Протокол проведения переговоров в строительстве. О проведении повторной процедуры переговоров по выбору подрядчика и инженерной организации

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Алгоритм действий при проведении переговоров в строительстве

С 1 января 2017 г. закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов регулируются нормами:

* Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее - Указ № 380);

* Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение № 88).

Закупки работ, услуг при строительстве, в том числе возведении, реконструкции, ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе объектов, осуществляются с учетом требований Указа № 380 путем проведения подрядных торгов либо переговоров, если иное не установлено Указом № 380 (подп.1.1 п.1 Указа № 380).

Закупки товаров при строительстве осуществляются с учетом требований Указа № 380 путем проведения торгов на закупку товаров при строительстве, переговоров либо биржевых торгов, проводимых в соответствии с законодательством о товарных биржах, за исключением централизованных государственных закупок медицинских изделий, проводимых в порядке, определенном законодательством о государственных закупках (подп.1.2 п.1 Указа № 380).

Таким образом, для сферы строительства установлено четыре вида процедур:

* подрядные торги;

* торги на закупку товаров при строительстве;

* биржевые торги;

* переговоры.

Общая характеристика переговоров

Переговоры - форма размещения заказов на строительство объектов, закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве объектов, предусматривающая определение подрядчика, исполнителя или поставщика, предложение которого удовлетворяет требованиям и условиям, изложенным в документации для переговоров (абзац 15 п.2 Положения № 88).

Участники процедуры переговоров:

* организатор переговоров: инвестор, застройщик, заказчик, подрядчик либо инженер (инженерная организация), осуществляющий (осуществляющая) размещение соответствующего заказа на переговорах;

* собственно участник (участники): лицо, принимающее участие в переговорах на строительство объектов, закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) и представившее свои предквалификационные документы (при необходимости, если проводится предварительный квалификационный отбор) и (или) предложение для переговоров по предмету заказа.

* оператор официального сайта информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в сети Интернет (информационная система «Тендеры»), если организатор переговоров при необходимости размещает извещение о проведении переговоров в информационной системе «Тендеры».

Случаи проведения переговоров:

а) когда проведение подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве, биржевых торгов не является обязательным (подп.1.6, 1.7 п.1 Указа № 380);

б) когда закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств заказчиков, за исключением средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, осуществляются по выбору заказчика путем проведения подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве), биржевых торгов, переговоров, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (п.72 Положения № 88);

в) если проведение подрядных торгов (торгов на закупку товаров при строительстве, переговоров), биржевых торгов при размещении заказов, необходимых для строительства объектов, не является обязательным, инвестор, застройщик, заказчик, подрядчик, инженер (инженерная организация) вправе назначить и провести их (п.8 Положения № 88).

При проведении переговоров для предоставления преимущества при сравнении применяется преференциальная поправка в виде уменьшения цены предложения в размере:

* 15 % - в случае предложения участником товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

* 25 % - в случае предложения участником товаров собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности работников (часть первая п.9 Положения № 88).

Формы документов

Формы протоколов заседания конкурсной комиссии и приглашения, приведенные в приложениях к Положению № 88, касаются подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве.

Формы документов, утвержденные в приложениях к Положению № 88, являются примерными. Прямой нормы, обязывающей использовать данные формы документов для переговоров, не установлено. Однако автор полагает, что в части, не противоречащей императивным нормам, указанные формы могут быть использованы и для переговоров (к примеру, если организатором проводится предварительный квалификационный отбор).

заказ договор обжалование защита

Алгоритм проведения переговоров

Принятие организатором решения (приказ, распоряжение или другой документ) о размещении соответствующего заказа на основе переговоров, дате проведения переговоров, порядке извещения участника (участников) об их проведении

Формирование организатором комиссии (назначение ответственного лица за проведение переговоров)

Разработка организатором документации для переговоров, проекта соответствующего договора и при необходимости документации для предварительного квалификационного отбора участников

Определение перечня приглашаемых участников, направление им приглашения для участия в переговорах и (или) размещение извещения о проведении переговоров

Представление участникам документации для переговоров, которая утверждается руководителем организатора переговоров, и при необходимости документации для предварительного квалификационного отбора участников

Организация и проведение переговоров

Оценка представленных участниками предложений для переговоров и принятие решения о результатах проведения переговоров

Оформление по результатам проведения переговоров протокола и извещение участников в письменной форме о результатах их проведения

Заключение соответствующего договора по результатам проведения переговоров

Шаг 1. Принятие организатором решения (приказ, распоряжение или другой документ) о размещении соответствующего заказа на основе переговоров, дате проведения переговоров, порядке извещения участника (участников) об их проведении

Условия для принятия решения о проведении переговоров - это наличие документов, состав которых зависит от предмета размещаемого заказа. Законодатель включил в Положение № 88 отсылочную норму о том, что организатором переговоров принимается решение о проведении переговоров при наличии у него:

1) документов, установленных соответственно:

В части первой п.25 Положения № 88 (выполнение работ при строительстве объектов, за исключением строительства объектов «под ключ»);

В части первой п.45 Положения № 88 (выполнение предпроектных, проектных и изыскательских работ);

В частях первой и второй п.48 Положения № 88 (для закупки товаров при строительстве, за исключением результатов исследования конъюнктуры рынка);

В п.54 Положения № 88 (выбор субподрядных организаций);

В п.58 Положения № 88 (оказание инженерных услуг), или

2) технического задания на закупку товаров (работ, услуг), согласно которому дается обоснование размещения заказа, если в соответствии с законодательством разработка предпроектной (предынвестиционной), проектной документации не является обязательной (п.64 Положения № 88).

Требование к техническому заданию: должно содержать информацию о наименовании, перечне, количестве (объеме) выполняемых работ, оказываемых услуг, поставляемых товаров; о требуемых технических, технологических, конструктивных или других потребительских показателях и характеристиках работ, услуг и товаров, связанных с определением соответствия работ, услуг и товаров потребностям организатора переговоров.

Согласование технического задания проводится с республиканским органом государственного управления или иной государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь, в подчинении которых находятся (в состав (систему) которых входят) застройщик, заказчик либо которые осуществляют управление принадлежащими Республике Беларусь акциями (долями в уставных фондах) застройщика, заказчика, а при отсутствии такого республиканского органа или государственной организации - с областными и Минским городским исполнительными комитетами (по месту размещения объекта), при закупке товаров, не производимых в Республике Беларусь, при строительстве объектов, в том числе жилых домов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также государственных целевых бюджетных фондов и государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов.

Шаг 2. Формирование организатором комиссии (назначение ответственного лица за проведение переговоров)

Организатором создается конкурсная комиссия (назначается ответственное лицо за проведение переговоров) с определением ее (его) полномочий.

Шаг 3. Разработка организатором документации для переговоров, проекта соответствующего договора и при необходимости документации для предварительного квалификационного отбора участников

Предварительный квалификационный отбор участников не является обязательным в переговорах, но может быть осуществлен по инициативе организатора. Дальнейшее участие в переговорах принимают только участники, отобранные по результатам предварительного квалификационного отбора. Порядок проведения предварительного квалификационного отбора регулируется правилами, установленными в главе 3 Положения № 88.

Действия организатора при проведении предварительного квалификационного отбора:

1) подготовка и утверждение документации для предварительного квалификационного отбора участников, которая должна содержать информацию:

О наименовании организатора переговоров, его месте нахождения, банковских реквизитах, контактных телефонах и адресе электронной почты;

Наименовании предмета заказа;

Сроках и порядке проведения предварительного квалификационного отбора участников;

Перечне показателей, учитываемых в ходе предварительного квалификационного отбора участников, а также о критериях и методике оценки квалификационных данных участников для их дальнейшего допуска к участию в переговорах.

Сроке действия предквалификационных документов;

2) приглашение участников, подавших заявку на участие в переговорах, на предварительный квалификационный отбор и регистрация таких участников;

3) представление участникам в электронной форме документации для предварительного квалификационного отбора;

4) рассмотрение поступивших от участников предквалификационных документов, их анализ и обобщение, а также вынесение решения о дальнейшем участии участника в переговорах.

Конкурсная комиссия после истечения срока для представления предквалификационных документов:

1) проводит заседание, на котором открываются предквалификационные документы (открываются предквалификационные документы, представленные в форме электронного документа на электронном носителе информации), где могут присутствовать участники;

2) при вскрытии конвертов с предквалификационными документами, представленными в электронном виде (на электронном носителе информации с невозможностью модифицирования информации), проверяет наличие всех документов, установленных для предварительного квалификационного отбора участников, и оглашается наименование и место нахождения каждого участника;

3) составляет протокол заседания конкурсной комиссии по открытию предквалификационных документов (приложение 1 к Положению № 88);

4) изучает предквалификационные документы участников. Срок - не более 5 рабочих дней со дня вскрытия конвертов, но он может быть продлен в отдельных случаях с согласия организатора, но не более чем на 5 рабочих дней;

5) проводит оценку квалификационных данных участников с учетом критериев, установленных организатором, и методики их оценки.

По результатам проведения предварительного квалификационного отбора участников оформляется протокол заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников (приложение 2 к Положению № 88). Если у члена конкурсной комиссии имеется особое мнение, то оно излагается в этом протоколе. Протокол заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников подписывается председателем и членами конкурсной комиссии и представляется организатору переговоров для утверждения. Организатор переговоров утверждает данный протокол в течение 1 рабочего дня со дня его представления.

Извещение участников: организатор переговоров извещает участников о результатах проведения предварительного квалификационного отбора в письменной и (или) в электронной форме в течение 3 рабочих дней со дня утверждения протокола заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников. Участнику, не прошедшему предварительный квалификационный отбор, дается мотивированный отказ в дальнейшем участии в переговорах и возвращается его предложение для переговоров нераспечатанным.

Также, по мнению автора, возможно применение части одиннадцатой п.36 Положения № 88 в случае, если организатор переговоров обнаружит, что участником представлена недостоверная информация, - участник отстраняется от участия в предварительном квалификационном отборе или переговорах в любой момент до заключения договора.

Шаг 4. Определение перечня приглашаемых участников, направление им приглашения для участия в переговорах и (или) размещение извещения о проведении переговоров

Организатор переговоров обязан направить участникам приглашение на участие в переговорах не позднее чем за 3 рабочих дня до их проведения. Организатор переговоров при необходимости размещает извещение о проведении переговоров в информационной системе «Тендеры» и (или) публикует его в любых средствах массовой информации (п.66 Положения № 88).

Исходя из абзаца 4 п.63 Положения № 88, организатор определяет перечень приглашаемых участников и направляет им приглашения для участия в переговорах, а также при необходимости он размещает извещение о проведении переговоров и (или) публикует его в любых средствах массовой информации.

Приглашение должно содержать информацию:

* о способе проведения переговоров (с предварительным квалификационным отбором участников или без такого отбора, с проведением процедуры улучшения предложения для переговоров или без проведения данной процедуры);

* наименовании организатора переговоров, его месте нахождения, банковских реквизитах, контактных телефонах, адресе электронной почты, фамилии, имени и отчестве (если таковое имеется) ответственного лица, его контактных телефонах и факсе;

* предмете заказа, цене и сроках выполнения заказа;

* порядке получения документации для переговоров;

* форме, размере и сроке предоставления обеспечения предложений (при необходимости);

* дате и времени начала подачи предложений для переговоров, дате и времени окончания их подачи, месте и порядке подачи участниками указанных предложений;

* месте, дате и времени проведения процедуры вскрытия конвертов с предложениями для переговоров (открытия предложений для переговоров, представленных в форме электронного документа на электронном носителе информации);

* дате и месте проведения предварительного квалификационного отбора участников (при необходимости);

* дате и месте проведения переговоров и подведения их итогов;

* совокупности критериев, указанных в документации для переговоров, в соответствии с которыми определяется победитель переговоров;

* сроках заключения соответствующего договора;

* форме, размере и сроке предоставления обеспечения исполнения договора (при необходимости), а также об иных необходимых данных со ссылкой на представление в документации для переговоров более подробных условий для их проведения (часть первая п.67 Положения № 88).

Шаг 5. Представление участникам документации для переговоров, которая утверждается руководителем организатора переговоров, и при необходимости документации для предварительного квалификационного отбора участников

Требования к документации для переговоров:

Требования к предмету заказа и их участникам;

Сведения о предпроектной (предынвестиционной) документации (проектной, в том числе сметной, документации) (если обязательность ее разработки предусмотрена нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами) и порядок ознакомления с ней или техническое задание на закупку товаров (работ, услуг), если в соответствии с законодательством разработка предпроектной (предынвестиционной), проектной документации не является обязательной;

Требования к сроку выполнения заказа;

Цену заказа, применяемую в качестве стартовой, с возможностью внесения предложений по ее изменению, в том числе валюту цены заказа и валюту расчетов, порядок учета цены расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей;

Условия платежей по договору, в том числе порядок и условия открытия аккредитива, если используется аккредитивная форма оплаты;

Проект соответствующего договора.

Требования к участникам о представлении документов об их экономическом и финансовом положении на 1-е число месяца, предшествующего месяцу подачи предложения для переговоров;

Требования к системе контроля качества закупаемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг);

Требования к наличию в случаях, установленных законодательством, декларации о соответствии или сертификата соответствия товаров (работ, услуг) и иные требования, устанавливаемые организатором переговоров с учетом особенностей предмета заказа;

Требования к содержанию, форме (в письменной форме на бумажном носителе в отдельном конверте и (или) в форме электронного документа на электронном носителе информации) и оформлению предложений для переговоров;

Порядок и срок отзыва предложений для переговоров, а также порядок внесения изменений в такие предложения;

Порядок и срок представления разъяснений положений документации для переговоров;

Порядок, место и срок подачи предложений для переговоров, а также предквалификационных документов (при необходимости);

Место, дату и время, порядок вскрытия конвертов с предложениями для переговоров в письменной форме на бумажном носителе (открытия предложений для переговоров, представленных в форме электронного документа на электронном носителе информации), а также открытия предквалификационных документов, представленных в электронном виде (на электронном носителе информации с невозможностью модифицирования информации) (при необходимости);

Право организатора переговоров на запрос у участников разъяснений их предложений;

Порядок и предполагаемые сроки проведения переговоров, а также предварительного квалификационного отбора участников (при необходимости);

Требования к участнику, в соответствии с которыми переговоры могут проводиться его уполномоченным лицом, и требования к документу, подтверждающему такие полномочия (доверенность или иной документ), который представляется перед началом проведения переговоров;

Критерии оценки победителя переговоров, их значимость и порядок определения такого победителя;

Право организатора переговоров на проведение процедуры улучшения предложения для переговоров, а также порядок проведения такой процедуры.

Срок, в течение которого победитель должен подписать проект соответствующего договора либо совершить иные действия, предусмотренные в документации для переговоров, для его подписания (п.68 Положения № 88);

2) язык: русский или белорусский. Документация для переговоров может быть дополнительно составлена на английском языке. В этом случае преимущество будет иметь версия, изложенная на русском или белорусском языке.

3) форма: представляется в печатной форме или форме электронного документа;

4) срок представления: не позднее 2 рабочих дней со дня письменного обращения участника (п.71 Положения № 88).

Шаг 6. Организация и проведение переговоров

Переговоры проводятся организатором переговоров с привлечением при необходимости экспертов и уполномоченных представителей заказчика (п.74 Положения № 88).

Виды переговоров:

1) индивидуальные - проводятся организатором с каждым участником индивидуально.

Особенности:

* необходимость обеспечения конфиденциального характера переговоров между организатором и участником;

* неразглашение ни одной из сторон переговоров третьим лицам технической, ценовой или иной информации, относящейся к переговорам, без согласия другой стороны;

* выбор в процессе переговоров основного или альтернативного предложения участника в случае, если переговоры проводятся с правом подачи участниками альтернативных предложений;

2) в общем порядке - предложения для переговоров рассматриваются организатором.

Шаг 7. Оценка представленных участниками предложений для переговоров и принятие решения о результатах проведения переговоров

Участник представляет свои предложения для переговоров в соответствии с требованиями, определенными в приглашении на участие в переговорах и документации для переговоров (п.75 Положения № 88).

Шаг 8. Оформление по результатам проведения переговоров протокола и извещение участников в письменной форме о результатах их проведения

Протокол утверждается руководителем организатора переговоров в течение 3 дней после их проведения.

В случае выбора победителем переговоров участника, цена товаров (работ, услуг) которого отличается от минимально предложенной цены на переговорах, такой выбор должен сопровождаться соответствующим обоснованием (п.76 Положения № 88).

Шаг 9. Заключение соответствующего договора по результатам проведения переговоров

Договор заключается по результатам проведения переговоров не позднее 10 календарных дней после завершения размещения заказа и утверждения протокола о проведении переговоров (абзац 3 части первой п.79 Положения № 88).

Исполнение обязательств по договору может обеспечиваться путем предоставления банковской гарантии, поручительства, перечисления организатору подрядных торгов (торгов, переговоров) денежных средств, а также иными способами в соответствии с законодательством. В случае если в конкурсной документации предусмотрено обеспечение исполнения обязательств по договору, договор заключается после предоставления участником, признанным победителем подрядных торгов (торгов, переговоров), обеспечения исполнения обязательств по договору в соответствии с Положением № 88.

В заключаемый договор включаются существенные условия, сформированные по результатам проведения подрядных торгов (торгов, переговоров).

При заключении договора в него могут быть внесены по взаимному согласию сторон отдельные условия, которые не были предметом рассмотрения на подрядных торгах (торгах, переговорах), но не изменяющие их существенных условий (п.80 Положения № 88).

Документация для переговоров, предложение победителя переговоров, протокол о результатах проведения переговоров приобщаются в качестве приложений к договору и являются его неотъемлемой частью.

Изменение требований к предмету заказа и (или) условиям договора

Организатор вправе в ходе переговоров изменить ранее установленные требования к предмету заказа и (или) условиям договора.

Для этого необходимо такие изменения согласовать и утвердить в порядке, определенном для согласования и утверждения документации для переговоров, и довести участникам переговоров в срок не позднее 2 рабочих дней с момента их утверждения организатором переговоров.

Наряду с этим действует норма, позволяющая в ходе процедуры закупки товаров (работ, услуг) при строительстве изменить объем (количество) закупки товаров (работ, услуг), но не более чем на 10 %, если это предусмотрено условиями проведения процедуры закупки (п.91 Положения № 88).

Централизация в переговорах

Допускается централизация в переговорах: организатором переговоров могут размещаться заказы на закупку однородных товаров (выполнение однородных работ, оказание однородных услуг) при строительстве объектов в централизованном порядке для нескольких строящихся объектов.

В этом случае в документации для переговоров указываются однородные товары (работы, услуги), необходимые для строительства каждого объекта.

Организатор переговоров вправе проводить переговоры одновременно по нескольким лотам.

Обжалование и защита прав

Споры, связанные с организацией и проведением переговоров, разрешаются в соответствии с главой 13 Положения № 88, в частности:

1) в случае возникновения споров до подведения результатов переговоров участник вправе обратиться с жалобой в письменной форме в конкурсную комиссию организатора (если для проведения переговоров она создана) (часть первая п.84);

2) если спорные вопросы возникли до заключения договора по результатам проведения переговоров, жалоба на решение конкурсной комиссии о выборе победителя представляется организатору переговоров в течение 5 календарных дней со дня получения участником письменного сообщения о результатах проведения переговоров (часть первая п.85);

3) в случаях, установленных законодательством, участники вправе обратиться с жалобой в Межведомственную комиссию по проведению процедур закупок при строительстве (часть пятая п.85).

4) после заключения договора по результатам проведения переговоров дальнейшее рассмотрение спорных вопросов осуществляется в соответствии с законодательством, в частности путем обращения за судебной защитой прав (п.86).

Размещено на Allbest.ur

...

Подобные документы

    Понятие сертификации в строительстве. Нормативно-правовая база требований к строительной продукции, порядок проведения ее сертификации, органы, ее осуществляющие. Требования и порядок аккредитации органов, проводящих сертификацию строительной продукции.

    реферат , добавлен 21.09.2012

    Организация и проведение работ по подготовке технических свидетельств о пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве; нормативно-правова база; органы, осуществляющие сертификацию, порядок ее проведения.

    реферат , добавлен 15.04.2013

    История подрядных отношений в строительстве. Понятие договора строительного подряда. Права и обязанности сторон по договору строительного подряда. Особенности подрядных отношений в строительстве. Техническая документация и смета. Сдача и приемка работ.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2011

    Надзорные органы России в строительстве. Порядок получения разрешения на строительство. Порядок сдачи объектов в эксплуатацию. Проектно-технологическая документация в строительстве. Организационно-технические мероприятия по безопасности строительства.

    отчет по практике , добавлен 04.07.2015

    Определение роли аукционов рынка строительных работ, услуг на современном этапе. Организационно-экономический механизм проведения аукционов в строительстве, Расчёт договорной цены (на примере строительства главного напорного самотечного коллектора).

    дипломная работа , добавлен 28.12.2012

    Фазы жизненного цикла проекта в строительстве. Порядок приемки и ввода объекта, законченного строительством. Порядок государственной регистрации объектов недвижимости. Алгоритм процедуры приемки и ввода в эксплуатацию объекта завершенного строительства.

    реферат , добавлен 24.06.2015

    Формы оперативного управления строительным производством. Индустриализация, углубление специализации и рост темпов строительства. Функции диспетчерской службы, эффективность применения диспетчеризации в строительстве. Аварийно-диспетчерское обслуживание.

    реферат , добавлен 14.11.2009

    Состав и структура, основные элементы государственных элементных сметных норм, порядок и этапы их разработки, сферы практического применения. Разновидности и значение сметных нормативов. Система ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

    реферат , добавлен 14.05.2011

    Порядок создания служб заказчика. Права и обязанности персонала. Осуществление технадзора за строительством. Задачи нефтепромысловых служб в осуществлении контроля в строительстве и ответственность сторон за качество работ. Порядок заключения договоров.

    реферат , добавлен 24.02.2015

    Типы размеров объемно-планировочных и конструктивных элементов зданий: номинальные модульные, конструктивные, натурные, их характеристика, условия использования в чертежах. Единая модульная система в строительстве. Простейшие конструкции деревянных ферм.

О проведении повторной процедуры переговоров по выбору подрядчика и инженерной организации

В соответствии с пунктами 1.1, 1.4 (абзац 3) Указа Президента Республики Беларусь от 01.01.01 года № 000 и во исполнение главы № 11 «Организация проведения переговоров» Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.01.01 года № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов», в части выбора подрядной организации для производства работ по объекту «Тепловая модернизация фасадов общежития № 1 по ул. Я. Коласа, 28 в г. Минске» 3-я очередь, а также в соответствии с Постановлениями Совета Министров от 2014 года № 4 и от 01.01.01 года № 000, в части выбора инженерной организации для оказания отдельных видов инженерных услуг в строительстве по этому же объекту

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Провести повторно процедуры переговоров:

1.1 по выбору подрядной организации на по текущему ремонту по объекту «Тепловая модернизация фасадов общежития № 1 по ул. Я. Коласа, 28 в г. Минске» 3-я очередь;

1.2 по выбору инженерной организации для оказания инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью с осуществлением функций технического надзора при строительстве по объекту «Тепловая модернизация фасадов общежития № 1 по ул. Я. Коласа, 28 в г. Минске» 3-я очередь;

2. Утвердить по проведению процедур переговоров, указанных в пункте 1 данного приказа согласно приложениям 1 и 2.

3. Поручить проведение процедуры переговоров постоянно действующей конкурсной комиссии по проведению переговоров, созданную университета.

4. Определить порядок работы комиссии, включая функциональные обязанности каждого ее члена, в соответствии с Положением о конкурсной комиссии по проведению переговоров и регламентом конкурсной комиссии по проведению переговоров, утвержденных приказом ректора университета.

5. Установить, что при необходимости конкурсная комиссия может привлекать к работе в составе комиссии или экспертной группы других сотрудников университета.

6. Контроль за выполнением данного приказа возложить на проректора по экономике и строительству

Ректор университета

Проректор

И. о. проректора

Начальник юридического отдела

Приложение 1

__________№________

мероприятий по выбору подрядной организации на выполнение работ по текущему ремонту по объекту «Тепловая модернизация фасадов общежития № 1 по ул. Я. Коласа, 28 в г. Минске» 3-я очередь


Проректор

И. о. проректора

Приложение 2

к приказу ректора университета

___________№________

мероприятий по выбору инженерной организации для оказания инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью с осуществлением функций технического надзора при строительстве по объекту «Тепловая модернизация фасадов общежития № 1 по ул. Я. Коласа, 28 в г. Минске» 3-я очередь


Проректор

ВОПРОС :

Заказчик (коммерческая организация без доли государства в уставном фонде) силами подрядных организаций строит объект для собственных нужд за счет собственных средств. Строительство объекта ведется не «под ключ». Обязан ли заказчик проводить процедуры переговоров по выбору подрядчика и поставщиков материалов?

ОТВЕТ :

На сегодняшний день порядок закупок товаров, работ и услуг при строительстве регулируются двумя нормативными актами: Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 №591 «О проведении процедур закупок при строительстве» и Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 №88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов».

Указ №591 устанавливает, что закупки работ, услуг и товаров при строительстве производятся путем проведения торгов либо переговоров. Каких-либо исключений из этого правила Указ №591 не содержит.

В силу норм подп.7-1-2 п.7-1 Положения №88 в случаях, когда проведение подрядных торгов (торгов) не является обязательным, по выбору заказчика проводятся подрядные торги (торги) или переговоры при размещении заказов, финансируемых за счет иных источников (в которые входит и финансирование за счет собственных средств заказчика), на:

  • оказание инженерных услуг стоимостью менее 3 тыс. базовых величин, закупку товаров стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин, необходимых для строительства объектов стоимостью 100 тыс. базовых величин и более;
  • строительство объектов стоимостью менее 100 тыс. базовых величин, в том числе на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами, выполнение проектных и изыскательских работ, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ, оказание инженерных услуг, а также на закупку товаров, необходимых для строительства этих объектов.

ВЫВОД :

В данной ситуации с заказчика не снимается обязанность провести процедуру закупки. Поскольку при размещении коммерческой организацией заказа на закупку товаров, работ, услуг для объекта строительства, финансируемого за счет собственных средств, законодательством не установлена обязательность проведения торгов, то в этом случае заказчик может провести процедуру переговоров.

Непроведение процедуры закупки или проведение ее с нарушением влечет административную ответственность в виде штрафов (ст.21.17, 23.83 КоАП). В некоторых случаях нарушение действующего в Республике Беларусь порядка проведения закупок может повлечь уголовную ответственность.

Как известно, закупки работ, услуг, а также товаров в сфере строительства регулируются Положением о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов (с изменениями и дополнениями; далее - Положение о торгах), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 марта 2005 г. № 235 «Об утверждении положений о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов и о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов». Для осуществления таких закупок Положение о торгах предусматривает две процедуры размещения заказов: подрядные торги и переговоры.

Несмотря на то, что указанные процедуры применяются уже давно, у субъектов хозяйствования по-прежнему возникают вопросы о порядке их проведения. В данной статье мы рассмотрим примерный порядок проведения процедуры переговоров.

Решение заказчика о выборе процедуры переговоров для размещения заказа в первую очередь должно основываться на двух факторах - стоимость заказа и источник финансирования.

Выбор процедуры переговоров при финансировании заказа за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь (далее - бюджетные средства) регулируется нормой ч. 1 п. 10 Положения о торгах.

В соответствии с данной нормой переговоры проводятся для размещения заказов на строительство за счет бюджетных средств объектов стоимостью менее 3000 базовых величин, а также на выполнение работ, услуг и приобретение товаров, необходимых для строительства этих объектов. Кроме того, при строительстве за счет бюджетных средств объектов стоимостью 3000 базовых величин и более процедура переговоров применяется для размещения заказов на оказание инженерных услуг, поставку строительных материалов, изделий, конструкций, инвентаря и оборудования стоимостью каждого их вида менее 3000 базовых величин.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 8 (74), август 2009 г. Воспроизведение возможно только с

Переговоры.

3) в случаях:

Прозрачность процедуры,

Организации, основной вид деятельности которых является производство и реализация продукции, для выполнения текущего или капитального ремонта имеющихся у них на балансе зданий и сооружений нанимают подрядчиков. При этом очень часто встает вопрос как сделать ремонт не нарушив действующего законодательство.

Порядок организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов установлен Положением, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 №88. Необходимо отметить, что указанное Положение не распространяется на закупки при строительстве с привлечением бюджетных средств (на государственные закупки).

Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов (далее – Положение) предусмотрены следующие виды закупок:

Подрядные торги (при выборе подрядчика);

Торги (при закупке материалов);

Переговоры.

Подрядные торги (торги) проводятся в случаях прямо предусмотренных действующим законодательством. В частности Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве», пунктом 7 Положения.

В случаях, когда проведение подрядных торгов (торгов) не является обязательным проводится процедура переговоров.

Процедура переговоров проводится:

1) при размещении заказов, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов (полностью или частично), в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов, на:

Оказание инженерных услуг стоимостью менее 3 тыс. базовых величин, закупку товаров стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин, необходимых для строительства объектов стоимостью 6 тыс. базовых величин и более;

Строительство объектов стоимостью менее 6 тыс. базовых величин, в том числе на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами, выполнение проектных и изыскательских работ, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ, оказание инженерных услуг, а также на закупку товаров, необходимых для строительства этих объектов;

2) при размещении заказов, финансируемых за счет иных источников, в том числе средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, на:

Оказание инженерных услуг стоимостью менее 3 тыс. базовых величин, закупку товаров стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин, необходимых для строительства объектов стоимостью 100 тыс. базовых величин и более;

Строительство объектов стоимостью менее 100 тыс. базовых величин, в том числе на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами, выполнение проектных и изыскательских работ, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ, оказание инженерных услуг, а также на закупку товаров, необходимых для строительства этих объектов;

3) в случаях:

Заключения договоров субподряда генеральным подрядчиком для выполнения отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству объектов;

Если подрядные торги (торги), проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора;

Заключения договоров о выполнении работ по текущему ремонту.

В соответствии с Положением переговоры - форма размещения заказов на строительство объектов, закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве объектов, предусматривающая определение подрядчика, исполнителя или поставщика, предложение которого удовлетворяет требованиям и условиям, изложенным в документации для переговоров;

документация для переговоров - комплект документов, содержащих исходную информацию о технических, коммерческих, организационных и иных характеристиках предмета заказа, а также об условиях и процедуре проведения переговоров.

До проведения процедуры переговоров издается приказ, распоряжение или другой документ о размещении соответствующего заказа на основе переговоров, дате их проведения, порядке извещения участника (участников) о проведении переговоров, создании конкурсной комиссии (назначении ответственного лица за проведение переговоров) с определением ее (его) полномочий.

Комиссия или ответственное за процедуру переговоров лицо:

Разрабатывает документацию для переговоров, проект соответствующего договора и при необходимости документацию для предварительного квалификационного отбора участников;

Определяет перечень приглашаемых участников, направляет им приглашения для участия в переговорах, а также при необходимости размещает извещение о проведении переговоров и (или) публикует его в любых средствах массовой информации. При отсутствии конкуренции на рынке товаров конкурсная комиссия (ответственное лицо за проведение переговоров) должна (должно) представлять руководителю организатора переговоров письменное обоснование, устанавливающее причину направления приглашения одному поставщику;

Представляет участникам документацию для переговоров и при необходимости документацию для предварительного квалификационного отбора участников;

Организует и проводит переговоры;

Оценивает представленные участниками предложения для переговоров и принимает решение о результатах проведения переговоров;

Оформляет по результатам проведения переговоров протокол и извещает участников в письменной и (или) в электронной форме о результатах их проведения;

Заключает соответствующий договор по результатам проведения переговоров;

Осуществляет при необходимости другие функции, связанные с организацией и проведением переговоров.

Документация для переговоров должна содержать:

требования к предмету заказа и их участникам;

сведения о предпроектной (предынвестиционной) документации (проектной, в том числе сметной, документации) (если обязательность ее разработки предусмотрена нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами) и порядок ознакомления с ней или техническое задание на закупку товаров (работ, услуг), если в соответствии с законодательством разработка предпроектной (предынвестиционной), проектной документации не является обязательной;

требования к сроку выполнения заказа;

цену заказа, применяемую в качестве стартовой, с возможностью внесения предложений по ее изменению, в том числе валюту цены заказа и валюту расчетов, порядок учета цены расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей;

условия платежей по договору, в том числе порядок и условия открытия аккредитива, если используется аккредитивная форма оплаты;

проект соответствующего договора;

требования к участникам о представлении документов об их экономическом и финансовом положении на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи предложения для переговоров;

требования к системе контроля качества закупаемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг);

требования к наличию в случаях, установленных законодательством, декларации о соответствии или сертификата соответствия товаров (работ, услуг) и иные требования, устанавливаемые организатором переговоров с учетом особенностей предмета заказа;

требования к содержанию, форме (в письменной форме на бумажном носителе в отдельном конверте и (или) в форме электронного документа на электронном носителе информации) и оформлению предложений для переговоров;

порядок и срок отзыва предложений для переговоров, а также порядок внесения изменений в такие предложения;

порядок и срок представления разъяснений положений документации для переговоров;

порядок, место и срок подачи предложений для переговоров, а также предквалификационных документов (при необходимости);

место, дату и время, порядок вскрытия конвертов с предложениями для переговоров в письменной форме на бумажном носителе (открытия предложений для переговоров, представленных в форме электронного документа на электронном носителе информации), а также вскрытия конвертов с предквалификационными документами в письменной форме на бумажном носителе (открытия предквалификационных документов, представленных в форме электронного документа на электронном носителе информации) (при необходимости);

право организатора переговоров на запрос у участников разъяснений их предложений;

порядок и предполагаемые сроки проведения переговоров, а также предварительного квалификационного отбора участников (при необходимости);

требования к участнику, в соответствии с которыми переговоры могут проводиться его уполномоченным лицом, и требования к документу, подтверждающему такие полномочия (доверенность или иной документ), который представляется перед началом проведения переговоров;

критерии оценки победителя переговоров, их значимость и порядок определения такого победителя;

право организатора переговоров на проведение процедуры снижения цены заказа, а также порядок проведения такой процедуры;

срок, в течение которого победитель должен подписать проект соответствующего договора либо совершить иные действия, предусмотренные в документации для переговоров, для его подписания.

Документация для переговоров утверждается руководителем организатора переговоров.

Организатор переговоров обязан направить участникам приглашение на участие в переговорах не позднее чем за 3 рабочих дня до их проведения. Организатор переговоров при необходимости размещает извещение о проведении переговоров в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в глобальной компьютерной сети Интернет и (или) публикует его в любых средствах массовой информации.

Организатор переговоров может провести переговоры с каждым участником индивидуально или рассматривать предложения для переговоров на заседании конкурсной комиссии.

Дополнительным элементом переговоров является процедура снижения цены заказа, которая заключается в повышении предпочтительности предложений путем добровольного снижения участниками цены своих первоначально поданных предложений, уменьшения сроков выполнения заказа, снижения размера аванса или улучшения других условий закупки предмета заказа при условии сохранения остальных положений своих предложений без изменений. Процедура снижения цены заказа может быть проведена в случае, если в документации для переговоров дается указание на возможность ее проведения.

Участники, принимавшие участие в процедуре снижения цены заказа и снизившие его первоначальную цену, а также улучшившие другие условия выполнения заказа, обязаны дополнительно представить откорректированные документы, определяющие их коммерческие предложения, оформленные в порядке, предусмотренном для подачи предложений для переговоров.

По результатам проведения переговоров не позднее десяти календарных дней после завершения размещения заказа и утверждения протокола о проведении переговоров. заключается договор.

Исходя из опыта применения Положения при проведении переговоров по выбору подрядчика на проведение работ по текущему или капитальному ремонту необходимо отметить следующие недостатки:

1) пункт 66 Положения указывает «Организатор переговоров обязан направить участникам приглашение на участие в переговорах не позднее чем за 3 рабочих дня до их проведения. Организатор переговоров при необходимости размещает извещение о проведении переговоров в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в глобальной компьютерной сети Интернет и (или) публикует его в любых средствах массовой информации.». Применение способа извещения участников путем направления им приглашений может привести к коррупционным проявлениям, когда приглашаются только «знакомые» участники, что сужает круг претендентов. Размещение приглашения в информационной системе «Тендеры» значительно расширяет круг потенциальных претендентов, но употребляемое в пункте 66 Положения сочетание «и» (или)» обязывает организатора дополнительно публиковать приглашение в любых средствах массовой информации, что увеличивает затраты организатора переговоров. На мой взгляд, в целях привлечения как можно больше потенциальных подрядчиков необходимо разместить приглашения в информационной системе «Тендеры» и дополнительно направить приглашение всем известным потенциальным участникам, в связи с чем, пункт 66 Положения нуждается в корректировке;

2) Положение не предусматривает как поступить организатору, если не поступило ни одного предложения. По сути, необходимо данное обстоятельство отразить в протоколе, подготовить новое предложение и заново проводить работу по приглашению участников. На мой взгляд, с целью экономии времени и материальных ресурсов необходимо чтобы Положение содержало условие о возможности по решению организатора продлить проведение процедуры переговоров в случае поступления одного предложения или не поступления предложений.

Из положительных сторон применения Положения при выборе подрядчиков можно отметить:

Прозрачность процедуры,

Возможность выбора подрядчика на конкурентной основе,

Возможность заключения договора на крайне выгодных условиях. При проведении процедуры переговоров в два этапа, т.е. с применением процедуры снижения цены заказа, изначальная цена предложения может быть снижена участниками до 40%, что крайне выгодно для заказчика.