Какие законы мы можем считать нравственными. Высший моральный закон канта имеет несколько формулировок

И не делать зла. Согласно Канту, нравственный закон благодаря свободе является каузальным законом и предписывается безусловно, категорически (см. Категорический), не считаясь с эмпирическими целями.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .


Смотреть что такое "НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН" в других словарях:

    НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН, МОРАЛЬНЫЙ ЗАКОН - предписание делать добро и не делать зла. Нравственный закон благодаря свободе является каузальным (причинно обусловленным) и потому предписывается безусловно, категорически, не считаясь с эмпирическими целями … Профессиональное образование. Словарь

    Естественный нравственный закон - это закон об исходно нравственной сущности человека и нравственности как основной движущей и определяющей силе развития как отдельного человека, так и общества, человечества в целом. Согласно закону, Бог наделил человека способностью избирать… …

    Необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. 3. выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Существуют 3.… … Философская энциклопедия

    Нравственный императив - (лат. – повеление) – это общий закон, высшее требование, важнейший принцип, которому надо следовать безоговорочно, без рассуждения, без сомнения. Это та нравственная максима, которая распространяется на все человечество без исключения. Термин… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Закон - English: Law Обычно так называется закон, который Бог дал Моисею. Закон можно поделить на 1) гражданский закон, регулирующий общественные обязательства по отношению к ближним, 2) церемониальный закон, регулирующий поклонение Израиля,… … Словарь богословских терминов

    Закон Моисеев - ♦ (ENG law of Moses) (лат. lex Mosaica) нравственный закон, данный Богом Моисею для регулирования поведения народа, с к рым был заключен завет, каким мы обнаруживаем его в Пятикнижии (Нав. 8:31 32; 23:6; 4 Цар. 23:25) … Вестминстерский словарь теологических терминов

    Принцип талиона (лат. lex talionis) принцип назначения наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением («око за око, зуб за зуб»). Содержание 1 Виды и предназначение 2 Талион в… … Википедия

    ИМПЕРАТИВ НРАВСТВЕННЫЙ (ИЛИ ВЫСШИЙ ЗАКОН МУДРОСТИ) - Одним из первых и лучше всего его сформулировал Конфуций: «Делай другим то, чего ты желаешь себе». Затем, примерно в одинаковых выражениях мы встречаем закон в Священных книгах основных мировых религий, у немецкого философа И. Канта … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    Большая биографическая энциклопедия

    Известный юрист и философ. Род. в Тамбове в 1828 г.; до 1868 г. был профессором государственного права в московском университете, в 1882 83 гг. московским городским головой; по выходе в отставку живет в своем имении (село Караул, Кирсановского… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Жизнь без границ. Нравственный закон , Владимир Жикаренцев. Внешний мир полон преград, препятствий. Мы постоянно с кем-то боремся, что-то преодолеваем, чаще всего не видя, что проблемы живут в нас самих. Эти границы мы создалисебе сами и в них…
  • Жизнь без границ. Нравственный закон. Строение и законы дуальной Вселенной. Концентрация и медитация , Владимир Жикаренцев. Внешний мир полон преград и препятствий. Мы постоянно с кем-то боремся, что-то преодолеваем, чаше всего не замечая, что проблемы живут в нас самих. Эти границы мы создали себе сами и в них…

О законах нравственности - страница №1/1

О ЗАКОНАХ НРАВСТВЕННОСТИ
Хорошими людьми становятся больше

от упражнений, чем от природы.

Демокрит

Ежедневное общение дома, в школе, в транспорте, на улице, со своими, с чужими – это та реальность, о которой мы редко задумываемся. Это наша жизнь, в которой порой нет времени «остановить мгновение». Хотим мы этого или не хотим, но все мы подчас испытываем одни и те же чувства, все мы ранимы и уязвимы, все мы одинаково мучаемся от зла, обиды, боли, равнодушия.

– Безразлично ли любому человеку, как к нему относятся окружающие? (Нет.)

– Волнует ли вас отношение окружающих людей?

Да, нам не безразлично, как к нам относятся, и чаще всего мы хотим, чтобы нас любили, чтобы окружающим было хорошо с нами.

Кто-то дорожит любовью и уважением лишь своих друзей и знакомых, кому-то дороже всего добрые отношения в семье, и реже всего мы дорожим отношениями всех окружающих – и знакомых, и незнакомых.

– Почему? Может быть, этого и не надо?

Причин много, но одна из них, пожалуй, главная (Какая? Привести пример. ) – это эгоизм, желание, а вернее, нежелание в чем-то ущемить и ограничить себя, любимого, неумение поставить себя на место другого человека и постараться сделать все, чтобы ему (другому) было хорошо и спокойно. А еще? (Пример.) Трусость. Да-да, элементарная трусость, ведь хамство по отношению к совсем не знакомым чаще всего остается безнаказанным.

– Существуют ли некие общечеловеческие правила, используемые людьми различных социальных групп, разных возрастов, разных стран и народов?

Таких единых, общечеловеческих правил, наверное, нет, хотя есть общий принцип, на котором они строятся. Этот принцип – так называемое «золотое правило нравственности», которое в той или иной степени является критерием нравственного поведения всех цивилизованных народов. Существует это правило на протяжении всей истории человечества. Менялись народы и цивилизации, но «золотое правило» оставалось.

Примеры:

1. В древнеиндийском эпосе V в. до н. э. есть такие строки: «Те поступки других, которых человек для себя не желает, что самому не приятны, пусть не делает другим людям».

2. Известны библейские изречения: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому»; «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

3. Строки из XV века: «Какая жизнь самая лучшая? Когда мы не делаем того, что осуждаем в других».

– Обобщите все сказанное. Какая единая мысль сохраняется во всех этих высказываниях?

Что людям желаешь, то и сам получишь.

Не делай другому того, чего сам себе не желаешь.

– Какие же поступки можно назвать нравственными?

Нравственные поступки имеют хорошие последствия как для нас самих, так и для окружающих нас людей. Как важно всегда помнить, что любой поступок имеет последствия и результат!

– Чем человек оправдывает свое безнравственное поведение?

Обстоятельствами. Дескать, они (обстоятельства) вынудили его сделать так. Но это неверно. В одних и тех же обстоятельствах люди ведут себя по-разному.

– От чего это зависит?

От нравственной позиции. Так, например, австрийский психолог Виктор Франклин, прошедший в годы Второй мировой войны через все ужасы гитлеровского концлагеря, пишет: « В концентрационном лагере, например... мы были свидетелями того, что некоторые из наших товарищей вели себя, как свиньи, в то время как другие были святыми. Человек имеет в себе обе эти возможности, и то, которая из них будет реализована, зависит от его решения, а не от условий».

– Итак, давайте более подробно представим, что же включает в себя понятие «нравственность». Какими качествами должен обладать нравственный человек?

Вернемся к началу нашего разговора. Для каждого человека, и мы это уже выяснили, всегда очень важно, как относятся к нему окружающие, что о нем думают, как оценивают его поступки и всю его деятельность.

– Как называется присущая каждому из нас потребность в общественном одобрении? (Честь.)

На доске нарисован «скелет» пирамиды, куда записываются постепенно, по мере обсуждения, все нравственные качества.

В итоге н а д о с к е


Честь – это добрая слава о человеке, о его делах. И «не уронить» эту славу – высший нравственный долг человека. И от того, что несут людям поступки человека – добро или зло, – зависит, уронит он это чувство или сохранит его в чистоте. Да, это честь.

– А что значит для вас честь? Какие понятия вы вкладываете в это слово?

В народной мудрости есть такое наставление: «Не променять честь на чечевичную похлебку». Как его понять?

Человек с честью не променяет ее ни на какой соблазн, материальные блага, заманчивое предложение.

Издавна в общественном сознании закрепилась русская пословица: «Береги честь смолоду». Почему? Зачем?

Чтобы это стремление стало сознательным, неотъемлемой частью жизни. От чего зависит наличие этого стремления? От окружающей среды, от людей, с которыми общаемся, от воспитания. А главное (от чего?) – да, от самого человека, от того, как он стремится воплотить в себе и в своем образе жизни принципы чести.

– По каким поступкам определяют честь человека?

Честь определяется отношением к обязанностям, к труду, к другим людям, к женщине, к детям.

Следующая составляющая нравственности неразрывно связана с честью человека.

Подумайте, что, как и честь, важно сберечь? Достоинство.

Иными словами, достоинство – это значимость человека. Свое достоинство каждый из нас проявляет ежедневно и ежечасно – на работе, в учебе, дома. Это чувство обнаруживается в сопротивлении каждого уважающего себя человека (чему?) всяким попыткам унизить, оскорбить, оклеветать его, ввести других в заблуждение относительно своей личности. Это чувство возвышает человека, придает его деятельности, всем его стремлениям определенное благородство.

Могут найтись люди, способные оскорбить, унизить вас, но право на самоуважение отнять невозможно.

Вот таинственный инструмент,

Созидается он столетиями,

А утрачивается в момент.

Под бомбежку ли, под гармошку,

Под красивую ль болтовню

Иссушается, разрушается,

Сокрушается на корню.

Чувство собственного Достоинства –

Вот таинственная стезя,

На которой разбиться – запросто,

Но с которой свернуть нельзя.

Потому что без промедления,

Вдохновенный, чистый, живой,

Растворится, в пыль превратится

Человеческий образ твой.

Б. Окуджава

– Что является свидетелем наших поступков, какое чувство определяет, что мы совершаем – добро или зло?

Это наша совесть.

– Что такое совесть и зачем она нужна?

Совесть – это наш внутренний судья. Совесть часто проявляется как неосознанный инстинкт, импульс, не оставляющий времени на размышления о личной выгоде.

Совесть помогает нам осуществлять самоконтроль, проводить самооценку совершаемых поступков. Она проявляется в непримиримости к собственным недостаткам, в самокритике, в желании соответствовать нравственным требованиям.

– Какое чувство является главным проявлением совести? Чувство стыда.

В народе издавна, как вы знаете, совесть разделяют на... (какую?) чистую и нечистую .

– С какой совестью человеку жить легче, свободнее? Почему?

Чистая совесть возвышает, нечистая заставляет страдать, прятаться, скрывать свои мысли и поступки.

«Жалок тот человек, в ком совесть нечиста» (А. Пушкин) .

– Почему?

П р о д о л ж и т е ф р а з у:

Если большинство людей в обществе

бессовестны е – это общество... (обывательское, беспокойное, нетерпимое, опасное, криминальное, бандитское, конфликтное);

совестливые – это общество... (спокойное, мирное, гражданское, безопасное, терпимое).

Слова «ты должен», «ты обязан» каждый слышит с раннего детства. Иные молодые люди склонны думать, что они никому ничего не должны, а наоборот, все должны им преподнести все блага на «блюдечке с голубой каемочкой», обязаны обеспечить «нормальную жизнь».

– О каком чувстве идет речь?

Это чувство появляется, когда у человека сформировано сознание. Это долг . Да, так уж устроена наша жизнь, что живет свободно и счастливо тот, кто находит радость в исполнении своего долга.

Долг – нравственное требование к личности, которое выступает как общественная необходимость жизни в обществе.

– В чем же вы видите на данном этапе исполнение своего долга? А в будущем?

Итак, чувство долга является критерием гражданской зрелости человека.

Продолжите и объясните смысл следующего высказывания:

«Исполни свой долг, и ты узнаешь, чего ты... (стоишь).

– От чего же зависят действия человека?

От желания и, конечно же, решения действовать.

– А воплощение в действие решения человека зависит от чего?

От прилагаемых усилий, то есть от человеческой силы воли.

– Как вы определяете для себя понятие силы воли?

Это сознательное усилие человека, направленное на достижение цели, на решение поставленной задачи. Иными словами, это мое убеждение, воплощенное в решение и действие.

– Какого человека можно назвать волевым?

Который занимается самовоспитанием, самостроительством, самосовершенствованием, ежедневно вырабатывая в себе столь необходимое качество. Волевой человек стремится стать лучше, накапливая в себе положительные качества.

Все сказанное – основа прекрасной, нравственной души человека.

– В чем, по-вашему, выражается способность и умение человека находить, видеть и воспринимать прекрасное в окружающем его мире: в жизни, в людях, в природе, в вещах. В духовности.

– Что вы вкладываете в понятие «духовность»?

– Зачем она человеку?

По тому, как человек судит о прекрасном (если вообще эта способность присутствует в нем), можно судить и о его отношении к людям. Прокомментируйте следующее стихотворение:

«...Вот человек, что скажешь ты о нем?»

Ответил друг, плечами пожимая:

Что про него хорошего я знаю?»

«Вот человек, что скажешь ты о нем?» –

Спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком не знаком,

Что я могу сказать о нем плохого?»

Р. Гамзатов

– Позицию какого человека можно назвать нравственной? Почему? Какая позиция из этих двух близка вам? Как развивать в себе стремление к прекрасному?

Духовность развивается в стремлении человека к доброму, правдивому, прекрасному и красивому, что является опорой для человеческой души. Без такой опоры человек превращается в обывателя, для которого самое главное – быть сытым.

Каждый решает и определяет для себя (возврат к эпиграфу): насколько важно упражняться в самовоспитании, чтобы стать хорошим человеком?

О нравственном законе. Свойства нравственного закона

Свободная воля есть один элемент или одна часть нравственности. Второй элемент, или вторая часть, столь же существенная, есть закон нравственности. Чтобы человек мог достигнуть конечной цели, или своего назначения, он должен находиться в правильном отношении к своему назначению, в надлежащем порядке. Порядок немыслим без закона. Следовательно, в нравственной области должен иметь место закон, который дает указания, как человек должен жить, чтобы достигнуть своего назначения.

Всякий настоящий закон должен обладать двумя свойствами: всеобщностью и необходимостью. И нравственный закон обладает этими свойствами. Он всеобщ, так как тот самый закон, который я слышу в своей совести, слышат в себе и все другие люди, вырабатывая на основании слышимого положительные письменные записи. Он необходим, так как представляет собой непременное требование по отношению к человеку, хотящему достигнуть своей цели: нет другого пути к этой цели, кроме пути исполнения закона. В этом смысле нравственный закон не отличается от физического.

Но есть и различие между ними. Насчет необходимости закона скажем, что она возможна двоякая: безусловная и обусловленная. Безусловная необходимость господствует в физической природе; здесь закон непосредственно переходит в действие. В нравственной же области необходимый закон обусловлен признанием его со стороны свободной человеческой воли. Но это не значит, что в случае его отрицания волей человека закон разрушается в своем объективном значении. Нет, не достигая своего подтверждения со стороны человека положительным образом, он достигает его отрицательным образом. Он воздействует на человека, навлекая на него те пагубные последствия, которые неразлучны с уклонением предмета от закона своего существа, т. е. саморазложение, самоуничтожение, продолжающиеся до тех пор, пока человек снова не подчинится неизбежной для него необходимости закона. «Если отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас», – свидетельствует пророк (Ис. 1, 20).

Обусловленная необходимость закона называется обязательством. Обязательство есть подчинение без принуждения. А та сила, которая обязывает и повелевает, называется авторитетом, или властью, по выражению Священного Писания. Авторитет, как и обязательство, совмещает в себе свободу и необходимость: где повеления исполняются с помощью принуждения или насилия (деспотизм) или где недостает могущества воздействовать на не исполняющих повеления, там отсутствует истинный авторитет.

Насчет всеобщего нравственного закона заметим, что, хотя все люди одинаково подчиняются и исполняют один и тот же нравственный закон, между исполнением закона и действиями различных людей есть разница. Она зависит частью от их индивидуальности, от особенностей их личности, от различия нравственной способности применять общие требования закона к частным случаям, а также от различия в задачах, поставленных Богом разным людям. Нравственный деятель не относится к нравственному закону так же непосредственно, как копия относится к оригиналу. Если, например, апостол Павел внушает римлянам испытывать, что есть воля Божия благая, угодная и совершенная (гл. 12, 2), то он имеет в виду побудить их к испытанию и познанию не только общих требований, которые ко всем одинаково относятся и которые были известны римлянам, но и тех, которые были поставлены волей Божией именно им, именно в том положении, в котором они находились, и при тех духовных дарах, которыми они обладали. И в нравственной области «один Господь, но различны дары». Самая великая нравственная мудрость состоит не в том, чтобы только знать общие предписания закона и заповедей, а в том, чтобы понимать и уметь их применять в жизненных обстоятельствах.

Чтобы показать на библейских примерах различия нравственной жизни в силу индивидуальных различий, достаточно указать на Исава и Иакова, Марфу и Марию, Апостолов Петра и Павла. Для доказательства неустранимости из нравственной жизни индивидуального элемента можно указать на супружескую любовь – это основание всякого нравственного общества. Любовь, и в частности супружеская, заповедана нам законом, но он не может указать человеку на предмет его супружеской любви. Это уже личный выбор самого человека, но закон применим в любом случае. Это же можно сказать и о всяком нравственном действии, хотя в других случаях индивидуальный элемент не настолько очевиден. Так, например, закон заповедует нам жертвовать собой ради других, ради общества. Но он не определяет всех частных случаев и обстоятельств этой жертвенности. Она зависит от личности каждого человека: один жертвует собой как воин, другой – как врач, третий – как пастырь Церкви, четвертый – как ученый, пятый – как друг и т. д. В этом пожертвовании одни отдают свою жизнь, другие борются за справедливость. Каждый действует сообразно своему индивидуальному положению в нравственном мире и сообразно своей личной инициативе. Но эти положения не надо понимать как противоречие общему нравственному закону. Противоречие, конечно, возможно, но тогда мы совращаемся с нравственного пути. Пока же стоим на правильной точке зрения, не за пределами закона, не в противоречии ему, а в недрах самого закона, каждый из нас вносит нечто от себя. Каждый обязан производить нечто от себя и толковать нравственный закон в частных и непредвиденных случаях и искать средства для применения закона в каждом отдельном случае.

На основании отличия необходимости и общности нравственного закона от необходимости и общности закона физического мы получаем ясное понятие о долге и его отношении к закону. Что такое долг, или обязанность? Долг есть признание известной личностью среди известных обстоятельств обязанности исполнения предписаний закона. Закон относится ко всем людям, и все одинаково подчинены высшей авторитетной силе. А долг, или обязанность, относится к определенному лицу, к индивидуальной личности. Закон мы исполняем, выполняя долг. Потому-то говорят: «Мой долг, я исполняю свою обязанность», но не говорят: «Мой закон, я исполняю свой закон».

Нравоучители эмпирического направления полагают, что нравственный закон образовался из человеческого опыта. Идея обязанности, по их мнению, – идея не априорная, а апостериорная, т. е. она не есть идея первоначальная и принадлежащая человеческой природе.

Она образовалась с течением времени, порождена цивилизацией и передается от поколения к поколению. Она основана лишь на привычке и традициях. Образовалась она, как любая мораль, из пользы и симпатии, т. е. из невольных влечений людей к выгодной жизни и к сочувствию подобным себе. Но против этой теории говорят всеобщность идеи обязанности и невозможность для людей ее устранить. Если бы мы открыли, что идея обязанности не имеет для нас существенного значения и не связана с нашей природой, то мы могли бы освободить себя от нее, однако мы никогда не в состоянии этого сделать. Наследственная передача понятий добра и зла может объяснить только навык к повиновению, но никак не необходимость этого. Человеческий разум не тот авторитет, который мог бы императивно приказать и настоять на непременном исполнении закона.

Таким авторитетом может быть только святая и всемогущая воля Божия. Поэтому последнее основание идеи обязательства есть воля Божия. Един Законодатель и Судия (Иак. 4, 12), говорит Апостол Иаков. Бог творит все, что хочет (Пс. 113, 11). Это есть воля Божия, эте есть заповедь Его, так благоугодно Богу, – часто читаем в Священном Писании. Апостол Павел увещает христиан познавать, что есть воля Божия благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2). В воле Божией лежит последнее основание и всех человеческих законодательств, и всякого авторитета: «Нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13, 1). Еще Гераклит заметил, что «все человеческие законы заимствуют свое питание из Божественного закона». Таким образом, повинуясь или не повинуясь человеческому авторитету, повинуются или не повинуются Богу. Противящийся власти противится Божию установлению (Рим. 13, 2).

Обстоятельную разработку кантовская теория получила в таких трудах, как “Основы метафизики нравственности”(1785), “Критика практического разума” (1788), “Метафизика нравов” (1792).

Понимание оснований и сути нравственных правил Кант считал одной из важнейших задач философии. Он говорил: “Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне” Согласно канту, человек поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом: как явление среди других явлений природы человек подчинен необходимости, а как нравственное существо он принадлежит миру умопостигаемых вещей – ноуменов. И в этом качестве он свободен. Как нравственное существо человек подчиняется только нравственному долгу .

Нравственный долг Кант формулирует в форме нравственного закона , или нравственного категорического императива . Закон этот требует, чтобы каждый человек поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения всех. Если к поступкам, совпадающим с велением нравственного закона, человека влечет чувственная склонность, то такое поведение, считает Кант, не может быть названо моральным. Поступок будет моральным только в том случае, если он совершается из уважения к нравственному закону. Стержнем нравственности является “добрая воля”, которая выражает поступки, совершаемые лишь во имя нравственного долга, а не ради каких-то других целей (например, из-за страха или чтобы выглядеть в глазах других людей, ради корыстных целей, например, выгоды и т.п.). Поэтому кантовская этика нравственного долга противостояла утилитаристским концепциям, а также религиозно-теологическим этическим учениям.

В кантовском учении о нравственности следует различать “максимы” и “закон”. Первые означают субъективные принципы воли данного единичного лица, а закон – это выражение общезначимости, принцип волеизъявления, имеющий силу для каждой личности. Поэтому такой закон Кант называет императивом , т.е. правилом, которое характеризуется долженствованием, выражающим обязательность поступка. Кант подразделяет императивы на гипотетические, исполнение которых связывается с наличием определенных условий, и категорические, которые обязательны при всех условиях. Что касается нравственности, то в ней должен быть только один категорический императив, как высший ее закон.

Кант считал необходимым подробно исследовать всю совокупность нравственных обязанностей человека. На первое место он ставит долг человека заботится о сохранении своей жизни и соответственно здоровья. К порокам он относит самоубийство, пьянство, обжорство. Далее он называет добродетели правдивости, честности, искренности, добросовестности, собственного достоинства, которым противопоставлял пороки лжи и раболепия.

Важнейшее значение Кант придавал совести как “нравственного судилища”. Двумя главными обязанностями людей в отношении друг к другу Кант считал любовь и уважение. Любовь он толковал как боговоление, определяя “как удовольствие от счастья других”. Участливость он понимал как сострадание другим людям в их несчастьях и как разделение их радостей.

Кант осуждал все пороки, в которых выражается человеконенавистничество: недоброжелательность, неблагодарность, злорадство. Главной добродетелью он считал человеколюбие .

Таким образом, философия нравственности И. Канта содержит богатую палитру добродетелей, что свидетельствует о глубоком гуманистическом смысле его этики. Этическое учение Канта имеет огромное теоретическое и практическое значение: оно ориентирует человека и общество на ценности моральных норм и недопустимость пренебрежения ими ради эгоистических интересов.

Кант был убежден, что неизбежная конфликтность частнособственнических интересов может посредством права приводиться к определенной согласованности, исключающей необходимость прибегать к силе для разрешения противоречий. Право Кант трактует как проявление практического разума : человек постепенно приучается быть если не морально добрым человеком, то во всяком случае хорошим гражданином.

Нельзя не отметить и такую ныне актуальную проблему, которая рассматривается в социальной философии И. Канта как проблема первенства морали по отношению к политике. Кант выступает против таких принципов аморальной политики: 1) при благоприятных условиях захватывай чужие территории, подыскивая затем оправдания этим захватам; 2) отрицай свою виновность в преступлении, которое ты сам совершил; 3) разделяй и властвуй.

Кант считает необходимым средством борьбы против этого зла гласность, рассмотрение политики с точки зрения ее гуманистического смысла, устранения из нее бесчеловечности. Кант утверждал: “Право человека должно считаться священным, каких бы жертв это ни стоило господствующей власти”.

Как к примеру в математической или механическо-прникладной сфере из-за наличия условностей, недосказанности, недомыслия и недоказанности, так говорят о рефлексах и рефлексии как о принципах телесного ощущения и душевного осмысления ощущений.

В частности, если рассматривать мораль и нравы, которые относим к гуманитарной сфере, то начинать с каких-то теорем или функций было бы по меньшей мере не логично, в виду того, что многое в этой сфере иносказательно, по большому счёту субъективно, выводы, мягко говоря, неполны и даже ошибочны, оценки противоречивы и расцениваются порой как оскорбления. Со временем в этой сфере происходят изменения мнений до противоположных, опыт меняет воззрения и определения как терминов, так и процессов, приравненных к законам.

Тем не менее всё что происходит находит отражение в информационном пространстве и запечатлевается на соответствующих уровнях информационного поля. Человек, черпающий информацию со среднего уровня иногда скатывается на нижний и уже не может обладать собственным мнением, его память укорачивается соответственно маломощного биопотенциала и происходит мизерное духовное наполнение.

Такой индивидуум живёт, руководствуясь инстинктами. Иное дело мыслящий детерминантами детерминист (тезисы Декарта), отрицающий свободу волеизъявления в сообществе подобных себе, с его широтой души и запасом позитива может достигать среднего уровня с достаточно высокой степенью свободы в выборе, хотя не снимает с себя ответственность за ошибочность и получение соответствующих последствий в виде воздаяния, формулируя основные нравственные законы в виде запретов или рекомендаций для сообщества.

Конкретно остановимся на них. Во главу угла ставится идея Бога- мысль, ведущая к благости, благодеянию и благодатности и как следствие рекомендация не нарушай заповедей и не сотвори себе кумиров иных, ведущих к разобщению и противоборству. И поэтому очень важны запреты. Не лги и не извращай законы, постулаты и догмы. Не оставляй родителей своих в нужде и таким образом продлишь себе жизнь . Не изменяй любимым и не прелюбодействуй, ища в любви только сексуальное наслаждение. Не воруй, не присваивай чужого, не завидуй, не бей и не убивай никого, не мсти и не отвечай злобой на злобу. Ищи удовлетворения своих потребностей не для удовольствия, а для поддержания жизни, соблюдай меру во всём.

Человеку со средним уровнем информационного обеспечения всё что приятно-то и есть добро, а то что вызывает чувство неприязни, негативного, мерзкого и неприятного-то зло. Для большинства что-то чувствовать означает реакцию на раздражение или отклонение от равновесного состояния психики. Такого рода дисбаланс вызывает порыв к движению, выраженному в действии или противодействии отражению и приведению к равновесию.

Если посмотреть с физической точки зрение на процесс дисбаланса, то видно как измеряющий прибор, термометр, амперметр, реагирует на изменения в среде, производя отклонение стрелки на соответствующий уровень. Зачастую можно наблюдать колебания показателей. Но это не соответствует чувствительности в смысле ощущения и оценки дисбаланса для сознания в качестве комфорта или дискомфорта.

Очевиден факт, что всё живое состоит из мёртвого,хотя не всё мёртвое может стать живым и ощутить приятность или неприятность в сознании. Для того, чтобы глинозём стал живой клеткой его надо одухотворить, иными словами, предать ему способность не только реагировать на раздражения, но и оценивать изменения в реальности. Совокупность клеток, организованных в организм и взаимосвязанных нервной системой согласно всеобщим законам мироздания одушевляются алгоритмом взаимосвязи и структурирования. Носителем программы является тонкая энергия, которую условились называть ДУХОМ.

Натуралисты предпочитают называть энергию как первопричину самозарождения жизни. Идеалисты в основу зарождения приняли Святого Духа, который и материализовал энергию из ничего. Те мыслители, которые в рассуждениях стараются угодить и нашим и вашим считают, что в начальный момент происходит самопроизвольное зарождение Духа и его материализации, что очень спорно на взгляд и тех и других. И тогда натуралисты склоняются к вечности существования энергии, которая всегда изменяется и трансформируется циклично, являясь носителем информации о том что было, есть и будет всегда. Идеалисты склонны к началу и концу трансформации, считая вечным Духа, носящегося в бездне и слово, символ Бога.

Те, кто не натуралисты и не идеалисты, а середняки уверяют и наших, и ваших, что слово-это закон и нет, и не было ни начала, ни конца, или там, где создалось видимость конца, всегда присутствует начало и наоборот, вопреки всем, там присутствует элементарная первопричина появления последующей сложности. Отсюда вывод о существовании Всевышнего Создателя всего, предпочитая называть Его идеей, заключённой в слове Любовь связанной с милосердием, справедливостью, могуществом, гармонией красоты и вечности. Сошлись на том, что существует богоподобный информационно-энергетический потенциал в сущности, дающей благодать жизни, совершенство и духовность. И естественно представляют Бога в образе своего подобия Отца и Сына, Святого Духа, Законодателя, Всемогущего Повелителя, Руководителя, Распорядителя и Господина.

Мироздание Вселенной не стоит на месте и никогда не находится в абсолютном покое. Когда мы вглядываемся в мириады светящихся точек на небосводе, создаётся видимость равновесия и покоя, рассчитываем константы и соотношения в геометрических фигурах, строим теоремы и пытаемся их доказать. Но всё в мироздании строится и разрушается, элементы перемешиваются в хаосе вечного и нескончаемого безначального круговорота с вечным сиянием, самозарождением души и в этом состоит всемирный порядок предметов, присутствуют закономерные процессы как частного, так и общего характера регулирующие беспорядок в той или иной степени беспорядочности.

Если начать говорить об авторитетности мнений по этому поводу, которые настолько порой противоречивы, что создаётся видимость нелепости в выводах и беспредметности безрассудных исследований с сомнительными оценочными размышлениями. Несомненно одно. МИР СУЩЕСТВУЕТ, ЖИВЁТ ПО ВСЕОБЩИМ ЗАКОНАМ, КОТОРЫЕ НЕВОЗМОЖНО НАРУШИТЬ. Человек тоже подвержен этим законам и ищет их предметное подтверждение в быту, натыкаясь на какие-то частности в виде сохранении энергии или всемирного притяжения, не замечая столпотворения вокруг себя. И, пытаясь обустроить жизнь, ищет правовые законопроекты, упорядочивающие проявление жестокости, лживости, легкомыслия, тупости, стадности, психоза, с вытекающими последствиями в виде преступности, несправедливости, проявлении надменной гордыни, зависти и ненависти.

Нравственность как и мораль основаны на любви, на чудесном воскресении и спасении от мучительной смерти, избавления от болезней, дискомфорта, неприятностей и боли. Любовь помогает ощутить беспредельность и безграничность чувств, приязнь к предмету любви, к тому кто доброжелателен и заботлив и неприязни к тем, кто, находясь на низшей стадии развития, обуян животной жестокостью, ненавистью ко всему доброму и благодарственному, дыша злобой к тем, кто одухотворён возвышенным духом и тем не менее мнят из себя как безумцы богоподобных и богоизбранников.

Высоконравственный и уверенный в себе человек, верящий в существование Бога, не боится смерти, зная что тело-прах, а душа, возросшая в теле, становится бессмертной. Высшей степенью духовности обладает тот, кто встречает смерть тела как избавление, желая пришествия в царство небесное и при этом восклицает: « Да здравствуют черви-опарыши!» Такой человек смело смотрит в глаза убийце, не сопротивляясь и молясь за его пропащую грешную душу, ибо точно знает, что палач не ведает, что творит.

У меня же закрадывается сомнение в такой вере. Непротивление убийце, хищнику, равносильно самоубийству, что можно расценивать как акт безнравственности по отношению к себе и своей семье, находящейся в смертельной опасности. Это подобно разновидности самосуда, который как стихия может накрыть сообщество низких и животное подобных, жаждущих крови злобных деятелей. Поэтом нужно быть на чеку и готовить себя к самозащите, избегая по мере возможности прямых контактов с насильниками. Иначе ждёт самый худший из вариантов-мученическая смерть на глазах у любящих и любимых.

И поэтому молю Бога, чтобы в критический момент жизни при смерти простил мои грехи и избавил от мучений, страданий, как телесных, так и душевных. Важно самому знать правило о том, что поднявший меч, от меча и погибнет. На любое агрессивное действие находится адекватное противодействие. И защита не всегда нападение. Иногда беженство предпочтительней смертельной схватки с убийцей. Но если уж нет никакой возможности избежать контакта, то применить все старания и достойно ответить насильнику.

Брошенное на благодатную почву зерно не всегда даёт рост плодоносящему растению. И главное даже не качество зерна и его род, не держатель меча или орудия пыток, а условие благодати и тогда смерть будет побеждена. Умение оградить себя и близких от опасности, используя приёмы и методы, умение скрыться и скрыть семью от насильников, готовность принять удар на себя или поставить заградительный щит, отразить атаку и дать отпор или просто договориться о ненападении, став на защиту Отечества одно из условий выполнения нравственных законов, которые во многом нарушаются людьми.

Делай другим то, что себе желаешь и поступай так, как хотел бы, чтобы с тобой поступали и всегда думай, что, если вокруг обезумевшая толпа, жаждущая крови, если твой противник жадный обжора, распутник и обманщик, который желает другим и тебе в том числе того же, то можешь тоже стать ему подобным и поддаться психозу, сойти с ума и умереть в мучениях, напившись досыта живой крови. И потому вывод, начинайте воспитывать в себе страсти с целью их обуздания. Потом вырабатывайте у себя привычку поступать согласно нравственным правил.