Цель:
- Закреплять знания о военных профессиях и военном транспорте.
- Развивать умение грамматически правильно строить своё высказывание,
- Развивать координацию речи с движениями, зрительное восприятие, слуховое внимание, память, мышление.
- Воспитывать патриотические чувства.
Материал:
- Схема Путаница»
- Сюжетные картинки (рабочий, сталевар, кузнец, плотник, тракторист, строитель)
- Схемы предметов, выложенные из счетных палочек
- Счетные палочки.
- Пособие «Разрезные картинки» (салют).
Возраст детей: старшая группа (5-6 лет).
Ход занятия.
Орг. момент:
Дети : день Победы.
Логопед. Правильно, сегодня наше занятие будет посвящено этой знаменательной дате. Прежде, чем наступил День Победы, была длинная, кровопролитная война. Наши дедушки и прадедушки защищали, охраняли нашу Родину от захватчиков. Давайте вспомним, кем были наши прадедушки во время войны, назовем военные профессии.
Логопед: В артиллерии служили кто?
Дети Артиллеристы.
Логопед: В пехоте?
Дети Пехотинцы.
Логопед: В танковых войсках
Дети Танкисты.
Логопед: На море несли службу
Дети Моряки
Логопед: В воздухе охраняли Родину
Дети Летчики
Логопед: На границе
Дети Пограничники
Логопед: В ракетных войсках
Дети Ракетчики
Логопед: А какая же есть военная техника? Посмотрите внимательно на картину и найдите всё, что здесь нарисовано.
Дети Самолет, ракета, танк, корабль.
Логопед: Исправьте ошибки в игре «Кто, на чем ездит, плавает, летает?»
Логопед: На самолете летает танкист
Дети На самолете летает летчик
Логопед: На ракете летают моряки
Дети На ракете летают космонавты
Логопед: На корабле плавают танкисты
Дети На корабле плавают моряки
Логопед: На танке ездят космонавты
Дети На танке ездят танкисты.
Логопед: А теперь слушайте внимательно загадки. Отгадки будем выкладывать из палочек.
Не машет крылом, а летает.
Не птица, а всех обгоняет.
Дети Самолет.
Логопед: Ходит город – великан на работу в океан.
Дети Корабль.
Логопед: Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную …
Дети Ракету
Логопед: Ползёт черепаха – стальная рубаха.
Враг в овраг, а она, где враг.
Не знает ни горя, ни страха.
Что это за черепаха?
Дети Танк.
Физкультминутка «Самолёт».
Руки в стороны – в полет дети бегут на носочках по кругу,
Отправляет самолёт. руки в стороны
Правое крыло вперёд, поворот через правое плечо,
Левое крыло вперед, поворот через левое плечо,
Полетел наш самолёт
Логопед: Ребята, а пословицы о солдатах, о войне вы знаете?
Дети Знаем.
Логопед: Тогда помогайте мне. Я буду начинать пословицу, а вы заканчивайте.
Где смелость –
Дети Там победа.
Логопед: Трудно в учении,
Дети Легко в бою.
Логопед: Один в поле –
Дети: Не воин.
Логопед: Один за всех,
Дети И все за одного.
Логопед: После войны нужно было восстанавливать наши города, деревни, разрушенные войной. Поднимать промышленность, сельское хозяйство. Работники каких профессий стали залечивать раны войны?
У станка он дни и ночи.
Всё умеет, он…
Дети Рабочий.
Логопед: Печь гудит, как самовар,
Сталь в ней варит…
Дети Сталевар.
Логопед: Пламя пышет жаром,
Льётся пот с лица.
Звонко бьёт по стали
Дети Кузнеца.
Логопед: До работы он охотник,
День-деньской с рубанком,
Дети Плотник.
Логопед: Под весенний птичий свист
Пашет землю…
Дети Тракторист.
Логопед: Лесов строительных он житель
Возводит нам дома…
Дети Строитель.
Логопед: А теперь вам следующее задание. Составьте предложение по этим картинкам. (Приложение 2).
Например,
На тракторе работает тракторист.
Дети Тракторист пашет землю.
Строитель строит крепкий дом.
Логопед: Как вы думаете, что делает праздничным, запоминающимся, праздник 9 Мая – День Победы.
Дети Салют.
Логопед: Правильно, давайте с вами соберем картинки с изображением салюта.
Итог занятия.
Какому празднику было посвящено наше занятие? О ком мы говорили? Какие военные профессии вы вспомнили? Что получилось на занятии? Над чем можно поработать?
1. Расширение словарного запаса детей: война, враг, фашисты, победа, победитель, мир, герой, защитники, солдаты, офицеры, ветераны, армия, медаль, Родина, граница, военный,пограничник, летчик, моряк; бомбили, разрушали, защищали,сражались, погибали, побеждали; Великая, Отечественная, жестокая, страшная,.
2. Родителям рекомендуется : Побеседовать с ребенком о том, какой праздник отмечается в нашей стране 9 мая и почему он называется "День Победы". Расскажите о героях Великой Отечественной войны, рассмотрите иллюстрации в книгах. Вспомните, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотрите иллюстрации в книжках, фотографии родственников. Совместно с ребенком сходите на площадь имени Жукова к вечному огню и мемориалу в честь защитников г. Тихорецка.
3. Упражнение «Один - много»
Солдат – солдаты – много солдат
Ветеран – ветераны – много ветеранов
Танкист -
Награда -
4. Упражнение «Сосчитай до пяти» Один храбрый солдат, два храбрых солдата … …. пять храбрых солдат-
Одна золотая медаль - Один красивый обелиск -
5. Упражнение «Скажи наоборот» Военный – мирный Водный – сухопутный
Молодой –
Сильный –
6. Упражнение «Вставь пропущенный предлог» Военные лётчики защищали нашу Родину … небе. Моряки воевали … врагом … море.
Танкисты сражались …танке.
Пограничники охраняли нашу Родину … границе.
Артиллеристы стреляли из пушек … фашистским танкам.
Публикации по теме:
Домашнее задание логопеда «День Победы» Тема: День Победы! 1. Закончить предложения: 9 Мая –___ Все поздравляют ветеранов с.
Домашнее задание по лексической теме «Домашние животные и их детеныши. Звук [и]» Тема: Домашние животные и их детеныши. Звук И 1. Знакомство с буквой и звуком И Пропись буквы И в тетради 2. Поучить: Буква И наискосок.
Фронтальное логопедическое занятие с детьми с ОНР (старшая группа) Тема: «Путешествие по Городу Профессий» Интеграция образовательных областей: речевое развитие, коммуникативно- личностное развитие, познавательное развитие. Цель: уточнить и закрепить.
Логопедическое домашние задание для детей 5–6 лет с ОНР «Времена года» 1. Расширение словарного запаса детей: Осень: сентябрь, октябрь, ноябрь, листопад, погода, ветер, дождь, туча; опадать, шуршать, моросить,.
Логопедическое подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматических категорий. Тема «Как ребята посуду искали» Тема: «Как ребята посуду искали» Задачи: Коррекционно-образовательные: уточнить и активизировать словарь по теме; уточнить и расширить.
ПТЕНЧИК ИЩЕТ МАМУ. Цели: формирование обобщающего понятия «Домашние птицы»; уточнение, обогащение, активизация словаря по лексической теме.
НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема «Дикие и домашние животные» Цель: Закрепление у детей знаний о диких и домашних животных. Задачи:1. Познавательная. Закреплять знания детей о диких и домашних животных.
ПЛАН - КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ Тема: «Домашние животные» (о. о. «Познавательное развитие») Задачи: о. о.
Занимаемся по теме: "День Победы"
Дети должны знать:
· кто из родственников принимал участие в Великой Отечественной войне;
· что на День Победы принято возлагать цветы к Вечному огню, устраивать парад, салют.
Лексика
Словарь ребёнка должен включать:
Существительные: мир, победа, салют, награды, орден, медаль, ветераны, враг, герой, солдаты, оружие, смелость, защитник, сражение, бой, атака, поражение, автомат, пушка, пулемёт и т.д.
Прилагательные: смелый, отважный, героический, мужественный, военный, мирный, солдатский, раненый, счастливый, радостный, долгожданная, трудное, победный, великий, майский, танковый…
Глаголы: победить, сражаться, стрелять, воевать, салютовать, помнить, поздравлять, вспоминать, искать, награждать, поднимать и т.д.
Грамматический строй речи
1. Игра «Образуй новое слово» (упражнять детей в словообразовании)
Сила - сильный; храбрость – храбрый; смелость – смелый;
Быстрота – быстрый; ловкость – ловкий; находчивость – находчивый;
Ум – умный; храбрый – храбрец; удалый – удалец; умелый – умелец;
Быстрый – быстро; смелый – смело; храбрый – храбро;
Отважный – отважно; лёгкий - легко
2. Игра «Скажи наоборот» (упражнять в подборе антонимов)
Смелый – трусливый;
Победитель - побеждённый;
Друг – враг;
Защитник – завоеватель;
Война – мир;
Добро – зло;
Герой – трус;
Победа – поражение.
3. Игровое упражнение «Скажи иначе» (упражнять в подборе синонимов) Солдат – боец, воин, рядовой, военнослужащий…..
Смелый – храбрый, отважный, мужественный, решительный….
4. Игровое упражнение «Какой? Какие?»
Солдаты стреляют – стреляющие солдаты;
Армия наступает – наступающая армия;
Воин сражается – сражающийся воин;
Боец защищает – защищающий боец;
Ветераны вспоминают – вспоминающие ветераны;
Враги отступают – отступающие враги;
Страна празднует – празднующая страна.
Связная речь
1. Пересказ рассказа (формирование связной монологической речи)
Рассказать ребёнку о том, что во время войны у солдат были верные помощники – это хорошо обученные собаки-санитары, которые разыскивали на поле боя раненых солдат и спасали их.
«Собака-санитар»
Солдат был ранен в руку и ногу. Он потерял много крови и лежал без сознания. Когда очнулся, он услышал, что рядом фыркает собака. Это была санитарная собака. На спине у неё была сумка с красным крестом. Там были бинты и лекарства. Раненый перевязал себе раны. Собака убежала и скоро привела санитаров. Санитары доставили раненого в госпиталь. Там солдата вылечили. Так собака-санитар спасла раненого.
Куда был ранен солдат? (Солдат был ранен в руку и ногу).
Что случилось солдатом после ранения? (Он потерял много крови и лежал без сознания).
Что услышал солдат когда очнулся? (Вдруг он слышит: фыркает собака).
Какая была собака? (Это была санитарная собака).
Что было у собаки на спине? (На спине у неё была сумка с красным крестом).
Что лежало в сумке с красным крестом? (Там были бинты и лекарства)
Как был спасен раненый? (Раненый перевязал себе раны. Собака убежала и скоро привела санитаров)
Развитие внимания, памяти, мышления
1. Выучить стихотворение
Нужен мир
Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят.
Нужен мир на всей планете!