Описание картин буше. Франсуа буше

Считается, что слава приходит к хорошему художнику только после смерти. Франсуа Буше стал исключением из правил: он был «первым живописцем короля Людовика XV» и директором Королевской академии живописи и скульптуры.

2. Франсуа Буше. Автопортрет


Франсуа Буше родился в Париже 29 сентября 1703 года. Его отец зарабатывал на жизнь рисованием узоров для вышивки. Заметив способности маленького Франсуа, отец отправил его учиться.

3. Франсуа Буше. Портрет Мари-Жанне Бюзо, жены художника


Сначала Франсуа Буше занимался тем, что иллюстрировал «Французскую историю» Габриэля Даниеля, путешествовал по Италии, изучая тамошних мастеров живописи, писал полотна на мифологические и библейские сюжеты, сцены в интерьере, пейзажи, пасторали и даже создавал декорации к балетам. Словом, был очень разносторонним и исключительно общественно полезным мастером.

4. Франсуа Буше. Мельница в Шератоне

5. Франсуа Буше. Аполлон предстает перед пастушкой в облике бога


Скорее всего, так бы и продолжалось. Стал бы Франсуа Буше вполне успешным живописцем, писал себе свои пейзажи и пасторали и наверняка снискал бы признание относительно широкого числа ценителей изящных искусств. Но был бы лишь одним из хороших художников.

6. Франсуа Буше. Маркиза де Помпадур


Всё изменила фаворитка короля маркиза де Помпадур. В отличие от Людовика, который был недалек, ленив и развратен, она была образованна, умна и, как было принято в те времена, покровительствовала литераторам, скульпторам и художникам. Но хорошим вкусом и чувством меры она не отличалась: Вольтера, например, она раздражала своими мещанскими манерами.

7. Франсуа-Юбер Друэ. Маркиза де Помпадур


В 1748 году Франсуа Буше начал работать для маркизы де Помпадур, стал частым гостем в Версале, а спустя четыре года ему даже разрешили жить и работать в Лувре. Франсуа Буше умел почувствовать, чего хочет маркиза. Сильнее шампанского, трюфелей и шоколада она любила только себя и хотела оставаться хотя бы на картинах ослепительно красивой, роскошной и молодой.

8. Франсуа Буше. Дама за туалетом


Художника завалили частными заказами: всем хотелось иметь картины любимца фаворитки короля.

9. Франсуа Буше. Леда и лебедь

10. Франсуа Буше. Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто


После смерти маркизы де Помпадур успеху пришел конец. Мало кто хотел покупать картины Франсуа Буше, его обвиняли в развращении юношества, а моралист Дени Дидро сказал: «Что такой живописец может запечатлеть на холсте? Только свои грязные фантазии. А какими еще могут быть фантазии человека, который большую часть своего времени проводит в обществе проституток самого низкого пошиба?»

11. Франсуа Буше. Светловолосая одалиска


Дидро был в чем-то прав: нравы при дворе не отличались особенной строгостью. Для картины «Светловолосая одалиска» Буше позировала любовница Людовика XV, которой было лет пятнадцать. Существует легенда, что Буше в качестве натурщиц приглашал маркиз и графинь, которые находили особое удовольствие в позировании обнаженными.

12. Густав Лундберг. Портрет Франсуа Буше


Сегодня искусствоведы оценивают картины Франсуа Буше не очень высоко: признавая мастерство, многие французские знатоки считают, что художественным вкусом часть картин не отличается.

Сыну учителя рисования и составителю узоров для вышивки прямая дорога в художники, ну или в рисовальщики. Для Франции 18 века рисовальщик и декоратор даже лучше, это верный кусок хлеба. Но сын рисовальщика узоров Николя Буше с детства проявил такие способности, что отец решил отдать своего отпрыска в мастерскую настоящего художника.

Так Франсуа получил возможность учиться у Лемуана и Карса - виднейших мастеров первой половины 18 века во Франции.

Франсуа всегда был очень послушным, исполнительным и покладистым. У него не было никаких проблем с поведением и все его учителя были в восторге от его трудолюбия и прилежания. Будущий королевский художник быстро набирался опыта, пробовал себя сразу в нескольких видах изобразительного искусства. Отец желал его видеть рисовальщиком и декоратором - Буше создает сразу несколько обойных узоров, которые понравились заказчикам. Учителя Франсуа предлагают ему попробовать себя в гравюре, ученик старательно наносит рисунки на медные пластины и тоже небезуспешно.

Свою первую академическую премию Буше получил в возрасте 20 лет. Его картина на библейский сюжет отвечала всем требованиям моды на рококо. Она была яркая, изящная, декоративная, эмоциональная и неглубокая по смыслу. Нужно сказать, что Франсуа Буше быстро понял, что от него требует публика и никогда не отступал от незамысловатого запаса приемов, колорита, сюжетного выбора, который ему диктует мода и эстетические предпочтения аристократии.

Важную роль в творческой жизни Буше сыграла работа над созданием гравюр по картинам . Эта кропотливая творческая работа на протяжении двух лет позволило Буше изучить манеру талантливого мастера.

Учебная поездка в , которую художник совершил благодаря стипендии академии, практически не повлияла на творчество Буше. К этому времени он уже определился в своей манере и использовал командировку для поиска богатых заказчиков.

Настоящая слава пришла к Буше в 1730 году. Именно в это время художника представляют мадам Помпадур - королевской фаворитке. Несмотря на то, что портретов художник никогда не писал, он с удовольствием соглашается сделать несколько портретов возлюбленной короля. Портрет понравился и для мастера наступают золотые времена.

Буше декорирует и расписывает апартаменты в Версале, работает в других королевских резиденциях. Постепенно в его работах появляется все больше пикантности. Эротичность его сюжетов вызывает неудовольствие Церкви, но все эти изыски появляются по требованиям Помпадур. Художник остается неприкасаемым для критики духовенства.

Многочисленные работы Буше на библейские, аллегорические и бытовые темы украшали самые богатые аристократические салоны. Трудолюбивый и старательный мастер, кроме живописи, оформляет оперные спектакли, рисует эскизы для фабрики гобеленов.

Творческая удача отвернулась от Буше после того, как новый стиль - классицизм - стал набирать популярность в Европе. Вместе с новым стилем все пикантные и иллюзорные работы художника перестали интересовать публику, а вместе со смертью Помпадур, в прошлом осталась и поддержка короля.

Последние годы художника прошли в тишине забвения, но материальное положение Буше никогда не было бедственным. После себя он оставил весьма солидное состояние.

Подлинный представитель французского рококо. Буше официально именовался "Первым художником короля", был директором Академии, обладал почетным правом занимать квартиру в Лувре. И пожалуй всей Франции было известно о благоволении к нему всесильной фаворитки короля Жанны-Антуанетты Пуассон, маркизы де Помпадур.

И он был истинным сыном своего века, все умевшим делать сам: панно для отелей, картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, карет, эскизы костюмов и т.д. Станковые картины у него похожи на панно, панно могут смотреться и как самостоятельные произведения. Однако наибольшей известностью пользуются его картины. Увлекшись в юности масляной живописью, художник уже никогда не изменял этой технике.

И все это - галантные празднества, пастушеские идиллии, мифологические, жанровые, религиозные темы, пейзаж - все разыграно, как современная ему пастораль, все выражает откровенно-чувственное наслаждение жизнью, во всем царствует бело-розовая героиня - богиня Флора, а по сути обряженная в пастушеский наряд аристократка, везде похожая на себя парижанка, и неважно, Венера она или пастушка. Везде художник изображал юную модель с лучистыми глазами, с как бы случайной, но обольстительной небрежностью закутанные в нежные ткани, окруженные цветами, порхающими эротами. Типичные сюжеты - "Триумф Венеры" или "Туалет Венеры", "Венера с Амуром" (с Вулканом, с Марсом), "Купанье Дианы" и т.п.

Уже будучи знаменитым художником, Буше становится объектом жесточайших нападок теоретика эстетических идей Просвещения Дидро, который видел в художнике порождение всего, с чем боролись просветители. Однако он не отказывал ему в профессионализме. И несмотря на эту критику произведения Буше пользовались огромной популярностью. Их покупали короли и императоры, герцоги и графы, богатые буржуа.

Буше был выходцем из небогатой семьи, успеха он достиг единственно своим трудом. Первоначальное обучение он получил в мастерской Франсуа Лемуана. Здесь развилось умение "мыслить красками", видеть замысел в больших цветовых отношениях. Позднее он обучался технике рисунка и технике офорта в мастерской Жана Франсуа Кара-отца. Благодаря ему Буше познакомился с творчеством Ватто, которого Кара-отец очень почитал; и сам Буше писал всегда в стиле рококо, как и Ватто. Всю жизнь он писал "взахлеб", оставил невероятно большое количество картин, гобеленов, рисунков, гравюр и других работ. И даже будучи уже процветающим, обласканным властью художником, он много и плодотворно работал. Увлекаясь творчеством старых мастеров, Буше много сил отдал коллекционированию. С особым увлечением к концу жизни он собирал рисунки и гравюры Рембрандта.

Буше пользовался большой популярностью в России. Его даже пригласили на место профессора русской Академии художеств в Санкт-Петербурге, и Буше принял приглашение, однако смерть художника не позволила осуществиться этим планам.

Чем больше всматриваешься сегодня в полотна Буше, в эту сияющую светом, трепещущую нежными цветовыми оттенками радостную живопись, осознаешь его поразительную даровитость, тем большн чувствуешь подлинно цельное, эстетически полнокровное искусство.

Сегодня картины Буше украшают залы виднейших музеев мира. Эти работы несут ощущение полноты жизни, чаруют радостным даром цветовой гармонии, свободным и ликующе-светлым мастерством. Недаром критиковавший его Дени Дидро, отдавая должное его таланту, не мог не сказать:"В нем столько воображения, эффекта, волшебства и легкости!".

Франсуа Буше является ярким представителем эпохи рококо и мастером художественных искусств во французской живописи начала 18 столетия. Творчество Буше крайне тяжело охарактеризовать только в одних оттенках и ракурсах, так как его изобразительная деятельность распространяется не только на картины, а ещё и на гравюру и декорирование. Будучи придворным художником короля, Франсуа, неоднократно поручали наиболее ответственную работу в сфере творческой занятости такую как: декорирование книг, создание неповторимых костюмов и образов для Парижской оперы, участие в исполнении уникальных интерьеров. Франсуа Буше предстает перед нами неким экстремалом своего времени, ибо вкус его неповторимого искусства основан исключительно на импровизации, нежели на приобретенном опыте. И все эти черты находят своё отражение, как в его картинах, так и в прочих художественных работах.

В своих художественных композициях Буше неоднократно затрагивает мифологию наряду с пасторалями и аллегориями. Благодаря столь неординарному смешению появляются образы, насквозь пронизанные сентиментальностью, чувственностью и даже некой неестественной слащавостью.

На своих полотнах Франсуа Буше предпочитал изображать персонажей, которые поддаются любовным утехам, или же изображены при занятии своими повседневными делами. Герои картин наполнены голубыми и нежно-розовыми тонами красок. Плавные переходы теней и контрастов дополняют композиции картин в их и так сложном сочетании изгибов, линий и объемов фигур. Буше гениально владел приемами драпировки, подачи света ракурсами, располагая своих персонажей таких образом, что рядом с ними мог располагаться ещё целый ряд предметов и декораций. Работы Франсуа Буше поражают своей раскованностью и чувственностью. Особое предпочтение и внимание Буше уделил богине Венере, а также будничной парижской повседневности и совсем простым зарисовкам из деревенской жизни.

Отличительной особенностью картин Франсуа Буше являются светлые и жемчужные тона, в которых выполнены все картины художника. Окутывая весь сюжет картины некой дымкой, художник придает им ещё больше таинственности и прозрачности, которую он всегда и стремился изобразить на своих картинах. Буше – любитель мифологической тематики. В его картинах не присутствует правдивость и реалистичность. Вся композиция картин проникнута однообразием, но она крайне тонко детализирована и идеальна в каждом штрихе.

Немного вникнув в конкретные факты из жизни художника, стоит упомянуть его поездку в Рим. Данное событие имеет особый характер, ведь оно косвенно повлияло на всё творчество Франсуа Буше. Автор известнейших картин, посетил Италию для глубоко изучения творчества и жизненного пути найизвестнейших художников, таких как Альбано, а также Пьетро да Кортоне. Кортоне стал основополагающим элементом последующего творчества Буше. Картины автора стали напоминать полотна которые вышли из под кисти уважаемого и наследуемого им Пьетро. Но несмотря на ярое увлечение и почитание Кортоне, Франсуа не растерял своей самобытности, а лишь подчеркнул отдельные детали своих полотен, которые по мнению критиков и современников автора стали более чётко выверенными, приобрели недостающий сильный стержень и мужество, смешанное с лёгким, характерным для автора в будущем, холодком.

Тонкая душевная организация первого художника короля, чётко прослеживается в каждой из его легендарных работ. Образцом колоритности и просвещённости в глубинах самых разномастных сфер Буше, можно назвать работу «Геркулес и Омфала». Знатоки изобразительного искусства, неоднократно указывали на яркий отблеск фламандских мотивов в этом произведении, а соответственно и в глубоком восприятии мира художником. Выразительные черты и мимолётные, иногда незаметные для обычного наблюдателя выразительных образов, детали, говорят о недюжей наблюдательности Франсуа. Только проникнутый сутью вещей и их самыми малейшими особенностями творец полотен, способен добиться и создать неповторимые и наполненные характерами образы существ, героев Эллиады, а также знатных персон мифологии и этноса.

Франсуа Буше пережил и острый кризис своего творчества. Ближе к концу восемнадцатого столетия, автор глубоко прочувствовал и перенёс на себе деградацию аристократии. Аристократическое общество того времени напоминало Франсуа жалкую пародию, насмешку над былым строем. Писатель попал во времена пережитков и это разительно изменило его почерк. Картины автора стали жёсткими, не свойственно ему холодными и по мнению некоторых ценителей «неживыми». Как и в пережитках аристократии, на полотнах появился напускной пафос, жёсткие элементы насмешек и превосходства, высокомерие. Изящество, хрупкость образов и их характеров – полюбившиеся почитателями автора элементы, ушли в небытие, скрылись под пылью переживаний и смутной скорби автора о былых временах и устоях культурной жизни общества. Рококо, присущий Буше, исказился до неузнаваемости и безобразности. Тем самым, в который раз картины автора отразили его внутреннюю душевную боль, переживания и тонкость творческой натуры.

Диана после охоты

Художник Франсуа Буше (Francois Boucher) – один из самых известных французских живописцев, декоратор и гравёр, ярчайший представитель культуры рококо.

Художник создал огромное количество полотен и гравюр, иллюстрировал литературные шедевры Овидия, Мольера и Боккаччо. Много работал в областях декоративного и прикладного искусства: создавал костюмы и декорации для театров, сотрудничал с Королевскими шпалерными мануфактурами, создавал орнаменты и росписи для Севрского фарфора, много времени уделял фарфоровой миниатюре, расписывал веера, украшал дворцы знати и королевские апартаменты.

Будучи придворным живописцем в своих работал изображал не только фешенебельную жизнь высшего света Франции, но и с огромным удовольствием писал деревенские ярмарки, сельские жанровые картины, портреты самых простых людей.

Портрет Франсуа Буше кисти Густафа Лундберга

Художник Франсуа Буше (Francois Boucher) родился в сентябре 1703 года в Париже, в семье художника Николя Буше, который создавал узоры для вышивки рисовал гравюры.

С самого раннего детства Франсуа помогал отцу в мастерской, где и проявился талант будущего живописца.

Николя Буше отдал своего сына в ученики к известному французскому художнику Франсуа Лемуану.

Когда Francois Boucher исполнилось семнадцать лет, он оставил мастерскую Лемуана и поступил в гравёрную мастерскую Ж.Ф Кара-старшего. Работа в гравёрной мастерской давала средства к существованию молодому человеку, а кроме того позволила завести полезные знакомства с высокопоставленными заказчиками известного гравёра.

Несколько лет Франсуа занимался иллюстрированием книг и созданием гравюр, а в 1723 году получил академическую премию за картину «Евилмеродах, сын и наследник Навуходоносора, освобождённый из оков царя Иоахима». В этот время художник познакомился с творчеством Антуана Ватто, увлёкся работами знаменитого художника, начала изучать композиционные приёмы великого живописца.

В 1723 году Франсуа Буше принял участие в конкурсе на Римскую премию Королевской Академии живописи и ваяния, стал победителем конкурса, но отправиться в Италию не смог – для никому не известного художника не оказалось вакантного места в итальянском филиале академии. Только через 4 года художнику удалось совершить поездку в Рим, где он увлёкся творчеством Кортона и Джованни Ланфранко, начал коллекционировать рисунки Тьеполо.

После возвращения из Италии художник пишет целую серию полотен на библейские и мифологические сюжеты, пейзажей, интерьеров и пасторалей, создаёт декорации к нескольким операм и балетам, начинает плодотворно сотрудничать с мануфактурами фарфора и гобеленов.

В 1734 году Франсуа Буше становится членом Королевской Академии, а впоследствии и преподавателем, поскольку в этот период времени художник женился, в семье родились дети и семья отчаянно нуждалась в дополнительных средствах для существования.

К концу десятилетия материальное положение живописца настолько упрочилось, что Буше позволял себе относиться к заказам избирательно и не брался за заказ, если заказчик платил менее 300 ливров.

В конце 40-х годов восемнадцатого века покровительницей Франсуа Буше стала мадам Помпадур, известная любовница короля Людовика XV. Сначала мадам брала уроки рисования у известного мастера живописи и очень хорошо платила за эти уроки. Впрочем, злые языки утверждают, что мадам и художник занимались на уроках не только рисованием.

Мадам де Помпадур

Во всяком случае, через мадам Помпадур художник начал получать выгодные заказы от главного управляющего королевскими имениями, в ом числе и на эскизы для сервизов и фигурок, которые производились на фарфоровой фабрике в Севре. Специалисты утверждают, что именно благодаря таланту Буше фарфор из Севра стал таким популярным в восемнадцатом веке.

В последние годы своей жизни художник начал терять популярность, нало пишет и всё больше времени отдаёт административной работе в Королевской Академии.

После революции 1789 года творчество художника, который «запачкал» своё имя близостью к королевскому двору, было предано на долгие годы забвению. И это забвение длилось более века – до той поры, пока не появился многотомный труд по искусству восемнадцатого века братьев Гонкур.

Картины художника Франсуа Буше (Francois Boucher)


Туалет дамы
Одалиска
Четыре времени года
Пастух, играющий на свирели пастушке
Обнажённая на софе Модистка Садовница
Пан и Сиринга Пастушка и пастушок
Диана после купания Туалет Венеры
Венера и Купидон
Пейзаж с водяной мельницей
Обучение Купидона
Венера и путти
Откровения пастушек
Испуганная купальщица Диана с нимфой после охоты Влюблённые в парке Сбор вишен Юпитер и Каллисто