Дидактическая игра по развитию речи «Кто что делает? «Дидактическая игра «Кто что делает?» Конспект открытого занятия в первой младшей группе Правила дидактической игры кто что делает.

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад №689.

Дидактическая игра в первой младшей группе

«Кто что делает?».

Подготовила воспитатель

Соловьева М.А.

Москва

2012

Цель: учить детей, рассматривая картинку, называть изображенные на ней предметы и их качества, действия; выполнять действия, которые они видят на картинке; развивать игровые навыки.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, барабан, бочонок, щетка, лейка, кукла, расческа, шарик, воротца.

Ход игры:

На столе воспитателя лежат сюжетные картинки с одним действием (изображениями вниз): мальчик играет на барабане, медвежонок крепко прижал к себе бочонок с медом, девочка сметает щеткой крошки со стола, мальчик из лейки поливает цветы, девочка причесывает куклу расческой, малыш прокатывает шарик в воротца.

На соседнем столе разложены изображенные на картинках предметы и игрушки: барабан, бочонок, щетка, лейка, кукла, расческа, шарик, воротца.

Воспитатель вызывает ребенка. Тот выбирает картинку, рассказывает о том, что на ней изображено, показывает всем. Затем, передав картинку воспитателю, малыш идет к соседнему столу, находит нужный предмет (игрушку) и воспроизводит изображенное на картинке действие.

Занятие заканчивается самостоятельной игрой детей с данными предметами и игрушками. Их количество должно соответствовать числу детей или немного превышать его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект дидактической игры "Спешите делать добро"

Цель проекта:способствовать сохранению чистоты и целомудрия детей;воспитание таких добродетелей как: милосердие, сострадание, уме­ние прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми,...

Электронное музыкально-дидактическое пособие "Что делают в домике?"

Формировать у детей представление о средствах музыкальной выразительности и о жанрах. Учить различать характер контрастных пьес, вошедших в игровое пособие, передавать его в движенииВоспитывать...

«Давайте познакомимся!»

Цель: закреплять умение детей знакомиться, называть свое имя, употреблять в своей речи вежливые слова.

Материал: кукла.

Ход игры

К детям «пришла в гости» новая кукла. Она желает познакомиться.

Воспитатель. Давай познакомимся, меня зовут Анна Александровна, а тебя? Очень приятно!

Дети по очереди подходят к кукле и знакомятся. Кто познакомился с куклой, то может знакомиться с детьми группы.

«Кто главный?»

Цель: учить детей называть членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье.

Материал: «Семейное дерево»; иллюстрации с изображением того, что делает мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям по очереди назвать членов своей семьи и назвать: кто чем занимается, кто что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогут иллюстрации. Дети называют, кто главный в семье и почему они так считают. В конце игры следует определить, что главные в мире все - и дети, и взрослые.

«Девочка заболела».

Цель: совершенствовать знания детей о труде врача; воспитывать чуткость, желание помогать больному.

Материал: кукла, кровать, телефон, кукла-врач.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям прислушаться, ведь кто-то плачет.

Воспитатель. Возможно, кто-то из вас? Нет, это кукла Настенька плачет. Как вы думаете почему? (Воспитатель касается рукой лица куклы.)

Настенька заболела. Что нужно делать? Так, отнести нашу куклу в кроватку. Как помочь кукле? Кого необходимо вызвать? (Воспитатель вызывает по игрушечному телефону врача.)

«Появляется кукла-доктор», которая «слушает больную куклу», «смотрит горло», «назначает постельный режим и лечебный чай».

Воспитатель. Дети, какое настроение у куклы? Какое настроение будет, когда она выздоровеет? (Дети мимикой показывают настроение.)

«Оцени поступок».

Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры

Дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».

«Как зовут членов семьи».

Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.

Ход игры

Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

«Мое имя».

Цель: закреплять умение детей четко называть свое имя.

Материал: мяч.

Ход игры

Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и называют свое имя.

«Да или нет».

Цель: формировать у детей желание беречь здоровье и здоровье других детей; учить понимать: что можно делать, а что - нет.

Ход игры

Воспитатель предлагает поиграть в игру.

Воспитатель. Я буду называть ситуации, а вы, если так можно делать, - хлопаете в ладоши, если нельзя - топаете ногами. Например: можно играть спичками; можно ровно сидеть за столом; во время еды не следует разговаривать: не умываться утром; нельзя брать в руки острых предметов; нельзя прыгать с высоких горок; необходимо мыть руки после возвращения с прогулки и т.д.

«Кто где живет».

Цель: учить детей называть свой домашний адрес; развивать память, внимание.

Ход игры

Воспитатель. Мальчик Витя самостоятельно пошел гулять по улицам города и заблудился. Что делать? Он не знает своей домашнего адреса. А вы знаете свой адрес?

Дети по очереди называют свой домашний адрес. Например: «Я живу в городе Краснодаре на улице Селезнева, в доме № 20, квартира № 25».

Если ребенку трудно назвать свой адрес, то воспитатель ему помогает.

«Маленькие помощники».

Цель: подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.

Материал: ящик, мишка.

Ход игры

К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой.

Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом.

Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.

«Ласковое слово».

Цель: учить детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.

Материал: мяч.

Ход игры

Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа - папочка т.д.

«Комплименты».

Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.

Ход игры

Дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!»

«Вежливые слова».

Цель: учить детей употреблять в своей речи вежливые слова; учить понимать, что вежливость - это хорошее качество человека; развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность.

Материал: котик, сумка.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям «сложить» в сумку вежливые слова и подарить котику эту сумку. Дети по очереди говорят в сумку вежливые слова, например: «пожалуйста», «спасибо», «извини» и т.д.

«Клубочек волшебных слов».

Цель: продолжать учить детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; воспитывать вежливость, доброжелательность.

Материал: клубочек из ниток.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям намотать на клубок нить из «волшебных» слов. Дети говорят по очереди «волшебные» слова и наматывают в клубок нить.

«Помоги зайчику».

Цель: продолжать учить детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; развивать память, речь; воспитывать доброжелательность.

Материал: игрушечный зайчик.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям подарить зайчику «волшебные» слова. Дети по очереди подходят к зайчику и говорят ему «волшебные» слова. Например: «спасибо», «пожалуйста», «добрый день» и другие.

«Цветок доброты».

Цель: продолжать учить детей говорить комплименты, вежливые слова; развивать речь ребенка, память, фантазию; воспитывать доброжелательность.

Материал: игрушечная Баба-Яга, ваза, цветы.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям подарить Бабе-Яге цветок, говоря добрые слова. Дети берут по одному цветку, подходят к Бабе-Яге, дарят ей цветок и говорят комплименты или вежливые слова, ставят цветок в вазу. Например: «Бабушка, стань, пожалуйста, доброй!» Или: «Бабушка, я тебя люблю!» И другие.

«Я - мальчик, ты – девочка».

Цель: продолжать учить детей различать свой пол; развивать мышление, внимание.

Ход игры

Дети образуют круг и по очереди называют свой пол. Например: «Я - мальчик, потому что у меня короткие волосы, я ношу брюки, рубашку!» Или: «Я - девочка, потому что у меня есть косички, я одета в платье!» и т.д.

«Я опишу, а ты отгадай!».

Цель: учить детей по описанию отгадывать пол ребенка; развивать внимательность.

Ход игры

Воспитатель предлагает угадать: кого он описывает - мальчика или девочку. Например: «Этот ребенок одет в великолепную розовое платье, на голове у нее завязаны хвостики!» Или: «У этого ребенка короткие волосы, одет в шорты, футболку!» и т.д.

«Почему у меня такая одежда».

Цель: закреплять умение детей определять свой пол по одежде; развивать мышление, речь, внимание.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассказать, почему у них такая одежда. Дети по очереди рассказывают: «У меня штаны и рубашка, потому что я-мальчик!» Или: «У меня юбка с украшениями и хорошая кофточка, потому что я - девочка» и т.д.

«Я умею уступать».

Цель: учить детей уважать друг друга, уступать, делиться; воспитывать дружелюбие.

Материал: игрушки, конфеты, яблоко, стульчик.

Ход игры

«Профессии».

Цель: учить детей узнавать профессию по описанию; совершенствовать знания о профессии взрослых; развивать сообразительность, внимание.

Материал: картинки с профессиями взрослых, куклы.

Ход игры

Воспитатель сообщает детям, что куклы Алена, Настенька, Ксюша и Наташа мечтают стать взрослыми и получить профессию.

Воспитатель. Кем именно они мечтают стать - отгадайте!

Воспитатель описывает профессию взрослого, если дети отгадали, то выставляет картинку с этой профессией.

«Все профессии важны».

Цель: закреплять знания детей о профессиях взрослых; подводить к пониманию, что все профессии нужны и важны; развивать память, внимание, мышление.

Материал: картинки с профессиями взрослых.

Ход игры

Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с профессиями взрослых, назвать профессию и рассказать о ее важности, полезности.

В конце игры воспитатель подводит итог, что все профессии нужны и важны.

«Кому что нужно для работы».

Цель: совершенствовать знания детей о профессиях взрослых; находить предметы, необходимые для определенной профессии; развивать память, сообразительность, мышление.

Материал: большие картинки с профессиями взрослых (врач, повар, водитель) маленькие карточки с предметами, необходимыми для этих профессий.

Ход игры

На стульчиках стоят большие картинки с профессиями взрослых, а на коврике разбросаны карточки с предметами, необходимыми для этих профессий. Детям предлагается взять одну карточку на полу и подойти к картинке с той профессией, для которой нужна эта вещь. Дети объясняют, почему подошли к той или иной картинки с профессией.

«Приветствие-прощание».

Цель: закреплять знания детей о том, когда люди здороваются, прощаются; развивать память, внимательность.

Материал: игрушечные мишка и зайка.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям «научить» лесных зверюшек здороваться и прощаться, а также объяснить им, когда именно прощаются, а когда - здороваются. Например: когда человек приходит в гости, он говорит: «Добрый день» и т.д. Если дети затрудняются назвать, когда необходимо здороваться, прощаться, то воспитатель предлагает проиграть похожие ситуации.

«Лишний предмет».

Цель: учить детей определять лишний предмет по цвету; развивать зрительную память, мышление.

Материал: красные треугольники и квадраты разного размера; синие круги разного размера.

Ход игры

Воспитатель выставляет геометрические фигуры на наборное полотно, а дети их называют. Затем воспитатель предлагает детям назвать лишний предмет и объяснить, почему он лишний.

Дидактическая игра «Из чего сделаны?»

Этот дидактический материал будет полезен для воспитателей детских садов и для родителей.
Дидактическая игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Цель игры: Совершенствовать знания детей о предметах окружающей действительности, и о материалах из которых они сделаны.
Задачи:
- Дать представления о связях предметов окружающего мира;
- Познакомить с продуктами человеческого труда, и с русскими народными промыслами;
- Развивать логическое мышление;
- Дать представление о символах России;
- Расширять кругозор, словарный запас детей;
- Учить детей сравнивать предметы, устанавливать причинно-следственные связи

Материал: большие карты с изображением материала и пустых мест; маленькие предметные карточки;
Задачи участников игры:
Распределить предметы по группам: - Из камня; железа; ниток; ткани и т.д.1.«Кто быстрее» (участвуют 2-8 детей).
Всем предметные карточки перемешать картинками вверх. Большие карточки дать каждому игроку по одной.
Задача игроков – как модно быстрее выложить на свои большие карты. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет большие карты;
2. «Выбери и назови» (участвуют 2-8 детей). Все играющие берут по одной большой карте. Ведущий берёт предметную карточку и показывает что на ней изображено, и спрашивает у игроков, из чего она сделана. Кто быстрее собрал все карточки – тот победил.
Игроки узнают нужный предмет.
3. «Верю-не-верю» (участвуют 2-8 детей)
Все карточки перевернуть картинками вниз. Игроки по очереди открывают по 1 карточке, показывают её остальным и спрашивают, например «Верите ли, мне, что бусы сделаны из ткани?» Игроки отвечают, кто ответил неверно – тот получает штрафную фишку. Выигрывает тот, у кого меньше штрафных фишек
4. «Угадай» (участвуют 2-8 детей)
Все предметные карточки перевёрнуты картинками вниз. Игроки по очереди берут по одной, придумывают загадку о предмете (форма, цвет, для чего нужен), остальные отгадывают и размещают на большой карточке.
У кого большая карточка будет заполнена раньше – тот победил.


Дидактические игры с использованием элементов

ТРИЗ и РТВ.

Системный подход к окружающему миру

Игра «Найди целое и части»

Цель: учить детей определять по аналогии задание, которое необходимо выполнить. По образцу первой паре слов, учить определять какое правило имеет здесь место: целое-часть или часть-целое.

1. В: автомобиль – колесо;

д: самолет – …(крылья, небо).

Детям предлагается назвать соответствующий ответ.

2. В: вишня – косточка;

д: рак – … (клешня, рыба).

3. В: кошка – усы;

д: дерево - …(лес, ствол). И т.д.

Игра «Найди главное»

Предлагается система к ней несколько подсистем, из которых необходимо выбрать две подсистемы, которые являются обязательно частями данной системы.

Пример: лес – охотник, волк, деревья, тропинка, кусты, болото.

Сад – растения, садовник, собака, забор, земля.

Река – берег, рыба, рыболов, тина, вода.

Город – автомобили, здания, толпа, улица, велосипед.

Книга – рисунки, приключения, бумага, закладка, текст.

Больница – палаты, врач, халаты, больные, укол, ренген.

Игра «Что с чем связано»

Цель: учить детей находить связи между предметами, даже, если связаны не на прямую, а через посредника. Учить делать выводы, что все взаимосвязано.

Например:

Дерево – вода. (без воды дерево жить не может).

Пуговица - рубашка. (пуговица нужна, чтобы застегнуть рубашку).

Стол – ваза. (вазу с цветами ставят на стол).

Рыбка – рука. (рыбку ловят сетью, а сеть забрасывают руками; руками чистят рыбу; кормят ее в аквариуме).

Системный оператор

Игра «Назови предмет по свойствам»

Цель:

Закреплять знания об окружающем мире, анализируя знакомые предметы и выделяя их свойства.

Активизировать в речи детей понятия о свойствах предметов.

Формировать понятие о том, что один и тот же предмет может сочетать в себе несколько признаков.

Например:

Сильный + добрый=

Звонкий+громкий=

Пушистый+серый=

Усложненный вариант:

Гладкий+серый+тихий=

Белый+съедобный+мягкий=

Красный+легкий+блестящий=

Игра «Что из чего»

Цель: учить детей разбирать любой объект на части. Называть эти части, посчитать их количество.

Ход:

Воспитатель или ребенок быстро называет предмет (объект), дети должны назвать из чего он состоит.

Усложненный вариант:

Детям предлагается сразу называть количество частей.

Например: машина – один кузов – один руль - четыре колеса, две большие фары и т.д.

Игра «Теремок»

Цель: закреплять понятия детей об объектах окружающего мира, анализируя знакомые предметы и выделяя их свойства, функции.


Учит использовать в речи краткое описание свойств предметов, выделяя в них самое главное качество.

Формировать понятие о том, что один и тот же предмет может сочетать в себе несколько признаков, функций.

Ход: воспитатель показывает «теремок» (коробку, ящик и т.д.)., к которому переодически подходят герои (предметы, животные) и просятся жить.

Каждый из вновь пришедших «героев» - предметов спрашивает, кто живет в теремке, и «житель» - предмет должен ему ответить, перечисляя, кто он, какой, что умеет делать.

Игра « Чем был – чем стал»

Игра с детьми после четырех лет. Называется материал (глина, дерево, ткань), а дети дают варианты объектов, в которых они есть. Можно поиграть наоборот. Называется объект, сделанный человеком, а дети определяют какие материалы использовались при его изготавлении.

Например:

Был раньше расплавленным стеклом и стал…

Д: стал вазой, лампочкой, стеклом в машине…

Игра «Аукцион»

Цель: познакомить (закрепить) знания детей о признаках, частях, свойствах предметов. Учить описывать предмет в определенной последовательности, выбирая и подчеркивая его лучшие качества, возможность его использования.

Ход : выбирается ребенок (вначале это может быть взрослый), который ведет аукцион. Он, выбирая предмет для аукциона, описывает его достоинства. Ребенок, который хочет купить его, должен аргументированно доказать, для чего этот предмет ему нужен и чем он ему нравится.

Предмет продается тому, кто убедительнее доказал его необходимость. Предметы должны быть хорошо знакомы для ребенка.

Игра «Что умеет делать»

Цель: учить умению выделять функции объекта.

1 вариант:

Дети стоят друг против друга. Один называет предмет, тот, кто стоит напротив – его функцию и т.д. по очереди. Проигрывает тот, кто не смог ответить. Рядом стоящий ребенок передвигается на его место. Побеждает тот, кто остается.

2 вариант: «передай соседу слово»

Дети стоят по кругу, как бы передавая слово из рук в руки. Первый называет слово, «передает» его – касаясь ладошкой руки соседа. Сосед называет функцию, передавая ее своему соседу. Этот ребенок называет предмет, который выполняет переданную ему функцию.

Например: птица – летает – самолет – гудит – поезд – везет – машина – едет – трактор – пашет - тракторист – кушает - ребенок и т.д.

Кто где живёт?

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1.

педагог: – Дети:

Кто живёт в дупле? -Белка.

Кто живёт в скворечнике? -Скворцы.

Кто живёт в гнезде? -Птицы.

Кто живёт в будке?-Собака.

Кто живёт в улье? -Пчёлы

Кто живёт в норе? -Лиса.

Кто живёт в логове? -Волк.

Кто живёт в берлоге? -Медведь.

Вариант 2.

педагог: -Дети:

Где живёт медведь? -В берлоге.

Где живёт волк?-В логове.

Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

«Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:

– Ворона каркает, а сорока?

Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:

– Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

– Сова летает, а кролик?

– Корова ест сено, а лиса?

– Крот роет норки, а сорока?

– Петух кукарекает, а курица?

– Лягушка квакает, а лошадь?

– У коровы телёнок, а у овцы?

– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

«Что происходит в природе?»

Пример: Тема «Весна»

педагог: -Дети:

«Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

педагог: -Дети:

Собака -стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)

«Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.

педагог: -Дети:

Горячий -холодный

Хороший -плохой

Умный -глупый

Весёлый -грустный

Острый -тупой

Гладкий -шероховатый

«Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»

Педагог:-Дети:

Солнце – что делает? -Светит, греет.

Ручьи – что делают? -Бегут, журчат.

Снег – что делает? -Темнеет, тает.

Птицы – что делают? -Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

Капель – что делает? -Звенит, капает.

Медведь – что делает? -Просыпается, вылезает из берлоги.

«Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

педагог:- Дети:

Идёт -человек, животное, поезд, пароход, дождь…

Бежит -ручей, время, животное, человек, дорога…

Летит -птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

«Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

педагог: -Дети:

Рукавички из меха -меховые

Таз из меди -медный

Ваза из хрусталя -хрустальная

Рукавички из шерсти -шерстяные

«Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой

Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской

Корова – телёнком Велосипед – железом

Дуд – жёлудем Рубашка – тканью

Рыба – икринкой Ботинки – кожей

Яблоня – семечкой

Дом – кирпичём

Лягушка – головастиком Сильный – слабым

Бабочка – гусеницей Взрослый – ребёнком

«Что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.

Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.

«Что бывает осенью?»

Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.

Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.

«Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

педагог:- Дети:

Красный -мак, огонь, флаг

Оранжевый -апельсин, морковь, заря

Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа

Зелёный-огурец, трава, лес

Голубой -небо, лёд, незабудки

Синий- колокольчик, море, небо

Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

«Чья голова?»

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».

Например:

У рыси голова – рысья

У рыбы – рыбья

У кошки – кошачья

У сороки – сорочья

У лошади – лошадиная

У орла – орлиная

У верблюда – верблюжья

« Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

Например: голубой, красный, зелёный, спелый.

Кабачок, огурец, тыква, лимон.

Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

«Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Стол – столы стул – стулья

Гора – горы лист – листья

Дом – дома носок – носки

Глаз – глаза кусок – куски

День – дни прыжок – прыжки

Сон – сны гусёнок – гусята

Лоб – лбы тигрёнок – тигрята

«Подбери признаки»

Цель: активизация глагольного словаря.

Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

«Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного.

Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.

Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

«Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.

– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)

– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)

– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)

– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

«Подбери словечко»

Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов.

Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.

«Обобщающие понятия»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1.

Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.

педагог:-Дети:

Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.

Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.

педагог: Дети:

Огурец, помидор-Овощи.

«Хорошо – плохо»

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Ход: педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.

Педагог: Дождь.

Дети:Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев,полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.

Педагог:Город.

Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

«Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.

Стол-столик, ключ-ключик.

Шапка-шапочка, белка-белочка.

Книга-книжечка, ложка-ложечка.

Голова-головка, картина-картинка.

Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце.

Кукла-куколка, свёкла-свёколка.

Коса-косичка, вода-водичка.

Жук-жучок, дуб-дубок.

Вишня-вишенка, башня-башенка.

Платье-платьице, кресло-креслице.

«Весёлый счет»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».

Один стол – пять столов

Один слон – пять слонов

Один журавль – пять журавлей

Один лебедь – пять лебедей

Одна гайка – пять гаек

Одна шишка – пять шишек

Один гусёнок – пять гусят

Один цыплёнок – пять цыплят

Один заяц – пять зайцев

Одна шапка – пять шапок

Одна банка – пять банок.

«Угадай, кто позвал?»

Цель: различение по тембру максимально сокращённых звукокомплексов.

Ход: водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу «пи-пи» определяет, кто его позвал. Зовёт водящего тот ребёнок, на которого указывает педагог.

"Закончи предложение"

(употребление сложноподчинённых предложений)

· Мама положила хлеб... куда? (в хлебницу)

· Брат насыпал сахар... куда? (в сахарницу)

· Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (в салатницу)

· Папа принёс конфеты и положил их... куда? (в конфетницу)

· Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела)

· Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)

· Я не хочу спать, потому что... (ещё рано)

· Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)

· Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)

· Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)

"Режим дня"

8-10 сюжетных или схематических картинок о режиме дня. Предложить рассмотреть, а затем расположить в определённой последовательности и объяснить.

"Кому угощение?"

(употребление трудных форм существительных)

Учитель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

"Назови три слова"

(активизация словаря)

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

· Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

"Кто кем хочет стать?"

(употребление трудных форм глагола)

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

"Зоопарк"

(развитие связной речи).

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

1. Внешний вид;

2. Чем питается.

Для игры используются "игровые часы". Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

"Сравни предметы"

(на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий

деталей и частей предметов, их качеств).

В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.

Учитель сообщает, что в школу прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. "Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас - о другой. Рассказывать будем по очереди".

Например: Учитель: "У меня нарядный фартук".

Ребёнок: "У меня рабочий фартук".

Учитель: "Он белого цвета в красный горошек".

Ребёнок: "А мой - тёмно-синего цвета".

Учитель: "Мой украшен кружевными оборками".

Ребёнок: "А мой - красной лентой".

Учитель: "У этого фартука по бокам два кармана".

Ребёнок: "А у этого - один большой на груди".

Учитель: "На этих карманах - узор из цветов".

Ребёнок: "А на этом нарисованы инструменты".

Учитель: "В этом фартуке накрывают на стол".

Ребёнок: "А этот одевают для работы в мастерской".

"Кто кем был или что чем было"

(активизация словаря и расширение знаний об окружающем).

Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?

"Назови как можно больше предметов"

(активизация словаря, развитие внимания).

Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово - делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.

"Подбери рифму"

(развивает фонематический слух).

Воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шёл жучок,

Песню пел в траве... (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

"Назови части предмета"

(обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части).

Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д.

I вариант: дети по очереди называют части предметов.

II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.

Игры, развивающие память

«Кто больше запомнит»

Участники игры садятся в круг. Первый участник называет любое слово. Например, цветок. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое свое. Например, лес. Третий участник игры повторяет уже два предыдущих слова (цветок, лес) и произносит свое: школьник. И так далее. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести наибольшее количество слов. Игру можно начинать несколько раз.

«Чей предмет?»

Для проведения этой игры всех участников разбивают на две команды. Каждая команда выбирает по водящему. Игра заключается в том, что на глазах у водящего члены его команды кладут на стол по одному предмету. Водящий смотрит и старается запомнить, кто какой предмет положил. Оцениваются ответы водящих. В роли водящих должен выступить каждый.

«Пересказ по кругу»

Водящий читает текст. Участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков. Далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе еще один раз слушают текст и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки.

«Двигательная память»

Игроки разбиваются на две команды. Ведущий просит участников игры выбрать по представителю от обеих команд в жюри.

Представители команд танцуют в течение 15 секунд. Члены каждой команды наблюдают за ними. По сигналу ведущего представители каждой команды должны повторить движения танцора – противника как можно точнее.

Жюри оценивает двигательную память участников игры, определяет сначала команду – победителя, а затем и игрока, обладающего лучшей памятью.

«Цвета»

Участники игры располагаются в кругу. Ведущий предлагает всем учащимся по очереди назвать пять предметов данного цвета (красного, зеленого, синего и т.д.). Тот из участников игры, кто за 1 минуту не сможет припомнить пять предметов названного цвета, выбывает из игры. Повторять уже названные предметы не разрешается.

«Форма предметов»

Участники игры располагаются в кругу. Ведущий предлагает всем учащимся по очереди назвать 5 предметов одинаковой формы (круглые, прямоугольные, квадратные и т.д.) Тот из участников игры, кто за 1 минуту не сможет припомнить 5 предметов, выбывает из игры. Повторять названные предметы не разрешается.

«Запоминаем рисуя»

Ведущий заранее готовит список из 10 слов. Каждый из участников игры заранее готовит ручку и листок бумаги.

Ведущий последовательно называет слова, после каждого названного слова считает до 5. За это время участники игры должны успеть каким угодно рисунком зарисовать для запоминания названное слово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку назвать слова. Кто запомнил больше всех слов, тот и выиграл.

«Где спрятана игрушка?»

Развивает зрительную память и внимание ребенка. Для организации игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка.

В один из ящичков следует положить какую-нибудь маленькую игрушку (шарик, ластик и др.). Затем шкафчик на некоторое время убирают. После этого ребенка просят достать спрятанную игрушку.

Игру можно усложнить:

убрать ящики на более длительное время;

спрятать 2, а потом 3 игрушки;

заменять игрушки.

«Запомни картинки»

Рекомендуется для развития зрительной памяти. Ребенку предлагают 10 картинок. На каждой изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

Эту игру можно организовать в парах. Выигрывает тот, кто больше запомнил слов.

«Рисуем по памяти узоры»

Направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите воспроизвести его по памяти.

«Запоминаем вместе»

Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-нибудь свое. Третий ребенок повторяет первых два слова и называет свое и т.д.

Это упражнение можно повторять неоднократно, увеличивая количество слов для запоминания.

Упражнение для развития зрительной памяти

Для организации работы с ребенком вам потребуется карточки с геометрическими фигурами. Время демонстрации карточек 10 секунд. После демонстрации одной из картинок следует попросить ребенка воспроизвести фигуры в данной последовательности.

Игры, развивающие логическое мышление

Уже в раннем возрасте у ребенка начинает развиваться мышление. Однако совершенствование логических способностей невозможно вне развития речи ребенка, поэтому во время любой игры надо обязательно стараться, чтобы ребенок как можно точнее формулировал свой ответ.

«Кто кем будет?»

Ребенок отвечает на вопросы взрослого: «Кем будет (или чем будет): яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечка, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, большой, слабый?» и т.д.

При обсуждении ответов ребенка важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница. За одну игру можно разобрать 6-7 слов.

Вариантом этой игры является игра «Кем быть?»

Кем (чем) был раньше: цыплёнок (яйцом); лошадь (жеребенком), корова, дуб, рыба, яблоня, хлеб, шкаф, дом, сильный и т.д.

«Какой фигуры не хватает?»

«Сложи картинку»

Для игры потребуются детали из таблицы «Б». Вырежьте их из плотного картона. Покажите ребенку картинку №1 и соответствующий ей набор деталей. Предложите сложить из них предмет, изображенный на картинке, повторите упражнение со всеми картинками. Затем перемешайте все детали и попросите ребенка сложить из них понравившуюся картинку.

Выполняя каждое задание, ребенок учится анализировать простую контурную схему.

«Угадай, что я загадал»

Перед группой детей выкладывается несколько карточек с изображением разных предметов. Водящий загадывает один из них. Дети должны угадать, какой предмет он загадал, задавая любые вопросы, кроме прямого вопроса о названии. Чтобы дети лучше поняли правила игры, попробовать несколько раз самим отгадать, что задала команда детей. Сначала надо специально «затянуть» игру и задать детям как можно больше вопросов о свойствах, назначении, деталях, цвете, форме изображенных предметов. Для этой игры очень удобно использовать карточки и наборы «Парные картинки».

«Что кому нужно?»

Каждый ребенок выбирает карточку с изображением человека какой-то профессии и называет необходимые для его работы орудия труда.

«Когда это бывает?»

Ребенок выбирает карточку с изображением какого-либо сезона и подбирает к ней другие карточки (картинки природы, что делают люди, во что играют дети и т.д.).

«Что лишнее?»

Ребенку дается ряд предметов. Он должен выделить лишнее. Задаются вопросы:

Что лишнее?

Почему? Назови отличительный признак.

«Где игрушка»

Разместите вокруг ребенка несколько его любимых игрушек. Загадайте одну из них. О загаданной игрушке ребенку сообщается только ее местонахождение. Например, она лежит впереди от тебя или позади, справа или слева.

Игры, развивающие речь

«Мешок сюрпризов»

Для этой игры нужен небольшой мешок и набор предметов, которые можно в него спрятать. Одному из участников завязывают глаза, после чего предлагают доставать из мешочка предметы и опознавать их. Играющий должен ответить, что за вещь он достал и для чего она предназначена. Побеждает правильно опознавший наибольшее количество предметов.

«Двенадцать вопросов»

Участники делятся на две команды. Ведущий кладет в коробку какой-нибудь предмет так, чтобы никто не видел, после чего спрашивает игроков, что за предмет. Команды должны отгадать, что лежит в коробке, задавая такие вопросы, на которые можно отвечать «да» или «нет». Например: Круглое? Съедобное? Железное? Побеждают участники, которые после двенадцати вопросов называют предмет.

«Животные»

Все участники садятся в одну линию. Первый игрок называет какое-нибудь животное (птицу), следующий должен назвать животное, название которого начинается с последней буквы предыдущего слова.

«Кто знает, пусть продолжает»

Цель: учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением, соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1:

Взрослый называет родовое понятие – слово с обобщающим значением, дети – слова, относящиеся к данному роду, с конкретным значением.

Ведущий: мебель.

Дети: кровать, диван, стул, стол и т.д.

Ведущий: рыба

Дети: карп, карась, ерш, горбуша и т.д.

(Фрукты, деревья, овощи, птицы и т.д.)

Вариант 2:

Взрослый называет видовое понятие, а участники – обобщающее слово.

Ведущий: огурец, редис, картофель, репа.

Участники: овощи.

Кто ошибается, платит фанты. Выигрывает тот, кто не ошибается.

«Наоборот»

Цель: обогащение словарного запаса ребенка антонимами.

Для игры необходимы фишки.

Ведущий называет слова, а участники подбирают слова с противоположным значением. За правильный ответ получают фишку.

1. Добрый – злой; вежливый – грубый; аккуратный – неряшливый; трудолюбивый – ленивый; внимательный – рассеянный.

Вперед – назад; высоко – низко; узкий – широкий; верх – низ; вправо – влево.

День – ночь; друг – враг; храбрый – трус.

2. Скажу я слово «высоко»,

а ты ответишь…(низко).

Скажу я слово «далеко»,

а ты ответишь… (близко).

Скажу я слово «трус»,

а ты ответишь… (храбрец).

Теперь «начало» я скажу,

Ну, отвечай …(конец).

«Какое время года»

Цель: учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенном временем года, развиваем слуховое внимание, быстроту мышления.

Загадки о временах года читаются вперемешку. Кто правильно ответит на вопрос «Когда это бывает?» получает картинку с изображением этого времени года. Выигрывает тот, кто больше отгадает загадок и соберет карточек.

Тает снежок.

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногам шелестят

И летят, летят, летят…

Дел у меня не мало -

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки превращаю,

Белю поля дома,

Зовут меня …(зима)

Я соткана из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» - приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я … (лето)

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает,

Когда это бывает?

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стекла

Сделал снежными сады.

(мороз, зима)

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня …(весна)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я …(осень)

«Расскажи словечко»

Цель: развиваем находчивость, быстроту реакции.

Ведущий начинает фразу, а участники заканчивают ее. Кто ошибается, отдает фант. Выигрывает тот, кто сохранит все фанты.

Ворона каркает, а сорока?

Сова летит, а кролик?

Корова ест сено, а лиса?

Крот роет норки, а сорока?

Петух кукарекает, а лошадь?

У коровы теленок, а у овцы?

У медвежонка мама медведица, а у белочки?

У белочки мама…

«Фантазеры» («Сочини рассказ»)

Учим коллективно сочинять рассказ.

Взрослый предлагает тему, дети должны коллективно придумать рассказ на заданную тему. Дети по очереди говорят предложения. Содержание каждой фразы вытекает из предыдущей. Рассказ получается интереснее, если дети пользуются прямой речью, а героями рассказа являются знакомые сказочные персонажи, одноклассники.

После игры педагог дает оценку и говорит об ошибках.

«Зайка и Мишка»

Зайка рассказывал в лесу зверям, какую красивую елку он видел под Новый год на окраине города. А Мишка не знает, что такое Новый год… (Почему он этого не знает? Как объяснит ему Зайка?)

«Волк и Белочка»

Волк хотел узнать, почему Белочка зимой не голодает… (Что рассказала ему Белочка о своих запасах на зиму? Посоветовала ли Волку не есть зайчиков, а заготавливать грибы? Согласился ли Волк?)

Игра «Из какой сказки?»

Взрослый предлагает по героям вспомнить и назвать сказку, можно ее пересказать.

Царь, три сына, стрела, болото, лягушка. (Царевна – лягушка)

Царь, три сына, Сивка-бурка, царевна. (Сивка – бурка)

Царь, три сына, Иванушка, Конек – горбунок. (Конек – горбунок)

Выигрывает тот, кто назовет больше сказок. Затем дети по образцу загадывают свои загадки.

Игра «Обложки любимых книг»

Взрослый предлагает рассмотреть обложки любимых книг и вспомнить названия сказок.

– А что бы ты нарисовал на обложке своей любимой книги? Расскажи и нарисуй.

Игра «Добавь слог»

Взрослый называет первый слог, а дети должны говорить, чтобы получилось слово. Выигрывает тот, кто больше придумал слов, быстрее или длиннее.

Но – (ги, сы, жи, жницы).

Ве – (ревка, сна).

Игра «Подберите нужное по смыслу слово»

Взрослый предлагает подобрать нужное по смыслу слово.

Завязать (что?)…

Застегнуть (что?)…

Забить (что?)…

Завить (что?)…

Застрелить (что?)…

Запереть (что?)… и т.д.

«Цепочка слов»

Объясните ребенку заранее на конкретном примере: «Я называю слово «жук». Оно оканчивается на к. Ты должен назвать слово, которое будет начинаться со звука к. Например, кошка. Я назову слово на а – апельсин, ты на н и т.д.

Таким образом, составляется цепочка слов. Слова нужно называть в быстром темпе, без пауз. Кто ошибается или не назовет слова в течении 5 секунд, тот выбывает из игры. Игра развивает слуховое внимание, быстроту реакции.

Игра «Поем вместе»

Участники сидят в кругу. Условия: ведущий предлагает спеть песню, например, «Голубой вагон» или «Улыбка». Причем, если ведущий хлопает в ладоши 1 раз, все поют – громко. Если ведущий хлопает 2 раза, все продолжают петь тихонько, про себя. Если ведущий хлопает в ладоши 1 раз, все снова продолжают петь громко.

И так несколько раз, пока кто-нибудь не ошибается. Кто ошибается, сам становиться ведущим.

Игра «Алфавит»

Цель: развить внимание, учить буквы алфавита.

Задание: каждому ребенку присвоить 2 буквы алфавита. Ведущий перечисляет вперемешку буквы. Услышав свою букву, ребенок должен встать и сделать один хлопок.

С группой детей можно провести игру на выбывание.

Игра «Исправь ошибки»

Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать слова правильно.

Жучка будку недоела,

Неохота, надоело (булку).

Сели в ложку и айда!

Покатили вдоль пруда (лодку).

Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это (билета).

Игра «Что мы слышим»

Цель: развить слуховое внимание.

Задание: отгадать загадку. Назвать звук, который позволит найти отгадку.

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Ответ: это жук. Повторяется звук [ж].

Игра «Кто больше заметит небылиц»

Цель: развить внимание, умение замечать не логические ситуации.

Задание: отметить все небылицы.

Повар готовил обед.

А тут отключили свет.

Повар леща берет

И опускает в компот.

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье.

Мешает суп кочережкой,

Угли бьет поварешкой.

Сахар сыплет в бульон,

И очень доволен он.

То-то был винегрет,

Когда починили свет.

О. Григорьев.

Игра «Сценарий»

Каждому ребенку предлагается за 5-10 секунд предложить названия одного или двух предметов. Ведущий записывает слова, которые по очереди называют участники. Затем дети придумывают историю, в которой должны фигурировать все названные предметы.

На сочинение истории отводится 10 минут. Сначала предложите детям выбрать предмет, с которого начнется история. «Писать» сценарий надо с этого предмета и включать остальные в той последовательности, в которой они были названы. Сочинительство должно быть групповым. Все идеи и предложения должны записываться ведущим. Так как это сценарий, в нем должно быть много действий, динамики. Поэтому целесообразно стимулировать деятельность ребят вопросами типа: кто это? где находится? что делает? что говорит? куда пошел? с кем?

Полученная в результате история (сценарий) может быть разыграна.

«Неоконченный рассказ»

Цель: развитие образного и воссоздающего воображения ребенка.

Ребенку дают начало рассказа. «Темнело. Шел нудный дождь. По улице семенила старушка под большим зонтом. Вдруг…»

Необходимо продолжить и закончить рассказ. Лучше, если в игре участвуют несколько детей, которые по очереди продолжают рассказ, пока не придут к развязке.

«Составь рассказ»

Представь, что ты на какое-то время можешь стать домашним животным. Попробуй представить, что ты превратился в собаку, лошадь или кошку. Что бы ты ел? Чем бы занимался днем? Кто был бы твой хозяин и как бы к тебе относился? Где бы ты спал? Какой приятный сюрприз хотел бы ты получить от хозяина?

Составь рассказ от имени выбранного животного на тему «День и ночь моей жизни»