Донателло вернул скульптуре автономность. Биография донателло

Эпоха Возрождения в искусстве прочно ассоциируется с таким гениальным художником и скульптором как Донателло. Практически всю свою жизнь он отдал живописи и скульпторскому делу, и не зря: приблизительно за 60 лет своего творчества он подарил миру много шедевров, которые сегодня являются бесценными. И все дело не только его в уникальном мастерстве. Художник Донателло умел нечто больше, чем высокоточное и реалистичное воспроизведение образов. В его власти было передать нечто глубокое, скрытое от глаз других.

Неподражаемый скульптор, творящий в двух стилях

Полное имя художника и скульптора звучит так: Донато ди Никколо ди Бетто Барди . В юные годы, когда происходило его творческое становление, он находился под влиянием Лоренцо Гиберти, ставшего его учителем. Одной из первых работ Донателло стал горельеф, олицетворяющий Благовещение.

В скульптурных работах Донателло в разное время преобладал один из двух стилей. Вдохновленный произведениями античных творцов, он увлекся реалистичным стилем, пытаясь передать без прикрас человеческую природу . Именно поэтому его считают той движущей силой, которая стала толчком для начала эпохи Раннего Возрождения.

Но самые известные его работы – это те, которые были созданы в рамках классического стиля. Самые почитаемые из них – статуя апостола Марка, статуя Давида и мраморная статуя св. Георгия.

Бескомпромиссность Донателло и способность передать глубину образа

Художник Донателло, картины которого настолько популярны во всем мире, что им практически нет цены, умел писать свои произведения так, что его неповторимый стиль остался узнаваем . Он не боялся выходить за рамки дозволенного и передавать образы так, как ему того хотелось. В этом было некое его бунтарство, которое со временем и сделало его настолько популярным.

Невероятно, но в одном своем произведении он мог передать богатую гамму чувств и эмоций. Гнев и мощь пересекались с покорностью и миролюбивостью, грусть и удручающая скорбь – с радостью и духом торжества.

После Донателло осталось много потрясающих произведений, продолжающих радовать современников. Это и искусные картины, и преисполненные величием статуи, и восхитительные архитектурные элементы. Правда, хотелось бы, чтобы такого творческого наследия от итальянского гения осталось еще больше.

Донателло (Donatello, полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди, итал. Donato di Niccolò di Betto Bardi, ок. 1386 — 13 декабря 1466, Флоренция) — итальянский скульптор эпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета. Донателло придерживался реалистических принципов, иногда кажется, что он нарочно отыскивал некрасивые стороны природы.

Донателло. Скульптура в Уффици

Донателло родился во Флоренции или близ неё между 1382 и 1387 г.г. в семье чесальщика шерсти, учился в мастерской живописца и скульптора Биччи ди Лоренцо, пользуясь покровительством богатого флорентийского банкира Мартелли. Для окончания своего художественного образования ездил на два или на три года в Рим, вместе с известным архитектором Брунеллески. Одна из его первых работ — горельеф из мелкозернистого камня, изображающий Благовещение.

Изучение памятников греко-римской пластики несколько умерило его реалистические стремления. Поэтому у него можно выделить два стиля: реалистический и классический.

К первому относится его статуя Магдалины (около 1434, находится во флорентийской Крестильнице). Это исхудалая старуха с длинными волосами. То же направление видно и в его статуе царя Давида, известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Статуя эта — портрет современника, с большой лысой головой. Плоский рельеф, изображающий голову в профиль св. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции, изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Барельефы Донателло, заключенные в восемь медальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика его дворца, где они находятся и поныне — быть может, просто копии с антиков.

Но лучшие работы — те, в которых он, не увлекаясь излишним реализмом и не подражая произведениям древности, искал своих идеалов в самом себе. Это, например, можно сказать о мраморной статуе св. Георгия и о статуях Давида и апостола Марка. Первая вылита из бронзы, вторая мраморная, обе во Флоренции. Менее удачна бронзовая статуя Юдифи, в Loggia del Lanzi, во Флоренции. Несколько статуй вырублено Донателло для фасада флорентийского собора; между сохранившимися замечательна статуя евангелиста Иоанна.

В 1444г. был призван в Падую для отлития из бронзы конной статуи кондотьера Венецианской республики Гаттамелаты (Erasmo Marzi da Narni). Она стоит теперь перед церковью Св. Антония. Со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи.

Художник остался в Падуе до 1456. и произвёл там, при помощи своих учеников, несколько работ для украшения церкви св. Антония. Самые замечательные из них — бронз. барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого, покровителя Падуи. В 1457 работает (опять во Флоренции) Св. Иоанна Крестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал. Он представлял Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом и барельефом.

Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Худощавый, как скелет, он имеет выражение как бы ни на чём не остановившейся мысли и идет вперед, как бы не зная сам куда; его полуоткрытые уста готовы произнести пророческие слова. Отличительная черта Донателло состоит в том, что он с таким же искусством воображал силу, энергию, как и грацию, миловидность. Его барельеф мраморного балкончика собора г. Прато, вырубленный в 1434, изображает полунагих детей или гениев, пляшущих хороводом, или играющих на различных инструментах, с венками цветов. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах, предназначавшихся для флоентийского собора и находящихся теперь в Opera
Портретные бюсты — отрасль пластики, любимая греками и римлянами и совершенно оставленная в средние века — была воскрешена Донателло.

Некоторые детские бюсты Донателло в высокой степени верно воспроизводят действительность и чрезвычайно миловидны. Донателло с необыкновенной верностью угадывал впечатление, которое его работы будут производить на известном расстоянии, и умел определять степень их законченности.

Некоторые из его бюстов замечательны по своей индивидуальности и как нельзя более характеристичны. Вообще Донателло с необыкновенным умением передавал духовную жизнь представляемого им лица.

Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Лаврентия, во Флоренции. Донателло — барельефы-медальоны, изображающие евангелистов вдохновленными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна Крестителя, преисполненные драматизма. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью, иногда даже в отталкивающих формах, как например, в барельефе, исполненном из крашеного гипса, находящемся в церкви св. Антония, в Падуе, и изображающем «Положение во гроб». То же самое мы видим и в последнем его произведении, законченном после его смерти учеником его Бертольдо, а именно в барельефах двух кафедр в церкви св. Лаврентия, изображающих Страсти Господни.

Донателло исполнил также, вместе с учеником своим, Микелоццо Микелоцци, несколько надгробных памятников в церквях; между ними замечателен монумент развенчанного папы Иоанна XXIII: он послужил образцом для многочисленных надгробных памятников, явившихся в XV и XVI столетиях во многих церквях Италии.

Последние годы своей жизни Донателло провёл во Флоренции, работая до глубокой старости; умер в 1466 и погребён с большими почестями в церкви Сан-Лоренцо, украшенной его работами.

Equestrian Statue of Gattamelata

Конный памятник кондотьера Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата

Bust of Niccolo da Uzzano

Miracle of the Ass (detail)

Funeral Monument to John XXIII (detail)

Agony in the Garden

Tomb of Giovanni Crivelli (detail)

Herod"s Banquet

Madonna and Child between St Francis and St Anthony

Panel of the door with the Apostles

Miracle of the Ass

Miracle of the New-born Child (detail)

Musician Angels

Pulpit (on the left)

Annunciation

St Cosmas and St Damian

St John the Baptist

St Mary Magdalen (detail

Judith and Holofernes (detail)

Resurrection of Druisana

St Cosmas and St Damian

St George (detail)

St George and the Dragon

St John the Evangelist

Old Sacristy

Полностью

Филиппо Брунеллески. Открытия мирового значения. Донатто ди Никколо ди Бетто Барди – техника “сплющенного рельефа”, возвращение “ню” и скульптурного портрета.
Статуя Донателло “Давид”.

Эпоха раннего Возрождения в Италии - это эпоха экспериментов, открытий, что очень способствовало небывалому подъёму архитектуры. Одними из достойнейших представителей всех инноваций того времени стали архитектор Брунеллески и скульптор Донателло.

Искусство этих мастеров отличалось от господствующего во Флоренции стиля “интернациональной готики” - выдуманного мира красоты и условностей, они были полны натурализма и жизненной силы.

Филиппо Брунеллески. Открытия мирового значения

Архитектор и скульптор Брунеллески создал светскую по духу архитектуру. Родился Филиппо Брунеллески (1377-1446) в семье нотариуса. Он получил гуманистическое воспитание и прекрасное по тому времени образование. Исповедуя идеалы преклонения прекрасному, он отказался от карьеры нотариуса и полностью посвятил себя изучению рисования, лепки, гравирования, скульптуры, приобрёл значительные для того времени познания в математике у Паоло Тосканелли.

Талант и фундаментальные знания помогли Брунеллески блестяще решить сложнейшую архитектурную задачу своего времени - возведение купола над кафедральным собором Санта Мария дель Фьоре.

Технические ноу-хау были результатом чётко спланированного чертежа купола. В голове не укладывается, но Брунеллески создал чертёж купола в натуральную величину. Его холстом стала отмель реки, протекающей близ Флоренции, Арно.

Революционным был способ возведения купола - без сплошной сполубки, без опирающихся на землю лесов и контрфорсов. Инновация была превосходна и тем, что повлекла за собой создание новых механизмов, которые технически позволяли поднимать строительные материалы к самому верху. Подъёмник грузоподъёмностью в одну тонну - гениальное произведение метода Брунеллески.

Купол не только определил характерный силуэт Флоренции, он стал символом новой эпохи - Возрождения, первым ренессансным куполом. Сам папа Евгений IV освятил купол, оказав тем самым высокую честь архитектору и городу.

Капелла Пацци во дворе францисканской церкви Санта-Кроче во Флоренции - это ещё один архитектурный вызов, который преодолел Брунеллески. После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции. Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески. Ведь капеллу нужно было встроить в существующие останки монастыря, а точнее в его узкий и длинный участок. Прекрасные знания геометрии помогли Брунеллески с гордостью выйти из, казалось бы, неразрешимой ситуации. Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла.

Вазари о Брунеллески: “Мне думается, о нём можно было бы утверждать, что от времён древних греков и римлян и до наших дней не было художника более исключительного и отличного, чем он”.

Вклад Брунеллески в развитие архитектуры высоко оценили современники: в знак признания заслуг именем Брунеллески назван кратер на планете Меркурий.

Донатто ди Никколо ди Бетто Барди - техника “сплющенного рельефа”, возвращение “ню” и скульптурного портрета

В славе и таланте не уступал своему старшему другу Брунеллески и Донателло (полное имя: Донатто ди Никколо ди Бетто Барди) - флорентийский скульптор, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета.

Он был сыном простого чесальщика шерсти, но новое веяние эпохи - меценатство - подарило ему покровительство богатого флорентийского банкира Мартелли, оплатившего учёбу Донателло в мастерской живописца и скульптора Биччи ди Лоренцо. Поездка с Брунеллески в Рим для окончания художественного образования помогла Донателло преодолеть схематизм церковного искусства.

Смелый гений-новатор Донателло наделяет свои работы эмоциями и чувствами.

Статуя Святого Георгия (1415-1417) - заказ цеха оружейников - это портретная работа. Величественный, бесстрашный, совершенный, мужественный Георгий готов к бою. Двухметровая статуя молодого мужчины в шлеме и с амуницией отчётливо говорит зрителю, что герой готов принять любой вызов!

Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши. Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф “Битва Святого Георгия с драконом” (около 1417 года). Донателло приближал рельеф к живописи. Новая техника “сплющенного рельефа” , предложенная скульптором, отличалась предельной реалистичностью. Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа - это тоже инновационный для того времени приём. Тончайшая светотень, игра бликов, техника “незаконченности” - своеобразной несовершенной шлифовке заслуга автора, которая находит продолжений в работах великого Микеланджело.

Донателло сделал первые революционные шаги в искусстве скульптуры - создал тип самостоятельно стоящей круглой статуи, не связанной с архитектурой.

Статуя “Изобилие” (1428-1431) короновала колону на флорентийском рынке. К сожалению, одиночное изваяние не сохранилось до наших дней.

Статуя Донателло “Давид”

“Давид” - бронзовая статуя (1430-е). Естественная нагота молодого героя с длинными волосами, отрубленная голова Голиафа, лавровый венок, поверх шляпы героя живая реалистичная драма, заключённая в бронзу. После появления обнажённого “Давида”, фигуры “ню” становятся неотъемлемой частью искусства.

Ещё одна неоценимая заслуга Донателло - воскрешение совершенно забытой в средние века отрасли пластики - портретных бюстов. Скульптурный портрет Никколо да Уццано датируется 1430 годами. Никколо да Уццано - банкир и политический деятель (был лидером оппозиции семейству Медичи). Бюст из обожжённой глины был отреставрирован в 1985году, и сегодня его можно увидеть в музее Барджелло.

Донателло посвятил жизнь искусству и Флоренции, где скончался в 1466 году и был погребён с большими почестями с церкви Святого Лаврентия.

Вазари о Донателло: “Подобно тому, как в давние времена древних греков и римлян многие художники довели скульптуру до совершенства, так он один множеством своих творений вернул её в наш век безукоризненной и дивной”.

фото с сайтов: studyblue . com , freyasflorence . blogspot . com , lib - art . com , art - prints - on - demand . com , paradoxplace . com , artmagnifique . tumblr . com

Также вы можете инициировать обсуждение интересных вам тем на нашего портала.

Раннее Возрождение в Италии: условия возникновения и представители - на портале 2 queens . ru !

Лев, заказанный Фердинандо I Медичи. 1594

Скульптор - Фламинио Вакка (итал. Flaminio Vacca, 1538-1605). Лоджия Ланци, Флоренция

Сегодня мы поговорим о скульптуре Кватроченто, потому что, наверное, именно в скульптуре искусство сделало самый большой шаг по сравнению даже с Проторенессансом. Это видно уже в самом начале XV в., в первой его половине, на примере известных скульпторов Донателло, Гиберти, Верроккьо.(о нем уже был пост)

Рельефы на притолоке портала собора в Пьяченце. XII в.

И чтобы понять масштаб этого шага, надо немножко отступить назад, потому что романская архитектура Италии, в отличие, скажем, от Франции и даже от Германии, была не столь заполнена скульптурой. Ну, вот рельефы… В основном, конечно, романские рельефы - это не очень глубокие композиции, и практически совсем отсутствие круглой скульптуры. Т.е. для Италии было не очень характерно обилие скульптуры на фасадах. Это мы видим на соборах в Пьяченце, Ферраре, знаменитой церкви Сан-Дзено в Вероне… И это такая итальянская специфика.

Портал церкви Сан-Дзено Маджоре, Верона

Отчасти в Северной Италии можно видеть прекрасные, похожие на то, что мы видим в Германии, врата, например, в том же Сан-Дзено, со скульптурными изображениями.

Магдебургские врата. XII в.
Собор Святой Софии, Новгород

Кстати, похожие врата, так называемые Магдебургские врата, мы можем видеть в церкви Святой Софии в Новгороде. Конечно, эти врата были когда-то привезены в Новгород из Западной Европы, но это была такая общая романская культура, которая использовала фигуры невысоких рельефов и не очень замысловатые композиции.

Рельеф бронзовых врат церкви Сан-Дзено Маджоре. XII в.

Но постепенно, конечно, скульптура набирала свою пластику, и в XIII в. мы уже видим развитые композиции. Мы вспоминали Никколо и Джованни Пизано, которые делали интересные рельефы и уже почти приближались к круглой скульптуре.

Снятие с креста. Ок. 1259

Скульптор - Николо Пизано (итал. Nicola Pisano, ок. 1220-1280). Портал собора Святого Мартина, Лукка

Можно вспомнить Арнольфо ди Камбио, который делал и надгробия, и знаменитую статую святого Петра, которая сегодня находится в Риме. Но все равно они все были привязаны к плоскости, горизонтальной или вертикальной, стояли в нишах или были прислоненными к стене.

Статуя св. Петра. Ок. 1300

Скульптор - Арнольфо ди Камбио (итал. Arnolfo di Cambio, ок. 1240-1310). Базилика Св. Петра, Рим

А вот Кватроченто, конечно, сдвинуло скульптуру, выдвинуло ее вперед, может быть, впервые после античности вернуло скульптуре круговой обход. Вообще-то началом скульптуры раннего Возрождения считается 1401 год. Это знаменитый конкурс на украшение врат флорентийского баптистерия Сан-Джованни. Как мы знаем, в этом конкурсе победил Гиберти. Хотя были два победителя, Брунеллески и Гиберти, но делал это Гиберти, мы к этому еще вернемся.

Жертвоприношение Авраама. 1401

Скульпторы - Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi, 1377-1446) (слева) и Лоренцо Гиберти (итал. Lorenzo Ghiberti, 1378-1455). Музей Барджелло

А начнем разговор мы не с соперника Брунеллески, которым в этом конкурсе был Гиберти, а с его друга Донателло, потому что именно Донателло можно считать действительно основателем скульптуры Кватроченто и вообще ренессансной скульптуры. Именно он сделал ее такой пластически совершенной.

Донателло. XIX в.

Скульптор - Джироламо Торрини (Girolamo Torrini, ок. 1800-1858). Галерея Уффици, Флоренция

Вот, например, статуя Донателло на фасаде галереи Уффици. Ну, конечно, она более поздняя и не может считаться портретной, но тем не менее мы с нее начинаем.

Вымышленный портрет Донателло. 1767
Иллюстрация к «Жизнеописаниям» Джорджо Вазари

Донателло, или Донато ди Никколо ди Бетто Барди, родился в семье Никколо ди Бетто Барди, богатого чесальщика шерсти. Обучался он в мастерской Лоренцо Гиберти, где освоил, в частности, технику бронзового литья, в чем, собственно говоря, и преуспел Гиберти.

Но на творчество Донателло больше оказал влияние не его непосредственный учитель, а его друг, Филиппо Брунеллески. Они довольно рано подружились. Разработка Брунеллески линейной перспективы повлияла и на взгляд, на видение пространства Донателло. И вообще их дружба, - они вместе много путешествовали, ездили на раскопки в Рим - повернула Донателло к античному пониманию пластики.Вазари пишет, что Донателло был очень щедрым человеком, весьма любезным, относился к друзьям очень хорошо, не придавал никогда никакого значения деньгам. Его ученики и друзья брали у него столько, сколько им было нужно. В его мастерской висел мешок, куда он складывал деньги, и туда мог руку запустить любой. Мы, конечно, знаем, что Вазари был таким человеком, склонным к беллетристике, но все-таки я думаю, что эта характеристика близка к реальности, потому что действительно, судя по всему, Донателло был человеком открытым, щедрым, творческим и не сильно приземленным.

Церковь Орсанмикеле. 1337-1350
Флоренция
Родился он в 1386 году. В 1410-е он работает на так называемых коммунальных заказах, т.е. на заказах города, и делает, как, собственно, и многие, скульптуру для очень интересной церкви - Орсанмикеле. Остановимся немножко на этой церкви, потому что в ней отметились многие скульпторы этого времени и даже более позднего периода.Сама по себе эта церковь очень интересна, потому что внешне она никак не похожа на церковь. Это трехэтажное довольно большое здание, которое служило одновременно и зернохранилищем, и церковью. Т.е. на верхних этажах были конторы и хранилища, а в нижнем этаже была часовня, наверное, для того, чтобы люди перед своими сделками могли помолиться.

Интерьер церкви Орсанмикеле, Флоренция

Само название Орсанмикеле переводится как «Святой Михаил в саду», потому что на этом месте когда-то был монастырь, посвященный святому Михаилу, архангелу Михаилу. То ли там был сад, то ли он просто так назывался, «в саду», потому что идея Девы Марии в саду, или ангелов в саду - это такая одна из позднеготических идей, вроде как возвращение к райскому состоянию.

Табернакль церкви Орсанмикеле. 1352-1360
Скульптор - Андреа Орканья (итал. Andrea Orcagna, 1308-1368). Флоренция

Интересно, что когда Флоренция пережила чуму, очень многие вкладчики стали вкладывать сюда благодарность Богу - свои пожертвования. И постепенно церковь вытеснила оттуда зернохранилище. Может быть, впервые, а может быть, даже единственный раз, потому что Флоренция все-таки очень такой своеобразный город, основанный на капитале, на торговле, на всем таком земном. Может быть, впервые, а может, даже редкий единственный раз искусство и религия вытеснили отсюда вот этот рыночный элемент и весь нижний этаж отдали под церковь.

В 1348 году была чума, и выжившие в эпидемию чумы пожертвовали 35 тысяч флоринов, что превышало годовой бюджет города. И как раз на эти деньги в Орсанмикеле сделали большой табернакль из мрамора с образом Богоматери работы Бернардо Дадди. Это середина XIV в., когда действительно отсюда как бы вытеснился вот этот зерновой рынок, зернохранилище и торговые лавки, которые сначала были в аркадах этого здания. Церковь расширилась и заняла практически весь первый этаж.

Скульптуры в нишах фасада церкви Орсанмикеле, Флоренция

А снаружи уже различные ремесленные объединения, различные торговые объединения стали заказывать своих покровителей, статуи которых помещали в красивых нишах.

Святой Георгий. 1415-1417

Вот одну такую статую делает как раз Донателло, еще достаточно молодой. Он делает святого Георгия. И уже этот святой Георгий заявляет о молодом скульпторе как об очень интересном, смелом новаторе, человеке, который не боится оторвать скульптуру от стены. Хотя она в нише помещается, но она свободно там стоит, и так и кажется, что святой Георгий может выйти из нее, и мы спокойной обойдем его вокруг и увидим со всех сторон. Т.е. она такая полноценная.

Давид. 1408-1409
Мрамор. Скульптор - Донателло (итал. Donatello, 1386-1466). Музей Барджелло, Флоренция

Еще более интересная работа, тоже одна из ранних, 1408 года, — это «Давид». Но это еще не тот «Давид», который прославил Донателло, а «Давид», который показывает, что работа с камнем, работа с мрамором для Донателло очень важна, хотя, как многие, и в том числе его учитель Гиберти, он начинал как ювелир. Но он уходит от того, на чем сосредотачиваются другие, от разработок каких-то отдельных деталей, а скорее он начинает обобщенно трактовать форму, свободно давая литься вот таким складкам, давая свободу позе и т.д. Мы видим, что именно в лице Донателло скульптура уходит от того, что было в готике, от таких графических элементов, а переходит к очень пластическим толкованиям. Ну и, конечно, сама голова Давида похожа на статую какого-нибудь римского юного бога - т.е. явно он апеллирует к античному наследию.

Давид. Фрагмент. 1408-1409
Мрамор. Скульптор - Донателло (итал. Donatello, 1386-1466). Музей Барджелло, Флоренция

Конечно, самым знаменитым произведением Донателло является его бронзовый «Давид»

Давид. Ок. 1440

Здесь немножко другая история. Во-первых, другой материал. И тоже видно свободное отношение скульптора с материалом и с формой. Потому что и в первом, более раннем «Давиде», и в этом мы видим, что он берет юное существо. Но если все-таки в предыдущем «Давиде», 1408 года, вся фигура традиционно закрыта одеянием, только сквозь него мы видим хорошие пропорции, свободное движение, постановку фигуры, как у античности, с опорой на одну ногу, то здесь Донателло раздевает своего героя, делает его, с одной стороны, беззащитным… А он его показывает уже победителем, показывает попирающим одной ногой голову Голиафа.

Давид. Фрагмент. Ок. 1440
Бронза. Скульптор - Донателло (итал. Donatello, 1386-1466). Музей Барджелло, Флоренция

Давид действительно по Священному Писанию, по Библии, как мы читаем, был юным. Он отказался от доспехов, потому что любые доспехи ему были велики[i]. И он выходит с одной пращой. Правда, Донателло дает ему в руки меч, которым он, видимо, отсек голову Голиафу. Но в одной руке он все равно держит камень, который он, собственно говоря, через пращу запускал в Голиафа. И вот это юное тело, еще не оформившееся до конца, еще у него нет каких-то таких мускулов, которые даже будут… Сразу вспоминаешь «Давида» Микеланджело, тоже юного, но вполне в такой спортивной, что называется, форме.

Давид, в трех ракурсах. Ок. 1440
Бронза. Скульптор - Донателло (итал. Donatello, 1386-1466). Музей Барджелло, Флоренция

Здесь мы видим вот этот действительно революционный шаг вперед, потому что такая почти юношеско-девическая красота этого героя как-то не вяжется с этой борьбой. И ты понимаешь, что совершил он ее не человеческим усилием, а той Божьей благодатью, которая была в человеке, отданном Богу. Он вышел против великана Голиафа, надеясь только на Божью силу. Вот это прекрасная, несколько кокетливая шляпка - она как-то даже не вяжется с образом воина.

Тем не менее именно такого Давида делает Донателло. Это скульптура, которая со всех сторон интересно смотрится. Это скульптура, которая полностью сделана в расчете на круговой обход.Можно даже сравнить двух «Давидов», раннего и более позднего. Бронзовый Давид - это уже зрелая работа, 1440 года. Давид, выполненный в камне, — это 1408, может быть, 1409 год. У них есть, конечно, что-то общее, но видно, как внутри творчества Донателло идет завоевание пластики, объема, свободы, движения, пропорции и т.д.

Распятие. 1406-1408

Известен спор Донателло и его друга Брунеллески. Они на спор сделали распятия: Донателло для церкви Санта-Кроче, а Брунеллески для церкви Санта-Мария-Новелла. Обе церкви во Флоренции. И тоже мы здесь видим разницу подходов.

Распятие. 1410-1415

Скульптор - Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi, 1377-1446). Капелла Гонди, церковь Санта Мария Новелла, Флоренция

Брунеллески начинал как скульптор, но потом оставил скульптуру. Он всегда стремился к гармонии, рассчитывал свой купол очень скрупулезно, обдумывал его, чтобы пространство было, чтобы все пропорции были соблюдены. Поэтому его распятый Христос, хотя прекрасно выполнен анатомически и прекрасно показаны его страдания, все равно это гармоничный подход, произведение, которым можно любоваться.У Донателло все-таки показано тело, которое уже обезображивается смертью, уже в нем нет гармонии, оно как бы обвисает, потому что для Донателло важнее была вот эта правда образа. Как правда торжествует в юном Давиде, такая своеобразная правда, он как бы подчеркивает эту юность, которая сама не могла победить, а победила только Божьей силой, так и здесь - мы видим обвисание этого тела, которым уже невозможно любоваться, а можно только рыдать и плакать.

Мадонна Пацци. 1425-1430
Мрамор. Скульптор - Донателло (итал. Donatello, 1386-1466). Государственные музеи Берлина

Конечно, он был не только мастер круглой скульптуры, но и мастер рельефа, и его рельефы прекрасны. Вот знаменитая «Мадонна Пацци», где он делает в рельефе не просто образ, а образ психологически очень наполненный. Вообще, надо сказать, заслугой Донателло было то, что он как бы уходит от отстраненных образов в скульптуре, а идет к такому вот реализму. Реализм понимали в это время как правду земного. В Средневековье, конечно, реализмом называлось созерцание небесного, т.е. небесной реальности. Самым реальным, единственной реальностью тот же Фома Аквинский называет Бога, все остальное реально ровно постольку, поскольку присутствует в нем божественное.


Madonna di Citerna sculpure de Donatell Madonna della Mela

А с этого времени, начиная с Кватроченто, даже, может быть, чуть-чуть раньше, когда взгляд с небес опускается на землю, реализмом уже называется то, что отражает правду жизни. И здесь такая, может быть, не очень красивая Богородица, не идеальный образ, но зато это образ реальной матери, которая с реальным чувством обнимает своего сына. У нас как-то очень принято это принижать и говорить, что вот, начинается период, когда Богоматерь рисуют как простую флорентийку, жительницу Сиены или любого другого города. Но на самом деле для тех мастеров это было завоеванием: они показывали, что это не абстрактные чувства Святой Девы Марии к своему сыну, а это реальные чувства. А если это реальные чувства, значит, это реальность боговоплощения, значит, реальны будут и страдания Матери и Сына и т.д. Т.е. для мастеров Возрождения этот реализм был наполнен религиозным переживанием, приближением Бога к человеку. Зазор между небом и землей становится все меньше.

Пир Ирода. 1423-1427
Бронза. Скульптор - Донателло (итал. Donatello, 1386-1466). Баптистерий Сиенского собора

Некоторые исследователи пишут, что Донателло «рисует резцом», что он в свои рельефы вносит много живописного. Во-первых, мы видим, что он вносит перспективу. У него есть несколько планов в рельефе. Вот, например, в рельефе сиенского баптистерия известна композиция «Пир Ирода». Мы видим в архитектуре несколько планов. Это то, что еще не всем удается сделать в живописи, а Донателло уже делает это в скульптуре. Может быть, в это время он - наиболее последовательный в этом смысле ученик Брунеллески, который разрабатывал перспективу, конечно, применял ее в архитектуре, применял ее в рисунках и т.д. Но больше всего, конечно, мы это видим у Донателло.

Смерть Христа. 1446-1453
Бронза. Скульптор - Донателло (итал. Donatello, 1386-1466). Базилика Святого Антония, Падуя

Или вот, например, этот рельеф в пизанском соборе Святого Антония, где изображен умерший Христос. Здесь тоже есть анатомия человеческого тела, материальность складок. Здесь, может быть, нет перспективы, потому что есть очень четкий задник, но, во всяком случае, есть вот это стремление к достоверности. Реализм понимается как достоверность. Ты смотришь на это и понимаешь, что страдания Христа реальны. Реально его человеческое тело, реальны его человеческие страдания и реальна его человеческая смерть.

Благовещение. Алтарь Кавальканти. Ок. 1435
Скульптор - Донателло (итал. Donatello, 1386-1466). Церковь Санта-Кроче, Флоренция

Иногда кажется, что он уходит в нарочитую брутальность, грубоватость, но иногда он делает и очень изящные вещи, как, например, вот это знаменитое «Благовещение». Это алтарь Кавальканти в церкви Санта-Кроче - Святого Креста. Здесь применено даже золото с мрамором, и очень изящно сделана эта сцена, когда архангел Гавриил приносит деве Марии весть о рождении Спасителя. Эта композиция очень интересна именно в том плане, что здесь скульптура приближается к живописи. Даже вот эта золотая разделка придает живописность пластике.

Благовещение. Фрагмент. Архангел Гавриил. Ок. 1435
Скульптор - Донателло (итал. Donatello, 1386-1466). Церковь Санта-Кроче, Флоренция

И, конечно, мы опять видим удивительные лики. Они совершенно человеческие, просто с человеческой психологией. Такой несколько удивленно-возвышенный архангел, такая несколько созерцательная и чуть-чуть испуганная Мария.

Вазари пишет так, называя его Донато:

Это очень важное замечание, потому что, как я уже говорила, вместе с Брунеллески Донателло ездил на раскопки в Рим. Действительно, многое еще не было раскопано, и то малое, что он видел, он как-то сразу претворял в свои работы. Видимо, он настолько был увлечен античностью, что заразил и одного из своих заказчиков, самого влиятельного, Козимо Медичи, так что тот приобретал античные вещи. И он же, Донателло, их реставрировал. Это очень важный момент, потому что в период Кватроченто действительно происходит накопление знаний об античности. Можно сказать, что возвращение к античности произошло немножко раньше, что оно было скорее интуитивным. А с этого времени развивается археология, развиваются, как мы бы сказали, и научные знания, т.е. исследования и реставрация, накопление документальных знаний и т.д. И все это сразу выливается и в художественную практику. У Донателло, во всяком случае, очень хорошо это видно.

Рим в XV в. Нюрнбергская хроника (лат. Liber Chronicarum, нем. Die Schedelsche Weltchronik). Инкунабула. 1493

Одним из блестящих и, может быть, первых в этом жанре произведений является конная статуя кондотьера Гаттамелаты, которая была сделана Донателло для Венеции. Наверное, после знаменитой античной конной статуи Марка Аврелия, на которую явно ориентировался Донателло (он ее видел, конечно, в Риме), это следующая такая значительная конная фигура. Опять же она рассчитана на круговой обход, очень монументальна, очень выразительна. На нее потом будут ориентироваться и другие скульпторы. Но сначала, может быть, два слова о том, кого, собственно говоря, прославил этим памятником Донателло.

Эразмо де Нарни был правителем Падуи. Гаттамелата - это прозвище. Оно довольно странно звучит по-итальянски, потому что «гатта» — это по-итальянски «кошка», а «мелата» - «соты». Поэтому это прозвище очень по-разному объясняют. Все вместе - либо «пятнистая кошка», либо «медоточивая кошка», что могло относиться к его характеру. Может быть, льстивым был человек. Либо «кошка цвета меда». Может быть, он какие-то доспехи такие носил пятнистые. Некоторые возводят это прозвище к фамилии его матери - Гаттелли. А некоторые объясняют это тактикой, умением заманивать противника, как кошка. В общем, очень непонятно. Для нас, по-русски, это звучит нормально, а для итальянцев это звучит несколько странно.

Конная статуя кондотьера Гаттамелаты. Фрагмент. 1447-1453
Бронза. Скульптор - Донателло (итал. Donatello, 1386-1466). Соборная площадь, Падуя

Донателло отлил эту статую в 1447 году, но установлена она была намного позже, уже в 1453 году. Как я сказала, образцом послужил памятник Марку Аврелию, который сейчас стоит на Капитолии.

Конная статуя кондотьера Гаттамелаты. 1447-1453
Бронза. Скульптор - Донателло (итал. Donatello, 1386-1466). Соборная площадь, Падуя

Но здесь как-то все более брутально: более мощный конь и так немножко крепко, даже, я бы сказала, не очень изящно сидит на нем всадник. Немножко укорочены его ноги, чтобы они не свисали, специально он укоротил эти ноги. А чтобы две фигуры как-то соединить, Донателло поступает очень интересно: с одной стороны он дает жезл в правую руку кондотьеру, а слева у него диагонально висит меч. И эта диагональ как бы выводит из статики фигуру коня. Во всяком случае, это действительно монументальное и очень значительное произведение, показывающее, что Донателло умел монументально мыслить.

Иоанн Креститель. 1455-1457
Бронза. Скульптор - Донателло (итал. Donatello, 1386-1466). Сиенский собор

Какое-то время он живет в Сиене, потом возвращается снова во Флоренцию. Поговаривали, что он под конец жизни мало работал, может быть, много болел. Он, кстати, долгую жизнь прожил, когда он умер, ему было около 80 лет, что, конечно, для того времени довольно значительный срок жизни. Но вряд ли можно о нем сказать, что у него под конец жизни иссякла творческая энергия. Хотя иногда некоторые исследователи об этом пишут, называя его поздние работы немножко ретроградными, возвращающимися к какой-то до-возрожденческой пластике, немножко, может быть, более готическими.

Кающаяся Марии Магдалина. 1455-1456
Дерево. Скульптор - Донателло (итал. Donatello, 1386-1466). Музей собора, Флоренция

Мне это не кажется. Мне кажется, что они, может быть, менее монументальны, вот если мы посмотрим, например, две последние работы - скульптуры Иоанна Предтечи и святой Марии Магдалины. Они помечены 1450-ми годами, скорее всего, это 1455-й, т.е. это даже не самое последнее, а предыдущее перед смертью десятилетие. Может быть, действительно, к концу жизни он не так много работал. Но эти работы, выполненные ближе к концу жизни, показывают, что все-таки он остается скульптором, который очень четко чувствует пластику человеческого тела.


Fonte battesimale di siena, c, donatello, fede, 1427

Здесь он, конечно, делает довольно подробные одежды. И он чувствует скульптуру не просто как изображение некой абстракции, а он как бы вживается в каждого своего героя, он видит человека. Он видит человека в Иоанне Предтече, он видит кающуюся, уже потерявшую всю свою красоту Марию Магдалину. Но видно, что внутри он сопереживает ей. Он - скульптор, который пропускает все через себя. Что мы не увидим, скажем, у других скульпторов. Поэтому можно сказать, что он действительно во многом основоположник. Хотя Гиберти, может быть, начинает раньше, он даже у него учился, но много ключевого, поворотного сделал именно Донателло.

Портрет Донателло. 1490-1550
Фрагмент картины «Пять основателей флорентийского искусства». Неизвестный художник. Лувр, Париж

На известной панели работы Паоло Уччелло, где изображены пять художников Возрождения, он запечатлен уже в таком преклонном своем возрасте, видимо, каким его запомнило уже следующее поколение мастеров.


Donatello, santi stefano e lorenzo, 1434-43

Произведения Донателло в ризнице церкви Св. Лаврентия во Флоренции — барельефы-медальоны, изображающие евангелистов вдохновлёнными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна Крестителя, полные драматизма. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью, иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св. Антония в Падуе. То же относится и к последнему произведению скульптора, законченному после смерти автора его учеником Бертольдо, — барельефам двух кафедр церкви св. Лаврентия, изображающим Страсти Господни.

Гробница антипапы Иоанна XXIII

Донателло создал также, вместе со своим учеником Микелоццо Микелоцци, несколько надгробных памятников в церквях; особого внимания заслуживаетмонумент развенчанному папе Иоанну XXIII, послуживший образцом для многочисленных надгробных памятников, созданных в XV-XVI столетиях во многих церквях Италии.

Последние годы своей жизни Донателло провёл во Флоренции, работая до глубокой старости. Умер в 1466 году, погребён с большими почестями в церкви Сан-Лоренцо, украшенной его работами.

Вазари пишет: «Смерть его причинила бесконечное горе его согражданам, художникам и всем, кто знавал его при жизни. Посему, дабы после смерти почтить его больше, чем чтили его при жизни, устроили ему почетнейшие похороны в означенной церкви, и провожали его все живописцы, архитекторы, ваятели, золотых дел мастера и почти весь народ этого города, в котором еще долго не переставали сочинять в честь его разного рода стихи на различных языках…» Я думаю, что здесь Вазари не преувеличивал, потому что действительно Донателло прожил такую длинную жизнь, пережил своего учителя Гиберти, пережил своего друга Брунеллески, и в таком почетном возрасте его, конечно, очень многие превозносили.



Donatello Borromeo Madonna Kimbell. madonna col bambino, firenze, 1400-1430 ca

Niccolo da Uzzano by Donatello - cast

Портретные бюсты — отрасль пластики, любимая греками и римлянами и совершенно оставленная в средние века, — была воскрешена Донателло. Некоторые детские бюсты Донателло в высокой степени верно воспроизводят действительность и чрезвычайно миловидны. Донателло с необыкновенной верностью предвидел впечатление, которое его работы будут производить на известном расстоянии, и умел определять степень их законченности.Некоторые из его бюстов замечательны по своей индивидуальности и как нельзя более характеристичны[чего?]. Донателло с необыкновенным умением передавал духовную жизнь представляемого им лица.

Baptismal font of the Siena Baptistry, Donatello

А было за что превозносить! Действительно, он первым, например, начал изучать механизм движения. Вот почему у него такие свободные фигуры: потому что он изучал механизм движения человеческого тела. Он пытался в своих скульптурах не просто повторить принцип античной скульптуры - опора на одну ногу, - а повторить вот это движение. У него всегда более сложное движение. Он первым изобразил в своих рельефах массовое действо. Он стал трактовать одежду в связи с пластикой тела.

Saint Jerome by Donatello

Он поставил задачу выразить индивидуальный портрет в скульптуре. Его святых хочется назвать портретными. Не просто каноническое изображение с таким общим выражением лица, а что-то такое психологическое и реалистическое, что дает индивидуальность тому или иному персонажу.

Он довел до совершенства бронзовое литье, моделировку мрамора. Он очень тщательно, удивительно отделывал работы с мрамором. Круглая скульптура - он первый вот так свободно делал этот круговой обход. И, конечно, вот эти трехплановые рельефы - т.е. он ввел перспективу в рельефы. Все это сделал именно Донателло.

источники

Донателло: Альбом / Автор-составитель М. Либман; Оформление художника Е. Ганнушкина. — М.: Изогиз, 1960. — 52 с. — (Мастера мирового искусства).
История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение. М., «Изобразительное искусство», 1982
История зарубежного искусства. М., «Изобразительное искусство», 1984
Либман М. Я. Донателло. — М.: Искусство, 1962. — 252 с.
Флоренция. Город и его шедевры. Флоренция, CASA EDITRICE BONECHI, 1994
История мирового искусства. БММ АО, М., 1998

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 16.10.2016 17:48 Просмотров: 2596

Итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения, Донателло был основоположником индивидуализированного скульптурного портрета.

Его полное имя – Донато ди Никколо ди Бетто Барди .

Из биографии

Скульптурный портрет Донателло в Уффици (Флоренция)

Родился будущий скульптор во Флоренции около 1386 г. и там же умер и похоронен в 1466 г.

Его отец был простым чесальщиком шерсти, но смог заметить способности сына. Он отдал его в мастерскую живописца и скульптора Биччи ди Лоренцо, где он получил художественное образование. В конце обучения Донателло побывал даже в Риме (1404-1407) вместе с архитектором Брунеллески , там они совершенствовались у Лоренцо Гиберти, известного итальянского скульптора, ювелира, историка искусства Раннего Возрождения.

Творчество Донателло

Одной из первых работ Донателло был горельеф, изображающий Благовещение.

Донателло «Благовещение»

Донателло «Благовещение» (около 1428-1433). Церковь Санта Кроче (Флоренция)
Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти. Вокруг он изобразил цветочный узор... а наверху шесть младенцев, расположенных попарно, с цветочными гирляндами, друг друга обхватывают, будто боясь головокружительной высоты.
Большой талант и мастерство он проявил в фигуре Девы, испуганной внезапным появлением ангела, грациозно склоняется она, робко и почтительно приветствуя ангела. В её лице отражены кротость и благодарность за неожиданный Дар».
До поездки в Рим у Донателло преобладало реалистическое направление творчества. Изучив классические образцы скульптуры, он принял в свой творческий арсенал и греко-римскую пластику. Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом.

К реалистическому стилю относится, например, статуя Марии Магдалены (около 1454 г.), которую он изображает в виде исхудалой старухи с длинными волосами. Статуя находится во флорентийской Крестильнице.
Но всё-таки лучшими работами скульптора считаются те, в которых он искал свой собственный путь в соответствии со своими внутренними идеалами. Например, бронзовая статуя Давида.

Донателло «Давид»

Донателло «Давид» (около 1440). Высота 1,58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)
Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности. По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи. Но достоверными эти сведения считать нельзя. Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно.
Давид – библейский персонаж, псалмопевец. Донателло изображает его не в соответствии с традиционными изображениями библейских героев. Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло. И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе.

Фрагмент

Бронзовый Давид – почти ещё мальчик с юношеским телом и длинными волосами. Он абсолютно наг: на нём только пастушеская шляпа и сандалии с поножами (часть доспехов, защищающая переднюю часть ноги от колена до щиколотки). Поза героя – свободная, тяжесть тела переносится на правую ногу, а левой он попирает голову побеждённого им Голиафа.

Фрагмент

В левой руке он держит камень от пращи – орудие победы. На его лице торжество: он победил Голиафа (огромный филистимлянский воин). Но при взгляде на него трудно представить себе, что он способен справиться с великаном – поэтому событие явствует силу Божественного вмешательства. Следовательно, статуя, изображающая слабого юношу, стоящего над побеждённым врагом, говорит о невидимом присутствии Бога в этой сцене.

Донателло. Статуя апостола Марка

Донателло. Евангелист Марк (1411). Мрамор. Церковь Орсанмикеле (Флоренция)
В 1411-1412 гг. Донателло выполнил статую cвятого Марка для ниши на южной стороне здания церкви Орсанмикеле, которая и до настоящего времени украшает предназначенную для нее нишу. Статуя Марка была заказана старшинами цеха льнопрядильщиков, возможно именно поэтому Донателло так тщательно проработал драпировки одежды, изобразив их самых различных форм. Статуя сразу привлекла внимание современников, т.к. Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа. Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна. Левая рука, держащая книгу, одновременно придерживает плащ, который спадает свободными складками, обрисовывая рельеф ноги. Фигура исполнена достоинства. В этой фигуре всё зна́чимо. Микеланджело сказал о статуе Марка, что он «никогда еще не видел статуи, столь похожей на порядочного человека; если таким был св. Марк, можно поверить и его писаниям».

Донателло. Евангелист Иоанн

Донателло. Евангелист Иоанн (1410-1411). Мрамор. Музей собора (Флоренция)

В 1408-1415 гг. для фасада кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции разными скульпторами были созданы статуи четырех евангелистов: Иоанн Богослов работы Донателло, апостол Лука работы Нанни ди Банко, апостол Марк – Николо Ламберти, апостол Матфей – Чуффаньи. В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции. Сидящий апостол Иоанн изображён мощным стариком с могучими руками, исполненный сдержанного достоинства и благородства.
Начиная с этой работы, Донателло вступает в новый период своего творчества и создает шедевры, которые открывают новую эпоху в искусстве.

Донателло. Статуя Гаттамелаты (Падуя)

В 1444 г. Донателло в Падуе отлил из бронзы конную статую кондотьера (руководитель военных отрядов) Венецианской республики Гаттамелаты. В настоящее время эта скульптура находится перед церковью св. Антония. Со времен древних римлян не было отлито в Италии ни одной подобной статуи.

Донателло воскресил портретные бюсты, которые были любимы греками и римлянами, но забыты в средние века. Особенно удачными у него были детские образы, они очень индивидуальны.

Донателло «Аллегорическая фигура мальчика» (1430). Бронза. Национальный музей Барджелло (Флоренция)

Донателло «Летающий мальчик с рыбой»
В ризнице церкви св. Лаврентия во Флоренции находятся барельефы-медальоны, изображающие евангелистов, а также сцены из жития Иоанна Крестителя, исполненные драматизма.
Вместе со своим учеником Микелоццо Микелоцци Донателло создал несколько надгробных памятников в церквях.

Последние годы своей жизни Донателло провёл во Флоренции, работая до глубокой старости. Он работал во многих городах: во Флоренции, Пизе, Сиене, Прато, Риме, Падуе, Ферраре, Модене, Венеции. Мастер умер в 1466 г. и погребён с большими почестями в церкви Сан-Лоренцо, украшенной его работами.

Церковь Сан-Лоренцо (Флоренция)
Его работы вызывали восторг у современников, несмотря на определенную бескомпромиссность мастера – он не гнался за внешней красивостью, не потакал вкусам публики, не стремился чрезмерно отделывать свои статуи, чтобы не лишить их свежести первого замысла. Он всегда делал так, как считал нужным.
Творчество таких мастеров бывает востребовано во все времена.