Укладка тротуарной плитки на бетон своими руками. Правила укладки тротуарной плитки на бетонное основание Технология укладки тротуарной плитки на бетонное основание

Кроме этого, бетон, как основа, рекомендуется при , имеющей небольшую толщину. В этом случае плитка кладется на цементный клей, закрепляясь на поверхности бетона. И, наконец, бетонная основа просто необходима при устройстве тротуарных покрытий на пучинистых и подвижных грунтах, которые могут разрушить легкое и привести к нарушению покрытия.

Главное достоинство монолитного бетонного слоя — его прочность и устойчивость даже при самых неблагоприятных условиях. Брусчатка, уложенная на бетон, не проседает при значительных механических и весовых нагрузках. Эту конструкцию покрытия можно использовать на автостоянках и паркингах, а также проезжей части дорог для легкового автомобильного транспорта.

Главная проблема при кладке

Армированный бетонный монолит является очень прочной основой, которая не подвержена просадкам и подвижкам. Поэтому укладка брусчатки на подготовленное бетонное основание обеспечивает прочное, надежное и долговечное покрытие.

Однако, эта надежность и долговечность может быть обеспечена только очень четким соблюдением технологии выполнения работ. Достаточно одной ошибки при укладке плитки, чтобы в результате она отвалилась от основания после первых же морозов.

Схематическое изображение укладки брусчатки на бетон в разрезе.

Дело в том, что песчаное и песчано-цементное основание способны пропускать влагу, проникающую через поры и микротрещины в плиточном покрытии. В этом случае вода, попадая на опорное основание, проходит через него и уходит в грунт. В случае с бетонным основанием этого не происходит.

Вся поступающая влага скапливается между брусчаткой и бетонной основой, а затем, при морозах, превращается в лед. В результате происходит разрушение материала, брусчатка поднимается и нарушается целостность покрытия.

Поэтому очень важно, чтобы при выполнении работ по укладке очень четко соблюдались все технологические требования. Выполнять мощение по бетонному основанию своими руками не рекомендуется, если только вы не являетесь профессионалом. Поручите эту работу профессионалам, если желаете иметь действительно качественное покрытие.

Устройство бетонного основания

Работа начинается с разметки пешеходной дорожки, площадки или проезжей части. Проще всего это сделать, натянув шнур на колышках по контуру будущего мощения. Натягивать шнур нужно немного выходя за пределы покрытия, что позволит в дальнейшем установить опалубку, а затем и тротуарный бордюрный камень.


По размерному контуру снимается грунт до глубины 25-28 см.

Снятую плодородную почву рекомендуется переместить на клумбы или газоны. В том случае, если верхний слой не плодородный и планируется завоз чернозема, то копать не нужно, а просто выполнить подсыпку тонкого слоя щебня. Если верхний слой глиняный, то и подсыпать не нужно — просто немного подравняйте поверхность и все.

На дно выкопанной траншеи или ямы насыпается щебень средней фракции и толщиной слоя 10-12 см, после чего его трамбуют. Этот щебень будет обеспечивать отвод воды от бетонного слоя. Поверх щебня необходимо насыпать слой песка толщиной 3-5 см и тоже утрамбовать. Это нужно для того, чтобы выровнять поверхность щебня и его острые края на порвали гидроизоляцию, которая будет лежать выше.

Далее, по контуру траншеи устанавливается опалубка из досок толщиной не менее 40 мм. Более тонкие доски могут прогнуться и не выдержать давления массы бетона. Опалубка закрепляется забитыми кольями на расстоянии не более метра друг от друга. После установки опалубки, на песок необходимо уложить слой гидроизоляции. Лучшим материалом для этого является . Если вы не смогли найти этот материала, то используйте полиэтиленовую пленку, сложенную вдвое.


Гидроизоляция необходима для защиты бетонного слоя от воздействия грунтовых вод, а также для того, чтобы при заливке бетонной смеси вода из нее не ушла преждевременно, обеспечив нормальную гидратацию цемента.

Соотношение напрямую зависит от марки цемента. В том случае, если вы применяете для приготовления бетона цемент М500, то к нему добавляют 4,9 части щебня и 3,2 части песка, а для цемента М400 на каждую его часть необходимо добавлять 4,2 части щебня и 2,5 части песка. Такое соотношение позволит вам получить бетон марки М200. Более простым способом будет заказ уже готовой бетонной смеси от производителя. Это рекомендуется делать при необходимости заливки более 3 м 3 бетона.

Укладка бетонной смеси производится в два этапа. Сначала на дно траншеи укладывается слой толщиной около 3 см, на него ложится армирующая сетка с толщиной проволоки не менее 6 мм и шагом ячейки не более 100 мм. После этого, заливается второй слой в 5-10 см по высоте, немного не доходя до поверхности земли.

Через 2-3 дня можно будет приступать к укладке брусчатки. Вместо армирующей сетки можно использовать старые металлические трубы, куски арматуры, стальную полосу, проволоку и т.п. Весь этот металл укладывается так же в виде сетки, а отдельные элементы связываются между собой проволокой. Забетонированный арматурный слой придаст бетонному монолиту высокую прочность.

Установка бордюрного камня

Работы по укладке брусчатки на бетон начинается с . Обрамление необходимо для того, чтобы плитка не разъезжалась в стороны и была четко зафиксирована на месте. Установку камня выполняют по натянутому на колышки шнуру. Высота установки бордюра — не более 10 см над уровнем земли. При разметке следует учитывать небольшой наклон поверхности брусчатки к краю дорожки для отвода дождевой и талой воды.

Вдоль натянутой нити прорывается траншея. Высота траншеи при этом должна совпадать с высотой бордюрного камня и щебеночной подушки в 3-5 см. Подушка нужна для лучшей устойчивости бордюра.


Установка бордюрного камня осуществляется на слой цементного раствора, выложенного на подсыпанную щебенку.

Выравнивание отдельных камней производится с помощью резинового или деревянного молотка. Через день, после того как раствор схватится, промежуток между стенкой траншеи и камнем засыпается песком и проливается водой для уплотнения.

Укладка брусчатки

Брусчатое покрытие по бетонному основанию, как правило, укладывают на сухую песчано-цементную смесь – гарцовку, которая способна очень хорошо фиксировать и удерживать элементы покрытия. Для приготовления гарцовки смешивают сухой песок с цементом в соотношении 1:6, не добавляя воды. Толщина засыпаемого слоя — 4-6 см. Смесь необходимо хорошо утрамбовать, а поверхность выровнять штукатурным правилом или доской с ровным краем.

Иногда вместо песчано-цементной смеси засыпают обычный песок без добавления цемента. Такая укладка возможна, но только при условии эксплуатации дорожки без интенсивных нагрузок. Обычный песок хуже фиксирует брусчатку на бетонном основании и существует риск ее просадки и подмывания песка дождевыми и талыми водами. Зато при необходимости выполнения ремонтных работ, сделать их будет намного проще, чем при использовании более прочной гарцовки.

Для брусчатки в местах с интенсивной нагрузкой, например на проезжей части дорог, прочности гарцовки оказывается недостаточно. В этих случаях брусчатку укладывают на цементный клей или густую цементную стяжку. Такая укладка более долговечна, но покрытие не подлежит ремонту — в случае просадок нужно будет его полностью удалять и использовать новые материалы, производя всю работу с нуля.

Тротуарная плитка укладывается на гарцовку в ходе продвижения «от себя». Мастер, выполняющий укладку, постепенно продвигается вперед, находясь на уже готовом мощении. Уложив определенный участок, необходимо произвести тщательную забивку швов между отдельными плитками. Если этого не сделать, то станет возможным проникание воды в пространство между бетонной основой и плиточным покрытие, что может привести в дальнейшем к разрушению покрытия.


Резка брусчатки выполняется болгаркой с алмазным кругом или на специальном отрезном станке.

В случае присутствия на пути укладки каких-либо препятствий в виде канализационных люков, дренажных решеток, фонарных столбов и т.п., их обкладывают целыми плитками, а кусочки, необходимые для обеспечения сплошного покрытия, укладывают уже во втором или третьем ряду от препятствия.

Подрезка камня необходима при любой укладке. Поэтому, начиная такую работу, заранее подумайте о наличии инструмента.

Завершение работ

После завершения работ по укладке вашей брусчатки на бетонное основание, ей необходимо просохнуть и отстояться в течение трех-пяти дней. После этого с поверхности сметают мусор и моют ее водой из шланга. Чистую плитку внимательно осматривают на предмет наличия незаполненных гарцовкой межплиточных швов. Если такие обнаружены, то пропуски необходимо заполнить. Качественное заполнение швов в покрытии обеспечит долговечность при его эксплуатации.

В ходе эксплуатации тротуарного плиточного покрытия необходимо регулярно производить уборку поверхности и своевременно удалять прорастающие в швах сорняки. В том случае, если по каким-либо причинам произошла деформация поверхности, возможно проведение ремонта с использованием имеющейся плитки. Ее просто вынимают из места деформации, поправляют слой гарцовки и укладывают на прежнее место.

Правильно уложенная на бетонное основание брусчатка служит долгие годы. Эта технология обеспечивает самое прочное плиточное покрытие.

Обычно применяется два способа укладки тротуарной плитки: на каменно-песочную подушку и на основу из бетона. В первом случае работы проводятся быстрее, но покрытие не выдерживает сильных нагрузок. Во втором плитку укладывают на уже существующую бетонную стяжку либо заливают новый раствор. Есть много строительных фирм, предоставляющих готовое покрытие под ключ с гарантией и сжатыми сроками выполнения, но технология укладки несложная, любой этап работ можно осуществить самому. В итоге получается прочная поверхность, выдерживающая значительные нагрузки, вплоть до веса транспорта. Твердое бетонное основание полностью неподвижное, в отличие от песчаной прослойки плитка размещается на нем быстрее и ровнее.

Основным требованием является организация грамотного отвода влаги. В отличие от подвижной песчаной подушки, пропускающей осадки без вреда для плитки, твердый и непроницаемый бетон такой способностью не обладает. Скопление влаги, в свою очередь, приводит к расширению и вздутию кладки во время зимы и даже к растрескиванию брусчатки. Во избежание этой ситуации на бетонном основании делаются специальные отводы: в раствор помещаются кусочки асбеста или тонкие деревянные планки, пустоты заполняют специальным составом. Минимальный шаг этих швов составляет 3 м.

Такая технология не только предотвращает скопления влаги под брусчаткой, но и защищает всю поверхность от температурных расширений. Это, плюс более надежное и твердое основание предоставляет возможность проводить укладку плитки крупных размеров. Но даже при работе с малогабаритной брусчаткой проверяются ее эксплуатационные характеристики, указанные в инструкции, в частности: морозостойкость и прочность на сжатие. Первый показатель должен быть в пределах 100–200 циклов, второй - не менее 50 МПа. Пористую плитку лучше не покупать, также проверяется наличие сколов по краям и равномерность окраски. Яркие и неестественные оттенки свидетельствуют о низком качестве покрытия.

Еще одной особенностью является плотность прилегания фрагментов тротуарной плитки друг к другу. Обязательно оставляется зазор в пределах 5 мм, делается это с целью предотвращения растрескивания плитки на стыках. Швы заполняются песком или другим составом для нижнего слоя, нельзя использовать бетон или плотные растворы, иначе тротуарное покрытие не будет выдерживать нужные нагрузки. Возникает определенная проблема: через проницаемые материалы на бетонное основание попадает вода, что еще раз возвращает к вопросу организации отводов.

Размещение на старую поверхность

В данном случае украшение брусчаткой не только улучшает внешний вид двора, но и останавливает разрушение бывшего покрытия. Дополнительным бонусом является экономия на стройматериалах. Вначале проводится подготовка бетонного основания для тротуарной плитки: грязь удаляется, трещины используются в качестве температурных швов. Они расчищаются и заполняются свежим бетоном или эластичным полимерным покрытием.

Поверхность хорошо увлажняется и на нее наносится тонкий пласт (1–2 см, не более) цементной смеси. После просыхания на бетон засыпается и выравнивается кладочный песок, обязательно предусматривается наклон для стекания жидкости. Сверху по одной укладывается плитка, по окончании проверяется уровень по горизонтали. Все швы заполняются кладочным песком и промываются водой.

Приготовление бетонного раствора

Для заливки рекомендуется обычная смесь из цемента, с морозостойкостью от 200, среднезернистого просеянного песка и щебня средней фракции, в пропорции 1:3:2. Допускается замена щебня гравием, главное - чтобы размер камней не превышал 40 мм. Бетонная смесь должна иметь консистенцию густой сметаны и растекаться по опалубке.

Если работы проводятся самостоятельно, то без бетономешалки не обойтись, особенно при заливке больших площадей. Порции зависят от толщины слоя, за один заход уходит около 15 см неармированного бетона, и до 20 при условии использования металлической сетки. Приступают к следующему замесу (при необходимости более толстой подложки) не ранее, чем через 2–3 дня. Для последнего выравнивающего слоя берут тот же раствор, но делают его немного жиже.

Основные этапы процесса

1. Подготовка поверхности: снятие дерна или верхнего слоя плодородной почвы, тщательная утрамбовка.

2. Установка опалубки для бордюров и заливки. Применяется доска-сороковка, она укрепляется кольями через каждые 10 см.

3. Подготовка нижнего слоя бетонного основания: на грунт укладывается геосетка, для защиты от прорастания растений, и слой щебня (не менее 10 см). Все пласты тщательно разравниваются и трамбуются.

4. Заливка бетонным раствором и армирование. Сетка просто размещается поверх камней, смесь равномерно распределяется по опалубке, слоем от 5 до 15 см. Именно на этом этапе предусматриваются температурные швы и отводы влаги, для создания нужного наклона в некоторых участках добавляется раствор.

5. Установка тротуарных бордюров (по мере необходимости). Для этого в их основании прокапывается траншея, также заполняемая щебнем и бетоном.

6. Засыпка кладочной сухой смеси из цемента и песка, толщиной от 5 до 10 см и ее разравнивание. На этом этапе допускается проведение дополнительного армирования, в частности - размещение дорожной сетки.

7. Непосредственно укладка тротуарной плитки: на кладочную прослойку, тонкий пласт цементной смеси или жидкие гвозди. Брусчатка размещается по одной штуке, для обеспечения качественного прилегания используется резиновый молоток, после 3–4 элементов проверяется уровень. Соответственно - плитка либо вдавливается вниз, либо приподнимается путем добавления сухой смеси или раствора.

8. Заполнение швов песком и промывка их водой. Процедура повторяется несколько раз до окончательной усадки, напор - слабый.

Что говорят профессионалы?

1. При работе с пучинистыми подвижными грунтами возрастает риск смещения бетонного основания и самой плитки. В данном случае требуется тщательная утрамбовка виброплитой, толщина бетона будет больше обычной (до 40 см), лучше использовать плитку небольшого размера.

2. Кладочный песок обязательно просеивается, для заполнения швов хорошо подходит мелкогранулированный (до 0,2 мм). Рекомендуется зачищать их жесткой щеткой, для полива применяется лейка.

3. При укладке своими руками трудно добиться нужного качества утрамбовки щебня без виброплиты, равно как и требуемой однородности раствора без бетономешалки. Если данного оборудования нет в наличии, его арендуют.

4. Для создания однородной окраски следует выбирать тротуарные бордюры и брусчатку из разных упаковок.

5. При укладке сложных узоров желательно продумать схему размещения заранее, ширина будущей дорожки также планируется в соответствии с размерами брусчатки.

6. Если владелец двора не знает, как положить тротуарную плитку на бетонное основание, то ему лучше обратиться к специалистам, во избежание порчи дорогих стройматериалов.

Распространенные ошибки и стоимость

Часто при работе со старыми основаниями из бетона поверхность просто очищают от крупного мусора и пренебрегают выравнивающим слоем из цементного раствора. Но кладочный песок не обеспечивает нужную ровность и наклон, следовательно - качество укладки брусчатки не гарантировано. Еще одной ошибкой является экономия на армировании и геосетке. В первом случае покрытие из тротуарной плитки будет плохо переносить весовые нагрузки, во втором - возрастает риск прорастания корней даже сквозь толстый слой щебня.

Минимальная цена за квадратный метр укладки на бетонное основание составляет 450 рублей, при условии закупки материалов заказчиками. При проведении работ под ключ в смету включаются затраты на изделия, транспортировку, подготовку основания, итоговая стоимость услуг поднимается до 2000–2500. Расценки при укладке брусчатки на подушку из песка и щебня меньше, это связано с трудоемкостью приготовления бетонного раствора и сроками его застывания.

Также на стоимость работ влияет сложность узора и ценность самой плитки. При проведении монтажа брусчатки своими руками затраты снижаются как минимум вдвое.

Иногда вместо насыпной подложки под тротуарную плитку готовится сборная или монолитная железобетонная плита. Предлагаем познакомиться со спецификой укладки в таких условиях и изучить правила устройства тротуарного покрытия, чтобы не лишить его сильных качеств.

Как ведёт себя бетонная подложка

Бетонное основание под тротуарное покрытие выглядит наиболее предпочтительным. Массивная и идеально плоская плита, казалось бы, исключает любые возможные проседания и прочие неровности даже при очень серьёзных эксплуатационных нагрузках.

Поскольку железобетон скрыт под достаточно толстым лицевым слоем, на него в меньшей степени воздействует перегрев прямыми солнечными лучами. Следовательно, можно пренебречь температурным расширением в угоду высокой прочности и монолитности. Однако такое устройство дорожного покрытия неизбежно будет препятствовать свободному отведению влаги, а значит, силы, связанные с водной и морозной эрозией, будут проявляться в значительной степени.

1 — уплотнённый грунт; 2 — песчаная подушка 100-150 мм; 3 — щебень 100-150 мм; 4 — арматурная сетка; 5 — бетон 120 мм; 6 — песчано-цементная смесь; 7 — тротуарная плитка; 8 — бордюр

В целом же бетонная основа выполняет роль подсыпки дорожным щебнем, но за счёт исходной целостности имеет более высокий срок службы. Усилий по содержанию и перекладке брусчатки на такой основе требуется значительно меньше, а допустимая нагрузка вырастает соразмерно прочности бетонной плиты. Конечно, с течением десятилетий бетон будет становиться всё более фрагментированным и с определённого момента превратится в обыкновенную гравийную подсыпку.

Правила устройства и подготовки бетонной основы

Значительных требований к конструкционной прочности бетона на основу под плитку не предъявляется. Зачастую решение об устройстве бетонного основания принимаются из экономических соображений: в качестве наполнителя в основу идёт промытый строительный бой, используются остатки цемента после длительного хранения. Если приобретается бетонная масса фабричного производства, будет достаточно подготовительного бетона марки 100-150.

Гораздо важнее морозостойкость. Это главная причина, по которой марка специально поднимается до 200-250, хотя с точки зрения действующих нагрузок это не оправдано. Проблема, однако, может решаться и морозоустойчивыми модификаторами для бетона пластифицирующего или воздухововлекающего типов. Не будет лишним и самое скромное армирование бетона, зачастую для него используют полимерные сетки с шагом ячейки 100 или 120 мм.

Нужно учитывать, что тротуарное покрытие по бетонному основанию должно устраиваться при наличии системы ливневых стоков поверхностного или скрытого типов. Это требование тем важнее, чем больше площадь покрываемого участка. Необходима строгая разуклонка бетонной плиты не менее 1000:1, обязательное обрамление бордюрными камнями, а также система ливневых каналов. Впрочем, при отливке плиты их можно устроить прямо в ней, заложив в качестве извлекаемых шаблонов пенопластовую нарезку.

Для небольших участков без перспективы сооружения ливневой системы допускается обойтись дренажной перфорацией. Перед заливкой в плоскости плиты в гравийную подсыпку погружают отрезки пластиковых трубок, излишки длины которых срезаются после застывания бетона. Попадание влаги под бетонную основу или высокий УГВ усиливают действие морозного пучения, в таких случаях рекомендуется устройство демпферной подложки из плит ПСБ толщиной до 50 мм.

Укладка плитки на клей

Самый простой и распространённый способ укладки тротуарной плитки на бетонную основу — её посадка на клеевую смесь или цементно-песчаный раствор. Этот способ имеет наибольшую популярность в облагораживании бетонной отмостки фундамента, но вы должны помнить, что переходить с такого участка на смежный, где используется подсыпка, следует только с разделением бордюрным камнем и по высоте. Прежде всего, стоит уточнить недостатки укладки на раствор или клей:

  • покрытие остаётся абсолютно не подлежащим перекладке и фрагментарному ремонту;
  • наклеенное покрытие крайне чувствительно к неправильному отводу воды: малейшее её накопление (например, в период таяния снега) может привести к тому, что плитку попросту порвёт морозом;
  • укладка на клей мелкоразмерной плитки очень трудозатратна и чаще всего приводит к появлению перепадов между соседними камнями;
  • при значительных перепадах температур и низкой морозостойкости клеящего состава возможно его отслаивание уже через несколько сезонов.

Часто плитку укладывают сразу на сырой бетон, проводя остаточное выравнивание смесью песка с цементом 1:2. Швы между плитками оставляют на глаз от 1 до 3 мм для компенсации температурных расширений и сохранения порядка кладки, затем их заполняют тем же составом. После предварительного схватывания раствора его сразу нужно смыть водой, а присохшие остатки оттереть проволочной щёткой.

Укладка может вестись и на плиточный клей, что особенно эффективно при устройстве пола в крытых помещениях. На террасах и под навесами для компенсации морозных усадок предварительную протирку бетонного основания проводят с раскатыванием стекловолоконной сетки. После высыхания клея швы протирают жидким цементно-песчаным раствором.

Когда лучше настилать на подсыпку

Укладку мелкоразмерной брусчатки (более 20 шт./м 2) лучше проводить по слою подсыпки из смеси песков или отсевов разных фракций (до 4 мм) с добавлением цемента марки 400. Его содержание может варьироваться от 3:1 до 10:1 в зависимости от желаемой устойчивости покрытия к нагрузкам от транспорта. Однако вы должны знать, что образование со временем накатанной колеи глубиной в несколько миллиметров — вполне нормальное явление, которое устраняется частичной перекладкой.

Толщина насыпки на бетон должна составлять около 60-70% от толщины используемой плитки. Очень важно предотвратить размывание, поэтому все щели в основании и бордюрных камнях заделывают цементным раствором. Если покрытие должно сохранить гигроскопичность, перед засыпкой смеси основу укрывают иглопробивным геотекстилем или синтетической мешковиной.

Трамбовать подсыпку нужно с усилием, соразмерным будущей нагрузке. Для поддержания даже высокой пешей проходимости будет достаточно ручных катка и трамбовки. Под наезд транспорта подсыпку нужно готовить только механизированным методом. Учтите, что подсыпка должна оставаться сухой вплоть до момента укладки плитки, иначе возможны трудности с выравниваем покрытия.

Техника кладки и промётки

Тротуарная плитка на бетонную основу может укладываться по той же технологии, что и на подсыпку из песка и щебня. Под каждый элемент допускается подсыпать смесь и дополнительно усаживать его киянкой, чтобы нивелировать разницу в толщине плитки и неравномерность её усадки.

И всё же наличие бетонного основания — отличный повод, чтобы приготовить ровную утрамбованную площадку, а затем разложить по ней плитку без дополнительного воздействия. Такой способ особенно рекомендован при наличии фаски или выпуклой лицевой поверхности, а также при работе с плиткой высоких декоративных качеств.

Когда плитка уложена на достаточно большом участке, поверх неё высыпают смесь сухого промытого песка мелкой фракции с цементом в соотношении 1:4 и полученным составом тщательно прометают все швы. Лучше использовать при этом не обычный веник, а щётки с длинным синтетическим ворсом: нужно добиться максимально плотного и полного заполнения всех щелей, иначе в них никак не исключить прорастания принесённых ветром семян. Промывать после этого плитку водой или дождаться дождя — дело исключительно вашего выбора.

Тротуарная плитка прочно занимает лидирующее место среди строительных изделий, используемых для устройства покрытий на городских улицах, площадях и индивидуальных участках. Неоспоримое доказательство такой популярности налицо в любом городе, посёлке и на частных подворьях. В данной статье рассмотрим, как положить тротуарную плитку на бетонное основание.

Чаще всего плиточное покрытие устраивается:

  • на тротуарах и площадях;
  • вокруг административных зданий, офисов, торговых, спортивных и развлекательных комплексов, вокзалов, аэропортов, учебных заведений и других местах с повышенной проходимостью людей;
  • в общественных парках, газонных и садовых дорожках на частных участках;
  • парковочных автомобильных частных площадках и стоянках для крупной техники;
  • при благоустройстве загородных территорий.

Основные виды изделий

В зависимости от способов изготовления различаются следующие разновидности:

  • вибролитые;
  • вибропрессованные;
  • гиперпрессованные;
  • полимерпесчаные.

В состав тротуарных плиток обычно входит пескобетон с добавлением гранитной крошки, известняка, сланцев или резиновой крошки. Реже добавляется базальтовая крошка.

  • пилёная брусчатка, имеющая все грани ровными;
  • пилено-колотая с ровной нижней и верхней гранью;
  • колотая, с неровными гранями.

У первых двух видов ровная верхняя поверхность может подвергаться термической обработке, что делает её нескользящей.

Наиболее распространённая квадратная брусчатка со сторонами по 10-ть см при толщине от 3-х до 10-ти см.

В каких случаях необходима укладка тротуарной плитки на бетон

В качестве основания под плиточное покрытие могут использоваться:

  • щебёночно- или гравийно-песчаная подушка;
  • бетон, для повышения прочности армированный стальными сетками или отдельными стержнями, композитной арматурой или виброволокном.

Плитка может укладываться на уже существующие бетонные стяжки или на вновь устроенные.

Хоть в первом случае выполнение работ значительно проще и быстрей, укладка плитки на бетон является необходимой для обеспечения получения стабильного и долговечного покрытия в следующих случаях:

  • наличие на участке производства работ грунтов с повышенной подверженностью усадкам (недавно отсыпанные насыпи, пылеватые пески, торф);
  • пучинистые глинистые грунты, характеризующиеся неравномерным вспучиванием на отдельных участках;
  • бетонное основание под тротуарную плитку устраивается при воздействии на покрытие значительных нагрузок, например, устройство парковки для автомобиля;
  • при облицовке на существующие прочные бетонные основания, когда их демонтаж нецелесообразен и отличается высокой трудоёмкостью (отмостка вокруг дома, существующие бетонные покрытия, полы в гаражах и хозяйственных постройках). Решение можно ли класть тротуарную плитку на бетон принимается после результатов тщательного обследования существующего старого бетонного покрытия. Укладка на старый бетон позволяет получение существенной экономии на строительных материалах, защитит существующее покрытие от дальнейшего разрушения и значительно улучшит его внешний вид.

Преимущества и недостатки укладки брусчатки на бетонное основание

Бетонная основа под укладку брусчатого покрытия обладает следующими достоинствами:

  • высокая прочность и устойчивость к приложению значительных нагрузок и механическим воздействиям;
  • долговечность;
  • монтаж плитки на бетонном основании сводит к минимуму риск проявления усадок;
  • простота выполнения, позволяющая укладку тротуарной плитки своими руками;
  • нет необходимости использования сложных дорогостоящих технических устройств;
  • устойчивость основания к химическим воздействиям, вымыванию водой, температурным перепадам;
  • на твёрдой бетонной основе процесс выравнивания плитки в единой плоскости выполняется гораздо легче с получением чёткой прямолинейной формы и идеально ровной поверхностью
  • отсутствие провалов, вызванных некачественной трамбовкой основания;
  • экологичность мощения плиткой.

Существующие минусы:

  • технология укладки брусчатки на бетонное основание сложнее, чем на песчано-щебёночные подушки;
  • необходимость устройства надёжного водоотведения. Просочившись через швы в покрытии, вода останется между бетонной основой и плитками и при наступлении отрицательных температур может вспучить и даже расколоть брусчатку. Во избежание этого брусчатка укладывается с определёнными уклонами, в бетон закладываются точечные водоприёмки, устраиваются ливневые системы;
  • бетонное основание под брусчатку стоит дороже, чем простая подушка из щебня и песка;
  • при нарушении технологического процесса уже после окончания первой зимы может произойти раскрашивание бетонного основания.

Каким требованиям должна соответствовать тротуарная плитка

При применении для мощения любых разновидностей изделий, они должны соответствовать следующим требованиям:

  • при укладке плитки на улице морозостойкость ≥ 200-т циклов;
  • прочность на сжатие ≥ 30-ти Мпа;
  • водопоглощение по весу ≤ 5-ти %;
  • истираемость в процессе годовой эксплуатации ≤ 0,7 г/см 2 ;
  • покупку изделий нужно выполнять из одной партии, так как в разных, даже у одного и того же производителя, плитка будет отличаться геометрическими размерами и цветовой насыщенностью;
  • экологичная чистота изделий, при использовании как для наружных работ, так внутренних с устройством брусчатого полового покрытия в складских и хозяйственных помещениях;
  • отсутствие пористости на поверхности;
  • чёткое соблюдение геометрических размеров с ровностью всех граней;
  • отсутствие внутренних и внешних трещин, а так же сколов;
  • естественность и равномерность окрашивания.

Технология укладки тротуарной плитки на бетонное основание

Различаются следующие способы мощения на жёсткую основу:

  1. Поверх бетонной основы насыпается сухая смесь 1 к 5-ти цемента с песком, толщина такого сухого раствора принимается до 5-ти см. Из-за сложности создания необходимых уклонов для отвода воды, уклон от 2-х до 5-ти градусов создаётся в процессе устройства бетонного основания. Чтобы влага не задерживалась под плиткой в бетонную стяжку вертикально закладываются отрезки полимерной или асбестовой трубы, по 1 шт. на каждый м 2 .
    После затвердения бетонной смеси, верх труб срезается на уровне верха бетона и отверстия заполняются щебнем мелких фракций. Укладывать брусчатку начинают непосредственно от бордюра, после укладки 4-х элементов выполняется проверка выдерживания заданного уровня с использованием строительного уровня. Обеспечение качества прилегания выполняется с помощью резинового молотка, лёгким постукиванием плитка утапливается в смесь из цемента с песком или, при необходимости, приподнимается с подсыпкой сухой смеси (гарцовки) или цементной подушки. При таком способе мощения значительно снижаются трудозатраты и экономятся затраты на материалы и работу. Укладка производится перед собой с передвижением по уже замощённой поверхности. Минус - необходимость тщательного уплотнения смеси, а затем и готовой облицовки.
    Трамбовка может осуществляться виброплитами, а при их отсутствии можно использовать отрезок толстой широкой доски. Способ наиболее ремонтнопригоден, так как позволяет лёгкую замену отдельных повреждённых плиток.
  2. На раствор, широко применяется при мощении больших площадей. Цементно-песчаный раствор наносится на основание слоем до 3-х см на участок досягаемости мастером и разравнивается при помощи зубчатого шпателя.
    Укладка брусчатки на бетон с использованием такой “мокрой” технологии осуществляется вначале целыми плитками с учётом нужного узора, с незамощённых участков кельмами убирается весь раствор, резанные плитки устанавливаются на свежий раствор после застывания основного под цельными плитками. Соблюдение необходимых уклонов и плоскостность покрытия проверяются при помощи уровня и правила.
    Плитка во всех способах укладывается с соблюдением равных зазоров (5-ть мм), получившиеся швы в обоих изложенных способах засыпаются гарцовкой или просто просеянным кварцевым песком и проливаются водой. Перемещение людей по уложенной поверхности допускается не ранее чем через сутки.
  3. Приклеить плитку бетону с использованием специального строительного клея. При таком способе создать необходимые уклоны возможно только на бетонном основании, так как клей намазывается очень тонким слоем (от 5-ти до 10 мм) на поверхность небольшой площади (≤ 1 м 2), так как время его застывания, указываемое на прилагаемой инструкции к применению, небольшое. По этой же причине клей для тротуарной плитки разводится в небольших количествах, чтобы избежать его застывания.
    Швы заполняются этим же клеем или можно использовать гарцовку, как в предыдущих случаях. Отвердевший специальный строительный клей обеспечивает прочное и надёжное соединение с бетоном, поэтому такой способ используется довольно часто, но заменить повреждённый элемент без его окончательного разлома не получится.

Пошаговая инструкция при мощении на бетонном основании

Состав и последовательность выполнения работ:

  1. Разбивка площадок и дорожек, на которых планируется мощение, с закреплением разметки деревянными или металлическими колышками. Границы между колышками просыпаются известкой или мелом.
  2. Снятие плодородного слоя грунта с устройством земляного корыта с учётом расположения железобетонных бордюров или поребриков. Глубина траншеи под бордюры зависит от их высоты, верх бордюрного ограждения, для обеспечения водоотвода с поверхности мощения, должен быть на 2 см ниже верха плитки и возвышаться над уровнем газона.
  3. Установка бордюров или поребриков. На забитые колышки на высоте поребриков натягивается прочный шнур с учётом соблюдения необходимых продольных уклонов. Для сборов воды, стекающей с плиточного покрытия, вплотную за бордюрами рекомендуется предусмотреть траншеи для укладки лотков ливневой системы. Железобетонные элементы устанавливаются в траншеи на уплотнённое песчаное основание с укладкой поверху него небольшого слоя тощего бетона или раствора. Фиксация элементов выполняется деревянными колышками и заливкой бетонной смеси.
  4. Устройство бетонного основания. Грунт в земляном корыте тщательно трамбуется и застилается геотекстилем, для предотвращения прорастания сорняков. Бетон укладывается на уплотнённую подушку из песка или щебня толщиной ≥ 10-ти см.

В некоторых случаях бордюры устанавливаются мастерами после бетонирования основания. Этот вариант, при самостоятельном выполнении работ, не рекомендуется к исполнению. Для защиты краёв площадок от осыпания грунта и создания бетонного основания с ровными краями монтируется опалубка из досок толщиной 40-к мм, которую придётся тщательно раскреплять. Если бордюры устанавливаются сразу, то они сами будут служить опалубкой. Плюсы такого варианта:

  • отсутствуют затраты на приобретение материалов для опалубки;
  • экономится время на её установку и последующую разборку;
  • заливка бетонной смеси будет осуществляться без просачивания в щели между досками;
  • дополнительная фиксация бордюров в требуемом положении.

Заливку бетона выполняют не ранее чем через сутки после фиксации бордюров. Перерыв можно использовать для устройства армирования (дорожки, на которые не будет заезжать автотранспорт и тяжёлая техника, можно не армировать). Толщина бетона принимается раной 15-ти см при отсутствии армирования и 20 см при наличии арматуры. При наличии подвижных пучинистых грунтов толщина может увеличиваться до 40 см.

Армирование выполняется сетками, связанными из стальной или композитной арматуры диаметром до 10-ти мм и ячейками от 15-ти до 20-ти см. Сетки располагаются вверху, на расстоянии около 5-х см от верха бетона, с укладкой на бетонные подкладки. Можно выполнить заливку в два этапа: уложить слой бетона около 10-ти см, тщательно выровнять, на свежий бетон уложить сетки и выполнить заливку бетонной смеси до требуемой отметки.

При заливке больших по площади площадок, через каждые 3 м необходимо устраивать температурные швы из досок, закладываемых на всю толщину бетона. На дорожках такие швы устраиваются через каждые 6-ть м. До начала затвердения бетонные доски удаляются, а получившиеся швы заполняются горячим битумом.

  1. Через какое время можно класть плитку? Бетон наберёт минимально необходимую прочность примерно через трое суток, поэтому раньше приступать к работам нельзя. Выбирается подходящий способ укладки, если проходимость по покрытию будет высокой или планируется заезд на него транспорта и тяжёлых технических средств, то предпочтительней заниматься мощением плиткой на цементные растворы или строительные клеи. При наличии на площади облицовки препятствий (люки канализации, цветочные клумбы, дренажные отверстия и т.д.), их обводка производится целыми плитками.
    Перед завершением работ выполняется окончательное оформление примыканий нужных конфигураций с подрезкой плиток при помощи болгарки с кругом по бетону или циркулярной пилой. По окончании укладки выполняется заполнении швов. Ходить по вымощенной поверхности, что бы ни повредить край плиток, нельзя примерно 3-е суток. При необходимости обязательные проходы можно осуществить настилкой по поверхности мощения листов фанеры.
  2. В заключение, по прошествии 3-х суток выполняется сметание строительных остатков и мусора, после чего вся поверхность промывается водой под напором из шланга.

Укладка плитки на бетонную отмостку

Отмостки вокруг зданий обычно выполняются шириной до 1-го м. Вначале проводится обследование состояния отмостки после чего выполняются следующие операции:

  • бетон очищается от грязи, имеющиеся трещины в нём разделываются;
  • вся поверхность старого бетона заливается 2-х см слоем цементного раствора;
  • отмечаются границы будущего мощения с забивкой колышков;
  • намечается расположение бордюра по краю площадки, верх бордюра должен располагаться с учётом осуществления уклона в сторону от здания в 2 см на каждый пог. м. и ниже верха для брусчатки на 3-и см. Затем на цоколе отмечается отметка, равная сумме высоты плитки и толщины подготовки под неё, к которой закрепляется прочный шнур, второй конец привязывается к колышкам на планируемой высоте верха бордюра;
  • по устроенной разметке разрабатывается траншея под бордюры, затем между краем отмостки и бордюрами разрабатывается земляное корыто;
  • далее выполняются работы в порядке, изложенном выше при устройстве бетонного основания и мощении тротуарными плитками.

При выполнении работ собственными силами стоимость мощения уменьшается минимум в 2 раза. Дополнительно, как правильно положить тротуарные плитки, можно прочитать в технической литературе или проконсультироваться со специалистами, это поможет избежать порчи дорогостоящих материалов и обеспечит долговечность покрытия.

Когда приходит время мостить дорожки, то чаще всего на загородных участках используют тротуарную плитку. Она намного эстетичнее, нежели бетон или асфальт, а по прочности им не уступает. Проще всего нанять мастеров, которые владеют технологией укладки, но если нет возможности платить около 10 у.е. за квадрат, то можно переквалифицироваться на время отпуска в мостовщика и положить своими руками. Главное – соблюдать технологию, которая не так и сложна, найти необходимые инструменты и определиться с «подушкой», на которую вы будете класть отделочный материал. Она может быть создана из песчано-цементной смеси, гравия и бетона. Рассмотрим, в каких случаях укладывается тротуарная плитка на бетонное основание и какие нюансы следует учитывать при монтаже и эксплуатации.

Бетонная основа представляет собой залитую и устывшую ровную площадку, по которой будет укладываться тротуарная плитка. Такой способ обеспечивает гораздо большую прочность покрытия, нежели песчано-цементная подушка, так что его используют в местах, где на плитку будет оказывать давление тяжелая техника либо частое скопление транспорта. К тому же выровнять все плитки под один уровень гораздо легче, если снизу не подвижная смесь, а твердая основа. Она не даст усадки в процессе затвердевания, не будет провалов и прочих проблем, связанных с некачественной трамбовкой. Поэтому хозяева, не имеющие опыта строительства, но решившие делать , таким способом укладки упростят выравнивание покрытия в одну плоскость.

Бетонное основание под брусчатку обеспечивает повышенную прочность площадке, но создавать его сложнее, нежели укладывать плитки на песчано-гравийную смесь

И все же, укладка тротуарной плитки на бетон используется нечасто, потому что эта технология имеет свои нюансы, связанные с отводом влаги с поверхности плитки. При обычном песчано-цементом способе осадки уходят через гигроскопичную основу в грунт и не причиняют покрытию никакого вреда. Если же залит бетон, то вода, которая просачивается под брусчатку, не может уйти глубже, так как монолитная основа ее просто не пропустит. В итоге она застревает между основой и плиткой, в межплиточных швах, и как только ударят морозы, начнет расширяться, выталкивая покрытие вверх. Как следствие этого, брусчатка может в некоторых местах вспучиться, расколоться по краям и пр.

Поэтому при заливке бетонного основания особое внимание уделяют водоотведению: создают линевки, точечные влагоприемники, укладывают брусчатку с уклоном в определенную сторону и пр.

Если правильно все организовать, то созданные дорожки будут гораздо долговечнее, нежели на песчано-цементной подушке. Вы сможете выкладывать самые сложные фантазийные узоры с идеальной горизонтальной четкостью поверхности.

Первым делом проводят разбивку площадки, которую будут мостить: вбивают колышки и выставляют так называемые красные метки. Таким термином строители обозначают туго натянутую нитку, которая очерчивает границы будущей высоты вашей площадки. Берут обычный шпагат, привязывают его к колышкам на той высоте, где будет заканчиваться плитка. Не забудьте сделать уклон нитки в 5 градусов к месту будущих водоприемников.

Даже при укладке узких дорожек красные метки все равно выставляют, чтобы получить ровный край, идеальную горизонталь и правильный угол наклона для стока воды

Далее проверяют, сколько сантиметров свободного пространства от нитки до земли. Если менее тридцати – снимают лопатой все лишнее и вывозят на тачке подальше, чтобы не мешало. Плодородный грунт можно высыпать прямо на огород или в места, где планируются цветники.

Край готового земляного «корыта» стоит сразу укрепить бордюрами. Некоторые мастера бордюры ставят после заливки бетона, но в этом случае придется защитить край площадки от осыпания грунта, т.е. ставить опалубку. Поэтому для неопытных мостовщиков первый вариант предпочтительней.

Если сразу установить бордюры, то не придется тратить время на создание опалубки, а затем ее демонтаж, да и бетон зальет площадку без щелей

Если используется бордюр, высота которого 50 см, то:

  • прокапывают траншею еще на 30 см вглубь;
  • засыпают слоем щебня (около 10 см);
  • кладут цементный раствор (не менее 1,5 см);
  • на него ставят бордюр так, чтобы верхний край после укладки оказался на 2-3 см ниже, чем край брусчатки. Это нужно для того, чтобы бордюр не задерживал на площадке воду, а помогал ее отведению.

При меньшей высоте поребрика глубину траншеи соответственно уменьшают.

Высота бордюр должна быть чуть ниже, чем поверхность брусчатки, чтобы обеспечивать осадкам быстрый сток с площадки и не давать влаге застаиваться

Технологический процесс заливки бетона

Через сутки после устывания бордюр можно начинать заливку бетона. Если вы создаете площадку, на которой будет ездить техника, в особенности крупногабаритная, бетонное основание надо армировать. Для этого подойдет арматура (толщиной не более десятки), которую вяжут с размером ячеек в 15-20 см. Если же дорожки будут исключительно пешеходными, то армировать не нужно.

Бетон желательно заливать на песок, который будет дополнительным дренажом для просачивающейся влаги и позволит ей быстро уходить в грунт

Чтобы влага, попавшая через тротуарную плитку на бетон могла просочиться далее, а не стоять внутри, надо создать специальные дренажные отверстия. Для этого используют асбестовую трубу, нарезая ее на кусочки, высотой в 15-20 см (высота должна совпадать с высотой бетонного слоя, который вы потом зальете). Кусочки асбеста раскладывают по всей территории с расчетом одна на кв.м. После заливки бетона их не удаляют. Можно создать отверстия и из досочек в форме квадратов, но после устывания бетона дерево придется вынимать.

Теперь готовим обычный бетон, используя цемент марки 150-200. Заливаем его слоем в 15 см – если нет армирования, 20 см – если уложена арматура. Если заливается большая площадка, то через каждые три метра надо создавать так называемый температурный шов. Он нужен, чтобы предотвратить зимой растрескивание основания. Шов проще всего сделать, вдавив в бетон доски ребром, толщиной в полсантиметра. После пристывания их вынимают, а пустоты заполняют эластичным наполнителем. Верх шва промазывают бетоном, чтобы сравнять с остальной поверхностью.

Спустя сутки вынимают деревянную опалубку из дренажных отверстий и заполняют их вровень с краем бетона мелким щебнем.

Создание песчано-цементной подушки

Порядок работ тут такой:

  1. Просеваем песок, мешаем с цементом 6:1 (проще всего в бетономешалке);
  2. Засыпаем площадку слоем до 10 см (с учетом толщины брусчатки), т.е. толщина подушки + толщина плитки должна выступать за красную метку примерно на 2 см (накидка на усадку).
  3. Трамбуем виброплитой или топтухой (бревно, на котором снизу прибита широкая доска, а сверху набита планка-ручка).
  4. Проверяем натяжение красных меток, чтобы шел уклон. Кстати, помните, что колышки лучше ставить почаще, потому что даже очень тугая нить дает провисание в 1 мм на одном метре.
  5. Раскладываем по площадке маяки (трубы с диаметром 20 мм). Их надо плотно придавить к подушке, чтобы от шнурка до маяка оставалось расстояние, равное толщине вашей плитки + 1 см на уплотнение. Расстояние между маяками чуть меньше длины вашего правила.
  6. Затем берем правило и стягиваем, ориентируясь на маяки, излишки песчано-цементной подушки, чтобы получить идеально ровную поверхность.
  7. Вынимаем первые маяки, где начнете класть плитку (по подушке ступать нельзя!), заполняем борозды той же смесью и начинаем укладку плитки на бетонное основание.

Вот так это все выглядит:

Если площадка создается большая, то проще замешивать песок и цемент в бетономешалке, а затем подвозить на тачке уже готовую смесь

На узких дорожках правилом может выступать ровная доска, в которой срезаны края, а в качестве маяков – края установленного бордюра

При укладке брусчатки крайние плитки придется подгонять, поэтому заранее найдите болгарку и установите алмазный круг, чтобы делать идеально ровные срезы

Хитрости укладки: как обойтись без виброплиты?

Если все предыдущие этапы вы выполнили на совесть, то положить брусчатку будет легко. Плитки кладут не впритык, а со швами около 5 мм. Они не позволят плиткам треснуть, когда покрытие будет «гулять» от перепадов температур и влаги.

Некоторые хозяева начинают укладку плиток с самой видимой стороны площадки, чтобы все срезы и подгонка получились в местах, наименее заметных для глаз

Начинают кладку от бордюра. Обычно движутся по меткам сверху вниз, в направлении, куда будет стекать вода.

Старайтесь между плитками оставлять ровные швы, не менее 5 мм, чтобы покрытие смотрелось симметрично, а зимой при расширении плитки не выдавливали одна другую

Выравнивают поверхность каждой плитки, пристукивая киянкой (резиновым молоточком) и проверяя уровнем горизонталь. В дальнейшем нужно всю поверхность придавить виброплитой, чтобы плитки сели точно по натянутым ниткам, но если ее нет, то сразу при укладке пользуются широким обрезком доски. Его кладут плашмя на несколько плиток и прибивают киянкой на нужную высоту.

Межплиточные швы можно заполнять той же смесью, из которой вы создавали подушку, либо мелким песком. Первый вариант создает монолитное покрытие, которое слабее пропускает влагу внутрь. К тому же в швах реже прорастает трава и мох. Но если заезжать на такую плитку зимой тяжелым транспортом, то и швы, и края плитки могут треснуть, так как нет термошвов. Любой материал, в том числе и брусчатка, при низких температурах расширяется. А зазор для этого расширения отсутствует. Возникает сильное давление в швах, и если в это время по покрытию проедет что-то тяжелое, бетон может не выдержать нагрузки.

Швы, засыпанные песком, отлично сохраняют целостность покрытия, но через них осадки моментально попадают под плитку. Так что отведение воды должно быть выполнено на высшем уровне.

Сначала по всей площадке рассыпают песок либо песчано-гравийную смесь, а затем осторожно заметают ее в швы между плитками

Для заполнения швов смесью или песком используют обычный домашний веник. Состав рассыпают по поверхности покрытия и аккуратно заметают в швы, а лишнее – удаляют.

Площадка готова. Желательно по ней не ходить дня три, чтобы подушка напитала из земли влаги и отвердела. Лучше положить доску или фанеру, чтобы не сдвинуть под давлением тела края плиток.