Тест «Дом-Дерево-Человек» предназначен для исследования личности. Данный краткий анализ теста позволит справиться с интерпретацией результата даже ребенку. Тест подходит, как для детей, так и для взрослых.
Инструкция
Процедура диагностики заключается в следующем. Испытуемому предлагается бумага и простой карандаш (можно использовать и цветные карандаши, тогда интерпретация рисунков проводится с учетом выбранных цветов).
Стандартный лист складывается пополам, на первой странице в горизонтальном положении наверху написано «Дом», на второй и третьей страницах в вертикальном положении сверху каждого листа - соответственно «Дерево», «Человек», на четвертой странице - дата проведения исследования, Имя испытуемого.
Предлагается нарисовать дом, дерево и человека.
При наблюдении за испытуемым во время выполнения задания записываются все спонтанные высказывания, отмечаются какие-либо непривычные движения.
По окончанию рисования задается ряд уточняющих вопросов о полученных рисунках. Испытуемому предлагается возможность охарактеризовать, описать и интерпретировать нарисованные объекты и то, что их окружает, а также высказать связанные с ними ассоциации. Исследователю необходимо уточнить значение необычных деталей в рисунках (при их наличии), любых необычных пропорциональных, пространственных или позиционных отношений между нарисованными объектами или их фрагментами. Опрос обычно начинается с рисунка человека. Во всех случаях нужно определить, какое именно значение имеют для испытуемого стимульные слова «Дом», «Дерево» и «Человек». От беседы по рисункам плавно переходят к беседе о жизненных планах, представлениях испытуемого.
Возможен вариант, когда испытуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни. Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит, основное для человека - жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте - безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.
Интерпретация результата
Для того, чтобы оценить общую картину, определить наличие (отсутствие) скрытых или явных проблем у испытуемого достаточно будет провести краткий анализ теста «Дом-Дерево-Человек». Если в результате краткого анализа рисунков будут выявлены существенные проблемы, то более детально лучше разбираться уже с психологом.
Осуществляя интерпретацию необходимо исходить из анализа целостности рисунков. Наличие только одного признака еще не свидетельствует о проявлении определенной психической особенности у данного испытуемого. Интерпретация состоит из двух частей. Первая часть касается общепринятой трактовки рисунков и отдельных элементов. Во второй части определяется психологический портрет испытуемого на основании критериев проективного теста, анализа каждого отдельного рисунка в контексте всего задания и наблюдения за испытуемым во время выполнения задания.
Для анализа рисунков используется три аспекта оценки - детали рисунков, их пропорции, перспективы.
Считается, что детали рисунка представляют сознание и заинтересованность человека в каждодневной ситуации. Испытуемый может показать в своем рисунке, какие детали имеют для него личную заинтересованность двумя способами: позитивным - если во время рисования он подчеркивает их, возвращается к этим деталям рисунка, стирает некоторые детали рисунка; негативным - если пропускает основные, существенные детали рисуемых объектов. Интерпретировать значение таких деталей следует с учетом целостности всех рисунков.
Пропорции иногда отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуаций или отношений, которые непосредственно или символически представлены в рисунке. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка к другой.
Перспектива показывает более сложное отношение человека к его окружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное расположение частей рисунка, движение нарисованного объекта.
Интерпретация признаков
Рисунок дома всегда отражает вопросы, связанные с семьей человека. Ребенок выражает отношение к родителям, братьям, сестрам. Взрослый - семейные отношения с супругом.
Общий вид
- Рисунок, прилегающий к нижней границе листа - отсутствие чувства безопасности в семейной или интимной жизни.
- Рисунок на краю листа - чувство опасности часто сопряжено со следующими аспектами: 1) правая сторона - будущее, левая - прошлое, 2) опасность связана с предназначением комнаты или с постоянным ее жильцом, 3) левая сторона - эмоциональные переживания, правая - интеллектуальные.
- Размещение рисунка над центром листа - чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность, что: 1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели; 2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность); 3) субъект склонен держаться в стороне.
- Размещение рисунка точно в центре листа - незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия.
- Размещение рисунка ниже центра листа – чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что: 1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это создает у него депрессивное настроение; 2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.
- Размещение рисунка в левой стороне листа - акцентирование прошлого. Импульсивность.
- Размещение рисунка в левом верхнем углу листа - склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.
- Размещение рисунка на правой половине листа - субъект склонен искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование будущего.
- Рисунок выходит за левый край листа - фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными переживаниями.
- Выход за правый край листа - желание «убежать» в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми свободными переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль над ситуацией.
- Выход за верхний край листа - фиксирование на мышлении и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни.
- Контуры очень прямые - ригидность.
- Контур эскизный, применяемый постоянно - в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем - указание на неспособность к четкой позиции.
- Дом, представленный в перспективе, вид снизу - отрицание дома или чувство того, что достижение желаемой ситуации дома невозможно. Чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома. Или субъект испытывает потребность в домашнем очаге, который считает недоступным, недостижимым.
- Дом в перспективе, вид сверху - отрицание домашней ситуации. План дома (проекция сверху) вместо самого дома - серьезный конфликт.
- Признаки «потери перспективы» (индивид правильно рисует один конец дома, но в другом рисует вертикальную линию крыши и стены - не умеет изображать глубину) - сигнализирует о начинающихся сложностях интегрирования, страх перед будущим (если вертикальная боковая линия находится справа) или желание забыть прошлое (линия слева).
- Перспектива тройная (трехмерная, субъект рисует по меньшей мере четыре отдельные стены) - чрезмерная озабоченность мнением окружающих о себе, стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначительные, все черты.
- Дом вдали - чувство отверженности, явная тенденция отграничиться от окружения; желание не признавать то, что этот рисунок символизирует.
- Дом вблизи - открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимства.
- Основные детали - дверь, окно, стена, крыша, труба. Если какой-то детали нет - определенные проблемы во взаимоотношениях с людьми.
- Дополнительные детали - необходимость дополнительного упорядочения окружающего пространства. Это иногда связано с отсутствием чувства безопасности или желанием контролировать конфликты.
- Дом старый, развалившийся - иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе.
- Разные постройки - агрессия направлена против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами.
- Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) - отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности. Неприступность субъекта, хотя он сам может желать свободного сердечного общения.
Стены
- Задняя стена, расположенная необычно - сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но, вместе с тем, есть сильные враждебные тенденции.
- Контур задней стены значительно ярче (толще) по сравнению с другими деталями - субъект стремится сохранить (не потерять) контакта с реальностью.
- Стена, отсутствие ее основы - слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу).
- Стена с акцентированным контуром основы - субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.
- Стена с акцентированным горизонтальным измерением - плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект чувствителен к давлению среды.
- Стена, боковой контур слишком тонок и неадекватен - предчувствие (угроза) катастрофы.
- Стена, контуры линии слишком акцентированы - сознательное стремление сохранить контроль.
- Стена, одномерная перспектива, изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, то имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.
- Прозрачные стены - неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.
- Стена с акцентированным вертикальным измерением - субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.
Двери
- Двери - контакты с окружающими людьми.
- Их отсутствие - субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).
- Двери (одна или несколько), задние или боковые - отступление, отрешенность, избегание, неприятие реальности, значительная неприступность.
- Двери открыты - первый признак откровенности, достижимости или необходимость получения тепла от внешнего мира.
- Двери очень большие - чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.
- Двери очень маленькие - нежелание впускать в свое «Я». Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.
- Двери с огромным замком - враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.
- Дым очень густой - значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма).
- Дым тоненькой струйкой - чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.
Окна
- Окна - особенности поведения.
- Первый этаж нарисован в конце - отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция к изоляции от действительности.
- Окна сильно открытые - субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок - отсутствие стремления скрывать свои чувства.
- Окна закрытые (занавешенные) - озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта).
- Окна без стекол - враждебность, отчужденность.
- Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже - пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.
- Нет окон - враждебность, бегство, отчужденность.
- Окна с форточками - резерв, самоконтроль.
- Окна без штор - поведение открытое, непосредственное.
Крыша
- Крыша - сфера фантазии.
- Крыша и труба, сорванные ветром, символически выражают чувства субъекта, что им повелевают, независимо от собственной силы воли.
- Крыша, жирный контур, несвойственный рисунку, - фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой.
- Крыша, тонкий контур края - переживание ослабления контроля фантазии.
- Крыша, толстый контур края - чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием).
- Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом - плохая личностная организация.
- Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или подливанием за стены - усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.
- Плоская (одна линия между двумя стенами) - отсутствие воображение или эмоциональная заторможенность.
- Слишком большая крыша - поиск удовлетворения в фантазиях.
Труба
- Труба - теплые (или интимные) отношения.
- Отсутствие трубы - субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома или наличие конфликтов с важным человеком мужского пола.
- Труба почти невидима (спрятана) - нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.
- Труба нарисована косо по отношению к крыше - норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.
- Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) - усиленные защитные установки (и обычно повышенная мнительность).
Дополнительно
- Прозрачный, «стеклянный» ящик символизирует переживание выставления себя всем на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визуальным контактом.
- Деревья часто символизируют различные лица. Если они как будто «прячут» дом, то может иметь место сильная потребность зависимости при доминировании родителей.
- Кусты иногда символизируют людей. Если они тесно окружают дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами.
- Кусты хаотично разбросаны по пространству или по обе стороны дорожки -незначительная тревога в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее.
- Дорожка (тропинка) - символ открытости человека, его доступности для контактов. Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована - показывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль.
- Дорожка очень длинная - уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации.
- Дорожка очень широкая в начале и сильно сужающаяся у дома - попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием.
- Солнце - символ авторитетной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы.
- Погода (какая погода изображена) - отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую.
- Забор вокруг дома – необходимость эмоциональной защиты.
- Водосточный желоб – подозрительность.
Комната вместо дома
- Ассоциации могут возникнуть в связи с: 1) человеком, проживающим в комнате, 2) межличностными отношениями в комнате, 3) предназначением этой комнаты (реальным или приписываемым ей).
- Ассоциации могут иметь позитивную или негативную эмоциональную окраску.
- Комната, не поместившаяся на листе - нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или с их жильцом.
- Субъект выбирает ближайшую комнату - мнительность.
- Ванна - выполняет санитарную функцию. Если манера изображения ванны значима, возможно нарушение этих функций.
- Спальня - место интимных отношений. Графическое или вербальное изображение собственной спальни может помочь выяснить степень сексуальной приспособленности субъекта, а также раскрыть отношение субъекта к отдыху и расслаблению или потребность в них.
- Столовая (гостиная). Функция этой комнаты - утоление оральных и пищевых потребностей. Если манера рисунка указывает на значимость этого помещения для субъекта, можно подозревать нарушение этих функций.
- Жилая комната (гостиная) - социальное общение.
- Кухня. Изображение комнаты, в которой готовят еду, при наличии особой манеры рисования у субъекта (указывающей на нарушения) сигнализируют об оральном эротизме. Это может быть связано с сильной потребностью в привязанности, любви.
- Разные пристройки. Агрессия, направленная против фактического хозяина дома, или бунт против того, что субъект считает искусственными, культурными, стандартными. Если субъект рисует туалет около дома, можно предполагать наличие уретрального или/и анального интереса.
Цвет
- Обычное использование цвета: зеленый - для крыши; коричневый - для стен; желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта, а именно: 1) среда к нему враждебна, 2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз.
- Количество используемых цветов: хорошо адаптированный и эмоционально необделенный субъект обычно использует не меньше двух и не более пяти цветов; о неустойчивости психики можно говорить, если субъект раскрашивает дом семью и более цветами; если используется только один цвет, то субъект боится эмоционального возбуждения.
- Реалистичное использование цвета не имеет патологического значения.
- Специфическое, неконвенциальное использование цвета (при этом чем дольше и тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений):
- Цвет черный - застенчивость, пугливость. Сильные оппозиционные тенденции с потенциальной агрессивностью.
- Цвет зеленый - потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является не столь важным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома.
- Цвет синий - определенный депрессивный фон настроения. Улавливается потребность к самоконтролю.
- Цвет оранжевый - комбинация чувствительности и враждебности.
- Цвет пурпурный - сильная потребность власти.
- Цвет красный - наибольшая чувствительность. Потребность теплоты из окружения.
- Цвет коричневый - осторожность и несозревшая реакция на эмоциональные стимулы.
- Цвет желтый - сильные признаки враждебности. Желтый цвет во всем рисунке - очень сильное чувство враждебности по всем социальным связям и отношениям.
- Цвет-штриховка (тени) на переднем плане и на фоне - тревога, но в рамках реальности.
- Цвет-штриховка 3/4 листа - нехватка контроля над выражением эмоций.
- Штриховка, выходящая за пределы рисунка, - тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.
Маленький размер рисунка - чувство неприспособленности.
Голова
- Голова - сфера интеллекта (контроля), сфера воображения.
- Голова большая - неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека, поглощенность миром воображения.
- Голова маленькая - переживание интеллектуальной неадекватности.
- Нечеткая голова - застенчивость, робость.
- Голова изображается в самом конце – межперсональный конфликт.
- Большая голова у фигуры противоположного пола - мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его социальный авторитет.
- Шея символизирует связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак.
- Подчеркнута шея - потребность в защитном интеллектуальном контроле.
- Чрезмерно крупная шея - осознание телесных импульсов, старание их контролировать.
- Длинная тонкая шея - торможение, регрессия.
- Толстая короткая шея - уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.
Плечи
- Плечи - признак физической силы или потребности во власти.
- Неровные - эмоциональная нестабильность.
- Плечи чрезмерно крупные - ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.
- Плечи мелкие - ощущение ничтожности.
- Плечи слишком угловатые (квадратные) - признак чрезмерной осторожности, защиты, враждебность по отношению к окружающим.
- Плечи покатые - уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.
- Плечи широкие - сильные телесные импульсы.
Туловище
- Туловище символизирует мужественность.
- Туловище угловатое или квадратное - мужественность.
- Туловище слишком крупное - наличие неудовлетворенных, остроосознаваемых субъектом потребностей.
- Туловище ненормально маленькое - чувство унижения, малоценности.
Лицо
- Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это сенсорный контакт с действительностью.
- Лицо подчеркнуто - сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.
- Подбородок слишком подчеркнут - потребность доминировать.
- Подбородок слишком крупный - компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.
- Уши слишком подчеркнуты - возможны слуховые галлюцинации. Встречаются у особо чувствительных к критике.
- Уши маленькие - стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.
- Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы - сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.
- Глаза изображены как пустые глазницы - значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность.
- Глаза выпучены - грубость, черствость.
- Глаза маленькие - погруженность в себя.
- Подведенные глаза - грубость, черствость.
- Длинные ресницы - кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.
- Полные губы на лице мужчины - женственность.
- Рот клоуна - вынужденная приветливость, неадекватные чувства.
- Рот впалый - пассивная значимость.
- Рот сильно обведен - незрелость.
- Нос широкий, выдающийся, с горбинкой - презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами.
- Ноздри - примитивная агрессия.
- Зубы четко нарисованы - агрессивность.
- Лицо неясное, тусклое - боязливость, застенчивость.
- Выражение лица подобострастное (льстивое) - незащищенность.
- Лицо, похожее на маску - осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности.
- Брови редкие, короткие - презрение, изощренность.
- Волосы - признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремление к ней).
- Волосы сильно заштрихованы - тревога, связанная с мышлением или воображением.
- Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову - субъектом управляют враждебные чувства.
Конечности
- Руки - орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях, символ изменения или контролирования окружающей среды.
- Широкие руки (размах рук) - интенсивное стремление к действию.
- Руки шире у ладони или у плеча - недостаточный контроль действий и импульсивность.
- Сужающиеся руки и ноги - женственность.
- Руки, изображенные не слитно с туловищем, а отдельно, вытянутые в стороны - субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.
- Руки, повернутые в стороны, достающие что-то - зависимость, желание любви, привязанности.
- Руки скрещены на груди - враждебно-мнительная установка, подозрительность.
- Руки за спиной - нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями).
- Руки за спиной или в карманах - чувство вины, неуверенность в себе. Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных влечений.
- Руки длинные и мускулистые - субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации.
- Руки слишком длинные - чрезмерно амбициозные стремления.
- Руки длинные - желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.
- Руки длинные и слабые - зависимость, нерешительность, потребность в опеке.
- Руки расслабленные и гибкие - хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях.
- Руки напряженные и прижатые к телу - неповоротливость, ригидность.
- Руки изображены близко к телу - напряжение.
- Руки вытянуты по бокам - трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.
- Руки очень короткие - отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности.
- Руки слишком крупные - сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению.
- Руки большие - компенсация ощущаемой слабости и вины.
- Большие руки и ноги у мужчины - грубость, черствость.
- Отсутствие рук - чувство неадекватности при высоком интеллекте. Беспомощность, неприспособленность.
- Руки отсутствуют в женской фигуре - материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.
- Деформация или акцентирование руки (или ноги) на левой стороне - социально-ролевой конфликт.
- Руки сильные - агрессивность, энергичность.
- Руки тонкие, слабые - ощущение недостаточности достигнутого.
- Рука как боксерская перчатка - вытесненная агрессия.
- Руки неясно очерчены - нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.
- Пальцы отделены (обрублены) - вытесненная агрессия, замкнутость.
- Большие пальцы (длинные) - грубость, черствость, агрессия.
- Пальцы длинные - скрытая агрессия.
- Пальцы крупные, как гвозди (шипы) - враждебность.
- Пальцев больше пяти - агрессивность, амбиции.
- Пальцы без ладоней - грубость, черствость, агрессия.
- Пальцев меньше пяти - зависимость, бессилие.
- Пальцы сжаты в кулаки - бунтарство, протест.
- Кулаки прижаты к телу - вытесненный протест.
- Кулаки далеко от тела - открытый протест.
- Пальцы одномерные, обведены петлей - сознательные усилия против агрессивного чувства.
- Ноги показывают уровень независимости, автономии человека.
- Отсутствие ног - подавление, робость, замкнутость.
- Ноги непропорционально длинные - сильная потребность независимости и стремление к ней.
- Ноги слишком короткие - чувство физической или психологической неловкости. Нарушения в эмоциональной жизни.
- Рисунок начат со ступней и ног - боязливость.
- Ноги широко расставлены - откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).
- Ноги неодинаковых размеров - амбивалентность (противоположные чувства) в стремлении к независимости.
- Ноги акцентированы - грубость, черствость.
- Ступни - признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях.
- Ступни не изображены - замкнутость, робость, зависимость.
- Ступни непропорционально длинные - потребность в безопасности, или возмужанию. Потребность демонстрировать мужественность.
- Ступни непропорционально мелкие - скованность, зависимость, подавленные чувства.
Поза
- Лицо изображено так, что виден затылок - тенденция к замкнутости.
- Голова в профиль, тело анфас - тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении.
- Человек, сидящий на краешке стула - сильное желание найти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрение.
- Человек, изображенный бегущим - желание убежать, скрыться от кого-либо.
- Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой и левой стороне - отсутствие личного равновесия.
- Человек без определенных частей тела указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных).
- Человек в слепом бегстве - возможны панические страхи.
- Человек в плавном легком шаге - хорошая приспособляемость.
- Человек, абсолютный профиль - серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.
- Профиль амбивалентный - определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны - особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.
- Неуравновешенная стоячая фигура - напряжение.
- Куклы - уступчивость, переживание доминирования окружения.
- Робот вместо мужской фигуры - деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил.
- Фигура из палочек - может означать увиливание и негативизм.
- Фигура Бабы-Яги - открытая враждебность к женщинам.
- Клоун, карикатура - свойственное подросткам ощущение неполноценности. Враждебность, самопрезрение.
Фон, окружение
- Тучи - боязливая тревога, опасения, депрессия.
- Забор - необходимость эмоциональной защиты.
- Фигура человека на ветру - потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте.
- Линия основы (земли) - незащищенность.
- Оружие - агрессивность.
Многоплановые критерии
- Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка - сфера конфликта.
- Пуговицы, бляшка ремня, подчеркнута вертикальная ось фигуры, карманы - зависимость.
- Мало гнутых линий, много острых углов - агрессивность, плохая адаптация.
- Закругленные (округленные) линии - женственность.
- Комбинация уверенных, ярких и легких контуров - грубость, черствость.
- Контур неяркий, неясный - боязливость, робость.
- Энергичные, уверенные штрихи - настойчивость, безопасность.
- Линии неодинаковой яркости - напряжение.
- Тонкие продленные линии - напряжение.
- Необрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру, - изоляция.
- Эскизный контур - тревога, робость.
- Разрыв контура - сфера конфликтов.
- Подчеркнута линия - тревога, незащищенность. Сфера конфликтов. Регрессия (особенно по отношению к подчеркнутой детали).
- Зубчатые, неровные линии - дерзость, враждебность. Уверенные твердые линии - амбиции, рвение.
- Яркая линия - грубость.
- Сильный нажим - энергичность, настойчивость. Большая напряженность.
- Линии с нажимом - агрессивность, настойчивость.
- Легкие линии - недостаток энергии.
- Легкий нажим - низкие энергетические ресурсы, скованность.
- Неровный, неодинаковый нажим - импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность.
- Изменчивый нажим - эмоциональная нестабильность, лабильные (изменчивые) настроения.
- Длина штрихов. Если испытуемый возбудимый, штрихи укорачиваются, если нет -удлиняются.
- Прямые штрихи - упрямство, настойчивость, упорство.
- Короткие штрихи - импульсивное поведение.
- Ритмичная штриховка - чувствительность, сочувствие, раскованность.
- Короткие, эскизные штрихи - тревога, неуверенность.
- Штрихи угловатые, скованные - напряженность, замкнутость.
- Горизонтальные штрихи - подчеркивание воображения, женственность, слабость.
- Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи - незащищенность, недостаток упорства, настойчивости.
- Вертикальные штрихи - упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.
- Штриховка справа налево - интраверсия, изоляция.
- Штриховка слева направо - наличие мотивации.
- Штриховка от себя - агрессия, экстраверсия.
- Стирания - тревожность, опасливость.
- Частые стирания - нерешительность, недовольство собой.
- Стирание при перерисовке (если перерисовка более совершенна) – это хороший знак.
- Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисунка - наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта или наличие злокачественного органического фактора.
- Стирание без попытки перерисовать (т.е. поправить) - внутренний конфликт или конфликт собственно этой деталью (или с тем, что она символизирует).
Размер и положение
- Большой рисунок - экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию.
- Маленькие фигуры - тревога, эмоциональная зависимость, чувства дискомфорта и скованности.
- Очень маленькая фигура с тонким контуром - скованность, чувство собственной малоценности и незначительности.
- Недостаток симметрии - незащищенность.
- Рисунок у самого края листа - зависимость, неуверенность в себе.
- Рисунок на весь лист - компенсаторное превознесение себя в воображении.
Детали
- Отсутствие существенных деталей в рисунке субъекта, который, как известно, сейчас или в недалеком прошлом характеризовался средним или более высоким интеллектом, чаще показывает интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение.
- Избыток деталей - «неизбежность телесности» (неумение ограничить себя) - указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные или странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности.
- Лишнее дублирование деталей - субъект, скорее всего, не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми.
- Недостаточная детализация - тенденции к замкнутости.
- Особо щепетильная детализация - скованность, педантичность.
Ориентация в задании
- Способность к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать его - критерии неутерянного контакта с реальностью.
- Принятие задания с минимальным протестом - хорошее начало, за которым следует усталость и прерывание рисования.
- Извинения из-за рисунка - недостаточная уверенность.
- По ходу рисования уменьшаются темп и продуктивность - быстрое истощение.
- Название рисунка - экстраверсия, потребность и поддержка. Мелочность.
- Подчеркнута левая половина рисунка - идентификация с женским полом.
- Упорно рисует, несмотря на трудности - хороший прогноз, энергичность.
- Сопротивление, отказ от рисования - скрывание проблем, нежелание раскрыть себя.
Рисунок дерева связан с жизненной ролью рисующего и с его способностью принимать награды от окружения. Открывает конкретные ситуации прошлого или отражает черты личности тестируемого. Неосознанный автопортрет субъекта в целом.
Считается, что дерево - символ стоящего человека; корни - коллектив, бессознательное; ствол - импульсы, инстинкты, примитивные стадии; ветви - пассивность или противостояние жизни.
Интерпретация рисунка дерева всегда содержит постоянное ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листва, плоды, пейзаж).
Корни
- Корни меньше ствола - тяга к спрятанному, закрытому.
- Корни равны стволу - более сильное любопытство, уже представляющее проблему.
- Корни больше ствола - интенсивное любопытство, может вызвать тревогу.
- Корни обозначены чертой - детское поведение в отношении того, что держится в секрете.
- Корни в виде двух линий - способность к различению и рассудительность в оценке реального; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении.
Форма листвы, ветви
- Чрезмерно подчеркнутая крона - эмоциональная заторможенность, ограниченные способности к рассуждению.
- Ствол и кружок вместо кроны - импульсивность, изменчивость.
- Круглая крона - экзальтированность, эмоциональность.
- Круги в листве - поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувства покинутости и разочарования.
- Листва-сетка, более или менее густая - большая или меньшая ловкость в избегании проблемных ситуаций; уход от неприятных ощущений.
- Листва из кривых линий - восприимчивость, открытое принятие окружающего.
- Открытая и закрытая листва на одном рисунке - поиски объективности.
- Закрытая листва - охрана своего внутреннего мира детским способом.
- Закрытая густая листва - скрытая агрессивность.
- Листья-петельки - предпочитает использовать обаяние.
- Листва как узор - женственность, приветливость, обаяние.
- Ветви опущены - потеря мужества, отказ от усилий.
- Листва тонкими линиями - тонкая чувствительность, внушаемость.
- Ветви вверх - энтузиазм, порыв, стремление к власти.
- Ветви в разные стороны - поиск самоутверждения, контактов, самораспыление. Суетливость, чувствительность к окружающему, отсутствие противостояния ему.
- Ветви выходят из одного участка на стволе - детские поиски защиты, норма для ребенка семи лет.
- Ветви нарисованы одной линией - бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание.
- Толстые ветви - хорошее различение действительности.
- Ветви не связаны со стволом - уход от реальности, несоответствующей желаниям, попытка «убежать» в мечты и игры.
Ствол
- Чрезмерно подчеркнутый ствол - эмоциональная незрелость.
- Шрамы, дупло, сломанная ветвь - травма, несчастный случай, болезнь, изнасилование.
- Заштрихованный ствол - внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.
- Ствол в форме разломанного купола - желание походить на мать, делать все, как она, или желание походить на отца, помериться с ним силой, рефлексия неудач.
- Ствол из одной линии - отказ реально смотреть на вещи.
- Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми - может самоутверждаться и действовать свободно.
- Ствол линиями с нажимом - решительность, активность, продуктивность.
- Линии ствола прямые - ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.
- Линии ствола кривые - активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.
- «Вермишель» - тенденция к скрытности ради злоупотреблений, непредвиденные атаки, скрытая ярость.
- Ствол открыт и связан с листвой - высокий интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить внутренний мир.
- Ствол оторван от земли - недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны.
- Ствол ограничен снизу - ощущение несчастья, поиск поддержки.
- Ствол расширяется книзу - поиск надежного положения в своем кругу.
- Ствол сужается книзу - ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры; изоляция и стремление укрепить свое «Я» против беспокойного мира.
- Общая высота - нижняя четверть листа - зависимость, недостаток веры в себя, компенсаторные мечты о власти.
- Общая высота - нижняя половина листа - менее выраженная зависимость и робость.
- Общая высота - три четверти листа - хорошее приспособление к среде.
- Общая высота - лист использован целиком - хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться.
- Высота кроны:
- 1/8 страницы - недостаток рефлексии и контроля. Норма для ребенка четырех лет.
- 1/4 страницы - способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия
- 3/8 страницы - хорошие контроль и рефлексия.
- 1/2 страницы - интериоризация, надежды, компенсаторные мечты.
- 5/8 страницы - интенсивная духовная жизнь.
- 6/8 страницы - находится в прямой зависимости от интеллектуального развития и духовных интересов.
- 7/8 страницы - листва почти на всю страницу - бегство в мечты.
Манера изображения
Земля
- Земля изображена одной чертой - сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.
- Земля изображена несколькими различными чертами - действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале.
- Несколько совместных линий, изображающих землю и касающихся края листа -спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность.
- Отсутствие линии земли - податливость стрессу.
- Обозначена линия земли, но нет корней - подавленные эмоции.
- Земля приподнимается к правому краю рисунка - задор, энтузиазм.
- Земля опускается к правому краю листа - упадок сил, недостаточность стремлений.
Текущая страница: 3 (всего у книги 9 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]
Тест «Дом – дерево – человек»
Этот метод, предложенный Дж. Буком в 1948 году, является одним из самых популярных, применяемых для индивидуальной оценки личности и выявления степени ее адаптированности.
Тест «Дом – дерево – человек» предназначен как для взрослых, так и для детей. Изображение этих трех объектов дает человеку большую свободу выражения себя через рисунок, а также выявляет собственное отношение к жизни и к миру в целом. Дом, дерево и человек – это то, что чаще всего рисуют дети. У взрослых данный тест выявляет множество различных эмоций.
Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком, отраженное в рисунке, представляет собой действительно происходящее в нашей жизни.
Задание
Предоставьте испытуемому лист бумаги, простой, мягкий карандаш и коробку с цветными карандашами и попросите нарисовать (а по желанию и раскрасить) дом, дерево и человека. После того как рисунок будет готов, проведите опрос по выполненному заданию и только затем производите интерпретацию рисунка.
Немаловажную роль в интерпретации рисунка играет порядок выполнения задания. Например: если первым рисуется дерево, значит, большое значение для человека имеет жизненная энергия. А если первым рисуется дом, то главным в жизни автора рисунка является его личная безопасность, семейные отношения, успех. Правда, иногда это означает и радикально противоположные понятия.
Тестовые показатели
(показатель психомоторного тонуса)
Нажим
Слабый нажим – пассивность, депрессия. Сильный нажим – импульсивность. Очень сильный нажим – гиперактивность, иногда агрессивность.
Размещение на рисунке
В центре листа – прямолинейность и незащищенность.
Выше центра листа – недостижимость цели, удовлетворение в фантазиях.
Ниже центра листа – депрессивное состояние и тревога.
Размещение рисунка в левой стороне листа – акцентирование на прошлом.
Размещение рисунка в правой стороне листа – акцентирование на будущем.
Размещение рисунка на краю листа – чувство неуверенности, опасности.
Дом
Перспектива изображения дома
Дом, в перспективе, вид сверху – отрицание домашней ситуации.
Дом, в перспективе, вид снизу – потребность в домашнем очаге, в некоторых случаях желаемое видится недостижимым.
Дом вдали – чувство отверженности.
Дом вблизи – открытость, чувство теплоты и гостеприимства.
Дом расположен в левом верхнем углу листа – склонность избегать новых переживаний, незащищенность.
Дом расположен в правом верхнем углу листа – склонность избегать неприятных чувств, связанных с переоценкой будущего.
Дом как бы подвешен в пространстве – склонность отклонять земные аспекты жизни.
Общий вид
Считается нормой, если в изображении дома имеется хотя бы одна дверь, одно окно, одна стена, крыша и труба.
Дом очень маленький (по сравнению с деревом и человеком на рисунке) – домашняя обстановка, а иногда брак не соответствуют требованиям человека.
Дом очень большой (по сравнению с деревом и человеком на рисунке) – ностальгия.
Дом разрушенный – потеря домашнего окружения, отвержение дома.
Дом, нарисованный торцом, – нежелание общения, стремление к замкнутости.
Дом прозрачный, похожий на аквариум, – желание демонстрировать себя, ограничиваясь лишь визуальным контактом.
Вместо дома рисуются другие постройки – агрессия, направленная против фактического хозяина.
Вместо дома рисуется его план (обычно вид сверху) – серьезный конфликт.
Стены
Стена в одномерной перспективе (изображена всего одна боковая сторона) – тенденция к отчуждению и оппозиции.
Расположение задней стены дома необычно – сознательные попытки самоконтроля, иногда сильные враждебные тенденции.
Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравнению с другими деталями – стремление не потерять контакт с реальностью.
Прозрачные стены – неосознаваемое влечение, иногда потребность владеть ситуацией насколько это возможно.
Двери
Двери очень большие – чрезмерная зависимость от других, в некоторых случаях желание удивить своей коммуникабельностью.
Двери очень маленькие – нежелание раскрываться и впускать в свое внутреннее пространство.
Двери открытые (если дом жилой) – сильная потребность к теплу извне, иногда демонстрация своей открытости.
Двери закрытые, с огромным замком – скрытность, защита, в некоторых случаях враждебность и мнительность.
Двери боковые – стремление к уединению, отчуждение, неприятие реальности.
Двери отсутствуют – замкнутость, трудности в общении.
Окна
Окна открытые – необходимость получения тепла, прямолинейность.
Окна открытые, без занавесок – открытость в своих чувствах.
Окна закрытые, с занавесями – значимость взаимодействия со средой, замкнутость.
Множество окон – готовность к контактам.
Окна без стекол – враждебность, отчужденность.
Крыша
Крыша означает сферу фантазии, соответственно: очень большая крыша – желание найти удовлетворение в фантазиях, плоская крыша свидетельствует о неразвитости воображения.
Дымоходная труба
Отсутствие трубы – отсутствие или нехватка тепла в психической сфере.
Труба спрятана, почти невидима – нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.
Косое расположение трубы по отношению к крыше считается нормой для ребенка; для взрослых означает значительную регрессию.
Дополнительные детали и части дома
Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) – неприступность, отражение конфликтной ситуации.
Закрытые ставни – защита.
Водосточная труба – усиленная защита, иногда мнительность и подозрительность.
Дополнения к рисунку дома
Различные дополнения указывают на испытываемую необходимость дополнительного упорядочения своего окружающего пространства.
Солнце – источник тепла и силы.
Деревья, кусты, окружающие дом, – желание оградить себя защитными барьерами. Иногда деревья, кусты символизируют различных людей.
Кусты, хаотично расположенные около дома, – тревога.
Забор вокруг дома – потребность в эмоциональной защите.
Тропинка, ведущая к дому, очень длинная – ограничения в доступности.
Тропинка около дома узкая, но широкая на другом конце – поверхностное дружелюбие.
Дым из трубы густой – значительное внутреннее напряжение.
Дым, нарисованный тонкой линией, – чувство недостатка тепла дома.
Цвет
После того как рисунок дома нарисован простым карандашом, испытуемый может по своему желанию раскрасить его цветными карандашами. В норме считается, если используется не меньше двух и не более пяти цветов. Если испытуемый раскрашивает дом семью-восемью цветами, он в лучшем случае является лабильным, а если использует всего один цвет, – испытывает страх эмоционального возбуждения. Чем дольше и неувереннее клиент подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений.
Ниже приводится перечень цветов, чаще всего применяемых при раскрашивании дома.
Красный – большая чувствительность, потребность теплоты из окружения.
Оранжевый – чувствительность и враждебность.
Желтый – сильная враждебность.
Зеленый – желание оградить себя от опасности.
Пурпурный – потребность обретения власти.
Черный – пугливость, в некоторых случаях застенчивость.
Дерево
Расположение изображения
Если нарисованное дерево находится в правой части листа, это значит, что человек имеет сильную потребность опереться на чей-то авторитет.
Расположение дерева в левой части листа указывает на привязанность к матери и прошлому.
Дерево, нарисованное строго по центру, говорит о потребности в систематизации своего жизненного опыта, а также указывает на что-то особенно значимое для этого человека.
Размеры рисунка
Мелкое изображение дерева говорит о том, что человек не может проявить себя в жизни.
Изображение дерева больших размеров указывает на внутреннюю свободу человека.
Характерные детали рисунка
Наличие плодов на дереве показательно для людей, стремящихся к результативной деятельности и достижению цели.
Если вместо дерева человек рисует пень, то это говорит о его противоречивом характере.
Сломанное дерево – пережитое потрясение.
Если не дорисована вершина у дерева – у человека большие незавершенные планы.
Дерево, раздвоенное от ствола, – знак очень сильных родственных связей с сестрами и братьями, которые чаще всего разорваны или потеряны. Такие же деревья рисуют близнецы.
Ветка вместо дерева указывает на инфантилизм человека.
Опущенные ветви – низкий жизненный тонус и нежелание прилагать какие-либо усилия для преодоления неблагоприятных жизненных ситуаций.
Ветви, идущие вверх, свидетельствуют об оптимистическом настрое и энтузиазме, иногда о стремлении к власти.
Ветви, нарисованные в разные стороны, означают поиск в расширении контактов и самоутверждение себя.
Ствол без ветвей – свидетельство трудностей в установлении контактов.
Изображение листвы
Листья символизируют способность к установлению контактов с окружающим миром, а также психологическую защищенность человека в этих контактах.
Если листва дерева изображена широким веером, то это говорит о хорошем взаимодействии человека с окружающим миром и контактности.
Скудная и чахлая листва, напротив, говорит о том, что контакт с внешним миром очень слабый.
Листья острой формы означают стремление человека защищаться от опасности.
Пустая закрытая листва, похожая на пустой круг, говорит о непроявленной агрессивности.
Нарисованные падающие или опавшие листья указывают на разочарование в жизни, чувство одиночества.
Листья, направленные вверх, означают стремление к лидерству и наличие цели.
Листья в большом количестве, тщательно прорисованные, указывают на педантичность, но в то же время на чувствительность и эстетическую потребность человека.
Круги в листве – чувство разочарования, одиночества, желание обрести покой.
Листва, прорисованная кривыми линиями, – открытое принятие окружающего мира и восприимчивость.
Листва в виде узора – обаяние, приветливость, доброжелательность.
Листва-сетка – желание уйти от проблем.
Ствол дерева
Оторванный от земли – недостаток контакта с внешним миром.
Расширяющийся книзу – поиск устойчивого и стабильного положения.
Сужающийся книзу – изоляция и стремление укрепить свое Я.
Прорисованная кора на стволе указывает на осторожность и потребность в защите.
Ствол, нарисованный из одной линии, – нежелание реально смотреть на вещи.
Ствол, связанный с ветвями и листвой, говорит о желании сохранить свой внутренний мир и о хорошем интеллекте.
Ствол, наклоненный влево, – человек пасует перед агрессией.
Ствол, наклоненный вправо, – человек ищет поддержки.
Ствол как бы вырастает из круга – рисующий чувствует себя защищенным только в своем окружении.
Изображение на стволе дупла говорит о перенесенном заболевании или травме.
Корни
Корни дерева указывают на среду, из которой вышел человек и свидетельствует о его любознательности.
Корни меньше ствола – желание увидеть то, что интересует или спрятано.
Корни, равные по величине размеру ствола, – более сильное любопытство, чем просто видеть интересующее.
Очень длинные корни говорят о чрезмерном любопытстве.
Человек
Поза, ракурс
Идет или бежит – творческая направленность, в некоторых случаях желание скрыться от кого-либо.
Занимается какой-нибудь работой – высокая активность.
Сидит или лежит – пассивность.
Со спины – конфликтность, иногда негативизм.
Абсолютный профиль – отрешенность и замкнутость.
Голова в профиль, тело анфас – тревожность, иногда потребность в общении.
Образ
Иногда изображается не некий абстрактный человек и не сам автор рисунка (как бывает часто в случае с детьми, рисующими себя самих), а какой-нибудь персонаж. Можно привести некоторые приблизительные интерпретации таких образов.
Военный в некоторых случаях выражает агрессивность.
Клоун, шут свидетельствует о заниженной самооценке.
Король, принц говорят о высоком уровне притязаний.
Баба-яга – знак открытой враждебности к женщинам.
Старик, старуха, нищий означают депрессию.
Инопланетянин, робот говорят о чувстве одиночества.
Голова
Большая голова – высокая значимость интеллекта.
Маленькая голова – низкая значимость интеллекта.
Голова отсутствует – гиперактивность, импульсивность.
Глаза
Маленькие глаза – погруженность в себя.
Выпученные глаза – грубость, иногда черствость.
Закрытые глаза – стремление избегать неприятных визуальных контактов.
Пустые глаза – астения, импульсивность, иногда страхи.
Зачерненные, заштрихованые глаза – страхи.
Подведенные глаза, с ресницами – демонстративность.
Отсутствие глаз – свидетельство гиперактивности, высокой импульсивности.
Нос выдающийся, с горбинкой – презрение, ирония. Нос особенно большой – недовольство своей внешностью.
Хорошо прорисованные ноздри выражают агрессию.
Рот отсутствует или очень маленький – астения, негативизм.
Впалый рот – пассивность.
Рот перекошен – негативизм, иногда отрицательное отношение к тестированию.
Очень большие губы, жирно обведенные – значимость сексуальной сферы.
Рот с хорошо прорисованными зубами – агрессия.
Уши очень большие – подозрительность.
Уши маленькие – стремление не слышать и не воспринимать критику.
Волосы
Волосы сильно заштрихованы – тревожность.
Тщательно прорисованы как волосы, так и прическа – демонстративность.
Фигура
Очень полная – в некоторых случаях недовольство своей внешностью.
Длинная, худощавая – астения, иногда интровертность.
Уродливая – негативизм, импульсивность.
Фигура обнажена или просвечивает через одежду – повышенный интерес к сексуальной сфере.
Фигура, согнувшаяся от ветра, – потребность в любви и заботе.
Фигура с ранами и шрамами – невротическое состояние.
Фигура с татуировкой – негативизм.
Руки
Отсутствие рук – импульсивность, нарушение общения.
Руки, расположенные близко к телу, – напряжение, интровертность.
За спиной, скрещены на груди, в карманах, уперты в бока – нежелание общения, в некоторых случаях враждебность.
Руки прикрывают генитальную область – тенденция контролировать свои сексуальные импульсы.
Руки расставлены в стороны – общительность.
Руки длинные и мускулистые – стремление к физической силе, храбрости.
Руки длинные и слабые – зависимость, потребность в опеке.
Руки очень короткие – отсутствие стремлений, чувство неадекватности.
Кисти рук отсутствуют или очень укорочены – недостаток общения.
Очень большие кисти – потребность в общении.
Кисти рук зачернены – конфликтность.
Большой кулак, острые ногти – агрессивность.
Большие пальцы – грубость, агрессия.
Длинные пальцы – скрытая агрессия.
Ноги
Ноги широко расставлены – потребность в опоре.
Ноги плотно сдвинуты – интровертность.
Ступни ног отсутствуют – пассивность.
Ступни ног очень маленькие – неумелость в социальных отношениях.
Ступни ног очень большие – потребность в опоре.
Дополнительные детали к рисунку человека
В руках у человека флажок, игрушка и т. п. – инфантильность (в рисунках детей – норма).
В руках у человека оружие, копье, нож, топор, палка – агрессивность.
В руках у человека сигарета, бутылка водки, рюмка и т. п. – негативизм, в некоторых случаях асоциальность.
Детально вырисованная одежда (карманы, шляпа, туфли, украшения, отделка и т. п.) – демонстративность.
Многочисленные пуговицы – ригидность, в некоторых случаях закрытость.
Анализ рисунков к тесту «Дом – дерево – человек»
Никита, 6 лет
Шестилетний Никита был приведен на консультацию бабушкой в связи с нарушениями сна и боязни темноты. Мальчик очень приветливый, мягкий, физически хорошо развит.
Никита использовал яркие тона, и поэтому его рисунок (рис. 17) производит благоприятное впечатление. Но если посмотреть внимательнее, то можно заметить некоторые особенности не совсем благополучного психологического состояния мальчика, которые отразились в рисунке.
Рис. 17
Так, дом без трубы показывает, что в доме нет тепла и мальчику его не хватает. Закрытая дверь и занавешенные окна указывают на скрытный характер Никиты. Согнутое вправо, в сторону дома, дерево означает, что мальчик ищет тепла у родных и нуждается в поддержке. Ствол дерева, расширяющийся книзу, указывает на поиск устойчивого положения в жизни. Дерево с голыми ветками, помещенное в левой части листа, указывает на привязанность мальчика к прошлому и матери (мама у Никиты умерла два года назад). Себя Никита нарисовал очень похожим, правда без ушей, что говорит о нежелании что-либо слышать. Широко расставленные ноги символизируют необходимость в опоре.
Конечно, это далеко не все, что рассказал рисунок Никиты, но в общих чертах все-таки многое открылось о нем. Мы узнали о его душевном и психологическом состоянии, о его характере. Понятно, что мальчик, пережив такую тяжелую, душевную травму, сейчас очень сильно нуждается в опоре и поддержке близких ему людей.
Ольга, 28 лет
Ольга пришла на консультацию в состоянии глубокого стресса. Она рассталась с мужчиной, который ей очень нравился. Чувствовала потерянность из-за своего большого веса (125 кг). По просьбе сделать рисунок «Дом – дерево – человек» Ольга довольно быстро набросала рисунок (рис. 18), что указывает на импульсивность и нестабильность ее характера. Дом без дверей, окна с занавесками свидетельствуют о замкнутости человека, отсутствие трубы – об отсутствии тепла в доме. Себя Ольга нарисовала с длинными ресницами, тем самым демонстрируя свою значимость, но зато со спрятанными за спиной руками, а это означает ее нежелание контактировать с внешним миром. Все это только подчеркивало степень ее стрессового состояния. После консультации Ольга приняла твердое решение худеть и изменить свою внешность, начать новую жизнь.
Рис. 18
Владимир, 24 года
Владимир красивый, высокий, крепкий парень. Уже длительное время находился в затянувшейся депрессии. С некоторых пор его преследовали личные неудачи. Мечтал встретить девушку, но не везло. В поведении Владимира, в его речи чувствовалась неуверенность и подавленность, хотя и пытался бодриться. После просьбы сделать рисунок на заданную тему какое-то время раздумывал.
Рис. 19
Дом на рисунке Владимира (рис. 19) получился с прозрачной, большой крышей, а так как крыша – это сфера наших фантазий, то понятно, что молодой человек ищет удовлетворения в них. Труба нарисована в глубине крыши, как бы выглядывающей из-за задней стены дома, что лишь подчеркивает нежелание Владимира иметь дело с эмоциональными воздействиями. Дым тонкой струйкой хаактеризует недостаток домашнего тепла, а закрытая дверь говорит о желании защиты, а также о некоторой скрытности характера. Крыльцо дома подчеркивает великодушие характера. Кроме того, дом расположен в левом верхнем углу листа, а это говорит о незащищенности и желании избегать каких-либо переживаний. Дерево – без ветвей и нарисовано в правой части листа, а это значит, что он испытывает определенные трудности в контактах, ищет опору.
Глаза человека пустые, без зрачков, свидетельствуют об определенных страхах, а маленькие ступни ног характеризуют неумелость в социальных контактах.
Мария, 45 лет
Мария замужем. Обладает хорошей фигурой. В последнее время испытывала неудовлетворение в работе и агрессию по отношению к начальнику. Домашние условия также не приносили ей удовлетворения: много лет большая семья проживала в маленькой квартире. Такая жизнь очень тяготила Марию, женщина часто находилась в состоянии подавленности и какой-то внутренней агрессии по отношению ко всему миру.
Рис. 20
Человек, изображенный Марией (рис. 20), идет по направлению к дому в каске и с ружьем. Нужны ли к такому рисунку какие-либо комментарии? Ясно, что отрицательные чувства переполняют женщину, что и передалось в рисунке.
Наталья, 13 лет
Девочка живет с бабушкой, но недовольна этим. Бабушка жалуется, что Наташа ее не слушает, стремится как можно больше проводить времени у зеркала и с подружками. Она не хочет жить ни с бабушкой, ни с родителями. Наталья нарисовала себя идущей по тропинке от дома бабушки, что как раз и отражает ее настроение. Она очень капризна к вещам, которые ей покупают, стремится носить модные вещи.
Рис. 21
Из рисунка (рис. 21) это хорошо видно. Модная кофточка, длинные ресницы говорят о желании нравиться не только самой себе, но и окружающим. Кроме того, большие, пухлые губы подчеркивают ее агрессивную позицию. Дом с закрытой дверью, из трубы идет дым – отражение тепла, создаваемого бабушкой в доме и отвергаемого девочкой. На рисунке мы видим солнце, но и облака – это значит, что настроение у девочки постоянно омрачается невеселыми мыслями. Сразу несколько деревьев с пышной листвой свидетельствуют о сильном стремлении к социальным контактам автора рисунка.
Тест могут проходить как взрослые, так и дети, возможно групповое обследование. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека (ДДЧ). Далее по расположению элементов и их признакам строится опрос. Р. Берне при использовании теста ДДЧ предлагает нарисовать дом, дерево и человека в одном рисунке, происходящих в одной сцене. Учёный полагает, что взаимодействие между собой данных предметов представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни.
Материал : карандаш или ручка, лист бумаги стандартного формата (А4).
Инструкция . Нарисуйте на листе картину, включающую 3 предмета – дом, дерево и человека.
Интерпретация признаков
Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит основное для человека – это жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте – безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями. Теперь рассмотрим по отдельности все компоненты.
Дом старый, развалившейся . Иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе.Дом вдали – чувство отвергнутости (отверженности)Дом вблизи – открытость, доступность и (или)_чувство теплоты и гостеприимности.План дома (проекция сверху) вместо самого дома – серьёзный конфликтРазные постройки – агрессия, направленная против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственным и культурными стандартами.Ставни закрыты . Субъект в состоянии приспособиться к интерперсональным отношениям.Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) , - отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности, неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).
Задняя стена, расположенная необычно, - сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но вместе с тем есть сильные враждебные тенденции. Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравнению с другими деталями. Субъект стремится сохранить (не потерять) контакт с реальностью. Стена, отсутствие ее основы - слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу). Стена с акцентированным контуром основы. Субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу. Стена с акцентированным горизонтальным измерением - плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект очень чувствителен к давлению среды. Стена с боковым контуром слишком тонким и неадекватным - предчувствие (угроза) катастрофы. У стены контуры линии слишком акцентированы - сознательное стремление сохранить контроль. Стена в одномерной перспективе - изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции. Прозрачные стены - неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно. Стена с акцентированным вертикальным измерением - субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.
Их отсутствие - субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу). Двери (одни или несколько) задние или боковые - отступление, отрешенность, избегание. Двери открыты - первый признак откровенности, достижимости. Двери открытые. Если дом жилой - это сильная потребность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность). Двери боковые (одна или несколько) - отчуждение, уединение, неприятие реальности. Значительная неприступность. Двери очень большие - чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью. Двери очень маленькие - нежелание впускать в свое Я. Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях. Двери с огромным замком - враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.
Дым очень густой - значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма). Дым тоненькой струйкой - чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.
Окна - первый этаж нарисован в конце - отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция к изоляции от действительности. Окна сильно открытые. Субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок - отсутствие стремления скрывать свои чувства. Окна сильно закрытые (занавешанные) - озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта). Окна без стекол - враждебность, отчужденность. Отсутствие окон на первом этаже - враждебность, отчужденность. Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже - пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.
Крыша - сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные ветром, - символическое выражение чувств субъекта, что им повелевают независимо от собственной силы воли. Крыша, жирный контур, не свойственный всему рисунку, - фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой. Крыша, тонкий контур края - переживание ослабления контроля над фантазией. Крыша, толстый контур края - чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием). Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом, - плохая личностная организация. Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлеванием за стены - усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.
Тест Дом, Дерево, Человек (ДДЧ).
Проективная методика (рисуночный тест).
Данный тест предложен Дж. Буком в 1948 году и предназначен для оценки личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получения данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности. Это одна из самых известных проективных методик.
Тест предназначен как для взрослых, так и для детей.
Исследование может проводиться как в группе, так и индивидуально. Предпочтение отдается индивидуальному тестированию, дающему большие возможности для наблюдения.
Тест Дом, Дерево, Человек (ДДЧ). Проективная методика (рисуночный тест):
Инструкция.
Возьмите белый лист бумаги, карандаш и ластик. Нарисуйте дом настолько хорошо, насколько сможете. Вы можете нарисовать дом любого типа, какой вам захочется. Можете стирать нарисованное сколько угодно - это не отразится на вашей оценке. Обдумывайте рисунок столько времени, сколько вам понадобится. Только постарайтесь нарисовать дом как можно лучше. Затем нарисуйте как можно лучше дерево и человека.
Ключ (расшифровка).
Каждый объект (дом, дерево, человек), нарисованный отдельно или в композиции, следует рассматривать как автопортрет, поскольку каждый испытуемый изображает его с некими особенностями, имеющими для него по каким-либо причинам существенное значение, причем эти особенности имеют реальную подоплеку, отличную от того, что могут говорить об этом испытуемые.
Детали. Здесь важно их значение, способность оперировать ими и приспособиться к конкретным условиям жизни. Необходимо заметить степень заинтересованности субъекта и следующие моменты: степень реализма, с которой он их воспринимает, относительную значимость, которую он им придает и способность соединения этих деталей в совокупность.
Интерпретация признаков
Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит основное для человека – это жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте – безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями. Теперь рассмотрим по отдельности все компоненты.
Дом старый, развалившейся . Иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе. Дом вдали – чувство отвергнутости (отверженности) Дом вблизи – открытость, доступность и (или)_чувство теплоты и гостеприимности. План дома (проекция сверху) вместо самого дома – серьёзный конфликт Разные постройки – агрессия, направленная против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственным и культурными стандартами. Ставни закрыты . Субъект в состоянии приспособиться к интерперсональным отношениям. Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) , - отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности, неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).
Задняя стена, расположенная необычно, - сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но вместе с тем есть сильные враждебные тенденции. Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравнению с другими деталями. Субъект стремится сохранить (не потерять) контакт с реальностью. Стена, отсутствие ее основы - слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу). Стена с акцентированным контуром основы. Субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу. Стена с акцентированным горизонтальным измерением - плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект очень чувствителен к давлению среды. Стена с боковым контуром слишком тонким и неадекватным - предчувствие (угроза) катастрофы. У стены контуры линии слишком акцентированы - сознательное стремление сохранить контроль. Стена в одномерной перспективе - изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции. Прозрачные стены - неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно. Стена с акцентированным вертикальным измерением - субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.
Их отсутствие - субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу). Двери (одни или несколько) задние или боковые - отступление, отрешенность, избегание. Двери открыты - первый признак откровенности, достижимости. Двери открытые. Если дом жилой - это сильная потребность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность). Двери боковые (одна или несколько) - отчуждение, уединение, неприятие реальности. Значительная неприступность. Двери очень большие - чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью. Двери очень маленькие - нежелание впускать в свое Я. Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях. Двери с огромным замком - враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.
Дым очень густой - значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма). Дым тоненькой струйкой - чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.
Окна - первый этаж нарисован в конце - отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция к изоляции от действительности. Окна сильно открытые. Субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок - отсутствие стремления скрывать свои чувства. Окна сильно закрытые (занавешанные) - озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта). Окна без стекол - враждебность, отчужденность. Отсутствие окон на первом этаже - враждебность, отчужденность. Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже - пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.
Крыша - сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные ветром, - символическое выражение чувств субъекта, что им повелевают независимо от собственной силы воли. Крыша, жирный контур, не свойственный всему рисунку, - фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой. Крыша, тонкий контур края - переживание ослабления контроля над фантазией. Крыша, толстый контур края - чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием). Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом, - плохая личностная организация. Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлеванием за стены - усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.
Тревога - дитя эволюции
Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.