План мероприятий школы в год науки. Методическая разработка общешкольного мероприятия «День науки» («Наука окрыляет и жизни смысл дает»)

Это – по образовательному уровню, возможностям восприятия научных знаний и целям их получения. Существуют и другие факторы, обусловливающие потребности в научно-популярных книгах : характер постоянных занятий, специальность, отношение читателя к той области научных знаний, которую отражает книга (непосредственное, косвенное и т. п.), возраст, познавательные склонности и многое другое.

Выявление читательских потребностей осуществляется путем маркетинговых исследований. Читательскую аудиторию научно-популярной книги можно разделить на две части: ту, которая является массовой и включает читателей – неспециалистов, и ту, в которую входят специалисты из смежных отраслей.

Массовый читатель весьма разнообразен, и его деление на какие-либо определённые группы, возможно, во многом условно. Можно обозначить значительную читательскую категорию, которую представляют люди, обладающие достаточно высоко общей подготовкой, в том числе имеющие высшее профессиональное образование , которые следят за развитием науки, техники, искусства, проявляют систематический интерес к достижениям научно-технического и общественного прогресса. В научно-популярной книге эти читатели ищут ответы на актуальные вопросы мироздания, бытия , духовной жизни. Их интересы могут быть обусловлены потребностью дальнейшего самообразования, желанием заполнить досуг полезным чтением. Наравне с любознательностью ими может владеть склонность к познавательной деятельности , к анализу, обобщению и оценке новых научных и технических достижений, а также к выявлению возможностей их использования.

Другую группу составляют читатели, которые имеют общее, цельное представление о мире и интересуются новыми знаниями о нём в порядке самообразования и с желанием более широкого его познания. Такими читателями могут быть люди со средним образованием и определённым жизненным опытом. Для них научно-популярная книга может представлять ценное пособие при решении практических вопросов. Конечно, тут дело не только в образовании. О нём приходится упоминать главным образом постольку, поскольку редактор должен учитывать при создании книги возможности её прочтения и восприятия читателем. В принципе читатели, которых мы относим к данной группе, – это люди начитанные, порой обладающие систематическими знаниями предмета и устойчивым определённым мировоззрением.

Широкую массовую группу представляют учащиеся всех видов и форм образования – от младшего школьника до студента – выпускника вуза. Очевидно, что эту группу следует рассматривать, подразделяя её на ряд подгрупп хотя бы по образовательным и возрастным признакам. Можно также учитывать психологический настрой, познавательный интерес, которые во многом зависят от ступени обучения, возраста, пола.

Для учащихся научно-популярная книга может представлять специальный интерес в качестве обучающего средства, которое дополняет обязательные учебные издания и служит расширению программных знаний.

Рассматривая категорию читателей, которую составляют специалисты из смежных отраслей, нужно учитывать одну из смежных отраслей, нужно учитывать одну из особенностей современной науки и техники. В ходе научно-технической революции осуществляются дробление функции и структуры производства, дифференциация наук. Но преобладающей и определяющей является другая тенденция – интеграция, ведущая к становлению науки как единой сложной системы. С одной стороны, на стыках двух, даже трех традиционных наук возникают новые (биохимия , физико-химическая механика). С другой стороны, рождаются науки синтезирующего характера, объединяющие ряд далеко отстоящих наук, нередко естественных и гуманитарных (кибернетика, науковедение), и происходит взаимопроникновение методов исследования. Например, в результате математизации наук возникли математическая геология, математическая лингвистика. Всё чаще решаются проблемы, требующие знаний в области ряда наук (бионика).

Ещё одним примером является развитие и применение в различных сферах, в том числе в самой науке, новых информационных технологий , широкая информатизация всего общества.

Учёные признают, что современная наука развивается так стремительно, стало настолько сложной и многогранной, что человек, чтобы в полную меру жить жизнью своего времени, не может обойтись без научных знаний, популярно изложенных. Вот мнение академика Б. М. Кедрова: «…В большинстве своем учёные знакомятся с достижениями коллег из других отраслей, с новинками советской и мировой науки через популярную литературу. Ныне в той же химии, фронт исследований настолько широк, что ученый с правого фланга вряд ли уяснит… что творится на левом». Следовательно, можно сказать, что одной из новых функций научно-популярной книги является взаимная информация учёных и инженерно-технических работников о состоянии и проблемах, о достижениях и новых методах исследования, применяемых в самых разнообразных отраслях знаний.

Особая роль принадлежит журнальным изданиям. Издаётся множество научно-популярных журналов. Широко известны такие, как «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Природа», «Чудеса и приключения», «Юный натуралист» и др.

Книжные выставки , тематические полки:

«Наука Беларуси: инновации, технологии, приоритеты», «Знакомьтесь: славные имена в науке», «Шедевры инженерной мысли», «Великие учёные и их открытия», «История науки в лицах», «Наука открывает тайны», «Гении мировой культуры и науки», «Учёные современности», «Человек и мир науки», «Человек, культура, наука в новом тысячелетии», «Наука – дорога в будущее», «Необычные факты из жизни выдающихся людей», «Наука – высший разум человечества», «О науке не скучно», «Год науки шагает по стране».

· Выставка-диалог «Наука за страницами школьного учебника»

· Выставка-исследование «Что несёт человечеству наука?»

· Выставка мультимедийных изданий «Наука без скуки»

· Выставка-обзор ко Дню белоруской науки «Гордость белорусской науки»

· Выставка-представление «Беларусь в лицах»

· Выставка-совет «Сто Великих»

· Выставка творческих работ «Картонные реки и пластиковые берега»

· Интерактивная выставка-просмотр «Ужасно интересно всё то, что неизвестно»

· Книжно-иллюстративная выставка «О, сколько нам открытий чудных»

· Цикл выставок-панорам «2017 год – Год науки»

· Цикл выставок «Занимательные уроки с книгой»

· Цикл выставок, посвященных Дню белорусской науки «Их достижения прославили Беларусь»

Культурно-просветительские акции

Тематические мероприятия

· Информационные часы: «Ходят слухи, что наука утомительная штука», «Знакомься со славными именами», «М. В. Ломоносов – гений мировой науки», «Белорусская наука: переход к инновационным технологиям », «Будущее за молодёжью», «От хобби к научным знаниям», «Познакомься, это Изобретения», «Белорусская наука: вчера, сегодня, завтра» (к Дню белорусской науки).

· Информационный научно-экономический час «Глобальное потепление климата».

· Час вопросов и ответов «Мы интересны миру – мир интересен нам».

· Медиа-час «Научные достижения в жизни человека», «Человек и космос» (к 160 летию со дня рождения русского и советского учёного-самоучки и изобретателя К. Э Циалковского).

· Час полезной информации «По требованию времени».

· Тематический час «Наука в нашей жизни».

· Час интересных сообщений «Великие земляки».

· Цикл профориентационных часов «Сегодня студенты – завтра учёные».

· Литературно–познавательный час «Для вас интеллектуалы».

· Познавательный час «Разные, но не чужие – мир через науку».

· Вечер–портрет, посвящённый знаменитому учёному «Имя в белорусской науке», (в рамках Дня космонавтики); вечер-портрет «Космонавт белорусского происхождения – Олег Новицкий».

· Вечер вопросов и ответов «Каждый читатель желает знать».

· Вечер занимательной науки «Науки разные нужны».

· Литературный вечер «От глиняной таблички к печатной страничке».

· Астрономический вечер «Их имена в небе».

· Занимательный урок «Мир науки и техники».

· Урок–путешествие во времени «Десять открытий, которые потрясли мир».

· Урок–путешествие «Великие географические открытия».

· Урок мужества «Родина крылья дала» (ко Дню космонавтики).

· Познавательный урок «Быть здоровым это тоже наука».

· Урок познания «Изобретатели, которые потрясли мир».

· Занимательные уроки «Что происходит вокруг нас и как это объяснить».

· Урок информации «Самые известные изобретения человечества».

· Беседа–диспут «Курс библиотек 21 века: от информатизации к знаниям».

· Беседа–диалог «День науки и творчества».

· Просветительский проект «Аз и Буки – основа науки».

· Проект «Наука память хранит».

· Литературно-художественный проект «Национальная гордость Беларуси».

· Мультимедийный проект «Жизнь и деятельность Франциска Скорины».

· Проект экологического просвещения «Вернуть природе естество».

· Проект «Интеллект – экспресс».

· Литературное знакомство «Желание всё знать, всё видеть, путешествовать» (к 125-летию со дня рождения К. Паустовского).

· Интеллектуальная игра «От земли до Луны, все ребята знать должны».

· Интеллектуальная игра–викторина «Во всех науках мы сильны», «День Незнаек и Почемучек».

· Интеллектуальный блиц-турнир «Без каких изобретений невозможна современная жизнь».

· Интеллектуальный марафон «Люди, посвятившие себя науке», «Изобретения, которые потрясли мир», «Достижения современной науки в повседневной жизни человека».

· Познавательная игра «Весёлая математика».

· Викторина «Семь чудес света».

· Игра–викторина «Что я знаю о науке», «Развитие жизни на земле».

· Игра–кроссворд «Занимательная физика».

Методическая разработка общешкольного мероприятия

«День науки»

(«Наука окрыляет и жизни смысл дает»)

Почему дети не хотят учиться в школе? Этот вопрос часто задают педагогам родители учеников. Ответ прост: во все времена учиться нравилось лишь тем ученикам, которые были сами заинтересованы в обучении. Формированию такого стремления может способствовать общешкольное мероприятие «День науки» с использованием активных форм организации деятельности обучающихся.

Цель Дня науки: выявление и развитие у обучающихся школы интеллектуальных и творческих способностей, создание благоприятных условий для развития познавательного интереса к научной, учебно-исследовательской деятельности, внедрение эффективных форм внеклассной работы по учебным предметам.

План проведения Дня науки целесообразно обсудить на заседании школьных предметных кафедр, утвердить у руководителя образовательной организации; его отличительной особенностью должно стать разнообразие содержания материала, предлагаемого обучающимся 1-11-х классов, использование нестандартных форм работы с ними.

Подготовительная работа к проведению Дня науки:

1. Определить дату и время проведения мероприятия (8 февраля или конец апреля).

2. Подготовить торжественное открытие Дня науки для обучающихся 1-4, 5-8, 9-11 классов (стихотворения, презентации, перечень памятных дат, связанных с научными достижениями России, мудрые мысли ученых, музыка). Ответственные – заместители директора по учебной работе.

3. Организовать лекторские группы обучающихся 5-11-х классов (одна группа – 4 человека от класса или параллели классов); подготовить доклады и презентации о выдающихся людях России, родного края, вопросы для обсуждения материала. Ответственные – классные руководители и их ученики.

4. Разработать сценарии уроков, презентации по одной из предложенных тем:

    История изобретений.

    Открытия XXI века.

    Глобальные проблемы человечества.

Ответственные – учителя-предметники и/или ученики 9-11 классов.

5. Подготовить занимательный материал для работы научных лабораторий юных эрудитов «Хочу все знать!» (1-4 классы). Ответственные – руководители школьных предметных кафедр, ученики 5-11 классов.

6. Организовать творческие группы учеников 5-11 классов по выпуску тематических газет «Это интересно!»; представить работу на школьном стенде. Ответственные - руководители школьных предметных кафедр, классные руководители.

7. Организовать в учебных кабинетах выставки научно-познавательных книг «Наука без границ». Ответственные – учителя-предметники.

8. Подготовить грамоты для награждения класса или отдельных учеников за участие в Дне науки. Ответственные – классные руководители.

Содержание Дня науки

I . Открытие Дня науки (1 урок, 20 мин)
Ведущий (заместитель директора по учебной работе):

Уважаемые педагоги и ученики!

Сегодня в школе необычный день - День науки.

День науки – это праздник души!

Ученик навстречу к знаниям спешит!

Много пользы этот день принесет,

Ум и память у всех разовьет.

Наука играет важную роль в истории человечества, нашего государства, каждого отдельного человека. Во все времена научная мысль являлась сердцем научно-технического прогресса. Ученые, исследователи, изобретатели, естествоиспытатели, их труды и открытия давали толчок новому витку развития человеческой цивилизации. Так было в античном мире, в средние века, в эпоху Просвещения, в XIX и XX веках… Особенно это становится актуальным в XXI веке. Что окружало бы нас сегодня, каким был бы мир, если бы не работа выдающихся умов! Ученый-гений Ломоносов М.В., химик Менделеев Д.И., авиастроитель Циолковский К.Э., медик Пирогов Н.И., физик Тесла Н., физиолог Павлов И.П., биологи Мичурин И.В., Мечников И.И., изобретатель Кулибин И.П., математики Лобачевский Н.И. и Ковалевская С.В... Кому-то эти имена еще не знакомы, кто-то их уже слышал от своих родителей или учителей… Это великие ученые нашейстраны – мужчины и женщины, известные во всем мире; некоторые из них - наши земляки, чьими именами названы улицы города. Перечислять фамилии русских ученых можно очень долго, многих уже нет на этом свете, но память о них до сих пор жива. Каждый год открываются имена новых ученых - молодых и не очень, готовых к покорению мира науки, наполненного удивительными тайнами и загадками.

В русском языке есть слово-вопрос: «Почему?». С него пробуждается интерес к науке, начинается любое открытие. Если человек захочет узнать о смене времен года, дня и ночи, возрасте дерева или рыбы, захочет понять такие природные явления, как листопад или снегопад, он обязательно задаст вопрос: «Почему?». Оказывается, быть почемучкой похвально, ибо всякая наука начинается и всякий ученый рождается с простого «почему?».

Развитию науки в нашей стране, в городе Рязани уделяется огромное внимание. Прежде всего, благодаря постоянной поддержке президента РФ В.В.Путина. Лучшие достижения науки и техники отмечаются государственными премиями и наградами.

Хотелось бы сказать о некоторых памятных датах из истории отечественной науки:

    440 лет назад вышла в свет "Азбука" Ивана Фёдорова – печатная книга для обучения письму и чтению (1574 г.);

    300 лет со времени основания библиотеки Российской Академии наук (1714);

    150 лет назад вышла в свет учебная книга для детей К.Д. Ушинского «Родное слово» (1864 г.);

    125 лет петербургскому издательству Брокгауза и Ефрона, выпустившему в свет Энциклопедический словарь – универсальную энциклопедию на русском языке;

    7 лет назад принят Закон «О науке и научно-технической деятельности в Рязанской области».

IV . Нескучные уроки «Эврика!» (2-3 урок)

Учителя начальных классов, учителя-предметники и/или ученики 9-11 классов в соответствии с расписанием проводят нестандартные уроки (экскурсии, игры, путешествия, исследования, открытия и пр.) по выбранным темам.

Примерный список тем:

«Удивительные открытия» (окружающий мир);

«История развития космонавтики» (окружающий мир);

«Самые масштабные открытия XXI века» (окружающий мир);

«В.М. Головнин и П.П. Семенов-Тян-Шанский: путь к великим достижениям» (окружающий мир);

«Флотоводческое искусство Ф.Ф. Ушакова» (литературное чтение, окружающий мир);

«Открытие цифр» (математика);

«Необыкновенное путешествие в десятичные дроби» (математика);

«Функции вокруг нас» (алгебра);

«Решение нестандартных геометрических задач» (геометрия);

«Великие открытия XXI века» (английский язык);

«Путешествие по Северному Ледовитому океану» с просмотром видеофильма (география);

«История русской письменности» (русский язык);

«История возникновения буквы «ё» (русский язык);

«Химия со взрывами и без: веселая викторина» (химия);

«История в лицах: знаменитые рязанцы» (история);

«Идеи Адама Смита» (обществознание)

V . Информационная служба «Наука в Рунете» (перемены)

Обучающиеся 5-8, 9-11 классов по желанию посещают компьютерные классы и заходят на сайт, посвященный открытиям человечества и достижениям науки, в сети Интернет: .

VI . Научные лаборатории для юных эрудитов «Хочу все знать!» (4-5 урок)

Обучающиеся начальных классов посещают кабинеты учителей-предметников. С детьми работают учителя-предметники и/или ученики 5-11 классов.

1. Творческая лаборатория «По страницам Красной книги Рязанской области» (1 классы, 40-45 мин). Проводится в компьютерном классе. Обучающиеся узнают о животных, занесенных в Красную книгу рязанского края, выполняют творческое задание «Раскрась редкое животное» (не более 10 мин), под руководством учителя создают «Красную книгу в иллюстрациях для детей».

2. Лаборатория юных биологов «Красота под микроскопом» (2 классы, 40-45 мин). Проводится в кабинете биологии с использованием научно-познавательного набора Steppuzzle «Юный биолог».

3. Лаборатория юных химиков «Чудо-опыты» (3 классы, 40-45 мин). Проводится в кабинете химии с использованием «Химия и другие науки» (150 опытов).

4. Лаборатория юных физиков «Покорение силы» (4 классы, 20 мин). Проводится в кабинете физики с использованием научно-познавательного набора Bondibon «Мастерская электричества».

5. Мастерская юных изобретателей «Копилка идей» (4 классы, 20-25 мин)

Учитель начальных классов рассказывает детям об изобретателях и изобретениях, демонстрирует примеры открытий известных всему миру полезных вещей, законов. Практическую работу можно провести с использованием видеозаписи передачи «Пока все дома» («Оч. умелые ручки»).

VII . Выставки научно-познавательных книг «Наука без границ», изучение материалов тематических газет «Это интересно!» (перемены)

VIII . Закрытие Дня науки «Во славу Отечества!» (6 урок, 20 мин)
Ведущий:

День науки подошел к концу. Подведем его итоги.

НАГРАЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГРАМОТАМИ ЗА УЧАСТИЕ В ДНЕ НАУКИ

Ведущий:

Думаю, каждому из вас сегодня понятны слова одного известного в мире физика Жолио-Кюри: «Я люблю науку и знаю, как много она может сделать для счастья людей...». В каждом человеке живет ученый. Важно его вовремя распознать.

Истинный ученый беззаветно предан науке. Служение науке рождает истинные открытия.

Будущее науки нашей страны в ваших руках. Вы должны стремиться к знаниям, к творчеству, чтобы сделать нашу страну сильной, духовно богатой и процветающей.

Нет сомнений в том, что ваша совместная с учителями и родителями работа на пути познания и открытий непременно увенчается успехом.

Желаю, чтобы в ваших сердцах всегда горел неугасимый огонь научного познания. Удачи вам, здоровья, новых достижений, открытий и творческих успехов !

Список литературы

1. В. Кондратюк «Не славы ради. Рассказы о великих русских людях. Для чтения в семье и школе». Рязань: Зерна-Книга, 2013 г. – 168 с.

2. Исаева Е.В., Сизых Н.А. О редких животных и растениях Рязанской области. – Рязань: Зеленые острова, 1998 г. – 36 с.

Цели мероприятия:

Расширить и углубить знания по естественным наукам;

Активизировать мыслительную деятельность учащихся;

Проверить степень усвоения знаний учащихся по естественным наукам;

Создать эмоциональные условия для самоутверждения личности;

Расширить кругозор обучающихся;

На данном мероприятии учащиеся знакомятся с российскими лауреатами нобелевской премии (презентация). Также учащиеся совместно с учителями показывают ряд опытов п о естсетвенным наукам: химии, физики, математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий школьного мероприятия «День науки».

Химик без знания физики подобен человеку, который все искать должен ощупом. И сии две науки так соединены между собой, что одна без другой в совершенстве быть не могут».

М.В. Ломоносов.

Цели:

Расширить и углубить знания по естественным наукам;

Активизировать мыслительную деятельность учащихся;

Проверить степень усвоения знаний учащихся по естественным наукам;

Создать эмоциональные условия для самоутверждения личности;

Расширить кругозор обучающихся;

Ведущий:

Добрый день дорогие учащиеся и учителя. Сегодня мы проводим мероприятие под названием «День науки», посвященное таким интересным наукам как физика и химия.

Ведущий:

Вначале мы представляем вам презентацию про российских лауреатов Нобелевской премии. (см. презентацию)

За год до смерти Нобель сам, без помощи адвокатов, составил завещание. Он считал, что унаследованное богатство плодит бездельников, поэтому друзьям и родственникам завещал немного. «Капитал мои душеприказчики должны перевести в ценные бумаги, создав фонд, проценты с которого будут выдаваться в виде премии тем, кто в течение предшествующего года принес большую пользу человечеству..»

За счет, какого изобретения у Нобеля образовался приличный капитал? (динамит)

Ведущий:

Вы познакомились с некоторыми великими русскими деятелями. Узнали об их вкладе в развитие науки и техники. Окунулись в интересный мир. Помните, что каждый из вас может стать и учёным, и изобретателем, сделать невероятное для всего мира открытие. При этом совершенно не важно, кем вы станете, и где вы будете трудиться. Главное получить необходимые знания, а в этом вам помогут любимые учителя.

Ведущий:

О, физика – наука из наук!
Все впереди!
Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук,
Пусть станет математика плечами
Не разлучайте этих трех сестер
Познания всего в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остер
И знанье человеческое шире.

Ведущий:

Сейчас учащиеся совместно с учителями покажут ряд опытов по естественным наукам: по физике, химии, математике. Математика – царица наук. И наш первый опыт связан с математикой.

Опыт 1. Лист Мебиуса. Опыт со свечкой (свеча, конус).

(учитель математики Стрекаловская Л.С. и учащиеся 10 кл. – Ярославцев В., Журавлев В.)

Ведущий:

  • Джин, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, всё время меняет свою форму и объём. В каком состоянии находится Джин? Ответ: В газообразном .
  • Что мешает ученику, пойманному Александром Борисовичем на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида? Ответ: Взаимное притяжение между молекулами.
  • В каких учащихся быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных? Ответ: В простуженных, так как температура тела выше.

Опыт 2. «Фараонова змея» (глюконат кальция)

(учитель русского языка и литературы Федорова Х.А. и ученик 11кл – Монахов Г.

Ведущий:

  • Прилипнут ли друг к другу мамин и папин паспорта, если папин паспорт смочить водой, а мамин паспорт окунуть в подсолнечное масло? ответ: Не прилипнут. Когда вы окунете мамин паспорт в масло, он станет жирным, а вода отказывается смачивать жирные поверхности. Впрочем, жир к воде и сам не пристает.
  • В ветреный день нам становится теплее, если мы прячемся от ветра. А одинаковы ли показания термометра на ветру и «за углом»? Ответ: Термометр не чувствителен к ветру, поэтому его показания одинаковы.
  • Могут ли туристы сварить яйцо вкрутую, находясь высоко в горах? Ответ: При подъеме в гору атмосферное давление уменьшается соответственно уменьшается температура кипения, поэтому сварить яйцо в крутую нельзя.

Опыт 3. Чудесная нить (ложка, спичка, нитка).

(учитель русского языка и литературы Афанасьева Е.К. и ученик 10кл – Ефременко М.

Ведущий:

  • Девушка Маша, собираясь на танцы, совершенно бесшумно вылила на себя полфлакона маминых французских духов. Какое физическое явление позволило маме, готовившей обед на кухне, догадаться о случившемся? Ответ: Диффузия.
  • Какая кислота всегда находится в желудке здорового человека, а при недостатке её употребляют как лекарство? Ответ: Соляная кислота НСl
  • Отгадайте загадку:

В производстве я любом,

Сколько ни было б там фракций,

Не расходуюсь при том,

Ускоряю ход реакций. Ответ: Катализатор.

Опыт 4. Сила давления.

(учитель географии Кайсарова О.В.. и ученик 11кл – Юсупов Э.)

Ведущий:

  • Какой химический элемент сначала был открыт на Солнце, а потом на Земле? Ответ: Гелий .
  • Тип кристаллической решётки у сахара. Ответ: Молекулярная.
  • Сейчас этот элемент широко распространён, но в 1855 г. на Всемирной выставке его демонстрировали как материал для ювелирных украшений, который ценился дороже золота. Что это за металл? Ответ: Алюминий.

Опыт 5 Надувание шарика с помощью химии (получение углекислого газа).

(учитель биологии Маркова Е.В. и ученик 11кл – Слепцов Е.)

Ведущий:

  • То, что сейчас называют молекулами, М.В. Ломоносов называл...Ответ: Корпускулами.
  • Почему разрезанное яблоко на воздухе желтеет, темнеет? (Ион двухвалентного железа окисляется в ион трехвалентного железа).
  • В XVI веке король Генрих IV издал закон: «Никому, кто бы ни был, не разрешается превращать простые металлы в золото». Как возможно нарушение этого закона в нашем веке? Ответ: С развитием атомной физики стало возможным проводить ядерные реакции и превращения элементов. Таким путём, например, из ртути можно получить золото. Иное дело, что себестоимость такого золота будет намного больше, чем добытого обычным поисковым методом.
  • Девушка Маша, собираясь на Хэллоуин, решила сделать себе причёску. Она долго перед зеркалом расчёсывала свои волосы пластмассовой расчёской. В результате на конкурсе ведьм она заняла первое место. Почему? Какое физическое явление произошло с её волосами? Ответ: Электризация

Опыт 6. Сухая из воды (монета, вода). Чудеса давления (стакан с водой, лист).

(учитель математики и физики Кириллина Г.Н. и ученик 11кл – Татаринов И.

Ведущий:

  • Какой элемент может быть твердым, как алмаз, и мягким, как сажа? (Углерод. Алмаз и Сажа – аллотропные видоизменения элемента углерода).
  • Название, какого элемента состоит из названий двух млекопитающих животных? (Мышьяк).
  • Как превратить олово в порошок, не прибегая ни каким инструментам? (Если олово подержать на морозе, то оно увеличится в объеме и рассыплется в серый порошок. Это аллотропное видоизменение олова, так называемое серое олово).
  • Какой химический элемент назван в честь России? (44-й элемент, открытый русским химиком Карлом Карловичем Клаусом, был назван рутений (от латинского слова «Россия»).

Ведущий: В конце нашего мероприятия хочу вспомнить слова Антона Павловича Чехова, который утверждал: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только одною ею человек победит природу и себя».

Спасибо всем за участие!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«День Науки» Химик без знания физики подобен человеку, который все искать должен ощупом. И сии две науки так соединены между собой, что одна без другой в совершенстве быть не могут». М.В. Ломоносов.

Российские лауреаты

Иван Петрович Павлов 1904 г. Физиология и медицина Великий русский физиолог, вошедший в историю медицины как один из первых исследователей условных рефлексов, впервые провел революционный эксперимент, ставший ныне классическим, с голодной собакой, которая должна была реагировать на звук колокольчика, который ассоциировался с едой. И.П. Павлов был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине за свои исследования.

Илья Ильич Мечников 1908 г. Физиология и медицина Русский эмбриолог, бактериолог и иммунолог И. И. Мечников совместно с Паулем Эрлихом был удостоен Нобелевской премии «за труды по иммунитету.» После открытий Л. Пастера и Р. Коха оставался невыясненным основной вопрос иммунологии: «Каким образом организму удается победить болезнетворных микробов, которые, атаковав его, смогли закрепиться и начали развиваться?» Пытаясь найти ответ на этот вопрос, Мечников положил начало современным исследованиям по иммунологии и оказал глубокое влияние на весь ход ее развития.

Иван Алексеевич Бунин 1933 г. Литература Знаменитый русский писатель Иван Бунин не принял революцию 1917 года и навсегда покинул Россию. Он попал в Париж. В последствии этот город называли городом Бунина. Там он жил, читал друзьям свои повести, рассказы, иногда – стихи. Он очень любил Россию и писал только о ней. В 1922 году Ромен Роллан выставил кандидатуру Бунина на получение Нобелевской премии. И вот в 1933 году 10 ноября все газеты Парижа вышли с крупными заголовками: "Бунин - Нобелевский лауреат".

Николай Николаевич Семёнов 1956 г. Химия Российский ученый, академик, один из основоположников химической физики, основатель научной школы, дважды Герой Социалистического Труда, создал общую количественную теорию цепных реакций, теорию теплового пробоя диэлектриков, разработал теорию теплового взрыва газовых смесей. Был награжден Ленинской премией и Государственной премией СССР.

Павел Алексеевич Черенков 1958 г. Физика В1937 году П.А. Черенков обнаружил необычное по поляризации и длине волны излучение, которое испускалось водой, если её облучить гамма-излучением. Теперь это излучение и сам эффект называют излучением (эффектом) Вавилова-Черенкова. Причина этого излучения была объяснена движением частиц со скоростями, превосходящими скорость света И. М. Франком и И. Е. Таммом. П. А. Черенков удостоен (вместе с И. Е. Таммом и И. М. Франком) Нобелевской премии "за открытие и объяснение эффекта Черенкова".

Илья Михайлович Франк 1958 г. Физика Профессором МГУ, руководитель лаборатории Радиоактивного Излучения НИИ Ядерной Физики, разработал теорию движения со скоростью большей скорости света в веществе, академик АН СССР, лауреат Государственной премии, совместно с П. А. Черенковым и И. Е. Таммом, получил Нобелевскую премию по физике "за открытие и объяснение эффекта Черенкова".

Игорь Евгеньевич Тамм 1958 г. Физика Совместно с физиками И. Е. Таммом, П. А. Черенковым и И. М. Франком получил Нобелевскую премию «за открытие и объяснение эффекта Черенкова». Работа Франка и Тамма - это математическое описание открытого Черенковым эффекта, которое «помимо простоты и ясности удовлетворяло ещё и строгим математическим требованиям».

Борис Леонидович Пастернак 1958 г. Литература Стихи, великолепные переводы "Гамлета" В. Шекспира, "Фауста" Гете, Шандора Петефи, Шиллера. В течение 10 лет им создается роман "Доктор Живаго". Автор считал написание романа "исполнением своего долга" перед соотечественниками. Б. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе "за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы". Пастернак был вынужден отказаться от премии. В Шведскую академию наук он послал лишь телеграмму, где были такие слова: «Бесконечно благодарен, тронут, горд, удивлён, смущён». Ему предлагали покинуть Россию, но поэт отвечал, что не мыслит себя вне Родины.

Лев Давидович Ландау 1962 г. Физика Лауреат Сталинской премии, сформулировал теорию множественного рождения частиц при столкновении высокоэнергетических пучков, ввел понятие комбинированной четности, построил теорию двухкомпонентного нейтрино, сформулировал теорию для "квантовой жидкости" Ферми-типа. Награжден медалью Макса Планка и премией Фрица Лондона. Присуждена Нобелевская премия по физике за "революционные теории в области физики конденсированного состояния, особенно жидкого гелия ".

Николай Геннадьевич Басов 1964 г. Физика Профессор, директор Физического института Академии Наук СССР, Лауреат Ленинской премии за исследования по созданию молекулярных осцилляторов и парамагнитных усилителей, исследовал возможности применения лазеров для получения термоядерной плазмы. Совместно с А. М. Прохоровым и Чарльзом Таунсом получает Нобелевскую премию по физике за разработку принципа действия лазера и мазера.

Александр Михайлович Прохоров 1964 г. Физика Действительный член Российской Академии Наук, главный редактор "Большой Советской Энциклопедии", основатель Института общей физики РАН, лауреат Ленинской и Государственных премий в области науки и техники и Нобелевской Премии по физике, создатель квантовой электроники. Совместно с Н.Г. Басовым и Чарльзом Таунсом получил Нобелевскую премию по физике за разработку принципа действия лазера и мазера.

Михаил Александрович Шолохов 1965 г. Литература Советский писатель. Академик АН СССР (1939). Дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980). Автор произведений: « Донские рассказы », «Лазоревая степь », «Тихий Дон », «Поднятая целина », «Они сражались за Родину », «Судьба человека », «Наука ненависти », «Слово о Родине », « Нахалёнок ». В 1965 году Шолохову М.А. присуждается Нобелевская премия за роман «Тихий Дон», «за художественную силу и цельность эпоса о Донском казачестве в переломное для России время ».

Александр Исаевич Солженицын 1970 г. Литература За несогласие с официальной политикой был исключен из Союза писателей СССР. Его произведения печатались за границей. В 1970 Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе « за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы» . В 1973 во Франции вышел в свет 1-й том «Архипелага ГУЛАГ». В 1974 был арестован, обвинен в «измене родине», лишен советского гражданства и без суда вывезен из страны.

Андрей Дмитриевич Сахаров 1975 г. Премия мира Советский физик, академик АН СССР, один из создателей первой советской водородной бомбы. Впоследствии - общественный деятель, диссидент и правозащитник; народный депутат СССР. Вместе с Таммом участвовал в исследованиях управляемой термоядерной реакции. Награжден Нобелевской премией « За бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми и мужественную борьбу со злоупотреблением властью и любыми формами подавления человеческого достоинства».

Леонид Витальевич Канторович 1975 г. Экономика Л.В.Канторович советский математик и экономист, пионер и один из создателей линейного программирования. Был удостоен Нобелевской премии по экономике (совместно с американским экономистом Т.Купмансом) за работы по теории оптимизации распределения ресурсов.

Пётр Леонидович Капица 1978 г. Физика Российский физик и инженер, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда. Труды по физике магнитных явлений, физике и технике низких температур, квантовой физике конденсированного состояния, электронике и физике плазмы, разработал импульсный метод создания сверхсильных магнитных полей, изобрел и построил машину для адиабатического охлаждения гелия, открыл сверхтекучесть жидкого гелия Удостоен Нобелевской премии по физике “за фундаментальные изобретения и открытия в области физики низких температур” (совместно с Арно Алланом Пензиасом и Робертом Вудроу Вильсоном.

Иосиф Бродский 1987 г. Литература Известный поэт награжден Нобелевской премией по литературе «за всеохватное авторство, исполненное ясности мысли и поэтической глубины». И. Бродский является одним из самых молодых лауреатов Нобелевской премии за все годы ее присуждения. Эмигрировал в США, на момент присуждения премии уже 15 лет жил заграницей и являлся гражданином США.

Михаил Сергеевич Горбачёв 1990 г. Премия мира Президент СССР 1990-1999 гг. В период деятельности Горбачёва произошли: Окончание холодной войны, Введение в СССР политики гласности, свободы слова и печати, демократических выборов, Вывод советских войск из Афганистана, Распад СССР и Варшавского блока, переход большинства социалистических стран к рыночной экономике и демократии. В 1990г. Награжден Нобелевской премией «в знак признания его ведущей роли в мирном процессе».

Жорес Иванович Алфёров 2000 г. Физика Профессор, директор Физико-технического института им. А. Ф. Иоффе РАН, один из крупнейших российских ученых в области физики и техники полупроводников. Лауреат премий: Балантайна института Франклина (США). Ленинская премия. Хьюллет-Паккардовская премия Европейского физического общества, Государственная премия. награда Симпозиума по GaAs . премия А. П. Карпинского, премия им. А. Ф. Иоффе РАН, общенациональная неправительственная Демидовская премия. Награжден медалью Х. Велькера. Почетный член многих Академий Наук. Стал лауреатом Нобелевской премии в области физики, разделив ее с американскими учеными Гербертом Кремером и Джеком Килби.

Виталий Лазаревич Гинзбург 2003 г. Физика Член Академии Наук СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий, премии им. Мандельштама и Ломоносовской премии. Награждён медалью Польской АН им. Смолуховского, золотой медалью Лондонского Королевского Астрономического Общества, премией Бардена, премией Вульфа, золотой медалью им. Вавилова, золотой медалью им. Ломоносова РАН, орденом «За заслуги перед Отечеством», медалью ЮНЕСКО им. Нильса Бора, медалью Американского Физического общества им. Николсона, премией «Триумф». Член девяти зарубежных академий наук.Нобелевская премия присуждена совместно с А. Абрикосовым и Энтони Леггеттом за «за вклад в развитие теории сверхпроводников и сверхтекучести».

Алексей Алексеевич Абрикосов 2003 г. Физика Советский физик-теоретик, член-корреспондент АН СССР. С 1991 года Абрикосов работает в США. Обладатель Ленинской и Государственной премий, премии имени Лондона, Нобелевской премии совместно с В. Гинзбургом и Энтони Леггеттом "за вклад в развитие теории сверхпроводников и сверхтекучести".

2010 год «за новаторские эксперименты по исследованию двумерного материала графена » Константин Новоселов российский и британский физик Андрей Гейм советский, нидерландский и британский физик Оба ученых - выходцы из России: Константин Новоселов из Нижнего Тагила и Андрей Гейм из Сочи. В данное время проживают и работают в Великобритании.

О, физика – наука из наук! Все впереди! Как мало за плечами! Пусть химия нам будет вместо рук, Пусть станет математика плечами Не разлучайте этих трех сестер Познания всего в подлунном мире, Тогда лишь будет ум и глаз остер И знанье человеческое шире.

Джин, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, всё время меняет свою форму и объём. В каком состоянии находится Джин? Ответ: В газообразном. Что мешает ученику, пойманному Александром Борисовичем на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида? Ответ: Взаимное притяжение между молекулами. В каких учащихся быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных? Ответ: В простуженных, так как температура тела выше.

Прилипнут ли друг к другу мамин и папин паспорта, если папин паспорт смочить водой, а мамин паспорт окунуть в подсолнечное масло? ответ: Не прилипнут. Когда вы окунете мамин паспорт в масло, он станет жирным, а вода отказывается смачивать жирные поверхности. Впрочем, жир к воде и сам не пристает. В ветреный день нам становится теплее, если мы прячемся от ветра. А одинаковы ли показания термометра на ветру и «за углом»? Ответ: Термометр не чувствителен к ветру, поэтому его показания одинаковы. Могут ли туристы сварить яйцо вкрутую, находясь высоко в горах? Ответ: П ри подъеме в гору атмосферное давление уменьшается соответственно уменьшается температура кипения, поэтому сварить яйцо в крутую нельзя.

Девушка Маша, собираясь на танцы, совершенно бесшумно вылила на себя полфлакона маминых французских духов. Какое физическое явление позволило маме, готовившей обед на кухне, догадаться о случившемся? Ответ: Диффузия. Какая кислота всегда находится в желудке здорового человека, а при недостатке её употребляют как лекарство? Ответ: Соляная кислота НСl Отгадайте загадку: В производстве я любом, Сколько ни было б там фракций, Не расходуюсь при том, Ускоряю ход реакций. Ответ: Катализатор.

Какой химический элемент сначала был открыт на Солнце, а потом на Земле? Ответ: Гелий. Тип кристаллической решётки у сахара. Ответ: Молекулярная. Сейчас этот элемент широко распространён, но в 1855 г. на Всемирной выставке его демонстрировали как материал для ювелирных украшений, который ценился дороже золота. Что это за металл? Ответ: Алюминий.

То, что сейчас называют молекулами, М.В. Ломоносов называл Ответ: Корпускулами. Почему разрезанное яблоко на воздухе желтеет, темнеет? Ответ Ион двухвалентного железа окисляется в ион трехвалентного железа. В XVI веке король Генрих IV издал закон: «Никому, кто бы ни был, не разрешается превращать простые металлы в золото». Как возможно нарушение этого закона в нашем веке? Ответ: С развитием атомной физики стало возможным проводить ядерные реакции и превращения элементов. Таким путём, например, из ртути можно получить золото. Иное дело, что себестоимость такого золота будет намного больше, чем добытого обычным поисковым методом. Девушка Маша, собираясь на Хэллоуин, решила сделать себе причёску. Она долго перед зеркалом расчёсывала свои волосы пластмассовой расчёской. В результате на конкурсе ведьм она заняла первое место. Почему? Какое физическое явление произошло с её волосами? Ответ: Электризация

Какой элемент может быть твердым, как алмаз, и мягким, как сажа? Ответ: Углерод. Алмаз и Сажа – аллотропные видоизменения элемента углерода. Название, какого элемента состоит из названий двух млекопитающих животных? Ответ:Мышьяк). Как превратить олово в порошок, не прибегая ни каким инструментам? Ответ: Если олово подержать на морозе, то оно увеличится в объеме и рассыплется в серый порошок. Это аллотропное видоизменение олова, так называемое серое олово. Какой химический элемент назван в честь России? Ответ:44-й элемент, открытый русским химиком Карлом Карловичем Клаусом, был назван рутений (от латинского слова «Россия».


Центральная городская библиотека для взрослых с особым удовольствием работает со старшеклассниками. Тем более, что находится она в самом центре Жовтневого района в студенческом городке. Рядом –сразу несколько школ: за 2-3 минуты можно добраться из школы в библиотеку, посетить интересное мероприятие и вернуться на уроки.

Молодежь с удовольствием приходит сюда, ведь здесь ее ждет бесплатный Интернет- центр, зона WI-Fi, прекрасная литература, в том числе, и в помощь школьной программе, и, конечно же, мудрый библиотекарь. Правда, чтобы попасть в Интернет – центр, нужно записаться в очередь, но молодые люди научились умело использовать свое время.

1 апреля десятиклассники СОШ № 5 вместе со своим педагогом Павленко Евгенией Ивановной собрались в читальном зале по очень серьезному поводу — несмотря на юмористическое первоапрельское содержание состоялся День науки. В этом году мировое сообщество празднует несколько юбилеев и круглых дат выдающихся ученых. Библиотекари предложили программу, посвященную Галилео Галилею (ему исполняется 450 лет), Чарльзу Дарвину (205 лет) и Дмитрию Менделееву (180 лет).

Информация от библиотекаря ни в коем случае не повторяла страницы учебников, а дополняла материалы школьной программы, да еще и как интересно!

Вот, например, что между этими гениальными учеными общего? А то, что родители всех троих мечтали видеть своих детей врачами, но это не совпадало с желаниями самих детей, и каждый посвятил себя любимому делу.

Во-вторых, их объединяет потрясающая, проявившаяся с детства, тяга к знаниям. В-третьих, и Галилео, и Дарвин, и Менделеев были талантливы практически во всем, но что мы об этом знаем? Немного. Вот тут-то библиотекари и постарались. Галилео Галилей, например, был не только отцом физики и естествознания, но и прекрасным математиком, талантливым музыкантом (особенно любил струнные инструменты), сочинял неплохие стихи и был великолепным собеседником.

Чарльза Дарвина, отца десятерых детей, человечество знает как автора знаменитой книги «Происхождение видов», но вряд ли кто помнит, что он вывел 450 видов крыжовника, прекрасные сорта капусты, фасоли, гороха. А уж то, что он является потомком киевской княжны Анны Ярославны, королевы Франции, мало знает кто. Похоронен рядом с Ньютоном.

Дмитрий Менделеев в 23 года стал профессором Петербургского университета. На его публичных лекциях по химии зал ломился от слушателей. Часто защищал науку при помощи кулака. И в то же время он очень увлекался чтением приключенческой литературы, любил Дюма и Жюля Верна. А еще обожал играть в шахматы и своими руками изготавливать чемоданы. Безумно любил чай и старался всех угощать им. Умер, как и Дарвин, в 73 года, и на его похоронах присутствовало 30 тысяч человек…

А десятиклассники проявили себя в эрудит-викторине, посвященной химии, физике и астрономии. Победителей было двое – Юрий Лукашенко и Сергей Журба.

Один из победителей — Юрий Лукашенко

Интереснейшие книги и журналы представила книжная выставка «Знакомимся со славными именами». Школьные предметы – физика, химия и астрономия — станут интереснее, если познакомиться с книгами из серии «Жизнь замечательных людей», «Эврика», «100 великих ученых», «Сто великих открытий» и другими источниками.

Интернет помог совершить интереснейшую виртуальную экскурсию в музей Галилео Галилея во Флоренции и посмотреть интересный фильм об ученом.

Слушатели получили от библиотекаря задание — при помощи Интернета найти ответ на вопрос « Как связаны между собой выражение Галилея «А все-таки она вертится!» и «Шерше ля фам (ищите женщину)!»?

«Такие мероприятия очень важны для юношеской аудитории. Во-первых, это потрясающая новая информация об известных личностях, во-вторых, это настраивание на волну своего будущего. Кем хочешь стать ты и что для этого делаешь? Возможно, именно ты подхватишь эстафету открытий великих ученых», — продолжила тему науки учитель физики Евгения Ивановна.

«А мы — библиотекари — при поддержке умной мировой сети поможем, и не только информацией. Протестируем твои способности и таланты, найдем соответствующее учебное заведение, объясним ситуацию на нынешнем рынке труда. Одним словом, для книги и сети Интернет невозможного нет» — продолжает мысль заведующая отделом обслуживания Коломбе Наталья Владимировна.

Мероприятие закончилось, но в течение всего дня любой желающий мог услышать экспресс-сообщение библиотекаря у выставки, посмотреть видео на любую научную тему, совершить виртуальную экскурсию на родину Эйнштейна и Циолковского, Ландау и Курчатова, полистать любимые журналы «Наука и жизнь», «Чудеса и приключения», «Юный натуралист», ретро — подборку журнала «Радио», а также современные издания — «Эрудит», «Одноклассники», «Личности».

7 июня 1999 года Указом президента Российской Федерации был установлен День российской науки с датой празднования 8 февраля. В Указе говорится, что праздник был установлен: «учитывая выдающуюся роль отечественной науки в развитии государства и общества, следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук».

Это памятный день ученых, исследователей, тех, кто всерьез занимается наукой.

Именно в этот период в институте проводятся дни студенческой науки.

Дни студенческой науки представляют собой комплекс мероприятий для студентов научно - исследовательского характера, проводимых в институте ежегодно.

Основная цель Дней студенческой науки – развитие научного творчества молодежи, активизация исследовательской работы профессорско-преподавательского состава и студентов института, развитие сотрудничества с другими учебными заведениями.

Предлагаемые библиотекой мероприятия объединяют три взаимосвязанные темы:

1. « Жизнь замечательных людей» . Здесь представлена литература о великих российских ученых прошлого, которые внесли огромный вклад в российскую науку, о людях российской науки настоящего времени, о научных открытиях и исследованиях.

2. В продолжение темы открытий в научном мире, приуроченная к дням студенческой науки и в помощь нашим одаренным и трудолюбивым студентам действует выставка-рекомендация: « Твори, выдумывай, пробуй». Большой интерес студенты проявили к рекомендательной литературе по написанию и оформлению рефератов, курсовых, дипломных работ.

Исследовательской работой занимаются все студенты вузов. Написание рефератов, курсовых, дипломных работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых исследований. Затрачивая своё личное время, студент развивает такие важные для будущего исследователя качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения.

Примером трудолюбия и любознательности наших студентов стали представленные исследовательские работы.

3. В этом году празднование дня науки совпало с еще одной знаменательной датой – 180-летием со дня рождения Д.И.Менделеева, российского ученого, который внес огромный вклад в развитие науки, и не только в области химии.

Перед посетителями выставки с обзором представленной литературы выступил студент 2 курса группы ОП-2-12, глава студенческого научного совета Дмитрий Ермаков.

Мероприятие завершилось показом фильма о жизни и деятельности Д.И.Менделеева.

Успеха вам, студенты, в ваших научных исканиях!