Качмазов юрий михайлович дочь. Отсутствие вашей судимости- это не ваша заслуга,а наша недоработка.Ф.Э.Дзержинский

Сегодня, бесспорно, день ИжАвто. Сбербанку повезло: он рассчитывал на долгую и мучительную предпродажную подготовку, настроился на бесконечные переговоры и лавирования между китайцами, корейцами и ВАЗом. но тут пришло Наше Всё, сказало кому надо нужные слова и Сбербанк, взяв под козырёк, решил продать ИжАвто ВАЗу. ВАЗу, обременённому долгами по самое "не балуйся", ВАЗу, который самому Сбербанку должен столько, что просто охренеть. То ли я невнимательно читал, то ли журналисты невнимательно пишут, но сказано было именно так: продаст ВАЗу. Не Ростехнологиям, а ВАЗу. Который, замечу, на момент продажи (март-апрель 2011) сам будет продан французам.

Ладно. Греф сегодня сказал (цитирую): «Мы не сможем обеспечить возвратность в полной мере». Это значит, что он продаёт завод себе в убыток. Сумма контракта, кстати, нигде не фигурирует (или я опять невнимателен?), но по состоянию на сентябрь общая задолженность ИжАвто составляла 13 млрд руб. Думаю, что справедливая цена такого завода, как ИжАвто, составляет примерно полмиллиарда долларов, это если без обременений. 13 млрд - близкое к этому число. Если Греф говорит о грядущих убытках, то ВАЗ заплатит меньше. Вопрос, насколько. Ну, пусть в два раза, пусть будет 7,5-8 млрд, хотя на месте Грефа на такую сделку я бы не пошёл даже по совету Путина. За завод можно выручить больше! Но даже 8 млрд для ВАЗа совершенно неподъёмная сумма! И знаете, в чём прикол? Что сделку будет финансировать сам Сбербанк! Ну я даже не знаю, как нужно было нагнуть Грефа, чтоб он на это согласился.

Между тем, стратегически это решение абсолютно ожидаемое. Если помните, я ещё в июне, в футорологической заметке на Слоне предсказывал это. А когда Комаров в августе решил собирать "семёрку" в Ижевске, я настойчиво говорил о том, что туда перенесут и "Самару". Сегодня начали говорить ещё и про "Приору" - но это вряд-ли, по крайней мере до того момента, как будет подготовлена ей замена. А это, если не ошибаюсь, 2015 год.

Вообще с этой сделкой весь стратегический план ВАЗа летит к чертям. Как они теперь будут строить модельный ряд, что выпускать - похоже, они сами не знают. Но кто потирает руки от удовольствия, так это Карлос Гон. Переговоры о передаче французам контрольного пакета ВАЗа, конечно, были увязаны с покупкой ИжАвто, но французы до последнего не верили в силу административного ресурса, позволяющую вот так запросто принуждать ведущий банк страны к невыгодным сделкам и потерям в 7-10 млрд руб. Для французов это просто шикарный подарок! Теперь уже совершенно не стоит вопрос о том, кто будет главным на российском рынке, теперь пойдёт битва только за второе место - между VW, GM и Hyundai. Последних откровенно жаль, им закрылась дорога в новые условия промсборки. Вчера, кстати, Рахманов на конференции объявил, что верхняя планка поднимается до 350 тыс автомобилей. А на мой вопрос по поводу одноплатформенности сказал, что должен быть "единый набор агрегатов". Насколько он един для всех выпускаемых моделей, число которых должно составлчять те самые 350 тыс, будет решаться с каждым заводом в индивидуальном порядке.

А вот что там с Качмазовым, а? Путин сегодня опять попенял "бывшим собственникам" на увод 6 млрд рублей "в оффшоры". При этом Качмазова настойчиво и последовательно не трогают. Хотя уже можно, вроде как: "Вазтраст" выкуплен ВАЗом, СОК больше не диктует условия поставок компонентов. Остаются, правда, ещё два СОКовских завода в поставщиках, но это мелочь, они уже не делают погоды.

Вчера, кстати, повстречался на упомянутой конференции с Добындо, бывшим директором ИжАвто. Поймал его уже на выходе и радостно (и даже немного театрально) заорал: "Михал Николаич, здравствуйте! Вы меня помните?". "Помню, как же" - ответствовал Добындо, ныне глава ОАТ, структуры, выполняющей по отношению к ВАЗу роль бывшегно СОКа. Обменялись телефонами. Я говорю: буду вам звонить, интервью брать. Звони, говорит, бери. Если дам.

Вот интересно, общается он сейчас с Качмазовым?

Я вот тут что подумал: вероятно, есть планы добрать недостающее с Качмазова. Эта версия многое объясняет. Если его сейчас начать чморить, то СОК развалят, а какие деньги можно получить с убиенного сОКа? А сейчас у него есть деньги, есть устойчивый бизнес и надо только деликатно построить взаимоотношения. В идеале так, чтобы сам Качмазов, поняв серьёзность ситуации, принёс деньги и покаялся. То-то Наше Всё грозно упоминает "бывших собственников", но ни разу не назвал конкретной фамилии! А что, Юрий Михайлович в политику не лезет, не опасен, чай не Ходорковский. Чего его сажать? Сидящий он денег точно не отдаст, придётся силой забирать. И ещё не факт, что там много наберёшь, он же не дурачок какой, не первый год в бизнесе.

Дмитрий Румянцев, глава пресс-службы СОКа - милейший человек, но он не считает нужным даже как-то отвечать на письма, в коих я прошу его об интервью с Качмазовым. Мы оба знаем, что это нереально. А когда станет реально (вероятно, тогда, когда власти надоест с Качмазовым сюсюкаться и она таки перейдёт к жёстким мерам по изъятию), то первым будет не беззвестный Серёжа Цыганов, а "Коммерсантъ" или "Ведомости".

В сентябре Качмазова пытались, кстати, допросить, и это вылилось в большой конфуз: Качмазов послал следственные органы подальше и не явился по повестке. Говорили, что он уехал за границу. При всём при этом в федеральный розыск его не объявили, что говорит об отсутствии на это команды сверху. Это был такой "пристрелочный" ход, способ поговорить. Поговорить, судя по всему, не получилось. Где сейчас Качмазов - я не знаю.

UPD: Там всё ещё интереснее оказалось. ВАЗ будет покупать не сам ИжАвто, а его управляющую компанию - сбербанковскую "Объединённую автомобильную группу". И тут надо посмотреть, успел ли Сбербанк перевести основные фонды в пользу ОАГ? В ином случае - ну что такое ОАГ, пшик, не более. Юридическое лицо без активов.

Кроме того, Сбербанк выделит "на модернизацию" ещё 7 млрд. То есть, если суммировать, арифметика такая: ИжАвто стоит, допустим, 500 млн дол. Должен Сбербанку и другим банкам 400 млн дол. Значит, справедливая продажная цена - 900 млн. Но сумма сделки с ВАЗом не раскрывается, напротив, Сбербанк ещё и приплачивает, юридически перенося все задолженности (включая 7 упомянутых млрд руб) на бюджет ВАЗа. Это что же, ВАЗу увеличили долговую нагрузку больше чем на миллиард долларов? Никогда не поверю.

UPD2 Да, мне тут подсказывают: стоимость предприятия как бы равна разнице между стоимостью основных фондов и долговой нагрузки. А вот это как раз неочевидно. Устойчиво работающее предприятие с долгом меньшим половины балансовой стоимости при продаже будет суммировать стоимость фондов и долга.Но в данном случае, вероятно, исходить нужно из того, что цена ИжАвто будет определяться суммой долга на момент продажи (кредитор является собственником и его основная задача - вернуть кредит) плюс небольшая премия, за срочность. Или, напротив, небольшой - процентов 10 - дисконт, за единовременное избавление от головной боли. Склоняюсь к тому, что за ИжАвто Сбербанку сейчас не будет выплачено ничего, у него ещё и кредит возьмут. И договорятся расплачиваться по мере возобновления производства. То есть цена всё-таки будет близкой к сумме кредитов, просто возобновится обслуживание всех кредитов.

Декабрь 2005 года в Тольятти 
выдался теплым, 22-го южный ветер нагнал густые, низкие облака. В этот серый день несколько десятков омоновцев захватили АвтоВАЗ — на каждом из 24 этажей высотки заводоуправления было по бойцу, на всех проходных рабочих обыскивали металлоискателями. Накануне ночью в Самаре и Тольятти были задержаны руководители местных силовых ведомств.

Декабрьское вооруженное собрание акционеров, как назвали его сотрудники завода, стало поворотной точкой в истории АвтоВАЗа. Фактически контролировавшую завод группу «СОК» Юрия Качмазова оттеснили менеджеры путинского призыва из «Ростехнологий».

Качмазов — владелец региональной бизнес-империи с выручкой $2 млрд, участник «Золотой сотни» Forbes — потерял все и бежал в Объединенные Арабские Эмираты. Он отказался от интервью для этой статьи, заметив при этом, что постарается никогда не возвращаться в Россию. Как бизнесмену сложной судьбы удалось подмять под себя флагманское предприятие советского и российского автопрома?

Рыночные 
преобразования

В конце 1980-х под Самарой рядом с железнодорожной станцией Энергетик возник стихийный рынок. Продавали все: одежду, бытовую технику, запчасти к «жигулям». Тут же крутились мелкие местные бандиты. Качмазов, бывший студент самарского Политеха, отслуживший в десантных войсках, пришел сюда в поисках заработка. Поначалу он оказался в бригаде наперсточников: катая шарик, предлагал зевакам угадать, под каким из трех стаканов тот находится.

На «Энергетике», как рассказали Forbes несколько очевидцев тех событий, Качмазов сколотил костяк будущей группы «СОК».

В начале 1990-х баснословную прибыль приносила перепродажа новых автомобилей. Неудивительно, что Качмазов и его бригада быстро переориентировались на этот нехитрый бизнес. «Продавая в день 10 автомобилей, ты мог заработать еще на три», — вспоминает руководитель холдинга RBE Андрей Шокин, который торговал в то время с Качмазовым на соседних площадках в Самаре, на улице Антонова-Овсеенко. «На первых порах Качмазов был скромным автодилером, таких было около 500. Приезжал в Тольятти, забирал партию машин и вез в Самару продавать», — вспоминает тольяттинский предприниматель. Тогда о дилерских центрах никто и не думал. Площадка с машинами была огорожена проволочным забором. Деньги считали в деревянных будках сторожей. Впрочем, довольно быстро Качмазов накопил капитал, чтобы открыть свой первый автосалон, и не где-нибудь, а на Самарском ипподроме в центре города. В середине 1990-х бега здесь уже не проводили, ипподром стал одним из стихийных рынков, где можно было купить и автомобили. Офис Качмазова располагался в небольшой комнате в административном здании, а машины продавались с круга, где когда-то бегали лошади. Бетонная арка в форме лошадиной подковы, символ ипподрома, стала частью логотипа созданной в 1994 году компании «СОК» — на счастье. Это был первый серьезный успех.

Примерно тогда же Качмазов познакомился с Анваром Абдуразаковым, которого «Самарское обозрение» именует «авторитетным предпринимателем». Анвар свел его с одним из тольяттинских королей преступного мира Владимиром Вдовиным по кличке Напарник. Сейчас никто толком и не помнит, как появилось название «СОК» и что оно означает, то ли «Самарский объединенный капитал» (общак группировки Качмазова и Напарника), то ли «Спорт, Образование, Культура» — именно такая расшифровка нравилась самому Качмазову.

История криминальных войн за контроль над сбытом АвтоВАЗа изобилует поворотами; много было и убийств, жертвами которых становились бандиты, силовики, сотрудники завода и журналисты. «В бандитских разборках и войнах за завод в Тольятти погибло более 500 человек. Подтверждение тому — целая аллея на местном кладбище», — рассказывает гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов. (Он передал свои комментарии для этой статьи через пресс-секретаря.) Если вкратце, то после 1992 года контроль над половиной отгружаемых с завода автомобилей отошел, по сведениям журналистов «Коммерсантъ — Среднее Поволжье», волговской преступной группировке. Когда в конце 1992 года ее главаря Александра Маслова убили, группировка распалась. Одним осколком руководил Дмитрий Рузляев (кличка Дима Большой), а вторым — Вдовин, знакомый Качмазова.

Машину Рузляева в 1998 году изрешетили пулями из автоматов, а в 2003 году оставшихся в живых членов банды судили. В итоге группировка Вдовина стала контролировать большую часть отгрузки машин с завода. Но этому предшествовала целая череда событий с участием Качмазова и его команды.

Согласно установленным квотам

Появление криминальных группировок на АвтоВАЗе, возможно, спровоцировало само руководство завода. К началу 1990-х разрушилась советская система продажи автомобилей через спецавтоцентры, которые не смогли работать с заводом на условиях предоплаты. В 1991 году завод собрал 678 000 «жигулей». Кому продавать машины? Расплачиваться наличными без проволочек были готовы только криминальные группировки. И новая система сбыта была создана, что называется, с ходу.

Все выпускаемые машины распределялись между заместителями генерального директора АвтоВАЗа, рассказывает Юрий Целиков, работавший в середине 1990-х директором тольяттинского автоцентра, принадлежавшего напрямую заводу. «Замов было одиннадцать, и у каждого из них — своя квота на реализацию автомобилей», — вспоминает Целиков. Топ-менеджеры завода передавали «свои» автомобили руководителям созданных вокруг завода компаний, которые в большинстве контролировались криминальными группировками. На лобовое стекло автомобиля, только что сошедшего с конвейера, наклеивали букву, например «Н» или «Ш». Она означала, чьей группировке — Напарника (Владимира Вдовина) или, например, Шамиля (по данным самарских СМИ, Шамиль Даниулов — главарь татарской преступной группировки) отгружаются на реализацию машины. Площадка автозавода была поделена на «клетки», на каждой из них стояли машины, закрепленные за группировками и их фирмами.

Представители фирм собирали заявки от перекупщиков и отгружали им машины. За каждый автомобиль брали сверху $50, вспоминает один из тогдашних перекупщиков. Бандиты выполняли функцию дилерских центров и службы маркетинга. Они могли заказать руководству завода партию машин определенного цвета и улучшенной комплектации.

«Заказывали модный тогда цвет «мокрый асфальт», — вспоминает Владимир Каданников, бывший гендиректор АвтоВАЗа, а сейчас председатель совета директоров тольяттинского Национального торгового банка. (Этот банк в 2011 году купил национализированный в кризис 2008 года банк «Глобэкс». И Каданников, продавший свой 70%-ный пакет, занимает теперь просторный, обставленный массивной мебелью кабинет на четвертом этаже центрального офиса «Глобэкса».)

Постепенно отношения с руководством АвтоВАЗа стал налаживать и Качмазов. «Его человек, Рустем Шиянов, ставший впоследствии вице-президентом «СОКа», терся около Владимира Нестерова, заместителя Каданникова по безопасности, а Юрий Амелин общался с отделом сбыта», — рассказывает один из свидетелей тех событий. Каданников называет Качмазова толковым, волевым бизнесменом, но о сути происходившего на заводе говорить не хочет.

Число бандитских группировок вокруг завода доходило до двух десятков. Перестрелки случались прямо у проходных. Так долго продолжаться не могло. Каданников написал более 200 писем в Генпрокуратуру и МВД с просьбой защитить предприятие, но помощи не дождался. Поэтому в появлении одной мощной силы были заинтересованы все: руководство завода, Качмазов и силовики.

К концу 1990-х в Тольятти происходило то же, что и по всей стране, — сращивание криминалитета с правоохранительными органами, которые вновь становились реальной силой, предлагая услуги по «крышеванию» бизнеса, пишет в своей книге «Силовое предпринимательство в России» декан факультета политических наук и социологии Европейского университета Вадим Волков.

Покровителями «СОКа» местные СМИ называли экс-руководителя ФСБ по Самарской области генерал-лейтенанта Владимира Большакова (после отставки стал почетным вице-президентом группы «СОК») и начальника областного управления Налоговой полиции генерала Евгения Григорьева, сын которого работал в группе «СОК».

Мощный союз Качмазова, правоохранительных органов и руководства АвтоВАЗа давал им возможность начать войну с криминальными конкурентами. Квоты для них были снижены. Серьезные проблемы решали бойцы Напарника. «В 1998 году застрели Диму Большого. Все сильно боялись», — вспоминает тольяттинский бизнесмен. Несколько месяцев ситуация была очень напряженная, говорят участники событий. Качмазов и его люди ходили с охраной из 40 автоматчиков, меняли машины и квартиры.

В 1998 году Межведомственная группа МВД, куда входили представители ГУБОПа, налоговой полиции, налоговой инспекции и бойцы московского СОБРа, провела на заводе операцию «Циклон» с целью очистить АвтоВАЗ от бандитов. Конкурентов стало меньше.

Важные детали

После того как группе «СОК» увеличили квоту на реализацию автомобилей, деньги к Качмазову потекли рекой. Но в отличие, например, от металлотрейдеров, прибравших в 1990-е к рукам металлургические заводы, стать акционером АвтоВАЗа группа «СОК» не смогла. В начале 1993 года по распоряжению Госкомимущества производственное объединение АвтоВАЗ было преобразовано в акционерное общество. Правление распорядилось передать 50% акций трудовому коллективу, еще 27,5% было продано на чековом аукционе, а 22,5% — на инвестконкурсе. Часть этих акций купили созданные самим АвтоВАЗом при участии Бориса Березовского фирмы AVVA и ЗАО «ЦО АФК». Впрочем, у группы «СОК», по сведениям «Ростехнологий», было несколько процентов акций АвтоВАЗа.

«Бартерная схема расчетов позволяла контролировать поставщиков. «СОК» мог искусственно создавать положение вне игры», — говорит Целиков. К 2004 году «СОК» взял под опеку 21 крупное предприятие («Димитровградский автоагрегатный завод», «Скопинский автоагрегатный завод» и пр.) — а это почти половина поставок комплектующих на АвтоВАЗ. На многих предприятиях группа поставила своих коммерческих директоров, директоров по сбыту, главных бухгалтеров. Несколько заводов не только фактически, но и формально перешло в собственность структур «СОКа», например «Автосвет» и «ОСВАР» (выпуск фар и фонарей) и «Мотор-Супер» (воздушные фильтры, детали двигателя).

С конца 1990-х «СОК» сам стремительно превращался в крупного автопроизводителя. В 1998 году команда Качмазова организовала на базе завода «Луч» производство автомобилей, в основном старых заднеприводных моделей ВАЗа, до 100 000 штук в год. Спрос на машины тогда превышал возможности тольяттинского гиганта. В 2000 году правительство Удмуртии передало в собственность «СОКу» 76% акций находившегося в кризисе завода «ИжАвто». «СОК» погасил долги завода (около 1 млрд рублей) и выплатил зарплату рабочим за 14 месяцев. Качмазов выходил на новый уровень: при поддержке министра промышленности Ильи Клебанова удалось договориться об организации на «ИжАвто» автосборочного производства марки KIA в России. Клебанов не стал давать комментарии для этой статьи.

В Самаре Качмазов был уже олигархом местного масштаба, контролировавшим разношерстный бизнес от строительства и установки окон до развлекательных центров и производства минеральной воды. В 2002 году выручка основных дивизионов группы (автосборка, автокомпоненты и строительство), по оценке Михаила Пака из компании «Атон», составила 28,4 млрд рублей, чистая прибыль — 676 млн рублей. Почти половину прибыли приносили поставки автокомпонентов на АвтоВАЗ.

В группе Качмазов ввел военную иерархию и установил железную дисциплину, вспоминают его бывшие менеджеры. На всех предприятиях управленцы «СОКа» первым делом меняли охрану. Воров и пьяниц жестко наказывали. Быть изгнанным из «СОКа» никому не хотелось: зарплата на всех предприятиях группы была как минимум вдвое выше средней в области. Руководитель среднего звена в Самаре в 1999 году получал 10 000 рублей, а средняя зарплата в городе тогда была 1500 рублей. Топ-менеджеры в 2000 году получали $1500-2000 — по меркам Самары огромные деньги. При этом Качмазов нанимал в компании группы «СОК» молодых управленцев, которые пытались внедрить на заводах технологию компании Toyota «точно в срок» — сократить время нахождения продукции на промежуточных складах.

Группа «СОК» даже создала фирменный стиль и выпустила сувенирную продукцию со своим логотипом. Сайт компании разрабатывала студия Артемия Лебедева. Не забывали и о социальной ответственности. На всех крупных предприятиях Качмазов распорядился сделать бесплатную столовую и спортзал. Он и сам постоянно обедал в общей столовой в главном самарском офисе «СОКа» на улице Мичурина. Тогда же начал увлекаться йогой, ездил практиковаться в Индию и открыл в местном кинотеатре «Современник» магазин эзотерической литературы, рассказывает о шефе бывший вице-президент группы.

Что конкуренты? 25 сентября 2002 года киллер расстрелял из гранатомета «Муха» джип Toyota Land Сruiser Юрия Гашимова, владельца холдинга одного из крупнейших самарских автодилеров «Самарские автомобили». Бизнесмен умер на месте. А через несколько дней половина компании Гашимова была продана группе «СОК». В Следственном комитете Самарской области сообщили, что в рамках этого дела руководители «СОКа» к ответственности не привлекались.

К 2003 году через дилерские центры «СОКа» продавалось около 15% выпускаемых заводом автомобилей (около 100 000 штук), говорит Целиков. Менеджеры «СОКа» сумели выстроить прозрачную дилерскую сеть — одноуровневую систему продаж с едиными стандартами для салонов.

Группа выбила себе на АвтоВАЗе льготные условия сотрудничества. Так, в 2004 году АвтоВАЗ обязался закупать определенный объем продукции только на заводах «СОКа». Тогда же был заключен договор о продаже запчастей на вторичном рынке исключительно через принадлежавший «СОКу» торговый дом «Соло». За разрыв эксклюзивного контракта завод должен был заплатить огромный штраф — 14 млрд рублей. Сотрудничество принесло определенную пользу и АвтоВАЗу: выросло качество комплектующих, на заводе стали меньше воровать.

При сотрудничестве с «СОКом» АвтоВАЗ продавал по 700 000 машин в год. Чистая прибыль завода в 2003 году составила 3 млрд рублей, в 2004-м — 4,5 млрд рублей.

Большие 
неприятности

2005 год должен был стать для Качмазова звездным. Он вплотную подобрался к мечте — стать одним из хозяев АвтоВАЗа. Его менеджеры с одобрения руководства завода должны были войти в совет директоров. При закольцованной структуре акционерного капитала (66% акций завода принадлежало его же дочерним компаниям) руководители предприятия были его фактическими собственниками. А своих людей — Юрия Амелина, Сергея Шабанова и Александра Наметкина — «СОК» направил на завод еще в 2000 году, и к 2003 году они заняли ключевые должности, взяв под контроль поставку запчастей и сбыт автомобилей.

План тихой смены власти на заводе сорвал вице-президент АвтоВАЗа Михаил Москалев, который опасался, что люди Качмазова его уволят. Сейчас он работает директором спорткомплекса «Олимпийский» в Москве, а летом 2005 года Москалев срочно прилетел в столицу и через посредников донес до чиновников намерения Качмазова. Каданникова тут же вызвали на разговор в администрацию президента, и вскоре он уволился. «Скажем так: я ушел практически добровольно», — неохотно вспоминает бывший гендиректор АвтоВАЗа. По одной из версий, Каданников сам просил Кремль избавить его от криминала, по другой — сдался под прессингом руководства страны.

И вместо «СОКа» владельцем АвтоВАЗа стала госкорпорация «Ростехнологии» Сергея Чемезова. Команду разобраться с бандитами давал лично Путин, рассказывает источник в госкорпорации. Время было подходящее — после «дела ЮКОСа» передел собственности принял большие масштабы, а самым жестоким и опасным рейдером стало государство, отмечается в исследовании «Центра политических технологий». В конце 2005 года, по данным «Тройки Диалог», государству принадлежал только 1% акций завода. И Качмазов представить себе не мог, что госкомпания будет действовать его же методами. «Борьба шла с бандитами, хозяйничавшими не только на заводе, но и в регионе. Мнение о рейдерском захвате предприятия является надуманным», — возражает Чемезов.

Силовая операция прошла идеально. Ранним декабрьским утром в город прибыли несколько сотен омоновцев из других областей. «У нас не было времени выяснять, кто и как связан с криминалитетом, поэтому использовались силы МВД из других регионов», — рассказывает гендиректор ГК «Ростехнологии» Сергей Чемезов. После этого была заменена охрана на АвтоВАЗе. «Их спрашивали: вы против кого тут собираетесь воевать?» — вспоминает Каданников. Омоновцы и сами не знали. Город сдался без боя, отмечает Юрий Целиков, который был очевидцем этих событий.

Руководителям дочерних компаний — держателей пакетов акций автогиганта — было указано проголосовать за вхождение в совет директоров АвтоВАЗа шести представителей государства. Среди них были глава Роспрома Борис Алешин, заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта» (сейчас «Ростехнологии») Владимир Артяков и директор департамента этой компании Игорь Есиповский. «Почти все мои вице-президенты написали заявления об отставке», — рассказывает Каданников.

«СОК» — это была раковая опухоль региона, которую надо было удалить», — полагает сотрудник «Ростехнологий». Чемезов рассказывает, что бандиты не собирались сдаваться без боя: они проводили тренировки мотоциклистов, которые должны были установить на крышах служебных машин «москвичей» магнитные бомбы. Именно поэтому были закуплены бронированные автомобили для новых руководителей завода.

Государство мгновенно выкинуло «СОК» с АвтоВАЗа. На менеджеров группы, работавших на заводе, были заведены уголовные дела, в ее офисах прошли обыски. После того как все сотрудники «СОКа», работавшие на АвтоВАЗе, в один день написали заявление «по собственному желанию», уголовные дела были закрыты. А привлеченная государством в качестве подрядчика инвесткомпания «Тройка Диалог» занялась приведением в порядок структуры акционерного капитала: «дочки» АвтоВАЗа были присоединены к заводу и ликвидированы, принадлежащие им акции материнской компании погашены. «Перекрестное владение акциями АвтоВАЗа делало завод слишком зависимым от конкретных менеджеров. Это понижало инвестиционную привлекательность АвтоВАЗа как с точки зрения предоставления предприятию долгового финансирования, так и с точки зрения вхождения стратегического инвестора в капитал компании... Никакой частный инвестор не решил бы эти проблемы», — считает Чемезов. На выкуп пакетов акций «дочек» у миноритариев было потрачено около $270 млн. Причем 10% акций завода были выкуплены у Бориса Березовского.

До 2005 года Качмазов был серым кардиналом и одной из главных фигур в Самарской области. В одночасье все рухнуло. Ему жестко указали на место, вынуждая играть по навязанным правилам. Без уплаты штрафных санкций был расторгнут договор между АвтоВАЗом и торговым домом «Соло» на эксклюзивную поставку запчастей на вторичный рынок. Через несколько дней АвтоВАЗ разорвал (также без уплаты штрафных санкций) договор, который фиксировал объем закупок автокомпонентов у предприятий «СОКа».

Побег

Качмазов, обладавший феноменальным чутьем, так и не понял, что на завод пришла сила, которая его сомнет. К тому же он начал совершать ошибки и опаздывать с принятием решений. В 2006 году он ввязался в войну с мэром Самары Георгием Лиманским. На его место Качмазов хотел посадить своего человека, вице-президента «СОКа» Виталия Ильина. Не вышло. В 2007 году Качмазов получил «черную метку»: на первом же заседании только что избранной Губернской думы в присутствии губернатора и прокурора области депутат Дмитрий Сивиркин заявил, что Качмазов угрожал ему убийством.

Ситуация обострялась. В начале 2008 года «СОК» вынужден был начать переговоры о продаже АвтоВАЗу завода «ИжАвто». «ИжАвто» рассматривался нами только в тесной интеграции с АвтоВАЗом», — говорит бывший топ-менеджер группы. Сначала стороны вроде бы договорились, завод был оценен в $480 млн. Вскоре разразился экономический кризис, и, вместо того чтобы согласиться продать «ИжАвто» уже за $350 млн, Качмазов вдруг прервал переговоры.

Весной 2009 года «ИжАвто» остановил конвейер — стоимость машинокомплектов, поставляемых корейской KIA, выросла вместе с курсом доллара на 30%. По итогам 2008 года завод получил убыток почти в 1 млрд рублей. 5000 сотрудников завода были отправлены в вынужденные отпуска. В Ижевске, где 5% трудоспособного населения трудится на «ИжАвто», это грозило социальным взрывом. Завод обратился за финансовой помощью к правительству, попросил 2 млрд рублей. Но тут вмешался АвтоВАЗ, сделавший заявление, что уже почти купил «ИжАвто» и самостоятельно решит все проблемы.

Качмазов, опасаясь, что вообще лишится «ИжАвто», стремительно провел сомнительную сделку. Он передал компаниям бывшего гендиректора завода Михаила Добындо 75% акций предприятия, забрал с «ИжАвто» автомобили стоимостью 6,7 млрд рублей и продал их через свои салоны. Планировалось, что Добындо должен был отдать акции «ИжАвто» АвтоВАЗу, но завод отказался заключить сделку на таких условиях. Оставшись без самых ликвидных активов, «ИжАвто» подал заявление о банкротстве. А основной кредитор — Сбербанк — подал заявление в прокуратуру на топ-менеджеров «СОКа», обвинив их в преднамеренном банкротстве предприятия.

«Группа «СОК» на «ИжАвто» просто вывела активы мошенническим способом, бросили 5500 человек и выбросили акции. Конечно же, мы не простим этих людей, будем делать все, чтобы привлечь их к уголовной ответственности», — сказал в 2009 году президент Сбербанка Герман Греф. Топ-менеджеры группы — Качмазов, Андрей Фролов и Амелин были объявлены в федеральный розыск. Точка невозврата была пройдена.

После прихода на АвтоВАЗ «Ростехнологий» «СОК» был обречен. И дело не только в амбициях Качмазова. Была сомнительной сама модель бизнеса, завязанного на одного потребителя. В истории уже случалось нечто подобное, говорит Роберт Шаус, партнер Bain & Company Russia. Компания Delphi, производившая автокомпоненты преимущественно для General Motors, в 2005 году обанкротилась и была распродана по частям.

Именно это произошло с «СОКом». «В 2009 году поздно было думать о переориентации бизнеса. Была одна стратегия: продать хоть что-то за какие-нибудь деньги», — рассказывает бывший менеджер группы. Автокомпонентный бизнес купил подконтрольный «Ростехнологиям» холдинг «Объединенные автомобильные технологии». Сумма сделки могла составить около $40-60 млн, предполагает Михаил Пак из «Атона». Часть строительных активов «СОКа» досталась Аркадию и Борису Ротенбергам.

Что с АвтоВАЗом? В кризис 2008-2009 годов задолженность предприятия перед поставщиками выросла до 33 млрд рублей, и правительству пришлось выделить 25 млрд рублей для спасения автогиганта. В августе 2009 года завод остановил конвейер. После этого президент АвтоВАЗа Борис Алешин покинул свой пост и ему на смену пришел советник гендиректора «Ростехнологий» Игорь Комаров. Он взялся реализовывать антикризисную программу, в основу которой было положено сокращение издержек, в частности, затрат на персонал. В сентябре 2009-го завод объявил о поэтапном сокращении 27 600 сотрудников.

В 2010 году продажи автомобилей выросли с 350 000 до 550 000 штук. Этому способствовала программа утилизации старых машин, которая позволяла покупателю «жигулей» получить скидку на новый автомобиль в размере 50 000 рублей. В 2011 году завод реализовал 578 000 машин, выручка составила 174 млрд рублей (рост на 27,6%), а прибыль — 3,1 млрд рублей (рост на 25,6%).

Партнером «Ростехнологий» еще в 2008 году стал альянс Renault-Nissan, купивший за $1 млрд 25% акций. В начале мая 2012 года было объявлено, что Renault-Nissan станет владельцем контрольного пакета АвтоВАЗа через совместное предприятие, где у Renault-Nissan будет 67% акций, у «Ростехнологий» — 33%. «Автомобили, произведенные в альянсе с Renault-Nissan, к 2016 году могут занять до 40% российского рынка (1,6 млн автомобилей в год)», — прогнозирует Чемезов. В 2011 году их доля составляла от 31% до 33%.

Гигант российского автопрома практически стал частью международного альянса. В руках предпринимателей, начинавших бизнес на самарском рынке «Энергетик», он остаться и не мог.

Качмазов Юрий Михайлович- Председатель совета директоров компании «СОК» в период 90-х и до 2010 года. Самарский олигарх.

Родился в 1966 году в Сызрани. Осетин по отцу. Служил в ВДВ.
Начинал обучение в Куйбышевском политехническом институте, но потом ушел в академический отпуск из которого не вернулся (рассказывают, что во время "катания колпачков" его застал проходящий декан института и произнес: "Ну-ну..."). Первоначально занимался мелким бизнесом ("наперстки", скупка и перепродажа валюты и золота) на самарских рынках.

По утверждению Forbes, "Качмазов, бывший студент самарского Политеха, отслуживший в десантных войсках, пришел на рынок "Энергетик" в поисках заработка и его взяли в бригаду наперсточников. Но на рынке он проработал не долго..."

Из воспоминаний одного из "ветеранов бандитских войн в Самаре": "Потом была московская тема. Качмазов и трое его друзей поехали разводить "лохов" в наперстки в..Москву. Уж кто там им помог- не известно. Но приехали они при деньгах. И стали заниматься золотом. Скупали на рынке золото. Причем "пахали" в прямом смысле- стояли с табличками "Куплю золото" и скупали по дешевке, а потом продавали. Так делался первоначальный капитал. И Качмазову это было "не в падлу". Многие "авторитетные" люди начинали с нуля..."

Позже переквалифицировался на перепродажу автомобилей с АвтоВАЗа.

Из воспоминаний современника тех событий: "По автомобильной теме они начинали с простой консигнации автомобилей с базы на Заводском шоссе (недалеко от Южного моста). Брали автомобили ВАЗ мелкими партиями у некоего комерса по фамилии СОКолов и отгоняли "нах остен".
Затем, открывая фирму на "башне" Ипподрома, дали ей название "СОК". Начинали с нескольких столов и двух простых ксероксов "Кэнон". Два Юры, Алексей, Рустем. Другие - стали подтягиваться потом..."

В 1995-1998 годах - генеральный директор ООО СОК. Устанавливается контроль над финансами и сбытом ОАО «Пластик» (г. Сызрань). Из воспоминаний современника тех событий: "А начиналось все с Сызрани. И госпожа Брюхнова работала там на "Пластике". И вот сидят Юра с Димой (Богданов?- О.И.) на кухне у Димы, пьют пиво. И уважаемый папа Димы- Юрий Николаевич (зам Козлова, кстати, в ЦСКБ) говорит им: не занимайтесь ерундой, займитесь бартером с "Пластика" на ВАЗ, благо родственница там у нас есть- главбух. Ну и поехала тема стремительно в гору и официально оформилась.."

Параллельно шло проникновение на ОАО «АвтоВАЗ», брались под контроль и смежники автозавода.

1998-2008 годах - член правления ЗАО «РосЛада». Практически все 90-е годы бизнес-начинания Ю.Качмазова имели поддержку от руководителя самарской областной налоговой полиции генерала Евгения Григорьева и начальника управления ФСБ РФ по Самарской области генерал-лейтенанта Владимира Большакова (впоследствии возглавлял Инспекторское управление ФСБ РФ, был зам.директора ФСБ РФ).

В 2000-2004 годах холдинг СОК принимает участие в переделе сфер влияния в различных видах бизнеса. К 2003 году через дилерские центры «СОКа» продавалось около 15% выпускаемых АвтоВАЗом автомобилей (около 100 000 штук). В 2004 году АвтоВАЗ обязался закупать определенный объем продукции только на заводах «СОКа». Тогда же был заключен договор о продаже запчастей на вторичном рынке исключительно через принадлежавший «СОКу» торговый дом «Соло». За разрыв эксклюзивного контракта завод должен был заплатить огромный штраф - 14 млрд рублей. При сотрудничестве с «СОКом» АвтоВАЗ продавал по 700 000 машин в год.

Основным направлением деятельности компании на тот период являлось производство автокомпонентов и автомобилей (второе место по выпуску автомобилей в России). Группа контролировала автозаводы «ИжАвто» (в 2005 году выпустил 52 800 автомобилей) и «РосЛада» (22 100 автомобилей). В группу также входили «Автосвет», ОСВАР, Димитровградский завод светотехники, Скопинский автоагрегатный завод, Димитровградский завод радиаторов, «ВазИнтерСервис» (с 2003 года), «Кинельагропласт» и др. Завод «РосЛада» с 1998 по 2006 годы выпускал автомобили из машинокомплектов производства ОАО «АВТОВАЗ». В 2005 группой на заводе «ИжАвто» был запущен проект по выпуску автомобилей «Kia Spectra». Предприятия группы выпускали товары народного потребления, строительные конструкции, оказывали транспортные услуги и т. п. Компании принадлежало мостостроительное предприятие ОАО «Волгомост», сеть кинотеатров в Приволжском федеральном округе, а также сеть автосалонов. Совокупная выручка группы в 2006 году составила $2,95 млрд (в 2005 году - 64,4 млрд руб.).

Группа "СОК" в итоге объединила 42 предприятия в 15 регионах. Общий оборот в 2004 г. – $2 млрд, в 2003 г. - $1,7 миллиарда. На автокомпоненты приходится 59% выручки, на автомобили - 34%, прочие виды бизнеса – 7%. В группу входят "РосЛада" и "Ижмаш-Авто", которые в 2004 г. выпустили 114,3 тыс. машин.

В начале 2000-х гг.ГК "СОК" пролоббировала приход к власти в г.Димитровграде Сергея Ивановича Морозова. Он стал мэром города,а до этого был начальником ГУВД Димитровграда.После этого СОК стал монополистом в этом регионе.

В 2006 году ГК "СОК" участвовала в финансировании выборной компании на пост мэра Самары В.Тархова. В октябре 2006 года, после победы на выборах мэра Виктора Тархова, ГК "СОК" получила 7 руководящих постов в самарской мэрии.

29 марта 2005 года ГК СОК распространила официальный меморандум, в котором впервые была предана огласке официальная информация о собственниках Группы. В меморандуме было указано, что владельцами СОКа являются его топ-менеджеры, а основным бенефициаром компании - её основатель Юрий Качмазов(70%).

Качмазова на тот период уже охраняют от 5 до 15 охранников (все нанятые в г.Сызрани) и передвигается он в кортеже из дорогих внедорожниках с номерами 010.

"Собственники СОКа скрывались за сотнями компаний, учрежденных в Самаре, Сызрани, Ижевске, Димитровграде, Угличе, Москве, на Британских Виргинских островах" ("Самарское обозрение" от 04.04.2005)

Юрий Качмазов и Владимир Каданников

Закат империи Юрия Качмазова начался в 2005 году, когда на «АвтоВАЗе» сменилась власть. Тогдашний председатель совета директоров автогиганта Владимир Каданников ушел в отставку, на смену ему пришла команда управленцев из «Рособоронэкспорта» (позднее - ГК «Ростехнологии»), которая начала масштабную «зачистку» города и завода от "неугодных элементов".

«СОК» максимально быстро и жестко отодвинули от всех рычагов управления на ВАЗе. Топ-менеджеры завода, подконтрольные Качмазову, покинули вазовскую высотку. Поставки машинокомплектов на «РосЛаду» прекратились. Часть контрактов на поставки комплектующих с компаниями «СОКа» были расторгнуты. В результате за два-три года группа растеряла практически все автокомпонентные активы.

9 декабря 2005 года в московском офисе ГК СОК прошла выемка документов. Формальной причиной для этого стали два уголовных дела, возбуждённые в процессе работы на АвтоВАЗе сотрудников МВД, ФСБ и Генпрокуратуры. Одно возбуждено по факту хищения денежных средств. Второе связано с неуплатой АвтоВАЗом налогов в размере 230 миллионов рублей. По данным СМИ, целью оперативных действий было желание госструктур, к которым переходит контроль над АвтоВАЗом, вынудить СОК отказаться от кабального для завода контракта на поставки Группой запчастей к вазовским автомобилям (Коммерсантъ, 12.12.2005).

В 2008 группа «СОК» пыталась вести бизнес в Южной Осетии: президент республики Эдуард Кокойты, являвшийся якобы другом Качмазова, пригласил топ-менеджеров самарской компании на руководящие посты в новообразованном государстве. «СОК» в республике интересовали инфраструктурные проекты - ремонт автодорог, Рокского тоннеля, строительство аэропорта. Качмазов даже планировал в Южной Осетии построить себе дом. Но «СОК» в Южную Осетию так и не пустили. Под давлением оппозиции (по другим данным - из-за давления Москвы) эта деятельность была свёрнута.

В 2008 году компания «Рособоронэкспорт» сумела вытеснить представителей «СОКа» с «АвтоВАЗа», после чего группа стала терять свои позиции в Поволжье. В 2009 году «СОК» продал «ИжАвто» менеджменту предприятия.
Весной 2009 года председатель Счётной палаты Сергей Степашин поставил под сомнение законность сделки по продаже ГК СОК 75% акций «ИжАвто». В результате сделки собственником 75% акций «ИжАвто» стали дочерние структуры самого завода (ООО «Иж-Комплект», ООО «Гросс» и ООО «Норэкс»), то есть структура его собственности стала перекрёстной. Фактический контроль над заводом получил его топ-менеджмент во главе с гендиректором Михаилом Добындо.
Сам завод был практически остановлен, его долги достигли 300 миллионов долларов. На момент, когда о сделке стало известно, контрольный пакет акций «ИжАвто» уже был заложен в Сбербанке (Коммерсантъ, 08.05.2009)

В рейтинге российского Forbes в 2007 году Качмазов с состоянием в $700 млн занял 93 место.
По оценкам журнала «Финанс», в 2010 году Юрий Качмазов занял 126 место в рейтинге самых богатых россиян с состоянием 26,5 миллиардов рублей.

Глава Сбербанка Герман Греф пообещал сделать всё, чтобы привлечь собственников «ИжАвто» - ГК СОК - к уголовной ответственности. «Компания не вернула нам долги, в результате компания в стадии банкротства. Мы фактически взяли на себя управление компанией, - сказал Греф. - Конечно, мы не простим тем людям, которые допустили мошеннические действия, эту ситуацию. Думаю, что им заниматься бизнесом в стране дальше будет очень непросто ». (Источник: BFM.ru, 17.09.2010)

В сентября 2010 года после обращения в Генпрокуратуру Сбербанка, было возбуждено уголовное дело о преднамеренном банкротстве ОАО «ИжАвто». По мнению ряда экспертов, ударом для Группы стала борьба за активы «ИжАвто» с «АвтоВАЗом», в ходе которой владельцы СОКа «столкнулись с серьёзным противодействием группы лиц, имеющих аппаратную поддержку на самом высоком уровне».

АвтоВАЗ принялся сбивать цену за «ИжАвто» с 480 млн долларов до 350 млн. Качмазов перевел активы в офшор Shonapol Investment Ltd и прекратил переговоры. В 2009-м «ИжАвто» объявил об остановке производства и увольнении 90% из 5,5 тыс. рабочих, а в августе инициировал процедуру банкротства. Следственный комитет МВД обвинил главу СОКа в преднамеренном банкротстве предприятия и выводе активов на 6,7 млрд рублей. Так владельцем ижевского предприятия (пакета в 51%) оказался Сбербанк: завод задолжал ему 7,74 млрд рублей.

На период 2009-2010 гг. считалось, что Качмазов владеет следующими активами:
доля в ОАО «Волгомост»;
доля в группе компаний «КераМир»;
ООО «Строительство и ремонт дорог»;
50% ООО «Мост-Инвест»;
ООО «СОК – Автокомпонент»;
ЗАО «ВАЗинтерСервис» (Тольятти):
ОАО «БелЗАН» (Белебей, Башкортостан);
ОАО «Освар» (Вязники, Владимирская область);
ОАО «Завод «Автосвет» (Киржач, Владимирская область);
ОАО «Счетмаш» (Курск);
ЗАО «КинельАгроПласт»;
ООО «Димитровградский завод радиаторов»;
ООО «Димитровградский завод вкладышей»;
ООО «Самарские автомобили – Люкс»: дилерский центр Infiniti;
ООО «Самарские автомобили – Юг»: дилерские центры Peugeot и Mitsubishi;
ООО «Самарские автомобили»: дилерские центры Nissan, Mitsubishi, Peugeot и Ford;
ООО «Виват-Авто»: дилерский центр Citroen;
ООО «Автосалон на Ипподроме»;
ООО «Сельмаш» (Сызрань);
ООО НК «Мобиле»;
ООО «СимбирскЦемент» (Ульяновская область);
ЗАО «Мотор-супер» (Тольятти);
ЗАО «Самарская кабельная компания»;
«Самарские оконные конструкции»;
«Самарская общестроительная корпорация»;
КРЦ «Звезда»;
мультиплекс «КиноМост» (в ТРК «Космопорт»);
кинотеатр «Спутник» (Димитровград);
здание кинотеатра «Современник»;
около 1% акций ОАО «АвтоВАЗ» ()

Но в этот же период Ю.Качмазов начинает избавляться от своих активов. Помимо «ИжАвто», в 2008-2011 годах были проданы, выставлены на продажу или переоформлены на третьих лиц компании «Волгомост», «Самарские оконные конструкции», «Пластик», «АВТОВАЗТРАНС», ликёро-водочный завод «ТАЛКО», кинотеатры «Шипка» и «Самара», телекомпания «Орион» и др. В марте 2011 года компания продала свой крупнейший актив- компанию "Волгомост".

Качмазов избавился и от личного имущества.Через доверенных людей продал свою знаменитую роскошную яхту длиной 38 м. и многочисленный автопарк.

Теплоход «Смайл» (личная яхта Юрия Качмазова) относился к модельному ряду Timmerman40 и был построен в 2004 году международным консорциумом по строительству яхт класса «люкс» Timmerman Yachts. Длина «Смайл» составляет 38 метров, ширина 6, 8 метра. Яхта может плавать в смешанном режиме – как по внутренним водным путям, так и по морю. Дизайн судна разработан голландской группой Vripack Yachting International. Помимо своих технических данных, «Смайл» поражал гостей роскошной внутренней отделкой и интерьерами, выполненными с использованием мебели и аксессуаров известных итальянских домов.

На 2010 год Качмазов имел в окрестностях Самары огромную вилу- основное строение полностью остеклено, имело большую подземную стоянку. На территории находися домик охраны и собственная газовая котельная. Охранники были уверены, что охраняют не дачу, а режимный объект. По всей видимости,и от этой недвижимости Ю.Качмазов успешно избавился. Хотя есть версия,что значительную часть своего бизнеса Ю.Качмазов просто переоформил на своих подконтрольных людей и продолжает все это контролировать.

" Загородная вилла Юрия Качмазова сменила собственника. Земельные участки площадью около 5 тыс. кв. м под по­строенным в лесной зоне Красноглинского района Самары "дворцом", именуемым домом председате­ля совета директоров группы "СОК" Юрия Качмазо­ва, сменили собственника. Теперь ими владеет швейцарская компания Swiss Top villa management AG, соз­данная незадолго до сделки - в августе 2011 г. 15-16 ноября 2011 г. Росреестр зареги­стрировал права собственности швейцарской компании на че­тыре участка в Красноглинском районе Самары, где на протяжении несколь­ких лет возводился дворец для Юрия Качмазо­ва" ()

Качмазов покинул Россию в сентябре 2010 г. По одной версии, он реально опасался ареста и был предупрежден об опасности. По другой, ему дали спокойно вывести свои капиталы в обмен на "сдачу позиций в подконтрольных регионах и сферах".

14 февраля 2011 года следственный комитет МВД сообщил, что основной владелец самарской ГК "СОК" Юрий Качмазов объявлен в федеральный розыск. Он обвиняется в том, что в 2008-2009 годах вместе с рядом руководителей завода «ИжАвто» вывел на офшоры часть кредитов, полученных от Сбербанка. Кроме того, с «ИжАвто» также был выведен товарный остаток (автомобили), а само предприятие было впоследствии продано и обанкрочено. Общая сумма хищений - 6,7 миллиардов рублей. Уголовное дело возбуждено по ст. 196 УК РФ (преднамеренное банкротство). Вместе с господином Качмазовым в федеральный розыск объявлены бывший гендиректор «ИжАвто» Михаил Добындо, а также топ-менеджеры завода Андрей Фролов, Юрий Амелин и Евгений Страхов (все являются выходцами из ГК СОК).

Впоследствии следователи потребовали у суда арестовать всех заочно. 8 апреля 2011 года Качмазов, Фролов и Амелин были объявлены в международный розыск. На заседании Тверского суда Москвы, когда им избирали меру пресечения, они не присутствовали. Согласно постановлению суда, указанные лица должны быть заочно заключены под стражу.

Удивительно, но по статистике обвинительные приговоры по ст. 196 УК РФ носят единичный характер - только 5% от всех возбужденных уголовных дел по этим составам заканчивались вынесением обвинительного приговора. Но никто не сомневался, что в отношении Качмазова все будет "единично и особо"....

На данный момент Ю.Качмазов предположительно проживает на собственной островной виле в ОАЭ и эпизодически в Великобритании (являясь гражданином Великобритании). Имеет свой бизнес в различных государствах (Италия, Китай, и в России на третьих лиц). Перспективы выдачи ОАЭ российских бизнесменов наблюдатели относятся скептически – в Эмиратах преднамеренное банкротство не считается преступлением.

Качмазов практически никогда не давал интервью и редко выступал на публике. Не все топ-менеджеры российских автозаводов, с которыми вёл бизнес СОК, знали Качмазова лично. Малопьющий, регулярно занимался спортом (в 40 с лишним лет мог ходить на руках). Интересовался эзотерикой,индийской философией и йогой. Любимые виды спорта- футбол, лыжи и сноуборд.

Женат. Имеет четверых детей. Жена Илона до апреля 2011 года являлась президентом благотворительного фонда "СОК". В 2011 году также покинула территорию России.

Из интервью современника тех событий: "Знаешь, почему Качмазова все уважают? Он не способен на предательство. Правильный мужик. От него нож в спину не получишь. И потому все там были как братья...Не то, что нынешние барыги. Когда Качмазов был в Москве и работал с "наперстками", то они останавливались у одного самарского пацана. Он там хату снимал. А уже потом этот пацан пришел к Юрию и попросил дать работу. И Качмазов его устроил в казино. Он друзей никогда не забывал. Например, Олег "Хлеб" крутил в Москве наперстки. А потом присел на наркоту. Опустился...Качмазов его и вытащил. Взял на работу. Был такой Боря..Он тогда развелся и не мог трудоустроиться. Депрессия....Качмазов взял его кем то типа завскладом. Борис увидел как там все прут и наеб..ют- и навел порядок. Потом Борис стал старшим менеджером по продажам на АвтоВАЗе (если я правильно произношу должность). Качмазов ценил людей честных и трудолюбивых.
Знаешь, Качмазов всегда был коммерсантом,но никто и никогда ему не сказал: "Барыга". Вот такое было к нему уважение. Он делал темы. И от них имели все- и бандиты, и коммерсы, и менты. И еще. Вот ты в основном про него пишешь, что он то забрал, то отобрал. Но он то, в отличии от многих, забирал не для того, чтобы раздербанить, а чтобы... воссоздать. Для работы...Для страны"
.

Фамилия: Качмазов

Имя: Юрий

Отчество: Михайлович

Должность: Председатель совета директоров компании «СОК»

Биография:


Родился в 1966 году.


1995—1998 годах — генеральный директор ООО СОК (г. Сызрань)


1998—2008 годах — член правления ЗАО «РосЛада».


С 1998 года — основной бенефициар, один из создателей, председатель совета директоров Группы компаний СОК.


По оценкам журнала «Финанс», в 2010 году Юрий Качмазов занял 126 место в рейтинге самых богатых россиян с состоянием 26,5 миллиардов рублей. На 2011 год единственным крупным активом ГК СОК оставался ОАО «Волгомост». Его актив — портфель на более 35 миллиардов рублей долгосрочных (до 2014—2015 года) заказов.


Жена Илона. Трое детей.


Источник: Ведомости

Досье:

Формально история ООО СОК начиналась в 1994—1995 годах с пяти человек — Юрия Качмазова, Владимира Перфильева, Евгения Кормашова, Татьяны Брюхновой и Дмитрия Богданова.


В 1997 году началась активная фаза образования Группы, когда учредители СОКа установили контроль над финансами и сбытом ОАО «Пластик». Параллельно шло проникновение на ОАО «АвтоВАЗ», брались под контроль и смежники автозавода.


В том же, 1997 году владельцы ГК начали присматриваться к представителям силовых структур. Делалось это с подачи генерал-лейтенанта ФСБ Владимира Большакова, почетного вице-президента ГК СОК. В Самарской области были отмечены контакты с руководителем областного управления налоговой полиции генералом Евгением Григорьевым и начальником областного управления ФСБ Виктором Евтушенко.


В 2000—2004 годах холдинг СОК принимал участие в переделе сфер влияния в различных видах бизнеса.


В октябре 2006 года, после победы на выборах мэра Виктора Тархова, ГК СОК получила 7 руководящих постов в самарской мэрии.


Источник: Пресс-атташе.ру, 22.02.2007

29 марта 2005 года ГК СОК распространила официальный меморандум, в котором впервые была предана огласке официальная информация о собственниках Группы. В меморандуме было указано, что владельцами СОКа являются его топ-менеджеры, а основным бенефициаром компании — её основатель Юрий Качмазов.


Собственники СОКа скрывались за сотнями компаний, учрежденных в Самаре, Сызрани, Ижевске, Дмитровграде, Угличе, Москве, на Британских Виргинских островах.


Источник: Самарское обозрение (Самара), 04.04.2005

Топ-менеджеры нескольких автозаводов, сотрудничающих с СОКом, оценили долю Качмазова минимум в 70%.


Юрий Качмазов — одна из самых таинственных фигур в российском бизнесе. Он никогда не давал интервью и редко выступал на публике. Не все топ-менеджеры российских автозаводов, с которыми вёл бизнес СОК, знали Качмазова в лицо.


Источник: Ведомости, 05.04.2005

9 декабря 2005 года в московском офисе ГК СОК прошла выемка документов. Формальной причиной для этого стали два уголовных дела, возбуждённые в процессе работы на АвтоВАЗе сотрудников МВД, ФСБ и Генпрокуратуры. Одно возбуждено по факту хищения денежных средств. Второе связано с неуплатой АвтоВАЗом налогов в размере 230 миллионов рублей. Как соотносятся эти расследования с оперативными действиями в отношении СОКа, в правоохранительных органах не пояснили.


По данным СМИ, целью оперативных действий было желание госструктур, к которым переходит контроль над АвтоВАЗом, вынудить СОК отказаться от кабального для завода контракта на поставки Группой запчастей к вазовским автомобилям.


Источник: Коммерсантъ, 12.12.2005

15 апреля 2009 года 74,786% акций завода были проданы ГК СОК топ-менеджменту завода во главе с гендиректором Михаилом Добындо. На тот момент собственником остальных акций была кипрская компания Shonapol Investments Ltd, представляющая интересы СОКа.


Источник: BFM. ru, 22.10.2009

Завод «Ижмаш», подконтрольный госкорпорации «Ростехнологии», приобрёл крупный пакет акций «ИжАвто». Согласно некоторым данным, продавцом 24,7 % ценных бумаг выступила самарская ГК СОК.


До настоящего момента главным претендентом на «ИжАвто» считался его основной кредитор — Сбербанк. Ижевский автозавод, долги которого перевалили за 11,3 миллиарда рублей, стал частью автомобильного холдинга, создаваемого «Ростехнологиями» на базе АвтоВАЗа, КАМАЗа и других предприятий отрасли.


Источник: acars. ru, 15.12.2009

Весной 2009 года председатель Счётной палаты Сергей Степашин поставил под сомнение законность сделки по продаже ГК СОК 75% акций «ИжАвто». В результате сделки собственником 75% акций «ИжАвто» стали дочерние структуры самого завода (ООО «Иж-Комплект», ООО «Гросс» и ООО «Норэкс»), то есть структура его собственности стала перекрёстной. Фактический контроль над заводом получил его топ-менеджмент во главе с гендиректором Михаилом Добындо.


Сам завод был практически остановлен, его долги достигли 300 миллионов долларов. На момент, когда о сделке стало известно, контрольный пакет акций «ИжАвто» уже был заложен в Сбербанке.


Источник: Коммерсантъ, 08.05.2009

Глава Сбербанка Герман Греф пообещал сделать всё, чтобы привлечь собственников «ИжАвто» — ГК СОК — к уголовной ответственности. «Компания не вернула нам долги, в результате компания в стадии банкротства. Мы фактически взяли на себя управление компанией, — сказал Греф. — Конечно, мы не простим тем людям, которые допустили мошеннические действия, эту ситуацию. Думаю, что им заниматься бизнесом в стране дальше будет очень непросто».


Источник: BFM. ru, 17.09.2010

В сентября 2010 года после обращения в Генпрокуратуру Сбербанка, было возбуждено уголовное дело о преднамеренном банкротстве ОАО «ИжАвто».


Как показала проверка, владевшая автозаводом ГК СОК, в конце 2009 года намеревалась продать проблемный актив «АвтоВАЗу». Однако из-за конфликта сторон сделка была отменена. Группа продала 75 % акций завода его топ-менеджменту. Тогда же на предприятии была введена процедура наблюдения. В результате в марте 2010 года решением Арбитражного суда Удмуртии ОАО «ИжАвто» было признано банкротом.


По мнению экспертов, ударом для Группы стала борьба за активы «ИжАвто» с «АвтоВАЗом», в ходе которой владельцы СОКа «столкнулись с серьёзным противодействием группы лиц, имеющих аппаратную поддержку на самом высоком уровне».


Источник: BFM. ru, 14.02.2011




14 февраля 2011 года следственный комитет МВД сообщил, что основной владелец самарской ГК СОК Юрий Качмазов объявлен в федеральный розыск. Он обвиняется в том, что в 2008—2009 годах вместе с рядом руководителей завода «ИжАвто» вывел на офшоры часть кредитов, полученных от Сбербанка. Кроме того, с «ИжАвто» также был выведен товарный остаток (автомобили), а само предприятие было впоследствии продано и обанкрочено. Общая сумма хищений — 6,7 миллиардов рублей. Уголовное дело возбуждено по ст. 196 УК РФ (преднамеренное банкротство). Вместе с господином Качмазовым в федеральный розыск объявлены бывший гендиректор «ИжАвто» Михаил Добындо, а также топ-менеджеры завода Андрей Фролов, Юрий Амелин и Евгений Страхов (все являются выходцами из ГК СОК).


Источник: Коммерсантъ, 15.02.2011

Конфликт ВТБ и Банка Москвы перешёл на уровень личных обвинений между его руководителями. Заявление Андрея Костина на съезде Ассоциации российских банков, поставившего Банк Москвы в один ряд с банками-банкротами, спровоцировало реакцию Андрея Бородина. Он посоветовал Костину «обратить внимание на возглавляемый им банк» и упрекнул ВТБ в отсутствии профессионализма. «Каким профи нужно быть, чтобы купить за 100 миллиардов рублей кота в мешке»,— сказал он.


Этот виртуальный конфликт сопровождается вполне реальным уголовным расследованием по факту выдачи Банком Москвы необеспеченного кредита на сумму 12,76 миллиардов рублей, которые в конечном итоге оказались на личных счетах Елены Батуриной.


Следственный комитет при МВД РФ планировал провести с Бородиным и Акулининым следственные действия, связанные с официальным предъявлением постановления о привлечении их в качестве обвиняемых в злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 201 УК РФ). Постановление было заготовлено следователем еще 25 марта. Однако в назначенный день оба подозреваемых к следователю не явились. Кроме того, адвокаты Бородина и Акулинина не представили в следственный комитет каких-либо документов, свидетельствующих о наличии уважительных причин для неявки подзащитных. Как и сведений о том, что те находятся в Лондоне.


Несмотря на то, что постановление не было вручено, 30 марта следственный комитет при МВД РФ обратился в Тверской суд Москвы с ходатайством об отстранении Бородина и Акулинина от занимаемой должности на время проведения следствия. Суд отказался рассматривать ходатайство из-за «неполноты представленных материалов», а также отсутствия обвиняемых.


В МВД РФ заявили, что следствие надеется получить от Акулинина и Бородина письменные объяснения причин выезда в Великобританию с указанием сроков пребывания за рубежом. Если они не аргументируют свой отъезд, то могут быть объявлены в федеральный розыск и в дальнейшем заочно осуждены по делу о выдаче необеспеченного кредита на 12,76 миллиардов рублей, оказавшихся на личных счетах супруги экс-мэра Москвы Юрия Лужкова.


Андрей Бородин покинул Россию, обосновавшись в Лондоне, его официальные заявления направлены исключительно в адрес руководства ВТБ. Об остальном президент Банка Москвы, возглавляющий его с момента основания, предпочитает не распространяться. Хотя уровень его осведомлённости не может быть политически безопасным.


Бородин опроверг информацию о том, что он бежал из России: «Я сейчас болею, но, как только поправлюсь, обязательно вернусь в страну, всё происходящее воспринимаю как психологическое давление на меня». Несмотря на «психологическое давление», Бородин не отступил от своих требований. Свою долю он согласен продать «как минимум по цене, которую ВТБ заплатил за пакет города» и по-прежнему готов выкупить пакет правительства у ВТБ по той цене, в которую он обошёлся банку.


Справка: Сделка по продаже доли столичного правительства в Банке Москвы была закрыта 22 февраля. ВТБ приобрёл пакет в 46,48% акций в самом банке и блокпакет в Столичной страховой группе, владеющей 17,32% Банка Москвы, за 103 миллиарда рублей (весь банк был оценен в 203 миллиарда рублей). Президенту Банка Москвы Андрею Бородину и его советнику Льву Аллалуеву принадлежат 20,36% Банка Москвы. Пакет в размере 6,41% принадлежит двум офшорным компаниям «Джи Си Эм» и «Джи Си Эм Инвестментс». Credit Suisse International владеет 2,77%. Еще 3,88% принадлежит Сулейману Керимову. Капитализация Банка составляла 179,5 миллиарда рублей.

Качмазов Юрий Михайлович - известный бизнесмен, который имеет огромнейшее состояние и занимает одно из ста рейтинговых мест среди российских миллиардеров. Он известен и как предприниматель, который контролировал "АвтоВАЗ", "Волгомост" и другие подобные предприятия. Уже являясь гражданином Великобритании, с 2011 года в России был объявлен в федеральный розыск.

Детские годы

Родился Качмазов Юрий Михайлович в 1966 году в Сызрани Куйбышевской области. Его отец по национальности осетин. После окончания школьного образования служил в ВДВ.

Образование

После возвращения из армии Юрий Михайлович поступил в политехнический институт города Самары. Но вскоре взял академический отпуск, после которого уже в институт не вернулся. Существует версия, что однажды его застал на рынке, где он «катал колпачки», декан института, и в итоге студента потом исключили.

Начало карьеры в малом бизнесе

Бывший студент политехнического института Качмазов Юрий Михайлович, биография которого интересна и насыщена, еще в студенческие годы стал заниматься мелким бизнесом. Так, сначала он пытался заработать на самарском рынке «Энергетик» в игре «наперсток», а затем еще занимался скупкой и перепродажей золота и валюты.

Работа в Москве

Вскоре Качмазов Юрий Михайлович, фото которого есть в этой статье, уезжает вместе с тремя друзьями в столицу. Там он также продолжает играть на рынках в «наперстки», пытаясь заработать свои первые деньги и наживаясь на тех, кто азартен и попадается в его сети. Неизвестно, кто помогал ему в это время, но вскоре он опять вернулся в Самару за золотом, которое скупал, имея уже приличные деньги. Так, бизнесмен, имеющий огромное состояние, начинал с нуля.

Работа в "АвтоВАЗе"

Немного заработав в мелком бизнесе, Качмазов Юрий Михайлович решил перейти в "АвтоВАЗ", где занимался перепродажей автомобилей. Теперь начинающий бизнесмен брал автомобили на базе, которая располагалась на Заводском шоссе, как раз недалеко от Брали автомобили ВАЗ небольшими партиями у коммерсанта. Но в это же время шло постепенное внедрение в "АвтоВАЗ".

Фирма "СОК"

На основе перепродажи автомобилей вскоре было открыта и новая фирма, которая получила название "СОК". Для ее открытия был использован ипподром в Самаре, куда было доставлено небольшое имущество нескольких мелких бизнесменов. В это имущество входило несколько столов и два ксерокса.

Известно, что этот бизнес Качмазова поддерживали два генерала: Евгений Григорьев из налоговой полиции и Владимир Большаков из ФСБ. Так, в 1995 году генеральный директор компании "СОК" смог установить бартер между "АвтоВАЗом" и компанией "Пластик" города Сызрани. В результате этого в течение трех лет компания "СОК" смогла спокойно обеспечивать полный контроль над финансами и сферой сбыта в сызранской компании "Пластик" и частичный контроль над "АвтоВАЗом".

Во всем этом активно участвовал и Качмазов Юрий Михайлович, состояние которого в настоящее время огромно и позволяет ему находится в рейтинге самых богатых людей России. В 1998 году будущий известный бизнесмен становится еще и членом правления компания "РосЛада". В этом же году он становится еще и президентом совета директоров фирмы "СОК".

Начиная с 2000 года в течение четырех лет фирма "СОК" принимает активное участие в переделе сфер влияния в совершенно разных видах бизнеса. А вот уже с 2006 года Качмазов Юрий Михайлович и его партнеры активно участвуют в выборах. Это давало им возможность получать большое количество руководящих постов в самарской мэрии. Так, в 2006 году, после того как на выборах победил Виктор Тархов, которого поддерживала компания "СОК", у данной фирмы появилось семь руководящих постов.

Уже весной 2005 года Качмазов Юрий Михайлович позволил, чтобы фирма "СОК" распространила официальную информацию о том, кто входил в число собственников его группы. Как выяснилось, владельцами компании были различные топ-менеджеры, у которых было небольшое количество акций. А большая часть акций, семьдесят процентов, находилась во владении у Юрия Качмазова.

В это время Качмазов Юрий Михайлович, состояние которого очень велико, имел большое количество охранников. Примерно их цифра могла варьироваться от пяти человек до пятнадцати. Вся охрана преуспевающим бизнесменом была нанята в Сызрани. Сам бизнесмен Качмазов всегда передвигался лишь только на дорогих внедорожниках, причем всегда это должен был быть кортеж, у всех автомобилей номера были 010.

Собственники компании "СОК" долгое время скрывались за многочисленными фирмами, которые образовывались в разных городах. Например, в Сызрани, Самаре, Ижевске, Москве и даже на Виргинских островах.

Закат бизнеса Юрия Качмазова

В 2005 году на известном "АвтоВАЗе" неожиданно сменилась власть. Произошло это из- за того, что председатель совета директоров ушел в отставку. На смену директора Владимира Кадинникова пришли люди из Рособоронэкспорта, которые сразу же стали убирать неугодных людей, которые стояли у власти "АвтоВАЗа". Среди них оказался и Качмазов Юрий Михайлович, семья которого далека от бизнеса и общественной жизни. С этого момента начинается закат успешной бизнес-империи Качмазова.

Новый совет директоров известного "АвтоВАЗа" довольно жестко отодвинул от власти компанию "СОК", а все топ-менеджеры, которые были подчинены Юрию Михайловичу, были немедленно уволены. После этого сразу прекращены были и поставки на "РосЛаду" всех комплектов для машин. Часть контрактов с компанией Качмазова "СОК" была расторгнута, и фирма в течение последующих нескольких лет потеряла практически все свои активы в автомобильном бизнесе.

Качмазов Юрий Михайлович возвращается в 2008 году, но только уже в Южной Осетии, где его фирма "СОК" пыталась наладить свой бизнес. Началось все с того, что друг бизнесмена Качмазова президент республики, взял на руководящие должности в своем государстве топ-менеджеров из фирмы Юрия Михайловича. Для фирмы "СОК" в этом новом государстве были интересны те проекты, которые были связаны либо с ремонтом автомобильных дорог, либо со строительством аэропорта, либо с ремонтом

Известно, что Качмазов Юрий Михайлович, розыск которого продолжается и в настоящее время, даже задумывал построить себе большой дом в Южной Осетии, так как его отец был выходцем из этой страны. Но свою деятельность фирма Качмазова так в Южной Осетии и не развернула, так как этого не допустили московские власти.

Состояние бизнесмена Качмазова

В 2007 году Качмазов Юрий Михайлович, дети которого известны общественности, но не появляются на публике, в рейтинге российского журнала "Форбс" занял девяносто третье место, так как на тот момент он имел состояние, оценивающееся в семьсот миллионов долларов. В 2010 году" по оценке уже другого журнала - "Финанс", занял сто двадцать шестое место в рейтинге самых богатых бизнесменов России. Состояние Юрия Михайловича на тот момент составляло 26,5 миллиардов рублей.

Кроме этого, Качмазов Юрий Михайлович, дочь которого избегает любого общения с прессой, в 2009 году владел и большим количеством активов, среди которых были доли в "Волгомосте", "Мост-Ивесте", "Осваре", "Самарских автомобилях" и других компаниях, которые приносили существенный доход. В 2009-2010 гг. успешному бизнесмену принадлежал лишь только один процент акций "АвтоВАЗа".

Но вскоре поспешно Юрий Михайлович начинает избавляться от всех своих активов. Постепенно были проданы доходные активы "ИжАвто", "Пластик" и другие. А в 2001 году бизнесмен Качмазов продает даже свой самый крупнейший актив компании "Волгомост".

Но в эти годы коммерсант Юрий Качмазов избавлялся не только от активов различных компаний, но и от личного имущества. Прежде всего, он продал свою роскошную яхту, которая стала знаменитой из-за своей длины. Длина ее составляла тридцать восемь метров. Роскошная яхта "Смайл" была построена в 2004 году самой известной компанией, которая занимается строительством таких яхт. Ширина ее - 6,8 метров. Дизайн этого судна был специально разработан голливудскими специалистами. "Смайл" поражал всех гостей роскошью как в отделке, так и в интерьере. Вся мебель на этой яхте и все аксессуары изготовлены итальянскими мастерами.

Был продан со временем Юрием Михайловичем и многочисленный автопарк. В 2010 году коммерсант Юрий Качмазов продал и свою роскошную виллу, которая находится в окрестностях города Самары. Здание виллы было полностью остеклено, имела она огромную внутреннюю стоянку. На территории виллы есть даже собственная газовая котельная.

Следствие

В начале декабря 2005 года в офисе компании "СОК", который находился в столице, была проведена выемка документов. Причиной этого послужили два уголовных дела, которые были возбуждены в процессе проверки на "АвтоВАЗе". Первое уголовное дело было возбуждено по факту хищения денег. Второе уголовное дело было заведено в связи с тем, что "АвтоВАЗом" вовремя не были уплачены налоги, и этот долг достиг уже 230 миллионов рублей.

Все эти уголовные дела привели к тому, что бизнесмен Качмазов отказался от своих активов в "АвтоВАЗе". Вытеснение компании "СОК" привело к тому, что она потеряла свои успешные и доходные позиции и в Поволжье. В 2009 году Сергей Степашин, председатель Счетной палаты, предложил проверить и законность продажи 75 процентов акций компании "ИжАвто" фирме "СОК". В результате такого разбирательства завод остановился, и долги его вскоре достигли 300 миллионов рублей.

Когда же стало известно о новой сделке, то выяснилось, что все-таки контрольный пакет акций данного завода был заложен в Сбербанке. Герман Геф, глава банка, сделал все необходимое для того, чтобы привлечь виновных к ответу. Сбербанк обратился в генеральную прокуратуру в 2010 году. После этого сразу же было заведено уголовное дело по факту преднамеренного банкротства компании "ИжАвто". Следственный комитет вскоре объявил главу фирмы "СОК" в преднамеренном банкротстве и в выводе активов, общая сумма которых составила 6,7 миллиардов рублей.

В 2010 году Юрий Качмазов покинул Россию, а уже в феврале следующего года он был объявлен в федеральный розыск. В апреле 2011 года коммерсант Качмазов был объявлен и в международный розыск. Суд все-таки состоялся, и его осудили заочно.

Политическая карьера

Успешный коммерсант Юрий Качмазов активно участвовал и в политике. В 2006 году он как представитель компании "СОК" подписал трехсторонне соглашение между известной партией "Единая Россия" и правительством Самарской области о реализации образовательного проекта. Юрий Михайлович оказывал активную поддержку и в выборах мэров Сызрани и Самары.

Семья

Юрий Качмазов женат на Илоне Качмазовой, которая до 2001 года являлась президентом благотворительного фонда компании, которой руководил ее муж. В этом браке родилось четверо детей. А в 2010 году вся семья покинула Россию.