.
Послал Соломон военачальника своего Ванею, и тот убил Адонию. А Соломон женился на дочери египетского фараона.

МУДРОСТЬ СОЛОМОНА
Однажды ночью явился во сне Соломону Бог и сказал:
— Проси, что дать тебе.
И ответил Соломон:
— Стал я царем вместо Давида, но я отрок малый — ничего не знаю. Народа моего нельзя ни исчислить, ни обозреть. Дай мне, рабу твоему, сердце разумное, чтобы судить народ, различать добро и зло.
— Хорошо, что ты не просил ни долгой жизни себе, ни богатства, ни душ врагов, — сказал Бог. — Хорошо, что ты просил себе разума, чтобы уметь судить. Дам я тебе сердце разумное, какого не было прежде и после тебя не будет никогда. Но дам я тебе и то, чего ты не просил — богатство и славу. А будешь соблюдать уставы мои и заповеди, и дни твои я продолжу.
Утром принес царь Соломон жертвы и сделал большой пир.
И вот явились к нему две женщины. Первая сказала:
— Мы живем в одном доме. Обе родили сыновей. Сын этой женщины умер: она заспала его ночью. Проснулась она, взяла моего сына, а мне подложила своего, мертвого.
Тут вторая женщина закричала:
— Нет! Мой живой, а твой — мертвый.
И так они бранились перед царем Соломоном и тянули младенца в разные стороны.
— А ну-ка рассеките ребенка мечом, — приказал царь Соломон. — Пусть у каждой будет по половине.
И тут первая из них закричала в ужасе:
— Отдайте ребенка ей, только пусть будет жив!
— Нет! Ни мне, ни тебе! Секи его мечом! — сказала вторая.
— Вот мать себя и показала, — произнес царь Соломон и обратился к первой женщине: — Возьми своего сына, мать!
Услышал народ об этом суде, и стали люди бояться царя Соломона, ибо почувствовали в нем мудрость Божью. И была мудрость царя Соломона выше мудрости всех сынов Востока.
Изрек царь Соломон три тысячи притчей, и песен его было тысяча и пять.

СОЛОМОН-СОЗИДАТЕЛЬ
Заключил Соломон договор с Хирамом, который владычествовал в Тире. Хирам сплавлял по морю кедровое и кипарисовое дерево, а Соломон поставлял ему пшеницу. Весь народ обложил Соломон повинностью: нужны были носильщики тяжестей, каменотесы, начальники для надзора.
Свозились в Иерусалим огромные дорогие камни для основания зданий, тут же и обтесывали эти камни.
В четвертый год своего царствования начал царь Соломон строить храм по чертежам, которые оставил ему Давид. Строился храм семь лет. Из Тира пригласили медника, чтобы сделать сосуды для служения в храме.
Из Города Давидова перенесли скинию и поставили в храме Иерусалимском. Когда священники вышли из святилища, храм наполнился облаком.

ЦАРИЦА САВСКАЯ
Услышала о славе царя Соломона царица Савская и пришла к нему, чтобы испытать загадками. Привезла она с собой благовония, золото и драгоценные камни.
Объяснил царь Соломон все слова ее, и не знала царица Савская ничего такого, чего бы не знал царь Соломон. Увидела она дом его, стол его и слуг, и восхитилась царица:
— Не верила я словам о тебе, пока не пришла и не увидела все своими глазами. Но и половины из того мне не сказывали, что есть тут у тебя на самом деле. Ты превосходишь молву о себе.
Подарила она царю Соломону небывалые благовония, и он одарил ее всем, что она желала иметь.

ПРЕГРЕШЕНИЯ ЦАРЯ СОЛОМОНА
Полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, и, когда состарился, склонили его жены к иным богам. Стал царь Соломон служить Астарте — богине сидонской, построил капище Хамосу, богу моавитскому, и Молоху — богу аммонитскому.
Разгневался Бог на царя Соломона:
— За то, что ты не сохранил завета моего, отторгну от тебя твое царство. Оставлю сыну твоему одну малую часть. Но ради Давида, отца твоего, свершится все это после твоей смерти.

ИЕРОВОАМ
Иеровоам был человек мужественный, и поставил его Соломон смотрителем над оброчными. Случилось Иеровоаму выйти из Иерусалима, и в поле встретил он пророка Ахию. Разодрал Ахия свою одежду на двенадцать частей и сказал:
— Возьми себе десять частей, ибо Бог отнимает царство из рук Соломона и отдает тебе десять колен.
Хотел Соломон убить Иеровоама, но тот убежал в Египет и жил там до смерти царя Соломона.

СМЕРТЬ ЦАРЯ СОЛОМОНА
Сорок лет царствовал Соломон в Иерусалиме. Похоронили его в Городе Давидовом. После царя Соломона вступил на престол сын его Ровоам.

РАСКОЛ
Все израильтяне собрались в городе Сихеме, чтобы воцарить Ровоама, сына Соломонова.
— Тяжкое иго наложил на нас твой отец, — сказали Ровоаму израильтяне. — Облегчи жизнь нашу, и мы верно будем тебе служить.
— Придите ко мне через три дня. Я подумаю, — ответил Ровоам.
Позвал Ровоам старцев, и те сказали ему:
— Если ты сегодня будешь слугой народа, он вечно будет тебе рабом. Облегчи бремя людей!
Позвал Ровоам молодых людей на совет.
— Скажи старцам: отец мой бил вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами. Отцово иго было для вас тяжело, мое будет еще тяжелее.
И послушал Ровоам молодых людей.
Как только объявил он свое решение, разошлись сыны Израилевы по шатрам своим и отложился от дома Давидова.
Ровоам царствовал в Иудее, Иеровоам — в Израиле. По все дни свои враждовали они между собой.

ПРОРОКИ ИЛИЯ И ЕЛИСЕЙ

Прошло время, и воцарился на израильском троне царь Ахав. В жены взял он себе Иезавель, финикиянку, дочь царя сидонского. Стал царь Ахав служить и поклоняться богу Ваалу, поставил ему в Самарии жертвенник, а жена Ахава истребляла пророков, сынов Израилевых. Ахав согрешил более всех других царей, и тогда сказал царю пророк Илия:
— В ближайшие годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по слову моему.
И велел Бог Илие скрыться на востоке у потока Хораф.
— Из этого потока будешь пить, а вороны будут тебя кормить, — сказал Илие Бог.
Пришел пророк к потоку, и, действительно, вороны приносили ему утром и вечером хлеб и мясо, а из потока он пил.
Спустя время поток иссох, потому что повсюду была сушь.
— Встань и пойди в Сарепту сидонскую, — сказал Илие Бог. — Есть в том селении вдова, которая будет тебя кормить.
У ворот Сарепты встретил Илия женщину, собиравшую дрова. Подозвал ее Илия и сказал:
— Дай мне воды.
Пошла женщина по воду, а пророк крикнул ей вслед:
— Захвати мне и хлеба кусок.
— Нет у меня ничего печеного. Только горсть муки в кадке да ложка масла в кувшине. Вот наберу дров, испеку блин себе да сыну, и с тем умрем.
— Не бойся, — произнес Илия. — Делай, как ты сказала, но прежде того испеки мне маленькую лепешку. Мука в кадке твоей не кончится, а масла в кувшине не убудет, пока не польется дождь.
Послушалась она, и в самом деле хватило им масла и муки на все дни.
Вскоре заболел у этой женщины сын, и остановилось его дыхание. Разрыдалась вдова и стала упрекать Илию:
— Ты пришел и сжил со света моего сына.
Положил пророк мальчика на свою постель, трижды воззвал к Богу, и мальчик ожил.
— Истинно слово Божье в твоих устах! — обрадовалась женщина.
Прошло три года. Страшный голод был в Самарии. И сказал Бог Илие:
— Покажись царю Ахаву! Я пошлю дождь на землю.
Пошел Илия к царю Ахаву.
— Ты ли это, гроза израильтян? — спросил царь Ахав. — Не из-за тебя ли такая страшная сушь?
— Не я гроза, а ты и твоя семья, потому что поклоняетесь вы Ваалу, — ответил пророк Илия. — Пусть все теперь идут на гору Кармил. Туда же пошли пророков Ваала.
Сделал царь Ахав, как сказал Илия, и на горе Кармил обратился Илия к народу:
— До какой поры вы будете хромать на обе ноги? Следуйте за Богом, если есть Бог! А если есть Ваал, идите за ним!
И не знал народ, что сказать.
— Я один остался пророк Господень, пророков Ваала здесь четыреста пятьдесят. Дайте нам двух быков. Пусть они одного приготовят к жертве, а я другого, но огня пусть не подкладывают, и я тоже не подложу огня. Обратимся каждый к своему богу. Тот бог, который ответит огнем, и есть настоящий Бог.
— Да будет так! — ответил народ.
— Начинайте вы, — сказал Илия пророкам Ваала, — потому что вас больше.
Приготовили они быка и взывали Ваала с утра до полудня, но не было никакого ответа.
— Громче кричите, — посмеивался пророк Илия. — Может быть, бог ваш задумался или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется.
Кричали они что есть сил, кололи себя ножами и копьями, кровь лилась с них ручьем, но не было им никакого ответа.
Тогда восстановил пророк Илия разрушенный жертвенник, сделал канаву вокруг него, дрова положил, а на них — разделанного быка. Потом приказал лить воду на жертвенник, пока через край канавы не полилось. И воззвал пророк Илия:
— Услышь меня, Господи! Пусть узнает народ, что ты жив!
Вспыхнул сильный огонь и в миг пожрал жертву и дерево, и даже вода в канаве закипела и высохла.
— Хватайте пророков Ваала! — вскричал Илия. — Пусть не скроется ни один!
Отвели их к реке Киссон и там убили. Покрылось небо тучами, и хлынул дождь. Вскоре Илия помазал в пророки пахаря Елисея.

ВИНОГРАДНИК НАВУФЕЯ
Рядом с дворцом царя Ахава был виноградник некоего Навуфея. И сказал царь Ахав Навуфею:
— Отдай мне свой виноградник под огород, я заплачу тебе или дам виноградник лучше этого, в другом месте.
— Это наследство отцов моих, — ответил Навуфей. — Не отдам.
Огорчился царь и пошел домой.
— Зачем расстраиваешься? — сказала ему жена Иезавель. — Будет у тебя виноградник Навуфея.
Написала она от имени царя Ахава письма к старейшинам и запечатала их царской печатью.
— Пригласите Навуфея и посадите на первое место, — писала Иезавель. — Против него усадите двух негодных людей, которые пусть прокричат: «Ты хулил Бога и царя!» А потом выведите Навуфея и забейте камнями до смерти.
Так и сделали старейшины.
Только хотел царь Ахав пойти в виноградник, навстречу ему пророк Илия.
— Нашел ты меня, враг мой! — воскликнул царь Ахав.
— Нашел. Неправое дело ты совершил. Бог велел сказать тебе, что всех мужчин в твоем роду он погубит, а твою жену Иезавель съедят псы.
Услышал царь Ахав эти слова, разорвал одежды свои, оделся в мешковину и спал в ней и ел.
Тогда сказал Бог пророку Илие:
— За то, что Ахав смирился, не наведу на него бед.

ЕЛИСЕИ — ПРЕЕМНИК ПРОРОКА ИЛИИ
Пророк Илия с Елисеем шли из Галгала.
— Останься в этом селении, — сказал пророк Илия. — Бог меня посылает в город Вефиль.
— Нет, — ответил Елисей. — Я не оставлю тебя.
Пришли в Вефиль, и тамошние пророки сказали Елисею:
— Знаешь ли ты, что сегодня Бог вознесет пророка Илию над твоей главой?
— Знаю, — ответил Елисей, — но молчите.
— Останься в Вефиле, — сказал пророк Илия Елисею. — Бог посылает меня в Иерихон.
— Нет, я тебя не покину, — сказал Елисей.
Пришли в Иерихон, и тамошние пророки то же сказали Елисею.
— Молчите, — ответил им Елисей.
— Бог посылает меня к реке Иордану, — сказал пророк Илия. — Останься здесь, Елисей.
— Нет, я с тобой, — ответил Елисей.
Пошли они оба к Иордану, а за ними последовали пророки — пятьдесят человек.
Свернул Илия свой плащ, ударил по воде, и вода расступилась. Перешли они на другую сторону, и сказал пророк Илия Елисею:
— Проси, что сделать тебе, прежде нежели буду я взят от тебя.
И сказал Елисей:
— Пусть сила духа твоего во мне удвоится.
— Трудного просишь, — сказал пророк. — Если увидишь, как я буду взят от тебя, будет тебе то, чего просишь. А не увидишь, не будет.
Вот явилась огненная колесница, запряженная огненными конями, и понесся пророк Илия в вихре на небо.
— Отец мой, отец мой! — кричал Елисей и разрывал одежды свои.
Но Илия уже скрылся из глаз. Только плащ пророка остался на земле.
Взял Елисей плащ, подошел к Иордану, ударил им по воде, и расступилась вода.
Перешел Елисей на другой берег, и братья-пророки поклонились ему.

ИСТОЧНИК В ИЕРИХОНЕ
— Хороший город Иерихон, — сказали жители пророку Елисею. — Но вода здесь плохая и земля не родит.
— Принесите мне чашу и соли туда положите, — молвил Елисей. Пошел пророк Елисей к источнику, бросил туда соль и сказал:
— По слову Бога пусть не будет от этой воды ни смерти, ни бесплодия.
И стало так.

СПАСЕНИЕ ВДОВЫ ОТ ЗАИМОДАВЦА
Некая вдова пришла к пророку Елисею.
— Муж мой умер, а заимодавец хочет взять в рабство детей.
— Есть у тебя что-нибудь в доме? — спросил пророк Елисей.
— Ничего нет.
— Совсем ничего?
— Только сосуд с маслом.
— Вот что, — сказал пророк Елисей. — Пойди к соседям и попроси у них пустой посуды, сколько дадут, хорошо бы побольше. Запрись с детьми дома и наливай масло в каждую посудину доверху.
Так и сделала вдова. Дети подавали ей посуду, а она наливала из своего сосуда и все доверху налила.
— Подай еще сосуд, — сказала она сыну.
— Нет больше сосудов, — отвечал мальчик.
И остановилось масло.
— Сделала я все, как ты сказал, — сообщила вдова пророку Елисею.
— Продай масло и заплати долги, — сказал пророк Елисей. — А на остаток будешь жить с детьми.

ИСЦЕЛЕНИЕ СИРИЙЦА НЕЕМАНА
Военачальник царя сирийского Нееман страдал проказой. Служанка его жены и говорит:
— Что это господин наш мучается от проказы? Сходил бы в Самарию к пророку, тот его мигом вылечит.
Обратился Нееман к сирийскому царю за помощью. Сирийский царь написал письмо царю израильскому:
Посылаю тебе вместе с письмом слугу моего Неемана — вылечи его от проказы.
Прочитал царь израильский это письмо и загоревал:
— Разве я Бог, чтобы снимать проказу! Наверняка это предлог для вражды, и ничего другого!
Услышал о том пророк Елисей и послал сказать царю:
— Не нужно горевать. Пошли этого сирийца ко мне, и он узнает, что есть пророк в нашей земле.
Прибыл Нееман к дому пророка Елисея и остановился у входа. Вышел к нему слуга и сказал:
— Иди окунись семь раз в Иордан, и будешь здоров.
Разгневался Нееман:
— Я думал, выйдет пророк, призовет Бога своего и руку возложит, а он в реку меня послал. Разве у нас, в Сирии, реки хуже?
Хотел было Нееман уйти, но слуги удержали его:
— Ты же слушаешься пророков в важных делах, неужели не послушаешься в такой малости?
Пошел Нееман к Иордану, окунулся семь раз, и полностью очистилось его тело. Стал Нееман благодарить Елисея, подарки ему предлагать, но ничего не взял пророк.
— Буду поклоняться твоему Богу, — сказал Нееман и уехал.
Заволновался Гиезий, слуга пророка Елисея:
— Как это господин мой не взял никакого подарка?
И побежал вслед за знатным сирийцем:
— Пророк Елисей просит послать ему именно с этого места талант серебра и две перемены одежды.
— Вот тебе два таланта, — сказал Нееман.
Вернулся Гиезий домой, припрятал добычу и пришел к Елисею.
— Куда ты ходил, Гиезий? — спросил пророк.
— Никуда не ходил, — соврал слуга.
— Ну что ж, — произнес пророк Елисей. — Теперь, когда ты принял деньги Неемана, прими и его болезнь.
И вышел Гиезий от пророка Елисея белый от проказы, как снег.

ОСАДА САМАРИИ
Царь сирийский Вендад собрал свое войско и осадил Самарию. Скоро кончились в Самарии припасы, и начался страшный голод. Прибежала к царю израильскому женщина и пала к его ногам:
— Царь! Рассуди, справедливо ли это? Вчера мне соседка сказала: давай съедим твоего сына сегодня, а моего — завтра. Моего сына сварили и съели, а она своего спрятала.
— О горе мне! — закричал царь и разодрал одежды свои. — Куда смотрят пророки? Пусть Бог делает со мной что хочет, но сегодня же зарублю Елисея!
Послал царь к Елисею сановника, и ответил пророк:
— Пусть успокоятся все. Завтра дешевы станут ячмень и мука.
— Даже если с неба просыплет нам Бог муку, вряд ли это возможно, — усмехнулся сановник.
— Ты увидишь это собственными глазами, но отведать съестного тебе не придется, — гневно молвил пророк.
Тем временем четверо прокаженных сидели у городских ворот, не знали, куда им податься: если в город пойти, с голоду помрут, если у ворот сидеть — все равно помирать.
— Пошли в сирийский стан. Может, помилуют нас, — решили прокаженные.
Пришли к сирийцам, а в стане пусто. Оказывается, сирийцам послышался стук колесниц, ржание коней и шум войска. Подумали сирийцы, что хеттийцы с египтянами спешат на помощь Самарии, и двинулись навстречу.
Наелись прокаженные, напились, стали золото прятать, а потом подумали: «Нехорошо мы делаем. Это радостный день, и на нас падет вина, если не уведомим дом царский».
Побежали они к привратникам городским, те немедленно доложили царю, но царь решил, что сирийцы хитрят — выманивают жителей Самарии. Послали всадников узнать, где сирийцы, и посланные сообщили, что и вправду сирийцы сбежали.
Ринулся народ в стан сирийский и нечаянно затоптал сановника царского, стоявшего у ворот.
Так он видел, но не отведал.

СМЕРТЬ ПРОРОКА ЕЛИСЕЯ
Заболел пророк Елисей, и заплакал над ним царь Иоас.
— Возьми лук и стрелы, — сказал пророк Елисей.
Взял царь Иоас лук и стрелы.
— Выстрели в окно.
Царь Иоас выстрелил.
— Это победная стрела, — сказал пророк Елисей. — Поразишь ты Сирию. А теперь ударь стрелами по земле.
Ударил царь Иоас три раза и остановился. Рассердился пророк Елисей:
— Надо было пять или шесть раз ударить. Тогда бы ты навсегда побил Сирию, а теперь только три раза поразишь сирийцев.
Умер пророк Елисей, и похоронили его. И действительно израильтяне выиграли в трех битвах с сирийцами.

ПАДЕНИЕ САМАРИИ И ИЕРУСАЛИМА
Царь ассирийский Салманассар напал на Самарию и осадил ее, а через три года взял город. И переселил царь ассирийский израильтян в Ассирию.
Через восемь лет пошел Сеннахирим, царь ассирийский, против всех укрепленных городов Иудеи, взял их и наложил на царя иудейского дань.
Ассирийцы угрожали и Иерусалиму, но напала на них чума, и они ушли той же дорогой, по которой пришли.
А потом вавилоняне, которых еще называли халдеями, взяли Иерусалим — разрушили город, сожгли знаменитый храм и переселили всех жителей в Вавилон.

ПРОРОК ДАНИИЛ

Вавилонский царь Навуходоносор приказал взять из плененного Иерусалима несколько красивых и понятливых мальчиков и научить их языку и книгам халдейским. Между отобранными были Даниил, Анания, Мисаил и Азария.
Назначил им царь Навуходоносор ежедневную пищу и вино со своего стола, но юноши решили не оскверняться царскими яствами и попросили, чтобы им давали только овощи и воду.
Поначалу не хотели пойти им навстречу, но когда попробовали для опыта питать их так, как они просили, увидели, что стали юноши здоровее и красивее тех, кто ел царскую пищу.
Потом юноши были представлены царю Навуходоносору, он нашел их мудрее многих и оставил при дворе.
Приснился раз царю Навуходоносору сон, который очень мучил его. Позвал он своих толкователей и мудрецов и говорит:
— Был мне сон, не могу его рассказать, потому что слово от меня отступило. Растолкуйте мне этот сон.
Ничего не могли поведать халдейские мудрецы, и царь Навуходоносор приказал их всех жизни лишить.
Услышал о том пророк Даниил и просил не убивать мудрецов:
— Я открою значение сна.
Ввели Даниила к царю.
— Бог открыл в твоем сне, что будет в последние дни твоего царствования, — сказал Даниил. — Приснился тебе истукан — огромный, блестящий. Голова золотая, грудь и руки — из чистого серебра, живот и бедра — из меди, голени — из железа, а ноги — отчасти железные, отчасти — глиняные. Сорвался камень с горы и разбил того истукана в прах, так что и следа не осталось от глины, железа, меди, серебра и золота. А камень сделался великой горой и наполнил собой всю землю. Вот сон, и вот толкование его: ты — царь, царь царей, ты — золотая голова. После тебя будет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всей землей. Четвертое царство будет крепко, как железо, и, как железо, все будет сокрушать. Потом будет царство частью крепкое, частью — хрупкое. И не сольются две части, как глине не дано смешаться с железом. Но во дни всех этих царств появится царство, которое разрушит все остальные, а само будет стоять вечно — об этом говорит камень, который сорвался с горы и сам стал горой.
Поклонился царь Навуходоносор пророку Даниилу, велел поднести ему дары и благовонные курения, и поставили Даниила над всей областью вавилонской и главным начальником всех вавилонских мудрецов.

ЗОЛОТОЙ ИСТУКАН
После того повелел царь Навуходоносор изготовить золотого истукана и всем людям своей страны поклониться ему по звуку трубы.
— А кто ослушается и не поклонится, будет брошен в раскаленную печь, — провозгласил царь Навуходоносор.
Все народы повиновались ему, и только иудеи не поклонились.
Привели к царю трех мужей иудейских, Ананию, Мисаила и Азарию:
— Вот эти не поклонились.
Разгневался царь Навуходоносор, приказал раскалить печь в семь раз сильней, чем обычно, так что воины, бросавшие в печь этих троих, погибли от жара.
И тут увидел Навуходоносор, что в печи не трое, а четверо — ходят они среди огня, и нет им вреда.
— Разве не троих мы бросили в печь? — удивился Навуходоносор.
— Троих, — отвечали ему. — Но четвертый подобен сыну Божию.
— Выйдите из огня, — молвил царь Навуходоносор. — Велик ваш Бог, который вас спас.
Вышли Анания, Мисаил и Азария и были возвышены в стране вавилонской.

ПИР ВАЛТАСАРА
Царь Валтасар устроил пир для тысячи вельмож и пил вино перед глазами тысячи. И приказал он принести золотые и серебряные сосуды, которые отец его Навуходоносор взял из храма Иерусалимского.
Стали гости пить из этих сосудов и славить богов своих — золотых, серебряных, медных, железных, деревянных и каменных.
В это время появилась кисть руки и стала писать на стене слова. Испугался царь Валтасар, задрожал, приказал привести мудрецов:
— В пурпур облеку, золотую цепь дам, сделаю третьим человеком в царстве того, кто растолкует эти слова!
Но никто из мудрецов ничего не сказал Валтасару.
— Не тревожься, царь, — молвила царица. — Позови Даниила — главу мудрецов и гадателей снов.
Пришел пророк Даниил и сказал:
— На стене написано МЕНЕ, TEKEЛ, УПАРСИН. Вот значение этих слов:
МЕНЕ — исчислил Бог царство твое и положил конец ему.
TEKEЛ — ты взвешен на весах и найден очень легким.
УПАРСИН — разделено царство твое и дано мидянам и персам.
В ту же ночь Валтасар, царь халдейский, был убит, и царство принял Дарий Мидянин.

ПРОРОК ДАНИИЛ В ЯМЕ СО ЛЬВАМИ
Царь Дарий поставил над царством сто двадцать сатрапов, то есть наместников, а над ними трех князей, одним из которых был пророк Даниил.
Даниил был выше всех духом, и царь Дарий собирался поставить его над всем царством, но князья и сатрапы донесли царю, что Даниил поклоняется своему Богу, а за это полагалось бросить человека на съедение львам.
Не хотелось царю Дарию убивать Даниила, но указ был подписан его же рукой, а царское слово твердо. Сильно опечалился Дарий, оттягивал казнь до заката солнца, пока снова не приступили к нему сатрапы с князьями:
— Знай, царь, что по закону мидян и персов никакое слово царя не может быть изменено.
Бросили пророка Даниила ко львам, а царь Дарий пошел спать, но не уснул до утра. Утром побежал к яме и жалобным голосом окликнул Даниила:
— Неужели не помог тебе твой Бог, Даниил?
— Ничего мне не сделали львы, — ответил пророк.
Подняли его из ямы, а вместо него бросили львам тех, кто хотел его смерти. Они и до дна ямы не долетели, как были разорваны львами.
Высоко стоял Даниил и при Дарии и в царствовании Кира Персидского.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ВАВИЛОНСКОГО ПЛЕНЕНИЯ

Сразу же после воцарения своего царь персов Кир объявил словесно и письменно:
— Пусть все иудеи идут в Иерусалим и строят дом Бога своего, а кто не пойдет, пусть поможет им серебром и золотом.
И поднялись главы поколений Иудиных и Вениаминовых, священники и левиты, и пошли в Иерусалим. Их соседи помогли им дарами, а царь Кир отдал сосуды, взятые в свое время Навуходоносором из дома Господня в Иерусалиме.
Иисус, сын Иоседеков, и Зоровавель, сын Салафиилов, соорудили жертвенник Богу, наняли каменотесов и плотников и на второй год по возвращении начали строительство. Местные жители всячески мешали им, пока царь Дарий не подтвердил решение царя Кира. В шестом году царствования Дария был построен храм Иерусалимский.
Однако стены города все еще не были восстановлены. Услышал о том Неемия, бывший в Сузах виночерпием у царя Артаксеркса, и так опечалился, что царь спросил:
— Отчего печально твое лицо?
— Как же мне не печалиться, — отвечал Неемия, — если город, дом гробов отцов моих, находится в запустении и ворота его сожжены огнем?
И отпустил царь Неемию в Иерусалим, чтобы обстроить город.
Пришел Неемия в Иерусалим и призвал народ на строительство стен.
— Видите, в каком бедствии мы находимся? Пойдем построим стену Иерусалима и не будем впредь в таком унижении.
Но когда услышали о том местные жители, сказали:
— Что делают эти жалкие иудеи? Неужели оживят они свои камни?
Когда стена была уже наполовину готова, местные жители сговорились пойти войной на Иерусалим и разрушить его. Тогда пришлось иудеям разделиться: одни строили, а другие охраняли строящих. Во все дни строительства даже ночью никто не снимал с себя одеяния своего, у каждого под рукой был меч и вода.
И построена была стена в пятьдесят два дня. Часть 5 -
Часть 6 -
...
Часть 10 -
Часть 11 -
Часть 12 -

Сорок библейских портретов Десницкий Андрей Сергеевич

«Авессалом, сын мой Авессалом!»

Мы уже убедились: как и у многих восточных царей, у Давида было много жен и еще больше детей. Однако и платить за такое удовольствие ему приходилось недешево. Царевичи соперничали друг с другом за будущий престол, вели себя непристойно, надеясь, что все сойдет им с рук. Так, Амнон заманил к себе в дом и изнасиловал свою сестру Фамарь, дочь Давида от другой жены. За это брат Фамари, красавец Авессалом, выждав подходящий случай, убил Амнона на празднике, а потом бежал в чужую страну, подальше от царского гнева.

Со временем Давид простил Авессалома, но тот, кто однажды убил брата, захотел теперь свергнуть отца. Он вернулся в Иерусалим и стал вести умелую пропаганду среди израильтян: «Если бы поставили меня судьею в этой земле! Ко мне приходил бы всякий, кто имеет спор и тяжбу, и я судил бы его по правде». Популисты во все времена обещают именно это: немедленное удовлетворение всех требований, счастье для всех с завтрашнего дня! Добившись расположения народа, Авессалом поднял открытый мятеж. Давиду пришлось бежать из Иерусалима с немногими приверженцами, а его собственный сын захватил его столицу и на виду у всех вошел в его гарем, что было для восточного царя наивысшим оскорблением. Так сбылось пророчество о наказании Давида за его грех с Вирсавией и Урией, а в стране началась гражданская война.

Здесь Библия повествует о сторонниках Давида, помогавших ему во вражьем стане. За Авессалома выступил мудрый советник Ахитофел. Он предлагал ему сразу погнаться за Давидом и покончить с ним одним ударом, пока он не успел собрать войско и приготовиться к сражению, ведь он бежал из дворца в сопровождении немногих сторонников и совсем не был готов к войне. Видимо, в таком случае шансы Авессалома были неплохими. Но Давид подослал к Авессалому еще одного мудреца, Хусия, чтобы тот стал агентом Давида и смешал планы его противников. Он уговорил Авессалома сначала самому как следует подготовиться к битве – и так выиграл время для военных приготовлений Давида, а заодно и сообщил ему обо всех планах мятежников.

Ветераны былых сражений сошлись к своему царю, и кто теперь мог устоять перед их натиском? В решающей битве они разгромили мятежников. Авессалом бежал с поля боя верхом на осле, но запутался своей роскошной шевелюрой в ветвях раскидистого дерева, повис меж небом и землей и так попал в руки воинов Давида. Вопреки приказу царя, они немедленно убили главу мятежа. Но для Давида радость победы померкла перед известием о смерти любимого сына. Войско ликовало, Давид рыдал: «Авессалом! Сын мой Авессалом! О, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом!»

К царю подступила старость. Теперь его дети боролись за его престол, его приближенные определялись, кто за какого претендента, а сам он уже даже не решал, с кем ему лежать в одной постели. Библия описывает, как старый царь постоянно мерз, и приближенные решили: «Пусть поищут молодую девицу, чтоб она предстояла царю и лежала с ним, – и будет тепло господину нашему, царю». Такую девушку по имени Ависага действительно нашли, и она стала прислуживать Давиду, но он так и не познал ее. Мы даже не знаем, как он отнесся к Ависаге, понравилась ли она ему, хорошо ли она за ним ухаживала: теперь он сам оказался в том положении, в которое некогда поставил Вирсавию. Зато именно Вирсавия теперь решала, кому быть царем после Давида…

Имя Давида носит самая большая книга Библии, Псалтирь. В этой книге, конечно, есть псалмы, которые сам Давид просто не мог написать (например, те, что говорят о вавилонском пленении иудеев), да и остальные не обязательно все написаны им. Вероятно, ему принадлежат лишь некоторые из псалмов, но «лирический герой» псалмов из всех героев Библии ближе всего именно к Давиду с его непростой судьбой и безграничной преданностью Богу. И каждый верующий, открывая «Псалтирь Давидову», вновь и вновь ставит себя на место этого царя и пророка, обращаясь к Богу:

Буду Господа восхвалять, доколе жив,

Богу моему петь, пока я есть!

Не надейтесь на знатных людей,

на сына Адама – в нем спасения нет.

Дух покинет его, вернется в землю он -

в тот день погибнут все замыслы его.

Блажен тот, кому в помощь – Иакова Бог,

кто надеется на Господа, Бога своего:

Он небо и землю сотворил,

море и все, что наполняет их!

Господи, Боже мой! Уповаю на Тебя,

От гонителей спаси меня, избавь!

Не то, словно лев, разорвут меня,

будут терзать, и никто не спасет.

Господи, Боже мой! Если сделал я что,

если на руках моих – грех,

и зло я творил тому, кто мирен со мной,

или беспричинно недруга обирал -

пусть настигнет меня погоня врага

пусть втопчет он в землю мою жизнь,

славу мою повергнет в прах.

Как стремятся лани на водопой,

так душа моя рвется, Боже, к Тебе!

Стремится душа моя к Богу, к живому Богу,

когда же смогу я пред Богом предстать?

Были моей пищей слезы день и ночь,

говорили мне что ни день: «Где твой Бог?»

Что изнываешь, душа моя,

что гнетет тебя? На Бога уповай!

Я и впредь буду славить Его,

Спасителя и Бога моего.

Из книги Псалтирь автора Давид царь

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Авессалом От нескольких жён Давид имел много сыновей и дочерей, но более остальных он любил и выделял первенца своего Амнона, а также другого сына по имени Авессалом. У Авессалома была красивая единоутробная сестра Фамарь. И вот случилось так, что Фамарь приглянулась

Из книги Псалтирь (на цсл., гражданским шрифтом) автора

Псалом Давиду, егда гоняше его Авессалом, сын его, 142 1 Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей 2 и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. 3 Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой,

Из книги Веянье звёздной управы автора Богачёв Михаил

Авессалом, прощай Тебя окликнули: Авессалом! Тебя отдали реки края,Египет раскаленный за спинойТянулся языками за тобой,Когда нудилась капелька, играя,В родной родник отеческой рукой,Свети свеча и путь мне освещай!Авессалом, Авессалом, прощай,Вот кров от крови, от ребра

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Авессалом мстит Амнону за Фамарь 23 Два года спустя, когда у Авессалома была стрижка овец в Баал-Хацоре, что рядом с границей земли Ефраима, он пригласил туда всех царских сыновей. 24 Авессалом пришёл к царю и сказал:- У твоего раба идёт стрижка овец. Не пойдут ли со мной царь

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Авессалом в Иерусалиме 15 А тем временем Авессалом и все исраильтяне вошли в Иерусалим, и Ахитофел был с ними. 16 И когда аркитянин Хушай, друг Давуда, пришёл к Авессалому, он сказал ему:- Да здравствует царь! Да здравствует царь!17 Авессалом спросил Хушая:- Такова-то твоя

Из книги Моя первая Священная История. Учение Христа, изложенное для детей автора Толстой Лев Николаевич

Авессалом убивает Амнона 23 Два года спустя, когда у Авессалома была стрижка овец в Баал-Хацоре, что рядом с границей Ефрема, он пригласил туда всех царских сыновей. 24 Авессалом пришел к царю и сказал:- У твоего слуги идет стрижка овец. Не пойдут ли со мной царь и его

Из книги Псалтирь пророка Давида (в русском переводе П. Юнгерова) автора Царь и Пророк Давид

Авессалом в Иерусалиме 15 А тем временем Авессалом и все израильтяне вошли в Иерусалим, и Ахитофел был с ними. 16 И когда аркитянин Хусий, друг Давида, пришел к Авессалому, он сказал ему:- Да здравствует царь! Да здравствует царь!17 Авессалом спросил Хусия:- Такова-то твоя

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

Давид и Авессалом По смерти Саула все евреи просили Давида, чтобы он был их царём, Давид согласился. Он никогда не надеялся на свои силы и всегда молился Богу. За это Господь помогал ему одерживать победы над врагами.Каждый раз Давид возвращался с поля битвы окружённый

Из книги Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды автора Немировский Александр Иосифович

142. Псалом Давида, когда его преследовал Авессалом, сын его Господи! Услышь молитву мою, вонми молению моему во истине Твоей, услышь меня в правде Твоей, И не войди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих. Ибо враг преследовал душу мою, смирил до

Из книги Библия в рассказах для детей автора Воздвиженский П. Н.

Авессалом - в роли Лжедмитрия После сего Авессалом совсем оборзел. Вставал Авессалом рано утром, и становился при дороге у городских ворот, и когда кто-нибудь, имея тяжбу, шел к царю на суд, то Авессалом подзывал его к себе и спрашивал, из какого тот города. Когда пришелец

Из книги Библейские рассказы для детей с иллюстрациями. Ветхий Завет автора Воздвиженский П. Н.

Авессалом! Авессалом! В дворце своем, Объятом сном, Не спит один Давид. «Авессалом! Авессалом!» - Он без конца твердит. Не напевает он псалом, Струнами не бренчит, «Авессалом! Авессалом!» - Рыдает он навзрыд. И голова его в огне. «Зачем теперь корона мне, Когда мой сын

Из книги Иллюстрированная Библия для детей автора Воздвиженский П. Н.

ДАВИД И АВЕССАЛОМ Когда Саул умер, царём Израиля был выбран Давид. Он никогда не надеялся на свои силы и всегда молился Богу. За это Господь помогал ему одерживать победы над врагами.Каждый раз Давид возвращался с поля битвы окружённый своими подданными. Все пели

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

Из книги автора

ДАВИД И АВЕССАЛОМ После смерти Саула все евреи просили Давида, чтобы он был их царем. Давид согласился. Он никогда не надеялся на свои силы и всегда молился Богу. За это Господь помогал ему одерживать победы над врагами. Каждый раз Давид возвращался с поля битвы окруженный

Из книги автора

«Авессалом, сын мой Авессалом!» Мы уже убедились: как и у многих восточных царей, у Давида было много жен и еще больше детей. Однако и платить за такое удовольствие ему приходилось недешево. Царевичи соперничали друг с другом за будущий престол, вели себя непристойно,

Первая книга Паралипоменон добавляет новые факты о мероприятиях Давида в Иерусалиме: устроении левитского и священнического служения при Храме и разделении домов священнослужителей на 24 череды, с тем, чтобы каждая череда несла свое служение в храме определенное количество времени. Поэтому, когда мы читаем, что священник Захария был из Авиевой чреды, то это распределение было установлено еще во времена Давида.

Кроме того, он из числа левитов установил судей и учителей по территории земли и, наконец, исполнил предписание Моисеево о предоставлении 48 городов левитам, из них 6 городов убежищ. Дело в том, что некоторые города, указанные Моисеем в качестве городов убежищ, до времени Давида вообще не принадлежали израильтянам, поэтому только при нем стало возможным окончательно исполнить это указание.

5.6. Грех Давида. Рождение Соломона

Поучительная история о грехе Давида с Вирсавией, женой Урии Хеттеянина, известна, на ее пересказе я не буду останавливаться. Происходит это в момент процветания, покоя и славы.

После того, как Давид вступил в преступную связь и устроил убийство Урии руками Иоава, он был обличен пророком Нафаном посредством притчи об овце бедняка. Когда Давид по этой притче произнес суд, то Нафан объявил ему, что суд этот он произнес сам на себя. Покаявшийся Давид был прощен, но пророк сказал: «Как ты этим делом дал повод врагам Господа хулить Его , то умрет родившийся у тебя сын » (2 Цар. 12:14). Весьма назидательно то, как вел себя Давид перед лицом этого наказания. Когда ребенок заболел, Давид молился, лежа на земле, и постился и отказывался есть, и так продолжалось семь дней до тех пор, пока ребенок не умер. Слуги боялись сообщить об этом Давиду, опасаясь, что если он так оплакивал болезнь, известия о смерти он не перенесет. Догадавшись о гибели младенца, Давид спросил об этом, ему ответили; после этого он к удивлению всех служителей встал, оделся, пошел и помолился в скинии, после чего вернулся домой и уселся за трапезу. Когда его спросили о странности такого поведения, он сказал, что до этого момента была надежда на то, что Господь смилуется и сохранит жизнь ребенку, но сейчас, как сказал Давид: «я пойду к нему, а не он возвратится ко мне », поэтому теперь нет нужды поститься и сетовать. Заметим, Давид не перестает надеяться на милосердие Божие даже после вынесения строгого приговора и не ропщет, когда его надежда осталась тщетной. В утешение ему, от Вирсавии родился второй сын, который получил имя Иедидиа, то есть «возлюбленный Богом», или Соломон - «миролюбивый».

Давид в этот период своей жизни обладал традиционной в восточном понимании полнотой почета, богатства и знатности. В частности, у него было много жен и было много детей. Соломон отнюдь не был самым старшим из них, помимо него еще было несколько сыновей, которые были старше его, и которые гораздо больше имели прав на престол. По крайне мере еще трое имели перед ним первенство старшинства.

5.7. История Авессалома

Первый и самый старший из царских сыновей Амнон погиб после своего преступления против сестры Фамари. Причем не просто так, а будучи убит своим братом Авессаломом. То, что Авессалом убил Амнона связано, по–видимому, не только с тем, что он желал отомстить за сестру, но и хотел тем самым избавиться от соперника, поскольку после этого убийства он становился самым старшим сыном. Здесь мы видим второе последствие греха Давида с Вирсавией. Почему? Потому что нравственное разложение среди сыновей одной из причин имело грех их отца.

Сам Авессалом после совершенного им убийства бежал за пределы царства Давида, в Гессур, и прожил там три года. После чего по ходатайству Иоава (Иоав и Авесса, как я говорил, были племянниками Давида, сыновьями его сестры, то есть Авессалом приходился Иоаву двоюродным братом), Давид возвращает Авессалома в Иерусалим. Однако, не встречается с ним, продолжая подчеркивать, что тот находится в опале.

Только через два года, наконец, Давид примиряется с Авессаломом, впрочем, себе на беду, поскольку честолюбие Авессалома было выше всех родственных чувств, и Авессалом начинает привлекать сердца израильтян к себе. Будучи очень красивым внешне и, видимо, человеком обаятельным, он, сидя у ворот, встречался с теми, кто шел к царю ради суда или ради решения каких–то вопросов, и говорил, что «дело твое доброе, справедливое, но у царя некому выслушать тебя… О, если бы меня поставили судьей в этой земле! ко мне ходил бы всякий, кто имеет спор и тяжбу, и я судил бы его по правде… И так поступал Авессалом со всяким израильтянином, приходившим на суд к царю, и вкрадывался Авессалом в сердце израильтян » (2 Цар. 15:3–6) – еще одна вариация на тему Каина и Хама. Наконец, приобретя достаточное количество приверженцев, Авессалом, выйдя из Иерусалима и придя в Хеврон, объявляет себя царем. Давид оказывается к этому совершенно не готовым и не хочет верить, что это действительно так, но когда он получает подтверждение, то вынужден с ближайшими соратниками и слугами, пешком, срочно бежать из Иерусалима.

В бегстве Давида из Иерусалима и в действиях Авессалома открываются очень яркие пророческие черты. Начнем с того, что, хотя было много разных дорог, Давид уходит из Иерусалима через поток Кедрон, через гору Елеонскую, пеший, вместе со своими слугами и соратниками. На этой горе он узнает о том, что его ближайший соратник и советник Ахитофел перешел на сторону Авессалома и там Давид молится: «Господи, Боже мой, разрушь совет Ахитофела » (2 Цар. 15:31). ВспоминаетсяГефсиманская молитва Христа.

Затем Давид уходит дальше от Иерусалима, и некий Семей идет по склону холма, кидает камни в Давида, злословит его и кричит: «Уходи, убийца и беззаконник! Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, вместо которого ты воцарился и предал Господь царство в руки Авессалома, сына твоего; и вот, ты в беде, ибо ты – кровопийца» (2 Цар. 16:7–8). Авесса предлагает Давиду немедленно пойти и убить этого злословящего человека, однако Давид ему запрещает и говорит: «Оставьте его, пусть он злословит, ибо Господь повелел злословить Давида… Может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостию за теперешнее его злословие» (2 Цар. 16:10–12). Преподобный Ефрем Сирин проводит здесь параллель с тем, как Господь в Гефсиманском саду запретил апостолу Петру прибегнуть к оружию для Его защиты, а Семея уподобляет священникам и книжникам, которые хулили Иисуса Христа, изнемогавшего под бременем креста .

Обратим внимание на фигуру советника Давидова Ахитофела. Когда Авессалом занимает Иерусалим, около него оказываются два прежних советника Давида: добровольно перешедший к нему Ахитофел (кстати, дед Вирсавии) и Хусий, друг Давида. Последнего сам Давид попросил не идти с ним, а вернуться и тоже поступить на службу к Авессалому для того, чтобы помешать Ахитофелу давать свои советы. Ахитофел действительно, был искусным советником и представлял собой великую опасность для Давида, как человек давно его знавший, и могущий неопытного и молодого Авессалома наставить на весьма верные политические и военные решения. Так и произошло. «И сказал Ахитофел Авессалому: «Выберу я 12 тысяч человек, и встану, и пойду в погоню за Давидом в эту ночь. И нападу на него, когда он будет утомлен и с опущенными руками, и приведу его в страх; и все люди, которые с ним разбегутся; и я убью одного царя, и всех людей обращу к тебе. И когда не будет одного, душу которого ты ищешь, тогда весь народ будет в мире». И понравилось это слово Авессалому и всем старейшинам Израилевым » (2 Цар. 17:1–4). Это очень напоминает известный совет Каиафы (Ин. 11:50).

Реализация плана Ахитофела сулила гибель Давиду и его людям. Но Хусию удается отговорить Авессалома от подобных действий. Тогда Ахитофел понимает, что поскольку Авессалом его не послушался, не погнался за Давидом, и не убил его сразу, то дело его проиграно. Соответственно, проиграно и дело самого Ахитофела. Дальше происходит следующее. «И увидел Ахитофел, что не исполнен совет его и оседлал осла и собрался и пошел в дом свой и сделал завещание дому своему и удавился и умер » (2 Цар. 17:23). Это единственное место в канонических книгах Ветхого Завета, где говорится о подобном самоубийстве, поэтому оно значительно, и указывает на смерть Иуды, которая здесь изображается. Собственно, образ Ахитофела здесь толкуется как изображение сатаны, который вложил в сердце Иуды погубить Христа, и как прообраз самого Иуды, который предал своего Господина и Учителя.

О том, что все это восстание есть дело диавольское, свидетельствует не только то, что Авессалом клеветал на отца, но и то, что он при жизни поставил себе памятник (2 Цар. 18:18). Значит, не искание справедливости, а именно гордость была причиной его действий. Какой разительный контраст по сравнению с действиями Давида по отношению к Саулу. Притом, что Давид был помазанником, а Авессалом – нет.

После того, как Давиду удалось уйти за Иордан, он собрал вокруг себя верных людей, сгруппировал их в войско и дал сражение войскам Авессалома. Своим военачальникам и воинам он дал указание сохранить жизнь Авессалома, привести его живым. Несмотря на это, Иоав, который имел для этого полную возможность, хладнокровно Авессалома убивает. Узнав об этом, Давид был до крайности огорчен и устроил плач по погибшему сыну. Однако свою скорбь Давид вынужден был скрыть по требованию Иоава, который заявил, что царь, оказывается, больше заботится о своих врагах, чем о друзьях, и в тот день, когда мы одержали победу, царь устраивает день скорби. Тем самым он заставляет Давида выйти, приветствовать народ и поздравлять их с победой.